"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

081. Вопрос: "Почему ваш сайт называется ДЯТЕЛ?"

 
"6 Всё дышащее (в том числе и дятлы - от авт.) да хвалит Господа (это был русский/синодальный перевод, а в слав. переводе: "Всякое дыхание да славит Господа!") ! Аллилуия. 
  (Пс. 150)"

  "24 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:
  25 муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;
  26 горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале;
  27 у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;
  28 паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
  29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают:
  30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
  31 конь и козёл, предводитель стада, и царь среди народа своего.
  (Прит. 30)"
  "1 Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож.
  2 Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его.
  3 Мала пчела между летающими, но плод её – лучший из сластей.
  4 Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми.
  5 Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец.
  6 Многие из сильных подверглись крайнему бесчестию, и славные преданы были в руки других.
  7 Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай.
  8 Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай.
  (Сир. 11)"
  "17 Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского.
  18 И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, –
  19 и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.
  (Ис. 7)"

 

 



 

  "Вопрос: "Отец мой! как согласить это: ты повелел мне, когда вижу что-либо неполезное, говорить, прежде нежели меня спросят, а отцы говорят, что не должно начинать разговора прежде вопроса, и авва Нистерой не потому ли приводил других в удивление, что, будучи в общежитии, говорил: я и осёл - одно и то же. Скажи мне также, Отец мой, что значит внимать своим помыслам? Должно ли заниматься сим в определённое время, и как сие делать?"
  Ответ Иоанна: "Брат, старцы отвечают сообразно с духовным возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги; но настанет и такое время, когда ему будут служить другие: тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде. Совершенным совершенное и говорится, а находящимся под законом преподаётся иное, ибо они ещё испытываются под пестуном. Когда и ты будешь мертв для мира, как авва Нистерой, тогда можешь сказать: я осёл. Не высокомудрствуй, потому что повредишь себе тем. Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером также, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя."
(Прп. Иоанн Пророк, Ответы духовному чаду)"

  
  Толкование
 
 Чрез сие Богоносный Отец показывает, что не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: я осёл, ибо сказать это не есть бесчестие, но, напротив, величайшая честь. Потому и говорит Отец: не высокомудрствуй. Ибо когда кто достигнет в меру осла, то подобно ему, получая удары, терпя поношения, будучи отягощаем, влеком, связываем и терпя всё подобное, что свойственно терпеть ослу, переносит всё сие не противореча, не помня зла, и отнюдь не возмущаясь в сердце, подобно ослу, но пребывая при всём том, как бесчувственный, что и означает уже желаемое двоякое или троякое умерщвление; тогда, может быть, человек осмелится сказать: я осёл, но и то со многим стыдом, размышляя о высоте такого преуспеяния.
  Однако думаю, что и тогда он не скажет сего: но видя, что ему многого недостаёт до такого состояния, тем менее осмелится сказать: я осёл, и даже не посмеет и подумать сего, зная, что это есть высокомудрие, в котором состоит падение души и поистине совершенная погибель.
(Авва Дорофей)"


 

 

 
"Видит Бог, что ты как паук трудишься.
(Св. прав. Иоанн Конштадтский)"














 
 
 
 
