"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Дневники

30. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского-21.







  Сентября 17.
  Святых мучениц Софии и дщерей её - Веры, Надежды и Любви. Какой урок преподают нам святые, празднуемые сегодня мученицы? Тот урок, что всем людям, наследовавшим грех от прародителей и потерявшим святость и Царствие Божие чрез грех, — «путь» к святости и вечному Царствию «тесен»(Мф. 7:14), полон скорбей, страданий, лишений, болезней, путь мученический, ибо того-то и требует Правда Божия, ожидающая от нас покаяние, веру, смирение, терпение, послушание Правде Божией, которую мы отринули, предавшись неправдам всяческим. — Путь к Царствию и жизни вечной есть путь Креста, указанный нам Спасителем, нашим Богом, пострадавшим за нас. Итак, все, носящие имена Софии, Веры, Надежды и Любви, весь женский пол и мужеский, — не забывайте, что вы должны достигать Царствия Божия верою, покаянием, терпением, послушанием, воздержанием, трудами духовными и телесными.
  Ирмос 3-й песни Молебного канона ко Пресвятой Богородице, гл. 2-й.
  «Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол» (Мф. 12:33) - ибо древо узнаётся по своим плодам. «Еда от репия чешут смоквы, или от купины» (терновника) «грозды» (винограда) (Мф. 7:16). — Католическая церковь ни одного святого не имела со времени отделения от восточной, а православная всегда имела и имеет много святых, прославленных в ней Богом.
  Где яблоко - ядро раздора и ненависти Церкви католической к православной? В слишком преувеличенном мнении пап о себе, о преимуществе пред епископами восточными православными иерархов, в их необъятной гордости; в ложном толковании слов Господних, сказанных апостолу Петру: «Ты еси Пётр, и на сем камени...» (Мф. 16:18). Камень — Христос, а не Пётр, трижды отрёкшийся, хотя и загладивший слезами покаяния свое отвержение и принятый в лик апостольский. Сличите, католики, эти слова Господа Петру с словами, сказанными Спасителем фарисеям: «разорите церковь сию» (Тело Его), «и треми денми воздвигну ю (Он же» глаголил «о церкви Тела Своего)» (Ин. 2:19, 21), так и там Он говорил о Церкви вселенской и вместе о восстании тела Своего - то есть о воскресении.
  Мысль, что Господь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, — эта мысль, залёгшая в головах пап и католиков и растолкованная ими в пользу преемников Петра пап, как глав Церкви и наместников Христа, — поставила всё вверх дном в Церкви католической: они, по их мнению, — наместники Христа с неограниченною властию, с преобладанием над всею Церковию Христовою; будто они — судьи всех епископов; они — учредители и толкователи догматов; они могут будто изменять в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водою крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т.д.
  Колония Шабо Аккерманского уезда, подполковнику Николаю Евгеньевичу Андреянову послать 300 рублей. 20 сентября.
  Наталья Яковлевна Грот. Знаменская ул., дом 17, кв. 4. 1 октября. 
  24 сентября. Благодарю Господа за ежедневное обновление всего моего существа чрез причащение ежедневное Божественных Тайн Пресвятого Тела и Крови Его, за дар душевного покоя и победы над всякими страстями.
  Благодарю Господа за молочную простоквашу, приносящую мне в болезни моей большое облегчение.
  Господи, благодарю Тебя, что Ты удостоил меня быть членом«Церкви»Твоей, «святой, соборной» и «апостольской» и священником её, и совершителем святых Таинств, и причастником.
  25 сентября. Диакона-толстовца, крестившего младенцев Николая и Марию.
  Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, книги Богослужебные и святоотеческие писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты; вследствие этого вера и благочестие падают; правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству и потворствует печати, смердящей всякою гадостью страстей. Все дадут ответ Богу — все потворы.
  28 сентября. Сколько раз я согрешал ежедневно раздражением, гордостию, лицеприятием, презорством, завистию, холодностию и безучастием к скорбям, болезням и нищете близких и, покаявшись, получал прощение от милостивого Владыки и Человеколюбца. Благодарю Господа! Не оставь, Господи, погибнуть во грехах. В болезни я особенно часто раздражаюсь. — Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне, грешному. Аминь.
  Болгария провозглашена царством Болгарским. Добре, справедливо.
