"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Память Божия
 
  – радование Христа добрым/благоговейным памятованием о Нём (соединением с Иисусом через внимание к Нему - спасением)… 
 



 
 
 
  "12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
  13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
  14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
  15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память
  (2 Пет. 1)"  
  "1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
  2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. 
  (2 Пет. 3)"
  "1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
  2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
  (2 Петр. 3)"
  "15
 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. 
  (Исх. 3)"
  "9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта. 
  
(Исх. 13)"
  "24
 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; 
  (Исх. 20)"
  "37 И сказал Господь Моисею, говоря:
  38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
  39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
  40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.
  41 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш. (Числа, 15 глава)"
  "11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.
  14 смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
  17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,
  18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.
  19 Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете; 
  (Втор. 8)"
  "18 Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя (исполнять заповеди Христовы - от авт.) во веки и веки. 
  (Пс. 44)"
  "6
 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
  7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
  8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
  9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
  (Пс. 62)"
  "16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою – единственно Твою. 
  (Пс. 70)"
  "12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; 
  (Пс. 76)"
  "16 Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего. 
  52 Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.
  55 Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
  61 Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.
  83 Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл. 
  93 Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. 
  109 Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю. 

  (Пс. 118)"
  "1 И помни Создателя твоего...
  (Екк. 12)"
  "8 И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.
   9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.
  8 И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.
  9 Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
  (Ис. 26)"
  "21 Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня.
  22 Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
  (Ис. 44)"
  "6 На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте,
  (Ис. 62)"
  "7 Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. 
  (Ис. 63)" 
  "5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. 
  (Ис. 64)"
  "50 Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Господе, и да взойдёт Иерусалим на сердце ваше. 
  (Иер. 51)"
  "8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 
  (Ион. 2)"
  "4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. 
  (Мал. 4)"
  "2 Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам. 
  23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
  24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
  25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

  (1 Кор. 11)"
  "1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 
  (1 Кор. 15)"




 


 

Во всякое время помни о Боге:
В радостное - ХВАЛИ БОГА 
В трудное - ИЩИ БОГА 
В тихое - ПОКЛОНЯЙСЯ БОГУ 
Во время боли ДОВЕРЯЙ БОГУ 
Каждое мгновение БЛАГОДАРИ БОГА



  "В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца огражденными и вооруженными. (Свт. Киприан Карфагенский)"
  "Памятуй всегда о Боге, – и небом сделается ум твой. (Прп. Нил Синайский)"  
  "Часто я напоминал тебе, добрая сестра моя, о памяти Божией и ныне опять говорю тебе, что если не потрудишься и не попотеешь, чтобы напечатлелось в сердце и в уме твоем это страшное имя, всуе ты безмолвствуешь, всуе поешь, всуе постишься, всуе бдишь. Одним словом, весь труд монаха будет ни во что без такого делания, без памяти о Боге. Это есть начало безмолвия ради Господа, это и конец. Это многовожделенное имя есть душа безмолвия и молчания. В памяти о нем — радость и веселие, оставление грехов и богатство добродетелей. Это преславное имя едва немногие могли обрести в одном безмолвии и молчании. Иначе же человек и не может улучить его, хотя много будет нудить себя. Потому, зная силу этого слова, я всегда убеждаю твою во Христе любовь безмолвствовать и молчать, ибо посредством этих добродетелей богатеет в нас память о Боге. (Митерикои)"
  "Если все хорошо, то в сутки из двадцати четырех часов вы подумаете о Боге десять минут, остальное время будете думать о себе. Если бы из двадцати четырех часов Бог помнил о нас только десять минут, мы бы не существовали. Если, создав семью, мы бы работали для пропитания своих близких десять минут в день, мы бы с голоду умерли. Если бы, поступив в университет, мы бы учились десять минут в день, мы бы учиться никогда не закончили. Если мы хотим попасть в рай, хотим быть с Богом, но посвящаем Ему только десять минут, а остальное время посвящаем заботам о себе, мы никогда не найдем Бога. (Схиархим. Иоаким (Парр))"


