"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Жалость

  – радование Христа желанием временного/земного/преходящего/тленного блаженства/счастья/удовольствия/радости ближнему… 
 
 


 
 
  "8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного.
  (1 Тим. 5)"
  "28 Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
  (1 Кор.)"

  "33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
  34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
  (Лк. 10)"
  20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
  (Лк. 15)"
  "30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
  31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
  32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
  34 Говорит им Иисус: "Сколько у вас хлебов?" Они же сказали: "Семь, и немного рыбок."
  35 Тогда велел народу возлечь на землю.
  36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
  37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
  38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
  (Мф. 15)"
  "21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
  22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
  23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
  24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
  25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
  26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
  (Мф. 16)"
  "41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
  42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
  43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
  44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
  (Лк. 19)"  
  "7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
  8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
  9 да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.
  (Ин. 18)"  
  "20
 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
  21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
  22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
  23 И подошёл Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым и с праведником будет то же, что с нечестивым?
  24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нём?
  25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
  26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие.
  27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
  28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
  29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
  30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
  31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
  32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
  (Быт. 18)"
  "7 И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
  8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев.
  9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
  10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
  (Исх. 13)"
  "9 Пришельца не обижай и не притесняй его: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.
  10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,
  11 а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.
  12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
  (Исх. 23)"
  "
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;
  10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
  11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
  (Исх. 32)"
 19 И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею
  (Исх. 33)"
  "18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.
  (Суд. 2)"
  "15 И сказали сыны Израилевы Господу: согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне.
  16 И отвергли от себя чужих богов и стали служить только Господу. И не потерпела душа Его страдания Израилева.
  (Суд. 10)"
  "16
 И простер Ангел Божий руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою.
  (2 Цар. 24)"
  "26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. 
  (3 Цар. 3)"
  "14 К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. 
  (Иов 6)"
  "22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. 
  (Псалт. 24)"
  "11 Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
  (Прит. 12)"
  "1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 
  (Ис. 40)"
  "8 Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, – великий сонм возвратится сюда.
  9 Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой.
  12 И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться.
  13 Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.
  14 И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь.
  (Иер. 31)"
  "9 и сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев, к Которому вы посылали меня, чтобы повергнуть пред Ним моление ваше:
  10 если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам.
  11 Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его.
  12 И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам и возвратит вас в землю вашу.
  (Иер. 42)"
  "16 Близка погибель Моава, и сильно спешит бедствие его.
  17 Пожалейте о нём все соседи его и все, знающие имя его,
  35 Истреблю у Моава, говорит Господь, приносящих жертвы на высотах и кадящих богам его.
  36 Оттого сердце моё стонет о Моаве, как свирель; о жителях Кирхареса стонет сердце моё, как свирель, ибо богатства, ими приобретенные, погибли:

  (Иер. 48)"
  "1 Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам.
  2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!
  3 И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне.
  4 Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им.
  5 Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу.
  6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
  7 Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
  8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.
  9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
  10 Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего.
  11 Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажег на Сионе огонь, который пожрал основания его.
  (Прит. 4)"
  "17 Но око Мое пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне. 
  (Иез. 20)"
  "33 Родственники же и все, которые смотрели на неё (Сусанну - от авт.), плакали. 
  (Дан. 13)"
  "8 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!
  9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город.
   11 ... и вселю их в домы их, говорит Господь.
  (Ос. 11)"
  "1 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса.
  2 И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал.
  3 И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь.
  4 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь, – и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли.
  5 И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал.
  6 И пожалел Господь о том; «и этого не будет», сказал Господь Бог.
  (Ам. 7)"  
  "
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл.
  (Ион. 3)"
  "10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
  11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?  
  (Ион. 4)"
  "13 Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 
  (Лк. 7)"
  




 

