"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

24. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-15.







    Когда нападают на тебя помыслы неверия, скрывайся тотчас от них во глубине смирения - во глубине своего ничтожества. 
  Полюби Пресвятую Деву Богородицу от всей души, искренно - Она стоит всей любви.
  Чтобы слово было сильно, старайся и жить благочестиво - все благочестивые сильны в слове.
  Ты пьёшь и ешь — и не благодаришь Бога: подумай, как это необходимо, что ты ешь и пьёшь? У тебя свободное дыхание. Благодаришь ли ты за это? Есть люди, которым трудно дышать. Ты покойно спишь — за это благодаришь? Есть люди, которые не могут спать. У тебя прекрасное зрение и слух, и ты получаешь от них много удовольствия. Благодаришь ли за это? За все благодаришь ли? 
  Если разложить пространство, то явится неизбежно (как необходимое следствие) мысль о вечности. Теки мысленно вдаль - ты не найдешь конца, а следовательно и времени. 
  Движение есть время, помноженное на пространство. 
  Внеси следующий грех в свою исповедь - соблазнял других, разорил заповедь Божию и научил так человеков (о посте и поминовении умерших).
  Есть на земле вещи, которые учат тебя возвышаться горе (вверх - от авт.) - это огонь и дым. 
  Природа есть бессловесный свидетель Божественного всемогущества и премудрости и - вместе учитель человека. Если свидетели и учителя природы остаются напрасными для человека по окаменелости его сердца - тогда Бог вразумляет его о Себе иными средствами.
  Бесчисленное множество живых, одушевленных, неразумных тварей умирает. Но исчезают ли они? Нет - их жизнь только сливается с общею жизнию природы. Мы не видим, не замечаем этой смены одних живых тварей другими, но если бы замечали - нам представилось бы изумительнейшее зрелище. Как не верить в невидимый мир, когда мы знаем о бесчисленном множестве одушевленных тварей, коих душа, жизнь оставляет и поступает, конечно, в общую экономию жизни? Жизнь есть именно какая-то духовная сила! — Великолепная сцена жизни и смерти тварей, достойная пера даровитейшего писателя! Вообразите эти родники жизни, столько огромные, неистощимые, что из них ежегодно выходит бесчисленное множество животных тварей с разнообразными свойствами! — А эта жизнь в Духе Божием. 
  Во время всякой службы ради смирения чаще говори сам себе: «Я — земля и пепел. Я, Господи - едва заметный ручеек жизни, который очень недавно стал течь, а Ты — целый Океан и даже несравненно больше, потому что от Тебя проистекла и проистекает всякая жизнь. Я — мгновенное блистание молнии по причине скоротечности, а Ты — незаходимое вечное Солнце. Моя жизнь в моём лице недавно возгорелась и скоро погаснет, а Твоя жизнь не имеет ни начала, ни конца - вечно светит и никогда не погаснет. Жизнь всех тварей, как лучи к солнцу, относятся к Тебе, только эти лучи (каждый сам по себе) скоропреходящи, если смотреть телесным оком - посияет... да и перестанет, а на его место явится другой. Люди и все твари всех веков и всех мест жили Тобою и живут Тобою, потому что Ты — Источник живота (жизни - от авт.). Без Тебя нет жизни — ни физической, ни духовной. Я перед Тобою ничто - и как же это ничто иногда смеет отвергать То, что есть Полнота бытия?» 
  Если есть океан света вещественного (солнце), освещающего земное полушарие, то, без сомнения, есть и Океан света духовного - Бог, Который есть причина первого океана. А чтобы создать такое светило, которое бы светило на такое огромное расстояние, надобно (естественно) Создателю Самому быть вездесущим и всевидящим. 
  24 августа. После обедни. Какую неописанную небесную радость произвели в душе Святые Тайны. — Будь же уверен навсегда, что достойно причащающийся действительно соединяется с «Богом мира и всякия утехи» (2 Кор. 1:3). 
  «Да не и тии приидут на место сие мучения» (Лк. 16:28). Значит, несомненно существуют муки для грешников. 
