"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

082. Вопрос: "Существует ли нечто, достаточное для спасения человека?"



 

"Когда ты видишь в других недостатки, знай, что твоя духовная жизнь в упадке, что она ниспровержена и необходимо сугубое покаяние и самоукорение. Когда я смотрю на своих собратьев и осуждаю их в себе, то узнаю что дела мои плохи. Я должен хорошенько увериться в том, что каждый брат хорош. При каждом случае недопонимания класть поклон буду я, виноват я или нет, чтобы мне всегда быть с ними в мирном устроении и чтобы была со мною благодать Божия. Никогда не буду причащаться Божественный Тайн, если я огорчил какого-нибудь брата и не примирился с ним.
(Архим. Ефрем, Катунакский)"


 



"Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой.
(Протоиер. Василий Ермаков)"






"Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы - дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку. (Архим. Кирилл (Павлов))"
 


 
"Ты много читал, а не понял главного - духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи - это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"


 
 
 

"Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?
(Блж. Матрона Московская)"


 
 


  "Однажды некий священник спросил преподобного старца Симеона Псково-Печерского: 
  — Я замечаю в себе, что часто впадаю в осуждение. Как победить мне сей злой порок, хотя мне и приходилось читать предсказание преподобного Нила Афонского, что люди XX в. очень будут осуждать других? 
  Отец Симеон на это отвечал: 
  — Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит. 
  Осуждаем же мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего. 
  Осуждая порочных людей, мы сами себя осуждаем, потому что и мы не свободны от грехов. Ко гда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши. 
  Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку. «Кто говорит клевету, — сказал некто, — и кто слушает ее — оба имеют диавола: один — на языке, а другой — в ушах». Если бы ты был добр, то не стал бы говорить худо о другом. Даже и явных грехов нам оглашать не должно. Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи. Чтобы не осуждать, мы должны заниматься своею душою, узнавать свои душевные болезни, свою нищету. 
  Узнать самого себя — самое трудное и самое полезное знание. Сподобившийся увидеть себя, говорят отцы, выше сподобившегося увидеть Ангелов.


 
 
  
 
"Опытом доказано, что за какие грехи осудим ближних, в те сами впадём. (Прп. Иоанн Лествичник)"






"Монах <и всякий христианин> подвергается той же вине и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякому должно судить только себя самого, осмотрительно, осторожно наблюдать за собою во всем, а не расследовать жизнь и поведение других. Кроме сказанной причины, и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они делают, может быть, правильно пред Богом или извинительно то, чем мы соблазняемся и оказываемся безрассудными судьями их и этим допускаем нелегкий грех, думая о своих братьях иначе, нежели как должно. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"




  

"Если увидишь, что брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих. Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими.
(Прп. Антоний Великий)"


 

  

"Сперва должно себя самого исправить от какого бы то ни было недостатка, и тогда уже обвинять в нем другого: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, (как) вынуть сучок из глаза брата твоего». Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий (другого), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя (другого), делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие (дела). Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия.
(Свт. Василий Великий)"


 


  
"Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение) мог бы свести нас в преисподнюю. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. Бог произносит суд не только в соответствии со свойствами наших преступлений, но и с твоим судом о других.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 



"Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою. Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 



"Грешен – укоряешь ближнего, ведь когда принимаем помысл осуждения ближнего, ослабевает духовная сила.
(Прп. Варсонофий Великий)" 







"Человек, осуждающий других, походит на зеркало, которое в себе всех отображает, а себя не видит.
(Свт. Димитрий Ростовский)"







"Презрением к падшим уготовляем мы себе великое наказание.
(Прп. Нил Синайский)"




  


"
Нет ничего хуже осуждения, презрения или уничижения ближнего.
(Прп. Авва Дорофей)"
 


  


"
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: Не судите, да не судими будете и ещё: Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его. Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии апостольские слова: Темже мняйся стояти да блюдется, да не падёт. Ибо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как опытом сие дознавший Пророк говорит: Аз лее рех во обилии моем: не подвижуся во век... Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит прп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества.
(Прп. Серафим Саровский)"





"Хотя бы осуждая ближнего, ты правильное что о нем говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако за это не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог.
(Свт. Тихон Задонский)"




"Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего.
(Прп. Нектарий Оптинский)"







"Откуда же берется бес осуждения? От гордости, оттого, что многие считают себя выше и лучше других. Осуждаем мы также от злобы, от ненависти,- от того, что любви очень мало в сердцах наших.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"







"Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чём попещись: свои язвы греховные смердят.
(Прп. Лев Оптинский)"






"Нет ничего хуже осуждения. 
(Авва Дорофей)"






"Главное, что требуется от каждого человека,– это никого не осуждать. Кажется, просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: „Прости", а враг внушает: „Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси". Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"







"А осуждение — великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"







"Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нём плохо, а он по уму подобен ангелам.
(Прп. Силуан Афонский)"







"Не осуждай других: если осудишь, ты поругаешься образу Божию (коим является всякий человек), и грех сдавит твоё существо. Осуждай себя. Других судит Бог. «Имже бо судом судиши друга, себе осуждавши». «В ню же меру мерите, возмерится вам». Никогда не должно осуждать других в каких-либо слабостях или пороках, потому что осуждающий наказывается часто от Бога попущением делать то же самое, что осуждал в других. Все люди со слабостями, и ты — тот же человек и можешь очень легко подвергнуться тем же слабостям, и, когда подвергнешься, тебя так же осудят, как ты осуждал других, даже жесточе. «В ню же меру мерите, возмерится вам» — сказал Спаситель. 
   
