"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

079. Вопрос: "В чем причина и промыслительность телесных заболеваний?"


  "1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
  2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
  3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
  (Ин. 9)"
  "6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
  7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
  (1Петр. 1)"
  "13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
  14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
  15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
  (Иак. 5)"
  "1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
  2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
  (1 Петр. 4)"
  "12 Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего?
  13 Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день.
  14 Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться.
  18 Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою... 

  (Пртч. 1)"





 

 

  "Я думаю, что болезни – это самый ценный и многообещающий труд духовный, ведь ничто так не смиряет человека, как болезни. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это. (Прп. Пимен Многоболезненный)"
  "Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. 
Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай! (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  "Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Раньше я думал: "Зачем Господь посылает горе и скорби на землю?" А теперь я понял - камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Когда человек в полном порядке в отношении здоровья, то это как раз значит, что у него что-то не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел. Поэтому я говорю, что если у человека нет обязанностей по отношению к другим, то ему лучше предпочитать здоровью болезни. Будучи здоровым, человек остаётся в должниках, а вот от болезни, относясь к ней с терпением, — он получит мзду.   Когда я жил в общежительном монастыре, туда однажды приехал один святой епископ, очень старый, по имени Иерофей. Он был на покое и подвизался в скиту Святой Анны. Когда, уезжая, он садился на лошадь, у него задрались брюки и все увидели его страшно опухшие ноги. Монахам, которые помогали ему сесть на лошадь, стало жутко. Епископ понял это и сказал: "Это самые лучшие дары, которыми наградил меня Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал". 
  Однажды к старцу Паисию привезли человека, прикованного к инвалидной коляске. Подвижник обнял его парализованные, недоразвитые ноги и стал целовать их, приговаривая: "Ножки вы, ножки... Ведь они приведут тебя в рай, а ты этого не понимаешь... Послушай меня, сынок. Бог не хочет, чтобы ты когда-нибудь выздоровел. Твое состояние будет все хуже и хуже - лучше не будет. Но знай: те люди, которые собираются вокруг тебя и тебе служат, спасают таким образом свои души. Оказывая помощь тебе, они получают помощь сами, хотя этого не понимают. Так ты становишься средством спасения душ. Бог хочет от тебя именно этого. 
  Болезнь всегда приносит человеку огромную пользу. Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию. Здоровье — это хорошее дело, но той пользы, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может. Болезнь приносит человеку духовную прибыль. Болезнь — это величайшее благодеяние. Она омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние.
  Если душу человека уподобить золоту, то болезнь подобна огню, это золото очищающему. Ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». Чем больше страданий причиняет болезнь человеку, тем сильнее он очищается и освящается, надо только переносить это испытание без ропота и с радостью. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Причина болезней в мысленном падении. Болезнь — от мысли. Обычно всем нам приходят и хорошие, и плохие мысли. Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями, как тело телесной пищей. Не принимай дурной пищи и будешь здрав. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Ибо так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы каждый человек в жизни сей свой имел крест, который с детскою покорностью к Отцу нашему Небесному должно несть. Многие достойные люди сколько невинно претерпевают различных искушений и бед! А мы, обремененные грехами, не думая ни о чем, посиживаем в теплой комнате и, покоясь на мягком пуховике, должны хотя болезнями расплачиваться за свои грехи, почему и будем из глубины души взывать ко Господу: «Отче наш, да будет со мною во всем Твоя Святая воля; точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего». И тако размышляя, милость Божию обрящем. (Прп. Антоний Оптинский)"
  "Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда. Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению.
  Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога. Те, которые дурным образом жизни сами приобрели болезнь, должны... пользоваться телесными врачеваниями как примером для попечения о душе.
  Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ. Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов. Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога. (Свт. Василий Великий)" 
  "Если случится тебе впасть в болезнь не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше научись терпению, ожидая милости от Бога, чтобы Он управил нас во всем, ибо бывает время, когда и плоть нуждается во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, «ибо Он печется о нас». 
  Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит. Причина болезни-грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость. Радуйся в скорбях, потому что венцы сплетаются из различных цветов; и праведники многими скорбями входят в радость Господа. 
  Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое, ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига. Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых.
  Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями. Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь. Скорби и искушения полезны человеку: делают душу благоискусной и твердой, если она мужественно, охотно, с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высокомерные, может быть, смеются над моими страданиями. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить. Пусть тленное будет предано тлению; сохрани образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба.  
  Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок. Страдаю от болезни и радуюсь-не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо когда не могу не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что причины нет. С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Кто создал душу, Тот сотворил и тело. Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней. Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: разве эта болезнь не легче геенны, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении? (Авва Исаия)" 
  "В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой. С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Один старец часто болел. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: оставил меня Господь мои и не посетил меня. (Отечник)" 
