"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Любовь

  – радование Христа благостной милостью (милостивой благостью)… 
 



 
 
  "22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа (Господь наш пришёл - древнесирийский/арамейский язык - от авт.) .
  24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
  (1 Кор. 16)"
  "22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,
  23 как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.
  (1 Петр. 1)"
  "21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
  15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
  23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
  24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
  (Ин. 14)"
  "9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
  10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
  11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
  12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
  13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
  14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
  15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
  16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
  17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
  (Ин. 15)"  
  "37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
  38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
  39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
  40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
  (Мф. 22)"
  "34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
  35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
  (Ин. 13)"
  "8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
  9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
  11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
  (1 Петр. 4)"
  "10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
  11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
  12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
  13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
  14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
  15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
  16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
  17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? 
  18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
  (1 Ин. 3)"
  "7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
  8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
  9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
  10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
  11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
  12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
  13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
  14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
  15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
  16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
  17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
  18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
  19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
  20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
  21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
  (1 Ин. 4)"
  "1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
  2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
  3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
  (1 Ин. 5)"
  "9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. 
  (Прит. 17)"
  "7 Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. 
  (Песн. 8)"
  "6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
  7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
  8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
  (Рим. 5)"
  "8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
  9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
  10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
  (Рим. 13)"
  "1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
  2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
  3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
  4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
  5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
  6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
  7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
  8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
  9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
  10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
  11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
  13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
  (1 Кор. 13)"
  "1 Достигайте любви...
  (1 Кор. 14)" 
  "13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
  14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
  15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
  (Гал. 5)"
  "8 Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
  9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
  (Филип. 1)"
  "14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 
  (Кол. 3)"
  "1 Братолюбие между вами да пребывает.
  2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная то, оказали гостеприимство Ангелам.
  (Евр. 13)"






 

