"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Терпение
 
– радование Христа безропотным пребыванием в состоянии скорби… 
 




 
 
  "1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
  (Евр. 12)"
  "35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
  36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
  (Евр. 10)"
  "19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
  20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
  21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
  (1 Петр. 2)"
  "9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 
  14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
  15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
  (2 Петр. 3)"
  "7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
  8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
  9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
  10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
  11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оногоот Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
  (Иак. 5)"
  "16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
  17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
  18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
  19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
  20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
  21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
  22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца - спасётся.
  (Мф. 9)"
  "2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
  3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
  4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
  (Иак. 1)"
  "4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив,
  5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения.
  6 Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него.
  14 Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит?
  (Сир. 2)"
  "29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. 
  (Прит. 14)"
  "18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. 
  (Прит. 15)"









 

  "Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны. Все это не обрывается одним резким движением, но терпением и настойчивостью, заботой и вниманием. Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите к Богу, не останавливайтесь на том месте, где упали. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них крепки от приобретенного навыка, однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайтесь терпения. Укрепи и умудри вас Господь! Время сейчас трудное во всех отношениях, и без Бога не пережить нам ни материальных, ни духовных невзгод. Потерпите с молитвой, и - в свое время Господь поможет Вам. Жизни же учит сама жизнь, и не бывает всю жизнь гладкой дороги, только крестный путь ведет в радость общения с Богом, если, конечно, несем свой крест без ропота, ежедневно черпая силу в Боге.

  Нельзя ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борении, в потах, многие дни и годы в великой терпеливости. Так говорит Господь: «В терпении вашем стяжите души ваши». «.Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него». Тогда обетования Спасителя увенчают труды наши еще в этой жизни. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». А то, что нынче во всем мире наступила именно такая година, уже ни у кого не вызывает сомнения. Припадем к Спасителю Христу с мольбой и любовью, отрясем узы греха, отбежим соблазнов и обольщений дьявольских. Припадем к Спасителю - именно этим мы сможем противостать дьяволу и убежит от нас. 
  Из веры, любви и страданий соткалась Божественная сила Пресвятой Богородицы. Ими же Она получила власть понимать и любить всех людей, всех немощных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Будем, дорогие мои, просить Ее помощи во всем и на каждый час. И будем просить не о том, чтобы отняла от нас страдания, но чтобы помогла нести их ради спасения души.
 (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Главная епитимия века нашего – это терпение. Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем. (Мон. Зосима (Сокур))"
  "Другой, более короткой дороги, чем терпеть искушения, которые приходят, каким бы образом они ни приходили, — нет. Духовное состояние человека и Благодать, которую он имеет, свидетельствуются — его терпением. (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет. (Из дневников Императрицы св. страстотерпицы Александры Федоровны Романовой)"
  "Потерпите, не раздражайтесь, главноем - не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боитс ядобра. (Свт. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский, исповедник)"
  "Если и найдет скорбь, то «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие... Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». 
Ибо Он изрек: «Претерпевший же до конца спасется». (Свт. Савва Сербский)"
  "Терпению надо учиться. Вот ушибли мы ногу до крови – надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь… Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках». А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут – машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса… А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть…
  Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Утром не хочется вставать – надо мигом вскочить! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует. Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: «Батюшка, я болею». – «Что у тебя болит?» - «Голова, руки, ноги, живот – все болит…» Посмотрел за обедом: а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: «Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов». – «Ой, батюшка, тяжело». – «Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся «болезнь» мигом пройдет». Она потрудилась месяц, приехала: «Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую». Тело силой налилось и ничего не болит. (Архим. Амвросий (Юрасов))"
  "Господь не даст искушений не по силам, если мы терпим и на Него уповаем,- что перенесенное искушение приносит пользу. (Свт. Филарет Московский)"
  "Лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-нибудь восходил к совершенству, чем, возлюбив порок, заслужить рукоплескания тех, кто не приобрел правильного суждения о делах. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него враги внешние: разного рода искушения и соблазны - ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих присных, потерю имущества, расстройство здоровья - все это он часто испытывает на себe самом! Искушения на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения, и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать умственные пожелания, побеждать страсти. 
  Терпение - новое, высшее нравственное совершенство - является вслед за воздержанием. Со своей стороны, и терпение трудному подвигу воздержания подает большую силу и крепость. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях есть слабость души, а ослабленный извне дух естественно становится не способным побеждать и внутренних своих врагов. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
   "Нет такой области, куда тщеславие не может вкрасться. Серафим Саровский кому-то говорил, что если сам избираешь какой-нибудь подвиг, то твоего тщеславия хватит на то, чтобы ты его исполнил, что критерий — не те подвиги, которые ты сам выбираешь, а терпение, с которым ты выносишь обстоятельства своей жизни и то, чего ты не выбирал. (Митр. Антоний Сурожский)"
  "Что горсть песка, брошенная в море, то же грехопадения всякой плоти по сравнению с Божиим Промыслом и Божией милостью. 
Благодушно терпеть обиды - признак смиренномудрия. (Прп. Исаак Сирин)"
  "Не прельщайтесь, братия мои, воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и я, и на милосердие Его уповая, надеюсь, что буду спасен. Однако знайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит на пользу тем, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их еще строже, чем нечестивых и неверных. Никакой не получат пользы от раздаяния имения своего те, которые, раздав его бедным, не претерпят потом до конца искушений, скорбей и печалей Бога ради. И Христос Господь не сказал: в раздаянии имений ваших стяжите души ваши, а - в терпении вашем. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
  "Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда низвергаешься в глубину отчаяния. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Поскольку Господь учит: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение», то должно ли молиться и о том, чтобы не впадать в телесные страсти, и, если кто впадет в них, как должен переносить? Господь не различил качество искушения, но вообще повелел: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение». А тот, кто впал в искушение, должен просить у Господа с искушением и избытия, «чтобы вы могли перенести», чтобы исполнилось и над нами: «претерпевший же до конца спасется». 