  Записки православного монаха
  Тяжело братьям видеть мирян, вынужденных жить посреди мира, связанных обстоятельствами: семья, долг, работа. Живут среди соблазна, сетей. Но не нужно с соблазнами бороться с напрягом, с усилием, с надрывом. Напротив, нужно спокойно смотреть на все глазами души, но не глазами страсти, т.е. без сочувствия к греху - в этом вся суть и вся спокойная война. 
  Видеть духовно помогает ощущение присутствия невидимого Бога, который все видит, слышит, всем промышляет. И перед Ним ходить, мыслить, говорить, все принимать как от руки Его, все обстоятельства. И не терять при скорбях и искушениях внутренний мир. Чаще всего в искушениях мы уподобляемся обезьянке, которая ловится на рис. Ловцы делают отверстие в тыкве, в которую входит только пустая рука обезьянки, и насыпают туда рис. Обезьянка захватывает его, а вытащить руку не может. Кричит, но рис не бросает, пока ловец не схватит ее и не посадит в клетку. Так и мы: брось сочувствие к страстям мирским - и ты свободен. Мы же кричим: «Искушение!», но рис не бросаем. Вся борьба нетрудная. «Бремя Мое легко», - сказал Спаситель. Трудной делаем её мы.
  Память Божия начинается от всегдашнего памятования вездеприсутствия Божия.
  Это очень важное и сильное делание - стараться всегда помнить, что Бог зрит нас: и мысли, и чувства, и намерения. От сего делания постепенно рождается ощущение невидимого присутствия Божия. Это первый и очень нужный плод. От него рождается живая вера и надежда на Бога, а что рождается от них - лучше достигать, нежели писать. Кто же все сии делания и степени станет проходить с молитвою Иисусовою и смирением перед Богом и людьми - не знаю сможем ли мы за ним поспешить, ибо "обновится яко орля юность" его.
  Во время совершения молитвы Иисусовой нас сильно запинают воспоминания о делах минувших и о тех, которые ныне предлежат нам. Лучшее средство от сего есть память о Боге. Доколе память Божия в нас - дотоле нет в нас памяти о вещах и воспоминаний о делах мира сего. Посему и сказал Давид: "Предзрех Господа пред собою выну" (Пс. 15). А во время совершения дел текущих должно быть сознание Божия присутствия.  
  В практике молитвы Иисусовой есть важный момент, именно то, как совершать молитву. Прп. Серафим Саровский учит, что мы должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве. То есть основа молитвы - память Божия. Сперва нужно установить ум и сердце в присутствие Божие без образа и вида, а только сознанием. И в этом уже состоянии начинать и проходить молитву. Как только уклонился, опять установить себя и продолжать. Потому и назвал прп. Исаак Сирин молитву беседой с Богом. Так и сама молитва гораздо быстрее очистится от помыслов и мечтаний. А у нас зачастую молитва на первом месте, а память Божия либо на втором, либо ее вообще нет. Вот и задача - правильно себя устроить. Тогда для нас главным станет не количество молитв, а их качество и очищение ума и сердца от помыслов и мечтаний. А уставши, можно погрузиться в море Священного Писания или Псалтири, но память Божию и там не оставлять.


 

 

"Один святой говорил: "Воспомяни Бога во дни мира, дабы Бог вспомнил о тебе во дни скорби". Мы должны помнить о Боге всегда: и когда переживаем счастливые дни в мире, здоровье и благополучии, а не только когда находимся в скорби, нужде и опасности - тогда и нас вспомнит Бог, если у нас будут трудности. Всегда будем иметь перед своими глазами милостыню, разнообразную милостыню: и материальную, и духовную - и будем говорить: "Твоя от Твоих". Ничего своего у нас нет, все принадлежит Богу. 
(Архим. Ефрем, Филофейский)"

 
 



“На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, то есть иметь память Божию, что Он тут”
(Схиигум. Иоанн (Алексеев), Валаамский)"

 

 

 
"Во время памятования о Боге умножай моления, чтобы, когда забудешь о Нём, Господь помянул тебя.
(Прп.
 Марк Подвижник)"
 
 

 

