"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Милость
 
  – радование Христа действиями, необходимыми для бесконечного блаженства любимого (для его Спасения) - т. е. благостными/милосердными поступками… 
 
 



 
 
  "7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  (Мф. 5)"
  "31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
  32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
  33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
  34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
  35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
  36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
  37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
  38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
  39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
  40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
  41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
  42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
  43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
  44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
  45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
  46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
  (Мф. 25)" 
  "30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
  (Лк. 6)"
  "1 Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди.
  2 Давай взаймы ближнему во время нужды его
  11 Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли;
  12 ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем.
  13 Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель;
  14 располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото;
  15 заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья:  
  (Сир. 29:1-2, 11-15)"
  "1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
  2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
  3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
  4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
  5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
  6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
  7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
  8 солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его;
  9 луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его;
  10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
  11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
  12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;
  13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
  14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
  15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
  16 провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;
  17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
  18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
  19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
  20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
  21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
  22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
  23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
  24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
  25 дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
  26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
  (Пс. 135)"
 
 "21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 
  (Прит. 25)"

  "9 оказывайте милость ... каждый брату своему; 
  (Зах. 7)"

 


 
 

   "Гостеприимство — это заповедь, которую заповедовал Святой Дух через апостола Павла — «Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей, которое можно представить как сочетание добродушия, благородства и уважения к людям. Это щедрость не только в материальном, но и в духовном смысле. Гостеприимство — щедрый и душевный приём гостей, издревна оно являлось отличительной чертой угодников Божиих.
  Существует выражение «Авраамово гостеприимство». Согласно Священному Писанию, Авраам принимал трех ангелов – как трех путников, – за что и получил благословение Бога. Добродушный хозяин выслушает гостя, даст ему совет, ободрит и утешит. Дом такого человека не бывает пуст, а сам хозяин не может быть одинок. Доброта гостеприимных хозяев освещает их жилище светом любви, который согревает всех окружающих. В дома, где хозяева приветливы и боголюбивы, стремятся люди и от такого общения они получают духовную пользу.
  Господь говорил о том, что в гости нужно звать, прежде всего тех, кто нуждается в вашем покровительстве, приглашать следует голодных, бездомных, обездоленных. Пророк Исайя объясняя сущность поста, говорил о защите и покровительстве странников и путников, которые нуждаются в защите и внимании.
  Гостеприимство дает проявить нам свои лучшие душевные качества, дарит свободу от скуки и одиночества. Радость от принятия гостей согревает душу хозяина. Это превосходный тест на человеколюбие. Тот, кто его пройдет — получит не только человеческую благодарность, но и Божье благословение. На Руси издревна было принято странноприимство (гостеприимство)- прием в свой дом богомольцев и странников. Дать ночлег и накормить таких людей – знак угождения Богу.
  Понятие «странник» иногда отличали от понятия «богомолец» в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Отличие состояло в следующем: странник — человек, который всю свою жизнь посвятил только посещению святых мест; а богомолец отправляется в паломничество, после которого возвращается к своей обычной жизни. Люди, имевшие страх Божий, понимали, что странникам и богомольцам нельзя отказывать в еде и ночлеге, так как это грех. «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них… Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу». Как правило, к таким гостям хозяева относились особенно радушно, просили богомольцев помолиться о них в тех святых местах, в которые они шли. 