  Господь долготерпелив и многомилостив (и истинен), прощающий беззакония и преступления (и грехи), и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до, третьего и четвертого рода. Не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености ...Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь. Тот дождит и огнем. Одно доказывает благость, другое — строгость. (Свт. Василий Великий)"
 "Без колебания неверием надо быть настойчивым в молитвах и не сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить нам вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью некоторым образом вынуждали Его. И Он нас, докучающих, не только не презирает, не отвергает, но еще и побуждает, хвалит и благосклонно обещает доставить нам все, чего настойчиво будем ожидать. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Когда человек с терпением переживает скорби и испытания, он приближается к Богу. Тогда человек начинает осознавать, что единственным помощником для него в сложных обстоятельствах Господь. (Митр. Киевский и всея Украины Онуфрий)"
  "Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпениии долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. (Прп. Антоний Оптинский)"

  "Изрядное училище молитвы и благочестия есть скорбь и страдание. Израильтяне, будучи в Египте и от приставников фараона-мучителя терпя озлобления, прилежно молились и взывали к Богу, как Сам Господь сказал о них: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его». Анна, мать Самуила-пророка, будучи из-за бесплодия в поношении и тесноте, и скорби, сердечно молилась Богу и услышана Богом. 
  О том, как скорби и гонения побуждали царя Давида к сердечной молитве, свидетельствуют его псалмы. Так скорбь научает сердечной молитве! Когда мы усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, в нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочего бедствия, которое грозит нам смертью? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва.

  Не только словами Пророков и апостолов, но и тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию», призывает нас преблагой Бог на покаяние, как говорит апостол: «благость Божия ведет тебя к покаянию»Это «благость Божия ведет их к покаянию». И не только терпит и не губит их, но и хранит их от вражеского навета, хотя они того и не чувствуют. Не попустил бы им и минуты жить противник наш диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», но сразу же низвергнул бы души их в ад. Но благость Божия не позволяет ему этого: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». (Свт. Тихон Задонский)"
 
