"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Надежда правильная (Упование доброе)
 
  – радование Христа верой:
  - в будущее/грядущее/предстоящее существование/бытие как самих добрых предметов (и их Источника - Бога), так и в их (и Бога) важность/значимость/главенство… 
  - в будущую незначительность/неважность/ничтожество предметов злых...  
 




 
 
  "17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
  18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
  19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
  20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.  
  35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
  36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
  (Евр. 6:17-20; 10:35-36)"
  "1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
  2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
  3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
  4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
  5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
  6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, –
  7 ибо мы ходим верою, а не видением, –
  8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
  9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
  10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получитьсоответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
  (2 Кор. 5)"
  "8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
  9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
  10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
  (2 Кор. 1)"
  "13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
  (Рим. 15)"
  "24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
  25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
  (Рим. 8)"
  "1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
  2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
  3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
  4 от терпения опытность, от опытности надежда,
  5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
  (Рим. 5)"
  "13 Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
  (1 Петр. 1)"
  "1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
  2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
  3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
  (1 Ин. 3)"
  "7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
  8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
  9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
  10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
  (1 Кор. 9)"
  "25 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда.
  13 Дух боящихся Господа поживет, ибо надежда их - на Спасающего их.
  14 Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он - надежда его.
   (Сир. 32:25; 34:13-15)"
  "12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни. 
  (Прит. 13)"
  "17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
  18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
  (Прит. 23)"
  "13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
  14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
  (Прит. 24)"
  "4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. 
  (Екк. 9)"
  "22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь всё это. 
  (Иер. 14)"
  "7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь.
  8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
  (Иер. 17)"
  "12 Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего.
  13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».
  17 Не будь страшен (страхом человеческим - от авт.) для меня, Ты – надежда моя в день бедствия. 

  (Иер. 17)"
  "1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек. 
  (Пс. 124)"
  "11 Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. 
  (Иер. 29)"
  "18 Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь. 
  (Иер. 39)"
  " 21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:
  22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
  23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
  24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.
  25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
  26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
  27 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей;
  28 сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него;
  29 полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, еще есть надежда»;
  30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,
  31 ибо не навек оставляет Господь.
  32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей.
  33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.
  34 Но, когда попирают ногами своими всех узников земли,
  35 когда неправедно судят человека пред лицем Всевышнего,
  36 когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь?
  37 Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»?
  38 Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
  39 Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.
  (Прит. 3)"
  "16 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя! 
  (Дан. 6)"
  "18 ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие. 
  (Дан. 9)"
  "35 Она же (Сусанна - от авт.) в слезах смотрела на небо, ибо сердце её уповало на Господа. 
  60 Тогда всё собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, 

  (Дан. 13)"
  "9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
  10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навёл.
  (Ион. 3)"
  "7 А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. 
  (Мих. 7)"
  "12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.

  (Сф. 3)"
  "3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому,
  4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
  5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
  21 (для христиан - от авт.) уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

  (1 Петр. 1)"
  "3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 
  (1 Ин. 3)"


 





 

