"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Кротость
 
  – радование Христа безропотным или и радостным переживанием скорбей…  
 



 
 
 
  "5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  (Мф. 5)"  
  "28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
  29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
  30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
  (Мф. 11)"
  "3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. 
  (Чис. 12)"
  "31 Сын мой! кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству. 
  (Сир. 10)"
  "8
 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
  9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
  (Пс. 24)"
  "13 Смотрящий кротко помилован будет, 
  (Прит. 12)"
  "30 Кроткое сердце – жизнь для тела, 
  (Прит. 14)"
  "
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 
  (Прит. 16)"
  "15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык (кротость - от авт.) переламывает (умаляет/уменьшает/борет гнев - от авт.) кость. 
  (Прит. 25)"
  "11 Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь (кротость - от авт.), что отвечать злословящему меня. 
  (Прит. 27)"
  "17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. 
  (Екк. 9)"
  "4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. 
  (Екк. 10)"
  "1 Вот (пророчество о Христе - от авт.), Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
  2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
  3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
  4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
  (Ис. 42)"
  "9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се (пророчество о Входе Господнем в Иерусалим - от авт.) Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. 
  (Зах. 9)"
  "13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. 
  (Иак. 3)"






 


 
 
  "Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью. (Прп. Иосиф Оптинский)"
  "Кроткие люди обыкновенно всем любезны. Они всегда тихи, скромны, приветливы; они не дерутся, ссор избегают, в счастии не превозносятся, в несчастии не унывают и не ропщут; в чести и власти подчиненных не притесняют, в подчинении к высшим уважительны и послушны. Можно ли таковых не любить? (Мон. Моисей (Агиор))"
  "Готовность что-то потерпеть становится чрезвычайно редким качеством, а без него семьи вообще быть не может, можно и не пытаться. Недавно прихожанка нашего храма родила ребенка в самом современном роддоме в Москве. Ей там очень понравилось - прекрасные условия, замечательные врачи, все очень вежливые, всегда готовы помочь. В частности, это стремление сделать пребывание в роддоме комфортным выражается еще и в том, что на любом этапе родов врачи готовы сделать эпидуральную анестезию, чтобы роды были абсолютно безболезненными для матери. Наша прихожанка побоялась делать анестезию, чтобы не повредить ребенку, а потом врач сказала ей, что не помнит, когда в последний раз принимала естественные роды. 

  Один пожилой и мудрый священник сказал мне на это, что современный человек - это "человек анестезированный" или, если точнее и по-русски, - "человек отмороженный". Он не хочет чувствовать боли, но значит, не способен почувствовать и чужую боль, и радость, и любовь. (Протоиер. Николай Емельянов)"
  "Подвижник (Христов) как можно более должен быть исполнен кротости, потому что он или приобщился или желает приобщиться Духа кротости, а приемлющий в себя этого Духа должен уподобляться Приемлемому. (Свт. Василий Великий)"
 "Господь требует уподобления детям – не возвращения в детский возраст, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Господь наш был укоряем, но Сам не укорял; тем учит нас кротко и терпеливо обходиться с врагами нашими, укоряющих не укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью отвечать праведное. Если Господь наш, и безгрешный, укоряемый, не укорял, тем более мы, рабы его и грешники, должны делать это и Господу нашему подражать. Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но еще больше разжигается. А кротостью часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и примиряются. 
  