  1 час ночи 28 сентября. Воскресенье. Сейчас по грехам моим потерпел насилие во сне от злого духа за то, что выпил с большим избытком кавказской воды (принца Ольденбургского); он напал на меня, был в виде человека молодого, лет семнадцати; и начал вымогать от меня насильно денег, а я упорствовал; и когда он сильно теснил меня, я стал кусать ему руки, и он отстал было, а потом опять напал с удвоенной силой. Я стал кричать и проснулся. — Я выпил воду не вовремя: была половина 1-го ночи, согрешил пред Богом.
  Крестьянин Дамиан Антонович Ходжик просит молитв.
  На 29 сентября. Опять в ночи, около 12-ти часов, во сне была встреча с злым духом в виде нищего? мальчика; замерла, парализована была моя душа в эти минуты, зацепенела; лицо его белое было полузакрыто; я говорил ему: открой лицо — он наполовину открыл и водил зрачками; я с места не мог двинуться, да и был упавши на землю в начале Андреевской улицы. Поймал. А то у соборного крыльце два сторожа незнакомые путали меня. Я спрашивал их - кто очередной по двору? Они врали - один говорил, что Антона череда, а такого у нас нет. Когда я ушёл от них, один идучи говорил о ком-то, ругая пресыщенником. А это я пресыщаюсь Святыми Тайнами да молоком?, грешен.
  Больной священник Вас. Ив. Скворцов. Мать его Мария Николаевна. 30 сентября он служит?.
  Господи, благодарю Тебя за несказанные щедроты всяческие, коим нет числа.
  30 сентября. Ночь. Согрешил пред Господом, возмалодушествовал, возроптал, безумные слова говорил о Боге, Божией Матери и святых, когда железа крайне невыносимо разболелась, заныла, воспалилась из-за того, что я поел на ночь свеклы пареной с горчицей в жидком виде и поел соленой тресковой ухи. Тяжко мне было, как никогда, и я сильно роптал, что Сам Бог оставил меня - «Бог», Который «есть Любовь» (1 Ин. 4:8, 16) и Милость; Божия Матерь оставила, все святые — никто будто не сочувствует, не сострадает, не слышит, не милует. Потом покаялся от души и сердечно, с верою и умилением, возвёл сердечные очи к Богу и Божией Матери, и тотчас почувствовал облегчение. Благодарю Господа и Божию Матерь. О, как тяжела боль — железа эта, чирей этот. Избави от него, Господи.
  2 октября. Горе мне от молока-простокваши - совсем замучила ночью на 2 октября, согреться не мог. Сколько я, окаянный, позволил себе неумеренности в употреблении простокваши молочной — нет числа, а всё — во вред себе.
  1 октября. На небе понимают и принимают только искренний язык сердца верующего, молящегося, кающегося, милостивого и сострадательного к ближним, чистого и целомудренного. От сердца же лукавого Господь отвращает лицо Своё.
  Что приближает нас к Богу или что делает нас свойственными, родными Богу, чадами Его? Живой Образ Божий, всаждённый или врождённый в душе нашей - союз веры, в который мы вступили с Богом по крещении, родившись водою и Духом (Ин. 3:5) и, усыновившись Богу (Ср. Еф. 1:5), — обязательство с той и другой стороны. Со стороны Господа — миловать нас и воспитывать нас духовно для Царствия Небесного, для вечной жизни в Боге; с нашей же стороны — желание и старание любить Бога, нас возлюбившего безмерно, угождать Ему исполнением Его заповедей и жить свято, удаляясь грехов и принося Ему покаяние. Вот что делает нас своим Богу - близкими чадами Его. А грех усиливается отчуждить нас от Бога - удалить и охладить к Нему, сделать нас дикими - наподобие животных и зверей. Знает «вол» хозяина своего «и осел ясли господина своего», а человек часто не знает своего Господа (Ис. 1:3).
  3 октября. Пятница. После сна до обеда. Крайне продрог - печка не топилась. Евгению пробрал, отругал, рассердился на неё крайне за неисправности - едва не ударил рукой. Каюсь, скорблю, но слёз пока нет. Пишу это пред Господом во свидетельство моего покаяния. Прости, Господи, исправи, не осуди, благопремени, благости и кротости научи меня.