"Памятуй о Боге, чтобы и Он всегда памятовал о тебе и, памятуя, Он спасет тебя, и приимешь от Него всякое блаженство. Не забывай Его, паря мыслию в суетном, чтобы и Он не забыл тебя во время браней твоих. Будь послушен Ему в изобилии своем, чтобы в скорбях иметь пред Ним дерзновение в сердечной и постоянной к Нему молитве.
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 
 


  "Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела… Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой. Навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его. Главное ведь ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу в ваше сердце, и там все видит... Это сознание самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни. Бог везде есть и всегда с нами, при нас и в нас есть. Но мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем, и потому, что не помним, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать этой памяти. Тут ничего особенного не требуется, только намерение принять и напрягаться – помнить, что Господь в вас есть, и близ есть, и смотрит на вас и в вас так же зорко, как кто смотрел бы вам в глаза.
   Бог везде есть и всегда с нами, при нас и в нас. Но мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем, и потому, что не помним, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать в этой памяти! 
   Поставьте себе законом: с Господом всегда быть умом в сердце и не позволять блуждать мыслям, а как только уйдут, опять возвращать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать со сладчайшим Господом. Посылаю вам на этот предмет книжку: «Письма о духовной жизни», которая вся направлена к тому, чтобы способствовать утверждению ума в сердце вниманием к Господу и молитвенным расположением. Чем более будете утверждаться в памяти Божией, или в умном предстоянии Богу в сердце, тем более и более будут улегаться и мысли и менее блуждать. Внутреннее упорядочение и успех в молитве идут вместе. 
  Припомните, что с самого начала писем говорено о духе нашем. Вот это и есть восстановление его в его правах. Когда восстановится это, тогда начнется деятельная жизненная переработка души и тела, и внешних отношений, на очистку. И станете вы настоящим человеком. Когда утвердитесь во внутреннем человеке памятью Божией, тогда и Христос Господь вселится в вас. То и другое идет вместе. И вот вам знамение, по которому можете удостовериться, что предивное дело это начало совершаться в вас, именно: некое теплое чувство к Господу. Если будете исполнять все написанное, то чувство такое скоро начнет появляться, и все чаще и чаще, а потом сделается и непрерывным. Чувство это сладостно и блаженно, и с первого появления своего возбуждает желание и искание его, чтобы оно не отходило от сердца, ибо в нем рай.
  Хотите ли поскорее вступить в этот рай? Вот что делайте: когда молитесь, не отходите от молитвы, не возбудив в сердце какого-либо чувства к Богу: или благоговения, или преданности, или благодарения, или возвеличения, или смирения и сокрушения, или благой надежды и упования; также, когда, по молитве, читать станете, не отходите от чтения, не доведя до чувства вычитанной истины. Эти два чувства, подогревая себя взаимно, могут, если будете внимать себе, и весь день Продержать вас под своим влиянием. Потрудитесь в точности исполнять эти два приема – и сами увидите, что будет.
