"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

097. Вопрос: "Что общего и различного между грехом и немощью?"

 
  "7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
  8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
  9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
  10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.  
  8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
  9 Мы радуемся, когда мы немощны,
  (2 Кор. 12:7-10; 13:8-9)"
  "1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
  2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
  3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
  4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
  5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
  6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
  7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
  8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
  9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
  10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
  11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
  12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
  13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
  14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
  15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
  16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
  17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
  18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
  19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
  20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
  21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
  22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
  23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
  24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
  25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
  (Рим. 7)"
  "1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
  2 Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи.
  (Рим. 14)"
  "1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
  2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
  (Рим. 15)"
  "17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
  18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
  (1 Фесс. 2)"
  "31 И Верзеллий Галаадитянин пришел из Роглима и перешел с царем Иордан, чтобы проводить его за Иордан.
  32 Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый.
  33 И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме.
  34 Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царем в Иерусалим?
  35 Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?
  (2 Цар. 19)"
  "1 Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.
  2 И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю.
  3 И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю.
  4 Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее.
  (3 Цар. 1)"
  "17 Вспыльчивый может сделать глупость (по врождённой немощи - от авт.); но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. 
  (Прит. 14)"
  "15 Дух человека переносит его немощи; а поражённый (грехопадением прародителей/согрешающий - от авт.) дух (естество человека - от авт.) – кто может подкрепить его? 
  (Прит. 18)"
  "20 Нет человека праведного на земле, который делал бы (одно только - от авт.) добро и не грешил бы; 
  (Екк. 7)"
  "3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. 
  (Ис. 37)"








 
  "Во времена наши житие расслабленное, а зачастую и во страстях, стали называть «немощью». Но это уловка и одна из сетей демонских, чтобы удержать нас во грехах и погибели. И беда, если прелесть эту мы увидим и познаем лишь в час своей смерти телесной.
  Что же есть немощь на самом деле? Прп. Симеон Новый Богослов учит нас так: "Строгое же соблюдение заповедей научает людей сознавать собственную немощь, а истинное сознание нашей истинной немощи рождает память о смерти".
  Отсюда видно, что немощь – это сознание недостаточности исполнения заповедей Божиих, а не жизнь во грехе. Вещи эти несовместимы и прямо противоположны. Плод от истинной немощи – память смертная, а от немощи ложной бывает смерть душевная. По слову апостольскому: сделанный грех рождает смерть.
  Читая сегодня Евангелие Елисаветградское XVI века -репринтное издание с миниатюрами, увидел в Евангелии от Иоанна миниатюру со сценой отречения апостола Петра перед служанкой. Что меня поразило? Апостол Петр и в момент отречения изображен с нимбом. Так, Святой Дух через Церковь учит нас, что когда мы оставляем Господа по слабости естества (а страх телесный есть слабость естества), то Господь не лишает нас Благодати, зря на волю нашу и чувства, не желающие оставлять Его. А вот Иуда на тех же миниатюрах уже на Тайной Вечере стоит без нимба, ибо волею, сознательно уклонился от Источника Жизни и Спасения. Потому, подпадая слабости естества поспешим и восстать покаянием, как и Петр, апостол Христов, восстал от падения.
    Однажды я сидел на вершине горы, высота которой только на 30 метров уступала вершине Афона. Вдруг в небе появилась огромная стая орлов около 70. Ни прежде, ни после не видел я такой стаи. Они парили очень высоко и улетали на Восток. И услышал я в душе тихий голос или ясную мысль - таким было первое монашество. За ними появилась другая стая орлов около 30 и летали они ниже и кружились дольше и тоже полетели на Восток. Таким было монашество после, - услышал я. Пролетели еще 15 орлов очень низко к земле, кружились и медленно, неуверенно летели на Восток, - такое монашество сегодня, - услышал я. От печали сильной выступили слёзы. Господи, а будут еще после нас и какие? - мысленно произнес я со скорбью. И увидел я еще трех орлов, которые почти касались верхушек деревьев. Они очень долго кружились на одном месте, летали то в одну, то в другую сторону. Наконец двое медленно и низко полетели на Восток, а третий отделился и полетел на Юг в сторону большого города. Такие будут после - услышал я в душе.
  Есть состояние о котором говорил старец: "немощные в своих помыслах". Что легче помысла? Подумал, неподумал. Если ум привлекши помыслы благие и духовные, не может их удержать у себя, то на их место становятся и пребывают помыслы злые и страстные - это состояние называется "немощью в помыслах". И как мышцам телесным нужно окрепнуть и стать сильными, так должен окрепнуть и ум в помыслах благих и духовных, это и есть сила ума. Приобретается же она при Помощи Божией от упражнения в трезвении и молитве."