  Семейные пары должны принимать у себя в гостях одиноких людей, озарять их светом своего семейного счастья. Это также является богоугодным занятием, особым служением через ближних. Христианская семья — ячейка Церкви Христовой, через которую Он утешает страждущих, питает голодных, принимает странников и согревает несчастных Своей любовью – добротой, вниманием, заботой, утешением.  Старец о. Алексий Мечёв советовал семьям не закрываться от окружающих, а одаривать их светом и теплом Христовой любви: «Будьте для всех солнышками», «каждого гостя принимайте как посланного от Господа» и «забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, то ищет у вас помощи, утешения и ободрения».
  Говоря про гостеприимство, нельзя не сказать о хлебосольстве. Это, прежде всего, радушие и щедрость при угощении. Хлебосольные хозяева стараются угостить гостя самым вкусным из того, что имеется в доме и ни за что не отпустят его голодным. Даже если гости появились неожиданно, то радушные хозяева накроют стол и пригласят к нему пришедших. Великий князь Владимир Мономах в «Поучениях» писал о том, что на Руси люди всегда почтительно относились к гостям. Щедрые и отзывчивые хозяева пользовались хорошей репутацией, их дома любили посещать.
  По традиции гостя встречали земным поклоном, с улыбкой на лице, старались всячески угодить ему. На прощание гостям, как правило, говорили «скатертью дорога». Эти слова означали, что человеку желают такой же гладкой и приятной дороги как скатерть. В XVII в. Принятие гостей составляло целую церемонию: К гостям выходила хозяйка в праздничном платье и приветствовала их поясным поклоном. Гости кланялись ей в ответ. Затем к хозяйке по очереди подходили гости и целовали её. Кроме подношения во время трапезы хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь блюдо с опричной тарелки. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое кушанье. Передавая это послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».
  Современная культура, увы, не способствует развитию гостеприимства. Люди закрываются в своих квартирах, которые зачастую переполнены жильцами и гостя просто негде разместить. Реальное общение отодвигается на второй план, его заменяет виртуальное. По мнению многих людей гораздо проще и экономнее общаться с помощью социальных сетей и телефона, нежели ходить друг другу в гости. Такие способы общения развивают в людях лень и апатию. Традиции гостеприимства забываются, происходит массовое отчуждение друг от друга. (Анатолий Багданов)"
   "Не обижайтесь, что ваш супруг – в Бога не верит, не судите - его. Лучше, о супруге – молитесь. Это вам Господь дал — для того, чтобы вера ваша в Бога — укрепилась и вы молиться по настоящему, за ближних – научились. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. (Свт. Марк Ефесский)"
  "Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь. Так и будет у тебя непрестанная молитва! (Схиархим. Зосима (Сокур))"
  "Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесёшь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою.  
  Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости — словом, привлек ко Христу своим примером. Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему. (Св. прав. Алексий Мечёв)"
  "Образ Иоанна Предтечи нам напоминает, что мы свой жизненный долг должны исполнять до крови... И воспитывая детей, моя посуду, протирая окна, мы служим Богу, потому что отрекаемся от себя и служим ближнему, приносим ближнему нашему радость, оказываем ему любовь, а выше этой любви нет ничего. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Молитва за других — особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. Помощь Божия может прийти к нам по молитвам друзей. Даже святые просили молиться о них. Если несколько друзей хотя бы по одному словечку скажут Богу - то до Господа обязательно дойдут их просьбы. Один человек говорил: "Иногда бывает так плохо, что просто трудно вынести. И вдруг - раз, и все наладилось, значит, кто-то обо мне помолился.
 (Протоиер. Сергий Николаев)"
  "Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений. (Схиигум. Савва (Остапенко))"
  "Плод милостыни произрастает обильно. Сей, раздавай и исполни дом добрыми приобретениями. Но ты скажешь: «Я беден». Пусть так, давай, что имеешь: Бог не требует больше возможного. Ты дашь хлеб, другой чашу, иной одежду и таким образом уничтожится несчастье одного. (Свт. Григорий Нисский)" 

  "Если скупость препятствует дать ближнему то, что ему надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много вещей, дай несколько более надлежащего, а когда мало, дай точно, сколько следует. Бог да вразумит сердце твоё, брат. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и со страхом Божиим, и служить как Божией заповеди и как делу духовному, а не ожидать себе от людей награды, или чести, или благодарности, вовсе не давать места ропоту, или высокоумию, или нерадению и разленению, чтобы не осквернилось и не повредилось доброе сие дело, но тем паче было благоугодно Богу по нашему благоговению, страху и радости. (Прп. Макарий Великий)"
  "Проявим дело любви к нашим братьям во Христе (принесем эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь), оказывая ее нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая лежащих в немощи, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также перенося поступающих против нас и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, чтобы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными Им и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное Вечное Царство. (Свт. Григорий Палама)" 
  "Вы должны знать, что всякий человек, который успокаивает кого–нибудь из рабов Господних, хотя бы то было чашею воды, не лишится награды своей, потому что Господь наш Своими устами сказал: иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея. Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то весь тот день трудись с ним. (Прп. Антоний Великий)"  

  "Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?».
  Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: даром получил, без зависти отдаю. Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте.

