"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

28. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-19.





  25 июня. По всему замечено, что болезнь моя попущена на меня Богом по действию сатаны — «пакостника плоти» (2 Кор. 12:7). Что за сны насмешливые от духа-изверга видятся, особенно к утру? Какой неготовый я приступаю к совершению Литургии, какой чревоугодный, какой неразумный, нерадивый, бестолковый, несмысленный?! — А бесноватая девушка, в виде которой явился мне сатана сегодня, с открытой пастью и зубами, бросившаяся на какого-то человека — и на меня потом. Ужас. 
  Тайный ропот на Бога из-за дурной погоды — сырой, холодной. Сознаю свой грех и каюсь, виню себя; достойны мы по грехам своим и еще худшего. Пощади, Господи! Персть есмь (Быт. 2:7).
  Новый сурский диакон Копосов.
  Диакон монастырский в Суре — Пётр Никольский; безголосый, ставленник Иоанникия — архиерея, родственник секретаря архиерейского, личного. Не посылать ему ни копейки. А что за зрелище из себя представляет секретарь? Секретарь Духовной Консистории Николай Никитин.
  Ни одна капля дождя не прольётся без воли Божией. Помни это и не ропщи на излишество(?) дождя всяк день. — 25 июня.
  В сонном мечтании сатана представил мне в блистательной свадебной помпе предстоящий брак одного священника (при живой жене) на какой-то старухе. Собрались митрополиты, архиепископы и епископы, священники и множество военных (брак предполагался в полковой церкви) и всякого звания людей — военных и статских, мужеского и женского пола. Невесты ему долго не показывали, а когда он спросил, то ему показали больную старуху в постели и сказали, что на ней вши показались. Он громко и с негодованием отказывался от невесты. Вот иллюзия сатаны над рабами Божиими!
  Мф. 11:12: «От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берётся, и (только - от авт.) употребляющие усилие восхищают его». На человека действуют постоянно две невидимые силы - добрая и злая. Сила Божия - сила благодати и сила диавола - сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один — животворный, о коем Господь говорит: "Я пришел низвесть огонь «на землю" (Лк. 12:49), а другой — огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий - огонь веры и любви к Богу и к ближнему. Человек потерял своё первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца — это большая потеря, надо приобресть её. Нет и сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни — перемени себя, будь сочувствующим. Не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия — претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд — смирись, если жаден к пище и питию — будь воздержан и т. д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро — привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной. Добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем...» (Откр. 3:21). «Царствие Небесное» - то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему — «силою берется» то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и (только - от авт.) «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17), то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений - добра и зла, между двух огней - огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского — палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, и всякой похоти. Требуется обучение и усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая - есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию - надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? Поучитесь у святых - как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие, какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям, какое они имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился - все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретённое Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей - читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни — и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия - потрудитесь же особенно для получения вечной жизни. «Ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся» - все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33). Аминь. 2 июля.
  Упокой душу рабы Твоей Лидии, Господи! Она была угодна Тебе, «не от мира» сего (Ин. 15:19) - кроткая, добрая, чистая, смиренная, доброжелательная.
  3 июля. Видно, естество человеческое дивно и божественно (богообразно) устроено, что для воссоздания его потребовалось такое сверхъестественное средство — воплощение Сына Божия, Его житие на земле, чудеса бесчисленные, учение Божественное, страдания, смерть и воскресение. — Падший «образ Божий» (Быт. 1:27) неоцененный, которому весь мир неравностоятелен, был причиною такого сверхъестественного промышления Божия. Понимают ли это люди? Не многие понимают и ценят, а потому и живут недостойно, наудачу, как бы случайно, не помышляя о высокой цели звания христианского - живут в суете всяких пристрастий.
  Не скрывайте... «идеже тля тлит и идеже татие крадут» (Мф. 6:19). «Преходит образ мира сего» (1Кор. 7:31) как тленный со всею его красотою, богатством, сладостью, славою и честью. Пребывают одни лишь вечные блага, вечные сокровища, вечная жизнь, правда, любовь со святостью и миром Божиим. — Туда «очи сердца» (Еф. 1:18) устремляй, гряди тамо, «отнюдоже помощь» идёт. (Пс. 120:1).