Далеко зашёл ты в суждении об отце Павле: возвратись к тому первоначальному суждению, которое имел ты о нём при первом с ним свидании. Вообще суди всегда снисходительно и смиренно о его, по-видимому, неблаговидных поступках: он — твой начальник: «В ню же меру мерите, возмерится вам». Ты горд и потому слишком строго и свысока смотришь на каждый его поступок. Старайся так же снисходительно судить и об отце Матфее. 
  Когда я согрешаю, то какая-то мертвящая тяжесть в сердце и в груди давит душу мою, сокрушает и стесняет бытие моё и как бы гонит душу вон из тела - тяжела, необыкновенно тяжела бывает тогда жизнь. Чтобы эта тяжесть оставила душу, надобно сознать во глубине души, с искренностию тот грех или те грехи, кои были причиною душевного мучения, осудить себя и впредь взять намерение остерегаться спотыкаться на том же месте. Нужна также усердная молитва. (Этот опыт был со мною сегодня. В душе моей была чрезвычайная, убийственная тяжесть после сделанных мною грехов, особенно греха едкого осуждения отца Павла. Но я помолился из сердца, сознал свой грех, пожалел о нём, поскорбел, взвесил его тяжесть — и тяжесть смертная прошла, миновала). 
  Тебя борют страсти и от твоего неумения бороться с ними показывают тебя в нехорошем виде. Не забывай, что и других также борют страсти и выставляют их напоказ людям в неблагоприятном виде. Поэтому имей снисхождение ко всякой слабости человеческой, зная, что все мы ходим среди сетей. 
  «Не судите, да не судимы будете. Имже бо судом судите, судят вам». Господи, даруй нам не судить живых, — тем менее умерших. Ты — один праведный Судия, как Творец и Законодатель, — живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить усопшим прощения и оставления грехов вольных и невольных.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




  













  Ответ: "Христос в Евангелии говорил о том, что если человек не будет  никого судить, то и он сам не будет подлежать суду...
  Иисус также говорил и о том, что если человек не будет никого осуждать, то и он сам не будет осужден...
  Неосуждение, следовательно, является достаточным условием спасения человека...
  Отсюда следует очевидный вывод, что хотя бы человек обладал и огромным количеством всевозможных добродетелей, но если он осуждает и судит ближних, то он неизбежно будет осужден и сам по исходу своей души из тела...
  Осуждение - проявление (следствие) гордости...
  Гордость - следствие недостаточно усердного исполнения всех заповедей Христовых (первая из которых - покаяние)... 
  Отсюда становится очевидной большая значимость смирения, рождающая как само неосуждение ближнего, так и нераздельные с ним оправдание ближнего и самоукорение... 
  Смирение является порождением тщательной жизни по заповедям Иисусовым (первая из которых - покаяние)...
  Казалось бы, как просто и легко человеку спастись - просто держи ум, сердце и язык в воздержании от осуждения ближнего и всё - спасешься...
  Но воздерживаться от осуждения человеку возможно только при наличии у него смирения...
  И степень неосуждения человека напрямую зависит от степени его смирения...
  А степень смирения человека напрямую зависит от усердия, с каким он исполняет все заповеди Христовы...
  И любовь человека как ближнему, так и ко Христу неотделима от его ревностной жизни по всем заповедям Иисусовым...  
  Здесь со всею очевидностью обнаруживается явная нераздельность и неосуждения, и смирения, и любви, и тщательной жизни христианина по всем Божиим заповедям...
  В заключение отметим, что осуждением не является сам факт возникновения в человеке осуждающего помысла, поскольку это может быть делом беса осуждения...
  Осуждением является сочувствие помыслу осуждения, внимание к нему, беседа с ним (сосложение) и услаждение им, культивирование его, стремление к нему - как к мысли/слову, так и к эмоции/чувству...
  Христианин должен либо вообще не обращать внимания на прилоги осуждения, крепко держа молитву Иисусову, либо же противиться им раздражением/гневом/несогласием сразу же, как только они возникают и мгновенно с покаянием обращаться за помощью ко Господу, усиленно молясь за "врага" своего (к которому обращено осуждение) как за себя самого...
  Очень простое и очень эффективное средство от яда осуждения предлагал и наш всенародно любимый святой:

"Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
(Прп. Серафим Саровский)"


         


 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру и Логослово...
 





 

 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (01 Янв 13)
Просмотров: 1042

Поиск