"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

089. Вопрос: "Почему церковь запрещает контрацепцию во время близости супругов, но не возражает против близости супругов во внеовуляционный
период?"






   "Всякий необузданный - прелюбодей в отношении собственной жены. (Изречения Секста (п. 231)"
   "…похотливые, хотя и не предающиеся прелюбодеянию, но с одною и законною женою обращающиеся невоздержно. (Свт. Мефодий Патарский (Пир десяти дев или о девстве, речь 9, гл.4)"
   "… брак полезен и необходим, если имеет в виду чадородие, а не сладострастие. (Прп. Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.94)"
   "Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению, но если к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолом (Евр.13,4). (Свт. Афанасий Великий (Послание к монаху Аммуну против порицающих супружество и о ночных нечистотах))"
  "Пусть жены испытают себя и спросят, для того ли они вышли замуж, чтобы рождать детей, и воздерживаются ли они после зачатия. … Некоторые женщины (мы не на всех указываем, а на некоторых) - я сравню их с бессловесными животными, - подобно зверям, без различия и не переставая, ищут лишь удовлетворения своей похоти. Но даже звери, лишь только они зачали, не совокупляются. (Ориген (5-я гомилия на книгу Бытия))"
  "Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – холодность в супружестве или же любовь только кратковременная, по одному животному возбуждению): «Не спорим, что любовь мужа и жены может поддерживаться и одним плотским союзом, без возвышенных христианских мыслей. Но эта любовь сорная и мелкая для духа. Будет, например, муж говеть в пост или оба они встречают великий праздник: как тогда трудно мужу выразить свою ласку жене только в характере духовном, а не так, чтоб и тут любовь не была плотяною или страстною! Между тем то было бы прекрасное и самое желаемое качество супружеской любви, когда бы муж мог по временам совершенно бесстрастно ласкать свою жену, как в свою очередь и жена его.
  Затем, к стыду многих надобно сказать, что их любовь супружеская бывает и еще короче, в одни лишь часы полового, чувственного возбуждения. Как надобно думать об этой любви? Она, конечно, не заслуживает имени христианской супружеской любви. Это скорее страсть, чем разумная и великодушная любовь. Это только часы любви, а не дни ее. Это инстинкт животный, или любовь в одной крови, а не в сердце. Например, у дикого язычника и в этой любви не изъявляется нежность чувств, а проявляется одно холодное насилие или требование. (Христианину же сказано: «люби свою жену», т. е. не пол один, а всю личность).
  Эта половая в супружестве любовь, т. е. решительно без христианского чувства, предоставляет сама себя, минутам чувственного возбуждения, а не подчиняется внушениям разума и сознания долга. Поэтому как минутны или кратковременны бывают требования плоти: так у иных лиц кратковременна и эта любовь; с удовлетворением чувственному наслаждения она недолго остается в человеке и переходит в прежнее состояние холодности или ненависти. Пусть бы только с этой любви начиналась любовь в тех супругах, которые почему-либо охладели друг к другу даже до такой ненависти или взаимной не-терпеливости, что когда, например, разговаривают между собой, а особенно остаются одни, не могут быть спокойны.
  Пусть бы этим путем достигалось упрочение взаимной любви их. Облагородить же и поддержать во всякое время любовь супружескую (т.е. даже с прекращением супружеского ложа на известное время или окончательно), так поддержать любовь супругов может —повторяем — более всего вот что: «верующая мысль о союз Христа с Церковью,— союз, которого печать полагается на каждом браке». В таком то чувстве те из святых Божиих, которые были связаны брачными узами, до самой смерти сохранили друг ко другу любовь; так, например, апостол Петр, принимая в товарищество себе жену во время проповеди, любезно приветствовал ее и пред мучениями за веру. (Церк. ист. Евсеев, кн. 3, гл. 30)". 
  "…половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и «честна женитва». Взятое же и ценимое отдельно, оно и будет «блудодеяния ради», т. е. полагается только выше разжжения, или блуда; тогда «лучше вступить в брак, нежели разжигаться». А если еще прибавить к этому неумеренность, или частовременность сообщения,— тогда что же выйдет из законного брака, как не одна плотская прихоть, как не потеха для животного инстинкта? и достойно ли такое пользование браком в особенности со стороны христианских супругов? Нет; о первых супругах было сказано: «и узнали они, что наги» (Быт. 3.7). Значит и между законными мужем и женой должна быть умеренная половая стыдливость, которая между тем с частовременным совокуплением их непременно понижается и утрачивается.
  Неумеренность-то супружеская более бывает причиною того, что муж и жена не могут без страстного ощущения и на одну минуту встречаться друг с другом пристальным взглядом, ласкою, пожатием рук, лобызанием, тогда как в известное время не должно быть и мысли о похоти. (С редким же сообщением между собой и опять непременно возвращается к ним половая стыдливость). Неумеренное наслаждение супружеским ложем скорее свойственно мусульманству; там оно и усвоено; там оно даже вносится в список райских утех, считается у чувственных людей предупреждением вечного блаженства. Оно может довести в особенных случаях до падений и вне закона.
  Вот муж и жена, пользуясь законностью брака, тайностью и доступностью каждый день (если не отлучаются) супружеского своего ложа, тем, что никто их ни поверяет, ни упрекает в частовременном между собой совокуплении,— пользуясь не по совести всем этим, чрезмерно развивают в себе плотскую похоть. Но что, если вдруг их постигнет вдовство или продолжительная болезнь, препятствующая совокуплению? что им тогда делать с развитою страстью? готовы ли они выдержать борьбу с ней? Сомнительно! Всегдашняя неумеренность супружеская также вредна и для здоровья, и даже более вредна, чем только несдержанность в непозволительное физически время.
  Когда она достигнет высшей степени: тогда, несомненно, истощает силы, особенно молодых супругов. Тогда она ведет к сокращению жизни; потому что «жизнь человека есть горение». А известно, что чем сильнее пламя, тем скорее потухает. В половом же совокуплении жизнь на короткие минуты возжигается, как полное пламя; потому что оно сопровождается потрясением всего человека (всей нервной системы). Отсюда и очевидно вредны последствия для жизни от крайней неумеренности. Наконец, если эта неумеренность обнаруживается и только в частых или продолжительных супружеских ласках, без решительного акта совокупления, и тут нужно видеть в ней некоторое недостоинство пред всевидящим Богом.
  Особенно при старости лет обоих супругов, когда высшая цель брака — рождение детей не может быть более достигаема, особенно в эти лета частое обращение к супружескому ложу составляет вину. (Между тем иные супруги в старости-то лет, не опасаясь уже зачатия детей, и предаются больше супружеским наслаждениям. Зачем же так? зачем льстить плоти на сей раз? Она ведь подобна лакомому псу: не отказывай ей в похоти, и— будет она как пес, который тем больше подбегает и ласкается, чем больше бросают ему лакомых кусков). С приближением старости лучше было бы совсем оставить плотскую супружескую связь, и т. о. сделать брак жертвою чистоты пред Богом. (Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й заповеди, грех: Неумеренность в супружеском ложе))"