  Не думай, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтобы питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми и, сколько есть сил, исполнять эту заповедь. Не так, брат Мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом через корысть, на погибель нашу, это самое желает посредством милостыни обратить во спасение нам.
  Диавол посоветовал нам усвоить себе, считать своей собственностью и для себя хранить то, что Бог создал для общего употребления, чтобы через такую любовь к имению привить нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый грех – бессердечие и немилосердие, второй грех – упование на имущество, а не на Христа. (Во избежание этого)... с радостью мы должны опустошать свои сокровищницы, с таким тщанием набиваемые и с такими опасениями хранимые,в надежде получить истинное упование Христово, в котором Он обетовал воздать за все сторицей.
  Бог знает, что нами совсем завладела похоть стяжания, и мы одержимы манией богатства. Расстаться с ним и отцепиться от него нам крайне трудно, поэтому, если случится кому-нибудь потерять его по каким-либо причинам, он не рад бывает и самой жизни. Зная это, Господь и потребовал лечения, соответствующего нашей немощи. Он обещал воздать нам за то, что раздадим бедным, сторицей, чтобы только расположить нас к такому раздаянию и тем прежде всего избавить нас от осуждения за страсть к стяжанию, а потом отучить возлагать надежду на богатство и освободить наши души от его тяжких уз. (Прп. Симеон Новый Богослов)" 
  "Когда отец твой, или мать, или жена, или сын, или брат по плоти болен, ты ищешь такого человека, кто бы им помог в болезни, так поступай с твоим духовным братом, который немощствует душою. Поищи такого, который бы ему помог, объяви ему болезнь брата твоего. Болезнь объяви, но не клевещи на него, с сожалением и любовью к нему, а не с ненавистью и злобой, как многие привыкли делать, чтобы он, узнав немощь его, нашел для этой немощи лекарство. Так приобретешь брата твоего, а если не приобретешь, сам благодатью Божией лучше будешь. Бог милостиво приемлет и венчает как дело, так и доброе намерение и усилие.

Святое слово Божие хвалит и ублажает милостивых и щедрых К убогим: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Блажен, кто помышляет о бедном». Дела милости перед всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в прочих местах святого Писания. Христианин! если хочешь быть участником этого блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь – много и давай; мало имеешь — мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по количеству, но по усердию дающего: «доброхотно дающего любит Бог». Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых примешь сторицей. Давай, не бойся: не погибнет данное, ибо верен Обещавший. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "В собственном смысле милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждущих. Делающий добро ради самого добра заслуживает большую награду, чем делающий это ради награды. А если человек делает это ради награды от Бога, будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, и получит то, ради чего сделал. Но кто не делает должного ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы, тот, по моему мнению, даже и не человек, а злой демон.
  Итак, по какой же причине, выслушав божественный глагол, повелевающий: «Не творите милостыни вашей перед людьми», ты, не делая ничего сам, обвиняешь делающих из честолюбия? Насколько сохраняющий целомудрие ради славы человеческой выше того, кто не сохраняет его даже и ради славы, настолько же делающий по славолюбию лучше вовсе не делающего, потому что первый стыдится людей, а последний не стыдится ни людей, ни Бога. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Для Бога приятнее видеть, когда ты один динарий даешь бедному только с той целью, чтобы угодить Его Божественному величию, чем когда ты раздал все имущество с другой целью, даже с той, чтобы получить небесные блага, хотя такая цель и добра, и желательна. (Свщмч. Пётр Дамаскин)" 
  "Если ты творишь дело милосердия и перед людьми, но не с тем, чтобы на тебя смотрели, ты не будешь осужден и не потеряешь воздаяния. Но если делаешь это из тщеславия, то потеряешь награду и будешь осужден, хотя бы ты делал то и в клети своей: Бог карает или увенчивает намерение. (Блж. Феофилакт Болгарский)" 

