"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

18. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-9.





 

  Ленивым на молитву
  Молитва, приносимая от сердца, всегда может быть только полезна для души и тела и никогда не вредна, например, для тела - хотя бы и слаб здоровьем был человек молящийся (разумею стоячее положение тела). Это — опыт. Молитва чудно успокаивает душу, а от душевного спокойствия и тело спокойно.
  Ненормальное, болезненное состояние тела мы узнаем большею частию по боли в нём; точно так же и болезненное, неправильное состояние души мы узнаём по неприятному томлению души - она волнуется и не может почить от грехов, ей скорбно, тесно бывает.
  Когда я занимаюсь проповедничеством, тогда я счастлив и у меня отрада на душе. 
  Чтоб не сбиваться, не торопиться в словах, нужно приложить к ним сердце. Если собьёшься и заторопишься — остановись и опять приложи сердце.
  На тебя нападают духовные враги — тебе нужны духовные помощники, совоинственники, заступники. Молись же. Сам Бог, Матерь Божия, Ангелы и святые готовы помочь. 
  Сердца не жалей для молитвы: сердце достань из-под привязанностей и страстей, да подними его к Богу, да освяти его разумом светлым — а то оно темно и в нём гнездится всякая гадина. — В молитве бей прямо в грешное сердце, в его особенные недостатки, выжимай их из него, не щади; пролей о них слёзы: со слезами выйдут. — А коли пощадишь сердце, не тронешь его, вся дрянь так и останется — и нет тебе пользы от молитвы. 
  Нет у меня этакой светлой деятельности мысли, чтобы всегда радоваться и благодарить Господа о своём состоянии. 
  Благоговею пред церковными словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков» и пред другими в этом роде: тут и слава Богу, и всегдашнее пророчество. Велики эти слова. 
  Пусть сердце говорит в молитве: уста заговорят. 
  Какое отрадное уверение в том, что есть Существо, Которое любит меня искреннейше, горячайше, больше всех на свете, до того, что даёт мне ежедневно есть Плоть Свою и пить Кровь Свою! Боже мой! И это действительность: дивный мир и восторженная радость уверяют меня, что это так — истина слов Твоих — тоже. 
  «Отныне ублажат Мя ecи роди» (
Лк. 1:48). Да, доныне Ты была неизвестною, простою Девою, а отныне — величие. Ты — Приснодевствен-ная Матерь Бога-Слова; отныне Тебя ублажат, воспоют, прославят все племена земные во все времена до скончания века. — О, блаженнейшая Матерь Света! Сотвори, да и нас назовут некогда блаженными! ...
  «Сердце сокрушенное» говорится, «Бог не уничижит» (
Пс. 50:19). Почему? Потому что оно сокрушенно и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности, остаётся таким: в таком случае прибывают постоянно в нём нечистоты к нечистотам и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением. Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течёт из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца — тот, когда из глаз текут слёзы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слёзы в деле нашего спасения ценятся очень дорого - как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слёз, скверну сердца очищающих. 
  Грех неизбежно влечёт за собою мучение; чтоб избавиться от мучения, нужно очистить грех слезами чистосердечного раскаяния. Бог велик и праведен. Мы — ничтожны; рука Его всегда над нами.
  Подвизайся в молитве и очищении сердца. Бог призирает на труды твои и увенчает их по достоянию в своё время. Ты мал, ничтожен, и тебе кажется — не стоишь Божия о тебе промышления? Но не такими ли малыми и ничтожными поначалу были все почти святые, и однако же потом за их усердие к Богу, за их подвиги в очищении себя Бог прославил их. (Например, Зосима и Савватий Соловецкие; Антоний Сийский и многие другие). И они также считали себя ничтожными. Ах! Как несомненно, что для Бога мы — все равны; за всеми Он одинаково назирает и всех оценивает единым взором Своим! 
  Думают, что грех — ничего, но грех — ужаснейшее, мучительнейшее, действительно существующее зло, от которого избави Бог всякого человека.
  Я согрешил, но «упование мое» — «Отец, прибежище мое» — «Сын, покров мой» — «Дух Святый». 
  Во время всякой службы зри умными очами к Богу и отнюдь не думай о людях. Что они для тебя? Овцы, следующие на глас твой. О робость! О малодушие непонятное! Главное дело — не отчаивайся, всегда надейся на милосердие Божие. Говори: велики немощи человеческие!
  Священнику. Не оскорбляй Господа неверием и холодностию при совершении таинств и каких бы то ни было треб и всевозможно старайся поселить в сердце веру. Когда идёшь совершать какую бы то ни было требу, ты неси непременно с собою и веру. Без веры не совершай ни одной требы. — Ты дело имеешь с Господом, но ты Его не видишь, поэтому легко природе нашей, привыкшей к чувственному, забыться и вместо невидимого, но присущего Господа, иметь дело с тенью, с ничем. Вот отчего бывают иногда так тяжелы молитвы, произносимые без веры. Кроме веры в Господа имей искренность сердца во время молитв: в них Церковь от всего искреннего, светлого, любящего сердца желает приемлющим таинство или какую-либо требу духовных или телесных благ. И ты вседушевно, искренно желай вместе с Церковию этих благ. — Господи! Ты Сам даруй мне эту веру и эту искренность в молитве! — Господи! Даруй мне не произносить без веры в Тебя, без искренности сердца ни одной молитвы.
  Свобода, самодеятельность ума и сердца в молитве необходимы, как и при чтении книг.
  Молитва, с верою произносимая, выгоняет из души смущение и боязнь сатанинскую. При молитвах нужно исчерпывать умом и сердцем всю силу молитв, всю силу слов их. 
  Во мне действует порою ложный стыд, тщеславие, гордость, самолюбие. 
  Поэтому гнев твой глуп и грешен: он — плод ложного стыда или тщеславия.
  Молитва тогда хороша, когда молящийся вместе с молитвою предается спокойному созерцанию.
