"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Оправдание ближнего
 
- радование Христа искренним/правильным величанием ближнего...















  "Осуждать никого не следует (но оправдывать - от авт.) - как по слову Писания: "Не судите, да не судимы будете (Лк. 6:37)", так и потому, что нам должно признавать самих себя грешными более всех и потому что согрешение брата мы должны считать за своё собственное и ненавидеть лишь дьявола, прельстившего его.
  Когда бы кто столкнул другого в яму, то мы порицаем не упавшего, но того, кто столкнул его - точно так же и здесь. Случается, что человек делает дело, которое видящим оное кажется неприличным, но на самом деле оно совершается по благому намерению делающего. (Авва Иоанн)"
  "Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, и тогда не осуждай его, потому что часто и глаза обманываются. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Великое дело для человека – научиться говорить о других людях только хорошее. (Митр. Лимассольский Афанасий)"
 
"Если в одну комнату войдут несколько человек, каждый увидит и устремится к тому, что ему свойственно и понятно. Ботаник - к гербарию на стене, книжник - к полкам книжным, столяр - к паркету, изучая, как он сделан. И каждый будет призывать других порадоваться с ним, говоря, что обрел то, что давно искал, именно то, что ценно для него. Но умеем ли мы радоваться с радующимися?
  Подобно тому, вникая в Слово Божие и святоотеческое, каждый ищет и находит то, что свойственно именно ему и то, что ищет себе стяжать. Мы же должны учиться понимать друг друга, видеть устроение брата, и что дорого и лучше, то и помогать ему обрести, помочь развить то, к чему он способен. И брату станет легче жить, когда он увидит, что его понимают и ему помогают. И он сможет взрастить в своей душе плод Богу, свойственный ему, его устроению, дабы и он сказал: «Порадуйтесь со мною, я нашел потерянную драхму!»  
  Иисус сказал, что в последние времена по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Сейчас многие переживают одиночество и сильно от этого страдают, не чувствуют ни заботы, ни поддержки от других.
  В одном монастыре знал я одинокого брата, который ходил за несколько километров к своему духовнику и спрашивал: «Отче, ты меня любишь?». «Конечно люблю», - отвечал тот. «Мне больше ничего не надо, - отвечал брат, - остальное я в книгах найду».
  Отчего же так страдают люди? Оттого, что забыли мы слова Христовы: «Если будете иметь любовь между собою, то вы истинно Мои ученики».
  Нужно научиться быть чутким к душе другого, не отталкивать, говоря: «Не видишь что ли, о себе сейчас забочусь!» Служить другим - это труд, но труд стОящий того. Иначе, не стать причастником, услышав: «Странен бех, и не введосте мене, болен и в темнице, и не посетисте Мене».
  «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Как легко и отрадно жить в том общежитии иноческом, где видят и умеют видеть доброе в другом. И напротив как тяжело там, где склонны и в добром видеть плохое. Это больное видение и бывает причиною ссор, соблазнов, распрей, подозрительности. А если бы все люди имели чистое око, то жить стало бы легко, мирно и радостно. А ведь мы к этому и призваны, для того и созданы Творцом и Богом нашим.
  "Егдá стоитé моля́щеся, отпущáйте, áще чтó и́мате на когó". Почему Господь Иисус Христос указует, что именно на молитве? Потому что именно во время молитвы нас и стужают помыслы о ближних. Эти помыслы мы и должны отпустить от ума вместе с прощением и благословением тех, о ком они приходят, и уже простым умом предстоять Богу. А кто может и кому по силам, предстоит и телесно. И то, что одни св. Отцы говорят, что всё нужно совершать как пред Богом, а другие, что мы должны пребывать в Боге – одно и тоже суть. И говорится это ради несовершенства нашего.
  Новоначальному удобнее и понятнее все совершать как пред Богом, преуспевающий в умной молитве, тщится упраздниться от всего и пребывать в Боге, а совершенные видят Бога во всем, как прп. Симеон Новый Богослов говорит: "Что бы ни видел ты, найди в видимых (вещах) в каждой учителя себе в добродетели". По этой же причине одни отцы советуют во время сердечной молитвы предстоять пред Богом в сердце, а иные учат зреть в глубину сердечную. Это по мере каждого. У иных ум соединился с сердцем, а иные еще ищут сего. И одни наставления писаны одним, другие другим. И применять к себе все нужно с рассуждением и на пользу."