  "Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Этим разрешаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброжелательство в отношении к бедным почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего.
  И поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при этом помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена твоего дела. Какие же мысли иметь о бедном – это определяется словами о том, что милующий нищего взаймы дает Богу, и что сотворили вы одному из них, то сотворили Господу. Итак, принимай всякого нуждающегося, как Господа, и делай для Него, что можешь сделать, с той мыслью, что делаешь для Бога, и получишь воздаяние не только пророка и праведника, но Господа. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Пришел просящий? Вспомни, как ты был убог и как обогатился! Он просит у тебя хлеба, или пития, или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись Таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкушал. Чаши, которой приобщался, освященной Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице сделавшегося странником, даже странником между своими, водворившегося в тебе благодатью и привлекшего тебя к горнему жилищу.
  Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом. Лежит больной и раненый? Устыдись своего здоровья и ран, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень его из уважения к твоей ризе нетления, то есть ко Христу, потому что «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Если встретишь должника, просящего о снисхождении, раздери всякое рукописание, праведное и неправедное. Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос. Не будь лютым истязателем за меньший долг, и притом для кого?.. Бойся, чтобы не понести тебе наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец и которому ты не подражал. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Старайся не пристраститься к земному богатству душой, но извлекай из него пользу, не люби его чрезмерно и, как одному из благ, не дивись ему, но употребляй его в служение, как орудие. (Свт. Василий Великий)" 
  "Для чего Бог попустил быть нищим? Для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо милостыня очищает всякий грех, чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, ибо милостивые помилованы будут. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Промысл Божий – это действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. (Прп. Паисий Святогорец)"

 

"Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога, и кто ради Бога обнищает, тот обретёт неоскудевающие сокровища. Бог ни в чём не имеет нужды, но увеселяется, когда видит, что человек упокоевает и чтит Его образ ради Него. Но слеп милостивый, если не справедлив, то есть он должен давать другому из добытого собственными трудами, а не из добытого ложью, неправдой, ухищрением. Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех. Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
(Прп. Исаак Сирин)"

 



