"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

091. Вопрос: "Что такое судьба и существует ли она вообще?"
 

"Вся наша жизнь, есть дивная тайна, известная одному Богу. Вся наша жизнь чудесно располагается по некоему таинственному плану, который мы не замечаем и не понимаем. Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значения того или иного обстоятельства, но во всем есть глубокий смысл. Случайного нет в нашей жизни.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"

 
 
 
 
 
 
 
 































  "Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошла до неё, кондуктор сухо объявил: — Piletid otsa! — Кончились билеты! — Но мне очень нужно, — взмолилась беременная. — Пожалуйста! Я готова хоть стоя ехать. — Стоя ехать не полагается! — решительно отказал кондуктор. Уговаривать его было бесполезно. Единственное, что он мог для неё сделать, продать билет на завтрашний рейс.
  На другой день она снова пришла на автобусную остановку. При виде неё вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо обронил: — Ваше счастье, что вы вчера не уехали. — А в чём дело? — Тот автобус разбился. Упал с моста в реку. Все пассажиры погибли.
  Она могла погибнуть вместе со всеми. И не родился бы её ребёнок. А она ещё так переживала, что не смогла уехать вчера! Бог отвёл её и малыша от погибели. Чудо милости Господней, благодаря которому на свет появится Алёша Ридигер - Алексий II-й, Патриарх Московский и всея Руси."








"Случайностей в жизни нет – всё происходит по Божьему промыслу или попускается ради нашего спасения, отражая наше внутренне состояние и потребности.
(Иеромон. Серафим (Роуз))"


 



"Случайностей нет в жизни, но каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл - ведёт (должно приводить христианина - от авт.) к познанию воли Божией.
(Игумен. Арсения (Себрякова))"

 
 
 
 

"Судьба человеческая... Мы часто не задумываемся над самим смыслом этого слова. А по-славянски слово “судьба” происходит от выражения “суд Божий”. То есть, все, что происходит с нами - это особый Божий суд, особые пути Божии по отношению к нам и нашим делам...
(Митр. Тихон (Шевкунов))"








"... судьбы никакой нет. Если ты пьёшь водку, у тебя одна судьба, а если ты торгуешь наркотиками, у тебя другая судьба. Если ты делишься последним, что у тебя есть, с ближним, у тебя третья судьба. Если ты хамишь своей матери, у тебя четвёртая судьба. Каждый человек свою судьбу создаёт. И каждый человек может вокруг себя создать рай и в нём жить. Этот рай, к нему призван человек, это его семья. Он может в семье устроить такую жизнь – для всех будет рай. Но большинство людей не следуют за Господом, поэтому они в своей семье устраивают ад. И для себя, и для всех остальных, кто участвует в этом деле, которое есть семья.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"








"Стоит человеку изменить своё сердце, меняется и его судьба...
(Свт. Николай Сербский)"
















 
 
  Ответ: "Существует довольно много понятий термина судьба...
  Есть даже, на наш взгляд, довольно курьезные определения, прямо-таки коверкающие и уничижающие своими иностранными заимствованиями великий и могучий русский язык...
  Мы не против иностранных слов...
  Но во всем должна быть мера (и в использовании иностранных слов тоже)...
  Для примера предлагаем Вам к рассмотрению следующее определение судьбы (заранее извиняясь за форму, которая как бы издевается над читателями)...
  Оно таково:
  СУДЬБА есть универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью…    
  Как говорится, комментарии излишни...
  Поэтому сначала мы хотели попроще и своими словами (максимально по-русски) ответить на Ваш вопрос, но потом решили практически полностью использовать материалы, позаимствованные в интернете, которые, с нашей точки зрения, как нельзя лучше формулируют и наше собственное отношение к данной теме...
  Это тот самый замечательный случай (довольно редкий), когда нам не хочется ничего ни добавлять, ни убавлять...
  К тому же, мы очень не любим монополию на информацию и с радостью предоставляем Вам еще одну возможность познакомиться с великолепным, с нашей точки зрения, виртуальным источником православных знаний... 
  Сам же термин "судьба" (как снисхождение к немощи читателя - от авт.) упоминается в Св. Писании, напр. :
 
  "1 А над нечестивыми до конца тяготел немилостивый гнев, ибо Он предвидел и будущие их дела, 
  2 что они, позволив им отправиться и с поспешностью выслав их, раскаются и погонятся за ними, 
  3 ибо, еще имея в руках печали и рыдая над гробами мертвых, они возымели другой безумный помысл, и тех, кого с мольбою высылали, преследовали, как беглецов. 
  4 Влекла же их к тому концу судьба, которой они были достойны, и она навела забвение о случившемся, дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям, 
  5 и дабы народ Твой совершил славное путешествие, а они нашли себе необычайную смерть. 
  6 Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. 
  (Прем. 19)"

 
  Отметим также и то, что в связи с данной человеку свободой, его жизненный (земной) путь напрямую связан с его личными помыслами (определяется ими) и поэтому полностью исключает состоятельность такого порока, как фатализм (исповедующего предопределенность всех жизненных обстоятельств)...
  