  3 октября. Не скорби безутешно о злополучии отечества, о проигранных войнах (с Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии, Польши (хоть это суть две части России), Италии; о потере военных кораблей («Олег», в начале октября сего года надвинутый нарочито на камни Гирсом), о громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к отечеству нетленному, вечному, на небесах уготованному, что сердце твоё далеко от Бога. Земное отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России.
  Меня удивляет непрестанно Божие всеблагое, премудрое строение спасения душ человеческих, сотворённых «по образу и подобию» всеблагого, премудрого, вечного Бога, — с самого начала человеческого рода, доселе и до скончания века. Внимайте и вникайте, что сделано и делается Богом для этого великого человеколюбивого дела; с самого начала падения первых людей в грех, проклятие и смерть, с первого удаления их от Него и величайших бедствий — сколько заботы о спасении; какое славное обетование о Семени Жены, имеющей стереть главу змия (Быт. 3:15)! Сколько попечения о избранном семени — Аврааме, Исааке, Иакове, Ное — о всех патриархах народа избранного, как и о народе! Сколько чудного промышления, сколько чудес при изведении из Египта, сколько чудес в пустыне, при судьях, при царях избранного народа! Сколько Отеческих наказаний со стороны Господа Бога упорного, преступного народа, сколько пленов ужасных, сколько гибели повинных пред Богом! А разные идолопоклонные народы — какими бичами Божиими служили они для наказания евреев, кои и сами были потом сокрушены праведным Судом Божиим. А в Новом Завете? — Явление Архангела Гавриила Захарии, рождение Предтечи, Благовещение Пресвятой Деве и рождество Спасителя мира.
  Господи, верою молю Тя, Всесильне - подыми воду в реке Пинеге и благополучно донеси пароход «Св. Николай Чудотворец» до села Суры. Аминь. Речет - и будет (Пс. 32:9).
  Михаил Ал-ч! Я имею дело только с графиней - прошу выйти отсюда в кухню. Помяни его, льстеца и прохвостня высокого и направь его на своё дело, семейное. Если хочешь говорить со мною - приди отдельно (Михаилу). Далее в рукописи следует слово, не поддающееся прочтению.
  7 октября. Ночь, 3 часа. Поучительность снов. Видел Петра Николаевича Яниша, бывшего директоpa Кронштадтской гимназии, — уже не первый раз; видел в каком-то заведении, как бы в гимназии: с каким-то губернатором, идущими вместе; губернатор меня не приветствовал, а ему грубо отрекомендовал, что я — смотритель этого заведения (соврал?). Директор пригласил какого-то учителя, бывшего со мною, на чай, а меня — нет. Мне было неприятно. Это мне урок. Я Петра Николаевича не поминал и не поминаю доселе на проскомидии. Халатно, бездушно; и многих не поминал; вот и Федора Надеждина не поминал. Согрешил.
  7 октября. Вторник. Благодарю Господа, пославшего дождь на землю; а я просил Его, с верою в тайной молитве, наполнить реку Пинегу водою для беспрепятственного доития парохода «Св. Николай Чудотворец» до Суры с игуменьей и сестрами иоанниковыми. 
  Господи, убери М. Антония, J. Janitcheva и прочих неверных людей! Пошли твёрдых в вере и благочестии. Буди! Л. Tolstoro возьми.
  Лев Толстой и пред кончиной своей, по своей непостижимой и упорной гордости, занимается баснями о каком-то пастушке простосердечном (а простоты-то, вон - и нет у Толстого), который очень хотел бы умывать ноги Богу и прочее. А Моисей пророк, узнав будто бы об этом, пригрозил ему - зачем ты Бога представляешь человеком и просишь у Него того, в чём Он не нуждается; и с того времени пастух рассердился на Бога и не стал ничего просить у Него. Бог будто бы сделал выговор Моисею - зачем он отогнал от Него, от Господа, этого простого человека? И я - говорит Толстой, хочу быть как этот пастушок и не чрез кого-либо, а лично хочу угождать Ему, как умею. Какая идиллия! Какая дурь в старости! Какая сатанинская гордость - не хочу знать Сына Божия, чрез Которого одного можно прийти к Богу; не хочу Троицы; не хочу Церкви! — Какое невежество и дикость!
  Господи, прости мне движение гнева на слугу мою Евгению. Я Тебя огорчил и «Духа Святого опечалил». Каюсь.
   Молитва 4-я, прп. Симеона Метафраста, из молитв ко Святому Причащению (Канонник). 