Ненавидь вражду, а не человека; истребляй ненависть его, которая любовью и терпением истребляется. Думай о нем не как о враге твоем, но помышляй, что он брат твой, создание Божие, человек, по образу Божию созданный, Кровию Сына Божия искупленный, к тому же блаженству вечному призванный, диаволом подстрекаемый, а не сам собою он гонит тебя; и ты на этого врага возлагай вину. Не рассуждай о том, что он тебе делает, но рассуждай, что тебе с ним нужно делать, и что закон Христов велит, и как бы с ним помириться. Молись Тому, Который велел любить врагов, чтобы дал тебе духа любви и кротости побеждать природную злобу. (Свт. Тихон Задонский)" 
 "Поведали об авве Иоанне Персиянине: когда пришли к нему злодеи, он принес умывальницу и умолял их о позволении умыть им ноги. Злодеи устыдились, начали просить у него прощения и раскаиваться в своих намерениях. (Отечник)" 
  "Пришли разбойники в монастырь одного старца и сказали ему: «Мы пришли взять все, что есть в твоей келлии». Он же сказал: «Что вам угодно, чада, то и берите». Итак, они взяли все, что нашли в келлии, и ушли. Но они забыли кошелек, который был там спрятан. Взяв его, старец погнался за ними, крича: «Чада! возьмите, что вы забыли». Удивившись терпению старца, разбойники возвратили все и раскаялись, сказав друг другу: «Это человек Божий». (Древний Патерик)"
   "Однажды спросили авву: «Как достигнуть того, чтобы не гневаться, когда унижают и злословят другие?» Он отвечал: «Кто в сердце своем имеет себя ничтожнейшим, тот никаким унижением не возмущается, как сказал авва Пимен: если уничижишь себя, будешь иметь покой». (Авва Зосима)"
  "Как важна кротость. Чтобы избежать гнева и раздражительности и стяжать дух кротости, нужно больше познавать свое сердце, самого себя, свои погрешности и не смотреть на чужие грехи. Поступая так, мы узнаем, что большая часть раздоров происходит из-за нас самих: из-за нашего самолюбия, гордости, неосторожности и своенравия, и тогда мы научимся быть снисходительными к другим, прощать их слабости и недостатки и быть со всеми кроткими и терпеливыми. Надо уметь господствовать над своим сердцем в минуту, когда нам нанесено оскорбление, подавлять в себе гнев и неудовольствие в самом начале и не тотчас отвечать и действовать, а дав себе немного успокоиться. (Схиархим. Кирилл (Павлов))"

  Записки православного монаха:
  Как-то один отрок совершил ребяческую шутку, маме его это показалось непослушанием и она его отшлепала. Отрок залился слезами, но шутка его была сильно смешная, и я, не выдержав, начал смеяться. Когда он это увидел, мгновенно отложил слезы и залился детским смехом. Слезы еще лились, а он уже забыл о них от радости. И когда мы понимаем суть борьбы и скорбей, они куда-то убегают от нас и кажутся малыми. Как один монах говорил помыслу блуда: «Хоть бы ты меня подольше потомил: чем больше ты меня томишь, тем сильнее я тебя ненавижу». И, как он уверял, со временем сила страсти стала ослабевать и он перестал различать мужеский пол от женского. Но это плоды терпения, а если поддаваться страстям, то враг ездит на нас как фараон на колеснице. И самое обидное, что и тогда человек скорбит, но уже без пользы, скорбит от последствий греха. Какое-то время у меня вообще перестали искушения, ушли скорби, настал непривычный штиль. Причем интересно то, что молиться стало легче, но молитва не была уже интенсивной и усиленной. Прям в кисель какой попал! Нет, говорю, Господи, не полезно это мне, пусть вернется мое. Да, слава Богу - вернул Господь! Вот, говорю, а я уж думал куда пропали: ну заходите! Потом Господь по благодати своей научил в эти периоды поскорбеть и молиться за мир. Когда понимаешь, как стенает вся тварь, разве будешь покоен?
  Необходимо различать, когда страдаем мы, а когда наши страсти. Например, гордость и самолюбие, когда их кто-то задел в нас. Это не нас задели, а их в нас. И когда они пытаются возмущаться этим - еще и от себя добавлять самоукорением, смирением. Так и прочие страсти. Плоть страдает прося, это не мы страдаем, а ветхий наш человек еще хочет пожить в сластолюбии. Так порадуемся этому и потерпим, пока он не умрет и не оставит нас в покое Божием. Еще и поможем ему воздержанием, молитвой и постом. А мы страдаем истинно тогда, когда творим грех: тогда страдает все естество наше. Даже когда мы не понимаем причины страданий. Потому что грех противоестественен нашему естеству и есть его болезнь. Скорби же наши – это наш удел, последствия грехопадения. Но и их используем себе во спасение, борясь со грехом, терпя напасти, почитая себя достойными их."