  Представьте, братия, каков должен быть Тот, Кто двигает светила или светлые шары, по небу. По их величине и по величине их раскатов судите о Его беспредельности, по их благости судите о милости Творца, по их целесообразности — о Его премудрости.
  Ты теперь чувствуешь себя в теле, или чувство бытия своего ограничиваешь телом. Но представь то время, когда душа твоя будет оставлять тело, а вместе с тем и чувство твоего бытия будет выходить из тела и, оставивши его бездушным прахом, будет ограничиваться одною душою и увидит совсем отличный мир? Страшные минуты! 
  Имей всё уважение к слову человеческому, живому или написанному, хотя бы оно было и несовершенно. От неуважения к нему произойдет много бед для твоей души. Особенно слово святого отца стоит всякого уважения, а о Божием Слове и говорить нечего - слушай его всегда, потупив взоры, смиренномудренно. 
  Помни ежедневно, что солнце твоей жизни с каждым днём всё более и более склоняется к западу. Не зазнавайся с Богом и будь смиренномудрен. Жизнь каждого человека есть как бы светильник, которому назначено гореть известный период времени, после которого он погаснет. 
  В каждом человеке, даже в самом прекрасном - до поры, до времени, до случая, до повода скрывается негодная сторона, которая обнаруживается иногда тем больше, чем милее был человек, с которым мы были в связях. В каждом человеке много зла. 
  Братия! Мы не будем ныне стлать вам мягко или, как говорит и Пророк, подкладывать вам возглавие под каждый локоть, чтобы вам после не пришлось жёстоко и без конца мучиться, но выскажем жёстокие слова о геенне - чтобы вам избежать её, пока есть время. Не будем льстить вам ныне и потворствовать вашим слабостям, чтобы вы в будущем веке не сказали нам: «Как же вы, пастыри, Словом Божиим не уверили нас, что есть такая страшная геенна? Мы думали, что она не больше как угроза или если и думали, то - то верили, что она есть, то - забывали. Вы же не хотели по долгу своему напомнить нам о ней?» Итак, братия, есть - несомненно есть будущие вечные мучения. В этом уверяет Слово Божие, писания святых отцов, в особенности же - святого Златоустого. 
  Человек при всём своём величии (как разумное существо) - так мал в этом мире, так ограничен, что здесь всё его ограничивает: и воздух, и вода, и твердая земля. Почти каждое насекомое совместничает с ним: муха, паук, блоха, клоп, педикуль - последние даже питаются плотию его. Многие животные (или и большая их часть) - для него страшны и лишь немногие — ручные. Птицы парят в высоте и знать падшего человека не хотят, т. к. у них есть один верховный Владыка — Бог. Все они рождаются, возрастают и живут независимо от нас (людей) -
 Отец Небесный питает их, а не мы. Сами мы с дыхания до сна — во всех отправлениях животной природы подчинены посторонней силе, постороннему распоряжению. 
  Мы дадим ответ Богу - почему не сказали прихожанам всей воли Божией. Потому должны при всяком случае открывать им волю Божию касательно их. 
  Согласитесь, братия, что там - в высоте, должно быть Царство Небесное. Странно представить, чтобы жизнь была только у нас — на земле, которая есть как бы едва заметная точка в средине неба. Небо беспредельно — там необходимо предполагать всю полноту жизни. 
  Вы идёте паровым судном и огромною силою паров роете влажную стихию; или тою же силою паров заставляете катиться по гладким рельсам непомерные тяжести; или пускаетесь в верхние слои воздуха на воздушном шаре — всё это не может не удивлять людей, все эти открытия делают честь уму человеческому. Но и здесь надобно больше удивляться не человеку, а Творцу человека. Человеческий ум есть подобие частично Ума Божия. Притом ум человеческий нашёл только средство приложить к жизни уже готовые, давно существующие силы природы. Поэтому я смотрю на произведения ума человеческого и воссылаю славу Творцу, Которому Одному подобает слава. При всех этих приобретениях человек всё-таки пресмыкается по земле и не воспаряет к небу - своему истинному отечеству. Даже несколько жалко, что при этих изобретениях человек не умудряется в средствах ко спасению. Ты взлетаешь на воздушном шаре, но только для удовольствия и удивления кратковременного зрителей, а не для сущей пользы их. Столпники, возвышавшиеся на столпах, почтеннее тебя не в пример - возвышаясь от земли телом, они возвышались и духом, а ты или вовсе не возвышаешься и мысли твои всё-таки ходят по земле, или возвышаешься, но только тогда, как летаешь. В жидкой стихии ты прорываешь себе путь, но в жизни своей не заботишься проложить путь к небу. Жалко — этот ум только земной
  Мы привыкли к природе и привычка закрывает нам глаза. Устраним же её - хотя бы на время нарочитого рассматривания чудного мира Божия. 
