"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Ревность правильная
 
  - радование Христа потребностью в добрых телесных/душевных/духовных действиях/усилиях/принуждениях… 
  




 

  "15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель;
  (Втор. 6)"
  "16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. 
  (Лк. 16)"
  "11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 
  13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 

  (Рим. 12)"
  "25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
  26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
  27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
  28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 
  (Рим. 15)"
  "1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, 
  12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. 

  (1 Кор. 14)"
  "2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 
  (2 Кор. 11)"
  "10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
  "29 Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми. 
  (Прит. 22)"
  "10 Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. 
  (Екк. 9)"
  6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. 
  (Екк. 11)"
 "13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. 
  (Ис. 42)"
  "4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
  5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
  (Иак. 4)"
  "18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
  (Гал. 4)"
  "10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
  11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
  (Евр. 6)"
  "14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. 
  (Евр. 12)"

 




 
 
  "Чем усерднее каждый из нас стремится к познанию Бога, тем глубже постигнет Его в истине, полноте и совершенстве. Соразмерно усердию, прилагаемому нами, Бог заполняет наше сердце, ум, существо. 
Ибо все мы, сколько бы нас ни было – два, три, двадцать три, стоя перед одним источником, почерпаем из него разное количество воды в зависимости от того, насколько сильна наша жажда. Точно так и в духовной жизни. (Прп. Емилиан Симонопетрит)"
  "Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое. (Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"
  "Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью. Если Господь видит, что мы обращаемся [к добру], делаемся скромными и полагаем хоть некоторое начало, то и со Своей стороны оказывает нам помощь, делая для нас все легким и удобным. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства. Божие благословение тебе. Храни тебя Господь! (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 "Если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Заповеди являются основой духовной жизни, которая состоит в борьбе с собственными страстями и в жизни по добродетелям. Это - длительный труд, который предстоит человеку на протяжении всей его жизни (Архим. Сергий (Шевич))"
 
 "Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве Слова Божия. Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой. Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа, - поет Церковь. Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его, говорит Господь и Спаситель наш. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 
  "Ты пишешь, что борет тебя гнев, и мира и утешения не имею. Если не будешь трудиться и работать над своим сердцем мира и утешения не будет. Надо же наконец взять себя в руки, не все же жить спустя рукава. Ибо понуждающие себя восхищают Царство Небесное. Прп. Антоний Великий сказал своему ученику: "Ни Бог, ни я тебе не помогу, если сам не будешь трудиться." (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "
Господь часто оставляет в человеке остатки страстей именно для того, чтобы человек учился брани и чрез это становился искуснее, приобретал опыт. Как в природе: кошки, слегка придушив мышь, приносят ее котятам, а те учатся ловить и побеждать мышь. Кошка понимает, что если так не поступать, котята не вырастут ловцами и бойцами. Так часто и Господь, ослабляя силу страсти, хочет, чтобы победу совершили мы сами. И нам же ее приписывает, хотя без Его силы и поддержки мы не смогли бы ничего совершить. 
  Не исполняет о себе замысла Божия тот, кто уклоняется от брани и всю жизнь хочет быть только послушником – «простите, благословите». За этим много сокрыто: и лень, и жалость плоти, и неразумие. Ведь если посмотреть Апостольские послания - всюду там говориться о возрастании, совершенстве, трезвении, совоскресении. Апостолы заботились о росте духовном. Ап. Павел с печалью даже говорит: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими». И в другом месте: «Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
  Мы – воины Христовы. Так порадуем Воеводу усердием, научаясь брани, приобретая опыт, достигая победы. Беда в том, что мы знаем много пустого и ненужного, а нужное знаем поверхностно, не имея практического опыта. Как аптекарь без образования: «Что, живот болит? Щас найдем… Так, где полка от живота?.. Ага, вот! Десять штук есть разных… Ну, на вот эту». Так и мы сегодня лечим друг друга. Посему не поленюсь повторить: нужны не знания, а жизнь и приобретение опыта в бранях.
  Как-то гулял я за монастырской стеной и встретил послушника, который с радостным, сияющим лицом нес два ведра из братского туалета. И говорит мне: «Отец, грехи свои выношу, еще 20 ведер осталось». А носить метров 200 в сточную яму. Ему повезло: его духовник сразу объяснил ему суть всех дел и плод от них. От этого у него была сильная ревность. Я был монастырским будильщиком и этот послушник просил будить его заранее, боясь проспать полунощницу. Я будил, он вставал, начинал одеваться, я выходил, а он падал на кровать и продолжал спать. Обижался на меня, что я его не разбудил – наутро он ничего не помнил. Много раз он просил меня засунуть два провода в розетку над кроватью, а он с вечера привяжет их к ногам. Я не решился на это. Такая ревность бывает от правильного понимания, а правильное понимание от правильного руководства. Соседи же его по келии - «опытные» послушники - когда их звали на послушание, смотрели, как глубоководные рыбы, большими сонными глазами и искали способ избегнуть всего, кроме трапезы. Прямо как лягушки из «Дюймовочки»: поспали – можно и поесть, поели – можно и поспать. Это признак непонимания сути – без нее не рождается ревность, а без ревности не исправляется жизнь.  
  Некоторые проводят жизнь духовную с неким расслаблением, думая, что спасать нас - есть дело Благодати, а не нас самих также. И рассуждает подобно Нееману Сириянину: «Я думал, он придет, возложит руку свою и исцелит проказу» (греховную). Но не так бывает в жизни христианской. Господь Иисус говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Так что требуется и от нас усилие, как выразился прп. Иоанн Карпафийский: «Произращать в себе нетление», то есть свойства нового человека во Христе, чистоту ума и сердца, жизнь по заповедям Божиим во всяком целомудрии и воздержании. (Записки православного монаха)"