  "Дай бедному, и, - пусть сам ты будешь молчать, - тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души...она может и загладить грехи и избавить от суда. Когда увидишь, что кто-либо нуждается во врачевстве для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, избавь (страждущего) от болезни и не обвиняй других в беспечности. Если бы ты... скажи мне, нашел лежащее золото, то неужели сказал бы себе: почему такой-то и такой-то не подняли его? Напротив, не поспешишь ли унести его прежде других?
  Так рассуждай и насчет падших братьев и попечение о них почитай находкою сокровища. Ибо, если ты на падшего возлиешь, как бы масло, слово учительное, если обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением, он обогатит тебя более всякого сокровища... Чего не может сделать ни пост, ни лежание на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата. Подумай, сколько раз согрешали уста твои, сколько произнесли срамных слов, сколько извергли богохульств, сколько ругательств — и все это ты можешь возместить попечением о падшем, потому что одним этим добрым делом можешь очистить всю эту скверну. Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернётся.
  Милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог. Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие. Милосердие в том, что милует не праведных, а согрешивших. Милостыня есть мать любви, любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых.
  В милостыне не так, <как в житейских делах>... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша; а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой. 
  Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам по Своему неизреченному человеколюбию, позволяет принесение Ему жертв, состоящих особенно в милости ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия. Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют сил трудами рук своих удовлетворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения. 
  Кто не ожидает ничего после настоящей жизни, тот заботится о здешних благах, хотя неразумно, но, по крайней мере, из-за того, что не ожидает ничего лучшего. А ты, христианин, знающий о жизни будущей, о неизреченных благах, какое можешь получить прощение, какое можешь иметь оправдание? Какому не подвергнешься ты справедливому наказанию, если все расточаешь здесь на прах и пепел? Пошли наперед (на Небо через милостыню) свое имущество и тогда отправляйся сам. Не береги золота, не сохранишь его.
  Без девства можно видеть Царствие Небесное, а без милостыни нет никакой к этому возможности. Хоть бы ты был непорочен, хотя бы ты соблюдал девственность, но если не творишь милостыню, будешь вне брачного чертога. Как дети знатных людей носят на шее украшения и никогда не снимают их в знак благородства, так и нам всегда должно возлагать на себя милостыню, чтоб показать, что мы дети Милосердного. 
  Бог требует не изобилия приношений, но душевного расположения, которое выражается не мерой подаваемого, но усердием подающих. Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги (милостыню); не за деньги, но за свободное решение, обнаруживающееся через деньги. Деньги, однако, нужны, ты скажешь? Не деньги нужны, а решение (и сострадание). Имея это, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячи золотых талантов не купить того, что можешь купить за две лепты. 
  Если же ты раздашь хоть тысячи талантов с гордостью, надменностью, тщеславием, то погубишь все — подобно тому, как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все. Когда рука подает милостыню бедным, пусть молчат уста, чтобы мы не упускали плода и сладкое не превращали в горькое. Жертвы эти (милостыня) важнее и молитв, и постов, и многих других дел, только были бы приносимы от прибытка праведного и таких же трудов и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия.
  Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, уже перестает быть милостыней и является хвастовством и жестокосердием. Милостыня состоит не в том только, чтобы давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то и подобен тот, что подает милостыню из тщеславия. 
  Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва: душу свою сделай золотой. Если же она хуже свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары... Хочешь почтить Тело Христово – не испытывай презрения, когда видишь Христа нагим... Христос повелел нам давать нуждающимся для того, чтобы нас, живых, сделать мудрыми, чтобы убедить презирать деньги, чтобы научить не уважать земного. 
  Сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уже употреби остальное на украшение трапезы Его (храма)... Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: этот храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить... а что сделаешь для брата, алчущего, бездомного и нагого, того и сам диавол не может похитить: оно сберегается в неприступном хранилище. Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью — можно ведь и словами творить милостыню.  
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 

  "Не презирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия (смирения, соединённого с рассудительностью и любовью к ближнему - от авт.): и должно принимать оное даяние с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно. Никто не может сказать: «Я неимущий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь давать столько, как богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богатых. Если и того не имеешь – имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего. Итак, окажи ему милосердие словом и услышишь: «Не выше ли доброго деяния слово?».   Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушенным от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать, этим окажешь ему милость, избавляя его душу от врага. Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить его грех, чтобы и тебе получить прощение от Бога, ибо сказано: «Прощайте, и прощены будете».
  И так ты окажешь душе брата милость, прощая его грех против тебя, ибо Бог дал нам власть прощать друг другу согрешения, случающиеся между нами, если захотим; и, таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь его душу. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу. 
  Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подает милостыню за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Иной подает ее для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подает то чего он желает, если только это не вредит его душе. Но все эти уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего полезного своей душе не искали у Него и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к духовной пользе...
  Иной же подает милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения, этот подает ее для пользы души своей... однако и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь наказания; также и этот подает милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его. Другой подает милостыню для того, чтобы получить награду, этот выше первого, но и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще не находится в состоянии сына, но как наемник исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль. Также и он подает милостыню для того, чтобы получить и приобрести награду от Бога... Мы же должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги, давать так, как будто мы сами получаем. Вот это и есть разумная милостыня: так мы усыновляемся Богу.
(Авва Дорофей)"

 

 


 






 

  