  "Для того чтобы сеять, подходящим бывает какое-то определенное время даже у лишенных разума животных. Совокупляться, если не ради рождения детей, это значит обижать природу; учительница эта сама указала, какому возрасту свойственно это и устранила от этого отроков и старцев; первых — за неспособность к этому, последних — через погашение в них и желаний. Но не хочет она, чтобы и в браке люди всегда предавались физической близости, ибо она связана со стремлением к рождению сыновей и не представляет собой беспорядочное выбрасывание семени, совершенно противоестественное и противоразумное.
  Вся жизнь у тех течет согласно с природой, кто в самом их начале желания сдерживает, и если род человеческий зарождается по Божественному определению, то не будем предаваться бесчестным и зловредным искусствам. Впрочем, и для тех, которым брак обстоятельствами дозволен, тоже необходимо … чтобы во время бела дня им не справлять беспутных оргий, чтобы, например, из церкви или утром с рынка домой придя, не набрасываться им на жен подобно петухам в то время, когда следовало бы молиться или читать, или обязанностями своего призвания заниматься.
  Вечером после ужина и по принесении Богу благодарения за испытанные благодеяния следует ложиться спать. Но помнить следует указание уже самой природы, что не постоянно время удобное, для того, чтобы сходиться друг с другом на ложе, притом, тем желаннее будет соитие, чем долгожданнее. Но и ночью не следует бесстыдными быть на том основании, что темно. Следует и на ночь стыдливость в сердце удерживать, чтобы она и в это время освещала наши помыслы. А то ведь мы нисколько не будем отличаться от Пенелопы, если днем будем ткать учения о воздержанности, а ночью, отходя в постель, если будем распускаться.
  Если стыдливость есть постоянная обязанность, то тем более рядом с супругой должно ее обнаруживать, не доходя в любовных объятиях до забвения благопристойности. И чем безупречнейшую нравственность будешь наблюдать в отношениях с твоими домашними, тем вернейшее о твоей вере свидетельство будет исходить из самого дома твоего. Жена не может в чистоту твоей нравственности верить, если ты не доказываешь ее в порыве желаний.
  Поэтому ничем между нами не должны быть напоминаемы бесстыдные слова, постыдные образы, с делом гетер имеющие соотношение, их поцелуи и подобные виды любострастия. Мы должны быть послушны апостолу, который ясно говорит: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5, 3). Верно поэтому, как кажется, сказал некто: "Соитие пользы не принесло еще никому; счастлив тот, кому оно не повредило". Потому что уже и в законном браке оно влечет за собой опасности, если не имеет единственной цели - рождения детей.
  Некоторые грехи свои считают за удовольствия согласные с природой; другие же, которые будут несколько поприличнее этих, хотя и признают в таких склонностях грехи, но побеждаемы бывают своими пожеланиями и ночь становится покровом их пороков. Но тот, кто непотребным образом злоупотребляет своим браком, через это оскверняет его все равно, что прелюбодеянием. Не слышит ли он, что Педагог говорит: Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в своей душе: "кто видит меня?" Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: "чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих (Сир. 23, 24-23)?
  Такой человек жалок, потому что он только глаз человеческих страшится, а от Бога думает укрыться. Ибо он не знает, говорит Писание, что очи Господа Всевышнего в тысячу раз светлее солнца, что они все пути человеческие назирают и в сокровенные вещи проникают (Ис. 29, 15).
  Итак, не следует нам быть побеждаемыми от любовных удовольствий, томиться пожеланиями, возбуждаться, себя осквернять противоразумными чувственными влечениями и удовлетворением их. Сеять позволительно только женатому, да и то как земледельцу, когда время придет для посева. Против вожделений же разум есть наилучшее лекарство.
(Свт. Климент Александрийский (Педагог, кн.2, гл.10))"