  От смущения и боязни, яже от диавола нам пребывающия во время молитв общенародных, легко избавиться сосредоточением сердца на предмете молитвы и чувством смирения пред Богом. Домашнею молитвою ты удобно прогоняешь из сердца смущение. Почему же и не общественною? 
  Углубляйся сердцем в истины веры, переживай их сердцем — и сердце твоё утвердится на камне веры. Бойся поверхностности в чтении и в молитве: беда от неё. Тогда как ты не заботишься глубоко проникать сознанием спасительным, очищенным в сердце своё, то диавол и сеет в нём свои плевелы - растлевает его. 
  Когда душа выйдет из тела, оно становится безжизненно, холодно, безобразно; кругообращение и водотворение разных жидкостей прекращается: остается мёртвая, безжизненная глыба земли. Точно так же будет и с землёю, если отнять у неё Животворящего Духа Божия: вся жизнь в ней и на ней исчезнет; она будет холодна, безжизненна, не будет в ней этого животворного движения жидкостей в разных телах природы. 
  Утешай себя мыслию об исправном совершении всех прочих треб, по милости Господней — и возуповай, не отчаивайся. «Соверши» мя, Господи, «во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя» (
Пс. 16:5). 
  Причина смущения во время молитвы есть недостаточная сосредоточенность в молитве. Молитва есть духовная пища. Как телесная пища оказывается почти безвкусною, когда мы употребляем её очень спешно, с жадностию, так и духовная пища теряет свой вкус для нашей души, когда мы произносим слова её очень спешно, с намерением скорее кончить. В обыкновенном вкусе язык разлагает пищу на составные её начала и в этом разложении находит для себя вкус; так и в душевном вкусе душа разлагает молитву на её начала, то есть на слова или понятия, и находит для себя в этом вкус. Без разложения молитвы, без усвоения её себе нельзя находить сладость в молитве. 
  Из бесконечного множества сущего останавливайся чаще всего на Трёх во едином Существе — от Коих всякая сущность, и всем существом благоговей пред Ними. В Отце, Сыне и Духе Святом — средоточие всякого бытия. 
  Просвети меня, вразуми меня, наставь меня, Господи мой, Господи, да не согрешу Тебе... 
  Как богатый человек пренебрегает и золотом, бросая его часто без цели и без нужды, так и мы пренебрегаем лучшими всякого золота, прекрасными... 
  Довольно... но если бы и нет... мир лучше довольства. 
  Страсти выгоняют из сердца Христа и Духа Святого. О! Как же нужно не пускать их в сердце!
  Как клопы, педикули и блохи, также внутренние пресмыкающиеся — глисты и черви — распределяются природою людям для того, чтобы они высасывали у них лишнюю кровь и лишние соки, так и тунеядцы у некоторых, не бедных, людей имеют по отношению к этим подобное же назначение: высасывать у них лишнее достояние, чтоб оно не послужило к порче человека, им обладающего. Вот польза от тунеядцев! 
  В природе вода наполняет землю и растения, а солнечная теплота усвояет влажность и ток земной частицы растениям. Так благодать Иисуса Христа напояет сердца христиан, как вода «реки от чрева его истекут воды живы» (
Ин.7:38), а Дух Святой, как животворящая теплота, усвояет её сердцам их. 
  Для человека немного нужно, лишь бы он не был жаден. Жадность — вот беда наша! Скупость — вот слепота наша! Часто человек под личиною доброхотного подаяния скрывает, сам того не замечая, скупость и любостяжание. Испытайте его и вы увидите. Потребуйте от него вдруг и сряду нескольких больших жертв — и вы заметите, как неглубока, поверхностна его добродетель доброхотного подаяния. Он откажется от этих пожертвований или, если неизбежно нужно принести их, будет делать это с ропотом.
  Видно, Богу угодно, чтоб три шурина за известную цену жили у меня; и не за большую.
  
О слезах. О благотворнейший ток слёз! После тебя прекращается самая мучительнейшая, отчаянная болезнь сердца, причинённая грехом, выходит из сердца лукавый и убегает далеко. Даруй же мне, Господи, всегда горькие слёзы после каждого греха! 
  «Бог», сказано, «искушаше Авраама» (
Быт. 22:1). Слышишь? Так Он искушает и всякого, старающегося жить добродетельно, чтобы поставить его в надлежащем виде пред лицем Его Самого и чрез то очистить его, как золото, от всякой удобосгораемой, нечистой примеси. 
  Как важна, многознаменательна в порядке нравственном жизнь нашего сердца, чистота или нечистота его, его страстное или спокойное, бесстрастное состояние! Когда оно нечисто, подвержено страсти, тогда — увы! — не ждите от человека, у которого такое сердце, никаких хороших поступков: он сам не свой, а если бесстрастно, спокойно — тогда всё у него идёт плавно. Сердце обыкновенно и ум увлекает за собою: этот, обыкновенно, большею частию вторит сердцу. Потому часто бывает, что если на сердце у человека тяжело, если оно совсем не расположено к какому-либо делу, хоть бы очень нужно было делать его, — в это время отказывается служить и ум: он затмевается, а оттого иногда и самые уста невольно заграждаются. И потому необходимо всячески хранить своё сердце в мире, в бесстрастии. Заглядывай чаще в своё сердце, спускайся в глубь его: приведи в ясность сознания всё, что в нём есть худого, и излечи во вздохах сожаления или в горьких слезах раскаяния всякое зло, скрывающееся в глубине сердечной. Ах! Как многие остаются беспечными в отношении к своему сердцу: не хотят заглядывать в него и рассматривать тщательно, что в нём накопилось худого. Очень много теряют такие люди для своего спасения!  
  Братия! Был я на могиле, только что вырытой для покойника и видел на поверхности вырытого могильного песка много голов человеческих, совершенно обнаженных от мяса, — с одними костями и отверстиями бывших чувств. Тут торчали челюсти с зубами; видна была темная глубина глазная, отверстия от ноздрей и ушей; черепа эти были попираемы людьми. Я повернул ногою один череп и подумал: ведь это наши черепа; ведь и мой череп будет, может быть скоро, таким же, и моя гордость, моё величание скоро будут, как говорит Иов, подобны пеплу. — Ах! Люди суетные! Придите, посмотрите на эти черепа и подумайте, что с вами будет, — и отбросьте в своей жизни то, что составляет только пищу тления. 