 
  Ответ: "Мы Вас прекрасно понимаем...
  В смысле - Ваше недоумение...
  "Голубь", например, звучит намного благобразнее...
  Да и в Св. Писании голубь являл собою образ Святого Духа (при Богоявлении)...
  И Христос, говоря о кротости, приводил в пример голубя как образ ее носителя...
  И "агнец" тоже является благозвучным словом, являя собою в Св. Писании образ и послушания, и кротости, и смирения Бога Слова...  
  Но мы не стали рассматривать эти слова и подобные им из Библии (как варианты названия сайта) в связи, во-первых, с их освященными смыслами и во-вторых, как возможную причину для собственного тщеславия...
  Мы не хотели использовать и просто какие-нибудь слова либо с однозначно хорошим смыслом, либо же с однозначно плохим...
  Однозначно хорошее слово (напр. "аскет", "христианин", "храм", "ангел", "покаяние", "любовь" и пр.) автоматически проецируется как претензия на хорошесть нашего сайта и собственное благочестие...
  Поэтому однозначно хорошее слово (с нашей точки зрения) будет провоцировать (соблазнять) и некоторых наших читателей либо на осуждение нас как хвастунов, либо же будет подвигать их к другой крайности - к превозношению нас...
  Ну а про собственное искушение тщеславием мы уже писали выше...
  Однозначно же критическое слово, т. е. слово с плохим содержанием (напр. "разбойник", "фарисей", "грех", "зависть", "ненависть" и пр.), как это ни покажется странным, может вызвать те же самые соблазны, как и слово хорошее...
  Да и называть плохим словом доброе дело нам тоже не хочется чисто по-человечески...
  Поэтому мы решили выбрать слово свежее, не имеющее массового смыслового клише, т. е. не имеющее общепринятой, смысловой однозначности...
  В Библии образы животных и птиц очень часто применялись как формы, содержащие те или иные духовные качества людей (как добрые, так и злые)...
  Мы не помним, чтобы в Св. Писании употреблялось имя "дятел" (ни в каком смысле)...
  В быту люди иногда используют это слово в отношении ближних как оскорбление...
  Ну что же, мы готовы принять на себя это негативный бытовой смысл слова "дятел", как один из неоднозначных его аспектов (к чему мы, собственно и стремились)...  
  Слышали мы и мнение о том, что в православной традиции дятел является нехорошим (злым) образом...
  Хотя мы об этом ничего не читали, но можем и с этим согласиться, и тоже отнести этот негативный, смысловой аспект на свой, личный счет...
  От себя же мы можем добавить, что образ дятла может быть подобием нечестивого человека...
  Нездоровое гнилое дерево, которое он постоянно ищет, к которому он все время стремится и на котором он непрестанно находится - образ твари и зла, как источников удовольствия... 
  Черви, которыми он питается - образ самого удовольствия, которое нечестивый человек извлекает как от всей твари (напр., из своего собственного естества), так и из зла...
  Трудолюбие дятла - образ порочного упрямства (жестоковыйности) нечестивого человека (его настойчивое злолюбие)...
  Одиночество дятлов (а ведь они не объединяются в стаи) - образ человеческого эгоизма (эгоцентризма), его ненависти к близким и самоизоляции (закрытости) как в земной жизни, так и в геенне...
  Стук, который раздается в лесу во время "работы" дятла - образ как непрестанного голоса совести бесчинного человека во время его постоянных согрешений, так и неотходного действия спасительной благодати Христовой, о которой Господь говорил в Откровении как о Своем стуке в дверь души каждого грешника и долготерпеливо ожидающего, чтобы тот открыл ее (покаялся и обратился)... 
  И пр., и пр. ...
  Но дятел может быть и добрым образом...
  А больное, гнилое дерево может быть образом всего естества человеческого, глубоко пораженного злом в результате грехопадения наших прародителей...
  Дятел может быть образом доброй воли христианина... 
  Его труд - образ усилий, которые христианин затрачивает при исполнении заповедей Христовых...
  Дятел одна из немногих птиц (а может быть и единственная), которая добывает себе пропитание интенсивнейшим трудом, подобно и человеку ("в поте лица своего будешь есть хлеб твой")...
  Дятел может быть и образом трудолюбия, терпения, мужества (антипод упрямства) христианина...
  Христос говорил, что Царство Божие "нудится", и что только "нуждницы восхищают" (приобретают) Его... 
  Нудить - принуждать себя, работать, усиливаться, нередко и со скорбью, и с нуждой, и с болезнью (болью) в подвиге исполнения заповедей Христовых...
  Народная мудрость согласна с этим, она говорит, что без труда не выловишь и рыбку из пруда...
  А уж тем более без труда не войти человеку в Царство Божие...
  Дятел нам это все демонстрирует - он мог бы питаться, как и все остальные птицы (образ нечестивых, избравших широкий путь лени и удовольствия в геенну), но он трудится (образ христианина, живущего по заповедям Иисусовым) настойчиво и вопреки всему подавляющему, окружающему его большинству птичьих собратьев (образ неверующих во Христа людей)...
  Черви же, которых дятел достает из гнилого дерева - образ зла, которое христианин искореняет в своем больном пороками естестве посредством исполнения заповедей Христовых...
  Вся трудолюбивая и упорная жизнь дятла, живущего все время на одной и той же территории, никуда в жаркие страны на зиму не улетающего - образ жизни тщательного, усердного христианина, и в скорби (зимой), и в радости (летом) не отступающего от Христа и Его заповедей... 
  Одиночество (моно - один) дятла - образ монашества, христианского подвижничества (ревностного православного отшельничества)... 
  Дятел - санитар леса...
  Лес - образ падшего человечества...
  Христианин - санитар человеков ("спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи")...  
  Дятлы - здоровье леса...
  Христиане (христианство) - свет (бдагодать) миру, здоровье человечества... 
  Дятлы могут принадлежать к разным видам, имеющим разные же размеры и окраски...
  Подобно этому и люди могут иметь разные степени своих как зла, так и добра (напр., оглашение, новоначалие, освящение, преуспевание и пр.)...
  Мы могли бы еще и еще продолжать раскрывать как негативные, так и положительные смыслы, которые содержит в себе эта очень красивая птичка...
  Но нам кажется, что и приведенных выше объяснений вполне достаточно для того, чтобы Ваши недоумения были удовлетворены...
  Предлагаем Вам и самим немного поразмышлять на эту тему...
  И не только по поводу дятла, но и по поводу любого творения Божия, которое встречается Вам по жизни...
  Св. отцы (напр., свт. Тихон Задонский) считали очень полезным рассматривать любую тварь как образ Божий, содержащий в себе огромные по своей глубине смыслы...
  Такая практика (составляющая трезвения - размышление) не только позволяет человеку проникать в смыслы мироздания (обретать благоразумие), не только помогает ему непрестанно помнить о Творце всего окружающего, но и научает человека благодарности и благоговению перед Богом, раскрывает ему потрясающую премудрость Божию (обретение ведения)...  
  Как об одних из примеров подобных образов, можно поразмышлять, например, о пчеле или муравье...
  Они были бы неплохими, с нашей точки зрения, кандидатами на название нашего сайта (в смысле такой же сугубости - двойственности смыслов), которые можно так же, во всей широте, обнаружить и у них..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья игум. Нектария (Морозова) с сайта Православие.Ру...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61734.htm

 




 


 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
 
  
 
     
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (27 Дек 12)
Просмотров: 1136

Поиск