 
"Признак крайней кротости состоит в том, чтобы в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему. Начало блаженного незлобия - сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина - пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, - принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
 


«Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), из книги "Я полюбил страдание")


 
 


  "Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. Не говорил ли Я: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два? А вы, сами никогда этого не исполняя, заставляли только так делать братий своих. Не говорил ли Я: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради? А вы не сносили даже слова несколько сурового, не только от равных вам, но и от больших вас. Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. 
  Ибо как пламя огненное погашается водою, так гнев душевный гаснет от плача и слез, а если кто долгое время пребудет в плаче, то раздражительность души приходит в совершенную неподвижность, - и душа тогда уже совсем не гневается. Потому всякий должен и с этой стороны осмотреть себя, - истинно ли он кроток. Истинно кроткий только преступления заповедей Божиих не может сносить ни в каком человеке, но и при этом он плачет о преступающих сии заповеди и грешащих, и также искренно, как бы сам грешил.  
  Кротость есть устроение души, которая и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковой. Кротость есть подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения. Кротость есть утверждение терпения... мать любви, начало духовного рассуждения. Кротость ходатайствует об отпущении грехов, она дает дерзновение на молитве, становится вместилищем Святого Духа. Преподобный Иоанн Лествичник. Истинно кроткий не может перенести только преступление Божиих заповедей ни в каком человеке. Но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы сам грешил.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 


 

  "Много есть добродетелей, приличествующих христианским мужам, но больше всех кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими.
  Нам следует , когда оскорбит кто-либо , или ударит , или сделает другое что ужасное , переносить всё благородно с спокойною душою , помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. 
  И сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятие на кресте, кротко перенёс иудейское безумие, и не отмстил, имя столько силы для отмщения нечестивым, но показал Свою силу в сотрясении земли, воскресении мёртвых, сокрытии солнца и обращении дня в ночь, а кротость и человеколюбие в том, что не наказал никого из нечестивых, – чтобы знали все нечести­вые, поднимавшие руки на Владыку, что так легко потрясши землю и повелевший солнцу сразу сделаться невидимым легко бы наказал безумцев; теперь же, так как Он смирен и кротко переносит безумие нечестивых, не только сам кротко претерпел распинающих, злословящих, но даже умолял Отца не употреблять против нечестивых небесных стрел.
  Итак, когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыноси­мое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь смирным и кротким, извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но принося пользу даже врагу, и наставляя (его) быть добрым.
  Когда он увидит, что ты, удерживаясь от гнева, до крайности кротко терпишь, – скоро и он будет хорошим и добрым и, отбросив ярость, пожелает сделаться ревнителем твоей кротости.
  А как можно теперь подражать мученикам? Теперь не время гонений? Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди - преследуют бесы; не гонит мучитель - гонит диавол. Ты не видишь перед собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества, они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя. 
  Нет ничего могущественнее кротости. Как вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи. От кротости происходит двоякая польза: и сами мы обнаруживаем в себе кротость, и, успокоив раздраженный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок.
  Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность.
  Нет ничего могущественнее кротости. Как вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи. От кротости происходит двоякая польза: и сами мы обнаруживаем в себе кротость, и, успокоив раздраженный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело со злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияют ее действенность, достоинство и польза. Каким образом мы можем стяжать кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть и плакать.
  Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость. Старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому нужно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели. Всякий кроткий склонен к человеколюбию и не может перенести пренебрежения к находящемуся в нужде, считая бедность других несчастьем для себя. Бог не столько любит род человеческий за девство, за пост, за презрение имущества, за готовность простирать руку нуждающимся, сколько за кротость и достойные нравы. Много добродетелей, необходимых христианам, но больше всех — кротость, потому что только сияющих ею Христос называл ревнителями Божиими.
  Хотя бы ты творил чудеса, хотя бы воскрешал мертвых, хотя бы делал что-нибудь другое подобное... никогда не будут удивляться тебе в такой мере, как видя тебя кротким, добрым, обходительным. Кротостью называется не только то, когда кто-нибудь переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем и людьми, которые считаются низшими. Не будь кроток с одним и дерзок с другим, будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый... 
   «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, открывает великую и широкую дверь язычникам, предсказывает несчастья, которые постигнут иудеев, и показывает единомыслие Христа с Отцом... Если Христос избран Богом, то Он нарушает Закон не как противник или враг Законодателя, но как согласно с Ним мыслящий и поступающий. Потом, возвещая о кротости Его, говорит: «Не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им.
   Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «Трости надломленной не пере ломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную. «И льна курящегося не угасит». Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев и силу Христову, могущую укротить этот их гнев и весьма легко погасить его. А это показывает Его великую кротость. Что же? Всегда так будет? И Он до конца будет терпеть злоумышляющих и неистовствующих против Него? Нет! Но когда совершит Свое дело, тогда и начнет доказывать, ибо это выражается словами: «Доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Так, как и Павел говорит: «Готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится». Что же значат слова: «Доколе не доставит суду победы»? Когда совершит все Свои дела, тогда произведет месть, и месть совершенную.
  Нет ничего могущественнее кротости. Как вылитая вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи, вследствие чего происходит двоякая для нас польза, этим и сами мы обнаруживаем в себе кротость и, успокоив раздражительный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 