 
 
"Чего не понимаем в поведении ближних, то - хотя бы и казалось странным, должно стараться видеть с лучшей стороны.
(Свт. Филарет Московский (Дроздов))"

 
 

 
 
"Будем искать в жене доброй души, чтобы найти в ней и любовь.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 

 


"Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) поучает: «Разумевать, по слову Аввы Дорофея, что у иного есть такое тайное добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Человек может видеть только видимое, Господь же зрит самые глубины сердечные. Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: "он хоть и согрешил, но сумеет покаяться, а если ты согре­шишь, то покаяться не сумеешь". И таким разумением по­ставил себя ниже грешащего. Вот как древние святые отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от сужде­ния и осуждения. Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя - тогда осуждать не будешь. На вопрос же: "Что значит жить по сердцу?", преподобный Амвросий Оптинский ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".
(Прп. Амвросий Оптинский)"
 
 
 
 
"Чтобы быть смиренным, думай обо всех людях, что они лучше тебя, что ты более подвержен грехам, нежели они. 
Удаляйся гордости и о всяком человеке думай, что он лучше тебя.
Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве.
Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

 
  "Не великое дело не судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико - не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с осуждающим его и радоваться вместе с предпочтённым тебе.
  И проведя там девять лет, не знаю, сказал ли я кому-нибудь худое слово, хотя я имел послушание, - чтобы не сказал кто-нибудь, что я не имел его. И, поверьте, я очень помню, как один брат, идя вслед за мною от больницы до самой церкви, поносил меня, а я шёл впереди его, не говоря ни слова. Когда же Авва узнал это, - не знаю, кто сказал ему о сём, - и хотел наказать брата, я пошёл и пал ему в ноги, говоря: "Ради Господа, не наказывай его, я согрешил, брат нисколько не виноват".
  И старается ли он поступать так, как говорят об авве Антонии, который, когда приходил к кому-нибудь, то замечал только то, что имел каждый хорошего, заимствовал сие от него, и усваивал себе. От одного заимствовал кротость, от другого смирение, от иного безмолвие, и таким образом совмещал в себе добродетели каждого из них.
  Так должны поступать и мы, и для этого посещать других, а когда возвращаемся в келлии наши, должны испытывать себя и узнавать, от чего мы получили пользу, или от чего вред. И за то, в чём мы были сохранены, должны возблагодарить Бога, сохранившего нас от вреда; а в чём согрешили, покаемся, будем плакать и рыдать о устроении души нашей. Ибо каждый получает вред или пользу от своего душевного устроения, и никто другой не может повредить ему; но если мы и получаем вред, то вред сей происходит, как я сказал, от устроения души нашей: ибо мы можем от всякого дела, как я всегда говорю вам, если захотим, получить и пользу, и вред. И скажу вам пример, дабы вы узнали, что это действительно так.
  Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью на некотором месте, - не говорю, чтобы то был монах, но кто-нибудь из городских жителей. И вот мимо него идут три человека. Один думает о нем, что он ждёт кого-нибудь, дабы пойти и соделать блуд; другой думает, что он вор; а третий думает, что он позвал из ближнего дому некоего друга своего и дожидается, чтобы вместе с ним пойти куда-нибудь в церковь помолиться. Вот трое видели одного и того же человека, на одном и том же месте, однако не составили о нём сии трое одного и того же помысла; но один подумал одно, другой другое, третий ещё иное, и очевидно, что каждый сообразно со своим устроением.
  Ибо как тела черножёлчные и худосочные каждую пищу, которую принимают, претворяют в худые соки, хотя бы пища была и полезная, но причина сего заключается не в пище, а в худосочии, как я сказал, самого тела, которое по необходимости так действует и изменяет пищу сообразно со своею недоброкачественностью: так и душа, имеющая худой навык, получает вред от каждой вещи, и хотя бы вещь сия была полезная, душа получает вред.
  Представь себе сосуд с мёдом: если кто-нибудь вольёт в него немного полыни, то не испортит ли эта малость всего мёда в сосуде и не сделает ли всего мёда горьким? Так поступаем и мы: примешиваем немного собственной нашей горечи и уничтожаем доброе ближнего, смотря на оное сообразно с нашим душевным устроением, и извращая оное по нашему собственному злонравию. А имеющий добрый нрав подобен тому, кто имеет тело добросочное; если он ест что-нибудь даже вредное, то оно, сообразно с расположением его тела, обращается для него в хорошие соки, и дурная пища сия не вредит ему, потому что, как я сказал, тело его добросочно и сообразно со своею доброкачественностью перерабатывает пищу.
  И как мы сказали о первом, что тот сообразно с дурным расположением своим и хорошую пищу претворяет в дурные соки, так и этот, по хорошему качеству своего тела, и дурную пищу претворяет в хорошие соки. Скажу вам пример, для того, чтобы вы поняли это. Вепрь имеет тело весьма добросочное, а пищу его составляют шелуха, финиковые кости, жёлуди и тина; и однако ж, как тело его добросочно, то оно и такую пищу превращает в хорошие соки. Так и мы, если имеем добрый нрав и находимся в хорошем душевном устроении, то можем, как я сказал прежде, от каждой вещи получить пользу, хотя бы вещь сия и не совсем была полезна. И хорошо говорит Премудрый: видяй право, помилован будет, и в другом месте: вся противна суть мужеви безумну.
  Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил гор'е, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его.
  И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки.
  Не желай знать пороков ближнего твоего, и не принимай на него подозрений, внушаемых тебе врагом; если же они и возникают в тебе, по греховности нашей, то старайся обращать их в добрые помышления.  Аминь.
(Авва Дорофей)"
 