  10 июля. Четверг. 4-й день в Устюжне. Каждый день служил, кроме дня приезда. Каждый день говорил слово; сегодня — на текст: «Святяй и освящаемии от Единаго вси» (Евр. 2:11).
  Сегодня с часу дня или раньше — гроза: гром, молния, дождь, ливень. Я предчувствовал эту непогоду (сильный ветер) за двое суток — в некоторых легких припадках болезни.
  Ласковость хозяев и всех домашних ко мне необыкновенная. Я не стою её. Благодарю Господа.
  В Вышневолоцкий женский монастырь послать двести руб.; в Веркольский — сто руб.; в Холмы — сто; в Шенкурский — сто.
  Иван Ефимович Шувалов крестьянин-труженик, провождающий нас ежедневно при прогулках в экипаже.
  Требуют постоянно тепла железа моя и желудок мой. Когда согреты они, я здоров и спокоен. Когда охлажден живот - я нездоров.
  11 июля. Евфимии всехвальной и Ольги Российской. Служил Литургию и говорил проповедь на тему, что причащаться нужно часто пречистого Тела и Крови Христовой. Почему Церковь Православная причащает под обоими видами. По заповеди Христовой — раз; во-вторых, потому что в крови — душа человека и человек зачат от кровей матерних и потому что Христос принял плоть и кровь; в-третьих, в Ветхом Завете Кровь Христова была изображена жертвами животных: овнов, тельцов и козлов, и Моисей кропил иссопом, омоченным в кровь, все принадлежности скинии — книги и все вещи (Евр. 9:19-21).
  Интересуетесь ли вы, братья и сёстры, всеискупительным делом Христовым, Его Домостроительством человеческого спасения? Интересуетесь ли Церковью, учением Евангелия, Таинствами? Интересуетесь ли делом молитвы сердечной, покаянием нелицемерным с делами покаяния? Интересуетесь ли жизнию вечною, которой интересовались совершенно самоотверженно все святые апостолы Христовы, святители, мученики, преподобные, столпники, бессребреники. Которой интересовались все смысленные и здравомыслящие люди?
  Все мы интересуемся зачастую лишь сущими пустяками. Отчего же не интересуемся этими - бесконечно важными для нас вещами? Где же наш разум? Где цель жизни? Где разумная цель? Есть много у всякого своих целей - пища, питие, одежда, богатство, наслаждения разные, игры, зрелища, ристалища, карты, табак. А где же «единое на потребу» (Лк. 10:42)? Где душа? Где её святость, правда и милосердие к людям? Где же пост и воздержание во всём?
  Господи, Творче и Промыслитель всех, повергаю, недостойный раб Твой, моление моё пред Тобою за рабов — Александра, Елену и чад их, и за рабов Твоих — Якова, Параскеву и чад их и внучат их о исполнении благих и жизненных желаний их по всем прошениям, которые они изложили письменно пред лицем Твоим. Осуществи, Господи, желания их по всем их прошениям. Поступи с ними, как со всеми - в простоте веры и сердца обращавшимися к Тебе. Яко Ты независтный  Источник и Податель всех благ и Тебе славу воссылаем - Отцу и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
  12 июля. Суббота. Благодарю Господа за слово, произнесённое мною в церкви, предметом коего было слово «суббота» и также то, почему установлен день субботы в Ветхом Завете и в Новом Завете? Что значит покой, или субботство, предоставленное Богом для людей, повинующихся Ему? Чтобы удостоиться вечного покоя праведных, нужно здесь трудиться всем ради Царствия Божия, нужны непрестанное покаяние, молитва, воздержание, милостыня и терпение. Под лежачий камень вода не течё - крайне необходимо подвизаться, ибо «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие» приобретают «(восхищают) его» (Мф. 11:12). Нужно взорать (вспахать/взборонить/прополоть/удобрить/обработать - от авт.) землю сердечную и вырвать все корни страстей и вредных привычек и насадить на сем пшеницу добродетели (Мф. 13:24-30).