 

  "Недолжно требовать с души своей больше, чем она может дать. Все наши добродетели имеют примесь нечистоты, происходящей от немощей наших. Человек должен избегать со всею тщательностию всех вообще грехов. В тех же грехах, в которые по немощи впадает делом, словом, помышлением и всеми чувствами, должен ежедневно приносить раскаяние пред Богом.
  Кто отвалит нам камень от дверей гроба? 
  Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, — встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни. 
  По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца возвещает душе воскресение.
  Странный ход дела для поверхностного взгляда! Исполнение заповедей научает человека его немощи”. Но это — слова опыта. Только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может увидеть множество страстей своих; только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может убедиться в совершенном бессилии ветхого Адама для деятельности нового, в справедливости определения, произнесенного духовным законом, определения, что этот закон может быть исполнен единственно щедротами Христовыми.
  Во всемогущей деснице Промысла самый грех, живущий внутри человека, объявший все существо его, объявший все члены души и тела, содействует его преуспеянию, если этот человек — истинный христианин. Нищета духовная, сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа — плоды борьбы со страстями. Эти плоды — залог вечного блаженства.
  Величайшая разница — согрешать намеренно, по расположению к греху, и согрешать по увлечению и немощи, при расположении благоугождать Богу. Величайшая разница — проводить греховную жизнь, проводить жизнь, удовлетворяя всем пожеланиям, всем страстям своим, и претыкаться по причине немощи, ограниченности, по причине греховной заразы, шествуя по пути Божию.
  Если человекам доступно познание, что каждому подвижнику на продолжительном и многотрудном поприще духовного подвига непременно предлежат и победы и побеждения, что невозможно ограниченности, немощи, греховности нашим не выражаться проявлениями: тем более ведает это Создатель наш и установитель подвига — Бог. С милосердием взирает Он на преткновения Своего подвижника, и за великодушное постоянство и верность готовит ему венец правды, победы, славы.
  Величайшая разница — проводить греховную жизнь, проводить жизнь, удовлетворяя всем пожеланиям, всем страстям своим, и претыкаться по причине немощи, ограниченности, по причине греховной заразы, шествуя по пути Божию. Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души. Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом.
  Человеколюбец — Бог, иже всем человекам хощет спастися, и в разум истины приити, попустил служителям Своим, попустил возлюбленным Своим, на все время земного странствования их, борьбу с внешними и внутренними скорбями. Борьба со страстями и страдания, прозябающим из этой борьбы, несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимою, внутреннею борьбою, восходит значением своим к подвигу мучеников. Дай кровь и приими Дух, повторяем изречение Отцов, ознакомившихся опытно с этою борьбою. Иго такого подвига несут одни тщательные исполнители заповедей Евангелия, одни истинные служители Христа. “Исполнение заповедей научает человека его немощи”, сказал преподобный Симеон. На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 


 
"Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 

 
 
  "Кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя. 
  Ты нанес ущерб Богу, ибо своими грехами сотворил неслыханную несправедливость и показал пренебрежение по отношению к искуплению, совершенному для тебя Сыном Божиим, потому что ты вознес Его на крест и во второй раз, попрал Его любовь, осквернил всесвятую Его кровь, оскорбил благодать Духа Его, открыл Его раны, возобновил заплевания, заушения, терновый венец, бичевания, гвозди, копие и все страдания и поношения, так как сотворил грех, ставший причиной Его распятия. 
  Грех обнажает душу и приводит ее в самое жалкое состояние запустения, лишает ее награды за добрые дела. 
А что самое страшное — он лишает человека возможности быть наследником Царства Небесного, как говорит апостол Павел: «если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу». 
  Грех уничтожает в душе блага, дарованные ей Богом, — мир с совестью и чистоту помыслов. Также и тело он наполняет нечистотой и необузданными похотями, то есть разрушает храм Божий, как пишет апостол Павел: «вы храм Бога Живаго» 
(Прп. Никодим Святогорец)"
 

 

"Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку ни славу, ни небо, ни силу, ни дает дары, оно открывает человеку его немощи.
(Прп. Симерн Новый Богослов)"

 


 

