"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

86. Вопрос: "Почему Праздник Обрезания Господня Церковь отмечает как Великий?"


 

 
  "12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
  13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
  14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
  15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
  16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
  17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
  18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
  19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
  20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
  21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
  22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
  23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
  24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
  25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
  26 Последний же враг истребится – смерть,
  27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
  28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
  29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
  30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
  31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
 32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
  33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
  34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
  35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
  36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
  37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
  38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
  39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
  40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
  41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
  42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
  43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
  44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
  45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
  46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
  47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
  48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
  49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
  50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
  51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
  52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
  53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
  54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
  55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
  56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.
  57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
  58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
  (1 Кор. 15)"
  "8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
  9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
  10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
  11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
  12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
  13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
  14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
  15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
  (Кол. 2)"





 

  "На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом Житие.. Праведный Авраам и племянник его Лот Икона. Праотец Авраам и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом Житие.. Архангел Гавриил.Икона. Архангел Гавриил Храмы еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
  По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения Крещение, прообразом которого он являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. 
  Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом Житие.. Преподобный Стефан Савваит (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым". Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
  О смысле Ветхозаветного обрезания
  Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».
  В обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве». А наречение имени — очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек — существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, «массы человечества», и дает возможность узнавать его.
  Но — почему Бог повелел именно таким, странным образом входить в состав Божьего народа? С этой ветхозаветной загадки, как всегда, покрывало снимается только Христом. Когда над Младенцем Иисусом совершался этот обряд, все своими глазами увидели, что в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела. И думается, что именно для того и было установлено обрезание, чтобы впоследствии, когда воплотится Христос, все могли убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и «вся полнота Божества» в Нем «обитает» в полной мере «телесно». Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти. Апостолам уже вскоре после вознесения приходилось предостерегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу».
  Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания — праздник Его вочеловечения. Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно — религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова.
  Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости. И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, — пишет Апостол Павел, «имеете полноту в нем». Он «есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
(Автор неизвестен)"


 

 
"Смерть окончила свою надменную речь, и голос Господа нашего прозвучал в шеоле, и Он воскликнул и взломал гробы — один за другим. Трепет охватил смерть; шеол, который никогда не бывал освещён, озарили сиянием стражи, которые вошли в него, чтобы вывести мертвых навстречу Тому, Кто был мёртв и даёт жизнь всем.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
   

 
"Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.
(Тертуллиан о плоти Христа)"

 
 


"На иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству — ибо то и другое сходно — а не лично. И без иконы Он почитается поклонением умственно, ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем видимо в иконе. Если же кто-нибудь скажет: следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться изображенному на иконе, такой пусть знает, что он отказывается и умственно поклоняться Христу. Ибо, если ум не будет созерцать Его в образе человеческом, сидящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотью. Верным свидетелем того, что Он уподобился человеку, является икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается поклонением Христос, в случае отвержения бывает наоборот. 
(Прп. Феодор Студит)"

 


"Радость почитания икон в том, что Бог, «Неописанное Слово» сошло с небес, стало плотию, приняло вид человеческий и обитало среди нас, полное благодати и истины, так что мы слышали Его ушами нашими, видели своими очами, Его осязали руки наши. 
(Свящ. Александр Ельчанинов)"
 

 
 
  "Как новый год есть начало дней лета, так в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжении года. Это мы тотчас найдем как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново.
  Если у тебя есть это, - понови; а если нет, - произведи, - и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения.
  А такое изменение точь в точь представляет то, чем по Апостолу, должно быть обрезание сердца, - о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании, в Новый год сходятся в одном - внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом т. е. не только подумать так но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.
(Свт. Феофан Затворник)"

 

  

"Господь наш Иисус Христос со всеми Своими Божественными чудесами как будто живёт во плоти в наше время - мы видим Его рождающимся, обрезывающимся, крещающимся, встречаемым от Симеона в церкви и проч. . Как благодетельны для христиан и многознаменательны праздники Господни и вообще все праздники! Господь есть общий Спаситель для всех народов всех времён и мест, но так как люди — существа скоропреходящие и сменяются новыми людьми, то, чтобы всем уделить, так сказать, удовольствия — видеть внутренно Спасителя и наслаждаться Его Владычними странствиями на нашей земле, Церковь как бы повторяет ежегодно Его Рождение, Обрезание и проч. Как это хорошо для веры, для её укрепления!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

