  "Иные (животные и птицы) не домогаются иметь более одного плода. Иные же (и таковых большая часть) предаются наслаждениям любви только в весеннее время. Сама природа положила меру вожделениям. А время нежной любви определено. Для всех живых тварей: и воздушных, и водяных, и тех, которые ходят по суше. Далее срока не питали они в себе вожделений, в самом безумии страсти связаны благовременностью, когда возбуждает их к тому весна.
  И одни сбегаются кучами для исполнения супружеских дел; у других же соблюдается постоянная привязанность к милым супругам, и хранится закон любви, а некоторым достаточно один раз в жизнь рожать детей, как свидетельствуют об этом те, которые описали рождения животных и все, что их касается. А если и у неразумных есть некоторая заботливость о целомудрии, то ужели ты, Божие создание, не свяжешь всех законов плоти, если захочешь?
(Свт. Григорий Богослов (Песнопения таинственные, Советы девственникам))"




  

"Рождение детей в брачном союзе разрешается, а похотствования, наподобие блуднических обыманий, в супругах осуждаются. Читая это, всякий муж и жена да разумеют, что, по зачатии им следует более упражняться в молитве, а не в удовольствиях брачных. В животных это исполняется по закону естества, а в христианах то же должно быть делом свободы, чтобы воздержание имело нравственную цену и заслуживало воздаяния.
(Свт. Феофан Затворник)"




 
"Брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными. Послушай Павла, который говорит: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1 Кор. 7:2)" 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 
 
 
"Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей, забеременела и сейчас уже на третьем месяце. Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведётся с ней.
  — Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети — болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться на счёт его загробной участи. У родителей оставались другие — крепкие — дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по англиям да по америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.
  — Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов, от которых умирает 200 тысяч женщин.
  — Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведёт к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю [чтобы они не падали в цене]. А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.
  Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт — это страшный грех. Аборт — это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.
  Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю.
  Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно — я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность — одни скалы и каменистые обрывы.
  Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: "Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ умерших, которые воскреснут.
  В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами". Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.
  — Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты?
  — Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились — чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи — со своей стороны — должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали её в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак...
  Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ — для того чтобы его воспитать.
(Из беседы Прп. Паисия Святогорца)"

 
 
 