  "Тем, которые с недоумением говорят: "Что это? не бывает и дня, в который бы не имел я ненависти к брату, или не сознавал в себе чего иного лукавого, чему иногда подвергаюсь даже и невольно?" - должно сказать следующее: в том весь подвиг, о том всё радение у человека, чтобы противиться лукавому и лукавым помыслам. Но невозможно, чтобы тьма страстей и смерть, кроющаяся в плотском мудровании, не принесли, тайно или явно, какого либо своего плода, то есть порока.
  Язва, оставленная в небрежении, производит гнилость и разрушение в целом теле - так представляй себе и душевные страсти. И при великой рачительности продолжают они тлеть внутренним огнем, впрочем при продолжительном попечении, по благодати и содействию Христову, получают совершенное исцеление.
  Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во всё человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе и тело и душу. 
  Когда Апостол говорит: "совлекитесь ветхого человека", то разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове – своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои руки и ногам - свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлёк к себе всего человека ветхого, осквернённого, нечистого, богоборного, непокорного Божиему закону, - в самый грех, чтоб не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки его делали беззаконие, и сердце помышляло лукавое. 

(Прп. Макарий Великий)"



 

"Ежели человек не будет побеждаем и поражаем, одолеваясь всякой страстью и помыслом, если он не примет ран от духа злобы, не обретая помощи ни от дел, ни от Бога, так что, во всём утеснённый, едва не приходит в состояние безнадёжности, то он не сможет сокрушиться и смириться до того, чтобы поставить себя ниже всех, счесть себя последнейшим рабом пред всеми и даже худшим самих бесов, так как от них он стужаем и побеждается.
(Прп. Григорий Синаит)"

 


 

"Господи, возьми мою жизнь в свою руку, и сделай с ней то, что я хочу сделать, но не могу.
(Митр. Антоний Сурожский)"

 


 

 

"Великое нечто человек, когда помогает ему Бог; а коль скоро оставлен он Богом, познает немощь естества своего. 
(Прп. Нил Синайский)"






"Оставлена человеку надежда помилования теперь, когда он обложен естественною некою немощью, какую восприяло человеческое естество по падении, и по причине коей грешит. Но это не может оправдывать его грехов, а должно лишь к тому побуждать, чтобы с чувством благодарения Богу за дарование места прощению скорее прибегать к Нему и испрашивать у Него прощения и силы, — прощения того, в чем согрешил, потому что, хотя он грешил по человеческой немощи, но ему надлежало противостоять греху до смерти.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"В немощи своей призывай Божию помощь. 
(Прп. 
Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"
 



"Немощей бояться не надо, ибо Господь снизошёл с небес для немощных. Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие.
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"


 

"Почему многие «срываются» в духовном делании? Потому, что подвиг свой основывают на тайном самомнении, гордости. До тех пор, пока человек не увидит своих немощей, страстей и не станет молиться как евангельская вдова, Господь не сможет приступить к человеку и оказать ему помощь. Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся.

(Игум. Никон (Воробьев))"





"Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




  

"
Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"Как солнце обнаруживает слабость глаз, так и Бог пришествием Своим обнаруживает немощь души. Для одних Он – Свет, а для других Огонь, смотря по тому, какое вещество и какого достоинства встречает в каждом. 
(Свт. Григорий Богослов)"






"Чрез многие искушения и терпение их человек дела­ется опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию.
(Свщмч. Пётр Дамаскин)"





"Попускает Господь немощь и леность к смирению нашему, да чтоб не хвалились, а в чувстве покаяния всегда пребывали, а это самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца.
(Прп. Иосиф Оптинский)"