  Некоторые христиане не любят церкви или храма Божия вообще, находят себя холодными к молитве. Необходимо заставить их полюбить храм Божий. А так как они обыкновенно бывают в этом случае в некотором мраке по отношению к церкви, то осветить их разум ясным раскрытием необходимости и животворности занятий потребностями душевными, поставить на вид их жалкое положение, что они заботятся только об удовольствиях чувственных, о потребностях (слепых) тела - что они идут к погибели. Всякий человек самолюбив - необходимо обратить к добру эту общечеловеческую слабость и сказать кому бы то ни было: «Ты, брат, любишь себя, но ты не умеешь любить себя. По своему долгу я поучу тебя, как надо правильно любить себя» — и здесь раскрыть, в чём состоит истинная любовь к самому себе. 
  У святого Златоуста есть мысль, что апостолы и святые сделали и сказали больше, чем Сам Господь, потому что Господь Сам немного делал и говорил, а больше предоставил это апостолам и святым Своим (в конце толкования на Послание к Римлянам).
  Когда лукавому удастся искусить человека против его воли - тогда Господь, по миновании искушения, принимает его под Свой покров и человеку делается легко. Диавол же, как бы взявши с него некий оброк, на некоторое время удаляется и уже не нападает на него с такою силою и ожесточением.
  «Я — воплощённый Бог — страдал за тебя на Кресте, пролил Кровь Свою, а ты не хочешь даже верить, что Я — Бог, Спаситель твой, что Я дал тебе в пищу и питие Плоть и Кровь Свою! Чего ты достоин после этого, по собственному суду своему?» — Люди недоумевают беспредельной благости Божией, по которой Он дал в пищу и питие нам пречистое Тело и Кровь Свои, как недоумевают и о Небесном Царстве. Дары настолько велики, что мы, ограниченные, и притом лукавые, недоумеваем - как это же может быть? Но Богу - легче исполнить это, чем нам - поверить этому. Ему легче исполнить Своё слово, чем оставить его неисполненным - последнее даже невозможно. Ты иногда, например, недоумеваешь - как же преложится хлеб и вино в Тайны, но Богу легче их преложить, чем не преложить (Здесь св. Иоанн снисходит к немощи будущих читателей дневника, т. к. для Бога не существует таких понятий, как легко или трудно - Бог вне их, вне труда, скорби, усилий и пр. человеческих немощей - от авт.). 
  Для смирения человека невидимая, премудрая, известная сила в природе без нашего ведома работает. Например, я вижу в известное время цветы, а потом через несколько времени природа даёт уже мне плоды. Устранить привычку и посмотреть на эти и другие (?) явления глазом наблюдателя. Так же и человек образуется в утробе матери - невидимо для нас, но тем не менее - надёжно и премудро. То же и все животные. 
  Когда мгла облежит землю и до неё не могут доходить лучи солнечные, тогда благовременно представишь себе, что, когда душу нашу облежат страсти, тогда не могут доходить до нас благотворные влияния благодати Божией. 
  Всего изумительнее, выше всякой надежды и чаяния - то, что Бог стал человеком. А когда сие свершилось, то всё, что затем ни последовало, и понятно, и естественно (всё, следовательно - и Тайна Тела и Крови Христовых). - Слово Златоуста в толковании на Евангелие от Матфея, с. 28. 