  «Порождения ехиднины! Кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите плоды достойные покаяния» (Мф. 3:7-8). «Уже и секира при корени древа лежит» (Мф. 3:10). «Емуже лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и пшеницу соберет в житницу» Свою, «а солому сожжет огнем негасающим» (Мф.3:12). Обратите внимание на проповедь Предтечи — какая она грозная и всеистинная! Сколь поучительна! Трепещи душа моя Страшного Суда Господня... «Трепещу страшнаго дне суднаго... Но наделся... помилуй мя....» Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя... Кайтесь немедленно, творите дело покаяния.
  Благодарю Господа, услышавшего скоро тайную молитву мою о примирении с Иосифом Бабенко и сразу приведшего его к ногам моим с покорностию и умилением. 8 октября. От всего сердца прощаю Иосифу Бабенко грубость его и напрасные укоризны мне в письме его. Я только вывел его вон из гостиной моей, потому что не вовремя был приход его. Я послал ему 100 рублей, и он не уведомил ни одним словом и наговорил грубостей. Прощаю ему.
  Во сне видел митрополита Исидора в виде карикатурном, уродливом, неподлинном, грубом, насмешливом, издевательном — толстым, как бочка. Это — диавол таким его изображает. Почему его, а не другого я видел таким? «Помяни» его, «Господи, во Царствии Твоём» (Лк. 23:42). Я при нём долго служил и не был лишён отличий. Хотя ласкового слова ни одного от него я не слыхал. Царь был в виде Навуходоносора Вавилонского - с бабами ласков, а с мужчинами ужасно груб. Не помяни, Господи, грехов его. Не он? был член Синода первый - Победоносцев, а не он, митрополит, управлял.
  10 октября. Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость и дальновидность.
  Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. Аминь.
  Господи! Воззри в правде Твоей и милости Твоей на создания Твои Ивана Адамовича и жену его Марию — обидимую и защити её от злобы мужа и преломи сердце его злое на благое - Тебе всё возможно. Доколе будет в крайнем гонении эта преданная Тебе раба с сыном её — причастники Святых Твоих Тайн? Се, взываю к Тебе — спаси их. Матерь Божия, защити обидимых и вразуми обидящего.
  У нас — в Вауловском скиту лесу много, некуда девать. Использовать его во славу Божию и в пользу Ивановской обители — устроить в монастыре столярные и другие работы пиловочные: делать столики, стулья, ящики, чашки, ложки, крестики, вообще в общежитии полезные вещи — корзинки из лучинок и прочие вещи; купить все инструменты, нанять мастера; приобресть всевозможные рисунки вещей выработки внешних (кустарные работы). Сказать об этом игумении. Помещений в монастыре много — хватит на всё. 10 октября 1908 г.
  Мария, Серафима.
  Наталья Бондарева. СПб., Васильевский остров, 18 линия, дом № 7, кв. 20.
  Игуменья Вировская Сусанна. Послать.
  Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил — и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. (11 октября 1908).
  Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моём. Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной - будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел её.
  На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например, на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? (Лк. 23:31). А эти сухие дерева — мы, грешные. Или: если Я «буду вознесён от земли» (на Крест), то всех «привлеку к Себе...» (Ин. 12:32). Если «зерно пшенично падши» в землю «не умрет», то остаётся одно, а если «умрёт», то принесет много плода (колос) (Ин. 12:24). "Оправдися премудрость от чад своих всех (Мф. 11:19) (праведных людей)".
  12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к ближнему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной (а мы все склонны к лицеприятию, особенно я - многострастный). На небе — место только для святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. «Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом» (Рим. 14:17).
  Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. «Ветхий человек» живёт и царствует ещё во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.
  Христос словом воскресил Лазаря из мёртвых (Ин. 11:43). Значит, Он - Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил словом сына вдовы (Лк. 7:14) — значит, Он, тем же словом, сотворил мир из небытия. Он словом запрещал ветрам и водам (Мф. 8:26) — значит, Он и создал их Своим словом, коему всё повинуется; Он ходил по волнам морским (Мф. 14:25), как по суше, — значит, Он Творец морей, озёр и рек, и всяких источников; Он огонь претворял в росу (Дан.3:50), воду — в вино (Ин. 2:7-8), реки — в кровь (Исх. 7:17), пыль земную — в мошек (Исх. 8:16), изводил из моря жаб (Исх. 8:2) для наказания египтян — значит, Он Творец стихий — одним словом. Тем же словом Его в последние времена и земля обратится в пылающий огромный костер, и «стихии сжигаемы разорятся» (2Пет. 3:10). Значит, тем же словом Господним и мёртвые все воскреснут. Огонь Он преложил в росу для трёх отроков: Анании, Азарии и Мисаила (Дан. 3:50) — одним повелением — значит, Он одним повелением создал огонь, воду и все стихии. Понятно ли безбожникам это чудное Творчество и Промышление Господа о мире?
