"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Мужество (Верность)
 
  – радование Христа решительностью, постоянством, непоколебимостью и ревностью в стремлении к добру (к исполнению заповедей Иисусовых)…

 
 


 
  "10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
  (Откр.2)"
  "38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
  39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
  (Евр. 10)"
  "58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
  (1 Кор. 15)"
  "13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
  (1 Кор. 16)"
  "7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
  8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
  9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
  10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
  11 Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
  12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
  (Мф. 11)"
  "5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
  6 Который воздаст каждому по делам его:
  7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную;
  (Рим. 2)"
  "8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
  9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
  3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
  4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
  5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
  6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
  7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
  8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
  9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
  10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
  (2 Кор. 4; 6)"
  "64 Но вы, дети мои, крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо чрез него вы прославитесь.
  (1 Макк. 2)"
  "1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению:
  2 управь сердце твое и будь твёрд, и не смущайся во время посещения;
  3 прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.
  4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив,
  5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения.
  6 Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него.
  19 Твердо стой в завете твоём и пребывай в нем и состарься в деле твоем. 
  20 Не удивляйся делам грешника, веруй Господу, и пребывай в труде твоём
  (Сир. 2; 11)"
  "21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
  22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
  23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
  (Кол. 1)"
  "6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём,
  7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
  (Кол. 2)"






 

  "Если придёт на тебя неожиданное искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло; и найдешь исправление [душе своей. Искушения наводятся на одних для очищения прежних грехов, на других - для прекращения ныне совершаемых, а на третьих, - для предотвращения будущих, кроме тех искушений, которые бывают для испытания [веры и добродетели] человека, как было с Иовом. (Прп. Максим Исповедник)"     
  "Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "После каждого падения нужно вставать и продолжать свой путь к Богу
Мы здесь на земле, как будто на епитимии, поэтому не удивляйтесь, что нас постоянно сопровождают испытания. Мы постоянно грешим, скользим и падаем. Попадаем, по сути, в бесовские ловушки. Святые постоянно подчеркивали, что самое главное — встать и снова идти к Богу. Хоть сто раз в день упадешь — ничего, вставай и иди дальше и не оглядывайся назад; что было, то прошло. Идите вперед и просите Бога о помощи. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Когда мы знаем Христа, мы стараемся жить, как Он. Однако бывают прикосновения испытаний, способных исказить нашу волю. Это вначале требует большого и болезненного напряжения. (Архим. Софроний (Сахаров))"
  "Ты просишь благодати у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь брани, падаешь? Тебе не дается прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение — и так до конца дней. И ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади без сил в битве, взывая в изнеможении: «Не отпущу Тебя, сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей умру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и взывает сквозь бурю: «Я здесь! Препояшь, как муж, чресла свои и следуй за Мной!» Ты же весь — свет и радость: «Увы мне, окаянному! Увы мне, лукавому и непотребному! (Прп. Иосиф Исихаст)" 
  "С возрастанием добродетели возрастает и злоба противника, отыскивающая для каждого поводы к совращению в грех... Когда воюющие видят, что превосходящие силами враги неодолимы в открытом бою, тогда пытаются одолеть их, ведя переговоры и ставя засады. Так и против укрепившихся законом и добродетелью враг выводит силы свои не лицом к лицу, но в засадах строит им козни. (Свт. Григорий Нисский)" 
  
"Лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-нибудь восходил к совершенству, чем, возлюбив порок, заслужить рукоплескания тех, кто не приобрел правильного суждения о делах. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Некоторые христиане терпят сильную брань и терзания от греха и даже укрепляются и умудряются в бранях. Другие же, не имея опыта, сразу ввергаются в беду и гибель, даже если впадут только в одну скорбь. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Что бы ни случилось с нами, мы не должны огорчаться, хотя бы оно в настоящем и чувствительно задевало нас. Мы не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо. Но мы должны быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим, так ; как обещает награду за терпение, или душе, похищенной у нас, чтобы она, оставаясь дольше в этой жизни, не заразилась водворившимся в мире пороком. (Свт. Василий Великий)" 
  "Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта.
Побеждай искушение терпением и молитвою. Если же без них будешь сопротивляться ему, то оно ещё сильнее станет нападать. (Прп. Марк Подвижник)" 
  "Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель - не добродетель. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
  "Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. (Свт. Платон Московский)" 
  "Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. (Луг духовный)" 
  "Разве Бог не мог бы даровать и прежде наших просьб? Но Он ждет, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением. Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а именно поэтому проявим великую твердость и терпением. Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха. Когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, получишь неприятности или увидишь, что другой потерпел это, радуйся, потому ; что это содействует большему воздаянию. Не падай духом, не бросай усердия, не становись ленивым, а напротив - прилагай ещё большее рвение. 
  Добродетель и сама по себе достойна удивления, но если кто-нибудь творит ее, окруженный препятствиями, то она является гораздо более удивительной. Нечестие всегда проявляет большую злобу против добродетели, но не вредит ей, а делает ее еще сильнее. Нечестивые обычно издеваются над решившимися удаляться от нечестия. Но пусть ни бесчестие не печалит нас, ни бедность не стесняет, ни болезнь не ослабляет бодрости душевной, ни людское презрение и унижение не делают нас менее усердными к подвигам добродетели. Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся – тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет. Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Мужество есть твёрдость в опасностях. (Свт. Григорий Богослов)" 