 
 
  "Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. Все, крестившиеся во Христа, облечены во Христа. Чем бы и как бы они ни оскверняли себя, риза Христова, до суда Христова, — на них. Необходимо признать себя хуже всех человеков: этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он — первый из грешников, был убежден в этом. И нам надо убедить себя: здесь предлежит работа и труд.
  Ближний есть образ Божий поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его… Когда же это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тогда оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. По мнению отцов, те люди, кои требуют от ближних совершенного устранения недостатков, имеют об этом предмете ложное понятие. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов, есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление. На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим всё, что Ему благоугодно.
  Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтоб ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубиться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда грех привлечет к себе наши взоры, — некогда нам будет наблюдать за недостатками ближнего, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми.
(Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов))"


   


  "Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, - не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают. Помни, что человек — великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного.
  Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. Нужно любить всякого человека и в грехе его и позоре его, не нужно смешивать человека – это образ Божий – со злом, которое в нём. Когда видишь в ближнем недостатки - моли Бога от всего сердца об их исправлении.
  Не раздражайся на погрешающих... не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его - как это обычно для нас. Всякий сам за себя даст ответ Богу. Особенно не смотри злонамеренно на грехи людей, старше тебя - до коих тебе дела нет. Ты же - свои грехи, своё сердце исправляй.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




 


"Не осуждай за маловажное, как будто ты сам строгий праведник. Если увидишь ближнего во грехе, не на одно это смотри, но подумай о том, что он сделал или делает хорошего, и нередко, осмыслив общее, а не частности, найдешь, что он лучше тебя.
(Свт. Василий Великий)"

 



"Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал уже тебе гораздо большую любовь, почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

  

"
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию.
(Прп. Нил Синайский)"



  


"
Любящий Бога живет на земле ангельской жизнью, постясь и бодрствуя, воспевая Бога и молясь, и помышляя доброе о каждом человеке. 
(Прп. Максим Исповедник)"



  
"Не открывай грех другого для своего собственного оправдания. 
Насколько ты по любви покрываешь брата, настолько благодать согревает и хранит тебя от клеветы человеческой.
(Прп. Иосиф Исихаст)"

 