  Ответ: "Для начала попробуем разобраться с происхождением/этимологией/значением слова праздник...
  В славянском языке праздность означала бездействие/ничегонеделание/отдых/расслабленность и т. д. ...
  Отсюда праздник - день/время/период/этап праздности...
  Напр., беременных женщин (зачавших во чреве) в старину даже называли непраздными из-за того, что они по определению носят/терпят/несут бремя/тяготу/труд/страдания/неудобства/гнёт/"иго", непрестанно соединённые как с девятимесячным вынашиванием младенца, так и особенно с его рождением/родами (о чём мы как мужчины, можем только чуть-чуть догадываться)...
  И поэтому любой православный праздник (берущий своё начало/исток от Ветхозаветной субботы как прототипа и от пр. иудейских торжеств) всенепременно и обязательно предполагает в себе как воздержание/отдых/праздность христианина от труда злого (от греха, от стужевания) во имя погибели/смерти/геенны/сатаны (с одной стороны) через исполнение заповедей человеческих/дьявольских, так и обязательный труд/усилие/напряжение/скорбь во имя спасения/жизни/Царства Небесного - во Имя Господа Иисуса Христа через исполнение заповедей Божиих (с другой стороны)...
  Сам факт обрезания крайней плоти у Богомладенца Иисуса на восьмой день после Его рождения (в соответствии с заветом между Богом и евреями через Авраама), является неопровержимым свидетельством и несомненным доказательством истинности вочеловечения и воплощения Бога Слова (как и, напр., Его телесная трёхдневная смерть с пребыванием душою во аде)...
  Это является и долготерпеливым призывом Божиим к покаянию еретиков (приверженцев т. н. докетизма - одной из самых первых/ранних ересей, появившейся еще на заре проповеди Евангелия, остатки/семена которой не исчезли еще и до наших дней), исповедающих лишь призрачность/кажущуюся видимость земной телесности Христовой...
  Вместо того, чтобы признавать наличие божественности у Иисуса в чуде сохранения телесного девства Божией Матери во время Его Рождества, докетисты (очень хорошо рифмуется с онанистами) безрассудно отвергают наличие человечества, т. е. - истинность Боговоплощения/Боговочеловечения во Христе...
  Или, напр., слова св. ап. Павла о "подобии" Христа человеку, еретеки (в силу своих славо/власто/сребролюбия и пр.) трактуют всего лишь как имитацию Его человечества - хотя даже и в геометрии понятие подобия тех или иных предметов (напр., треугольников) означает их идентичность/тождественность/соответствие и т. д. ...
  Зарифмованность докетистов и онанистов весьма не случайна...
  Онан и его последователи похотливо извергали/ют свое телесное семя на землю - творение Бога (Отца Небесного всех человеков)...  
  Еретики извергают свою ересь (свое мерзкое духовное семя противления основным Христовым истинам - догматам) на "землю" лжи/лицемерия, отцом/изобретателем которой был и остается их духовный отец - сатана ("противник" истины)...
  Отец еретиков - сатана ("древний змий")...
  Поэтому и назвал их Господь (в лице фарисеев) порождениями ехидниными... 
  Противящиеся истинности Боговоплощения/Боговочеловечения в Иисусе Христе, тем самым противятся и Самой Абсолютной Истине - Самому Господу Иисусу Христу...
  Истинность же вочеловечения и воплощения Сына Божия, в свою очередь, свидетельствует и об истинности Крестных страданий, смерти, Воскресения и Вознесения Богочеловека Иисуса Христа...
  Истинность же Воскресения Христова свидетельствует, в свою очередь и об истинности Всеобщего Воскресения всех людей без исключения...
  Истинность же Всеобщего Воскресения человечества свидетельствует об истинности всеобщих же, бесконечных блаженства и обожения всех людей...
  Поэтому празднуя, казалось бы, незначительное событие в жизни Иисуса Христа, Св. Церковь тем самым, на самом деле празднует великую и бесконечную, будущую радость всего падшего человечества во Царствии Небесном (спасение всех людей во Христе), обетованную Господом в Евангелии и являющуюся основным, фундаментальным, смысловым стержнем всего православия...