  «Поверим — говорит Златоуст в другом месте — Павлу в том, что он стал горячо любить Христа, когда есть люди в такой же степени (как Павел любил Христа) раболепствующие страстям. Что же невероятного в любви Павловой? Потому и слабее наша любовь ко Христу, что вся наша сила истощается на любовь порочную и мы — хищники, сребролюбцы, рабы суетной славы». — Как прекрасно сказано! 
  Внутренно я величайший грешник - и невер, и хульник, и ропотник, и самоубийца, и ненавистник - словом, внутри меня иногда бывает целый ад. Как же много во мне зла. И как мучительно претерпевать внутренние мучения греха. Кто хочет удостовериться в действительности вечных мучений и в их жестокости - тот может видеть подобие их в этом душевном состоянии. 
  Адское состояние души твоей миновало и было при своей мертвящей тяжести непродолжительно (4 часа). После Господь опять воспринял тебя под Свою милость. Научись из этого искренности и простоте веры. Когда при тебе был Дух Божий, тогда тебе было хорошо, а как оставил — дурно. А оставил Он тебя за неверие - за то, что ты поддался напавшим на тебя помыслам неверия. Не оскорбляй также Святого Духа небрежным чтением молитв - и за это также Он оставит тебя. 
  Выше всякого сомнения, что радость в сердце (или лучше — во всём существе) после причащения пречистых Тайн - происходит именно от достойного принятия их. Когда недостойно причащаешься Их, то радости не бывает, но — печаль о недостойном принятии их. Как же надобно стараться, чтобы приобщаться Их с верою и сердечным сокрушением о грехах. 
  О погрешностях домашних или посторонних выговаривай спокойно, не сердясь. 
  Болезни выше наших предосторожностей и предусмотрительности - человек совершенно зависит от Бога и относительно благосостояния тела своего.
  Разум есть свет Божий в человеке. В предметах, не превышающих разума - он есть мерило Божией истины. Свет разума и его внушения должны быть уважаемы нами. 
  Когда лукавый помрачает мысли твои при наименовании Господа Иисуса, стараясь держать во мраке это приснопоклоняемое и спасительное Имя, ты скажи ему: «Лукавый! Ты сам во время земной жизни Господа исповедовал Его Сыном Божиим. Как же ты теперь противоречишь сам себе, скрывая для ума моего во мраке Божество моего Сладчайшаго Иисуса? Можно ли тебе - духу лжи, верить в чём-нибудь?» А сам себе скажи: «И беси веруют» в Бога «и трепещут» (Иак.2:19). Как же я так слабо верую и не трепещу, окаянный?!»
  Вы хотите в природе видеть образчик того, как Бог везде всё видит. Этот образчик вы можете видеть отчасти в солнце. Хотя в тени солнце и не проникает к нам лучами своими, но всё-таки оно светит по всему земному полушарию и освещает часто самые мрачные места в природе. Но очи Господни тьмами тем светлее лучей солнечных. 
  О поклонении Богу духом и истиною; значение сердца в молитве — на основании Священного Писания и опытов; значение слёз на основании сказаний святых отцов и постоянных опытов. 
  Неверующий! Вера не нуждается в каких-нибудь новых доводах, которыми, как новыми столбами какими, можно было бы подкрепить её здание. Это здание — вечная, несокрушимая твердыня, которую и вся сила адская не одолеет. Вера наша говорит сама за себя. Её учение или её «слово живо и действенно, проходя до разделения души же и духа», читающего или слушающего, «судителъно помышлений и мыслей сердечных» (Евр. 4:12). Слово веры нашей есть слово Самой Истины - за это слово подвизались апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные до презрения всем земным. Лице Божественного Начальника нашей веры яснее солнца сияет Своими Божественными знамениями или чудесами, которые говорят за Него неопровержимо ни для какого изувера. Прямо Божественные чудеса Он совершал Своею силою и при жизни Своей земной и совершает всегда теперь так, что, по Его словам, Он всегда и теперь с нами, никогда от нас не разлучаясь. Чудеса эти известны - особенно для подвижников в вере и благочестии. 