  "Любовь может узнать только прочная душа, прочная – значит, целомудренная и мужественная. Только Любовь невозможно раздать до конца – чем больше отдаешь, тем больше остается. Поэтому как в настоящей дружбе нет разочарований, так в настоящей Любви нет обид. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Как часто бывает, что мы даем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы даем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что давать - это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях - очень больно. Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе. Когда человек дает, как один из немецких писателей сказал, как птица поет, от избытка своего: не потому, что требуется, вынуждается у него дар, а потому, что давать - это песнь души, это радость, в которой можно себя забыть для радости другого человека.
 (Митр. Антоний Сурожский)"
  "Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие. Любовь к Богу без любви к человеку есть самообман. (Прп. Иустин (Попович))"
  "Любите ближних своих! Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего, и нет мне другой радости! (Блж. Ксения Петербуржская)"
  "Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу - все в воле Божией. Много было таких случаев. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Очень многие люди, совершающие как будто бы великие труды, на самом деле не достигают Царствия Небесного. Более того, они бывают часто совершенно противоположны Богу и совершенно чужды Ему по духу. В своей фарисейской праведности они не видят совершенно Христа. Очень много есть людей, верующих в бога, но этот бог не Христос, а какой-то совсем другой, это бог выдуманный, это идол, хотя они и могут называть его Христом.
  Недаром Достоевский сказал, что католик хуже атеиста. Потому что Католическая Церковь не отрицает Христа, она Его подменяет. И действительно, посмотри на Христа Микеланджело и на Христа Андрея Рублева. Разве у Микеланджело это Христос? Нет, это здоровый, мощный мужик с хорошими бицепсами. С точки зрения искусства очень и очень неплохо и по композиции, и по рисунку, но это просто не имеет отношения к христианству, причем никакого, только по звуку. Содержание все выхолостилось, это поминание имени Божия всуе, которое совсем не может напомнить Христа.
  Такая подмена происходит совершенно незаметно. Эта трагедия произошла и в древнем Израиле, когда распинающие Христа думали, что они спасают свой народ. Это происходит и сейчас, в православном храме. И не надо бить себя в грудь, что, мол, лишь мы обладаем истинной верой, ибо для многих давно уже эта подмена произошла: подмена закона благодати и любви правилом. Причем правила-то истинны, но из любого правила может уйти дух. Цель правила – привести человека в Царствие Небесное, а не закрыть его. А часто бывает, что человек, окруживший себя правилами, как раз и устремляется к тому, чтобы не любить. Потому что любить – это очень тяжело. Именно поэтому у нас постоянно происходят споры и распри: каждый отстаивает свое правило, свою правду, свой взгляд, то есть отстаивает себя. А любовь – нет, любовь заключается в том, чтобы по возможности быть со всеми в мире.
  Это не значит, что нужно потакать чужому греху и зло называть добром, если другому так хочется. Нет, но нужно все-таки помнить, что самая главная драгоценность – это главная заповедь Христа: «да любите друг друга». И если из этой презумпции исходить, то жизнь наша начнет меняться. Но это-то и трудно, потому что себялюбие, оно ближе: это моя правда, я так привык, я так люблю. А нужно «друг друга тяготы» носить. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Как этому научиться? Гораздо проще исполнять правило, чтобы душа была в покое, чтобы только ей не трудиться. Потому что на самом деле самый тяжкий труд на свете – именно труд духа, который заключается в этом самоотречении. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Счастлив тот человек, который научился всех любить втайне. Он не требует любви от других, его не интересует, любят его или нет.
Пусть тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен Христовой любви ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, всё в целом меняется. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  "Бог и милует с рассуждением, и мерою проявляет милосердие достойным; и когда судит, щадит нашу немощь, наказывая нас более по человеколюбию, чем для воздаяния равным за равное. У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез сие подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает сим несравненную выгоду. Да и Павел Апостол свидетельствует, говоря: страдает ли один член, страдают с ним все члены, без сомнения, по закону любви о Христе; и славится ли один член, очевидно, в рассуждении цели благоугождения Богу, с ним радуются все члены. А кто не так расположен, тот явным образом не любит брата.
 (Свт. Василий Великий)"
  "Кто хочет говорить о Любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Решиться же говорить о Боге грешно и опасно для невнимательных. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Ни величина преступлений, ни множество грехов, ни постыдность их никогда не превзойдут многого, лучше же – великого человеколюбия Божия. Бог человеколюбив к тем, что чувствует Его человеколюбие, почитает Его и благодарит, как подобает. Если же ты, ни во что не ставя Его всеуслаждающую любовь, полюбишь что-нибудь другое и с этим свяжешь все стремление своей души и станешь услаждаться другой сладостью, яствами или питием, или одеждой, или прекрасным лицом, или золотом и серебром, или чем угодно другим, и душа твоя возжелает того и побеждена будет любовью к тому,— возможно ли, чтобы чистый по естеству Бог, сделавший и тебя чистым по благодати Духа Святого, продолжал быть в общении с тобой, когда ты уклонился сердцем к другому, а не тотчас оставил тебя? Конечно, Он оставит тебя. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
  "Великий Бог и Вседержитель не довольствовался тем, что создал тебя по Своему образу и подобию; ни тем, что когда ты согрешил и оскорбил Его, и ниспал из своего достоинства, Он послал Сына Своего Единородного пожить тридцать три года на земле, чтобы взыскать тебя и, приняв страшные страдания и мучительную крестную смерть, искупить тебя и спасти из рук диавола, которому ты поработил себя грехом, и снова возвысить тебя в достоинстве.
  Но, кроме того, учредил Он и таинство Тела и Крови в пищу тебе для соединения с естеством твоим всей силы Христовой. Это проявление предельной любви Божией к тебе сделай для себя предметом постоянного созерцания и углубления, чтобы увидеть ее бессмертность, чтобы тем более и более воспламенять свое устремление и любовь к Богу. Подумай о том, когда Он стал любить тебя, и увидишь, что этому нет начала. Сам Он вечен по Божественному естеству Своему, и вечна и любовь Его к тебе, по которой Он прежде всех веков положил в совете Своем даровать тебе Своего Сына неким дивным и непостижимым образом. 
  Подумай также, что всякая взаимная человеческая любовь, как бы велика она ни была, имеет меру и предел. Одна Божественная любовь к нам не имеет предела. Ради этой любви Он отдал Сына Своего, единосущного и равного Ему по величию и беспредельности. Любовь Его такова, каков Дар, и, наоборот,— таков Дар Его, какова любовь. И то и другое столь велико, что большей меры невозможно и вообразить. Воздай же ты за эту безмерную любовь, по крайней мере, возможной для тебя мерой.
  Подумай еще, что Бог полюбил нас не по какой-либо необходимости, но только по Своей естественной благости, возлюбил вне зависимости от чего бы то ни было, Сам по Себе, любовью столь безмерной, сколь и непостижимой. Подумай, что с нашей стороны не могло быть никакого достойного воздаяния за эту любовь... Подумай, что любовь эта, по чистоте ее, не смешана, как наша любовь, с ожиданием какого-либо добра от нас, ибо Все – блаженный Бог не имеет в нем нужды. И если Он излил на нас неизреченную благость и любовь, то не ради Своего блага, а только для блага нашего. (Прп. Никодим Святогорец)"
  "Знаю, что Бог человеколюбив, и знаю, что самым строгим наказаниям подвергает Он пренебрегающих Его человеколюбием, о чем свидетельствуют и события, и Священное Писание... Потому не будем грешить, полагаясь на человеколюбие, но, помня о правосудии, образумимся, потому что покаяние открывает Судии путь к милосердию. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Уязвляет нас Бог Сын стрелой Своей божественной любви, возлюбив нас величашей любовью, как сказано в Евангелии: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Некоторые предельную любовь называют восхищением ума и восторгом, потому что тогда человек как бы забывает себя. По безмерной любви Своей и Господь (осмелюсь сказать) как бы забывает Себя, ибо, истощив Себя и как бы оставив Самого Себя, Он сосредоточил в нас весь Свой разум, которым «и веки сотворил", послав нам Сына Своего для нашего спасения: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». (Свт. Димитрий Ростовский)"
  "Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову ап. Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее. Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень. Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики и из воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по своей глубине и по своему размаху. Видя это, понимая это, нам естественно спросить себя: кто же пробудит любовь в черствых сердцах, если она не пробудилась от жизни и слова Христа, Сына Божия? Как браться за это нам, с нашими малыми человеческими силами? Но это сомнение скоро отпадает, если мы вслушиваемся в голос нашего сердечного созерцания, уверяющего нас, что Христос и в нас и с нами. Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всей нашей культурой. В ней наша надежда и наше спасение. (Иван Ильин)"    