 
"Если известно, что родится больной ребенок, надо ли его рожать?
— Все в Божией руке, поэтому должно быть смирение перед Его волей. Если родится больной — то какого Бог дал, такого дал. Случайно больной ребенок не рождается, не бывает такого. Это крест, необходимый для спасения душ родителей, потому что через детей родители и спасаются. И именно через больных детей, совершая христианский подвиг, родители могут достичь больших духовных высот. Бывают также случаи, когда врачи ошибаются в своих прогнозах. Лучше всего полагаться на Божью волю и все принимать из руки Божией. 
(Протоиер. Евгений Шестун)"





 
"Существует ложное, ошибочное мнение – что Церковь против супружеского общения, что оно, по учению Церкви, должно быть сведено к минимуму. Некоторые священнослужители распространяют мнение, выдавая его за учение Церкви, о том, что общение супругов в браке допустимо исключительно с целью чадородия, то есть для зачатия ребенка; в течение всего остального времени от полового общения надо воздерживаться. Это не учение Церкви и никогда таковым не было. Бог не создал бы людей такими, какие они есть, не вложил бы в мужчину и женщину влечение к друг к другу, если все это было нужно исключительно ради деторождения. Супружеская близость имеет свою ценность и свой смысл, являясь неотъемлемой частью брачного союза. Конечно, Церковь устанавливает определенные дни и периоды, когда супруги призываются воздерживаться от брачного общения – это время Великого и других постов, то есть то время, которое дается Церковью для того, чтобы люди могли сконцентрироваться на духовной жизни, время аскетического подвига, испытания. Обращаясь к супругам, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).
(Митр. Иларион (Алфеев))"






"Болезненная страсть вожделения в супружестве присуща не любви, но необходимости. В браке должна присутствовать любовь приверженцев истинной веры. О ком следует сказать, что он, вступая в плотскую связь, не побежден пороком вожделения. Каким образом некогда встарь Святые Отцы имели плотское общение со своими супругами. Конечно, это вожделение является болезненным влечением, о котором Апостол говорит даже истинно верующим супругам: «Ибо воля Божия есть освещение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фее. 4:5). Итак, истинно верующий супруг не только не стал бы пользоваться чужим сосудом, как это делают те, кто домогается чужих жен, но и знал бы, что даже и себе принадлежащим не следует обладать, пребывая во власти недуга телесного вожделения. Это следует понимать не так, будто Апостол запрещал супружескую, то есть дозволенную и достойную уважения, любовную связь, но так, что он требовал, дабы это было сожительством, которое никоим образом не имело бы характера болезненной страсти. Однако это было бы возможно, если бы из-за первородного греха не потеряла силу свобода воли, и теперь сожительство с неизбежностью имеет характер болезни, присущей не любви, но необходимости; в то же время без данной необходимости в имеющих родиться сыновьях не может быть достигнута и сама любовь. Тот, у кого такое стремление сердца, соблюдает свой сосуд, то есть свою супругу, в святости и чести, так же как и приверженцы веры, уповающие на Бога; но, без сомнения, не соблюдает свой сосуд тот, кто пребывает в состоянии болезненного желания, так же как и язычники, которые не знают Бога. Конечно, человек, вступая в плотскую связь, не побежден пороком похоти лишь тогда, когда пылающее вожделение, сопровождающееся беспорядочными и непристойными движениями, он обуздывает и смиряет; и, заботясь о продолжении рода, это вожделение смягчает и употребляет только для того, чтобы плотским образом произвести на свет тех, кто должен духовно возродиться, а не для того, чтобы обрекать дух на рабское служение телу. Так, никому из христиан не следует сомневаться, что святые Отцы от Авраама и до Авраама, которым Бог дал угодный ему завет, обладали женами; а что касается того, что некоторым из них было даже дозволено, чтобы один муж имел многих жен, то это было разрешено не из-за стремления к разнообразию наслаждений, а из-за стремления к умножению потомства.
(Блаж. Августин (О супружестве и похоти, гл. 8))"












 
 
 
 