  "Помни всегда, что ты немощный человек. Смотри, как ты исчезаешь в скорбях душевных, когда Бог, по правосудию, но вместе по Своей благости и премудрости, отнимает у тебя Духа Своего и допускает кознодействовать над тобою духу злобы. — И о несчастье! Когда Бог попустит диаволу ругаться над нами своими несносными действиями на душу, этот последний заставляет её хулить, роптать, прилагать язвы к язвам.
  Какое благо в этом случае искренняя, сердечная молитва к Богу! Она по действию злого духа часто бывает сначала тяжела, но потом берёт свое действие, по действию Ангела мирна — Хранителя душ и телес наших и по милосердию Божию. Всё это взято со свежего опыта. Помни, что ты — ничтожный, немощный человек и что Господь Бог — совсем не то во всех отношениях, что ты. Помни Его беспредельное всемогущество, бесконечную премудрость, благость. У Него — всё бесконечно.
  Боже мой! Думал ли я вступить в такую жестокую борьбу со своим языком, отказывающимся служить мне при Богослужении, и встретить от него столько горя и слёз? О! Плоть грешная! О Боже праведный.
  Как тяжел грех против Святых Тайн! Я страдаю смертельно целый день и не могу дождаться конца страданий. Грех состоял в том, что от сотрясения моего святая Чаша также стряслась и Честная Кровь брызнула на пол или на ковер. Я после смыл и выжег — и с ковра в таз, и воду вылил в печь. Боже мой! Какое страшное искушение, и когда? В Великую Субботу, когда я о том и заботился, как бы сохранить мир совести и спокойствие душевное! Боже! Боже! «Не отвержи мене от лица Твоего!» 
  Господь подверг испытанию любовь твою к Нему в самый светлый праздник. Ты под огнём должен был славословить Его, воскресшего. Что же ты не выдержал этого испытания? Видно, любовь твоя к Нему не крепка, а слаба. Какая теснота была в этот день! Какой несносный жар от множества возжённых светильников в руках молящихся и пред иконами, и от дыхания людей, в непомерном множестве собравшихся. Тело горело, не сгорая, пот лил ручьями во время службы.
  Прости, Жизнодавче Христе Боже, мою торопливость и мою малодушную робость и оттого происшедшую небрежность при Богослужении в пресветлый Твой праздник. Вместо благословения и радости я заслужил в этот день своими грехами и клятву, и душевную тугу, и горе. 
  
Что дороже Тебя, Господи? Ничто: Ты всего дороже. Что любезнее Тебя? Тоже — ничто. Отчего же со мною бывают такие странности, что после самого причащения меня занимают другие, тленные предметы настолько, что я как бы отпадаю от Тебя, Господь мой. Господи, я как будто перестаю любить Тебя и вместо Тебя оказываюсь любителем какого-то праха, как будто он составляет моё счастье? Отчего такие странные противоречия бывают во мне? Если ничто для меня не дороже Тебя, зачем я теряю Тебя, когда, при небольшой внимательности к себе, я мог сохранить бы Тебя? Узнай болезнь свою (порочную причину стужевания/греховности и немощь - от авт.) и употреби врачевство против неё (покаяние, смирение, терпение, мужество и противоположные порокам добродетели - от авт.). 
  Господи! Если я потворствую тунеядцам, избавь меня от них и вместо них дай мне возможность помогать ближним моим бедным родственникам. Ты видишь, что я, по слабости своей, теряю часто мир душевный, не находя средств примирить между собою этих двух обстоятельств: потворства тунеядцам (если только они настоящие тунеядцы) и неоказывания помощи ближним бедным родственникам. Вразуми меня, Создатель!
  О немощь человеческого существа! Одною рукою я созидаю, потому что хочу созидать, а другою — разрушаю то, что построил, хоть и не хотел бы. Что за задача! Почти каждую добрую мысль, доброе чувство я должен отстаивать борьбою, а без борьбы есть опасность потерять всякое добро. Но как много нехорошего и в самых, по-видимому, добрых мыслях, чувствах и поступках! Так проникнут человек злом!
  Жизнь моя есть не иное что, как смена падений - одних другими. Боже мой! Против воли моей искренность и простота в молитве бежит от моего сердца! Лукавый увлекает меня. Простри, Владыко, высокую Твою мышцу и яко Петра мя управительно спаси. 
  Как же я мал, как ничтожен в творении Божием, как грешен между земнородными и притом как самомнителен, лукав, судителен относительно дел и слов или опрометчивости начальствующих - даже царей и высочайших особ, и относительно всех людей! Как раздражителен, гневлив, завистлив, горд, недоброжелателен, зложелателен относительно многих, ленив, нерадив, корыстолюбив, небрежен, блудлив, не усерден к святым делам - например, молитвы и покаяния! С ранней юности я обременил себя грехами и доселе коснею в них, несмотря на «преизбыточную благодать», данную мне Богом в чтении Слова Божия и в служении ежедневном Литургии.
  Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю - с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных он во мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божиею утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней велиара-богохульника.
  Человек так глубоко повреждён, растлен и осквернён грехом, до бесконечности многовидным, что и подвизаясь долго в созерцании и богомыслии, если на минуту выпустит духовные бразды ума и сердца, — сейчас же может ниспуститься до мыслей и чувств низменных, плотских, скверных, ибо корни грехов глубоко и во все стороны проникают в сердце человеческое и бывает нередко, что до смерти человека остаются в нём и парализуют душу его. Только терпением, воздержанием, молитвою непрестанною, болезнями и страданиями искореняются. «Я мелюсь зубами зверей, — говорил св. Игнатий Богоносец, — чтобы сделаться чистым хлебом Божиим».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"