 "Помолись о мне; очень скорблю". – Совершенно умирающие миру терпением и скорбями приходят в меру возраста. О, возлюбленный брат! – Господь претерпел крест, – и тебе ли не радоваться в скорбях, терпение которых вводит в Царствие небесное? Что скорбишь – добрый знак. Разве не знаешь, что скорби и искушения умножаются, когда кому Господь готовит милость Свою. И вообще не ищи телесного покоя, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный. И Господь сказал: въ мире скорбни будете. (Прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Пророк)"
  "Каждый день утром говори себе: «Быть может, этот день — последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Может быть - воспомянет и меня многогрешного Господь и помилует, и спасёт по неложному своему обещанию. (Прп. Иосиф Оптинский)"
  "Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим. 
(Прп. Лев Оптинский)"
   "Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как-бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои. В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни, ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения. 
   Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться — все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейсия невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, — когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, — будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые. (Свт. Иустин (Полянский))"
  "Не унывай при сильных искушениях, скорбях или болезнях или преткновениях от смущения вражьего: все это есть обличение и наказание праведное испытующего сердца и утробы Господа, к очищению, пробуждению и исправлению твоему, к выжиганию терния плотских страстей, и потому не посетуй, если иногда бывает тебе очень больно. Взирай не на боль, а на благие последствия этого наказания и на здравие души. Чего не делаешь для здравия тела? Тем более для здравия и спасения души, имеющей бессмертную жизнь, надо все терпеть. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 
  "Всё реже встречается в наши дни у людей добродетель терпения. А ведь терпеливый обычно выигрывает. Нетерпение является источником многих серьезных проблем. У нетерпеливых нет духовной благодати, их характеризует печаль, горе, страдания, депрессии, грусть и разочарования. В лабиринте невзгод, скандалов, мирских удовольствий, жадности и заблуждения, человек просто заблудился. Но тот, кто обладает смирением и терпением сопротивляется и побеждает. Терпение наградит его.
  Он не подчинится бедствиям, не дойдёт до развода, промолчит, где надо, не будет мучиться в различных неблагоприятных жизненных ситуациях. Это большое дело - принимать горькие события своей жизни смиренно и безропотно. Но множество проблем, жизненные курьезы и трудности, не позволяют сегодняшнему человеку терпеть. Похоть и зависть к тому, что имеет другой и жгучее желание к приобретению большего заставляют его беспокоиться. Терпеливый человек - это человек нежный, добрый, не завистливый, улыбчивый и мирный. Терпение может внести много хорошего в наш трудный современный образ жизни. (Мон. Моисей Святогорец)"
  "Иногда нам кажется, что мы не растем духовно, а просто терпим искушения, не зависящие от нас самих. Но это не так. О ценности самого терпения возвестил Спаситель: "Претерпевый до конца, той спасен будет." Что такое например разжение страсти? Когда мы соглашаемся и творим по страсти, то мы НЕ терпим боли и скорби от неё, но испытываем её власть на себе. А состояние противления страсти, не соглашения с ней и есть терпение. Такое состояние крайне спасительно и полезно. Наши чувства томятся и испытывают разжение и боль от страсти и скорби, так что ап. Пётр назвал это огненным искушением, но зная его живительное на нас действие, заповедал не чуждаться его, и не уклонятся от скорбей. Нашим чувствам это крайне полезно, они закаляются терпением и изблевывают из себя горечь страсти и сочувствие к ней, постепенно исцеляются и избавляются от её власти, а через это и от власти царя страстей - князя бесовского. Таким образом изживая в себе зло и вытесняя его терпением, мы уступаем место добру, которое ниспосылается нам от источника Добра: Бога. (Записки православного монаха)"

 

 

  "На то жизнь земная назначена, чтоб в ней скорбное отрывало от привязанностей неуместных, а утешительное питало надежду на чаемое лучшее. Вот они и чередуются каждодневно.
  Все от Бога - и приятное и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается нам во благо: для очищения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо. Перетерпите это время, наступят светлые дни.
  Когда претерпеваете, значит, терпите. А что при этом больно, как же иначе-то? Если б не было больно, нечего было бы и терпеть. Верно, сердце ваше очень впечатлительно и глубоко поражается случающимся. Это... не ставится в вину. Вина пойдет... если серчаете, досадуте, бранитесь, ропщете.
  Не только все предайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите... На окружающих Вас смотрите как на орудия Божии во благо Вам и за ними всегда зрите руку Божию, Вам благодеющую. И за все говорите: слава Тебе, Господи!
  Ученики плывут по морю; поднимается буря и ставит их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю... И каждый человек, и народы, и Церковь – плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам. Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, грозящая отклонить события от божественных планов.
  Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям силами, им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него, и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно, по Его беспредельной премудрости и правде. Молитва – приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо: сотвори со мною, как изволишь!» 
  Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (то есть иудеям)! И наконец вынужден был сказать: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Не бывает ли подобного с душою? Заботится о ней Господь и всячески ее вразумляет. Покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении призыву Божию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтобы вразумить.
  Возрастает упорство — возрастает и Божие воздействие. Но всему есть мера. Душа доходит до ожесточения, и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в падении, – и она гибнет, подобно фараону. Пусть и всякий, кого борют страсти, найдет для себя здесь урок: нельзя безнаказанно продолжать делать поблажки себе. Не пора ли их бросить и не по временам только себя ограничивать, а сделать решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда переступит границу, – может быть, вот-вот и кончится Божие долготерпение.
(Свт. Феофан Затворник)"