  Святость Таинств нашей веры для того, кто достойно совершает или принимает их с живою верою, с любовию, с христианским смирением и в простоте сердца - очевидна из их животворности и спасительности - особенно Святейшее Таинство Причащения, которое яснее и громче всяких доказательств, самими последствиями в душе достойного причастника говорит за свою истинность и животворность. Вообще, в нашей вере нет ни праздных имён, ни праздных обрядов без дела - у нас всё живо и благотворно. Так что если бы какой невер и захотел оспаривать что-либо, то его обличить можно очень легко, указав на то, как в продолжение целых тысячелетий наши святые (начиная с Пресвятой Матери Божией до Христа ради юродивых) благотворно, подобно светилам, действуют на верных, подвизающихся на земле чад Церкви Христовой, спасая и покрывая их от бед, утешая в скорбях, вразумляя в неудобовразумительных случаях, подкрепляя веру, согревая сердце, поощряя к делам благочестия и пр. . 
  Больше всего старайся в жизни о том, чтобы поддерживать и возращать веру. Чрез веру мы спасаемся, поэтому вера — основа христианской деятельности. Человек без живой и деятельной веры - живет не по-христиански. Особенно чаще возбуждай в сердце веру в воскресение Господа Иисуса из мертвых - она-то, по уверению Апостола, и спасёт тебя: «аще... веруеши в сердце твоём, яко Бог Того воздвиже из мертвых - спасешися» (Рим. 10:9). Будь уверен, что Бог, воскресивший Иисуса Христа, с Ним воскресит и спосадит на небесных во Христе и тебя - если ты останешься верным Господу до смерти. 
  Что это значит, что ты ожесточаешься, когда диавол успевает уловить тебя в свой плен? Неужели же ты хочешь увеличивать язву, а не исцелять её? Прибегай к терпению и смиренной молитве. Ожесточение — оружие диавола. Этого только он и добивается. Он торжествует, когда ты ропщешь на всеблагого Бога. 
  Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним - тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою. Тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое - если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. 
  Убедись горьким опытом, как болезненно для души торопливо читать священные молитвы при требах. Как жестоко тиранит душу этот грех. Торопливость у тебя зависит от непонятного смущения, которое мгновенно также даётся от мнительности или от тяжёлого, мрачного представления, что тебе приходится продолжать труд читать. Старайся же с корнем вырвать самолюбие и леность.
  Научись смиренно, горячею молитвою прибегать в душевной скорби под покров Заступницы Усердной пред Богом - Матери Божией. Ты молился Ей — и скорбь твоя, мучительная как ад - прошла. Как же много случаев для лукавого ввести нас во грех!
  Самая мучительность для души помыслов неверия доказывает очень ясно, что эти помыслы — ложные. Их лживость доказывает и то ещё, что они зарождаются не в спокойном состоянии души и не тогда, как в уме всё светло, а тогда, когда в уме господствует и носится какой-то мрак. Светлый ум сейчас может опровергнуть их. Оттого при помыслах неверия тотчас нужно принять самое спокойное и важное положение. Неверие очень лукаво - как и всякий вообще грех. Поэтому помыслы неверия (как и всё ложное) - верно происходят от диавола, потому что всякая ложь - от него. 
  Страшное дело! Неверие не представляет ни одного доказательства, почему что-нибудь неверно, неистинно и почти с непреоборимою силою увлекает бедную душу (всё-таки не согласную с ним) на свою сторону. Тогда как вера, основываясь на неложном уверении Самосущей Истины - непререкаема, и даже разум может представить множество доказательств на то, что это должно быть так, хотя иногда и непонятным для нас образом. Истина никогда не заставляет верить себе принужденно, а ложь (не имея возможности заставить не верить себе добровольно) употребляет для этого меры насилия и хитрости. — Отец лжи помрачает разум, чтобы человек не видел осязательной для него истины, и в этом ослепленном состоянии влачит его на сторону лжи. 
  Боже! Просвещай всегда ум наш.