  Милость - системная добродетель, исходящая из системообразующей добродетели любви (её проявление) и противостоящая системному же пороку жестокости...
  Из милости рождается соборная добродетель добролюбия и исходит соборная же добродетель послушания (все три - нераздельны/неразлучны/неслитны)... 
  Поскольку милость неотделима от милосердия, то внешне она может не проявляться только из-за обстоятельств непреодолимой силы... 
  Ведь милостью являются и внутренние действия любящего (добрые помыслы - благости, молитва и пр.), необходимые для бесконечного блаженства любимого...
  Важность и полезность милости особо отмечена Христом в его заповеди о человеческом блаженстве...
  И недаром - ведь милость, являясь проявлением любви, ее же в любящем и увеличивает... 
  Возрастая же в милости и любви, христианин умаляется в жестокости и ненависти...
  Мало того, поскольку милость неотделима от благости, то она взращивает и благость, и умаляет жестокосердие, как порок, противоположный благости...
  Милость полезна тем, что рождает неотделимые друг от друга добролюбие и послушание...
  Возрастая же же в добролюбии и послушании, милостивый умаляется в нераздельных же злолюбии и своеволии...
  Милость сугуба по способам своего выражения любящим...
  Милость посредством помыслов и слова (напр., покаяние и молитва за любимого, обличение, наставление и пр.) называется духовной...
  Внутренняя милость (посредством напр., молитвы) очень близка к благости (желанию блаженства любимому) и на уровне этого стремления (потребности) любящего взаимно перетекают одна в другую, подтверждая свою нераздельность...
  Подтверждается это и любовью Ипостасей Святой Троицы Друг к Другу...
  Бог есть дух, поэтому у Отца, Сына и Святого Духа отсутствует внешнее проявление любви Друг к Другу по определению... 
  Строго говоря, грань между любовью, благостью и милостью весьма условна, и можно даже сказать, что они являются проявлениями (свойствами) одного и того же духовного Предмета, известного всем под Именем Святая Троица...  
  Но поскольку человек является тварным предметом, пребывающим в тварном же мире, то понятия благости, милости и любви помогают ему лучше разобраться (понять) своего Творца... 
  Сотворив материальный мир, Бог и Сам, и человек тоже, получили и способность, и возможность оказывать милость (проявлять свою любовь) при помощи материальных же предметов...
  Поэтому милость посредством материальных предметов весьма условно и называется милостыней...
  Огромное значение милостыне (как средству против скупости и любостяжания) уделялось ещё в Ветхом Завете (поскольку евреи были сильно подвержены жестокосердию и сребролюбию):

  "7 Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. 
  8 Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; 
  9 ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, 
  10 ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. 
  11 Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним.
  14 Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас: и тебе воздастся... 
  16 Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. 
  17 Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам.  
  (Тов. 4)"
  "8 Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, 
  9 ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать.
  (Тов. 12)"
  "17 Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек. 
  24 Братья и покровители - во время скорби, но вернее тех и других спасает милостыня. 
  (Сир. 40)" 
  "17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
  (Прит. 19)"

  Особое значение в Св Писании посвящается почитанию родителей, т. к. в аскетическом плане легче научиться любить сначала своих близких (родственников), а уж потом, окрепнув в любви к членам своей семьи, можно переходить к упражнению в любви и к людям посторонним:

  "12 Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. 
  13 Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, 
  14 ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. 
  15 В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 
  16 Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
  30 Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. 
  31 Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору. 
  1 Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; 
  2 не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; 
  3 не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; 
  4 не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; 
  5 не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; 
  6 ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. 
  7 В собрании старайся быть приятным и пред высшим наклоняй твою голову; 
  8 приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; 
  9 спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; 
  10 сиротам будь как отец и матери их - вместо мужа: 
  11 и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя. 
  35 Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании. 
  35 И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. 
  36 Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. 
  37 Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй. 
  38 Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. 
  (Сир. 3:12-16;30-31; 4:1-11;35; 7:35-38)"