   Ответ: "Контрацепция (применение противозачаточных средств) позволяет супругам вести половую жизнь (без опасения зачатия ребенка) практически на всем протяжении овуляционного периода (когда выделенная яичниками яйцеклетка сохраняет свою способность к оплодотворению)... 
  Запрет же на контрацепцию (по эгоистическим причинам/мотивам), которая приводит к микроабортам (напр., применение т. н. спиралей) является средством, при помощи которого супруги учатся воздержанию от близости (упражняются в воздержании от удовольствия, получаемого при близости), тем самым умаляясь в сластолюбии/эгоизме/эгоцентризме...
  Если бы не было этого запрета, то супруги прибегали бы к близости практически непрестанно (за исключением, может быть, непродолжительного по времени менструального периода), тем самым непрестанно же возрастая и в сладострастии (блуде), и в эгоизме (если таковой является мотивом/причиной)...
  По этой же причине церковь запрещает и прерываемый половой акт, во время которого супруг либо просто прекращает его, не допуская тем самым эякуляции (извержения спермы во время оргазма), либо же эякулируя наружу, вне влагалища супруги (вспомним Библейскую историю с Онаном)...
  Прерываемый половой акт тоже позволяет с большой степенью вероятности избегать зачатия ребенка и поэтому тоже позволяет супругам вести практически непрерывную половую жизнь, непрестанно же возрастая в сладострастии...
  Кроме того, некоторые контрацептивы не препятствуют оплодотворению яйцеклетки, но зато не дают возможности имплантироваться ей (внедриться) в функциональную оболочку слизистой матки, развиваться как плаценте (т. н. детскому месту), так и самому эмбриону, осуществляя тем самым, по сути, микроаборт...
  По христианскому вероучению, душа и личность человека возникают из небытия в момент оплодотворения яйцеклетки...
  Поэтому применение конрацептивов как механического, так и химического, и гормонального характера, не препятствующих оплодотворению яйцеклетки (зачатию эмбриона человека) равнозначно убийству человека (аборту) и расценивается как смертный грех...
  В "Основах социальной концепции" (документе, принятом на архиерейском Поместном Соборе РПЦ 2000 г.) присутствует запрет на применение супругами  контрацептивов, которые допускают оплодотворение и последующую гибель яйцеклетки (микроаборт)... 
  О разрешении же применения неабортабельных контрацептивов какие-либо официальные документы РПЦ отсутствуют (напр., в тех же "Основах...")...
  РПЦ, как нам кажется, здесь снисходит к немощности супругов, рассчитывая на благоразумие как них самих, так и их духовников:
 
  "Отношение к контрацепции Русской Православной Церкви отражено в «Основах социальной концепции» [49]. В них отношение к контрацепции показано не столь однозначно, как у католических богословов. Безусловно, в «Основах» отвергаются абортивные методы контрацепции. Также называется грехом отказ от деторождения из эгоистических соображений. Тем не менее категоричный запрет неабортивных контрацептивных методов отсутствует. Указывается на «один из путей реализации ответственного отношения к деторождению в браке»[ 50]  — воздержание от супружеских отношений. Но в то же время говорится, что «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни… различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» [51]. Поэтому в рамках снисхождения к немощи человеческой и при сложных семейных условиях существует допустимость применения неабортивных методов контрацепции. Применительно к программам ЭКО это может означать допустимость сбора семени в процессе полового акта не только с использованием перфорированного кондома, но обычными медицинскими презервативами.
(Из статьи иер. Романа Тарабрина с сайта Богослов.Ру, Источник: http://www.bogoslov.ru/text/4007414.html)"
 