  Не отчаивайся в милости Божией, когда во время домашней молитвы или общественного Богослужения сильно волнуют тебя помыслы неверия; старайся только отражать их всеми зависящими от тебя мерами и не поддавайся им, а когда поддашься, то ослабеешь произвольно в борьбе, и обязательно тогда ты согрешишь. 
  Чтобы сердце наше искренно и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно растерзать его каким-нибудь горем, а без того — оно лукаво и холодно. Как нива тогда только хорошо произращает семена, когда она удобрена и хорошо взрыта, взборождена, — так и сердце наше тогда только приносит плод истинной молитвы, когда оно удобрено чтением Слова Божия или писаний святых отцов, или собственным душеспасительным размышлением и растерзана каким-либо горем.
  Зачем ты боишься входить в глубину молитвы и потрясти для неё всё своё существо, но скользишь только по наружности - только слова шумят у тебя на устах? Приведи в движение не одни уста, руки и глаза, но всё своё существо - до глубоких движений ума и сердца! За этот труд получишь награду — сладость молитвы, мир и радость после неё и в самое её продолжение.
  Язык — очень опасная вещь и поэтому диавол, действуя на мысли и сердце наше, побуждает нас высказать языком мысли и чувства, от него нам внушаемые, чтобы или самим нам прийти в смущение и потерять мир, который он всегда хочет отнять у нас, зная его важность и животворность для нас, для наших духовных занятий, или же возмутить мир других, поссорить их с нами и таким образом причинить вдруг двойное зло. Примечай за своим разговором, за его ходом. — Бывали примеры, что начинали дружественно, а заканчивали враждой. Любовь везде должна быть правилом. Если же у тебя нет любви в сердце - бойся много говорить. Лучше большее молчи. 
  Когда лукавый будет устремляться на тебя с внушениями неверия и приведёт в беспорядок твои мысли - сейчас же водвори спокойствие в душе своей и обрати просительный взор к Богу, чтобы Он прогнал эту тьму в душе и помог твоему неверию. 
  Ты знаешь по опыту, каких слёз, воздыханий, коленопреклонений, ударений в грудь стоит избавиться от тиранства сделанного тобою греха, лишающего тебя душевного спокойствия, дерзновения пред Богом и производящего в тебе смертные мучения. Пусть это будет для тебя наукою — бегать всякого греха как бесчеловечного мучителя. Снова получив милость Божию после греха и дерзновение пред Ним, благодари Его за это от всей души и моли Его, чтобы Он вперёд дал тебе силу не доходить до преткновений. 
  Господь, по беспредельно великой Своей благости, излил на тебя все благодеяния, какие можно было излить на тебя в твоём звании и положении. Будь благодарен за это. Представь, чего в самой большой мере могли желать от тебя твои родители, тогда как ты в первый раз отдан был в научение грамоте? Едва ли не того только, чтобы ты окончил семинарский курс - об Академии они едва ли думали, хотя и были из твоего родства люди в этом высшем духовном учебном заведении. А ты прошёл и Академию — самый последний предел духовного образования и потом, завершив образование духовное, сделался духовным лицом — священником. 
  Для вещественного, тленного и поддерживающего только тленную жизнь хлеба, ты переносишь большие трудности, а для нетленного, поддерживающего нетленную, вечную жизнь души не хочешь перенести и небольших трудностей - ленишься прочитать надлежащим образом Последование к Причащению. Смотри - какое важное противоречие в твоих делах. Если плотской человек будет шептать тебе: «Что за необходимость одно и то же твердить каждый день (одни и те же молитвы и стихи) и утомлять себя таким повторением», — ты скажи ему: «Каждый день я впадаю в одни и те же грехи, потому не должен и лениться повторять одни и те же молитвы, врачующие эти грехи»; далее — хотя для плотского человека повторение одних и тех же молитв точно - утомительно, но за это после достойного причащения и за этот труд Господь вознаградит сторицею - тогда вместе с душою и плоть взыграет радостию. Молись духом — и будет легко и приятно. Помни, как хорошо причаститься достойно. 
  Пред причастием святых животворящих Тайн никогда не пускайся в бесполезные и вредные рассуждения, которыми лукавый хочет только выиграть время и похитить веру, а верь беспрекословно, что слово Господа есть истина. 