  При находе страстей обыкновенно идёт сначала или, по крайней мере, большею частию бывает (у людей, которые не первому натиску неприятеля уступают победу) борьба помыслов страстных, возмутительных, мнимо справедливых с помыслами добрыми, противоположными, христианскими. Надобно стоять в этой борьбе твёрдо, мужественно и не уступать врагу победы. Помыслы добрые должны восторжествовать над противоположными им, хотя бы это стоило человеку и пожертвований, по-видимому таких, коих, по его расчету плотскому, не следовало делать. Пожертвования эти обыкновенно бывают больше плотские, чувственные: в гневе — уступка каких-нибудь своих прав; в распутстве — отказ чувственности; в скупости — отказ себе в деньгах, которого бы не следовало делать по расчету плотскому, и прочее. Но та беда, что обыкновенно мало или вовсе не противятся приступам страстей, и оттого они, взявши силу над людьми, тиранят их (об Исаве). — Довольство всем и всеми и спокойствие душевное — вот что должно быть постоянно предметом твоих забот и стараний, вот что делает человека счастливым в жизни; вот состояние, в котором ты должен быть всегда, постоянно. 
  Отчего Спаситель удивился вере сотника? — Оттого, что эта вера была достоянием чистого, доброго, простого сердца сотника и была редкостию между тогдашними людьми. Хотя вера есть дар Божий, но этот дар даётся только людям с сердцем, способным вместить такой дар. 
  У тебя нет христианского смирения, всеми мерами старайся приобрести его. Без него никогда не будет у тебя живой, плодотворной веры в сердце.
  «Превращу праздники ваши в жалость» (
Ам. 8:10), говорит Господь. И мне это Господь сделал во гневе Своем на меня. 
  О вера! О упование! Не оставляйте меня! Боже мой! Не удаляйся от меня! 
  Сомнение, малодушие, смущение — от неверия, от безнадежности: я — в постоянной, душевной борьбе: почти минуты нет мне покоя. То страсти, то помыслы разные борют меня. 
  Вы молитесь, но не знаете, доходит ли молитва ваша до Бога. Доходит, братия, непременно, если вы молитесь не телом только, но и душою, сердцем, и чем больше молитва ваша искренна, усердна, тем скорее услышит вас Бог. Смотрите, Иисус Христос молился Отцу Своему — и как скоро получал ответы на Свою молитву. Так и ваши молитвы слышит Бог непременно, хотя вы и не знаете, как это бывает. «Бог», братия, «недалече от единого коегождо нас» (
Деян.17:27): Он одесную нас. — Только молитесь духом, только кладите на сердце слова молитвы — и Он услышит вас. Сладость на сердце, свет в уме скажут вам об этом. 
  Сначала очисти сердце, а потом старайся прививать к нему веру, надежду и любовь. Говори себе чаще: «Я — странник и пришлец на земле».
  Спаситель мой с учениками Своими не имел где главы подклонить и жил с ними добровольными приношениями. А я имею и кров надёжный, и постоянный, верный кусок хлеба. Что же мне остается пожелать? Ничего. Нужно только благодарить Бога и делать дела. Спаситель мой — образец мой. Он всем учением, всею жизнию, всеми делами Своими показал, что к настоящей жизни и её благам привязываться не нужно, что прежде всего нужно искать Царствия Божия и правды его. Так и ты докажи делами свою веру в будущую жизнь, покажи своё пренебрежение к настоящей, к благам её. Ты священник: ты пример должен показывать другим своею жизнию. А как мы далеко заходим в привязанности к настоящей жизни с её благами, как гнетём, мучаем своё сердце этой привязанностию! О сети диавольские! Добродетель бескорыстия, нелюбостяжания! Поселись в сердцах наших! Сколько привязанностей страстных — столько и сетей диавольских. 
  Употребляй для своего удовольствия или на свои нужды блага Господни: для того и дал их тебе Бог. — Говори это помыслу скупости. 
  Из двух зол избирать нужно меньшее. Если сердце отчего-нибудь скорбит, предаётся унынию или сильной тоске, то можно развеселить себя чем-нибудь, например какою-либо песнью, или даже каким-нибудь чувственным удовольствием, например вином или другим чем. «Дадите,» сказано, «вина, сущему в печалех» (
Притч. 31:6). 
  Если в сердце твоём есть остатки какой-нибудь страсти, Христос не может быть в нём. Вот почему иногда после причастия ты не ощущаешь в сердце мира и радости, но — томление. 
  Замечаешь ли ты, что диавол старается поселить в тебе страх и отчаяние во всяком почти добром деле? А ты старайся приложить упование на упование.
  Господи! Исповедую пред Тобою грех мой: «аз рех во обилии моём: не подвижуся во век» (
Пс. 29:7) — что я утвердился на добром пути и мне трудно сбиться с него. Я забыл сказать Тебе: «Господи! Волею Твоею подаждь доброте моей (добрым расположениям, добрым делам моим) силу, потому что ничего не значит всякая доброта наша, если Ты Сам не направишь её, не дашь ей силы и чистоты Своей». И что же? — «Отвратил ecи лице Твоё, и бых смущён» (Пс. 29:8). И как смущён? — Смущением сильным, долговременным. Господи! Утверди же меня опять в прежней доброте и волею Твоею подаждь доброте моей силу!
  Господи! Исцели смущение души моея и восстави в ней тишину спасительную.
  Господи! Ты пришёл разрушить дела диавола, разруши и во мне эти дела диавольские. Верую, что разрушишь: диавол не только мой злейший враг, но и — Твой. Ты и за Себя, не только за меня, отмстишь ему в своё время. Но и ныне, Господи, отмсти ему за меня, скоропреходящего, не дай ему ругаться надо мною.