  "Один поселянин просил Кирилла Белоезерского помолиться о его больном друге. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз даже не позволил больному лежать за оградой: «Эта болезнь послана ему в наказание за прелюбодеяние; если обещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще горше пострадает». Когда переданы были эти слова больному, он устрашился обличения, от чистого сердца исповедал все свои согрешения святому, обещал исправиться и по его молитве исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов. (Троицкий Патерик)" 
  "Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь. Претерпи, пока не пройдет скорбь, тогда иди, куда хочешь, чтобы уход твой не причинил соблазна другим и не произвел смущения в живущих в том месте, откуда ты уходишь. (Автор неизвестен)" 
  "Хотя ты и не за Христа терпишь гонение, однако если терпишь неповинно и благодаришь Бога, то и это вменится тебе, как бы терпящему за Христа. Вспомни страстотерпцев российских Бориса и Глеба-за Христа ли они пострадали? Поистине, нет, но по зависти брата, однако это вменилось им, как будто они претерпели за Христа. Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях не малая отрада бывает от того, чтобы во всем положиться на волю Господню, естественно благую, хотящую нам всегда добра и все устраивающую в пользу нашу, ибо все, что Он устраивает с нами, хотя и кажется нам неприятным, однако все к лучшему. Вот и садовник, очищая сад, хотя режет ветки, однако не повреждает этим деревья или виноград, но даже делает их еще более плодоносными: «всякую (сказано) ветвь... приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
  Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными плодами; и когда Он видит, что мы терпим и повинуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь-в радование. Поэтому возложим все на Его святую волю, говоря: устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля. Вот, например, праведный Иов всегда соединял с волей Господней все тяжкие случаи, ибо говорил: «Господь дал. Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! И посмотри, как после того блага превзошли все бедствия Иова, бывшие по воле Господней.  
  Господь, отвлекая и очищая ум наш от всякого неразумного земного пристрастия, как истинный врач, врачуя душу нашу, часто пресекает наши желания и хотения; много раз претворяет их в скорбь и горесть, чтобы мы в Господе Боге искали вечного утешения, которое не отнимется от нас вовеки. Ибо все земное существует лишь на малый час, на малое время, небесные же радости не имеют конца и пребывают во веки вечные. Какое будет тебе приобретение, если и все желания твои сбудутся, ты же останешься чужд Господней благодати? Никакого.
  Потому чем больше с благодарностью претерпишь от Господа скорби вопреки своим мыслям и желаниям, тем большее потом примешь от Него утешение: «При умножении,-сказано,— скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою». Не унывай вследствие скорби и препятствий, попускаемых Божиим Смотрением ради грехов твоих, но с благодарностью принимай их как некое великое врачевание для души. Ибо лучше здесь претерпеть временную скорбь, нежели потом скорбеть вечно; лучше здесь, а не там. Ибо весьма несчастен тот, кто, много согрешив, не претерпевает здесь с благодарностью скорбей и препятствий, но всегда хочет, чтобы все делалось по воле сердца его. Знай, что таковой будет скорбеть в грядущей жизни. (Свт. Димитрий Ростовский)" 
  "Один из иноков вошёл в церковь в Александрии помолиться. И увидел одну почтенную женщину, которая в слезах стояла на коленях перед иконой Спасителя и повторяла: «Оставил меня. Господи!». «Кто тебя обижает?"-спросил он. Женщина ответила: «Никто меня ничем не обидел. Но о том я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и уже три года не посетил никакой скорбью». 
  Амма Феодора поведала, что некий инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал себе: «Уйду отсюда». С этими словами он начал обувать сандалии. И внезапно увидел в углу келлии другого человека, который также обувался и который сказал ему: «Из-за меня ли ты выходишь отсюда? Во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя». (Пролог в поучениях)" 
  "Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию. Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию. Познавший истину не противится скорбным обстоятельствам, ибо знает, что они приводят человека к страху Божию. Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего и от чего оно пришло, но старайся перенести его с благодарностью, без печали и злопамятства. (Прп. Марк Подвижник)" 
  "Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности и непостоянству житейского. Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе. Скорби помогают святым быть кроткими и смиренными, а не надмеваться от знамений и заслуг. От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от всякой робости.
  Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными (в молитвах). Через скорби Бог упражняет душу в добродетели, ибо когда – душа избирает добродетель, несмотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней. ... Скорбь особенно располагает нас к мудрости и делает крепкими... Великое благо скорбь, но мы не должны сами навлекать ее на себя. Ничто так не содействует любви и общению, как скорбь; ничто так не соединяет и не связывает души верующих.
  Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает. Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того... и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками Вечной Жизни. Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Одно остается нам, немощным и грешным, — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться пред Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Авва Феодосий Великий очень страдал перед смертью. Один брат посоветовал ему помолиться Богу об облегчении этой лютой болезни. - "Ах, отец мой, - ответил Феодосий, - мне самому не раз приходит в голову эта мысль, но я каждый раз прогонял её, как дьявольское искушение. После всей славы и почестей, которые я получил, не лучше ли мне радоваться о страданиях перед исходом, чтобы не лишиться обещанного вечного блаженства. Ведь ужасным будет услышать от Авраама грозные слова: "Вспомяни, чадо, что ты уже получил все блага в твоей временной жизни.""
  Ты сама не знаешь, что у Бога просишь, – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются. Любвеобильный Отец наш всё творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем. (Прп. Макарий Оптинский)"
  "Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда: он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно — он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нём. В течение месяцев он оскорблял Бога. То, что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: "До этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас?" И постепенно он стал всё осознавать.
  Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и что Он хочет ему что-то сказать через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию, в Его Промысл о нём, и увидеть, что он страдает не зря. И ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать — это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: "Какие у мальчика могут быть особенные грехи?" Но мы знаем, что святые по мере приближения к свету Христову всё более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться», — и потому даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она даёт нам возможность идти к Богу. (Протоиер. Александр Шаргунов)" 
  "Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: “Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам”. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвигов или даже более. (Прп. Вонифатий Киевский)"