  "Деятельность, направленная по Евангелию, постепенно освобождает человека от преобладания страстей. Перестает он увлекаться и обольщаться, в кротком устроении его, не возмущаемом ни гневом, ни вожделением, является владычество ума, восстановленного во власти Божественною благодатью.
  Покорность ума Богу — причина покорности сердца уму. Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость. Что такое — кротость? Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатью: Я́ко цáрь уповáетъ на Гóспода, и ми́лостiю вы́шняго не подви́жится. Не уклоняется царь — ум от правосудия и благоразумия, как уклонялся он, бывши в порабощении у страстей; не увлекается он ни гневом, ни болезненными пристрастиями, выражениями недугующей грехом любви; не увлекается ни лестью тщеславия, ни внушениями самомнения и гордости; не ослабевает он под ударами печали и уныния. Всецело пребывает он в учении Евангелия и сообразно этому учению управляет собою. От правильного взгляда на себя, от правильного действия в себе самом он получает правильный взгляд на человечество, начинает правильно действовать относительно человечества.
  Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния.
  И мы томимся, отвсюду окруженные умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистию против писаний, вдохновенных Богом, вооружившимися на них хулою, клеветою и насмешкою адскою.
  Наш подвиг имеет цену пред Богом, на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время. От зрения Промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать не могут. Для такой души нет оскорблений, нет обид, нет злодеяний.
  Господь Самая Истина и Самая Правда, стоя пред Иудейскими Архиереями и Пилатом, не скрывал от них истины, чтоб не подать им причины к заблуждению, но сказав ее в кратких словах, далее не оправдывался, но с молчанием переносил клеветы и мучения, нам подавая образ, как себя отвергаться и как носить крест Господень, т.е. скорби, Господом посылаемыя.

  Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, злопамятство и осуждение, есть новое блаженство; оно называется кротостью. Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей; похищают ее у меня различные страсти, в особенности... лютый гнев, я лишен всей власти над собой. Кротость возвращает мне эту власть. Что такое кротость? Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верой, осененная Божественной благодатью. Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига — незлобие и кротость.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 



"Ищи в себе причину всякой страсти и, найдя, вооружись и выкопай корень её страдальческим мечём: если не искоренишь, опять пустит отростки и возрастёт; без сего средства не можешь победить страсти, прийти в чистоту и спастись,
(Прп. Паисий Величковский)"


 
Картинки по запросу икона паисия величковского
 
 
 
"Чтобы мы могли совершить сердечную молитву, в нас должна появиться боль за то, что происходит вокруг.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
 
 
  "Как гордость и высокомерие низвергли диавола с высоты в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо. Блаженный Псалмопевец Духом Святым говорит: незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи. Сии словá, братия, можно отнести к святым, которые своим незлобием соединились с Богом, которые отвергли коварство, как плод диавола, и приобрели незлобие — источник жизни вечной. Человек незлобивый живет в совершенном страхе Божием. Он подобен Богу; он благоухает весьма приятно, исполнен радости и внутренней славы, он есть жилище Святого Духа. 
  