  Память о Боге Бог Сам прививает к душе. Но для этого душа сама себя должна потомить и потрудить. Трудитесь, всеусильно нудя себя на непрестанное памятование Бога. И Бог, видя, как усердно вы желаете этого, даст вам память о Себе. Все время, от пробуждения до сна, ходите в памяти о Божием вездеприсутствии, в том помышлении, что Господь видит вас и исчисляет все движения мысли и сердца вашего. Потому непрестанно молитесь молитвой Иисусовой и, часто приходя к иконам, творите несколько поклонов, по движению и требованию сердца вашего, так чтобы все дневное время у вас было часто прерываемо немногими поклонами и проходило в непрестанном богомыслии и творении молитвы Иисусовой при всякого рода занятиях.
  Все дело в том, чтобы навыкнуть внимание держать всегда на Господе вездесущем, и всё видящем, и желающем всем спастись, и готовом способствовать этому. Этот навык не даст скорбеть — внутренняя ли или внешняя скорбь беспокоит, ибо он доставляет душе полное удовлетворение, которое, насыщая душу, не даст места никакому чувству скудости и недостаточности, повергая себя и все свое в руки Господа и порождая чувство Его непрестанного заступления и помощи. Молитва не одно то, чтобы стоять на молитве. Держать ум и сердце обращенными и устремленными к Богу есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был.
  Правило молитвенное – своим чередом, а это молитвенное состояние – своим. Путь к нему – навыкновение всегда памятовать о Боге и о последнем часе, с Судом вслед за ним. Вот наладьтесь так, и все пойдет хорошо. Это значит: внутри всякий шаг посвящать Богу... А шаги по заповедям направлять надо. Заповеди же знаете. Вот и все!.. Каждый случай можно подвести под заповедь и внутренне посвятить Богу свое в Нем действие. Так будет вся жизнь посвящаться Богу. Что же еще требуется? Ничего. Видите, как просто. Ревность о спасении у вас есть... Когда есть ревнование, оно свидетельствуется жаркой заботой о спасении. Надо всячески избегать охлаждения. Охлаждение бывает вот как: начинается забвением...
  Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит – словом, закрывается вся духовная область. Это и от врага бывает, и от рассеяния мыслей делами, заботами, многим обращением с людьми. Когда все это бывает забыто, охлаждается сердце и пресекается его сочувствие духовному ... вот и нечувствие. А когда оно бывает, вместе с ним происходят и движение нерадения и беспечности... Вследствие этого духовные занятия отлагаются на время, а там и совсем оставляются. И пошла старая и беспечная, и нерадивая Жизнь в богозабвении, в собственное лишь угождение. Хотя при этом безалаберного и ничего не будет, но и Божиего не ищи. Пустая жизнь! 
  Если не хотите попасть в эту пропасть, то берегитесь первого шага — забвения. Потому ходите всегда в памятях Божиих, то есть о Боге и Божиих вещах. Это будет поддерживать сочувствие к ним, а от того и другого постоянно будет теплиться ревнование. И это жизнь! Относительно умной молитвы держите одну предосторожность: Чтобы при непрестанном памятований о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах пред лицом Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии. Частое памятование о Боге без благоговения притупляет чувство страха Божия и тем лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духовных движений и которого, кроме него, ничто произвести не может.
  Спрашиваете о молитве. Встречаю у отцов, что, молясь, надо изгонять все образы из головы. Я так и стараюсь делать, напрягаясь стоять в том убеждении, что Бог везде есть... есть и тут, где моя мысль и мое чувство. Совсем от образов освободиться не имею успеха... но они все более и более испаряются. Верно: есть время, когда они совсем исчезнут. Епископ Феофан Затворник
(Свт. Феофан Затворник)"