  
"Некий старец в монастыре посетил монаха, у которого келия была чисто вымыта и убрана, все вещи находились на своих местах. Старец сказал: «Наверное, брат не может терпеть грязи - ни духовной, ни телесной - и так же очищает свое сердце». Затем старец вошел в келию другого монаха, которая долго не прибиралась: вещи валялись разбросанными где попало. Увидев сор и беспорядок, он сказал: «Наверное, брат настолько занят молитвой и духовной жизнью, что уже совсем забыл о земном». Так старец мудро избежал греха осуждения.
(Архим. Рафаил (Карелин))"





"Один святой человек, мой Старец, говорил мне: "Чадо, тот, кто не осуждает своего брата, отмечен печатью спасения". То есть, если человек не осуждает, это значит, что он спасён, что он чист для Царствия Божия. Если он правильно управляет своим языком, значит правильно и по воле Божией управляет собой. Покрой недостатки другого, чтобы и твои недостатки покрыл Бог. Принимай несправедливость по отношению к себе, но сам не поступай несправедливо. Побеждай зло добром, потому что в этом состоит Евангельский Закон.
(Архим. Ефрем, Филофейский)"






"Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть — это начать думать хорошо о человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце.
(Свят. Патр. Московский и всея Руси Кирилл)"







"Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которого у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. На остальное не обращай особенного внимания.
(Прп. Иероним Эгинский)"







"Не критикуйте и не судите окружающих; смотрите на людей как на ангелов, оправдывайте их ошибки и слабости, а себя самого осуждайте как последнего грешника. Из всего, что необходимо в духовной жизни, это — первое.
(Иеромон. Серафим (Роуз))"







 "В каждом человеке есть что-то хорошее. Даже если он не нравится тебе, подумай о том, каким его создал Бог. Даже если тебе кажется, что находиться рядом с ним невозможно, постарайся увидеть его таким, каким он должен быть, а не таким, каким его сделала жизнь, страдания, проблемы, неудачи, притеснения, горечь. Если бы ты посмотрел на этого человека вне его страданий и вне его предыстории, то увидел бы очень красивый мир, красивую душу, потому что каждый из нас несет на себе печать Бога.
  Каждый из нас несет невероятную красоту в своем сердце. Если ты научишься смотреть в глубину вещей, то повсюду увидишь красоту, увидишь не то, что заметно сразу, а то, что скрыто от глаз. Очень часто бывает недостаточно одного взгляда, надо сосредоточиться, вглядеться, «зайти» за внешнее, за плоть, войти в душу, и за резкостью, грубыми словами, за макияжем, краской для волос увидеть сердце – измученное, раненное, несчастное, но очень красивое, созданное и данное человеку Богом.
(Архим. Андрей (Конанос))"



Картинки по запросу фото андрея конаноса



"На вопрос: "Что значит жить по сердцу?", преподобный Амвросий Оптинский ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее. Плохих людей нет. Есть люди, за которых особенно нужно молиться.
(Прписп. Сергий (Серебрянский))"



Картинки по запросу фото сергия сребрянского



"Хороших людей, как и поводов для радости, всегда больше, чем кажется. Просто надо иметь глаза широко открытыми, чтобы их видеть. И ещё — уметь замечать даже самое маленькое добро, это ведь, получается, в наших интересах. И самому добро делать. Тогда лучше чужое замечаешь. И ценишь его больше. И больше — радуешься.
(Игум. Нектарий (Морозов))"






 
  "Преподобный Паисий Святогорец говорил, что не умеющий оправдывать грехи другого, сам не будет оправдан Господом. Человек нас оскорбляет, в нас возникает гнев на него, человек нас унизил, в нас рождается обида. Найдите оправдательную причину, по которой он поступил именно так. «Он меня обругал, потому что пришел уставший с суточного дежурства, был очень утомлен и сорвался». «Меня не поняли потому, что я неясно выражался». «Мне наступили на ногу в трамвае, потому что я поставил ногу не туда».
  Этот духовный прием приносит нам двойную духовную пользу. Мы можем обратить оправдание ближнего в обвинение себя, и это крайне важно для нас с точки зрения аскетического делания, о котором говорит святитель Игнатий Брянчанинов: именно самоуничижающийся не будет унижен от Господа. Богу незачем смирять его, когда он сам смиряет себя.
  Человек не просто говорит: «Он наступил мне на ногу, потому что не видел», — но он идет дальше и продолжает: «И потому, что я, не подумав, встал там, где не надо». «Меня обругали не только потому, что собеседники были уставшие и раздраженные, но и потому, что я начал разговор, хотя видел их усталость, и тем спровоцировал это оскорбление, унижение». 
  И вот, человек уже не осуждает ближнего, и к нему начинает привлекаться благодать Божия благодаря его самоукорению за то, что подал повод для проявления этого греха ближнего.
(Протоиер. Сергий Филимонов)"