Незлобие есть фимиам пред Богом. Кто незлобив, тот получает славу и честь в сем и будущем веке, и имя его будет в род и род. Как огонь, если его не погашают, истребляет большие лесá, так коварство, если открывают ему ход в сердце, погубляет душу, оскверняет тело, причиняет много зла и порождает порочные мысли. Коварный обыкновенно смеется над незлобивым, но сердце его исполнено преступными, диаволом порожденными мыслями, которые возмущают его разум и поставляют его в противоречие с самим собою, производят ненависть, зависть и другие страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезнь. 
  
Коварный предан будет вечной казни. Он угождает диаволу и его сообщникам. Итак, дети мои возлюбленные, старайтесь приобрести незлобие сéрдца, да не умреши не во время свое. Возлюбите простоту сéрдца, которою украшались святые, дабы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и вы могли с радостью говорить: мене за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

 

"Если желаешь ты победить врагов своих как можно скорее и легче, необходимо тебе, брате, вести брань со всеми страстями своими непрестанно и мужественно, особенно же и преимущественно - против самолюбия или неразумной любви к себе в самоугодии и в саможалении, потому что оно служит основою и источником всех страстей, и что его иначе укротить нельзя, как непрестанными произвольными самоозлоблениями и любовною встречею скорбей, лишений, напраслин, притеснений со стороны мира и мирских. Упущение из виду этого безжалостного к себе отношения было, есть и будет всегда причиной безуспешности наших духовных побед, их трудности, редкости, несовершенства и непрочности.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 
 

 
"Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями. Зачем все эти огорчения, укоризны, суды о собрате твоём, обидевшем тебя?  Будь кроток и незлобив и предоставь всё Богу, судящему праведно, как и Иисус Христос, Который «укаряем противу не укаряше, стражда, не прещаше, предаяше же Судящему праведно». «Мне отмщение — говорит Господь - Аз воздам».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен». Взывай чаще: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! И научит тебя Сам!
(Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов))"

 



"Нельзя думать, что кроткий человек лишен нежной чувствительности и мало восприимчив к неблагоприятным внешним впечатлениям, будучи от природы равнодушен к собственной чести. Напротив, никто так не чувствует всей гнусности зла, всей мерзости порока и горечи безвинно переносимых оскорблений, как души кроткие, сосредоточенные в самих себе. Но дело в том, что кроткие силой доброй воли своей, своим дивным терпением укрощают праведный гнев свой, успокаивают невольное раздражение и всегда остаются в пределах самообладания, никогда не выходят из себя.
(Архим. Кирилл (Павлов))"

 