  «Милости Господни исполнь земля» (Пс. 32:5). Не бойся какого-нибудь оскудения от того, что часто и неожиданно посещают тебя гости - ты подражаешь в этом случае Господу, питающему всякую плоть из Своей десницы, и Он не доведёт тебя до скудости. Только бессовестных тунеядцев не допускай до своей трапезы, а благонамеренных людей — всегда, будь к ним искренен, добродушен, гостеприимен, ласков. Это есть добродетель. Вспомни об Аврааме. 
  Если злая сила станет колебать и смущать ум твой сомнениями о предметах веры, ты скажи: «Людьми, в тысячу раз умнейшими меня, всё это исследовано и передано для несомненной веры народу, а потому и смешно, и грешно было бы не верить всему, что предано нам святыми отцами и прежде всего - Словом Божиим. 
  Если колеблют, возмущают тебя помыслы неверия чему-нибудь, касающемуся веры Христовой, то взгляни на Крест, на образ Спасителя, а если ты находишься в церкви — на целые лики святых, подвизавшихся в вере. Именно на лики - пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных - пусть они громогласнее всякой трубы изобличают твоё глупое, низкое, малодушное неверие, при каждом твоём воззрении на них — умственном или телесном. 
  Ты иногда в молитве к Богу или к Пречистой Матери Божией и святым, или только при наименовании их не хочешь надлежащим образом произнести имен их. Как это грешно! — Спаситель, например, терпел для тебя Крест, гвоздие, копие, а ты ленишься надлежащим образом помолиться Ему - даже назвать хорошенько имя Его. Святые подвизались для Него различным образом - иногда и мученически до смерти, а ты не хочешь почтить их памяти благоговейным произношением имён их! 
  Молитвы утренние и вечерние — средства благополучно провести день и ночь. Поэтому говори их с полным усердием и любовию, внимательно, неспешно. 
  Чтобы молитва наша была действительна, успокаивала нашу душу и радовала нас, для этого нужно очень немного - искренняя простосердечная вера в Бога, смирение и сильное желание иметь то, о чём молишься.
  Ты сделал сегодня первый опыт надлежащей, неспешной, пословной молитвы и убедился опытом, что такая молитва и легка и успокоительна в высшей степени и видимо приятна Господу Богу. Кроме того, хотя, по-видимому, она и длинна (потому что каждому слову дается вес и время для полного произношения и каждое слово успеет сообщить душе соединённое с ним понятие или чувство) — но она вовсе не кажется продолжительною, так как душа не замечает времени, погрузившись в молитву совершенно. Между тем прежде, когда ты говорил молитвы спешно, они казались тебе очень продолжительными - хотя иногда ты и сокращал их. Научись же после этого всегда произносить молитвы с должною расстановкою - по слову. 
  Человек лукавый и неверный! Отыми лукавство от души своей, и тогда вера будет жить в твоём сердце - иначе ты достоин всякого гнева Божия. Откуда мрак такой в душе твоей, что ты не веришь Святейшему, Непреложнейшему? Посмотри ты на себя - каков ты бываешь до приобщения (Причастия - от авт.) и каков после приобщения? До приобщения ты — немощный душою и телом, а после приобщения — крепкий духом и телом, и всё твоё существо трепещет радостию и несказанным, пренебесным миром. Что может быть убедительнее, осязательнее этого? Старайся же всегда простодушно, в простоте веры принимать Святые Таинства! 
  Кто это у меня старается совсем похитить веру? Видит Бог, что я хочу иметь её живую и пламенную, хочу возгревать её, но как назло она совсем потухает. Что это за омрачение? Боже! «Сотвори со искушением избытие, яко возмощи» мне «понести» (1Кор. 10:13). Я становлюсь невером. Кажется, наконец - я буду не верить в собственное бытие.
  Когда Бог посылает человеку несчастия или когда Он с намерением (промыслительно - от авт.) отвергает его молитву, тогда человек невольно устремляется к Богу (может и должен устремиться по намерению/замыслу Божию - от авт.) и со слезами ищет Его (может и должен - от авт.) - хотя прежде и был слабым верующим.