 

  
  "Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу; тело умерщвляет, но душу животворит; внешнего человека ослабляет, но внутреннего обновляет. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Как обновляется? Научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся из-за недуга кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх Суда Божия? Когда усерднее человек молится, чем в болезни? О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы - так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас.
  Различным болезням или недугам врачи находят различные причины. Но и болезнь не без Божия Промысла бывает, и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Этим утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым Он тело твое бьет, чтобы душа твоя выздоровела и спаслась. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна: и всякое наказание горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо.  
  Болезнь усиливается от нетерпения. Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение-и облегчится болезнь твоя. Ничто так не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и временному страданию, и настанет или утешение, или страдание вечное. Смерть для каждого есть дверь к Вечности, или блаженной, или неблагополучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели была вчера и третьего дня. А как придет, то и положит конец страданию твоему, и от временного страдания прейдёшь к вечной радости. 

  От любой скорби ничем иным, как молитвой и исповеданием наших грехов перед Богом, избавиться не можем. Даже тот, кто своему верному другу сообщает свою скорбь, получает некую отраду и утешение, тем более когда говорит о ней Богу. Он милосерден по естеству и близок призывающим Его во истине, и когда мы сообщаем Ему скорби сердца нашего и, исповедуя наши грехи, смиряемся, падаем перед величием Его, мы получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя». Скорбь - истинное училище молитвы. 
  «Великое благо есть скорбь», - говорит Иоанн Златоуст. Вели-кое благо, ибо смиряет нас, ибо пресекает путь к плотоугодию и гибели, ибо исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу и так отводит от гибели и наставляет на путь к Вечной Жизни. Великую милость делает с нами Отец Небесный, когда посылает нам скорби и напасти. О скорбь! - жезл Божиего наказания, горькое, но здоровое наше лекарство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к Вечной Жизни! 
  О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас. Терпеть, или не терпеть в страдании, однако ж не миновать того, и нетерпением страдания не отвратить, которое промысл Божий нам определил. А от нетерпения не иное что, как вред и пагуба последует. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. Скорбь терпение соделывает. Напротив того, нетерпением умножается болезнь.
(Свт. Тихон Задонский)"
 