 
 


 
"Понуждайте себя чаще вспоминать Господа. Ведь кого любят, тот всегда в памяти любящего.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 




  "Непрестанным возбуждением ума к Богу должно оживлять изнемогшие члены в душе; потому что ум наш призывается к тому, да будет, по изречению Павлову, всегда един дух с Господем. Сие же тайное борение, и размышление о Господе, и труд сей надобно нам иметь день и ночь при всяком исполнении заповеди, молимся ли мы, едим ли, служим ли, пьем ли, другое ли что делаем, чтобы всякое доброе начинание, нами совершаемое, совершалось в славу Божию. Ибо все сообразные с заповедями дела наши освящаются и в чистоте нами совершаются непрестанным памятованием о Боге, страхом и любовию к Нему; и тогда бывает уже вне влияний сквернящего делаемое по заповедям Божиим.
  "Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге; ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, то есть, не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа; но, и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь и приверженность к Нему. Ибо говорит Он: где ум твой, там и сокровище твое. К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, то бывает для него богом. Если сердце вожделеет всегда Бога, то Бог есть Господь сердца его. 
(Прп. Макарий Великий)"

 

"Будучи в келлии своей, занимайся трудами рук своих, не забывай никогда имени Господа Иисуса, но непрестанно воспоминай об оном в уме своем, сохраняй оное в сердце своем, хвали устами своими и говори: «Господи мой Иисусе Христе, помилуй меня; Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою; хвалю Тебя, Господи мой Иисусе Христе».
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
  "Если потрудишься совершить молитвословие (напр., утреннее правило - от авт.), то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для сего не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтоб это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим еси над бездной ничтожества, и содержа сие в мысли, всякое дело свое, и большое, и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивая на то благословения, и ко славе имени Его обращай все.
  Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения. Проводи так день за днем, и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоём.
  Чтобы с большим удобством мог ты подвигать волю свою — во всем желать одного угождения Богу и славы Его, припоминай почаще, что Он прежде разными образами почтил тебя и явил к тебе любовь Свою: создал тебя из ничего по образу и подобию Своему и все другие твари сотворил на служение тебе; избавил тебя от рабства диавола, послав не ангела какого, но Сына Своего Единородного, чтобы Он искупил тебя не тленною ценой злата и серебра, но бесценною кровию Своею и Своею смертию, самою мучительною; после же всего этого каждый час и каждое мгновение сохраняет тебя от врагов; борется за тебя Божественною благодатию Своею; уготовляет в питание и защищение тебя в Пречистых Тайнах тело и кровь возлюбленного Сына Своего. Паче же всего этого, теперь сказанного, содержи всегда в памяти, что Божеское величие само по себе достойно всякого чествования, поклонения и чистосердечного служения на благоугождение Ему.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 
 


"Многие всегда слышат о каком-либо городе, и им случается войти в него, не зная, что он тот самый город; так и ты, брат, целый день проводишь в памяти Божией и не знаешь того. Иметь заповедь и стараться сохранять её - в сём заключается и повиновение, и память Божия. Справедливо сказал тебе брат Иоанн: оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесёшь и плоды. Если не знаешь полезного, то последуй знающим, и это есть смирение, и получишь благодать Божию. 
(Прп. Варсонофий Великий)"

 
 
 

 
  "Научитесь такой вере в Бога, чтобы дышать Им как воздухом. Носи в сердце постоянно слова: Христос есть любовь, и старайся любить всех, жертвуя для любви не только именем, но и собою. При возмущениях страстей вводи в сердце Распятую за нас Любовь — и возмущение исчезнет. Господи! Чего я боюсь врага лукавого? Мне только вспомнить о Тебе нужно - и я спасен. Стой за богодарованное тебе право. При Богослужении ради смирения помни - чем ты был и чем тебя Бог сделал. Помни своё детство, помни своё бедство, помни свою юность. Имей всегда Бога пред глазами и не упускай Его никогда из виду. Ты всегда будешь победителем. 
  Благодарю Тебя, Господи, от всего моего сердца и молю Тебя: даруй мне помнить постоянно возникновение своё из ничтожества, немощи моего детства, трудность моего воспитания, незнатность моего происхождения и чтобы всегда смиряться, благоговеть пред Тобою. 
Господи! Даруй мне помнить чаще, что Ты из ничего меня произвёл на свет и всё, что я имею, дарствовал по великой Твоей милости. Тело человека, животного, тело плода, например арбуза, дыни, — одного Творца, одной Премудрости, из одной земли; человек — плод; животное — плод и арбуз — плод. О Боже! Даруй мне видеть Тебя, Единую Премудрость, везде, во всяком плоде земном. — Тело человека, тело животного и тело плода — цель, торжество физической природы: вся органическая природа стремится воспроизводить себя. 
  
Не выпускай, пожалуйста, из головы светлой мысли о Боге как нашем Творце, Верховнозаконодателе и Отце. Ах, как мы много грешим оттого только, что забываем о Боге или представляем Его как-то несовершенно, слишком человекообразно, тёмно! 
  Взирай чаще на небо и зри там верою Господа славы, воспеваемого непрестанно небесными Силами, — и стой в вере, мужайся, утверждайся.
  «Предзрех Господа предо мною выну,» — говорит Богоотец Давид, — «да не подвижуся»
. Я должен также непременно видеть всегда пред собою Господа, чтоб не грешить, потому что Он всегда одесную меня. Особенно я должен видеть очами веры и никогда не упускать из виду Господа в храме, в котором Он непременно присутствует, когда в нём есть двое или трое человек, собравшихся во имя Его. 
  «Помянух Бога и возвеселихся»
. Как «недалече от единаго коегождо нас Господь» Бог: мысль живой, сердечной веры — и Он с нами, радует и веселит нас; луч несомненной надежды — и Он с нами, радуя нас вещами уповаемыми, как бы настоящими; дело любви — и Он, как Любовь всеобъемлющая и всё содержащая в Своей любви, опять с нами и в нашей совести, в её мире свидетельствует нам своё животворное для души благоволение. 
  Смотри, везде держи себя простосердечно и с любовию: Господь Бог везде смотрит на тебя — и дома, и на улице, и в церкви, и в домах других людей.
  