 


  "Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя. Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
  И другой также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, немалое время каждую ночь пускал свою воду над моею головою, так что и самая постель моя бывала омочена ею. Также и некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей келлией, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келлии, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня, и я засыпал только от сильного утомления; когда же вставал от сна, находил, что всё тело моё было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: не делай этого, или зачем ты это делаешь?
  И я не помню, чтобы я когда-либо произнёс слово, могущее смутить или оскорбить брата. Научитесь и вы друг друга тяготы носити, научитесь благоговеть друг перед другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово, или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать, или тотчас возмущаться гневом, чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвёрдое, не могущее выдержать никакого приражения, как бывает с дыней: если хотя малый сучок коснётся её, тотчас делает в ней повреждение, и она гниёт.
(Прп. Авва Дорофей)"



"При разных неудачах [старец] советовал говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня» и так повторять, пока не почувствуешь мир в душе. 
(Прп. Нектарий Оптинский)"


 
"Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный, — ТЕРПЕНИЕ. Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Всякую боль, которая колет гордое сердце, нужно потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждёт, непременно получит. Начни и увидишь.
(Прп. Анатолий Оптинский)"
 
 

  "Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение. Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностию жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло, как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь к жизни.
 Бог сделал все, что могла принять сотворенная природа. Установил законы природы и нашел, что все живые, как изменяемые, нуждаются в милосердии. Из праха образовали меня щедроты Твои, Господи, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим. Дверь Божия всегда открывается стучащему в нее, милосердие радуется обращенному, благодать простирает к нему руки свои. На примере разбойника вижу, о Милосердный, великую щедрость помилования. Глядя на этого злодея, никогда не теряю надежды на спасение. 
  Неразумный видит щедрость Господа и еще более дерзко грешит. Знает, что есть для него лечение, исцеляющее даром, и, не щадя своего тела, покрывает его ранами. Хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что велика щедрость, но, при всей силе надежды, боится греха, как будто не имеет надежды. Благость и правда – две руки Господа, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой представить случай помиловать. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 

  "Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения; то да будет для нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа. Ибо таковая дана нам и заповедь, взяв крест, последовать за Ним, то есть быть благоустроенными и готовыми к смерти. Если так будем расположены; то, по сказанному, весьма легко перенесем всякую и тайную и явную скорбь.
  Ибо кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби? Потому и тяжкими почитаем скорби, что невожделенна еще нам смерть за Христа, и мысль наша неприлеплена постоянно ко Христу. Кто желает быть наследником Христовым, тот пусть вожделеет также соревновать и страданиям Христовым. Потому, утверждающие о себе, что любят Господа, из того познаются, что, с упованием на Него, всякую встречающуюся скорбь переносят не только мужественно, но и охотно. 
  Уразумей, что в скорбях, в страданиях, в терпении и в вере сокрыты обетования, самая слава и приятие небесных благ. И пшеничное зерно, ввергаемое в землю, или дерево, разумею прививаемое, необходимо подвергается прежде загноению и бесчестию, и потом уже получает оно многократный плод благолепного своего одеяния. А если бы не прошли они чрез это загноение и чрез оное как бы бесчестие, то не облеклись бы в сие последнее благолепие и в этот красивый вид. Та же мысль и у Апостола. Ибо говорит: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. И Господь говорит: в терпении вашем стяжите души ваша; и в мире скорбни будете.
  Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов. Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа. Господь хочет, чтобы все люди сподобились рождения свыше, потому что за всех умер и всех призывает к жизни.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 
   