 

"Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной. Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
 
"Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от неё; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется».
(Прп. Серафим Саровский)"
 
 
 
 

 
"Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями... Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ангелы, там и все святые.
(Прп. Серафим Вырицкий)"
 

 
  "Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей — сатана — пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.
  Грех же совершается в душе и прямо делает её больной. Но т. к. жизнь тела - от души, то от больной души, конечно же - и жизнь тоже нездоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, неблагоприятно действует на кровь, в которой - основа здоровья телесного. Грех отдаляет от Бога - Источника жизни и разрушает все законы, действующие и в самом согрешающем, и в природе. Поэтому удивительно, как это остаётся человек живым после греха.
  Это - милость Божия, ожидающая покаяния и обращения грешника. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов. Этим полагается путь к благодетельному (к эффективному - от авт.) действию лекарств.
(Свт. Феофан Затворник)"


  "Плотское мудрование признаёт недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души... Духовный разум видит и в недугах, посылаемых Промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною благодатью, милость Божию к человеку. Озаряемый светом Слова Божия, духовный разум научает Богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. 
  В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности. Исцелив расслабленного, Господь сказал ему: "Се здрав ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет". По этой причине чудесные исцеления телесных недугов бывают редко. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию: как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению гораздо вернее, нежели чудесные исцеления.
  Знаю по собственному опыту, что больной человек и себе и другим не слуга. Здоровье потерять легко, а возвратить трудно. Лечившись здесь в течение двух сезонов, только ныне начинаю чувствовать значительное облегчение после продолжительной сыпи и то облегчение, а не выздоровление. Мое здоровье расстроено еще в детстве золотухой скрытною, которая не была понята, а потому не лечена, а потом простудою. Слава Богу за все! для меня болезнь была как бы цепями, обуздывавшими горячность моего характера и сложения; она препятствовала деятельности, вместе препятствовала и большему развитию гордыни, которая часто развивается от успешной деятельности. Слава Богу, Промыслителю нашему, за все. О намерении подать просьбу Царю одного из здешних я знаю трудно такой просьбе иметь успех. Да если б и получила она какой успех, то я полагаюсь на волю Божию, которая часто разными противностями устрояет человеку спасение, о коем мне в мои лета следует думать и думать. Буди воля Божия, и за все имеющее случиться слава Богу.
  Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Терпение скорбей с благодарением Бога, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, верными залогами которых служат земные скорби. 
  Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя. Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. Таково достоинство скорбей земных: когда они переносятся с благодушием, они-дар Божий. Они - знамение усыновления Богу. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

 

"Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной добру, должно с благодарностью показывать мужество и терпение (спасаться через это - от авт.), а не укорять Бога - зачем создал тело.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
"От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, - и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности - невольные болезни в старости.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


 
  






 

 

  

  Ответ: "Основных причин у телесных заболеваний человеческих две...
  Об 
одной из них говорили апостолы, когда спрашивали Христа о причине врожденной слепоты человеческой...
  Это зло (грехи) предков (начиная с первородного греха Адама и Евы) больного и зло (грехи) самого больного, следствием чего и являются страстность, тленность и болезненность тела (одной из причин мигрени, напр., является тревожность неправильная)...
  Другая причина телесных болезней человеческих заключается в ответе Христа апостолам - они (болезни) прославляют Бога...
  Слава (Любовь) Божия - есть как вторая причина болезней человеческих, так и одновременно, промысел Божий...
  Как может болезнь телесная, человеческая прославить Бога?...
  Болезнь может привести больного человека к жизни по заповедям Христовым (к любви)...
  Жизнь человека по заповедям и Христовым - и есть собственно прославление Бога (любовь к Богу), т. е. слава Божия...
  Телесное заболевание человеческое сугубо...
  Оно ограничивает физические способности (возможности) человека и этим самым (естественным образом) смиряет его, уменьшая его в гордости, в высоком мнении о себе...
 