  Чем знакомее молитвы и чаще обращаются в устах, тем внимательнее нужно читать их, потому что привычка производит в нас невнимательность к знаемому.
  Бог преложил огонь в росу для еврейских отроков, что же стоит для Него преложить хлеб в Тело и вино в Кровь? «Еда изнеможет у Бога слово?» (Быт.18:14
  Господи! Люди Твои, по-видимому отвергающиеся Тебя - чтут Тебя. Воззри - вот ничтожнейший и недостойнейший раб Твой, почтенный от Тебя саном священства, имеет счастие только несколько благоговейно служить Тебе, и город наполняется похвалой ему — недостойному похвалы (потому что он сотворил не больше, как только повеленное ему). «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему слава» (Пс. 113:9). Тебе Одному, Господи - правда, нам же - только стыжение лица. Да будет же эта слава Тебе, а не мне. 
  Когда Господь во время совершения Литургии лишает тебя дара веры (либо промыслительно уменьшая Свою благодать, либо позволяя действовать бесу неверия - от авт.), то этим Он научает тебя искренности в молитве, простодушной детской доверенности к Нему. — Он видит лукавство сердца твоего, поверхностность молитвы твоей и хочет, чтобы ты был доверчив и прост, как дитя, углубился в молитву до забвения всего земного.
  Лишь одно поползновение к сомнению о чём-нибудь священно-таинственном есть уже грех и должно быть непременно уничтожено, а уж самое сомнение - и тем более есть грех, происшедший от нашей гордости, неискренности, лукавства и недоверчивости. «Все, еже не от веры, грех есть» (Рим. 14:23).
  Когда в душе твоей зарождается чувство ненависти к кому-либо, то ты искореняй его следующим справедливым замечанием себе самому - ты сам стоишь всей ненависти других за свои грубые, злые наклонности, а не тот человек, которого ты ненавидишь - он стоит всей любви и снисхождения. 
  Зачем все эти огорчения, укоризны, суды о собрате твоём, обидевшем тебя? — Будь кроток и незлобив и предоставь всё Богу, судящему праведно, как и Иисус Христос, Который «укаряем противу не укаряше, стражда, не прещаше, предаяше же Судящему праведно» (1Пет. 2:23). «Мне отмщение — говорит Господь - Аз воздам» (Рим. 12:19).
  У тебя бывает поползновение к сомнению о бытии даже Верховного Существа и троичности Лиц, но подумай хорошенько, можно ли не верить Тому, достоверность чего засвидетельствована Самим Воплощенным Сыном Божиим, пророками, апостолами, бесчисленными сонмами мучеников, преподобных и праведных и всех святых, и постоянно свидетельствуется ныне в Слове Божием и в самой природе? В чём только не усомнился еще человек? — Он сомневается иногда даже в себе самом. Смиренно верь. Это — плод внушений злого, гордого духа, который такою химерою хочет уничтожить твою добродетель, твоё служение Богу. 
  Если ты замечаешь в душе своей движение ненависти к врагу и тебе хочется злословить, то вспомни слова Спасителя: «любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5:44), — и будь покоен. Эти слова как молния просвещают душу во тьме страсти. 
  Когда молишься - непременно старайся вперить ум свой в Бога и без этого не молись. Иначе молитва твоя будет и тяжела для тебя, и богопротивна - ты будешь только торопиться, чтобы скорее её кончить, будешь совершать её поневоле. А от этого и сердце твоё будет оставаться каменным, неисправимым, потому что принуждённая молитва не умягчает и не исправляет его. — Помни, что Бог всегда видит тебя. 
  Люди не стали бы роптать в своем несчастии, если бы знали, что оно очень полезно для их вечности. 
  Часто люди, изумляемые искусством художника-человека, до того пленяются искусством его, что, видя как бы его самого в его произведении, целуют это произведение. Так и мы, смотря на цветок или травку, можем лобызать их, видя в них как бы Самого Творца их.  













                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 447

Поиск