  "Итак, пребывайте постоянно в терпении и не ослабляйте сéрдца своего в несчастиях, но благодарите Бога за оные, чтобы получить награду от Него. 
Возлюбленные мои, когда я воспоминаю о подвигах святых людей и наградах, данных им от Бога, то веселюсь духом своим и вместе молюсь о вашем терпении. Итак, пребывайте постоянно в терпении и не ослабляйте сéрдца своего в несчастиях, но благодарите Бога за оные, чтобы получить награду от Него. Возлюбленные дети мои, Священное Писание говорит, что лучше муж долготерпелив паче крепкагои что долготерпеливый превосходит крепкого, как удаляющийся от огня превосходит приближающегося к нему. 
  Итак, будем долготерпеливы, поскольку в долготерпеливом Бог обитает. Кто не долготерпелив, тот покоряется воле диавола; напротив, кто долготерпелив, тот покоряется воле Божией во всякое время. Итак, возлюбленные дети мои, будем подражать долготерпению Господа нашего Иисуса Христа, чтобы на нас исполнились словá Писания: "... и тако долготерпев, получи обетование".
(Прп. Антоний Великий)" 
 
 
 
"Если кто- нибудь станет тебе строит козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло - вот что действительно значит страдать от зла. Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро. Если часто согрешающий получает от Бога прощение, но этим долготерпением не располагается к исправлению, он, наконец, до того доводит Бога, что Тот и против воли посылает ему самое великое бедствие, искореняет его, уже не оставляя времени для покаяния. Бог милует только тех, кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия. Бог являет Свою великую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и прибавлял новые. Не злоупотребляй Божиим долготерпением, которым Он ведет тебя к покаянию. Что бы ты ни делал, делай с мыслью о вездесущии Божием. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 

"Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесёт это и не станет мстить обманщику - тот полагает душу свою за ближнего.
(Прп. Пимен Великий)"
 

  
"Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что всё делается с нами по воле Божией. 
(Прп. Парфений (Краснопевцев) Киево-Печерский)"

 

 

"Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему. 
(Прп. Серафим Саровский)"

 
 
 
  "Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель, сказали Святые Отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, знайте: его добродетель, его православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! 
  Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Когда окружат скорби, нужно учащать молитву, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия. 
  Дом души — терпение, потому что она живет в нем; пища души —смирение, потому что она питается им" - сказал святой Илия Евдик. Точно: питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь, похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны, подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственного отчаяния и совершенного расстройства. 
  Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми Отцами назван самоукорением. Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он живет полужизнью, какою-то тенью жизни. Самые душевные способности его цепенеют, не действуют так, как им должно было бы действовать. Ныне не страдают христиане от оков и мечей; потерпим мучение от болезней и других скорбей. Всякому времени даны своего рода страдания: нашему времени даны страдания мелочные. Претерпим их. Весы и мзда у Бога. 
(Свт. Игатий (Брянчанинов))"

 
 
 
"О терпении Господь говорит так: Терпением вашим спасайте души ваши. Он не сказал: "Спасайте вашим постом, вашим бодрствованием". Терпением же я называю то состояние, которое сообразно с волей Божией и есть царица добродетелей, основание доблестных подвигов, мир в войнах, тишина в буре и непоколебимая твердыня для обладающих им.
(Прп. Григорий Синаит)"




"Нам надо только быть в полной уверенности, что все, что происходит, не иначе, как по попу­щению Божию, и терпение Ваше и труд не погиб­нут. Ведь особенно ценно пред Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом - претерпеть за прошлые свои беззакония. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





"Всякий совершенства достигает через подъятие (терпение - от авт.) произвольных или непроизвольных трудов и лишений… Но одни свои – произвольные – не так благотворны, как находящие со вне, не по нашей воле. И любовь к Богу наиболее испытывается прискорбностью (терпением - от авт.) искушений непроизвольных.
(Свт. Григорий Палама)"