  Св. ап. Павел писал о том, что брак является одним из естественных средств (среди которых умеренность в еде, сне, питии вина, в посильном физическом труде и пр.), при помощи которых супруги имеют возможность не "разжигаться" (не возрастать в сладострастии)... 
  Еще более категорично высказывался по этому поводу свт. Иоанн Златоустый, который прямо говорил, что одной из важнейших целей брака является "погашение похоти", а не ее разжигание, которое неизбежно происходило бы у супругов, если бы Церковь не запретила им контрацепцию и прерываемый половой акт...
  В наше время в сексопатологии существует термин "онанизм" (малакия/рукоблудие), который предполагает у мужчины возникновение оргазма с сопровождающейся эякуляцией посредством мастурбации, т. е. его мануальных (ручных) действий (манипуляций)...
  А слово "онанист" на самом деле является именем нарицательным и берет свою историю еще из пятикнижия Моисея от имени второго сына патриарха Иуды, внука Иакова, который прервал половой акт (по ветхому закону с вдовой своего брата Фамарью для продолжения его рода), не желая зачатия и излив свое семя на землю...
  Т. е. еще в ветхозаветные времена уже практиковалась эта злая блудная методика, решительно тогда же и осуждавшаяся, вплоть до проклятия людей, применявших ее...
  Библия свидетельствует нам, что Онан был наказан Богом смертью за свое, казалось бы, невинное в наше время действие...
  Строго (канонически) говоря, онанизм - это прерывание мужчиной перед своим оргазмом полового акта с целью недопущения зачатия, во время которого его сперма изливается наружу (вне влагалища)...
  Как Вы можете видеть, современное (как сексопатологическое, так и бытовое) понимание смысла термина "онанизм" довольно существенно отличается от Библейского (христианского) первоначального смысла... 
  А это очень плохо, т. к. супруги, практикующие прерываемый половой акт, должны понимать, что они тем самым сами себя вводят не в романтическую категорию искусных любовников, а в пошлый разряд онанистов, к которым в народе на Руси всегда (и вполне справедливо) относились с огромным презрением...
  Ну а во внеовуляционный период (когда яйцеклетка еще не выделена яичниками или потеряла уже свою оплодотворяемую способность) Церковь и не разрешает нигде в ни в каких официальных документах близость между супругами и не запрещает их, опять же, как нам кажется снисходя и здесь к той же самой немощи супругов, чтобы не разжигалась их похоть (чтобы тушить ее огонь)...
  Мнение по этой теме в церковной среде (на уровне архиереев и простых священников, мирян и богословов) разделены примерно поровну...
  Нам кажется, что и в этом случае супруги должны руководствоваться не эгоизмом, а любовью и рассудительностью (с естественным советом от своих духовников)...
  Ибо любое действие, совершаемое из порочности (из эгоизма, как принято в "Основах...") и безрассудства, является однозначным грехом, и поэтому приносит огромный вред  как телам, так и душам супругов, отдаляя их от спасения - Спасителя и приближая их к погибели - к геенне... 
  Ну а теперь коснемся немного и технического/практического аспекта этой темы...
  Современная медицина вообще и современная гинекология в частности, обладают реальными возможностями точно определить для любой женщины как саму обычную, естественную продолжительность ее овуляционного периода, так и соответственно, его начало и окончание (с точностью до одного дня), с учетом как всех физиологических, индивидуальных особенностей женщины (например, продолжительность ее менструального цикла), так и особенностей медицинского (например, простуда), бытового и психологического (например, сильный эмоциональный стресс) характера...
  Таким образом, православные супруги имеют возможность вступать в близость одновременно как без использования контрацептивов, так и без риска нечаянно зачать ребенка...
  Ведь нежелание зачать ребенка не всегда является следствием только порочности супругов...
  Нередко причинами уклонения от зачатия ребенка являются вполне уважительные объективные, внешние обстоятельства (как медицинского, так и бытового, материального характера)...  
  Поэтому православным супругам необходимо пользоваться современными достижениями гинекологии, чтобы планировать свою сексуальную жизнь...
  Благоразумие необходимо христианам во всех сферах их жизни (как во внутренней, так и во внешней), чтобы хотя бы не впадать в большее зло (например, в вероятность абортирования) или в искушения, которые обычно всегда возникают как следствие неблагоразумия...
  Благоразумие в близости позволяет православным супругам не только избегать нежелательного зачатия, не только позволяет им получать утешение, не только позволяет им погашая похоть, не возрастать во зле (например, в сластолюбии во всех его проявлениях), но и возрастать в добре (например, в воздержании, в мученичестве, в послушании, в покаянии и в молитве во время близости), усиливаясь в любви к Подателю всего (и брака, и семьи, и самой близости) - Христу..."
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС  Осипова А. И. с его официального сайта и рассказ Елены Живовой с сайта Православие.Ру...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61067.htm
 

 

  P. S.

  В связи с тем, что по материалам этого ответа нас обвинили в пропаганде секса/блуда, а также в распущенности и скабрезности лексики, мы предлагаем вниманию наших противников лишь некоторые (из весьма многочисленных, соответствующих/поясняющих нашу позицию) выдержки из Св. Писания:
 

  "1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;
  2 зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними;
  3 как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими;
  4 шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных;
  5 два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.
  6 Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.
  7 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!
  8 Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!
  9 Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей.
  10 О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!
  11 Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!
 12 Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:
  13 рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами,
  14 нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами;
  15 садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана.
 16 Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.
  1 «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?
   2 О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;
  3 живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями;
  4 два сосца твои – как два козленка, двойни серны;
  5 шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску;
  6 голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
  7 Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!
  8 Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.
  9 Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков;
  10 уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.
  11 Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его.
  12 Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах;
  13 поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе.
  14 Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!
  (Песнь 4:1-16; 7:1-14)"