  "Сперва должно быть положено основание, т. е. вера: ибо без веры, как говорит Апостол, невозможно угодить Богу, и потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п. .
  И при всём том должно позаботиться о терпении и мужестве; ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: в терпении вашем стяжите души ваша.
Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением. (Авва Дорофей)"    
  
"Истинное благо для человека – быть православным, а если не быть, то лучше умереть. (Свт. Симеон Солунский)"
  "Брат! ты не обучен ещё браням со врагом, потому и приходят тебе помыслы боязни, уныния и блуда. Противостань им твердым сердцем, ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут царю своего искусства в бранях, не удостаиваются почестей. Вспомни, каков был Давид. Не поёшь ли ты: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое. И ещё:аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Также о боязни: аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.
  Об унынии же: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави. Разве ты не хочешь быть искусным? Но муж, не испытанный искушениями, не искусен. Брани делают человека искусным. Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. Но как ты не знаешь хитростей врага, то он и приносит тебе помыслы боязни и расслабляет твоё сердце. Ты должен знать, что Бог не попустит на тебя брани и искушения выше силы твоей; тому научает тебя и Апостол, говоря: верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете.
  Брат! и я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: «Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях. Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: «Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?» Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. (Авва Исаия)"
  "Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать?
- Человецы есмы, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает. (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот у кого есть мужество имеет и любовь. Бог его не оставит. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Молитвою и постом, слезами и поклонами и благодатию Божией изгоняются из нас бесы; однако и тогда, до исхода своей души, требуется великая осторожность, как бы нам неожиданно по небрежности нашей не сделать что-нибудь неугодное Богу; или как бы бесы не сделали нам какой напасти, и чрез то как бы не отошла от нас благодать Божия. Ибо страшно лукавство и пронырливость злобнохитрых бесов, и бесчисленные злобные коварства и замыслы их. Во всех наших намерениях они мешают и противодействуют нам. Немногие познают сети их; но только души мужественные, которым и Бог открывает. Господь Бог наш да поможет нам и укрепит нас против всех скорбей бесовских, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Прп. Паисий Величковский)"
  "Мы, христиане, должны, несмотря ни на что, жить по-Божьему. Так как жил Господь Иисус Христос посреди мира, как жили апостолы и святые. Потому Господь и сказал: «Посылаю вас как агнцев среди волков». И что с того, что в миру сейчас модно быть волком? Мы ходим перед Богом и душу должны положить за ближнего. Имеем надежду воскреснуть со Христом.
  А жизнь волчья приводит к волчьей яме. Знаете, что это такое? Это два ряда частокола такой ширины, чтобы волк только зашел. Дверца открыта на левую сторону, вход направо. Внутри приманка. Это обычно живой поросенок, но волк не может к нему дойти, он только слышит звук его и запах. Свиньи – это образ страстей и волки за ними только гоняются в миру, но насытиться ими не могут. Страсти только заманивают. Волк заходит направо, идет по кругу до дверцы и закрывает ее головой. Замкнутый круг – это и есть волчья яма. И если волк уходит в эту вечность - замкнутый круг, то как раз и попадает в волчью яму. Поэтому со своей душой лучше не шутить. Не смотрите, что волком быть модно!