Господи! Мы — дело рук Твоих. Даруй нам чаще живо помнить это, чтобы стопы наши текли право, чтобы имели пред Тобою всегда подобающее, благоговение как твари Твои. 
  Х
оди всегда пред Богом, как пред лицом Отца всеблагого, всемогущего, скоропослушливого, всегда готового исполнять праведные желания и прошения сердца нашего.
  Почитая святых Божиих, прославляя дни памяти их, мы должны помнить, что и нас ожидает вечное упокоение и слава, если мы будем подражать вере и жизни их. 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"


 


"Молитва есть обращение человеческого ума к Богу. Первое движение ума есть движение вовне, второе - к самому себе и третье - к Богу. Вот это третье даётся труднее всего. А без молитвы, без постоянного памятования о Боге, выражением чего является молитва, мы не можем устоять против мысленных искушений, постоянно одолевающих нас. Чтобы чисто молиться, без парения мыслей, нужно отказаться от самого себя и от мира, во зле лежащего, а мы этого не хотим и не можем, вот и нет у нас настоящей молитвы. Убеждаешься, что истинная молитва есть дар Божий, как и всё благое и совершенное. Удостоимся ли мы его?
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"


 
 

   
Мысли о страданиях Христовых:
"1. Помяни Христа в вертепе и в темнице – и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.
2. Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания – и для тебя не желательна будет изящная одежда.
3. Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.
4. Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
(Свт. Филарет Московский)"


 
  


"Всегда и непрестанно возводи ум и душу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей да всегда с Ним будешь соединен. Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба.
(Свт. Димитрий Ростовский)"







"Исполнителям заповедей свойственно всегда предпочитать всему величайшую родовую заповедь о памяти Божией, гласящую: помни Господа Бога твоего всегда. За нарушение её люди погибли и через нее могут спастись.
(Прп. Григорий Синаит)"





  

"
Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нём.
(Прп. Нил Синайский)"




  

  
"Теперь (в мире сем - от авт.) нигде нельзя найти спокойного (уединённого - от авт.) места (для устной молитвы - от авт.). Теперь только одно надо помнить (речь здесь идёт и о памяти Божией как таковой, и об умной/безгласной молитве - от авт.): "Возведу очи мои в горы (в Царство Небесное - к Царю Господу Иисусу Христу - от авт.), откуда и придёт помощь моя."
(Прп. Никон Оптинский)"





"Великое дело развить в себе чувство вездеприсутствия Божия, чувство близости Творца. Ты живешь и не чувствуешь Бога, от этого и все срамное легко творишь. А если бы постоянно в твоем сознании предносилась мысль о Боге, а сердце постоянно бы чувствовало Его, ты не так бы легко двигался на все дурное. Вера у тебя слаба, ты слишком захвачен земными заботами, вся жизнь, все интересы у тебя здесь, на земле, — вот и заглохла у тебя мысль о Боге, вот и зачерствело твое сердце. Вспомни, как многих один мимолетный проблеск мысли, что есть Творец, что есть Судия, спасал от грехов и падений. Представь же: если бы у тебя всегда была жива мысль о Боге, каким предохранительным средством это служило бы от поползновения ко греху? 
(Еп. Арсений (Жадановский))" 


















  Память Божия (хождение/житие пред лицем Божиим, пребывание/нахождение в ощущении Его реального присутствия везде/всегда/во всём) - добродетель, противостоящая пороку забвения… 

  "24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял (как бы на Небеса - от авт.) его (до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, когда Енох вместе с пророком Илией будут свидетельствовать об Антихристе и Евангелии - от авт.).
  (Быт. 5)"

  Память Божия является одним из многочисленных проявлений трезвения:

  "2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
  3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
  (Откр. 3)"