  "Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя? (Св. прав. Алексий Мечёв)"
  "Надежда на самого себя, на свое благочестие, на честь, богатство, силу свою, на князей и прочее создание доказывает сердечное неверие, ибо надежда на Бога неотлучна от веры; и истинная вера старается быть свободной от всякой надежды, кроме надежды на Бога, и в едином Боге утверждаетя. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Христианин не должен страшиться и мучиться в опасностях, колеблясь в упованиях на Бога. Ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, устраивающий во благо его дела и укрепляющий во всех напастях, и с ним Святой Дух, учащий даже тому, что отвечать противникам. Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи.
  Поступки обличают нас, когда в скорбях мы прибегаем к чему угодно, только не к Богу. Болеет у тебя дитя? Ищешь ворожею, или вешаешь на шею младенцам пустые надписи, или, наконец, идешь к врачу и за лекарствами, пренебрегая Тем, Кто может спасти... Вообще при всякой беде обличаешь себя сам, на словах называя Бога прибежищем, а на деле домогаясь помощи от бесполезного и суетного. Но праведнику истинная помощь – Бог. Всего больше уповай на руку великого Царя, которая, едва покажется, приводит в страх и обращает в бегство противников. Получаем ли скорее или медленнее, будем благодарны Господу, потому что все, что делает Владыка, содействует нашему спасению, если только из малодушия мы не прекратим просить. (Свт. Василий Великий)"
  "Телесная жизнь ограничивается одним настоящим, а жизнь надежды принадлежит душе. Но человеческое неразумие погрешает в употреблении той и другой, думая продлить телесную жизнь надеждами, а душевную жизнь тратя в наслаждениях настоящим. Поэтому-то душа, занимаясь видимым, по необходимости делается чуждой надежды существенной и действительной; опираясь на непрочное и не овладев им, она не получает того, на что надеялась. Всякому правому намерению пусть предшествует надежда. Она иногда помогает даже в дурном и потому справедливо, чтобы еще более содействовала в добре. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Сокровищница человеческого ума есть надежда, в ней хранятся всякие запасы для нашей жизни. (Свт. Григорий Нисский)" 
  "Благочестивому и верующему человеку надо так крепко полагаться на Божии обетования, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в исполнении обетований. Всегда взирай на Господа, потому что Он спасает уповающих на Него. Никогда не споткнется тот, кому Ты, Господи, бываешь опорой: никогда не падет, кто утверждается в Тебе. На Тебя, Господи, вся наша надежда, ибо Ты исцеляешь наши раны. Ты источил Свою Кровь на язвы грешников, чтобы Тобою они исцелились. Блажен, кто всегда возлагает упование на Господа, имя Которого не преходит и слава не имеет конца. Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него будут блаженны и в этом, и в будущем веке. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Упование, как цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, вознося нас превыше бури житейских зол. Поэтому если кто ослабеет и отпустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет. Трудное само по себе дело становится легким по надежде на Бога. Божии распоряжения чудны и необычайны! Когда люди начинают отчаиваться в своих делах, тогда Бог и являет Свою непреоборимую силу. Когда наступают бедствия, не падай духом, это, собственно, и есть надежда – твердо стоять среди опасностей. 
  В том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не сразу получая ожидаемое. Каждый из вас, когда впадает в искушение, хотя бы и был уже близок к смерти, не отчаивайся в помощи Божией, но ожидай ее до конца. Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть. Бог венчает надеющихся так же, как и того, кто трудится, бедствует и переносит бесчисленные напасти. Никакая сила не превозможет того, кто огражден высшей помощью, и нет никого слабее, чем тот, кто лишен ее, хотя бы он был окружен тысячами воинов! Ничто так не делает душу мужественной и готовой на все, как добрая надежда. Бог – ревнитель. Он особенно гневается, когда мы не обращаемся к Его помощи, (поэтому) приводит нас в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Упование на Бога – незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но позволяющий не смущаться бедами, уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя вышним упованием, тот не только приобретает самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается постигшими бедами, подкрепляя себя ожиданием этого священного якоря. Поэтому пользуйся упованием – и будешь выше всех горестей. Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и часто разрушающейся. Поэтому людям благоразумным надо держаться первой, как священного якоря, и воздерживаться от второй.
  И богатство... даже великое и текущее отовсюду, и достоинство, будь оно царское, и умственные дарования, даже украшенные даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которое не от Бога, часто вырывается с корнем и отнимается у владельцев, как вырывают бесплодное и дикое растение, причиняющее вред другим деревьям. Умственные дарования, не украшенные Божественной мудростью, бесполезны, как не знающие самообуздания: Господь «мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью». Поэтому, если и здешнее непрочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, возьмемся за священный якорь. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "И шлем – надежду спасения — возьмите... Шлем защищает голову. Поскольку голова наша есть Христос, мы должны всегда ограждать Ее (в себе) надеждой будущих благ, как несокрушимым шлемом, во всех искушениях и гонениях и сохранять веру в Него нерушимой, неповрежденной. Ибо у кого отняты другие члены, тот, хотя и беспомощен, еще может как-нибудь жить, а без головы нельзя прожить и краткого срока. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Плыл Господь с учениками на другую сторону моря, а они забыли взять хлебов и имели с собой только один хлеб, и стали думать, как им быть. Зная помышления их, Господь напомнил им о насыщении четырех и пяти тысяч народа, возведя их тем к твердому упованию, что при Нем не умрут с голоду, хоть бы и ни одного хлеба не имели. Сколько тревог наводит иногда на каждого помышление о безвестном будущем! Успокоение от этих тревог одно — упование на Господа, а оживление и укрепление черпается из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими.