  Твёрдо знай и всегда помни, что ты 1) не положил никакого доброго начала в своей жизни и 2) что ты безо всякого преувеличения хуже всех людей. И потому 1) моли всегда Бога, чтобы Он помог тебе положить начало добродетельного жития и 2) старайся при помощи Божией, нести покаяние во грехах.
  Когда найдёт на тебя омрачение от страстей, тогда взгляни ты на прекрасный мир Божий, на это торжество жизни, повсюду видимое в природе, взгляни и на небо, усеянное звездами: представь, какие сокровища уготовил там Бог любящим Его, и — не ослепляйся жития страстьми, не сковывай ими бессмертного своего духа. 
  Во имя Господа Иисуса Христа буду терпеть и лукавые, хитрые взгляды (око лукавое), и словесные оскорбления, и насмешки, и колкости и, если бы даже нужно было, заушения и заплевания, и расхищение моих имений, ведуще себе имение пребывающее и лучшее, непреходящее, наибольшее. — Иисус Христос всё это претерпел ради меня и мне велел терпеть. Если буду терпеть Христа ради, то мне терпеть будет легко - меня подкрепит тогда Сам Христос, и на сердце у меня не будет тяжело, я не буду мучиться внутренне; а если не буду терпеть ради Христа, а буду всем раздражаться, — тогда потребуется от меня другое, адское, мучительнейшее терпение: внутренне я буду разрываться от гнева и досады, диавол же увеличит мой гнев в десять раз; прощай тогда, спокойствие душевное, прощай, любовь к окружающим и к прочим людям, мирное, дружественное собеседование с ними; прощай, светлость головы или мысли: адская темнота покроет душу, и как бы исчезнет тогда светозарный мир Божий для человека, а будет только как бы он один со своими внутренними мучениями, со своим домашним адом (человеку мнительному, раздражительному). 
  Кто питает в душе своей зависть, ненависть, скупость или другие страсти - того сердце исполняет сатана: не ищите в том сердце Христа или Духа Божия; в этом состоянии человек — сын погибели.
  У кого терпения нет, у того любви нет: потому что «любы вся терпит» (
1Кор.13:4). 
  Лукавый обманывает тебя: он тесно связывает твоё имущество с тобою самим. Но ты замечай его козни и когда он станет тебя смущать помыслами об этом предмете, скажи ему: это — не я, а я — будь покоен. 
  Надобно, чтобы в молитве от нашей души к Богу непременно проходил прямой луч, соединяющий душу с Богом; ум и сердце должны быть непременно всегда направлены к Нему. 
  Не думай о славе людской и не ищи её, а думай единственно о славе Божией и ищи её одной. Ты поистине смешон в своей страсти, и потому извини, если другие смеются над тобою и не совсем уважают тебя. Ты сам себя унизил. 
  «Иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (
Иак. 4:4). А ты хочешь быть другом миру. Это видно из твоих поступков. Берегись!
  Бегай тщеславия домашним убранством: старайся угодить Богу делами добрыми. — Возносись бессмертным духом выше тления. 
  У меня всего довольно, и всё у меня хорошо. Не значит ли гневить только Бога, когда я смею предаваться тоске и печали? 
  Помни заповедь Спасителя: «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (
Мк. 12:31) и старайся соблюдать её во всей её силе: люби как себя каждого ближнего - чего себе желаешь, того и ему желай, что себе делаешь, то и ему делай, и чего себе не желаешь и не делаешь, того и ему не желай и не делай.
  Присутствие в человеке духа тьмы обнаруживается тьмою, мраком в голове, смущением, боязнию, унынием, тяжёлым томлением в сердце. Но больше его присутствие приметно в сердце: он спирает, стягивает его адскими заклепами. От сердца начинает он свои действия и оттуда простирает их на ум, воображение и память, чрезвычайно стесняя круг их действий чрез омрачение их. Человек, подверженный его действию, обыкновенно слеп среди белого дня, как нетопырь: открытыми глазами ничего не видит, кроме предмета своей страсти, для него как будто ничто не существует. — О помрачении помыслов и мятеже мысли, наводимых на человека от диавола, упоминается в молитве водоосвятительной при таинстве крещения. О «смущении и боязни, яже от диавола пребывающия» упоминается и в молитве Василия Великого на Великом повечерии. Он прогоняется из души усердною молитвою и знамением Креста, с верою полагаемым на персях и на чреве. В этом случае легко заметить мгновение его выхода. 
   Человек, который допускает в сердце своём жить страстям (порожденью диавола), мало-помалу заражается сатанинскою гордостию, которая делает трудным обращение человека к добродетели, потому что такой человек нелегко сознаётся, что он — великий грешник, но что будто бы он ничего особенно предосудительного не делает, что будто бы он прав и в самых так называемых страстях. 
  «Видите звание ваше, братие, яко не мнози» (между вами) «премудри по плоти, не мнози силъни, не мнози благородий... яко да не похвалится всяка плоть» (никто) «пред Богом ... хваляйся, о Господе да хвалится» (
1Кор. 1:26, 29, 31). Прекрасно идёт это место ко мне: меня призвал Бог тоже, как и этих коринфян, не из премудрых, сильных и благородных века сего, а из немощных, худородных и уничижённых, чтоб я не мог похвалиться чем-нибудь будто бы своим, но чтобы хвалился единственно Богом. Помни же своё звание (низость социального происхождения - от авт.)! 
  Как различна жизнь твоя от жизни апостолов: как она покойна, даже не чужда изнеженности, не исполнена забот искренних, непрестающих! Они буии (безумны с точки зрения атеистов, язычников и душевных/обмирщённых людей - от авт.) о Христе, а ты представляешь себя мудра, они немощны, а ты представляешь себя крепким; они бесчестны, а ты славен и ищешь славы людской. Они и алчут, и жаждут, и наготуют, и страждут, и скитаются, и труждаются, делая своими руками; «укаряеми, благословляют, гоними, терпят; хулими» (
1Кор. 4:12), молятся за хулителей; они как отребие мира - для всех попрание. А ты и сыт, и одет, и ни от кого не страдаешь, и покойно живёшь на одном месте, проводя едва не большую часть времени в праздности. Тебя не укоряют, не гонят, не хулят, а напротив, хвалят, ты в почёте; пред тобою многие преклоняют свои головы; отребием мира ты и не думаешь быть — и что же?.. При всём том ты часто желаешь лучшего и большего? Какого ты достоин за это наказания? Каких мучений? О слепота! О неблагодарность! О испорченность человеческая! 