  

  Ответ: "Грех - это действие (как внутреннее/умное, так и внешнее/телесное), не соответствующее (противное) воле/правде Божией (замыслу Христову о человеке) ...    
  Всё, не соответствующие воле Божией (т. е., препятствующее спасению как процессу и Спасению как результату/цели человека/христианина) и относится к категории зла...
  Поэтому и грех (по определению) является злым поступком (внешним/телесным или внутренним/духовным/душевным)...
  Немощь же (слабость, бессилие) - это неспособность к действию, соответствующему (согласному) воле Божией (к доброму действию)... 
  Всё, соответствующее воле Божией (способствующее спасению человека), относится к категории добра, т. к. спасение - это соединение человека с Богом (Источником добра и Добром Абсолютным)...
  Или и др.словами, немощь - это неспособность к трезвению (доброму внутреннему поступку) и доброделию (доброму поступку телесному)... 
  Как грех может быть внутренним (страстным) или внешним (телесным), так и немощь может быть и внутренней, и внешней...
  Как грех может быть свободным или невольным, так и немощь может быть приобретенной (культивируемой, свободной), или унаследованной от предков (невольной)...
  Как грех может быть осознанным, так и немощь может быть сознательной...
  Как степень греховности (праведности, святости), так и степень немощи (бесчиния, нечестивости) могут быть различными по своей величине (малости)...

  "Бывает в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по нескольку дней и даже неделю. Очень может быть, что мы окрадены были пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А если и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается.
(Прп. Анатолий Оптинский)"






 
  Каждый человек (вне всякого исключения), родившийся в этот мир, является (в той или иной степени) немощным...
  Немощь вошла в человечество вместе с грехопадением прародителей и, являясь его последствием, неотступно соединилась и со своей причиной - грехом, и с другими его последствиями - со страстностью, тленностью и смертностью...
  Немощь наиболее ярко проявляет себя в малодушии, в недостаточности совестливости и духовной чувствительности - вообще в малости всех естественных добрых качеств естества человека, оставшихся ему от прародителей (как некие жалкие рудименты/искорки в пепле/персти/земле страстей некогда сияющих богатством добродетелей)...  
  С каждым поколением человечество и духовно нищает (становится слабее), и душевно, и телесно...
  А т. к. почти все заповеди Христовы привлекают для своего исполнения и все трёхчастное человеческое естество, то и получается, что способность людей жить по заповедям Божиим (напр., ревность и мужество) с каждым последующим поколением становится всё меньше и меньше...

  "Поднимите руки, кто умеет горы переставлять. Давайте Воробьёвы горы сейчас немножко переставим все вместе. Ничего не выйдет. А те (христиане прошлых веков) - двигали горами. Был даже такой случай. Один старец пришёл в город и стал спрашивать: "Где тут живут христиане?" Ему говорят: "Вроде там или вроде там." Он говорит: "А есть кто-нибудь из них, который может горы переставлять?" Только он сказал – гора пошла. Он говорит: "Стой, не тебе говорю!". И она вернулась назад. Это в житие прямо описано. А современный человек – какие там горы!
  - Ну можешь помолчать?
  - Не могу.
  - Ну можешь сорокалетнего своего сыночка оторвать от груди, перестать его учить?
  - Не могу.
  - Можешь не проклинать невестку, когда беседуешь с двоюродной сестрой?
  - Никак. Оно как-то само.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"







  Человеческая немощь последних времён замечательно иллюстрируется одним из Евангельских эпизодов, где "богатые" духом - суть образ христиан первых веков по Рождеству Христову, а бедная духом "вдовица" - суть образ немощных христиан наших дней:

  "41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
  42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
 43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
  44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.
  (Мк. 12)"
  Люди все меньше способны отличать зло от добра...
  С течением времени способность человечества испытывать скорбь (боль) от зла и радость от добра утрачивается...
  Отсюда и следует утрата былой способности людей стремиться к добру и уклоняться от зла - т. е. стремиться жить по заповедям Христовым (добролюбие, ненависть ко злу, мужество, мученичество, кротость, великодушие и пр.)...
  Пропорционально им по необходимости в людях возрастают злолюбие, ненависть к добру, сластолюбие, малодушие и пр, и пр. ...
  И Библия (напр., словами Самого Христа), и многие св. отцы свидетельствуют об огромной немощности человечества на закате своей земной истории - в т. н. "последние времена", которые начались практически сразу же после вочеловечения и воплощения Сына Божия... 
  