Картинки по запросу фото протоиерея сергия филимонова
 


"Праведный старец Иероним Эгинский говорит: "Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которых у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. На остальное не обращай особенного внимания". Один и тот же человек может помнить много стихотворений и при этом чавкать. Другой выстаивает службы не шелохнувшись, но при этом подолгу сидит в ванной, забыв о домочадцах, имеющих те же потребности... Ведь нужно что-то и прощать, а не так: не понравилась тебе в ближнем какая-то черта – и ты наливаешься тайной злобой, как клещ кровью: «Не переношу таких качеств в людях!» Умение правильно относиться к людям и светло смотреть на соседа – это большое искусство и признак духовной культуры, а лучше сказать, просвещённости, но не внешней, показной, которая именуется начитанностью и начётничеством. Это драгоценное качество называется человеколюбием.
(Протоиер. Артемий Владимиров)"







"Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. В этом разница. Но ведь и мы можем быть подобны Христу.
(Свт. Николай Сербский)"







"Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя. А кто ругает людей и не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.
(Прп. Силуан Афонский)"

















  Оправдание ближнего – добродетель, противостоящая пороку осуждения… 
  После грехопадения прародителей оправдание ближнего испортилось, превратившись в порок превозношения ближнего... 
  Оправдание ближнего - следствие любви к нему, проявление смирения, их же и увеличивающее... 
  Оно искренне, а не льстиво (не человекоугодливо, не лицеприятно) превозносит ближнего в его Христом данных ему добродетелях…
  В святоотеческой литературе (кажется, в Древнем патерике) описывается история одного монаха о том, как он посещал комнаты (кельи) других монахов (братии) своего монастыря… 
  Заходит он в одну келью и видит в ней грязь и беспорядок… 
  И думает про себя: "Как ревностно подвизается этот брат: ему даже некогда прибраться в своей келье, ибо все силы свои он посвящает внутренней, духовной борьбе"… 
  Заходит потом он в другую келью, к другому монаху и видит в ней идеальную чистоту и порядок… 
  И думает: " Идеальные чистота и порядок в келье свидетельствуют об идеальной же, духовной чистоте этого брата"…
  Оправдание ближнего неотделимо от эмпатии как проявления любви - т. е. от сопереживания/соучастия/сострадания/сорадования ближнему...





 
  Оправдание ближнего очень полезно, т. к. умаляет осуждение, а значит и гордость, и ненависть, из которых оно растет... 
  А уменьшая гордость и ненависть, оправдание ближнего развивает в христианине и смирение, и любовь, и неотделимые от них послушание, мученичество и добролюбие... 
  Величать ближнего словами, обращенными к нему непосредственно нужно с рассуждением, отсторожно... 
  Поскольку человек очень немощен, то похвала в его адрес может склонить его к тщеславию и к следующей за ним гордости со всеми ее проявлениями... 
  Искренняя похвала бывает очень полезна для человека, находящегося в отчаянии, помогая ему выйти из этого страшного состояния и вернуться к усердной жизни по заповедям Христовым... 
  Поскольку рассудительность является довольно слаборазвитой добродетелью среди людей, то оправдывать ближних безопаснее и полезнее всего внутренне (мысленно)...  
 
  Возрастает человек в оправдании ближнего покаянием в осуждении и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей и увеличивающей его в любви...

  "Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство — узреть грехи свои! Какое блаженство — смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце своё, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного. Если он и взглянет когда на ближних, то всё ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы.
  Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство — милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение.
  Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает её на ближних, имеет для них — одну милость. Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных. Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья иер. Дмитрия Шишкина с сайта Православие.Ру...
  Ссылки прилагаются:
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/put/63609.htm





 

 
 
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !    
  
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1746

Поиск