 
  Память Божия - следствие/проявление мученичества и любви к Богу, их же и увеличивающая...
  Память Божия прямо пропорциональна и мироотречённости (являясь как бы её лакмусовой бумажкой/индикатором/свидетельством) - точно так же как забвение прямр пропорционально сластолюбию и обмирщённости, ненависти или равнодушия к Богу (являясь их порождением/проявлением/следствием)... 
  Память Божия была заповедана людям еще в Ветхом Завете:
 
  "5 Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего...
  (Тов. 4)"
 
  Христиане же по определению должны непрестанно исполнять заповеди Христовы… 
  Они должны жить по ним… 
  А для этого необходимо постоянно быть в соединении с Христом (находиться в молитвенном состоянии)… 
  А как же начнешь молиться, если предварительно не вспомнишь о Христе?...
  Память Божия и предваряет молитву, и сопутствует ей…    
  Памятование о Христе и молитва - нераздельны…
  Память Божия иногда называется хождением перед Богом, перед Его лицом или перед Его очами...
  Память Божия - необходимое условие молитвы, а значит и исполнения любой заповеди Христовой...
  Некоторые св. отцы (в полном соответствии с Библией) называли память Божию и умною молитвою, и умным деланием, и "хождением пред лицем Божиим", и предстоянием пред Ним:

  "4 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
  5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
  6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
  7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе.
  8 И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.
  "9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. 
  (Чис. 21)"

  Медный змей на знамени здесь - образ распятого на кресте Христа, взгляд надежды (просьбы о спасении) на него - образ умной/сердечной молитвы/памяти Божией, а жалющие змеи - образ бесов, соблазняющих человека страстями (внушающих ему порочные помыслы - стужевание)... 
  Отсюда же ясно, что память Божию можно назвать и одной из разновидностей созерцания (его начатка) - ощущением реального/живого присутствия Бога (как вовне - на стадии очищения/новоначалия, так и в сердце/вовнутрь - на этапе освящения/преуспевания)...
  Память Божия по определению полезна тем, что она умаляет порок забвения и увеличивает системообразующую добродетель любви ко Господу Иисусу Христу...
  В заключение отметим, что память Божия (молитва в кавычках) может быть и порочной...
  Вспомним, напр., евангельского фарисея...
  Или напр., когда к Сисою Великому пришел некто и сообщил, что имеет непрестанную память Божию, тот ответил, что нет ничего выше видения себя ниже (хуже) всякой твари...
  Или когда некий аскет пришел к некоему отцу и сообщил ему, что имеет непрестанную молитву Иисусову, тот ответил, что можно иметь непрестанную молитву, подобно тому, как некий ругатель просто привык непрестанно материться...
  Ибо память Божия может быть и ложной (подобной бесовской)...
  Ибо истинная память о Спасителе может быть только у погибающего - у видящего всего себя во грехе (в геенне/в погибели)...
  Высокие значимость и важность памяти Божией подтверждается и в Ветхом Завете…
  По различным оценкам количество Ветхозаветных заповедей и постановлений (иудеи напр., насчитывают 613) колеблется от трёх до восьми сотен…
  Понятно, что невозможно было их исполнить простому человеку со всею точностью и полнотою…
  Удалось это только Иисусу в доказательство Своей Божественности…
  Для евреев же такое огромное количество ветхозаветных заповедей было необходимо не только для сдерживания их порочности и смирения (т. к. видели они свою немощность явно), но и для памяти Божией…
  Ибо хотя бы и только пытаясь жить по заповедям Божиим и не будучи способными их исполнять, они, тем не менее, просто не могли не помнит о Заповедавшем, будучи повсеместно и непрестанно обязанными следить за своей внешней и внутренней жизнью, досконально и подробно регламентированной Богом…
  Поэтому важнейшим аскетическим смыслом для евреев и назначением Ветхозаветных заповедей для них являлась память о Боге, заповедавшем их…    
 
  Возрастает человек в памяти Божией покаянием в забвении, в сластолюбии, в злолюбии и в гордости, посильным упражнением в непрестанной молитве и через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в любви и мученичестве...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава свт. Игнатия Брянчанинова, слово "О памяти святых (ибо "дивен Бог во святых своих") архиеп. Александрийского Евсевия с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайта Азбука веры...

 





 

 
                                                     ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 675

Поиск