  "14 Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; 
  15 здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; 
  16 нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; 
  17 лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. 
  (Сир. 30)"
 
  Одновременно телесная болезнь (заболевание - от слова боль) по определению, вводит человека в состояние скорби (боли), иногда очень сильной...
  Скорбь же является сильнейшим средством (лекарством) от сластолюбия, резко уменьшающим его...
  Человек же, уменьшающийся в любви к удовольствию, приобретает естественную способность возрасти в любви ко Христу, т. е. начать жить по заповедям Иисусовым (т. е. славить - любить Бога)...
  Безропотное (а в идеале радостное и благодарное) переживание скорби/боли от телесного заболевания является родной сестрёнкой мученичества, не только умаляя болезного человека в сластолюбии, но и увеличивая его в терпении, кротости и мужестве – в этих фундаментальных основах спасения человека…
  Не случайно архим. Иоанн (Крестьянкин) считал, что главной задачей сестёр милосердия является не лечение (избавление от болезни) больных, но воспитание в них любви к болезни, как к средству человеческого спасения, подаваемому Самим Спасителем.
  В настоящее время в обиходе появилось огромное количество т. н. анальгетиков (болеутоляющих средств)…
  При малейших болевых ощущениях люди всё чаще и чаще стали принимать их, не позволяя тем самым потерпеть хоть немного боль Христа ради…
  Кротость, терпение и мученичество (как и любые др. добродетели) требуют своего культивирования – необходимо терпеть боль до тех пор, пока это возможно как с медицинской точки зрения, так и с духовной – пока боль не станет мешать исполнять заповеди Христовы (каяться, молиться и пр.)…
  Кроме того, нередко за больным человеком приходится ухаживать другим людям (не только родственникам, но иногда и посторонним)...
  Когда люди ухаживают за больным человеком, они тем самым имеют замечательную возможность возрастать в любви и к ближнему, и ко Христу (т. е. опять-таки, славить Бога)...   
  Ну а первая причина (зло человеческое) телесных болезней довольно обстоятельно уже освещалась ранее в других материалах нашего сайта...
  Повторим ее вкратце...
  Душа и тело человека соединены (едины)...
  Соединены неслитно и нераздельно (а после Всеобщего Воскресения и неразлучно)...
  Любое зло человека отделяет его от Христа...
  Отделяясь же от Христа посредством зла (греха), человек теряет благодать Божию (Его животворящую энергию)...
  Теряя же благодать Божию, человек по определению теряет свои и душевное, и телесное здоровье...
  Происходит как раз то, о чем и предупреждала Святая Троица Адама и Еву ("смертью умрешь")...
  "Умереть смертью" - это означает и страстность, и тленность, и смерность согрешающего человека, т. е. болезни и душевные (пороки), и телесные (по единству души и тела), приводящие в итоге человека как к смерти душевной (возрастанию во зле до максимума и умалению в добре до минимума), так и к смерти телесной...
  Здесь можно еще добавить и о том, о чем Господь предупреждал всех людей еще в Ветхом Завете...
  Каждый человек передает по наследству своим потомкам не только свои телесные заболевания, но и свои заболевания душевные (пороки), которые, опять-таки, хоть и косвенно, но, тем не менее, тоже очень сильно влияют на телесное состояние потомков...
  В Библии говорится, что телесная и душевная наследственность человека может передаваться аж до четвертого колена его потомков...
  Поэтому еще так важна добродетельная жизнь каждого человека...
  Он должен помнить, что все его зло негативно отразится не только на нем самом, но и на его потомках...
  Ответственность, ответственность и еще раз ответственность каждого человека (а тем более, христианина)...
  Ответственность не только перед Богом, но и перед своими потомками, прежде всего перед детьми и внуками, которых каждый человек, как правило, видит еще при этой своей, земной жизни...
  Мало того - причиной телесных заболеваний животных тоже являются грехи человечества...
  Отсоединившись от Бога, падшее человечество тем самым резко сократило приток благодати через себя и на все живое творение Божие, подвергнув и его тем же самым телесным скорбям...
  Мало того - падшее человечество испортило не только тела животных, но и их хотя и временные, но, тем не менее, все же, души...
  Вы обращали внимание на то, что у разных животных, даже и диких, и характеры разные?...
  А Вы обращали внимание на то, что у животных зачастую проявляются и страсти, и пороки, очень сходные с человеческими?...
  А Вы замечали, как "характеры" и даже внешность многих домашних или прирученных диких животных напоминают характеры и внешность их хозяев?...
  Это тоже все последствия оскудения нисходящей на животных благодати через падших людей вообще, и их непосредственных хозяев, в частности...
  Злой человек как бы "заражает" своей злой энергией все окружающие его предметы, всех окружающих его людей (и близких родственников в том числе) и животных...
  Поэтому так важно человеку жить по заповедям Христовым, которые, соединяя человека с Иисусом и позволяя ему стяжать Его благодать, позволяют ему не только не повреждаться чужим злом, но и непрестанно возрастать в добре, несмотря ни на какие внешние и внутренние обстоятельства...
  А возрастая в добре душою и тем самым оздоравливая (оживляя) ее, человек приобретает способность укрепляться и в своем телесном здравии...
  В заключение отметим необходимость в благоразумном отношении как к собственно лечению телесных (да и психических тоже) заболеваний, так и к врачам, которые занимаются телесными исцелениями...
  Нередко можно встретить крайние (безрассудные) мнения среди людей по этим вопросам...
  Слишком "ревностные" христиане иногда пренебрегают лечением тел, глупо пытаясь подражать древним пустынникам-отшельникам, монахам-подвижникам, аскетам-столпникам, юродивым, мученикам и др. св. Божиим человекам (стяжавшим особую благодать Божию на свои телесные подвиги), согрешая тем самым небрежением (расточительностью) к здоровью, как к таланту Божию (а иногда и искушением Бога, и дерзостью)...
  Другие же, напротив - все свое внимание и заботы посвящают телесному здравию, забывая о том, что "искать прежде всего" надо Царства Небесного, что все остальное (и здоровье в том числе) "приложится"...
  И к врачам люди нередко относятся либо пренебрежительно/уничижительно/презрительно, либо же превознося их как самодостаточных кумиров...
  Св. Писание и св. отцы замечательно раскрывают эту и смежные с нею темы - напр.:
 