  Не найдется ни одного человека, который бы в своей жизни не испытал нечаянных избавлений от беды или нечаянных поворотов жизни к лучшему. Воспоминаниями о таких случаях и оживляй свою душу, когда ее начнут томить мрачные мысли о том, как быть. Бог все устроит к лучшему и теперь, как бывало прежде. Положись на Него еще прежде избавления от беды: Он пошлет тебе благодушие, при котором и не заметишь своей беды. «Уповающего на Господа окружает милость».
  Рассматривай такие случаи в Священном Писании, в Житиях святых, в своей жизни и жизни твоих знакомых – и увидишь, как в зеркале, как «близок Господь ко всем призывающим Его». И страх за свою участь не возмутит твоей души. «Не заботьтесь». Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь». Не томите себя этой заботой, которая съедает вас и пень и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Такая забота есть болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя опирается, а Бога забыл, что потерял упование на Промысл Божий, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами.   Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем думает почивать, как на прочной основе. 
  Любовь к имению связала его, и он только и думает, чтобы побольше забрать в свои руки. Маммона стала ему вместо Бога. А ты трудиться – трудись, а злой заботой себя не томи. Жди всякого успеха от Бога и в Его руки предай свою участь. Все добываемое принимай, как дар, от руки Господа и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедрых даров. Знай, что одна минута – и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Потому «не заботьтесь.» (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Суетна надежда на все, кроме Бога; гнила опора на всякого человека и ложный щит из всего созданного. Поэтому, оставив все, да прибегаем к этому надежному и непреоборимому щиту. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Пусть иные защищают себя хитростью и хитросплетенным словом, иные золотом, серебром и прочими своими сокровищами, иные саном... обманет их надежда. Мы именем Господним защитим себя и не посрамимся. Смотри, христианин, будь только Божий, и имя Господне защитит тебя от всех вражьих наветов.
  Надежды без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда. Поскольку надежда
   подвержена многому искушению, как и вера. Искушаемся лишением временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, человеческого расположения, мира, тишины, покоя и попадаем во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии нужно терпение, чтобы непозволенным образом не искать избавления от бед, но сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как знает Он Сам. Надо обратить внимание на слова святого Давида: «Уповай на Господа и делай добро». Это слово учит, что уповающий на Бога должен творить добро, следовать Божией воле, а не своей.
  Напрасно надеется на Бога тот, кто противится Богу. Напрасно ждет милости от Бога тот, кто не перестает раздражать Его нераскаянным нравом. Напрасно простирает руки и возводит очи к Богу тот, кто сердцем от Него отвращается и обращается к маммоне, серебру и золоту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Бог есть Избавитель Своих, а не чужих... Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, а не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого воздвигает князь тьмы и мира сего к бесчестию имени Божия и гибели человеческой. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Некто говорил авве Иоанну Персиянину: «Столько мы трудились ради Царствия Небесного, а будем ли наследниками его?» Старец отвечал: «Верую, что буду наследником горнего Иерусалима, «ибо верен Обещавший». И почему мне не надеяться? Я был страннолюбив, как Авраам, кроток, как Моисей, свят, как Аарон, терпелив, как Иов, смирен, как Давид, жил в пустыне, как Иоанн, .плакал, как Иеремия, был «учителем», как Павел, верен, как Петр, мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который по Своей благости даровал мне все эти дары, дарует и Царствие». (Достопамятные сказания)" 
  "Всякому правому намерению пусть предшествует надежда. Она иногда помогает даже в дурном и потому справедливо, чтобы еще более содействовала в добре. (Свт. Григорий Богослов)"
  "Господь наш Иисус Христос да подаст нам помощь все делать ко благоугождению Его. (Прп. Антоний Великий)"
  "Дети мои, из тьмы греха, в котором мы пребываем, да перейдем в свет покаяния и надежды! Своей надеждой мы прославляем Бога любви и милости. Давайте же в покаянии, исповедании, любви и надежде на Бога идти вместе рука об руку к своему спасению. (Архим. Ефрем, Филофейский)"
  "Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. (Прп. Серафим Саровский)" 
  "Человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. Стараться помочь в том, что не может быть сделано по-человечески, это эгоистично. Часто вижу, что такое упрямство происходит по действию диавола для того, чтобы вывести этого человека из строя. Я худо-бедно понимаю, до какого предела можно помогать по-человечески и с какого момента надо возлагать все на Бога. Поэтому, видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается. Бог знает, что я делаю это не от того, что мне лень действовать по-человечески. Поэтому, когда просят нашей помощи, мы должны поступать рассудительно и помогать, насколько мы можем. А в том, что мы не можем, будем помогать хотя бы одной молитовкой или же возложением всего только на Бога, что тоже является некой таинственной молитвой. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Кормчий познается во время морских бурь и штормов; воин — в сражении; подвижник (борющийся против грехов) — в борьбе против искушений. Никто не знает, что он в силе сделать, если не испытает себя в борьбе с многоразличными бедствиями. Уповающему на Бога все побеждать удобно. Если тебя постигнет злое приключение, ты тотчас же обратись к Богу и открой Ему свое сердце о том, чем ты страдаешь. В этом отношении мы, едва ли не все, грешим сильно: когда тяготят бедствия и огорчения, то мы всем жалуемся и всех приводим в сожаление о нас; одного только Бога забываем. Он бывает у нас последним из тех, к которым прибегаем мы, прося помощи. (Свт. Иоанн Тобольский)"
  "У нас много грехов, но есть одно, что должно утверждать нас в надежде на спасение, - это то, что при множестве грехов мы не отрицаемся от Бога. И согрешая, мы все же взываем с Псалмопевцем: "Твой есмь аз." У Господа двери милосердия всегда отверсты. И стоит нам хотя бы слегка толкнуть их, они сами отверзутся. А такой толчок – это наша смиренная молитва: «Твой есмь аз, спаси мя.» (Свщисп. Афанасий (Сахаров))"