  Мы же, христиане – агнцы Христовы, и с Ним жить вечно будем, и со Отцом и Святым Духом. Мы пасемся на злачных пастбищах Священного Писания, орошаемых росою Благодати и вкушаем плоды благодетели. А паче всего вкушаем Хлеб Жизни, как Христос сказал: «Я есть хлеб, сшедший с Небес».
  Люблю я безмолвие с самого младенства. Был безгласным ещё в коляске, родители были заняты трудом и я один лежал в коляске, в тишине. А когда начал ходить и ползать, то залезал под скатерть стола, которая был до пола и, в полной темноте и тишине, сидел часами, пока меня не извлекали оттуда, когда я кому-либо понадоблюсь. Отроком я любил один сидеть в землянках, которые ребята рыли, играя в войну.
  Но потом я осуетился и всё потерял - молодость и мир взяли своё. И вот, однажды, после армии я зашёл в притвор православного храма в городе Ф…. В притворе на стенах красками были изображены пустынники на фоне леса и келии. Я смотрел на них с изумлением и что-то всколыхнулось в моей душе, родное и потерянное. Примерно в это время знакомые подарили мне настенный календарь с изображением преп. Антония и Феодосия Киевопечерских. Я его повесил у себя над кроватью. Первый православный храм, в который я пришёл, был в честь святого, имя которого я теперь ношу в монашестве. А первый монастырь который я посетил, был в честь прп. Онуфрия Великого в г. Яблечна в Польше.
  Возле иконы с частицей мощей прп. Онуфрия я испытал некоторое изумление и сильное желание пустыни. В день Онуфрия Великого меня и постригли в мантию. Если каждый из нас вспомнит, то увидит в своей жизни много дивного и заботливого промысла Божия о нас. Просто мы не видим и не замечаем над собою Божией Милости. Когда я под влиянием Добротолюбия и молитвы Иисусовой, а лучше сказать, по Божию зову, захотел оставить мир, то враг-искуситель обложил меня сильными сетями, чтобы удержать в миру. Свалилась на меня невеста с квартирой, приехал друг со средствами и звал на развлечения.
  На работе выдали премию за год натурпродуктом – несколькими ящиками хорошего виноградного вина. И я понял, что обложен, и если сейчас резко не порву, то уже не вырвусь. Порвал с Божиею помощью, бросил всё и бежал в монастырь. Так и каждый, если рассмотрит свою жизнь, то увидит что посреди сетей ходим многих. Нужно стараться во всём происходящем видеть духовную связь - что от Бога, а что - от диавола. А вот действовать и принимать решения - нам самим. И чью сторону принимаем, тот нам и помогает. И благо если Божию.
  Все бедствия святые преодолели твердою верою. Что такое «твердая вера»? И чем она тогда отличается от нетвердой или еще какой? Если я малодушен в искушениях, ропотлив, уныл, расслаблен душой и телом на доброделание, то это от того, что вера моя слабая, мнимая и внешняя, во мне нет уверенности, что Бог со мною и всем управляет и все содержит. А святые преодолевают - верою Богу во всем. Такой человек тверд и непоколебим как гора. И если нужно ввергнуться в море скорбей и искушений, он сделает это без сомнений. Ибо с ним – Бог! И он верит, что ему никто и ничто не повредит, ибо он во Христе и Христос в нем.
  Когда подвизающийся со всем усердием восходит в делании умно-сердечной молитвы выше меры своей и паче сил своих, то не возмогая устоять на той мере обрывается в горечь и преисподнюю ровно настолько, насколько поднялся, подобно маятнику. Ведь в такой мере горечь кажется горькою, в какой кто лишился сладости. Потому-то так много тех, кто начинает со всей ревностью делание молитвы, но не с рассуждением и ведением меры своей. Когда их сретают сильные искушения и брани, они унывают и вообще бросают всякое делание. Ведь мало есть тех, кто возрастает своевременно и особенно под руководством опытных наставников. Но мужественная душа в какой бы ад ни скатилась, все равно встает с Божьей помощью, поднимается опять. Так стяжается опыт, так возрастает терпение, так учатся молитве, так находят тесный путь. (Записки православного монаха)"


"Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил. Главное в жизни — ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 
 