  "1 Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, 
  2 и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. 
  3 Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. 
  4 Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. 
  5 Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? 
  6 Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: 
  7 ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. 
  8 Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. 
  9 Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. 
  10 Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. 
  11 Вознеси благоухание и из семидала (пшеничная мука - от авт.) памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; 
  12 и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. 
  13 В иное время и в их руках бывает успех; 
  14 ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. 
  15 Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!
  (Сир. 38)"
  "1
 В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.
  2 И отворотился Езекия лицем своим к стене и молился Господу, говоря:
  3 «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
  4 Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:
  5 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;
  6 и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего.
  7 И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел.
  (4 Цар. 20)"
  "12 И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. 
  (2 Пар. 16)"

"Так как мы не пришли ещё в совершенство, чтобы вовсе избавиться от пленения страстей, то лучше занятия врачебные, нежели страстные. Но не на врачевания должны мы надеяться, а на Бога, Который умерщвляет и оживотворяет и говорит: поражу и Аз исцелю. Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым, но занимайся им как рукоделием для пользы братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим и сохранишься молитвами святых. Аминь. 
(Прп. Варсонофий Великий)"

 
 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Беседа "Утешение больному" свт. Василия Великого, слово "На болезнь" свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статьи Елены Гаазе, Ольги Рожневой, митр. Лимассольского Афанасия, протоиер. Леонида Грилихеса и митр. Андрея (Конаноса) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Фома, Православие и мир, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/  
  http://serafimov.narod.ru/temmat/krestno_.html#bolezn
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.v_01_2226
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_04_2050
 
 http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=skorbi
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_36/topic_2762/
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/49316.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/62117.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/62504.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/37490.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/63601.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67909.htm
 
 http://www.foma.ru/vyivod-statej-po-temam.html?
  http://www.pravmir.ru/preterpevshij-zhe-do-konca-spasetsya/
 
 http://www.pravmir.ru/kogda-v-seme-est-bolnoj/
 
 http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/55Zdorovie.htm

 

 




 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
      
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (13 Мар 14)
Просмотров: 2450

Поиск