  "Прп. Максим Исповедник говорил, что сила обретается в надежде, помогающей совершать путь («Ибо вера, прочно зиждущая истину, есть основа того, что следует за ней, – я имею в виду надежду и любовь. Надежда же, будучи силой, [скрепляющей] любовь и веру, являет собой то, во что должно верить и что должно любить, и научает, как должно через нее совершать путь к этому» (послание Иоанну Кубикуларию). От надежды рождается ревность, от ревности делание, от делания Помощь Божия, которая и дает нам силу на всё, и Им мы сильны.
  Один монах пустынник как-то сказал искушающему его бесу: «И что ты так на меня воюешь неистово? Я не молюсь как надо, не пощусь и вообще не подвижник». А бес и отвечает ему – если бы ты еще и постился и молился, я бы тебя вообще убил. Конечно, злой дух перехвалил себя, такой власти у него нет. Это только показует насколько им ненавистен и сам образ монашеский. Посему и нерадивые и слабые не будем унывать. Тем, что мы есть и стремимся к добру, мы уже не бесполезны. А настанет время, Господь нас укрепит и научит служить Ему как должно. (Записки православного монаха)"

 

 


 
"В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на время, по Божию попущению, по собственной немощи. Всевидящий и Всемогущий! Без надежд на себя, в надежде на Тебя предаюсь святейшей воле, бесконечной мудрости и Благости Твоей. Утешение падшего инока – надежда спасения, доставляемая покаянием. В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



  
  "Бог не раскрывает нам уродство нашей души, пока не обнаружит в нас достаточно веры и надежды, чтобы мы не были сломлены зрелищем собственных грехов. Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами.
  Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет и со скорбным стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, - того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам. Неуверенность в получении просимого у Бога - хула на Бога.
  Надеяться на Бога — значит поручить Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетовании. Надежда происходит от веры, как растение из семени, как ручей из источника.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 

"Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека.Тогда всякое зло будет отпадать от вас,как отрубленная ветка.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 

 

"Есть надежда всему доброму, есть вечный покой всякому труду, подвигу веселие и в грядущем веке воздаяше. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"

  
 "Усердно притечем к зовущему Христу, изливая пред Ним сердца, не будем с упорством отчаиваться в своем спасении. Ибо и это ухищрение лукавого - напоминанием о прежних грехах доводит до отчаяния. Но нам должно представлять, что если Господь, пришедши, был врачом и целителем слепых, расслабленных и глухих, воскрешал подвергшихся уже тлению мертвецов; то кольми паче исцелит слепоту ума, расслабление души и глухоту нерадивого сердца; потому что не иной кто, но Он же Сам, сотворивший тело, сотворил и душу.
  И если так благоволил и милостив был к тому, что разрушается и умирает; то не тем ли паче человеколюбиво уврачует бессмертную душу, которая была одержима недугом порока и неведения, и потом к Нему притекает и Его просит? Ибо Его это слово: Отец Мой небесный не сотворит ли отмщение вопиющих к Нему день и нощь? Ей глаголю вам, сотворит отмщение их вскоре.
  И также: просите, и дастся вам; еще: аще и не даст ему, зане друг ему есть: но за неотступность его востав даст ему, елика требует. А сим убеждает Он просить неотступно и постоянно; потому что ради грешников и пришел, чтобы их обратить к Себе. Только мы, отступив от прежних худых дел, предадимся Господу; а Он не презрит, но готов будет подать нам Свою помощь. В том, кто имеет непрестанную надежду на Бога, как бы иссякает зло. 
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 
 