  13 июля. Воскресенье. Евангелие о исцелении расслабленного (Мф. 9:2-8). Во время Литургии говорил импровизацию о том, что грехи расслабляют всё существо человека, что нужно всегдашнее покаяние, всегдашнее понуждение себя к добродетели. Молиться — лень; воздерживать себя — лень; целомудренно жить — лень; милостыню подавать — лень.
  Причиною падения рода человеческого был первый из всех ангелов — Денница, сильный, мудрый, прекрасный, пресветлый, сам падший гордостью и непослушанием. Причиною восстановления падшего человека долженствовал быть также первый Ангел, или Архангел. Каков и был избран Богом Архангел Гавриил. Слава Богу!
  Каждый день Господь воссозидает и новотворит меня чрез служение Литургии и причащение святых животворящих Тайн — я вижу, чувствую, ощущаю это Божественное чудо и благодарю Творца и Воссоздателя моего, новую тварь, меня, воссозидающего, исцеляющего, умиротворяющего. «Что я принесу, или что воздам Тебе, Господи?» 
  Молитва 4-я, св. Макария Великого, из молитв на сон грядущим. Ничего у меня нет своего доброго, но - всё Твоё. Научи меня горячо любить Тебя, благодарить и славить Тебя, Господи, Боже мой!
  13 июля. 1 час пополудни. Завтра, 14-го, в понедельник, отправляемся из Устюжны в Ярославль, а оттуда в Ваулово по чугунке до полустанка Ляжчево. Дай Бог благополучный путь. Ангела-хранителя посли, Господи, спутника и хранителя. От злых и лукавых человеков избави!
  Благослови, Господи, Собор архипастырей и пастырей, и всех собравшихся на съезд, или Собор, и буди посреди их. Глаголи в них, как в пророках и в древних отцах святых Вселенских и поместных Соборов - во славу Твою и во благо и славу Церкви.
  14 июля. Понедельник. Как враг учужает и старается отчуждать меня от Бога в сонных мечтаниях, чрез разные лица, вещи, действия негодных людей — представляет то, чего наяву никогда, слава Богу, не увидишь. Вот своего рода романист негодный, скверный, всезлобный, но какой тонкий, хитрый, мечтательный на миллионы видов и ладов, какой изобретательный до бесконечности, какой фантазёр — и всё это в самом дурном, мерзком, отвратительном, наругательном виде! Зачем ему попущено так издеваться над нами! И видно, что враг гнездится в нашем сердце - в нашем «ветхом человеке»(Еф. 4:22)! О, как надо распинать ветхого нашего, богопротивного(?) человека, в коем гнездятся мысленные гады - черти всякого вида!
  Спросить морошки после обедни — покушать, да и в дорогу взять на пароход. За все благодарю Господа, подающего всё потребное, всё во благо и в наслаждение наше невинное. Целую невидимую руку Твою, Господи - созерцаю Тебя во всех делах рук Твоих! Неисчислимы оне, по причине множества, наподобие песку морского и звезд небесных.
  15 июля. 3-й час пополудни. Почти двадцать часов стояли у берега реки Мологи из-за брёвен, раскиданных бывшей 10 июля бурей (сплавной лес для продажи), в том числе разбило и бревна Якова Михайловича Поздеева. Кто нам всем, а особенно мне, напакостил этой бурей? Сатана, по допущению Господа, как Иову — бурей, побившей его детей и скоты грозой (Иов. 1:16, 19). Но тут есть и наказание Божие лесопромышленникам за их грехи.
  16 июля. 5-й час утра. Божией милостию мы в Ярославле. Отсюда в десять часов на машине — в Ваулово, на полустанок Ляжчево. Речка в Ваулове — Сдержиножка: характерное название дано ей — Сдержи ножку — вся загромождена сучьями и кустами. Что-то наследники Мордвинова - открыли ли нам барский дом?