  "Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь. Бог не создал всех равными, одинаково умными, прекрасными, богатыми, сильными потому, что не осталось бы тогда на земле места для любви. Любовь же покрывает все недостающее: ты богат, другой беден — люби его, и Любовь восполнит его скудость. Ты умен, образован, а другой неумен, невежествен — люби его, и Любовь заставит тебя дать ему знание. Таким образом при неравенстве природном получается круговое восполнение любовью — где любовь, там и полнота.
  Нам был вверен рай, но когда мы оказались недостойными обитать в нем, Господь возводит нас на самые небеса. Мы не могли воздержаться от одного плода, а Он подает нам пищу горнюю. Доказательством великого Божиего человеколюбия служит то, что Бог не только отдал Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли очиститься. Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, добровольно распятого за грешников и врагов.
  Когда проявляется любовь Божия, она превышает все, и ни огонь, ни меч, ни бедность, ни болезнь, ни смерть не страшны для того, на кого она изливается. Постараемся же познать любовь Божию. Это важно для нас, ничто не приносит нам такой пользы, ничто так не возвышает нас. Познание этой любви может действовать на души более, чем страх геенны.
  Любовь Божия соединила небо с землею. Любовь Божия посадила человека на царский престол. Любовь Божия явила Бога на земле. Любовь Божия сделала Владыку рабом. Любовь Божия предала Возлюбленного за врагов, Сына за ненавистников, Владыку за рабов, Свободного за невольников. Но и этим она не ограничилась, а призвала нас к еще большему, не только освободила от прежнего зла, но и обещала нам даровать гораздо большее благо. Причина бытия и горних, и дольних одна любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам ничего не получив от них.
  Когда Бог являет Свое благоволение к нам, всякая печаль исчезает. Любовь Божия так же отличается от любви родительской, как благость от лукавства. Бог не только промышляет о нас, но и любит безгранично – любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и нерушимой, которая никогда не может погаснуть.
  Не думай, что Сын послан Богом Отцом только потому, что весь мир нуждался в спасении. Если бы нужно было искупить даже одного человека, Бог не счел бы его недостойным такой жертвы. Ни небо, ни море, ни земля, ни сотворение всего сущего из ничего ничто не служит столь великим доказательством человеколюбия Божия, как крест.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

 

Преподобный Силуан Афонский беседовал с одним монахом-пустынником.
- Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
- Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
- А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.
Тогда Старец со скорбным лицом ответил:
- Любовь не может этого понести...
Нужно молиться за всех.
  Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов. Господи, все народы - создание рук Твоих,- обрати их от вражды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь.
(Прп. Силуан Афонский)"