  "50 Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил Мне, молода ли еще, или приближается к старости? 
  51 Спроси об этом рождающую, и она скажет тебе. 
  52 Скажи ей: "почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом?" 
  53 И она скажет тебе: "одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу". 
  54 Рассуди же ты: вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас; 
  55 и те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, так как творения, уже состаривающиеся, и крепость юноши уже миновала. 
  10 Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, 
  11 так как век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли, 
  12 и остается то, что после половины десятой части. 
  16 Сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих. 
  17 Еще дальше удалится истина, и приблизится ложь;  
  (3 Езд. 5:50-55, 14:10-12, 16-17)"
  "20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 
  (Мк. 13)"

 
  Немощь настолько глубоко пронизывает человеческое естество, что не избежал ее влияния и Сам неложно (истинно) восприявший падшее человеческое естество, Бог Слово...
  Даже Христос испытывал нужду и во сне, и в еде, и в отдыхе тела и души (подтверждая тем самым истинность Своего вочеловечения и воплощения)...
  Чего стоит хотя бы Его моление в Гефсиманском саду о Чаше (не говоря уж о травматических воздействиях изощренных пыток Пилата, приведших, в частности, к неспособности Господа нести древесный крест или и о самих невыразимых страданиях Иисуса на Голгофе)... 
  Но телесные и душевные (неукоризненные) немощи Христа отличаются от всех других немощей всех остальных людей тем, что они не были соединены в Нем с грехом...   
  Ибо зло - это все то, что не соответствует (противно) воле Божией...
  Именно это и мел ввиду св. ап. Павел, когда писал о Господе, что Христос "подобием человеческим быв"...
  Не иллюзорным и не фантомным (подобием) было человеческие тело, душа и дух (тварное естество) Иисуса, а истинным...
  Оно "подобно" всем остальным людям было в полной мере подвержено неукоризненным немощам всего падшего в первородном грехе человечества...  
  В этом заключен великий подвиг Господа, Который мог бы, используя Свое Божественное могущество (вспомним Фавор, хождение по водам моря Галилейского и пр.), исключить из Своего земного опыта телесные и душевные страдания (подобно св. мученикам, по благодати нередко пребывавшим в состоянии несказанной радости во время своих терзаний)...
  Эти слова апостола еретики по гордости, славо/сребро/властолюбию и пр. причинам, неверно истолковывали, отвергая истинные вочеловечение и воплощение Иисуса, тем самым "хуля Духа Святого" и дерзко и безрассудно похищая Славу Христову... 
  Поскольку грех - это злое (противное замыслу Божию) действие (осознанное и свободное), то по определению совершить его может только тварное (разумное) существо...
  А Христос и был, и есть истинный Бог - поэтому Он и не мог (по определению) согрешить... 
  Поскольку замысел (логос, воля, промысел) Божий относительно человечества заключается в его нераздельных бесконечных блаженстве и обожении (соединении человека с Богом), то и зло состоит в разделении человека и Бога (в его вечных мучениях и "разубоживании")...
  Сама по себе немощь (как и все в этом мире) является "талантом" - средством, при помощи которого человек может либо спастись, либо (по своей собственной воле) погубить себя...
  Если немощь является только врожденной или невольной, то она относится к средству, при помощи которого человек может исполнять первую заповедь Христову о покаянии и соединяться с Богом... 
  Если же немощь является приобретенной и свободной, то она относится к средству, которое человек (или и бес) безрассудно использовал для своей собственной вечной погибели...
  Как грех, так и немощь надо замечать и каяться в них - исполнять с их помощью неотделимые друг от друга заповеди Христовы о любви и спасении...
  Грех и немощь неотделимы друг от друга...
  Но все-таки это разные предметы...
  Но  грех, и немощь - это таланты Божии, которые необходимо использовать для исполнения заповедей Иисусовых, среди которых самой первой является покаяние...