  Ниже мы приводим некоторые святоотеческие толкования на данные стихи Песни песней:

  "Научись также запирать свою дверь на ночное время, чтобы всякий не мог свободно открыть ее. Сам Жених желает, чтобы она была заперта даже тогда, когда Он стучит в нее. Дверь наша — это уста наши, которые почти только для одного Христа должны отверзаться: пусть они не открываются раньше, пока не постучит (в них) Божественное Слово. Поэтому и написано: «Запертый сад, сестра моя невеста, запертый сад, запечатанный источник», — (это затем написано), чтобы она не открывала легкомысленно уст своих и не вступала в пустой разговор. Ведь тебе не следует говорить даже о божественных предметах, если только не спрашивает тебя Божественное Слово. Что у тебя общего с прочими? Одному только Христу говори, с Ним только одним беседуй. В самом деле, если написано, чтобы женщины молчали в Церкви, то тем более деве неприлично открывать свою дверь, тем более вдовице не пристойно открывать своих врат! Тотчас подкрадется искуситель целомудрия, тотчас похитит он то Слово, Которое ты пожелала произнесть.
  Если бы у Евы была заперта дверь, то Адам не был бы обольщен, и она не отвечала бы на вопрос змея. Смерть вошла чрез окно, т. е. чрез дверь Евы. Войдет смерть и чрез твою дверь, если ты будешь говорить ложь, или что-нибудь гнусное, или бесстыдное, или, наконец, будешь говорить там, где не следует. Поэтому, пусть будут заперты двери уст твоих, пусть будет закрыта гортань твоя*, только в том случае ты должна открывать их, когда услышишь голос Божий, когда услышишь Слово Божие.
  Итак, ты узнала, где найти Христа, узнай же теперь и то, каким образом ты можешь удостоиться того, чтобы Он взыскал тебя. Призови (excita) Святого Духа, говоря: «Восстани, севере, и гряди, юже, и повей в вертограде моем и да потекут ароматы моя».
  Итак, пусть не порицает целомудрия тот, кто избрал для себя брак; пусть не осуждает и брака тот, кто последовал целомудрию. Ведь Церковь давно уже осудила противных истолкователей* этого (последнего) мнения, т. е. тех, которые осмеливаются поносить брачное соединение. Послушайте, что говорит святая Церковь: «Приди, возлюбленный мой, внидем в поле, побудем в селах, поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза». Много плодов в поле, но то (поле) лучше, которое изобилует и плодами, и цветами. Таким именно и является поле Церкви, обильное различными дарами (соpiis). Здесь ты видишь отпрыски, зацветающие цветком девства, а там как бы на полянах лесных мощно преуспевает вдовство; в другом месте ты увидишь как бы ниву церковную, наполняющую житницы мира обильными плодами супружества, (ты увидишь) и те виноградные тиски Господа Иисуса, которые переполнены плодоношениями (fetibus), как бы выданной замуж виноградной лозы, — те тиски, в которых в изобилии возрастает дар верного (fidelis) супружества.
  *Имеются в виду гностики и манихеи (еретики - от авт.), которые считали брак злом, как учреждение противонравственное и противоестественное.
(Свт. Амвросий Медиоланский)"



Картинки по запросу икона амвросия медиоланского



  "Владыка всех, принимая нелицемерное произволение души, возгласит: "Се еси добра, искренняя моя, се еси добра; зубы твои яко стада остриженных по чистосердечному исповеданию твоему", и после того: "Вся двоеплодны" по двоякой благодати, совершаемой, т. е. водою и Духом, и возвещаемой в Ветхом Завете и Новом.
  Вертоград заключен, источник запечатлен иудеями, которые говорили (Пилату): помянухом, яко льстец он рече еще сый жив, яко по триеx днех востану. Повели убо утвердити гроб. После чего они шедше, утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею. Хорошо некто сказал против них: и в покои судити я имаши.
  Что же это за источник запечатленный? И что значит кладязь воды живы? Это сам Спаситель, о Котором написано: яко у Тебе источник живота. 
  О всяком же святом божественный Псалмопевец говорит: праведник яко финикс процветет. И не удивляйся сему; поелику и Сам Христос таким же названием именуется в богодухновенном Писании. Ибо сказала в одном месте мысленная невеста, то есть Церковь, о сходящем свыше и с неба Женихе, разумею Христа: рекох: взыду на финик, удержу высоту его. Это дерево всегда цветет, имеет сладкий вкус, крепкий корень и беловатую сердцевину. Таков мысленно и Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
(Свт. Кирилл Александрийский)"