  "Мать Тереза помогала самым бедным и отверженным. Она подбирала на улице Калькутты умирающих нищих и приносила их к себе в дом – в монастырь – чтобы помочь им, а те, кому уже нечем было помочь, могли хотя бы умереть спокойно, в окружении заботливых и любящих сеcтер.
  Однажды, в начале своей миссии мать Тереза Калькуттская наткнулась на бедную, умирающую женщину, больную проказой. Всё лицо её было искажено, бедняжка была покрыта гнойными ранами. Мать Тереза наклонилась и стала ее гладить. В больших глазах, которые уже застилала смерть, блеснуло удивление.
  «Почему ты делаешь это?» — прошептала прокажённая, едва дыша.
  «Потому что я люблю тебя», — тихо ответила мать Тереза.
  Радость осветила глаза умирающей. «Пожалуйста, скажи ещё раз», — попросила она.
  «Потому что я люблю тебя», — повторила мать Тереза.
  «Еще, еще», — умоляла бедняжка изъязвленными губами.
  Взяв женщину на руки и качая её, как ребенка, мать Тереза снова и снова говорила: «Я люблю тебя, люблю, люблю».
  И женщина, которой этого никто никогда не говорил, умерла с улыбкой на губах.
(Из биографии м. Терезы)"

 



"Помните, что и без нас много желающих обидеть и оскорбить, причинить зло, а нам надо научиться жалеть, стараться отбавлять от огромной горы человеческого страдания и прибавлять к малому холмику человеческой радости.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 
 
"Надо жалеть неверующих людей и всегда молиться: "Господи, избави их от этого вражеского помрачения."
(Протоиер. Николай Гурьянов)"

 
 
 
"Во время же смущения, когда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним; но вспомни, что он брат твой, и член о Христе, и образ Божий, искушаемый от общего врага нашего. Сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раздражительностию, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не погибла душа, за которую Христос умер. Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева и, судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашёл случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных согрешениях; ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам.
(Авва Дорофей)"

 
 
 
Многие знают этого замечательного актера. Но не все знают, что Константин Хабенский - не только талантливый профессионал своего дела, но и очень добрый человек. Когда в 2007г. у него родился сын, его жена заболела раком. Константин продал свой дом и все гонорары отдал на лечение жены. Но этого всё равно не хватало и Константин залез в долги. Через год его жена всё же умерла. Константин не обиделся на весь мир и не замкнулся в своём горе. С тех пор он живет в обычной квартире и почти весь свой заработок отдает на благотворительность. На данный момент он помог спасти около 150 детей от рака головного мозга. В мае 2015 г. Константин приезжал в Казань только ради того, чтобы посетить смертельно больных детей. Там же состоялась и премьера его спектакля, после которой он смог помочь выздоровлению еще 4-х детей.

 



"Также слыша: блажени милостивии, пусть испытает - милостив ли он. Но кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, и не имеют, что дать бедным, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, и нередко и видя их, снедаются жалостию об них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: аз же о всяцем немощнем восплакахся. Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: нелестне научихся, без зависти преподаю.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Сейчас время осуждения, неприязни, зависти. Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать "любите", слишком высоко - жалейте. Всех жалей, ибо все больны одной болезнью — удалились от Бога и подпали под действие врага. Не смущайтесь ничем, надейтесь на помощь Божию. Господь жалеет и любит нас больше, чем мы самих себя.
(Игум. Никон (Воробьев))"




"Пожалей - и не осудишь.
(Прп. Анатолий Оптинский)"




"Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, пожалей.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Щадя (жалея - от авт.) других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду (помилование/спасение - от авт.), в общем мнении покажешься благоразумным (не соблазнишь ближних к осуждению, но покажешь им добрый пример - от авт.) и сохранишь способность молиться.
(Прп. Нил Синайский)"




  "Ученики Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Это относится и к нам, — мы нередко готовы просить, чтобы огонь небесный сошел на тех, кто не принимает нас и враждебен нам. Но этим мы, христиане, и показываем, что не понимаем, какого мы духа. Это не дух Христов.
  К нецерковным людям мы должны относиться с состраданием и жалостью, должны плакать об их вечной погибели, должны просить Бога, чтобы вразумил и наставил их. Если так будем поступать, если сочувственно будем относиться к погибающим в неверии братьям нашим, если будем далеки от того, чтобы просить жестокой кары для них, Господь благословит и нас, что поняли, какого духа надлежит нам быть, — духа любви, кротости и милосердия.
  Если мы проникнемся подлинно христианским духом, то никогда не посмеем просить у Бога наказания для тех, кто даже издевается над именем Его, предоставив суд единому праведному Судии. Будем помнить, что мы не имеем никакого права осуждать, потому что сами заслуживаем суда Божия. Зная это, будем просить у Бога прощения наших собственных грехов. Аминь.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"




"Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя. А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.
(Прп. Силуан Афонский)"





"Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, - не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: "Господи, отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают."
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"