  Поскольку основой покаяния человека является его желание видеть свое реальное зло, то и основной немощью человека, и основным его грехом являются как его неспособность (недостаточность) желать видеть свое собственное зло, так и невидение (как следствие нежелания видеть) этого зла...  
  Поскольку мир построен по иерархическому принципу, то как у греха, так и у немощи существуют свои собственные - разные степени своей величины (размерности)...
  Немощь может выражаться как в полной неспособности исполнять ту или иную заповедь Христову ("Будьте святы, как и Отец ваш Небесный", "Непрестанно молитесь", "За все благодарите" и пр.) так и (в подавляющем своем большинстве) в недостаточном "качестве" этого исполнения - в т. н. неисправности... 
 Как греховность может быть абсолютной (осознанной, свободной, бесовской) или относительной (частичной, человеческой, бессознательной) так же это относится и к немощи...
  Здесь и немощь, и способность разумной твари грешить или исполнять волю Божию тесно переплетаются и со свободой человека в его стремлении к добру или ко злу...
  Подобно двум степеням свободы и немощь может иметь две основные градации...
  Человек может быть неспособным исполнять заповеди Христовы, а может и не быть способным их исполнять (подобно бесам), доходя до крайней степени своего нечестия (подобно распявшим Христа иудеям)...
  В заключение хочется отметить, что Вы затронули очень близкую лично для нас тему...
  Когда мы садимся за клавиатуру и пытаемся что-нибудь написать на нашем сайте, то мы всегда напоминаем самим себе маленького мальчика, которому большой дядя дал детский совочек и приказал выкопать котлован в пустыне под море...
  Еще мы всегда ощущаем себя подобно ребенку, которому дали кружку, привели его на берег океана и велели весь его вычерпать до дна...  
  Мы очень остро всегда чувствуем свою реальную немощь, когда пишем этот сайт (это еще раз к вопросу о троеточиях)... 
  Мы реально понимаем свою полную неспособность вычерпать этот океан истины...
  Сколько ни черпай - никогда не вычерпаешь...
  Сколько ни иди к горизонту - никогда не дойдешь до него (даже и не приблизишься)... 
  Чем быстрее человек приближается к горизонту - тем быстрее этот самый горизонт удаляется от своего преследователя...
  Всякий раз, когда мы читаем свои собственные (напечатанные на сайте) материалы, мы всякий же раз очень ясно видим всю их несостоятельность и недостаточность (с точки зрения отражения полноты истины)...
  Очень часто к нам приходят мысли об удалении нашего сайта из сети как информации, не соответствующей реальности...
  Но сдерживает некоторая надежда на то, что это все же хоть на немного, но наверное, все же лучше, чем то, что в подавляющем своем большинстве, предлагается в средствах массовой информации... 
  Сдерживают и слова Господа о том, что Он исповедует перед Отцом Своим Небесным того, кто исповедует и Его перед людьми...
  Мы очень не хотим исповедывать (превозносить) себя перед своими читателями...
  Мы очень хотим исповедывать Христа...
  Очень хорошо понимаем, что очень немощны для этого...
  Поэтому и тема немощи очень нам близка...
  Что нами движет?...
  Дерзновение или дерзость?...
  Не знаем...  
  "Со свиным ли рылом в калашный ряд?..." 
  Господь все рассудит...
  Просим и Вас лично, и остальных читателей не судить нас очень строго (а такие, увы, есть)...
  Не из-за того, что Вы лжёте и не потому, что мы погибаем от осуждения (наоборот - "В мире гонимы будете...", "Блаженны вы, когда гонят..." и пр.), а потому, что осуждение губит осуждающего человека - по словам Самого Господа (а нам этого очень и очень не хочется)...
  Мы просим лучше помолиться за нас, чтобы мы могли преодолевать нашу немощь - чтобы Господь даровал нам хотя бы небольшое желание видеть наше же собственные (а не в ближних) зло и немощь (покаяться и спастись/Спастись)...
  Ведь тогда и сайт наш сможет стать и истинным (православным), и полезным для читателей..." 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово "О бренности естества человеческого" свт. Григория Богослова, слово "О царстве тьмы..." прп. Макария Великого, глава прп. Исаака Сирина о телесных движениях, свт. Марка Ефесского с сайта Святоотеческое наследие и статьи с сайтов Фома и Тихая пристань...
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  
  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (07 Сен 13)
Просмотров: 1418

Поиск