 
  "Промысел Божий не ограждает нас от искушений. Мы все должны познать искушения. Слаба и ненадежна жизнь, в которой их нет. Но позволяя нам подвергнуться искушению, Бог не желает, чтобы мы совершили грех. Искушение (испытание (слав.) - от авт.) - это не грех. Когда Бог попускает нам подвергнуться искушениям, это означает, что мы должны их преодолеть и сделаться сильнее.
  В самом слове "мужество" есть что-то, что говорит о почти неискоренимой любви к героическому в сердце человека. Но, может быть, самое истинное мужество - это часто менее героическое, но более напряженное и деловое, чем мы склонны представлять. Это, главным образом, выполнение очень мелких дел, вся ценность которых в том, что делать их можно только с верой в Бога: скрывать своё настроение, не говорить ни слова о своих огорчениях, взять на себя ношу прежде, чем её возьмут другие, прощать другим, но не прощать себе.
  Для большинства из нас главное искушение - это потеря мужества, главное испытание наших сил - в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших её проявлениях - это обычная задача жизни многих и, выполняя её, люди показывают, чего они стоят. 
(Св. царственная страстотерпица Александра Фёдоровна Романова)"

 
 

  "Если Господь замедлит дать тебе полную победу над врагами и отложит сие до последнего дня жизни твоей, то знай, что это сделает вящего ради блага для тебя самого; только ты не отступай и не переставай вести брань вседушно. Пусть иной раз и рану получишь, но не слагай оружия и не обращайся в бегство. Одно имей в мысли и намерении - воевать со всем воодушевлением и мужеством, потому что это неизбежно. Нет человека, которого бы миновала брань сия, в жизни ли или в смерти. И кто не ведет брани, чтоб победить страсти и врагов своих, тот неизбежно будет схвачен в плен, здесь ли или там, и предан смерти.
  Если иной раз восчувствуешь такое сильное восстание греховное, что тебе покажется, будто уж и устоять против него не можешь и будто уж сама ретивая ревность противустоять ему иссякла, то смотри, брате мой, не опускай рук, но встрепенись и стой твердо. Это вражеская уловка, помыслом о безнадежности устоять, подсечь само противостояние и заставить, сложив всякое оружие, отдаться в руки врагов. Приводи тогда пояснее на мысль эту кознь врага и не уступай. Ибо пока ты не склонишься произволением на страстное влечение, ты состоишь в числе победителей, отражателей и поражателей врага, хотя бы даже сочувствие твое отошло уже на сторону страсти.
  Принудить же твое произволение никто и ничто не может или против воли твоей вырвать из рук твоих победу и низложить тебя, какую бы сильную и ожесточенную брань ни поднимали в тебе враги твоего спасения. Бог даровал нашему свободному произволению такую силу, что хотя бы все свойственные человеку чувства, весь мир и все демоны вооружились против него и вступили с ним в схватку, они насиловать его не могут; на его стороне всегда останется свобода возжелать предлагаемого и ими требуемого, если захочет, и не возжелать, если не захочет.
  За то оно и отвечает за все и подлежит суду. Запомни же это добре, что как бы ни казался ты себе расслабевшим, ты отнюдь не можешь извинять себя, если склонишься на страстное влечение. Это и совесть твоя скажет тебе. Изготовься же тем ретивее противостоять, чем сильнее падение, и никогда не отступай от такого решения, при всяком таком случае возглашая в себе командирские слова к нам одного из наших главнокомандующих: стойте, мужайтеся, утверждайтеся.
  Держа же таким образом произволение свое непреклонным на греховное побуждение и стоящим на стороне требований высшей воли, пускай в дело одно за другим и оружия свои духовные. Главное из них - молитва. Ею и воодушевляй себя, говоря себе: Господь, просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь, защититель живота моего, от кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю. Не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет меня. О Бозе похвалюся весь день и о имени Его исповемся во век. Страха же вашего, враги, не убоюся, ниже смятуся. Господа сил, Того освящу, и Той будет вам за меня в страх. На Него уповая пребуду, и Той будет мне во освящение. Аще паки возможете, паки побеждени будете: и иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас.
  Воодушевясь так, сделай и ты то же, что делает иной раз в видимой брани воин, сильно теснимый врагом: воин немного отскакивает назад, чтоб избрать лучшую точку и присмотреться, как удобнее пустить стрелу в сердце врага; ты же, собрав помыслы свои внутрь и восставив сознание и чувство своего ничтожества и немощности самому сделать должное в это время, прибегни к Богу всемогущему и с теплым упованием и слезами призови Его на помощь против борющей тебя страсти, говоря: воскресни, Господи, помози мне и избави мя имене ради Твоего. Побори, Иисусе мой, борющия мя, приими оружие и щит; и востани в помощь мою. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Владычице Богородице, не допусти мне уступить врагам и побежденным быть от них.
  Ангеле хранителю мой, кровом крыл твоих укрой меня от вражеских стрел и мечом твоим порази и отжени их от меня.
  Потерпи в таких воззваниях - и увидишь скорую помощь. Внимай, однако ж, себе пристальнее. Враг знает силу таких воззваний к Богу и спешит упредить их или расстроить бессмысленною, возбуждаемою им ропотливостью на Бога, зачем попустил Он подвергнуться такому вражескому нападению и такой опасности пасть, чтоб чрез это и воззвания не допустить или пресечь, и Божией помощи сделать недостойным. Как только заметишь такое богопротивное движение, спеши восставить то искреннее и истинное убеждение, что Бог не искушает никогоже и что каждый искушается от своея похоти влеком и прельщаем.
  Затем вникни в предшествовавшие дела свои, чувства и помышления и найдешь, что из них зародилась приведшая тебя в опасное положение внутренняя буря. Враг наклеветал на Бога, а твои оплошности прикрыл. Тебе предлежит верою оправдать в себе Бога и рассуждением снять с себя вражеский льстивый покров, облегчить себя в поблажках себе и невнимании и, в покаянии исповедав сей внутренний грех пред Богом, возвратиться к воззваниям, как указано, которые возвратят тебе и всегда готовую в таких особенно случаях помощь Божию.