  Священник от лопарей архангельских, Иван Васильевич Быков, прибыл ко мне в Ваулово 16 июля вечером, около восьми часов - привез просфоры из Архангельского подворья и порадовал меня известием о всяких порядках в подворье и чистоте всех помещений. Благодарю Господа. Больной с ним припадками Сергий, простой мирянин. Излечи его, Господи! Милость Твоя неистощима во веки - да не иссякнет наша вера в Тя, Господи наш, Господи!
  Архимандрит Игнатий, наместник Патриарха Антиохийского, приехал тоже в Ваулово для служения. Спаси его, Господи, и Святейшего Патриарха Григория.
  Описание падения Денницы у пророка Иезекииля. 28 глава.
  Текст пророка Исайи, 26 гл., 10 ст.: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде» — «будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа».
  18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом отцом Николаем безголосым. Случилось искушение - диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии (уклоняется от возношения Святых Даров и не причащается). Это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему - я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства с причащением, и - Господь преложил чудно сердце моё, обновив и умиротворив меня. Слава Богу.
  Прочитывая со вниманием церковные службы святым на каждый день года и духом созерцая их подвиги, не могу надивиться их самоотверженной ко Господу любви и неизреченному к ним снисхождению Божию, и любви Божией к ним. Сколько дарований духовных получили они от Бога - какие чудеса творили, какой дар пророчества имели. И при жизни и по кончине Бог прославил их, и вселился в них, и почтил их славою и честию несказанною. Иные святые «как солнце» просиявали (Мф. 13:43) при самой кончине, и Ангелы были спутниками их на небо! Вот что значит душа человеческая, очищенная от грехов и возлюбившая всем сердцем Создателя своего! Бог не остаётся должником.
  Евгения больная, мать Клавдия (Красильникова). (Евгения выкинула, разлилась желчь). О, горе, о, беды! О, тысячи бед! О, грехи наши!
  19 июля. Суббота. После обедни, 10 часов. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия — возрождения моего внутреннего после тайного глубокого покаяния моего в презорстве (презрении, пренебрежении - церк.слав) и гордости к некоторым сельским женщинам и раздражении на них, часто пытавшихся подходить ко мне, когда я ехал, утомлённый, подышать чистым воздухом и тайно помолиться Господу и возблагодарить Его за приобщение Святых Тайн. Грех мой был тяжкий — я лишился мира и отрады после причащения Святых Тайн. Благодать оставила меня, ибо я оскорбил её и опечалил Духа Святого (Еф. 4:30). Но после глубокого покаяния Господь чудно изменил моё сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца.
  20 июля. Чтобы наследовать небо и вечную жизнь и сподобиться вечного сообщества святых Ангелов и святых человеков, нужно ещё здесь - на земле предочистить себя, возненавидеть грех и возлюбить правду, одну правду и таким образом уподобиться Богу и святым Его, «ибо» какое «общение свету ко тме, правде к беззаконию? Христу с Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). Святые всю жизнь готовились и очищали себя «от всякой скверны плоти и духа (Молитва 1-я, св. Макария Великого, к Богу Отцу, из молитв на сон грядущим); особенно надо научиться смирению, ибо начало греха — гордость. Денница пал гордостью. 
  21 июля. Боголюбезному собранию в матери русских городов Богоспасаемом Киеве преосвященных архиереев и всего освященного Собора с благочестивыми ревнителями святой Православной Церкви из мирян — моё сердечное приветствие о Господе, в духе Христовой сыновней и братской любви.«Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18:20).
  С вами присутствует Сам Святейший «Глава Церкви» Своей — Господь Иисус «Христос» (Еф. 5:23), возлюбивший еёе и Себя предавший за неё - «да представит её Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф. 5:27). С вами лики патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых. С вами мысленно вся Русская Церковь в лице своих искренних чад.
  21 июля. После обедни, в 1 час дня, нашли тучи с громом и молнией и было много дождя-ливня, который попеременно продолжался несколько часов. Предчувствие за сутки — тяжело было накануне. Ночью потел - здоровье крайне ослабело, голос совсем изнемог. Морошка (сок) прошлогодняя мочёная (только сок ел, ягод — нет). В час — крупянка.