  
 "Праотец Христов святой Давид, указывая последующим родам нрав свой, каким он был в царствовании, и называя незлобие первой добродетелью, говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего»; говорит о себе, что он не любил людей злобных и гнушался ими: «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду», «тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Но о святой Давид! 
   Кто же был другом твоим, кого возлюбил ты, с кем был в приятельском общении? Отвечает Давид: «Непорочность и правота да охраняют меня» и «кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне». Мы видим, кто был любезен святому Давиду: тот, кто был незлобивым, непорочным. То же говорит ныне через Духа Святого в сердцах верующих и Сын Давидов, Христос, Спаситель наш: только незлобивые и правые, нескверные, ходящие по пути непорочному прилепляются ко Мне, только их люблю, с ними имею дружеское общение, с незлобивыми, с непорочными. К ним говорит Он в Евангелии: «Вы друзья Мои».
   Человек не возбуждается гневом и яростью сам по себе, если кто-нибудь не прогневает его. Побуждается же к этому или лицемерными друзьями, или явными недругами своими, оскорбляющими и преследующими его, которые или обижают его словом, осуждают и опорочивают, или же делом оскорбляют его. Из-за этого в человеке естественно вызываются гнев и ярость, и он, в свою очередь, платит жестокими словами и мстительными делами. Они становятся зверями по отношению друг к другу: и обижающий терзает, как бы зубами, злыми словами и делами, и мстящий терзает, воздавая злом за зло и обидой за обиду. И тот, кто может с Божией помощью укротить этого зверя – гневную ярость – как в себе, так и в ближнем своем, тот добрый подвижник и храбрый борец. 
  Для укрощения этого лютого зверя — природной ярости и гнева – нужна великая сила, великая крепость, которая содержится не во власах Самсоновых и не в броне и оружии, а в самом кротком и незлобивом терпении: терпя – победишь, не злобствуя – укротишь.
  ...Спросим премудрого Соломона, кого он назовет самым крепким и сильным? Он же отвечает нам, что нет никого крепче и сильнее, чем человек кроткий и терпеливый: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города», то есть терпение и укрощение гнева сильнее, чем храбрость витязей. Почему же долготерпеливый лучше и сильнее, чем крепкий, и укрощающий гнев лучше овладевающего городами? Потому, что терпеливый укрощает в себе и в ближнем своем зверя, сугубую ярость. Сначала – в себе, а потом – в ближнем, ибо никто не может укротить ярящегося противника, пока не укротит себя самого. Никто не может уничтожить чужую гневную страсть, пока сам не искоренит ее в своем сердце, и не одолеет ничьей злобы, если прежде всего сам не сделается незлобивым. Но гораздо труднее борьба и подвиг усмирения своего зверя, своей ярости, чем чужой.
   Укрощение чужой ярости есть дело искусства, а укрощение своей — дело крепкой и сильной души. Чужая ярость возбуждается случайно, своя же – природна, естественна, а для того, чтобы преодолеть что-либо естественное, нужна несравненно большая сила, чем для того, чтобы победить какого-либо врага. Многие победили целые царства, а себя одолеть не могли. Достоин всякого осмеяния Александр Великий, который, завоевав столько царств, покорив Азию и Африку, не только не мог укротить собственной ярости, но, будучи сам побежден ею, умертвил во гневе ближайших и расположенных к нему друзей: Филота, Клита и Калисфена. Потому «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города», что он прежде всего побеждает в себе страсть гнева, а затем и укрощает ярость ближнего своей кротостью. 
  Восхищенный в духе на Небо, святой Иоанн Богослов видел престол Божий и сидящего на нем Бога в неизреченной Славе, держащего в Своей деснице книгу неведомых Божественных таин, запечатанную семью печатями. «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле». И начал плакать святой Иоанн: «Я,— говорит он,— много плакал». Почему? Потому что «никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее». Тогда один из старцев, сидящих вокруг престола Божия, утешает плачущего Иоанна: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». 
  Услышав эти слова: «...вот, лев», обратим к Нему мысли наши и посмотрим, каков этот лев? И вот видим мы вместе со святым Иоанном, хотя и не столь быстрым и ясным умственным оком, что «посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. ...Тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем... и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу». Оставив изыскание о книге и печатях, мы будем говорить только об Агнце. 
  Не удивительно ли то, что сказано было: «...вот, лев», а увидели мы не льва, а Агнца; назван «львом», а имеет образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «вот, лев... победил». 
  Подумаем об этом объяснении силы, какую имеет терпеливая кротость и незлобие. Образ Агнца запечатлен кротостью, но имеет силу льва. Кто достоин принять книгу таин Божиих с дарами и печатями? Тихий Агнец. Кто достоин быть хвалимым и поклоняемым Небесными Силами? Беззлобный Агнец. Кто силен победить страшных и лютых зверей, исходящих из моря, от земли и из бездны? Кроткий Агнец: «Агнец победит». Кто господствует над дольним и горним? Терпеливый, закланный Агнец, ибо «Он есть Господь господствующих и Царь царей». 
  Этот Агнец, увиденный Богословом в Апокалипсисе, является образом кротости и вместе непобедимой силы Самого Агнца Божия, вземлющего грехи мира, Христа, Спасителя нашего. Все эти упомянутые добродетели: кротость, смирение и незлобие, можно считать за единое, ибо кротость ходит вместе со смирением, как говорит Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом». А незлобие не отстает от них и, как дружественное им, обретает вместе с ними благодать у Господа, приближаясь к Нему, как сказал и Давид от лица Самого Господа: «Непорочность и правота да охраняют меня». Однако каждая из этих добродетелей имеет особое истолкование своей силы. 
  Кротостью обозначается удержание гнева, укрощение ярости. Кротким называется тот, кто, будучи кем-либо опечален и имея возможность отомстить, не мстит, не гневается и, оскорбляемый, не оскорбляет. Смирение есть искреннее сознание своего ничтожества, презрение самого себя. Смиренным называется тот, кто, зная свою немощь, греховность и непотребство, не превозносится в уме своем, считает себя ниже всех и, хотя бы он преуспел в какой-либо добродетели, однако, исполненный страха Божия, называет себя рабом непотребным. Незлобием называется или чистая совесть, неповинная ни в каком зле, или сердечная простота, украшенная праведностью, или незлопамятство, невоздаяние злом за зло.
  Бывай ко всем тих, безтщеславен и кроток, да явишься истинным Христовым подражателем и учеником — без порока.
(Свт. Димитрий Ростовский)"