  После сего, когда внутренняя буря стихнет, борение должно идти по общим правилам невидимой брани, о коих отчасти уже сказано.
  Козни врага расстраивают всю жизнь добрую (мужественную - от авт.). Против того, кто, устояв против них (злолюбие/невоздержность и нерадение/леность), но течёт неуклонно добрым путем, враг строит иные козни и иные преткновения. Тут он не на всю жизнь вооружается, а действует урывками против всякого частного дела, которое начинает и делает добрый христианин по Богу.
  Со времени открытия глаз утром после сна до закрытия их снова на ночь мы окружены делами, кои непрестанно чередуются и, следуя одни за другими, не оставляют пустого момента, если мы внимаем себе и не болеем леностью и нерадением. При этом не только дело молитвенного устремления сердца к Богу, не только должные дела в сношениях с другими в правде и любви, не только дела упорядочения в себе равновесия между телом и душой, в подвигах самоумерщвления, но и житейские дела с гражданскими все должны быть обращаемы на содеяние спасения со строгим вниманием, бодренностью и усердием.
  Ревнителям о сем Бог помогает все вести достодолжно, содействуя им благодатью Своею с охранением их Ангелами и молитвами святых. Но и враг не дремлет. Ко всякому делу он подстревает и хлопочет, нельзя ли как-нибудь помутить течение дел наших и вместо должных навести или сбить на дела недолжные: то бросается помешать самому начинанию их; то, когда они начаты, покушается пресечь течение их; то, если в этом не успевает, хлопочет сделать исполнение их и совершение никуда не годными; когда же и в этом посрамляется, то злоухитряется отнять всякую у них пред Богом цену, возбудив тщеславие и самомнение.
  Св. Иоанн Лествичник так говорит о сем: "Во всех деяниях наших, которыми стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу; во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по Богу; а если тати оные и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже, бесшумно подступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем богоугодно. Первому искушению сопротивляется горячее рвение и память о смерти, второму - повиновение и уничижение, а третьему - всегдашнее укорение самого себя. Сие труд есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий. Тогда уже не будет в нас насилия злых навыков, ибо Бог наш есть огнь, поедающий всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое".
  Всего, бывающего при этом, описать никакое перо не может. Внимай себе, одно мерило держа в уме - единому Богу благоугождать всем, и большим, и малым, и сама жизнь научит тебя ясно видеть и проразумевать вражеские козни. Предложу, однако ж, тебе два-три примера, какие смуты воздвигает враг в душе нашей, чтоб попортить дела наши, когда они должны длиться определенное время.
  Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и переносит, враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и подобное.
  Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жалость, что связан по рукам и ногам болезнью. Мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе жалость переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.
  Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить. Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.
  Подобно сему враг расстраивает нередко находящихся на поприще послушания в обители или у какого старца, успевая убедить их, что, оставаясь в этом порядке жизни, они не скоро дойдут до желанного совершенства, и разжигая в них желание затвора или пустынного жительства. И нередко бывает, что таким его внушениям следуют. Но, достигнув этого, там наедине предаются нерадению и теряют то, что прежде приобретено было с трудом в послушничестве.
  И наоборот бывает, что враг успевает выгнать иного из уединения и затвора, убедив его, что он там сидит без всякой пользы для себя и для других, тогда как в обители у него полезные дела текли бы обильно рекой и день и ночь. А когда послушавшийся переходит в обитель, то чаемых дел полезных не успевает наделать, а что приобрел в пустыне, скоро истрачивает и остается ни при чем. И множество многое есть других подобных случаев, когда враг успевает отклонить от одного рода занятий, сманивая к другому, будто полезнейшему, и расстраивая тот и другой.
  От всех таких искушений избавляется легко, кто, имея опытного руководителя, советника и собеседника, со смиренною покорностью следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устраиваться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностью и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности.
  Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того, чтоб ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай. Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Потому, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее.
  Если же случайное положение, в каком находишься и какое, как полагаешь, стесняет круг возможных для тебя добрых дел, от твоей зависело воли, то как ты, наверное, избрал его не без рассуждения, и держись того рассуждения, не позволяй мыслям блуждать по разным возможностям, а все внимание свое устремив и сковав тем одним, что предлежит тебе в твоем положении, спокойно твори сопряженные с ним дела, в полной уверенности, что если ты все посвящаешь их Богу, а не самоугодию, то они не бесплодно наполняют все твое время и приемлются Богом как жертва от тебя самая полная. И пребывай покоен.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
"Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит. Чем больше кто совершает добрых дел, тем больше число людей оскорбляет его; потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди. Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. 
(Прп. Нил Синайский)"
 