  Господи, спаси рабу Твою Агафию, сраженную страстью к пьянству.
  Помяни, Господи, рабов Константина с супругою, чадами и внучатами и раба Твоего Василия Павловича Крутова с женою и чадами; помяни всех, требующих Твоего человеколюбия и помощи - всю Церковь, вся люди Твоя. Аминь. 12 октября 1908. Воскресенье.
  Господи, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена, и да не премогут его нечестивые.
  Аминь. Господь Бог есть безначальное, вечное Существо бесконечной святости, правды, благости и милости; невообразимой, безмерной светлости, ибо есть «Свет Присносущный», от Которого все «вторые» бесчисленные «Светы» — ангельские соборы; от Которого свет солнца, луны и звезд; от Которого громы и молнии, дожди, снега, град, земля, воздух, воды, горы и холмы, и все долины, все животные царства, живые и органические, вся растительность, все металлы, драгоценные камни и минералы, и всякая песчинка в мире. Бог есть Существо бесконечного, твердейшего порядка, красоты несказанной, мира вечного, непоколебимого..
  Тропарь Преображения Господня, гл. 7-й. 
  Стихира на «Господи, воззвах», гл. 4-й из Службы Собору св. Архистратига Михаила. 
  Как Святый и создавший нас по образу Своей святости, Он требует от нас святости и полного отвращения от всякого греха, который есть тьма, смятение, безобразие, беззаконие и удаление от жизни и падение в проклятие и смерть. Судите сами, человеки грешные, падшие, омрачённые, смертные, — что должны вы творить неотложно? — Непрестанно каяться, молиться, исправляться, творить дела благие и уподобляться Богу.
  Вера христианская, христианство есть восстановление Богом, по безмерной Его благости, образа Божия в человеке — падшего, осквернённого, растленного, омраченного; примирение Творца с тварию неблагодарною, непослушною, возгордившейся; разрешение от праведного проклятия и дарование благословения; отверзение заключенного для нас неба — «отселе узрите небо отверсто» (Ин. 1:51); и победа над смертию и упразднение её, как и диавола, виновника её; введение в рай и дарование вечной жизни; а ещё, прежде сего, — восприятие человеком утраченной праведности и обожение человека. Сколько, сколь бесчисленные блага даны Богом вере христианской, человеку верующему, послушному Евангелию и заповедям Христовым! За чем же дело, христиане? Что спите? Воспряньте, бодрствуйте, молитесь, кайтесь, исправляйтесь, творите дела благие, восходите на небо. 16 октября, 1-й час ночи.
  Драхма, потерянная женщиною, имевшею 10 драхм (Лк. 15:8).
  16 октября. 8 часов вечера. Господи, благодарю Тебя за скорое, животворное помилование меня, грешного и убогого раба Твоего. Когда я пришёл сегодня в собор, к утрени и подошел ко мне диакон посторонний — Феодор, служащий при церкви умалишённых, прося помочь материальнo девице Наталье, его свояченице, живущей у него, — я с огорчением сначала отказал ему, а потом дал 7,5 руб., тоже с огорчением, недоброхотно и с неприязнию к нему, диакону; но потом, чувствуя «скорбь и тесноту», и гнев Божий на меня, я глубоко покаялся и получил явное прощение, мир, спокойствие совести, сердечный простор и дерзновение. Проскомидию совершил спокойно и Литургию тоже, хотя был очень слаб. Слава Богу!
  Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем я ел её? — Перестать.
  Поликарп Михайлов, усопший — поминать, его жена живая — Александра, сын Евстафий. 17 октября.
  Больной душевно самоубийца, Носков? Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна.
  Дмитрий Николаевич Ломан, жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 октября.
  18 октября. Вечер. 7 часов. Благодарю Господа, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению.