  Св. отцы писали, что духовная милость отличается от милостыни (по своей значимости и важности как для любимого, так и для любящего) как небо отличается от земли...
  И эти же самые св. отцы (напр., свт. Иоанн Златоустый) тем не менее, придавали огромное же значение и милостыне, как переходной ступеньке для новоначального христианина от жестокости и равнодушия к милости духовной...
  В церкви хор поет о том, что Христос не просто милостив, но - многомилостив...
  Если милостивость есть бескорыстное даяние (дарование) имеющим тех или иных благ ("талантов") неимеющему воообще, то многомилостивость есть дарование не просто неимеющему, но - и не просящему (из гордости или невежества), и отказывающемуся от этих благ, и не благодарящему за них...
  Самым ярким и ценным проявлением многомилостивости Божией является показ грешнику всего того зла, которое в нем имеется, к которому он стремится и которое он с упорством, достойным лучшего применения (упрямством, жестоковыйностью) культивирует в себе...
  Призыв грешников к покаянию (по словам Самого Христа), а не спасение лжеправедников - важнейшее проявление многомилостивости Божией...
  К сожалению, огромное количество людей (пример - Евангельские фарисеи) не только не благодарят за все бесчисленные блага Божии, но и не принимают милости Христовой, отказываясь как от покаяния вообще, так и от желания видеть в себе зло, в частности (ибо желание видеть в себе имеющееся зло, является самым главным талантом Христовым)...  
  В заключение хочется еще раз сделать акцент на том, что милость неотделима от рассудительности (как, впрочем и любая другая заповедь Христова)… 
  Господь повелел "давать только просящему"… 
  Если человек дает что-либо (пытается дать) кому-либо без предваряющей просьбы – то он нарушает заповедь Иисусову… 
  Причин тому может быть много: гордость, своеволие, неблагоразумие (безрассудство), властолюбие, лицеприятие, обаяние, заблуждение, невежество, нерадение и пр., и пр. … 
  Опасность помощи без просьбы заключается в том, что «помогающий» думает, что приносит пользу ближнему и исполняет заповедь Христову о милости (любви), стимулируя тем самым самого себя к дальнейшему культу своей непрошенной "помощи"… 
  Вредность же непрошенной помощи заключается в том, что она как развивает (увеличивает) у "милосердного" свои порочные причины, так и наносит вред ближнему… 
  Ближний получает вред в любом случае… 
  Если он принимает помощь – он получает вред из-за того, что помощь была либо неблагоразумной, либо порочной по своей причине (только рассудительность и любовь – добродетельность могут приносить пользу)...
  А если ближний помощь отвергает – он тоже получает вред, т. к. делает это чаще всего по таким же порочным причинам, по каким и получает помощь от "милостивого" (усиливаясь тем самым в этой порочности вместе с ним)… 
  В наше время очень распостранены непрошенные "советы" (а на самом деле - высокомерные поучения) по поводу духовной (религиозной) жизни (по поводу исполнения заповедей Христовых)… 
  Ныне советоваться по любому жизненному вопросу благоразумнее всего со св. отцами (благо сейчас нет проблем с доступностью к их творениям)…
  Но нередко у непрошенных "советчиков" не достает рассудительности и смирения признать, что св. отцы покруче их… 
  Могут ли быть здесь исключения (лишь подтверждающие правило)?... 
  Без всякого сомнения, да… 
  Напр., когда непрошенно "дающий" действует по особому промыслу Божию, являясь носителем ("исполненным") Его духа… 
  Библия и святые отцы неоднократно свидетельствуют об этом… 
  Например, тесть Моисея посоветовал ему организовать в обществе еврейском структуру смотрителей (судей) разного социального уровня (тысяченачальники, стоначальники и пр.) для более эффективного решения всевозможных социальных проблем, возникавших среди богоизбранного народа и пр. … 
  Ибо Моисей, ради своего смирения и непревозношения его евреями, был наделен (по особому промыслу Божию) не только косноязычием, повышенным либидо и пр. недостатками и немощами, но и некоторой недогадливостью... 
 
  Возрастает человек в правильной милости покаянием в гордости, безрассудстве, жестокости (проявляющейся, напр., в  скупости) и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в любви, смирении и рассудительности...
 
 
 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 21-е прп. Симеона Нового Богослова, статьи Ольги Рожневой, иеромон. Иринея (Пиковского), Теймураза Кристинашвили, дьякона Павла Сержантова, митр. Лимассольского Афанасия, Валерия Духанина, архим. Андрея (Конаноса) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Логослово и Тихая пристань...





 

 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                                                                            
 
 
 
 
                                                       
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (05 Фев 12)
Просмотров: 1524

Поиск