 
 
"Преткнулся ты? Отрезвись. Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи, приемли, уверься, что дано тебе, поклоняйся, умоляй о прощении, о спасении, умилостивляй Того, Кто желает дать и может спасти.
Противник употребляет тысячи средств, желая ослабить произволение, отвлечь от упований и любви к Господу, поразному нападая на душу. Или посредством духов злобы причиняет он ей внутренние скорби, или всевает в нее лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы. Или приводит ей на память прежние грехи, даже осуждая душу, чтобы воля ее пришла в расслабление от мысли, что невозможно получить спасение. Этим душа ввергается в безнадежность, считая, что из нее самой рождаются в сердце эти нелепые суетные и лукавые помыслы, а не всеваются в нее чуждым духом, вносящим внутрь ее грех. Между тем, эту мысль внушает злоба врага, которая, чтобы довести душу до отчаяния, не хочет сделать известным, что при душе есть чуждый Богу дух мирского заблуждения.
(Прп. Ефрем Сирин)"
 

 
  "Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам. Итак, возлюбленные мои, переносите мужественно все труды и бедствия, которые встречаются с вами, и в глубоком смирении благодарите Бога за них.
  Вы полýчите некогда плоды трудов своих, как получила оные блаженная Сусанна, которая твердо противилась двум старикам, хотевшим преступить закон удовлетворением страсти своей, оклеветавшим ее и причинившим ей великую горесть. За терпение и твердость ее Бог прославил ее и посрамил врагов ее. Также твердая духом Фекла не устрашилась ни родительских угроз и наказаний, ни огня, ни палача, ни жестоких зверей. Бог дал ей сердечную радость в награду за труды ее, ибо твердость веры ее в Бога погасила горящий огонь, заградила уста жестоких львов, и все враги ее (были) посрамлены.
  Вспомните и об Иосифе, который смирен был и пред Богом, и пред людьми. Когда братья его из ненависти и из зависти к нему хотели пролить кровь его, потому что отец предпочитал его им, то Божественная помощь спасла его от смерти. Братья по ненависти к нему подняли на него рýки свои и продали его в рабы в Египет. Здесь жена господина его причинила ему много беспокойства и печали, так что он, наконец, заключен был в темницу. Поскольку он был целомудрен, кроток, чист и непорочен душою и телом, то не боялся никаких несчастий, но, при уповании на Бога и при помощи Божией, переносил оные мужественно. Наконец Бог прославил Иосифа, сделав его царем над всеми областями египетскими. Господь покорил под нóги Иосифа всех братьев его, которые прежде из зависти ненавидели его.
  Возлюбленные мои! Праведные люди, упомянутые мною, и другие, подобные им, получали от Бога славу не при начале своих духовных подвигов и искушений, но тогда, как Бог испытал их, усовершил несчастиями и трудами и научил их быть мужественными в духовной брáни. Когда Бог видел, что они возлагали упование свое на Него и постоянно переносили несчастия и труды, то давал им славу Своего Божества, и они покоряли врагов своих под нóги свои.
  Стой в правоте пред лицем Божиим. Мужество есть ничто иное, как твердость в истине и сопротивление врагам, когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более.
   Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
  Умная душа, стоя непоколебимо в своем добром намерении, обуздывает, как коня, гнев и похоть — эти неразумнейшие свои страсти, и за то, что борется с ними, укрощая и преодолевая их, увенчивается и удостаивается пребывания на небесах, получая сие, как воздаяние за посев и труды от создавшего её Бога. Будьте мужественны и вместе великодушны: Бог пребывает в чело веке великодушном. Великодушный соответствует воле Божией во всякое время. Мужество есть не что иное, как твёрдость в истине.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине того, что делаешь ради Бога. Никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя бы малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божьей помощью, человек познает ее величие. Но кто познал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется его сердце.
  Человек да не прекращает брани до самой смерти; пока есть в нем дыхание, да не предаст души своей поражению- даже во время самого поражения. Не ослабевайте и не трепещите от вражеских ополчений, не впадайте в безнадежность, если и случится вам на время поскользнуться и согрешить. Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление брани.
  Нет человека, который бы не скорбел во время обучения; и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильной воли. Многократно испытывая Божию помощь в искушениях, человек приобретает и твёрдую веру.
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 