 И ещё нам хочется немного пояснить терминологию и некоторые понятия/идеи касающиеся т. н. "судьбы"...
  Судьба (в православном понимании) - суть уже прожитая жизнь, уже произошедшие события/поступки/действия человека...
  С точки зрения Бога (пребывающего в состоянии вне времени и пространства) - судьба есть/существует, ведь Бог видит всё одномоментно/единовременно как уже состоявшееся/произошедшее и она - судьба (как совокупность жизненных обстоятельств, как конкретная человеческая жизнь) поэтому - неизменна по определению (т. е. существует)...
  С точки зрения же человека/христианина - судьбы (фатализма/предопределённости - как компонента порочного/атеистического/языческого мировоззрения) быть не должно, ибо как творение Божие, пребывающее во времени и пространстве, человек может и должен пытаться/стараться руководить своей жизнью, отвращаясь от зла/погибели/смерти и стремясь к добру/Добру/жизни/Жизни - к Богу/Спасению/Спасителю...
  Покаяние же и благодать/промыслительность Божии являются величайшим/эффективнейшим средствами в деле совершения/изменения жизни любого человека, пришедшего (благодатью, промыслом же Божиими) в этот мир и отвергающими понятие судьбы (в общепринятом смысле) по определению...
  Очередной парадокс православия...
  Или и др. словами: судьба - это то, что уже прошло/прожито человеком (но может быть исправлено его покаянием до его телесной смерти)...
  То же, что ещё не прожито - судьбою/неизбежностью не является, ибо зависит от свободной воли живущего человека, корректируемой промыслительной волей Божией ради спасения этого человека и его ближних...
  Т. е. неизбежностью/судьбою является лишь то, что уже произошло/свершилось и может быть скорректировано/исправлено/изменено или при земной жизни покаянием самого живущего человека, или по молитвам Церкви/церкви (как до Страшного Суда, так и во Время Оного - на что мы очень надеемся)... 
  Ну а теперь мы предлагаем Вам для ознакомления понравившиеся нам соответствующие материалы из интернета:"   
  

 
 

  О судьбе святитель Николай Сербский

  Против веры в судьбу

  Слово против учения о судьбе святитель Григорий Нисский

  О судьбе и провидении святитель Иоанн Златоуст

  Судьбы Божии святитель Игнатий Брянчанинов 

  Судьба - многозначный термин, обозначающий:

  1. предназначение (идеал);

  а) небесная: полное раскрытие образа и подобия Божия, жизнь в Царствии Небесном;
  б) земная: исполнение земного предназначения; земная реализация данных от Бога сил во славу Божию;

  2. жизненный путь: исполнение или неисполнение предназначения (например, Саул не исполнил его, а Давид исполнил);

  3. стечение обстоятельств (что есть Промысл Божий);4. рок (неотвратимость)

  Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.
  
У античных язычников судьба — непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника — это рок, фатум. Человек — игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой "судьбы" Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект — аспект несвободы.
  
В науке роль судьбы выполняет казуальная детерминация, т.е. причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью — тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен — ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.
  
В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за "естественной" зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп.Иоанну Дамаскину отсекли руку, но - вопреки всем физическим законам - она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.
  Таким образом судьба - это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения.
  В этом смысле у всех людей единая судьба — оказаться в Царствии Небесном: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фесс.4:7). Но мы — грешны. Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную. И теперь у нас есть только два пути: или в рай, или в ад. Учение 12 Апостолов начинается с таких слов: "Есть два пути: один — жизни и один — смерти". В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это — статический, так сказать, аспект судьбы.
  Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла.
  И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба — это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.
  
На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном иудаизме всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол — место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяния длится уже два тысячелетия. Храма — даже второго — нет.
  Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи — скитальцы. Их земная судьба — судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба — пребывание в шеоле. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых. Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.
  Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай — только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это — общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе.
  В исламе Аллах — бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, ни какими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе — в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах — и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет — и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить — тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.
  
Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя — наваждение, то и личность отдельного человека — лишь временная категория. Более того — это зло. Восточное благо — это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит — своего якобы прошлого воплощения.
  Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни — достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.
  
Как человек осуществляет свою судьбу? Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это — его судьба. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это — судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности — несчастная судьба, рождение в царском доме — счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот - можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии..., трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
  Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.
  Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня" (Ис.65:1). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать (Мф.13:8). Это - тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто - в священстве, а кто - в монашестве.
  Но есть и еще один аспект православной судьбы, который, правда, с трудом принимается многими людьми: судьбы как предведения Божия. Апостол Павел пишет: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени.
  Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи (Лк.1:15), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения (Гал.1:15), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7)

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

См. ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

 
     
 
 


 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответственная же статья с сайта Логослово...






 

 
                                                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (19 Апр 13)
Просмотров: 1996

Поиск