 


  "Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви или делает что- либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви.
  Из любви Бог Слово снизошел на землю. Любовью открыт нам рай и показан вход в небо. Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались. Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, учат нас, что любовь Божия – нежные узы, но рассечь их не может и обоюдоострый меч. По любви Божией душа стала невестой бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его красоту.
  Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, Господи, и самых свирепых – учение Твое, и благость Твоя всегда старается взыскать погибших. Всепревышающее Величие непрошенно даровало нам Сына Своего, принесшего Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников? Кому из праведников приходило па мысль просить Отца, чтобы Он Сына Своего предал за беззаконных? Подлинно, это неслыханное дело и на мысль никому не могло прийти. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертью Его грешники приобрели себе жизнь. Но если отдал Он величайшее Свое сокровище, что помешает просящим у Него получить все необходимое?
  Неизреченна великая любовь, явленная Человеколюбцем, ибо из нашего рода взял Он Ходатая и Им примирил мир с величием Своим. Любовью мы примирены с Богом, мы, которые были Ему вратами. Поэтому справедливо говорим, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге». Любовь низвела Сына Божия к нам с неба. Ради любви Бесплотный воплощается. Вечный для нас нисходит во время. Сын Божий становится сыном человеческим.
  Любовь Божия даровала нам жизнь, никогда не прекращающуюся, и временная смерть прерывает ее только ненадолго. Господь – истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои. Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

"Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как диавольское дело, а сам он, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Устремляйся же на ненависть его, а не на него самого; и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью изгоняется, и так- или его лучшим сделаешь, или, если нет, сам будешь лучше.
(Свт. Тихон Задонский)"

 

 

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику - тот полагает душу свою за ближнего.
(Прп. Пимен Великий)"

 



 "У игумена, а тем более у епископа должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.
(Прп. Серафим Саровский)"


 
 

  "Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему, по естественному порядку сознающие, что рабы обязаны благоугождать Владыке и Творцу. И с великим благоразумием поступают они во всех встречающихся с ними обстоятельствах; потому что много бывает препятствий желающим благоугождать Богу. Не только нищета и бесславие, но также богатство и почести, равно служат искушением для души.
  Отчасти же и самое утешение, и этот покой, по силе благодати, объемлющий душу, если сподобившаяся оного душа не придет в сознание, и не будет водиться великою скромностию и благоразумием, весьма удобно могут обратиться для нее более в искушение и в препятствие, потому что злоба ухищряется, под предлогом самой благодати, расслабить душевные силы, произвести в душе леность и нерадение. Почему, самая благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды. Посему, душа в опасности, что не только скорби, но и самый покой могут быть для нее искушением.
  Ибо Творец тем и другим испытывает души, чтобы явно обнаружилось, кто любовь свою к Нему основывает не на корысти, но Его одного признает достойным великой, в подлинном смысле приверженности и чествования. Но как нерадивому, скудному верою, и младенчествующему разумом служит препятствием к вечной жизни следующее: горести, затруднения, болезни, нищета, бесславие, с другой же стороны, богатство, слава, ублажение от людей, и сверх того брань лукавого, поражающая в тайне; так, наоборот, найдешь, что верному, и благоразумному, и мужественному тем паче содействует сие к достижению царства Божия.
  Ибо по словам божественного Апостола, любящим Бога вся поспешествуют во благое. А из сего открывается, что истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою божественною любовию. Ибо, божественный Пророк говорит, ужа грешник обязашася мне: и закона Твоего не забых. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает. Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, - не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов.
  Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарования исцелений в сравнении с любовью ничто. Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от толикого богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного. Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, - разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе.
  Если же кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благою совестью, здравыми понятиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, - вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто.
  Ибо коварная злоба, как скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братьям, или обольщает человека самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди. В любви к Богу можно преуспевать, как сказано, при великом борении и труде ума посредством святых размышлений и непрестанного попечения о всем прекрасном; потому что противник препятствует нашему уму, и не дозволяет ему удерживаться в божественной любви памятованием о всём прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями.
  Смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге. Отсюда могут проистекать искренняя любовь к брату, истинная простота; а также кротость, смирение, искренность, благость, самая молитва, и весь преукрашенный венец добродетелей чрез одну и единственную первую заповедь о любви к Богу приемлют совершенство. Посему, потребны великое борение, тайный и сокровенный труд, испытание помыслов, и обучение изнемогших чувствий души нашей к рассуждению добра же и зла, укрепление утомленных членов души, и оживление их тщательным устремлением ума к Богу. Ибо ум наш, таким образом прилепленный всегда к Богу, по изречению Павлову, бывает в един дух с Господом. 
  Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность. Душа, сподобившаяся вместить в себе силу свыше и оный Божественный огнь, имея в членах своих срастворенную любовь небесного благого Духа, совершенно отрешается от уз порока. Душа, прияв в себя небесный огнь духовной любви, устраняется от всякого пристрастия к духу мира, освобождается от уз порока, отлагает естественную свою греховную жесткость, все мирское почитая малым и недостойным уважения.
  Сказываю же, что, если будут у ней крайне любимые братья, и станут ей препятствовать в оной любви, то и от них отрекается душа, плененная такою любовью. Ибо, если плотская любовь вступающих в брачный союз разлучает с отцем, с матерью, с братьями, и если кто любит кого из них, то любит не много, все же расположение и всю привязанность устремляет к сожительнице своей, и если плотская приязнь так отрешает от всякой другой мирской приязни: то предавшиеся оной бесстрастной любви едва ли могут быть задержаны чем-либо мирским.
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