  «Ты часто оскорбляешь Меня неверием, а Я, по бесчисленным опытам твоим — мир твой, радость твоя. Без Меня ты — пленник диавола, раб страстей; ни мира, ни радости нет в твоём сердце, а смущение и тяжесть мучительнейшие». Слова Господа. 
  Когда ты во время Литургии или в другое время возбуждаешь свою веру, а она не возбуждается, зовёшь её, а она не отзывается на голос, — тогда знай, что диавол в твоём сердце и он выгнал твою веру. Плачь и молись, чтобы он вышел - тогда и вера придёт.
  Целую неделю демон терзал меня и в отчаяние повергал. Но воскресная Литургия, то есть принятие Святых Даров, исцелила мою душу.
  Ты оскорбил Христа: подал нищему небольшую 2-копеечную монету и сказал: «Твоё счастие». Насмешка это, что ли? Много, что ли, ты подал? — «В нюже меру мерите, возмерится вам» (
Мф. 7:2).
  Благодатию пречистых Тайн я стою прямо и не совращаюсь ко злу, если буду бодрствовать над собою: так хорошо причащаться. Но не принимая значительное время животворящих Тайн, я удобопреклонен ко злу, и диавол легко овладевает мною. 
  Что за обман! Что за тиранство! Грешу, и то невольно - минуту, а мучаюсь - часы и дни! Господи! Когда будет победа на моей стороне?
  Несмотря на тяжесть, производимую во время молитвы бесовским наваждением, не должно ослабевать во время её, но терпеливо и с возможным спокойствием продолжать её. 
  Твоя слабость, малодушие, робость — следствие физической твоей молодости. 
  В молитве представляй (безвидно и безобразно - от авт.) пред глазами Бога — Судию и себя — как грешника. 
  Не было требы, на которой бы не преткнулся, и — увы! — против моей собственной воли; во время преткновений я был пленником. — Для того, чтобы не претыкаться, нужны смелость и неторопливость.
  Если ты ропщешь на Бога в неудачах, которые суть следствие твоих же, кроющихся внутри слабостей, то ты горд, самолюбив. Смиряйся пред Богом при всякой неудаче. 
  Если ты в чём-нибудь сильно согрешишь, не отчаивайся и не скорби неутешно: Бог, по милосердию Своему даст тебе случай заслужить опять и милость Его (как это и случалось с тобою часто, и сегодня случилось).
  Если ты пред Литургией уязвишь совесть свою каким-либо грехом, то не медли выплакать его - иначе причастишься недостойно. Вот отчего бывает у тебя иногда тяжело на сердце после самого причастия.
  Иудеи знамения просят и еллины премудрости ищут от проповедующих веру Христову, а вера Христова есть камень, то есть совершенно истинная, требующая младенческого доверия нашего. Итак, просить знамения и искать премудрости в вере есть признак гордой души, недостойной принять такую веру, как наша. Господи! Даруй мне предаться вере, подобно младенцу.
  «Царство Божие нудится» (
Мф. 11:12). Это значит, что жизнь по вере не достаётся даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия. 
  В неудачах не унывай. Это — грешно.
  Пред сильными и знатными мира сего особенно нужно поведать славу Божию, как бы трубою греметь. А ты упадаешь при них духом. Разве вера наша только для простого народа? — Разве она, почитаемая мудрыми века сего буйством (безумством - от авт.), — не мудрее человеческой премудрости? «Буее Божие премудрее человек есть» (
1Кор. 1:25). 
  Во утверждение христианского упования. Когда преткнёшься в Богослужении - не отчаивайся нимало, ни на минуту, но сейчас же поправься, а если и не поправишься как следует, и совесть будет мучить тебя, и наказание постигнет душу твою, — тоже не отчаивайся, особенно если это во время обедни и Дары Господни еще не употреблены: вкушай Тело и Кровь и в то же время от сердца проси Господа, чтобы Он оставил тебе твой грех, чтобы Тайны были тебе в радость и веселие, — и непременно будет по желанию твоему. Так случилось и сегодня (16 августа). Я преткнулся на молебне, и мне мучительно было, особенно оттого, что я давно стараюсь не претыкаться, не спешить — и всё-таки спешу и претыкаюсь; но не отчаялся я, а с упованием стал просить от сердца отпущения греха моего — и — о чудо! Милосердый оставил грех мой и возрадовал меня. А я думал по-прежнему, что мне придется мучиться целый день. 
  Ночью на 16 августа в видении я был (как посетитель) в месте отверженных от Бога духов. Страшно было их положение, их муки, в которых они томились. Впечатление, которое я вынес оттуда, было так глубоко-страшно, поразительно, что я ни за что на свете не решился бы больше побывать там почему-либо. 
  Когда какая-нибудь страсть начинает овладевать тобою, начинай петь: «к Тебе утреннюю» и «Столп злобы». Душа невольно умиляется этими песнями, поемыми во время Страстей Господних. Ирмос 5-й песни Канона Страстям Христовым, 6-й глас. Ирмос 7-й песни Трипеснца из службы Великой Пятницы. 
  Когда нужно, Вездесущий гремит в известном месте гласом Своим, как, например, Бог Отец возгремел, Своему свидетельствуя Сыну; или Сын Божий Иисус Христос возгремел также с небес Савлу; в Ветхом Завете Он являлся на земле то в купине, где назвал Себя Сый, то на Синае, где долго разглагольствовал с Моисеем; так из снисхождения к нашей немощи, Бог из вездесущия Своего как бы ограничивает Себя, становясь Сущим как бы только в известном месте. Так Он и теперь, по обещанию Своему, присутствует там, где два или три «собраны во имя Его» (
Мф. 18:20).