  23 июля. Благодарю Господа, избавившего меня от внутреннего тайного падения при совершении Литургии в самой главной её части (пред и после «Верую»), когда отец иерей Михаил накрыл священный потир платком, а я по своенравию снял его, оставил сосуд открытым - я захотел сделать этим маленький протест против него, ибо казалось, что он слишком предупредителен и буквален (по шаблону). Мир Божий оставил меня - я скоро извинился пред ним, ибо он стал немножко уклоняться от услуг мне из опасения выговора. Дело пошло на лад - мир в душу возвратился и я совершил Литургию мирно, как и причастился. Но я был с утра раздражителен - сердце мое было неготово для Бога (Пс. 56:8) по причине долгого сна и неготовности молитвенной. Надо раньше вставать и готовиться усерднее к Литургии. Причастился неосужденно. Импровизацию говорил благодатно, несказанно горячо. О пререкании апостола Петра Спасителю и ответе Господа ему: «иди за Мною, сатано, ты Мне соблазн, ибо мыслишь не то, что Божие, а что человеческое...» (Мф. 16:23). Потом о самоотвержении себя. «Кто хощет идти за Мной, тот да отвержется себе и да следует за Мною» (Мф. 16:24).
  Пророка Иеремии 50 гл., ст. 41—46. О падении Вавилона. Чудная, державная речь Господа Саваофа, Владыки всей твари, 44 ст.: «Кто подобен Мне? И кто требует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?..» ст. 46: «От шума взятия Вавилона потрясётся земля, и вопль будет слышан между народами». Гл. 51, ст. 1—2: «Так говорит Господь: Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия нападут на него со всех сторон» (нач. гл. 51). 51 гл., 20 и 21 ст.: «Ты у Меня» — «молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу её» и прочее.
  Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, непорочную кафолическую и апостольскую Церковь - не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию. По презорству, гордости и отвращению не хотят они вступить даже ногою в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!
  Я должен буду скоро оставить землю — прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному. Да возлюблю «единое на потребу» (Лк. 10:42), да возлюблю единого Господа - моё Сокровище жизненное, неистощимое.
  «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе,» то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране, богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Рим. 8:9), если мы будем «новою тварью во Христе» (2 Кор. 5:17), то - несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймёт это? Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Мф. 11:12)?
  Удивительное существо — душа человеческая, созданная «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26-27), хоть и падшая. Ибо какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовию и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна! Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!
  Отцу иерею Михаилу Сретенскому желаю добра всякого, как себе. — Да пользуется он даром Божиею землёю — невозбранно, да трудится над пчёлами.
  Хозяин, после заведующей здесь в скиту, — отец Михаил Сретенский, как священник и духовник, и наставник. — Я должен быть хозяином, господином — у себя, в своём сердце, должен господствовать над всеми страстями и убивать их, и давать господство благодати и всякому добру, особенно любви к ближнему, чтобы любить его больше всего, ибо любовь к Богу испытывается и в любви к ближнему. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — «И сию заповедь имеем от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21). «Ненавидящий брата своего» — «есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Послание Иоанново первое.
  Припомни единственное богатство Илии пророка — милоть (овчина, верхняя одежда, плащ из овчины), ниспущенную на Елисея при вознесении пророка (4 Цар. 2:11-14). О, как он — Илия любил Бога, как был чужд всякого житейского пристрастия! Весь был в Боге и прежде взятия его на небо жил сердцем на небе с Богом. «Жив Господь, пред Которым я предстою» (3 Цар. 17:1) — говорил он! — Хвались Крестом, «имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6:14). Да будет так. Аминь. — 25 июля.
  Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилуствующее к врагам моим или России, даруй мне сознавать, что самый злой враг мне — это я, я сам. Аминь. 26 июля 1908.
  Варвара Ивановна Федосихина. 25 июля 1908.
  Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово.
  Когда молишься пред образом Господа или Богоматери, или святых — спроси себя внутренне - искренно ли ты и с любовию ли взираешь (смотришь) на святые иконы, с верою ли возводя взор к Первообразному? Всем ли сердцем молишься и всем ли помышлением, всем ли упованием? Не спит ли твоё сердце, не спит ли твоя мысль? Не дремания ли сердца произносят уста твои?