 "Кто любит Бога, тому Бог дает духовную силу и радость, для того все благочестивые занятия делаются приятными, как мёд; также все телесные труды, благочестивые размышления, ночное бдение и бремя Божие делаются приятными и легкими. Господь Иисус Христос - глава всей твари, и тело Его - Церковь. Поэтому все мы - члены друг другу. И если какой-то член отчуждается от тела и более не сообщается с головой и предается услаждениям собственной плоти, это значит, что рана его неисцелима, и что забыл он своё начало и свой конец.
  И потому Отец творений, движимый состраданием к этой нашей ране, которую ничто из творений не могло исцелить, но единственно — милость Отчая, послал нам Сына Своего Единородного ... и Он собрал нас из всех краев, чтобы ... научить нас, что все мы — от единой сущности и члены друг другу. Потому должны мы всей силой любить друг друга. Ибо тот, кто любит своего ближнего, любит Бога, а кто любит Бога, любит душу свою.
(Прп. Антоний Великий)"



  "Исполнение заповедей Спасителя — единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем.Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые ... (самочинно - от авт.) начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. 
  Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви истинной/духовной/святой, а не мечтательной/плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа. Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, всё существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью! Он свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек - богозданный храм, сотворенный с той целью, чтобы обитал в нем Бог. Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

 
 
"Любя друг друга, надо терпеть друга друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши. Итак, всею душою чти и люби в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи — Бог един свят и безгрешен. Ещё почитай человека, несмотря на его грехи, потому, что он всегда может исправиться. Кого мы любим, с тем обыкновенно не можем досыта наговориться. Отсюда прямое заключение: кто любит Бога, тот любит беседовать с Ним в молитве, и напротив, кто не любит Его, тот очень ленив на молитву. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

 
"Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько же соединяемся с Богом. 
(Авва Дорофей)"
 
 
   
"Есть любовь, подобная малому светильнику, питаемому елеем, с истощанием которого светильник угасает, – или дождевому потоку, которого течение прекращается с оскудением составляющей его дождевой воды. Но есть любовь, подобная бьющему из земли источнику, никогда не оскудевающему. Первая есть любовь человеческая; а вторая божеская, Бога имеющая своим виновником. 
(Прп. Исаак Сирин)" 
















  
  Милосердие (благость) - суть потребность любящего в бесконечном блаженстве любимого, а милость - суть необходимые для этого действия любящего...
  Любовь, милосердие и милость неслитны/нераздельны/неразлучны подобно Святой Троице, т. к. из любви исходит милосердие и рождается милость (системные добродетели)...
  Любовь может ощущаться/чувствоваться симпатией (радостью от близости/общения/соединения) и эмпатией к ближнему (сопричастностью/сопереживанием/сродством/сорадованием/состраданием):

  "12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
  (2 Ин. 1)"

  "32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
  (Рим. 15)"
  "15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
  16 Будьте единомысленны между собою;
  (Рим. 12)"
  "19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
  20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
  21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
  22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
  23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
  (1 Кор. 9)"
  "3 ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
  (2 Кор. 2)"