  
  Добродетель терпения является противоположной по отношению к пороку нетерпения, являющегося следствием соборного порока сластолюбия… 
  Терпение является следствием/проявлением мученичества (противостоящего сластолюбию) и неотделимых от него смирения, послушания и добролюбия, их же и увеличивающее...
  Терпение - одна из самых важнейших добродетелей и неотделима от кротости, являющейся непосредственным её проявлением…   
  Огромное значение терпению придавал св. ап. Павел… 
  Христос в притче о сеятеле под второй категорией негодных людей имел ввиду людей нетерпеливых… 
  Иисус говорил, что когда наступает скорбь или гонение на Слово Божие, то такие люди отпадают от веры… 
  Терпение неотделимо и от мужества… 
  Если мужество – неуклонность в стремлении к добру, то скорби, которые христианин встречает на своем пути к добру, как раз и являются одной из главных причин, по которым человек, ч. н., "сходит с дистанции"...
  Да и в самом деле, решил человек, например, воздержаться от курения… Душа и тело страдают, просят свою любимую соску… 
  Очень больно… 
  Образ адских мук… 
  Слабенький образ… 
  Человеку бы потерпеть… 
  Немного… 
  Но… 
  Нету терпения… 
  Человек опять закуривает… 
  И так во всем…
  Исполнение любой Христовой заповеди обязательно связано с воздержанием от какого–либо вида твари или зла (от сопутствующего ему удовольствия)… 
  А воздержание от привычного удовольствия (скорбь) всегда болезненно по определению… 
  Терпение необходимо человеку всегда, особенно на его начальном этапе воцерковления, при очищении от главных пороков… 
  О терпении сказано, что именно в нем только и возможно образовать добродетельную душу ("в терпении вашем стяжите души ваши"), что только мужественно вытерпевший все свои скорби и может спастись ("претерпевый же до конца спасется")... 
  Как же приобрести терпение?... 
  Так же, как и все остальные добродетели… 
  Каяться непрестанно в нетерпении, в малодушии… 
  Если нетерпение является пороком главным, то и исповедывать его… 
  И принимать Тело и Кровь Христовы после Исповеди как сильнейшее Лекарство от нетерпения… 
  Ну и конечно же, необходимо непрестанно и благоразумно упражняться в терпении… 
  Необходимо постоянно, но умеренно воздерживаться от употребления всех без исключения предметов, приносящих в той или иной степени, удовольствие… 
  Ибо причина нетерпения, как правило, заключается либо в нежелании и неспособности человека пребывать без удовольствия (в сластолюбии), либо же в его безрассудных неумеренности, неуместности и несвоевременности как самого воздержания, так и исполнения всех других заповедей Христовых… 
  Отличным способом возрастания в терпении является и молитва… 
  Она полезна вдвойне… 
  Во–первых, во время молитвы христианин по определению находится в состоянии воздержания от страстей… 
  А во-вторых, при соединении через молитву с Христом, Господь имеет прямую возможность Своею благодатью умалять христианина в нетерпении и увеличивать его в терпении… 
  К тому же молитва является очень удобным, универсальным средством борьбы с любым пороком, т. к. не требует для себя никаких внешних пособий (все, что нужно человеку для молитвы – это он сам)… 
  Ну а Христос всегда и был, и есть, и будет с любым, стремящимся к Нему, кающимся человеком…
  В церкви хор поет о долготерпении Божием...
  Св. отцы тонко различали терпение от долготерпения...
  Они писали о том, что долготерпение - это не есть терпение чего-либо в течение длительного времени...
  Они писали, что терпение - это когда слабый терпит от сильного, а долготерпение - это когда сильный терпит от слабого...
  Слабый терпит (несправедливость, наглость, хамство и пр.) от сильного по необходимости (из неизбежности), не имея возможности противиться или отомстить обидчику...
  А сильный долготерпит от слабого из любви к нему, имея все возможности не только избежать любые неприятности, исходящие от слабого обидчика, но и отомстить ему стократно: 

  "32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 
  (Прит. 16)"

 
  Одним из самых ярких примеров долготерпения Божия является непрестанная любовь Христова в ответ на человеческие ропот, недовольство, хулу, неблагодарность и пр. проявления ненависти к Нему (пример Евангельских фарисеев, за которых Иисус молился на Кресте)...
 
  Возрастает человек в терпении покаянием в нетерпении, в сластолюбии, посильным воздержанием (постом внутренним и внешним) и тщательной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в кротости...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, главы свт. Игнатия Брянчанинова, "О терпении" прп. Ефрема Сирина, прп. Исидора Пелусиота, прп. Исаака Сирина, свщмч. Петра Дамаскина, митр. Феофана Никейского с сайта Святоотеческое наследие, статьи Гермогена Шиманского, архим. Иоанна (Крестьянкина), Святейшего Патриарха Кирилла, еп. Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова), Ольги Рожнёвой, Святейшего Патриарха Алексия II, Сергея Худиева с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Логослово...




 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 
 
  
 
  
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Июл 12)
Просмотров: 2017

Поиск