  В этом смысле (Благая весть о спасении) Обрезание Господне имеет общность и со всеми остальными православными праздниками, венцом которых является Пасха Христова, выражающая Собою их соборность и Евангельскую квинтэссенцию грядущих бесконечных блаженства и обожения всего человечества...
  Все православные праздники восходят к Празднику праздников - к Пасхе Христовой...
  Все православные торжества восходят к Торжеству из торжеств - к Пасхе Христовой...
  Пасха Христова - есть праздников Праздник и из торжеств Торжество...
  Пасхальный тропарь провозглашает, что Христос "попрал (уничтожил)" "смертию смерть" и "сущим во гробех живот (жизнь) даровав"...
  На первый взгляд это кажется парадоксальным (противоречивым)...
  Но только на первый...
  Христос был первым Человеком, который ни разу не согрешил (воскреснув духом и душою)...
  Грех - причина смерти...
  Не согрешив, Христос тем самым убил ("попрал", уничтожил) духовную и душевную смерти ("смертию смерть поправ")...  
  Будучи же истинным человеком, Христос умер телом...
  Но будучи и Богом, Христос и воскрес телом же...
  Воскреснув же (ожив) телом, Христос может воскрешать/даровать "живот" и каждого/му христианина/ну через Таинства: сначала Исповеди, а потом и Причастия...
  Кому может "даровать живот" Христос?...
  Только тому, кто не только по названию (формально) является христианином, но только тому - кто "во гробех"...
  Кто же "во гробех"?...
  Только тот, кто подобно "благоразумному разбойнику", видит свою греховность (свое зло) - свою духовную и душевную смерти...
  Только такой и является истинным христианином - тот, кто видит себя "во гробех"... 
  "Смертию смерть"...
  Смерть того или иного предмета есть процесс хаоса, распада этого предмета (проявление зла)...
  Смерть человека - следствие его тления (распада)...
  Тление человека (его духа, души и тела) - следствие страстности...
  Страстность - следствие греха...
  Убив грех (причину смерти), Христос тем самым "даровал" христианам жизнь - способность не распадаться, а организовываться...
  Христос, будучи и Богом, является и Абсолютной Жизнью - идеальной Самоорганизацией...
  Человек же христианин является жизнью относительной - по мере своей причастности к Жизни Абсолютной - Богу...
  Христос соединил в Себе Жизнь Абсолютную (Божественное Естество) и жизнь относительную (человеческое естество)...
  Тем самым, христиане получили возможность и способность, исполняя заповеди Христовы, становиться причастными (быть частью) Жизни идеальной - Господу Иисусу Христу...
  Царство Небесное (Церковь торжествующая) - это бесконечный процесс причастности (участия) человека (относительной жизни) к Жизни Абсолютной - к Богу...
  Поэтому христианин - это тот только, который видит себя "во гробех" (свою смерть во грехе)...
  Только тот и может быть причастным (стать частью) Жизни Абсолютной - Христу (захотеть этого) ...
  Только такой и может принять дар "живота" - дар Христов (как временный - на земле, так и бесконечный - по исходу души из тела)...
  Ибо зачем "живому" то, что он уже якобы и так имеет - жизнь?...
  Только не имеющий жизнь (видящий свою мертвость во зле) может стремиться к ней, к ее Источнику - Христу и получить и ее, и Его...
  "И сущим во гробех живот даровав"... 
  Мы восклицаем: "Христос воскресе!"...
  Где Он прежде всего должен воскреснуть?...
  Прежде всего в нас самих - в сердцах восклицающих...   
  И что мы, восклицая же, отвечаем обычно?...
  Воистину воскресе!...
  Где воскресе?...
  Понятно - что во гробе 2000 лет назад...
  А "во гробех" наших сердец воскресе ли Господь?..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово свт. Андрея Критского на Обрезание Господне, "Слово на Святую Пасху" свт. Григория Богослова, творения блаж. Феодорита Кирского о воплощении Христа, слово прп. Симеона Нового Богослова, свт. Григория Паламы с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Вениамина (Федченкова), архим. Иакинфа (Унчуляка), Владимира Немыченкова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Фома и Логослово...
  Ссылки прилагаются:
 






 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (27 Апр 14)
Просмотров: 616

Поиск