  "29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
  (2 Кор. 11)"
  "17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
  18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
  (Фил. 2)"
  "3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
  (Евр. 13)"






  Системообразующая добродетель любви противостоит системообразующему же пороку ненависти...
  Возрастание в любви уменьшает ненависть...
  Возрастание же в милосердии и милости уменьшает и порождение/исхождение ненависти - системные пороки жестокосердия и жестокости...
  Любовь выражает в человеке подобие Христово, ибо Бог и есть Сама Абсолютная Любовь...
  Любовь может быть и человеческой (ложной), если ориентирована не на спасение души любимого, а лишь/только на его сиюминутное/земное/тленное счастье/наслаждение/удовольствие (разновидностью жалости)...
  Жалость может быть безрассудной, нередко развращая "любимого" в сластолюбии и эгоизме, отвращая его от покаяния, от Христа и губя тем самым его душу...  
  Сам Иисус в Евангелии определил любовь истинную/добрую как наиважнейшую, наиглавнейшую добродетель, как рождающую из себя, так и соединяющую в себе все остальные добродетели...
  Недаром Иисус говорил, что тот, кто любит Его, исполняет заповеди (все) Его...
  Любовь к Богу проявляется в человеке через исполнение им заповедей Христовых (степень любви человека к Иисусу прямо пропорциональна степени его усердия в исполнении заповедей Божиих):
 
  "14 Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. 
  (Сир. 1)"
 
  Любовь человека к самому себе проявляется точно так же - в исполнении им самим заповедей Христовых (т. к. через них он сам и обретает свои же собственные бесконечные и обожение, и блаженство)...
  Любовь же к ближнему проявляется в человеке через его посильную помощь ближнему в исполнении им заповедей Христовых, через которые все (и человек, и его ближний) и спасаются...
  Свт. Тихон Задонский взаимную любовь называл дружбою...
  Где есть любовь, там обязательно присутствует всеобщая радость спасения (людей - потому что они обретают бесконечные обожение и блаженство, и Христа - потому что люди радуются)... 
  Значимость, ценность и важность любви невозможно переоценить...
  Способность любить является достаточным условием для спасения человека по определению...
  Ведь действительно, человек, полюбивший Господа Иисуса всем своим существом еще здесь, на земле, после исхода своей души из тела без промедления и соединится с Ним, как со своим Сокровищем, к которому стремился во всю свою христианскую, земную жизнь...
  В заключение отметим, что любовь истинная/правильная, полученная прародителями при их создании, извратилась/испортилась в результате первородного греха в т. н. самолюбие - эгоизм (приоритетность собственных земных/временных интересов по сравнению с интересами ближних) и его крайнюю форму эгоцентризм (приоритетность собственных интересов за счёт/посредством интересов ближнего)...
 
  Возрастает человек в любви через непрестанное покаяние в ненависти,  а также через усердную и тщательную жизнь по всем заповедям Христовым, каждая из которых по своему существу и является одним из проявлений/средоточий любви...
  Замечательный способ возрастания в любви показал Господь в одной из Своих притч и в молитве Господней ("Отче наш..."):

  "4 и остави (прости/уничтожь - от авт.) нам долги (грехи/зло - от авт.) наши, 
  (Лк. 11)"

  "41 Иисус сказал: "У одного заимодавца (образ Христа - от авт.) было два должника (грешника - ибо по немощи, неосознанно или невольно все люди согрешают в той или иной мере - от авт.): один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят (здесь речь идёт о весьма условной/сравнительной/образной степени греховности разных людей- от авт.),
  42 но как они не имели чем заплатить (ибо всё доброе в человеке - от Христа - от авт.), он простил (из-за сердечного покаяния их - от авт.) обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?"
  43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: "Правильно ты рассудил."
  (Лк. 7)"

  Отсюда со всею очевидностью следует, что самой эффективной заповедью, помогающей христианину возрастать в любви является как покаяние вообще (в целом), так и особенно его начальная составляющая - духовная нищета...
  Ибо только видя своё собственное многочисленное зло (подобно "песку морскому"), человек и может возлюбить всем своим сердцем Христа за прощение/упразднение/оставление Им своих бессчётных грехов/"долгов"...
 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 20-е прп. Симеона Нового Богослова (см. библиотеку сайта) и пр. ...
   

 
 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                                                                                                             

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 1743

Поиск