  "Хотя в невидимой нашей брани столь необходимо, как мы сказали, отнюдь не надеяться на себя самих, при всем том, если мы только отложим всякую на себя надежду и отчаемся в себе, не приискавши другой опоры, то или тотчас убежим с поля брани, или всеконечно будем побеждены и взяты в плен врагами нашими. Посему вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, т.е. потребно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы.
  Ибо как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду, так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи по следующему псаломскому свидетельству: на Него возупавало сердце мое, и Он помог мне.
  Утвердиться в такой надежде и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие размышления:
  То, что ищем помощи у Бога, Который как Всемогущий может сделать все что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь. То, что ищем ее у Бога, Который как Всеведущий и Премудрый знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.
  То, что ищем такой помощи у Бога, Который как бесконечно Благий с неизреченною любовью предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной действующей в нас брани тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.
  И как возможно, чтобы добрый оный Пастырь наш, Который три года ходил, ища погибшее овча, с таким сильным гласом, что изше гортань Его, и ходил стезями столь трудными и тернистыми, что пролил кровь Свою всю и отдал жизнь, как, говорю, возможно, чтобы Он теперь, когда овча сие идет в след Его, с любовью обращается к Нему и уповательно призывает Его на помощь, не обратил очей Своих на него, не взял его на божественные рамена Свои и, принесши в сонм Ангелов небесных, не устроил бы с ними празднственного по сему случаю торжества? Если Бог наш не перестает искать с великим тщанием и любовью, чтоб найти, подобно евангельской драхме, слепого и глухого грешника, как возможно допустить, чтобы Он оставил его теперь, когда тот, как овча погибшее, вопиет и зовет Пастыря своего? И кто поверит когда, чтобы Бог, Который непрестанно толкает в сердце человека, желая войти внутрь и вечерять с ним, по апокалиптическому слову, сообщая ему дары Свои, кто поверит, чтобы сей самый Бог, когда человек открывает Ему свое сердце и призывает Его, оставался глухим и не желал войти в него?
  Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыжденным и беспомощным никто из возуповавших на Бога.Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите, кто верова Господеви и постыдеся.
  Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодро, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непрестанно будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя. Об этом ненадеянии на себя я не пропускаю случая напомнить тебе и в этой главе, потому что не знаю, кому когда не было бы нужды напоминать о сем. Так глубоко внедрилось в нас и так крепко сцепилось с нами это самоценение, будто мы нечто, и нечто не малое, что оно всегда скрытно живет в сердце нашем, как некое тонкое и незаметное движение, даже и тогда, когда мы уверены, что никакого не имеем упования на себя, а напротив, исполнены полного упования на единого Бога. Чтобы избегать тебе, сколько можешь, такого сердечного самомнения и действовать без всякого на себя надеяния, но с единым упованием на Бога, всякий раз настраивайся так, чтобы сознание и чувство своей немощности у тебя предшествовало созерцанию всемогущества Божия, а то и другое предшествовало каждому деянию твоему.
  Нередко случается, что иные самонадеянные думают, будто не имеют никакой на себя надежды, а все упование свое возлагают на Бога и в Нем одном почивают своею уверенностью. На деле же не бывает так. В этом сами они могут удостовериться, судя по тому, что бывает в них и с ними после того, как случится им пасть как-нибудь. Если они, скорбя о падении, укоряя и браня себя, в то же время замышляют: сделаю то и то, следствия падения загладятся, и у меня опять все пойдет как следует, то это верный знак, что и прежде падения своего они надеялись на самих себя, а не на Бога. И чем скорбь их при этом мрачнее и безотраднее, тем обличительнее, что они слишком много уповали на себя и очень мало на Бога: оттого скорбь падения их и не растворяется никакою отрадою.
  Кто же не полагается на себя, но уповает на Бога, тот, когда падает, не слишком дивится сему и не подавляется чрезмерною скорбью, ибо знает, что это случилось с ним, конечно, по немощности его, но паче по слабости упования его на Бога. Почему вследствие падения усиливает ненадеяние свое на себя, паче же тщится усугубить и углубить смиренное упование свое на Бога; а далее, ненавидя непотребные страсти, бывшие причиною его падения, спокойно и мирно несет за оскорбление Бога покаянные труды и, вооружась крепким упованием на Бога, с величайшим мужеством и решительностью преследует врагов своих даже до смерти.