 
  
  Мужество (добрые/правильные верность, смелость, отвага, великодушие, решительность) - следствие/дочь/порождение добролюбия и ненависти ко злу, их же и увеличивающее...
  Мужество противостоит злолюбию/малодушию/двоедушию/нерешительности…
  Мужество всегда сопротивляется тем или иным (всевозможным) порокам - напр., страху человеческому:
 
  "43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
  (Мк. 15)"
 
  Мужество трудно переоценить, т. к. только оно обеспечивает постоянное возрастание в добре и непрестанное умаление во зле...
  Без мужества человек не обладает ни решительностью, ни терпением, ни кротостью...
  Без мужества человек никогда не достигнет поставленной доброй цели, потому что он идет то - к цели, то - в сторону, то - назад, то - стоит на месте и т. п. ...
  Мужество крайне необходимо культивировать, т. к. оно уменьшает малодушие, нерешительность, нетерпение, гневливость, сластолюбие и все остальное зло в человеке...
  Мужество является причиной преданности, противостоящей предательству:

  "69 Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
  70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
  71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
  72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
  73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
  74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
 75 И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
  (Мф. 26)"
  "10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
  11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
  18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. 
  19 ... горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. 
  41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
  42 Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня.

  (Мк. 14)"
  "9 кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
  (Лк. 12)"
  "47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
  48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
   (Лк. 22)"
  "64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 
  70 ... не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
 71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

  (Ин. 6)"
  "20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
  21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
  22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
  (2 Петр. 2)"

 
  Высокую значимость мужества отмечал Бог, когда определял ее у Иова многострадального как его "твердость в непорочности"... 
  О важности мужества говорил Христос иудеям, когда указывал им на Иоанна Крестителя, как носителя мужества...
  Иисус образно сравнивал его феноменальную непоколебимость в добре с иудейским малодушием как с тростинкой, колыхающеюся даже и от малейшего дуновения ветерка...
  Где ветер - образ как удовольствия от твари и зла, так и скорбей от воздержаний (поста), от гонений на праведников и пр. ...
  В наше время мужество нередко проявляется в т. н. нонкомформизе -неприспособляемости с целью той или иной выгоды, корысти (как материальной, так и духовной: власти, славы и пр. - "непрогибании под этот изменчивый мир")...
 
  Возрастает в мужестве человек покаянием в малодушии, нерешительности, злолюбии, посильной настойчивостью в стремлении к добру и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, усиливающей его в добролюбии...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Слово" прп. Антония Великого с сайта Святоотеческое наследие, статьи Гермогена Шиманского, митр. Давида (Качахидзе), митр. Лимассольского Афанасия, игум. Нектария (Морозова), Петра Давыдова, Сергея Мазаева и др. авторов с сайта Православие.Ру, а также соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Серафимов и Тихая пристань...








                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 712

Поиск