  Молитвы церковные (конечно, и Священного Писания) прошли столетия, прошли чрез миллионы уст. Как же они должны быть почтенны в глазах наших! С каким благоговением должны мы читать и слушать их! Кроме того, они стоят выше всего нашего почтения и потому ещё, что они составлены святыми, великими мужами, вдохновенными свыше. — Боже! Славословимый во все века смертным родом нашим! Принимай и от нас, маловеров, недостойных возносить к Тебе грешные гласы свои, мольбы и славословия и укрепи нас в служении Тебе.
  Тёмная сила во мраке только и действует: свет - не её область, а Божия; только во свете - при светлом состоянии ума, сердца и воображения она не может действовать. 
  Во время молитвы должно иметь совершенное спокойствие и нимало не спешить мыслию и сердцем к концу молитвы. А лукавое сердце, если почувствует неохоту к ней, увлекает за собою и мысль, понуждая её к непростительной поспешности. Потому необходимо бодрствовать за сердцем и мыслию во время молитвы, или лучше: силою веры, надежды и любви заставлять их с усердием предаться в молитву. 
  Что за повреждение в моей природе! Грех, страсть всегда меня обманывают: с первого раза благовидны(?), но всегда горьки по своим плодам - и я, однако ж, вовлекаюсь в них легко; добро, добродетель всегда правы, всегда верны, всегда успокоительны, благотворны по своим последствиям — и я с трудом достигаю их. 
  Не предавайся унынию, когда ненавидят, хулят, злословят тебя. Вспоминай чаще, как возненавидели и злословили Господа. Терпи и будь спокоен. 
  Господи! Даруй мне ставить себя ниже всего, что в самом деле выше меня, равно мне и даже ниже меня: я в самом деле часто бываю хуже и скотов бессмысленных. Господи! Даруй мне ставить ни во что деньги, пищу и одежду. О проклятая лесть богатства! 
  Бери себе пример со своей жены: она с самоотвержением любит тебя и своих, и ты люби с самоотвержением. Доколе у тебя эта жадность? Доколе эта скупость? 
  Смотрю на травки, цветочки, деревья, на птиц, на рыб, на зверей и всяких гадов — и вижу, что везде точное исполнение творческих законов: и потому всё прекрасно. Смотрю на людей, и — увы! — мало, бесконечно мало исполнения законов Вседержителя, и оттого сколько беспорядков, сколько безобразия, сколько страданий в жизни их? Сколько подъемлет тяжести ради людей и самая неодушевлённая природа: небо над головами нашими — медное, а земля — железная; все засохло, истлело. 
  Злые демоны стараются всячески соблазнить человека во сне разными видами, могущими питать наши страсти, а добрые Ангелы стараются занимать ум и сердце священными молитвами и песнопениями, делая уста псалтирью (древним струнным муз. инструментом - от авт.). 
  Вижу, Господи, что Ты как за руку ведёшь меня совестию моею. Ты незрим, но как Ты ощутителен в каждую минуту моей жизни! 
  Невидимая Рука подаёт нам и пищу, и питье, и лакомства, и игрушки — как бы детям, а мы, как недобрые дети, неблагодарны Ей, даже как будто не хотим знать Её. А ведь это — Сам Бог. 
  Господи! Призри на немощь мою. Вот я хочу писать слово — и нет у меня слова, в голове моей темно, мысль связана, воображение мертво; сердце слабо, без жизни. Жду от Тебя, Источника разума и премудрости, помощи: и не вижу её. «Доколе, Господи, не слышиши мя?.. Просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего». Вот Ты услышал: мысль моя стала свободна и ясна; вот потекла она мерною струёй; вот и сердце ожило. Слава Тебе, Господи! 
  О сердце! Сердце! Сердце! Ты само причиняешь себе мучения. Когда плоть и диавол станут тебя искушать заботою о большем снискании средств для приобретения пищи, пития, одежды, противопоставь им слова Спасителя: «не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больше есть пищи и тело одежды? Воззрите на птицы небесныя - яко ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, но Отец ваш Небесный питает их? Не вы ли паче лучше их есте?» (
Мф. 6:25-26
  Когда ты говоришь, то хочешь, чтобы тебе верили, и оскорбляешься, когда не верят. Как же ты смеешь не верить, когда говорит Самая Истина? Как ты Её оскорбляешь, сын сатаны? 
  Чего от нас хотят Закон и Пророки? Не многого: «вся елика хощеши, да творят нам человецы, тако и мы да творим» (
Мф. 7:12). 
  Заповеди Спасителя, выбранные из Евангелия: должно творить плоды покаяния всякому, а то и «секира при корени древа,» то есть при корне нашей жизни, «лежит» - всякое дерево, не приносящее плодов добрых, посекается и «во огнь вметается» (
Мф. 3:10).
  Мы - соль земли и должны стараться, чтоб не обуять, не потерять внутренней силы.
  Мы — свет мира и не должны скрывать своих талантов, своих добродетелей (открытость правильная/дерзновение - от авт.). 
  Правда наша должна быть выше правды книжников и фарисеев. — Не гневаться напрасно; приносить Богу дары чистым, любящим сердцем. Не смотреть на женщин с вожделением, а не только/просто не иметь с ними связей... Затворять чувства от соблазнов. Не разводиться с женами. Ничем не клясться, а говорить только: «ей, ей и ни, ни.» Не отмщать за обиду, но всё терпеть и даже отдаваться в волю обидящих. Просящим не отказывать; любить и врагов; милостыни не подавать с тем, чтобы за это славили люди. Молиться без лицемерия, искренно, внутренно; избегать в молитве многословия. Читать больше/чаще «
Отче наш». Отпускать другим погрешности. Во время поста не лицемерить, не показывать себя сетующим. Не скрывать сокровищ, богатства на земле, но скрывать на небе, чрез подаяние милостыни. Хранить ум светлым — для благосостояния духовной нашей жизни (чтобы не претыкаться и не падать), как мы храним зрение для благосостояния тела. Не разделять души своей между Богом и маммоною, но всё предать Богу. (А как мы недостойно молимся!) Не заботиться о пище, питии, одежде... Душа выше всего этого, а искать прежде Царствия Божия и правды его: прочее будет непременно дано. Даже о завтрашнем дне не нужно заботиться. Не осуждать других; но проповедовать святое Слово, не преподавать Святые Тайны псам и свиньям, то есть живущим в неисцельном нечестии, без надежды исправления, живущим невоздержанно. Просить о своих нуждах Бога, искать и толкать, то есть не отставать от Бога. Делать другим то, что себе хотим от других. Идти узким путем в Царство Небесное. Узнавать людей по плодам их. Творить волю Отца Небесного, а не говорить только: Господи! Господи! — а делающие беззакония, хотя бы они были пророки, хотя бы они выгоняли бесов и сделали много чудес, — пойдут в муку вечную. — Все эти заповеди нужно исполнять, а не слушать только.