  По лишении благодати, мира и простора, и дерзновения сердечного я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умилённо прощения в том, что из-за суеты уподобился злому врагу, а не остался верным Богу благому, кроткому и незлобливому, — и получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с лёгкостью. Слава Богу!
  24 октября. Четверг. Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которою я прежде ездил в Петербург по домам для молитв. Она привезла ко мне для причастия душевнобольную жену бывшего служащего Реального училища — Варвару, которая любит много болтать.
  19 октября. Благодарю Тебя, Господи, благоволившего увидеть мне ещё день рождения и крещения, и тезоименитства моего; по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут — 80-й год. О, щедроты неисчётные Господа моего! «Что я принесу или что воздам Тебе», Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи и не посрами меня!
  «Друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? И сказал слугам своим: связав ему руки и ноги, выбросьте его во тьму кромешную; там будет плачь и скрежет зубом, ибо много званых, но мало избранных» (Мф. 22:12-14). Христос Бог, Жизнодавец наш, уподобляет Себя Жениху Святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей бесконечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе. Чтобы обручиться с душами верными, но осквернившими одеяние душ своих грехами бесчисленными, исказившими образ Божий и от Бога удалившимися, сделавшимися чужими для Него по грехам. Господь даровал им прекрасную, нетленную духовную одежду в Таинстве Крещения и запечатлении Духом Святым чрез помазание святым миром. Но человек снова осквернил и одежду Крещения, и опять удалился от Бога, и оделся в смердящее рубище страстей, разорвав и обесчестив своё обручение с Богом. Господь по милосердию Своему благоволил снова дать ему одежду брачную в искреннем покаянии и в причащении Святых Христовых Тайн, и человек опять получает брачную одежду и соединяется теснейшим образом с Небесным Женихом с тем, чтобы беречься всячески опять не загрязнить одежды брачной и жить в святости. Кто же эти, обрученные Христу — Жениху Небесному, души? Где они? — Эти души вы, братья и сёстры. Спрашиваю вас - чисто ли, украшено ли ваше брачное одеяние? Украсили ли вы ваши души добрыми делами — простотою, кротостию, благостию, смирением, милосердием, непамятозлобием, терпением, воздержанием, святыней и целомудрием? С чем вы явитесь на брачную Вечерю, в Царствие Небесное, готовитесь ли вы непрестанно туда, где ожидает нас прекрасный Жених — Царь всех человеков и всех святых? Готовьтесь немедленно, ибо время течёт и приближает вас к концу жизни, а потом придёется делать расчет с Домовладыкою Праведным за всю жизнь. Ей, говорю - будем все готовиться, чтобы приобресть одеяние души чистое, святое, угодное Небесному Жениху. Аминь. 19 октября.
  19 октября. Вечер. 8 часов. «Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит» (горячо кающегося человека) (Мф. 12:20). На мне это постоянно сбывается и сбывалось всегда. Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне грешному. — Чудное свойство Божие, самое привлекательное.
  23 октября. Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой — в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи — ты, чревоугодник.
  Ночью на 25 октября. (Пятница). Видел пред утром, часа в три, покойного императора Александра III, молящимся в моей спальне - усердно молящимся. Я в лежачем положении на кресле, а он — стоит и молится; кто-то сильно постучал из Царской фамилии в двери — и он вышел. Наследника младенца видел в нескольких актах, очень ласкового; видел торжественную процессию какой-то царской свадьбы (ярко, как настоящей), смесь всего и великого и смешного.
  25 октября. В благоговейном совершении Литургии верный залог твоего спасения, о иерей, ибо она — всеходатайственная служба Богу, всеумилостивительная и всеочистительная. Вот молится вместе с тобой и за тебя Церковь небесная и земная. Величайшую надежду вселяет в нас Божественная литургия — надежду на помилование и спасение.
  Невеста Влад. Михайлова? Мурашова — Евгения Леонидовна Буркова. Свадьба в Варшаве в церкви женской гимназии (приглашены Август Антонович и Стефаний Кошпи).
  У ног Твоих, Господи, лежу в слезах покаяния со всеми плакавшими святителями, пророками, апостолами, священномучениками, преподобными, столпниками, бессребрениками и всеми праведными — милости прошу у Тебя молитвами их, и спасения души, и Царства Небесного, хотя и недостоин его по грехам моим.