  Ниже мы приведём некоторые цитаты против ханжества от одного из самых любимых нами св. отцов: 

  "Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членами. И рука (у меня) несчастнейшего и нога моя—Хри­стос. Я же жалкий—и рука Христова и нога Христова. Я двигаю рукою, и рука моя есть весь Христос, ибо Боже­ственное Божество, согласись со мною, нераздельно; двигаю ногою, и вот она блистает, как и Он. Не скажи, что я богохульствую, но приими это и поклонись Христу, таковым тебя содевающему.
  Ибо если и ты пожелаешь, то сделаешься членом Его. И таким образом все члены каждого из нас в отдельности сделаются членами Христовыми и Хри­стос—нашими членами; и все неблагообразные (члены) Он сделает благообразными, украшая их красотою и славою Божества (Своего); и мы вместе (с тем) сделаемся Богами, сопребывающими с Богом, совершенно не усматривая неблагообразия в теле (своем), но все уподобившись всему телу—Христу, а каждый из нас—член (его), весь Христос есть.
  Итак, узнав, что таковы все, ты не устрашился или не постыдился [признать], что и палец мой—Христос и дето­родный член?—Но Бог не устыдился сделаться подобным тебе, а ты стыдишься стать подобным Ему?—Не Ему подоб­ным стыжусь я сделаться, но чтобы Он (стал) подобным постыдному члену; я заподозрил, что ты изрек хулу.— Худо, следовательно, ты понял [меня], ибо не это—постыд­ное.
  Члены Христовы суть и скрытые (члены), ибо они бывают покрываемы; и потому они важнее прочих (I Кор. 12, 22-т24), как незримые для всех, сокрытые члены Сокровенного, от Которого в Божественном сочетании дается и семя Божественное, ужасно вообразившееся в Божественный образ, (дается) от Самого Божества, ибо (от) всего (Божества) весь Бог Тот, Кто соединяется с нами, о страшное таинство! и поистине бывает брак, неизреченный и Божественный. Он сочетавается, снова скажу я об этом, с каждым в отдельности, и каждый по причине удовольствия соединяется со Владыкою.
  Итак, если ты облекся во всего Христа всею своею плотью, то ты без стыда будешь помышлять о всем том, о чем говорю я. Если же вовсе нет, или ты душою своею (только) облекся в малый покров пречистого хитона, Христа, говорю; то все прочие члены, будучи в ветхом одеянии, в одном, конечно, месте, и стыдятся. Имея же совершенно нечистое тело, или лучше—облекшись в нечистое, как ты не будешь краснеть? 
(Прп. Симеон Новый Богослов, из 58-го Божественного Гимна)"





  "24 животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего;
  25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения. 
  (Лев. 22)"

  "1 У кого раздавлены ятра (семенники/яички - от авт.) или отрезан детородный член (и то, и др. - образ нежелания/неспособности быть духовным наставником/учителем/отцом, рождать/иметь/окормлять/"пасти" духовных детей - от авт.) , тот не может войти в общество Господне (стать/быть священнослужителем - от авт.). 
  (Втор. 23)"   

 
  Ну а здесь комментарии/толкования/объяснения явно излишни...
  Нам хочется со всею категоричностью отметить, что ни ханжество, ни невежество некоторых наших читателей ни в коем случае не заставят нас удалять какие-либо материалы...
 
  Ну а ниже мы приводим ссылки на толкования Песни песней свт. Григория Нисского с сайта Святоотеческое наследие, толкования на Неё св. отцов с сайта ЭкзегетЪ.Ру, подборку святоотеческих текстов (о блуде и половой потребности, и о брачных половых отношениях и воздержании от них) с сайта Ника и материалы о беременности и гинекологии с Пермского православного портала:  
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_08_0309
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_08_0310
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_08_0311

http://ekzeget.ru/glava.php?kn=pesn&gl=4
http://ekzeget.ru/glava.php?kn=pesn&gl=7

http://www.zarst.ru/biblioteka/pravoslavnaya-semya/beremennost-vospitanie-igra-v-igrushki
http://www.zarst.ru/biblioteka/prosvetitelskaya-stranichka-pravoslavnogo-ginekologa
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=brakpol
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=snecessity




 
 
 
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (10 Май 14)
Просмотров: 2285

Поиск