  Нужно иметь самую искреннюю, живую веру в Бога (сотника), которая верит без сомнения, что Бог по благости и всемогуществу Своему исполнит всякое прошение наше, клонящееся к нашему благу. Нужно идти за Иисусом и оставить«мертвых погребсти своя мертвецы» (
Мф. 8:22). Это значит: служить спокойно и чинно Литургию, не торопясь, когда нас просят поторопиться к отпеванию покойника на кладбище. 
  Не быть страшливым от маловерия, но быть бодрым от веры. 
  Странная недоверчивость к самому себе, к способности, к обращению языка! Когда молчат певчие или дьячок во время чтения молитвы: «Христе, Свете истинный» — я сбиваюсь языком по прочтении нескольких слов, смущаясь духом, а когда тотчас запоют, я говорю спокойно, беспреткновенно! О грешная плоть! Сколько ты приносишь мне печали? Как ты глупа!
  Господи! Даруй мне помнить чаще, что Ты из ничего меня произвёл на свет и всё, что я имею, дарствовал по великой Твоей милости.
  Тело человека, животного, тело плода, например арбуза, дыни, — одного Творца, одной Премудрости, из одной земли; человек — плод; животное — плод и арбуз — плод. О Боже! Даруй мне видеть Тебя, Единую Премудрость, везде, во всяком плоде земном. — Тело человека, тело животного и тело плода — цель, торжество физической природы: вся органическая природа стремится воспроизводить себя. 
  Замечаю, что диавол жестоко ругается надо мною, по моему неблагоразумию. Господи! Да не будет сего отныне. Ах! Да не поднимается сердце моё никогда на Бога и на жену! 
  Как пьяному кажется, что земля, на которой он стоит, кружится под ним, так и человеку в припадке горести и душевной скорби кажется иногда, что не он изменился, а Бог так к нему переменился.
  До крови не подвизался ты противу греха? — Стой до крови. Праотец Адам предал нас диаволу, и мы чрез него по праву принадлежим ему, потому и он оспаривает нас у Бога, как собственность. Но надобно всячески противиться ему.
  С тех минут, как я помолился от сердца Владычице мира, на душе моей стало легко. — Не оставляй же меня, Владычице, и на будущее время.
  Кто прилепляется чрез страсти к диаволу, тот один дух с диаволом, тогда как«прилепляяйся Гос-подеви един дух есть с Господем» (
1Кор. 6:17). 
  Молитва церковная тогда имеет своё достоинство, когда она становится совершенно расположением нашей души. 
  Противься всякой дурной мысли, всякому чувству вражды или неприязни к другим, и Бог поможет тебе, мысли добрые, чувства любви возьмут в тебе перевес; в противном случае одолеют тебя мысли и чувства противоположные. Всё достается победою. Каждый шаг в нравственной жизни, как и в политической, приобретается кровию. Не замечаешь ли, как в политическом мире известному государству, достигшему высшей степени могущества и славы, трудно вновь расширять свои владения? Соседние державы зорко смотрят за каждым его шагом и лишь увидят его попытку шагнуть вперед — тотчас всеми мерами стараются остановить его и в случае решительного намерения того государства распространить свои пределы - объявляют ему войну. — Так и здесь — в жизни духовной.
  Почитай всегда человека выше материальных выгод жизни. 
  Тяжесть твоя на сердце — это нечистота сердечная; смыть её нужно без промедления. Это она одолела тебя и не дает ничего делать надлежащим образом. 
  Владычицу прославь, Благодетельницу не забудь; не забудь восписать«Возбранной Воеводе победительная» яко избавился еси от злых, «благодарственная».
  Ни от чего не унывать и быть всегда бодрым. 
  При слезах сердечного сокрушения о грехах происходит чувственно духовное явление, подобное рвоте. Как при рвоте желудочные нечистоты червеобразным движением желудка и кишок извергаются вон, так и при слезах нечистоты сердца подобным же движением внутренностей извергаются вон. Оттого после слез всегда легко на сердце. Иногда человек долго не плачет. Но какая-нибудь великая потеря или неприятность — и он горько и долго плачет по Бозе. Это милость Божия. Через слёзы выходят из сердца все греховные нечистоты, прежде в нём скопившиеся.
  Чтобы достойно причаститься, нужно по возможности молитвою и сокрушением сердца очистить оное от всякой, даже малейшей скверны греха и живою верою как можно глубже ввести в сердце Христа. Но если в сердце останется вольная нечистота греха, тогда Христос не может обитать в сердце:«кое бо общение свету ко тьме» (
2 Кор. 6:14-15), «Христовы с велиаром?» 
  Благодарю Бога моего, «очищающаго вся беззакония моя» (
Пс. 102:3). Что, если бы Он не очищал их? Они как адские псы заели бы меня.
  Диавол будет отклонять тебя от Бога безверием, безнадежностию или отчаянием, сухостию сердечною, помрачением ума; будет искушать тебя, наклоняя твоё сердце к страстям, которые ещё остаются в тебе, а ты стой твёрдо, призывая в помощь Господа Иисуса.
  Не гордись никак — вечно слово Господа: «возносящийся смирится, смиряющий же себя - вознесётся» (
Лк. 18:14). 