  Привожу Тебе в ходатайство Пречистую Твою Матерь, соборы Ангелов и всю разумную тварь — помилуй и спаси мя грешного, по благодати и милости Твоей. Ей, Аминь. Спаси и супругу мою, и всех духовных чад моих, и всю братию духовную, все священство и всех мирян благочестивых.
  Сегодня, 26 октября, при северном ветре, вечером, выпал снег в порядочном количестве, так что забелели крыши и дороги с улицами. Слава Богу за снег, за иней, за тепло и холод.
  28 октября. Воскресенье. Каковы своенравие и злоба моего «ветхого человека!» — на удивление мне самому. Запели во время ранней обедни херувимскую песнь, отличного напева, стройного, нежного, чувствительного — и что же? Ветхому подлецу моему не понравилось — зачем один и тот же напев несколько раз сряду, надо разнообразить! — И пошла неприязнь к регенту и певчим, и к напеву! Да ведь едва себя я уломал, смирил, представил, что пение стройное, чувствительное и притом не очень часто повторяемое! Да ведь мало ли пения на один напев — ирмосов, догматиков, тропарей, кондаков и не надоедает, а, напротив, — услаждает сердце и слух! Проклятый, ветхий, глупейший человек! Подлец! Лукавец!
  Помяни, Господи, сумасбродную Ольгу 17-ти лет, влюблённую в еврея 40-ка лет, семейного, газетчика; Домну помяни, Господи, болящую. 28 октября. 5 часов утра.
  От Нифонта Ивановского взять перевод — переслать Александру, диакону (Ивановскому).
  Башмакова хочет на мой счёт жить, давши бесполезные прииски в Сибири. Обманываешь меня, старого. А уж как ты хитра, баба! Навязать мне хочешь свой скарб и обобрать меня.
  27 октября. Ночь. Благодарю Господа всем сердцем за скорое избавление меня, в тайне сердца моего, от лютой диавольской беды, постигшей меня из-за злого каприза сердца моего на Веру (Перцову), Марию и ещё Наталью, выдвинувшихся в церкви впереди всех. Едва молитвою и смирением я избавился от злобы врага, охватившей моё сердце и потопившей было меня. — О, как я был рад о спасении моём от Господа! — Слава Тебе!
  26 октября. Царю Небесный говорим, потому что Он совершенно царствует во всех силах Ангельских, повинующихся Ему совершенно и неотпадно; а на земле Он царствует только в немногих избранных; на земле много греха, и Он не живет в грешных людях.
  Его высокопревосходительство Владимир Карлович Саблер. СПб., Жуковская ул., 24-й № дому, посланы деньги.
  У Башмаковой горное заведение стояло без дела несколько лет и аренды с меня она не может и взять, ибо в мою пользу не было работ в участке. А между тем я заплатил аренды 100 рублей в сентябре месяце, за что? — По болезни я не могу принять её дар, а главное - по неимению средств. Нужны деньги и деньги.
  Господи, разори вероломное дело Ирины Башмаковой и удали её от меня навсегда в своё место, откуда она прибыла. Она — коварна и ехидна. Я не должен иметь её своею духовною дщерью и причащать её Святых Тайн. Это Иуда. Вот, знай людей, имей дело.
  «Новый живой колос с духовного поля Иоанна Кронштадтского». (Заглавие новой книжечки).
  28 октября. Вторник. Помяни создание Твоё, Алексия (Полднева?), пьяницу, и избавь его от когтей врагов бесплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь. (Сестра Василия Павловича Крутова).
  Господи, укажи мне, где лежит речь моя Святейшему Синоду. Буди! — 1 ноября.
  Молоко пресное мне вредно, очень раздражает железу. — Господи, помилуй! Безвременно вечером поел начинки пирога с молоком — отяготил себя, несмысленный и страстный.
  Чрез грех раздвоился человек и от Бога отпал. «Не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6:24). Твёрдая психологическая истина.
  11 ноября. Вторник. Сегодня во время ранней Литургии, в самые важные её минуты, я очутился в ужасной душевной беде и едва не был поглощён духовным китом диаволом, возымев неприязнь неправедную тайно на певцов за то, что пели растянуто (медленно). Так сильно враг смутил и стиснул меня за душу, что я был как мёртвый, — но тотчас вседушно тайно покаялся, осудив себя искренно, а певчих оправдав, потому что они пели очень стройно и воодушевительно. Бог помиловал меня.