  Как я мал, как ничтожен в творении Божием, как грешен между земнородными и притом как самомнителен, лукав, судителен относительно дел и слов или опрометчивости начальствующих - даже царей и высочайших особ, и относительно всех людей! Как раздражителен, гневлив, завистлив, горд, недоброжелателен, зложелателен относительно многих, ленив, нерадив, корыстолюбив, небрежен, блудлив, не усерден к святым делам - например, молитвы и покаяния! С ранней юности я обременил себя грехами и доселе коснею в них, несмотря на «преизбыточную благодать» (2 Кор. 9:14), данную мне Богом в чтении Слова Божия и в служении ежедневном Литургии.
  Сегодня, 28 июля, в понедельник, пожаловал в Вауловский Успенский скит высокопреосвященный архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон - стоял и молился всю обедню, пил чай, закусывал, осматривал скит (с11 часов до полудни), в 1 час пополудни изволил обедать и в 2 часа уехал в Никольский приход, а оттуда к купцам Лопатиным.
  31 июля. В даровании Божественной литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великости этих даров. Дары возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с Ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцом Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий и стараетесь ли жить достойно христианского звания — в чистоте и святости, и во всякой добродетели?
  Сын Божий «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (спасению нашему) «и отдать душу Свою для искупления многих» (верующих) (Мф. 20:28). Неверующие не спасутся - и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. «Понеже» не «сотвористе единому сих братии Моих меньших», ни «Мне сотвористе» (Мф. 25:40). Мало спасающихся. «Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери» (Лк. 14:24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ис. 6:10). «Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить» (Мф. 8:20).
  «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением», которым Я буду креститься (Мф. 20:22)? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: «можем». Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех апостолов; да и то — они обиделись; — сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна. — Господь вразумил их (Мф. 20:20-28).
  Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и — нигде больше. «Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). — Церковь — мы, «тело Христово» (1Кор. 12:27), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы — члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий — Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, — можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем своим домом (Деян.10:1-31). Знаменательно. — «Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3:5); магометане — не войдут, евреи — не войдут, идолопоклонники — не войдут, еретики — не войдут, сектанты — не войдут; «блудники, прелюбодее, лихоимцы», обидчики, «пьяницы, татие» — «Царствия Божия не наследят» (1Кор. 6:9-10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его мы спасёмся да делами любви.
  1 августа. В лике живописном Спасителя, Божией Матери, Предтечи и святых — изображены самая святость, правда, благость, кротость, смирение, милосердие, а в ликах святых — всецелая преданность Богу.
  С какою любовию надобно смотреть на святые иконы, на изображения святого Креста, на Евангелие и прочие святыни, напоминающие нам о великих делах и словесах Божиих и святых угодников! Так и смотри, а не поникай в землю лицом, не чуждайся сердцем и взором, как лютеране и пашковцы или евреи. Присвояйся небесной Церкви. Любишь памятники знаменитых людей чем-либо, любишь смотреть на их портреты, фотографии — отчего не любишь смотреть на лики святых? Ты непоследователен и весьма, весьма глуповат, фальшив и диковат.
  Заехать в Леушинское подворье на Бассейную по приезде в Питер. 1 августа. Фраза в рукописи вписана карандашом.
  «Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут» (Пс. 91:14). Стих на стиховню святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Только в Церкви Божией Православной бывает нетление мощей, а вне Церкви — нет, ни у католиков, ни у лютеран, тем менее у евреев и магометан. Держитесь Церкви искренним сердцем.
  2 августа. Суббота. Ужинал — щи рыбные ел. Нехорошо - желудок расстроился. Крупянку не заменять никаким кушаньем - держаться её одной. 7-й час утра.
  Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ - красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога «от сложения» или прежде создания «мира» (Мф. 25:34). К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, «ибо много званых, а мало избранных» (Лк. 14:24). Прочь, слепота сердечная - дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага.














                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 510

Поиск