  Не прилагай сердца к деньгам: пусть они иждиваются (тратятся/используются по назначению - от авт.). Пусть тлен, прах останется тем, чем он есть. Пусть вечная душа занимается вечным.
  Во время чтения всё внимание сосредоточивай на том, что читаешь, ум и сердце впери в то, что читаешь, а нашептываний злого духа, внушающего тебе сомнения, неверие, противоречие или гордое состязание с тем, чьё творение или слова ты читаешь, отнюдь не слушай. От плод его (злого духа) познаешь его.
  Благоразумно ли и с чем сообразно только что начавши путь — - думать уже стать на конце его или чтобы скорее пройти его, начать скакать по нему? А ты делаешь нечто подобное. — Дела, требующие времени, — то же, что дорога. 
  Люди! Вы живете, забывая Верховного Владыку, оскорбляя Его святость разными беззаконными делами; но Он терпит вам только до времени. Горе вам, когда откроется Его правосудие. Когда Его правосудие открывается здесь, на земле, во гласе совести, — и тогда тяжек суд Его; но во сто раз он будет тягчае после смерти, на Суде. 
  Как я мал, ничтожен! Я согрешил и не могу никак уклониться, да и не дай Бог уклоняться от Невидимой, Карающей руки, которая отяготеет на мне всею тяжестию неумытного Суда; благоугождаю я Богу — и рабу Божиему бывает хорошо: мир и радость на душе. — Так, я каждую минуту ощущаю на себе следы владычества невидимого Бога моего — между тем как во мраке ума моего лукавый нашептывает мне, что Вышний отвратил от меня лицо Своё, да не видит до конца.
  Дух Святой осеняет Деву Марию, и Она зачинает от Его наития; из этого видим, что Дух же Святой возращает и младенцев во утробе матерней и оживотворяет их. 
  Всё ваше, и я ваш. Дай Бог, чтоб всегда и всем нам быть едино, и «никомуже глаголати что своё быти» (
Деян. 4:32). 
  «Еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно...» (
1Кор. 15:37) Бог же даёт ему тело. Ты недоумеваешь, как тело, рассыпавшееся в землю, воскреснет. А какою силою воскресает из земли семя, например, пшеницы, арбуза, огурца или другого чего? Это семя так же умирает в земле: как же оно воскресает, оживает — и с таким избытком? — Бог даёт ему, говоришь, тело. Так точно и тебе Бог даст тело, цветущее бессмертием. 
  Если тобою начинает овладевать чувство смущения и боязни, прочитай с усиленным вниманием особенно утешительную главу из Евангелия или Апостольского послания, например апостола Павла к Коринфянам (предпоследнюю, или последнюю, или другую какую); воодушевись ею — и отбежит от тебя смущение, радость веры проникнет в твоё сердце. Диавол силится унизить нас в глазах нас самих и достигает часто своими тёмными влияниями на душу нашу до того, что человек трепещет всякого, даже самого низкого человека, над которым он всегда должен возвышаться духом, которым он должен бы был повелевать. Между тем чтение Евангелий и посланий Апостольских, напротив, возвышает нас в глазах нас самих, сообщает духу нашему величественную важность и спокойствие, прогоняет страсти и благоустрояет все дела наши. 
  Надобно, чтобы святые истины веры жили в нашем уме и сердце. Надобно, чтобы в голове и сердце было спасительное брожение этого духовного благовонного вина, веселящего и оживотворяющего наши сердца в противоположность тлетворному, зловонному брожению страстей. 
  Что вознесло Матерь Божию превыше всех тварей? Смирение. Бог «призре на смирение рабы» «Своея» (
Лк. 1:48); награжденное смирение ублажают все роды. Старайся же и ты больше всего о смирении. Бог смиренным даёт благодать, а гордым противится. 
  О незримая, но сладостно ощущаемая душою благодать Божия! Блажен я тобою. О чудная сила сердечной молитвы! Преобразуешь, претворяешь ты меня из человека-грешника, стенящего под бременем собственных беззаконий, в человека оправданного, в чадо Божие, мирно, радостно почивающее в объятиях Отца! О святые Божии, ходатаи наши, в особенности Пресвятая Дево Богородице, святый великий Иоанне Предтече Христов! Сильно ваше ходатайство за нас, грешных! По молитве нашей вы преклоняете к нам Бога на милость и услаждаете сердца наши невидимым, но тем не менее действительным влиянием вашим на души наши! 
  Боже преблагий! Спаси Ты меня, грешного, ради имени Твоего! Не смотри Ты на неправды мои, ежедневно мною совершаемые, но посмотри на те минуты в моей жизни, когда я весь, безраздельно принадлежу Тебе, когда слёзы умиления текут из глаз моих, когда я желаю всею душой, как птичка в горы, улететь к Тебе из грешного мира, от себя самого, от грехов моих, чтоб больше не грешить мне, не прогневлять Тебя, всеблагого Бога и праведного Судию моего! 
  Господь на земле: всем проповедуется, что Он пришел, что вера в Него спасает и многие спасаются. Но кто же проповедует о Нём во аде? Что же устрояет Промысл? Ирод пирует; девица пляшет, угождает всем, и Ирод обещает ей что угодно. Ревность по Боге Крестителя, обличавшего Иродиаду, венчается мученичеством и Иоанн во аде. Для чего? Он там Христа проповедует. 
  Слава Господу Человеколюбцу, благодатно касающемуся во время молитвы нашего грешного, поражённого змием сердца и успокаивающему оное животворящею, услаждающею силою Своею! Но мы не должны забывать — беречь его вновь от диавольского уязвления: малейшая оплошность — и мы снова уязвлены, и снова внутренность наша будет терзаться искусителем. — Господь оставляет нас Своею благодатию, чтобы видеть и нашу собственную борьбу с лукавым, чтобы было за что увенчать нас.
  Делай всё надлежащим образом и в своё время - чтобы после не пришлось исправлять прежних погрешностей, допущенных по причине необдуманности или поспешности. 













                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                                    

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 449

Поиск