 


"Кроткий, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен; в подчинении доволен, не уязвляется гордыней, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире. Блажен человек, который (подражая Господу) с кротостью несет на себе до конца иго Владыки Христа. Приобретайте кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен — радуется; если скорбен – благодарит, и гнев укрощает любовью. Кроткий, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен; в подчинении доволен, не уязвляется гордыней, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире. 
(Прп. Ефрем Сирин)"





 

"На порицания лучше отвечать кротостью, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязь грязью не смоешь.
(Свт. Филарет Московский)"
















  

  Кротость противостоит гневливости...

 
"1 Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 
  (Прит. 15)"
  "19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
  20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
  21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
  (Иак. 1)"


  Кротость - важнейшее (наряду с терпением) следствие/проявление мученичества и неотделимых от него смирения, послушания и добролюбия (их же и увеличивающее)... 
  Поскольку гнев - следствие (проявление) гордости и неотделимых от неё сластолюбия, своеволия и злолюбия, то кротость чрезвычайно полезна своей способностью уменьшать в человеке и гордость, и сластолюбие, и своеволие, и злолюбие через уменьшение в нём гневливости...
  О важности и полезности кротости говорил и Христос в Евангелии, предлагая всем людям научиться ей у Себя...
  Кротость - важнейшее аскетическое качество христианина, обозначенное Иисусом в третьей заповеди о человеческом блаженстве...
  Кротость крайне необходима христианину на стадии его очищения, чтобы терпеть скорбь как от видения в себе зла (плач), так и от внешних и внутренних воздержаний (от поста)...
  Ибо не имеющий кротость, не сможет терпеть скорбь и от видения зла в себе, а следовательно, не сможет и каяться - исполнять первую заповедь Христову...
  А не могущий исполнить первую заповедь Иисусову - не сможет исполнить и ни одной другой Его заповеди...
  Такой и не смирится, и не спасётся...
  Господь предупреждал, что Царство Божие нудится, что христиане в мире сем будут скорбны...
  О скорби во время исполнения заповедей Господних говорится и в Апокалипсисе - ведь сначала, когда человек на этапе оглашения радуется и веселится, знакомясь с правдой (заповедями Христовыми) и истиной, то воцерковившись, он уже соприкасается и со скорбью при их исполнении:

  "10 И взял я книжку из руки Ангела и съел её; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел её, то горько стало во чреве моём.
(Откр. 10:10)"

 
  Необходима кротость христианину и на этапе его освящения - чтобы терпеть скорбь от видения зла в ближних...
  Христос обладал духовной и душевной кротостью именно этого типа (а не только терпением страданий телесных) - он мужественно переживал жесточайшую скорбь от видения зла во всем человечестве (прошлом, настоящем и будущем), воспринимая его как свое собственное ("грех вземляй мира")... 
  Нельзя забывать и о том, что поскольку Иисус истинно воспринял человеческое существо во всей его полноте, то испытывал Он и сильнейшие муки (кротко переживая их) во время жесточайших пыток и невинного Своего страдания на кресте... 
  Поэтому еретики (напр., докетисты), отвергающие реальное воплощение Сына Божия, лишают тем самым Христа и величайшей славы Его реальных же, крестных страданий...
 
 
  Замечательным материалом на данную ему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово Святейшего Патриарха Кирилла, статья Сергея Мазаева с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка и Азбука веры...
 

 



 
                                           
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !      
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 1542

Поиск