 
  Жалость (временная/земная благость) вместе с благостью христианской (бесконечной/небесной) противостоит жестокосердию и нередко неотделимо/парадоксально соединяется со строгостью, напр.:

"Антонина (Косова) из Астрахани, девица 16-ти лет, неверующая, непослушная, гордая, злая, непокорная, ругательница, презрительница матери (которая из-за неё плачет и едва с ума не сходит). Мальчики — Фёдор 14-ти лет и Сергий 12-ти тоже подражают сестре Антонине и грубят ей. Отец не занимается детьми — сердитый, занят торговлей до пристрастия к ней. Господи, накажи Антонину за дерзость и пошли ей болезнь и напасть, чтоб смирилась и научилась слушаться матери и почитать её, добрую, простую, неграмотную. Господи, запечатлей уста и иссуши пишущую руку у В. Розанова, глаголящего неправильную хулу на Всероссийский Киевский съезд миссионеров. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский, Дневник)"




 
 

 Жалость неотделима от СОчувствия/СОпереживания - от т. н. эмпатии, распространяющейся от СОстрадания до СОрадования, как бы душевно и телесно соединяющей/интегрирующей воедино жалеющего с "жалеемым"...
  Без истинной же любви Христовой, неотделимой от рассудительности, жалость является пороком, т. к. развивает в "любимом" сластолюбие, своеволие и гордость, а в "любящем" - корысть (не обязательно только материальную), неблагоразумие, тщеславие и осуждение (гордость)…  
  Недаром Христос назвал Петра сатаною, когда тот отговаривал Его от крестных страданий и искупительной смерти...
  Жалость без любви и рассудительности Иисус тогда назвал заповедью человеческой (от мира сего), по определению противной заповеди Божией...
  Жалостью без любви и обладают-то, как правило, люди неблагоразумные (чаще всего неправославные родители)...
  Многие мамы из жалости безрассудно непомерно балуют своих детей, доводя их до состояния крайних проявлений капризности, нетерпения, вздорности, непочтения, эгоизма и пр. ...
  Жалость часто может быть без любви и рассудительности (даже и к самому себе) и тогда она - неправильная... 
  А любовь истинная может быть без жалости (вспомним св. мучениц Софию, Веру, Надежду и Любовь), но истинная/христианская/горняя любовь и без жалости - всегда правильная, нередко приносящая в жертву и себя самого, и самых близких (вспомним напр., Авраама с его готовностью умертвить единственного и самого любимого своего сына, или и его племянника - Лота, готового отдать на поругание/глумление ради гостей/ангелов всех своих детей-дочерей): 
  
  "4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
  5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
  6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
  7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;
  8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. 
  (Быт. 19)"
  "3 может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их. 
  (Иер. 36)"
  "7 И Я буду для них (отказавшихся от Бога неблагодарных евреев - от авт.) как лев, как скимен буду подстерегать при дороге.
  8 Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их.
  (Ос. 13)"
  "1 Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены.
  2 Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего.
  (Ос. 14)"

  В Ветхом Завете Бог со всею определённостью запретил безрассудную/вредную жалость, введя понятие смертного греха, за который полагалось побивание камнями в целях сдерживания иудеев от страха возмездия/воздаяния болью и смертью: 

  "19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;
  20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
  21 да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему. 
  (Втор. 19)"
  "11 Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного из них подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
  12 то отсеки руку её: да не пощадит её глаз твой. 
  (Втор. 25)"


  Однозначно против безрассудной жалости к самому себе высказывался и всероссийский батюшка:

"Сердца не жалей для молитвы: сердце достань из-под привязанностей и страстей, да подними его к Богу, да освяти его разумом светлым — а то оно темно и в нём гнездится всякая гадина. В молитве бей прямо в грешное сердце, в его особенные недостатки, выжимай их из него, не щади; пролей о них слёзы: со слезами выйдут. А коли пощадишь сердце, не тронешь его, вся дрянь так и останется — и нет тебе пользы от молитвы.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 





 
 
  Ярким примером ложной/неправильной/злой жалости (без любви истинной и рассудительности) является еретическая католическая церковь (отвергающая и церковное предание - восточное святоотеческое наследие), вся деятельность направлена наружу/вовне - не ради спасения страждущих, но ради их временного/земного благополучия, а также ради своего собственного спасения, которое основано на иллюзорном/прелестном мнении о своих собственных же заслугах/добрых делах (своём собственном добре):

"Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и бурной деятельности её миссионеров, а также  усердию латинских сестер милосердия. Они неправильно приписывают Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же и имеет необходимость искать соединения с нею (унии - от авт.). По строгом исследовании, мнение сие оказывается ложным, а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив - возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"





 
 
  Жалость уменьшает в человеке жестокосердие и поэтому снижает у него и уровень ненависти, выполняя как бы роль мостика от ненависти к любви...
  Св. ап. Павел, Соломон, Исаия, Иеремия и др. пророки Божии свидетельствуют о доброй безжалостности/строгости, исходящей из любви: 

  "2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. 
  ( 2 Кор. 13)" 

  "18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
  19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. 

  25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. 
  (Прит. 19)"
  "15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга (образ не столько внешнего/телесного воздействия/воспитания, сколько символ обличения, морально-нравственного внушения/вразумления - от авт.) удалит её от него. 
  (Прит. 22)"
 
 "13 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт;
  14 ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней.
  (Прит. 23)"
  "3 Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. 
  (Прит. 26)"
  "15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. 
  (Прит. 29)"
  "
14 Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю.
  15 Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча.
  16 И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены.
  17 Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту.
  18 Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми.
  (Ис. 13)"
  "17 Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком;
  18 свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего.
  19 И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей.
  (Ис. 22)"
  "10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. 
  (Ис. 26)"
  "
1 Вот, Господь опустошает землю и делает её бесплодною; изменяет вид её и рассевает живущих на ней.
  2 И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожою ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост.
  3 Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие.
  4 Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли.
  5 И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет.
  6 За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей.
  7 Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем.
  8 Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;
  9 уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих её.
  10 Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.
  11 Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли.
  12 В городе осталось запустение, и ворота развалились.
  (Ис. 24)"
  "11 ... Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. 

  (Ис. 27)"
  "18 Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой.
  19 Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей».
  20 Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нём, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь.
  (Иер. 31)"
  "28 Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя. 
  (Иер. 46)"
  "1 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны;
  2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.
  (Ос. 6)"

  Св. Писание называет это наказанием (от слова наказ/наука/научение) - Оно свидетельствует многократно о том, что Бог наказывает именно того, кого любит (ради его же собственного спасения - привлечения к покаянию/исправлению)...
  К сожалению, научение (вразумление) нередко сопровождается скорбью (сопутствует наказанию), поэтому в наше время смысл этого термина обычно воспринимается/понимается как горькое/скорбное возмездие/месть/кару за то или иное плохое/злое действие/поступок (вследствие порочной наследственности человечества - последствий первородного греха его прародителей)...

  "17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. 
  (Прит. 29)"
  "16 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его.
  17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.
  18 Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
  (Ис. 26)"
  "7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
  8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
  9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
  (Ис. 27)"
  "29 Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф. 
  (Иер. 25)"
  "12
 Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока;
  13 никто не заботится о деле твоём, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя;
  14 все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились.
  17 Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь.
  (Иер. 30)"
  "12 Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу. 
  (Иер. 49)"

  "13 И накажу её за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь. 
  (Ос. 2)"
 
 "2 Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. 
  (Ос. 5)"

  В Ветхом Завете родители неоднократно призываются к наказанию (даже и телесному - розгами, напр.) малолетних детей, пока ещё те не закоснели во грехе (отсюда вполне понятно, что западная/протестанская ювенальная/детская юстиция является сатанинским порождением, противящимся заповедям Божиим о любви истинной/христианской, которая коварно/безумно подменяется безрассудной жалостью человеческой, которая на самом деле только коверкает души разлучаемых родителей и детей)...
  Библия свидетельствует, что первосвященник Илий, напр., даже был умерщвлён Богом за недостаточное радение о наказании своих (уже взрослых!) погрязших в кощунстве, святотатстве и блуде сыновей...
 
  Возрастает человек в правильной жалости покаянием в жестокосердии,  неблагоразумии и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в любви и благоразумии...
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи игум. Нектария (Морозова), Ирины Медведевой, Татьяны Шишовой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Мир Вам...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.pravoslavie.ru/put/56805.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/17/sostradanie.shtml
  http://mirvam.org/2014/06/08/%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%







                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (18 Окт 12)
Просмотров: 1624

Поиск