  О сказанном пред сим желал бы я, чтоб поразмыслили некоторые личности, думающие о себе, что они добродетельны и духовны, которые, когда впадут в какое-либо прегрешение, мучатся и томятся и покоя себе не находят, и, уже истомившись от этой печали и томления, происходящих у них ни от чего другого, как от самолюбия, бегут по тому же опять побуждению самолюбия к духовному отцу своему, чтоб освободиться от такой тяготы. А им следовало это сделать тотчас по падении, и сделать не по чему другому, как по желанию поскорее омыть скверну греха, оскорбившего Бога, и приять новую силу против себя самого, в Святейшем Таинстве покаяния и исповедания.
  Относительно же упования на Бога к тому, что я сказал уже в третьей главе, приложи еще следующее: ведай притом, что ничего нет легче и удобнее для Бога, как сделать, чтоб ты победил врагов своих, будь их не много или много, будь они старые и сильные или будь новые и малосильные. Однако ж на все у Него свое время и свой порядок. Посему пусть иная душа, чрезмерно обремененная грехами, пусть она повинна во всех преступлениях мира, пусть осквернена так, как только может кто вообразить, и пусть она притом, сколько хотела и сколько могла, употребляла всякое средство и всякий подвиг, чтоб отстать от греха и обратиться на путь добра, но никак не могла установиться ни в чем достодолжном, даже самом малом, а напротив, еще глубже погружалась в зло - пусть она такая; при всем том, однако ж, отнюдь не должно ей ослабевать в уповании на Бога и отступать от Него, не должно ей оставлять ни орудий, ни подвигов своих духовных, но должно бороться, и бороться с собою и с врагами со всем мужеством и неутомимостью.
  Ибо ведая, ведай, что в этой невидимой брани только тот не теряет, кто не перестает бороться и уповать на Бога, помощь Которого никогда не отступает от борющихся в Его полках, хотя иной раз Он попускает получать им и раны. Посему борись каждый, не уступая, потому что в этом неотступном борении все дело. У Бога же всегда готовы и врачевство поражаемым от врагов, и помощь на поражение их, которые в должное время и подает Он борцам Своим, ищущим Его и твердую на Него имеющим надежду; в час, когда не чаят, увидят они, как исчезают гордые враги их, как написано: оскудеша крепцыи вавилонстии еже ратовати.
  Чем глубже сокрушение (плач - от авт.), тем лучше. Но как бы ни было сильно сокрушение, и тени не допускай нечаяния помилования. Помилование уже совсем готово, и рукописание всех грехов разодрано на кресте. Ожидается только раскаяние и сокрушение каждого, чтоб и ему присвоить силу крестного заглаждения грехов всего мира. 
  Всячески старайся сколько можно более уединяться, как внутренне, так и внешне, чтоб всеми силами души предаться таким деланиям, которые особенно сильны воздвигать крепкую любовь к Богу, каковы: молитва, непрестанное призывание сладчайшего имени Господа Спасителя, проливаемые из любви к Нему слезы, теплое и радующее благоговеинство пред Ним и другие духовные делания. Делания же сии да совершаются у тебя без принуждения и насилования сердца, чтоб не изнемочь тебе от неразумного утомления себя понудительными упражнениями, не ожестеть от того и не сделаться не способным к принятию воздействий благодати. Запасись на это дело советами опытных и, совершая его, ищи навыкнуть тому, чтоб пребывать всегда в созерцании святости Божией и неисчетных Его благодеяний, и со смирением принимай сладчайшие капли, какие уканут в душу твою от Его неизреченной благости.
  О таких, впрочем, проявлениях Божия к тебе благоволения не докучай Богу, но смиренно стой во внутреннем своем уединилище, ожидая, да исполнится на тебе воля Божия. И когда Бог подаст тебе их без собственного твоего себя преутруждения, тогда испытаешь, как они сладостны и доброплодны. Ключ, коим отверзаются таинственные сокровищницы духовных даров ведения и божественной любви, есть смирение, самоотвержение и предание себя Богу во всякое время и во всяком деле. Этим же ключом заключается и дверь неведения и холодности духовной.
  Сокрушение покаянное, которое только мучит и грызет сердце, никогда не восставляет души в благонадежное настроение, если не бывает соединяемо с твердым упованием на милосердие и благость Божию.
  Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги — демоны, и о многом множе­стве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о бес­предельно-величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах свя­тых. Все они неявно борются за нас с нами против врагов наших.
Вместе с совершенным отречением от себя самих нам нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы.
  Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления:
  1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет.
  2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас.
  3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый... подать всякую помощь... как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием.
  4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен никто из уповавших на Бога. 
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