  Общение католической церкви с небесною Церковью — совсем жалкое, холодное, краткое, безжизненное, не так, как в Православной Церкви — живое, мудрое, полное, всеискреннее, всеблагоговейное. Везде и везде папа и папа; ему воздается везде честь, а не святым; святые востока и запада умалены, сокрыты, положены в безвестность и только разве для виду иногда показываются верующим, особенно туристам. А отпусты богослужебные в католической церкви какие небрежные, холодные: «идите, обедня кончилась». А у нас, в Православной Церкви, какие благоговейные, скромные, полные упования Христова возгласы: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасёт нас, яко Благ и Человеколюбец». Папа распоряжается судьбою небесной и земной церкви, располагает заслугами святых по произволу - вводит в чистилище и выводит по произволу, индульгирует (индульгенции раздает верующим). Просто доходит до смешного, если бы это не было крайне прискорбно и пагубно. — И как не замечают этого сами папы, кардиналы, прелаты, ксендзы, иезуиты. Ведь вера католическая поставлена наскоро. Всё продано - всё взял папа во власть свою, всё спасение католиков. А оттого у католиков ныне нет - нет прославленных святых, а есть только фабрикованные, деланные по папскому произволу. А Православная Церковь, как Сад Эдемский, усажена святыми. Вот новый святой — Иоасаф Горленко, Белгородский архиепископ, сколько чудес сотворил, а ещё не причислен к лику святых. Сколько готовых к открытию! О Церковь Православная! Сколько ты жизненна, свята, досточтима! Сколь возлюблена от всех истинных православных христиан! 
  Послушайте, в Апокалипсисе Иоанна Богослова о какой Церкви говорится: «изблевати тя от уст Моих имам» (Откр. 3:16)? Я думаю, о католической и реформатской. Посмотрите, что папы сделали из веры Христовой Православной?! Какую ахинею?! Кто папа? — Идол, не Христос. — Говорили ему публично служители - ты наместник Христа.
  Господи! Занял меня враг чрез праотца, пророка, царя и Богоотца Давида — избавь меня от лаянья его и даруй любить псалмы его [Давида] всегда.
  Где будут на Страшном Суде наши начальники и профессоры Академий, Университетов и всех высших, средних и низших заведений со своими питомцами? — По достоинству своего духа или недостоинству каждый получит своё. Но содомлянам и гоморрянам, тирянам и сидонянам, ниневитянам и прочим «будет отраднее» (Мф. 10:15), нежели христианам, принадлежавшим к Церкви Христовой, имевшим Евангелие, Богослужение, Таинства и пренебрегшим всем этим..
  Что? Жутко, господа? Спешите исправиться все - Суд приближается.
  «Аще кто» не имеет «Духа Христова» - тот и не «Его» (Рим. 8:9). Подумай глубже об этих словах и соблюди их в сердце твоём - осуществи их самою жизнию твоею. Сколь о многих придётся сказать, что и тот не Его и эти не Его, а чьи-то будто другие. — Толстовки или еретички, или такой-то — записной картёжник, а этот — биллиардщик, а этот — любитель конских ристалищ, а этот — низкий раб Марии или Вариньки, или Олиньки, а этот — раб и поклонник своего хозяина или туза-богача, не имеющий понятия о истинном милосердии, без которого вся жизнь — ничто. Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши.
  3аписи на обложке в конце дневниковой тетради
  Георгий Яковлевич? Косов и Мария Силантьевна, дети: Антонина, Феодор и Сергий, Димитрий 28-ми лет уехал на Кавказ лечиться. — 4 августа 1908.
  Зять Гавриил Григорьевич Ветлугин?, Любовь Егоровна в Ремно, дочь Косовых из Астрахани.
  Направи на путь мира семью Косовых, Господи. Ты не хочешь смерти грешника, но чтобы обратился и был жив (Иез. 18:23). Аминь.
  (Зайцевы указали Косовой мое местопребывание).
  Елисавета Миловидова, тетка Якимах — ногу сломала, ходить не может. 4 сентября.
  Господи, помяни во Царствии Твоём самоубийцу Марину, родившуюся от офицера отца-алкоголика (урождённая Устрялова). Просила мать её Ольга и муж её Владимир.
  Исцели, Господи, рабу Божию Ольгу - тяжко больную. 8 октября 1908. Вторник.















                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Дневники | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 447

Поиск