"Всякого человека любить должно, упование же возлагать на одного Бога.
(Прп. Максим Исповедник)"
 
 

"Никогда не теряй надежды на промысел Божий. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать - доверься Промыслу Божию и не думай больше об этом.
(Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
 

 
"Сокрушение происходит от грехопадения. Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния. Непоколебимая надежда – дверь беспристрастия. Надежда – невидимое богатство, несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища. Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждой связаны наши труды, на ней основаны подвиги, ее окружает милость Божия. Надежда есть упование в трудах, дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ.
(Прп. Иоанн Лествичник)"



 
"Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нём одном имеет себе упокоение. На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога. Не изнемогай в уповании на своего Промыслителя, потому что дивное Его Домостроительство обнаруживается в преданных Ему. Упоённые и согретые надеждой не знают скорби. Надежда на Бога обнаруживается в страданиях за добродетели. Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его. Когда душа упоена радостью надежды и веселием Божиим, тело не чувствует скорбей, хотя и немощно. 
(Прп. Исаак Сирин)"














  
  
  Добродетель надежды противоположна пороку отчаяния...
  Добрая надежда относится к предметам (как материальным, так и духовным), обеспечивающим исполнение человеком заповедей Христовых - благость, милость, промысел Божии, будущие мытарства, Второе Пришествие Христово, Страшный Суд, геенна для грешников, Небеса для праведников и всё остальное, что обещано/заповедано Богом человечеству...  
  Надежда добрая - следствие веры в Бога, смирения и неотделимых от него добролюбия, послушания и мученичества, их же и увеличивающее...
  Надежда правильная крайне необходима человеку, т. к. при её отсутствии жизнь по заповедям Христовым невозможна в принципе...
  Ибо как можно спасаться, если не веришь в свое будущее спасение...  
  Невозможно...
  Или как можно стремиться к добру, если не веришь, что приобретешь его... 
  Невозможно...
  Здесь очень важно разобраться в смыслах слов...
  Христианин надеется на свое спасение (верит в возможность его), имея смирение и веря в милость и долготерпение Божии...
  Но христианин не уверен в своем спасении, имея то же самое смирение и опытное познание своих греховности и немощности (удобопреклонности ко греху)...
  Ибо только гордый человек (не познавший свою греховность и немощность), либо безрассудный может быть уверенным в том, что он гарантировал себе Царство Небесное...
  Христос многократно и в своих притчах, и прямо указывал на особую важность надежды, призывая человека никогда и ни при каких обстоятельствах не отчаиваться и не унывать...
  Надежда, как и все остальные добродетели, может иметь разные свои степени в человеке...
  Чем больше надежда человека на промысел Божий, на Его вседержительство, на свое спасение (обретение Царства Небесного), тем ревностнее и мужественнее образ его православной жизни... 
 
  Поэтому надежду крайне необходимо взращивать через покаяние в отчаянии, в малой степени надежды и через усердную жизнь по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающую в человеке добролюбие... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава о надежде прп. Исаака Сирина, свщмч. Петра Дамаскина с сайта Святоотеческое наследие, статьи протоиер. Александра Немчинова, архим. Кирилла (Павлова), Юрия Наумова, митр. Лимассольского Афанасия, Марии Городовой с сайта Православие.Ру, статья иер. Димитрия Шишкина с сайта Православие и мир, и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Серафимов и Логослово...





 

 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !     
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1762

Поиск