 

"Каждый христианин должен находить для себя обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства. Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми. 
(Свт. Филарет Московский)"


 
"Если бы человек хоть чуть догадывался о том, что будет с ним после смерти, он согласился бы день и ночь, много лет, предаваться молитве, стоя по горло в червях, чтобы только избегнуть назначенного наказания…
(Прп. Серафим Саровский)"

 

 
  "Не слышали вы разве Моего Евангелия, которое говорит: блажени плачущии, яко тии утешатся? Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались, разговаривали один с другим и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему. Не говорил ли Я, что тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, и что нудится царствие небесное и только нуждницы восхищают его? А вы разваливались на мягких постелях и изобретали всякого рода упокоения плоти своей.
  Не говорил ли Я, что хотящий быть первым пусть будет последним и всем раб и слуга? А вы предпочитали председания и преждевозлежания (первые, высшие места в собраниях. - Ред.), власти и чины великие, и не хотели со смирением послужить бедному, убогому и всеми брошенному. Не говорил ли Я: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде? А вы исполняли только свои хотения и похоти, лихоимствуя, похищая, обижая, и вообще угождали только себе самим. Не говорил ли Я: аще тя кто ударит в ланиту, обрати ему и другую? А из вас одни только смеялись, слушая это, а другие даже и слышать этого не хотели, говоря, как нехорошо и несправедливо Я предписал это. Не говорил ли Я: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два? А вы, сами никогда этого не исполняя, заставляли только так делать братий своих.
  Не говорил ли Я: блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради? А вы не сносили даже слова несколько сурового, не только от равных вам, но и от больших вас. Не говорил ли Я: радуйтеся и веселитеся во время гонений и скорбей? А вы любили паче похвалы, честь и славу, и, когда случалось вам испытать скорбь какую, не рады бывали и самой жизни своей. Не ублажал ли Я нищих? А вы никогда от души не хотели сделаться нищими. Не говорил ли Я, что кроткие наследят царствие небесное? А вы были как звери дикие в отношении к тем, которые не исполняли малейших желаний ваших; когда же видели, что они не исполняли заповедей Моих, тогда сочувствовали им и были снисходительны и кротки, говоря, что Господь повелел быть снисходительными к таким и кроткими. Не говорил ли Я вам: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть? А вы говорили, что это дело Апостолов и великих святых, ибо кто другой может так делать? Бедные и несчастные! почему же сами вы не делались святыми? Не слышали разве, как Я говорил: святи будите, якоже Аз свят есмь? А вы оставались в грехе и в нечистотах похотных.
  Жёнам же особо скажет Он: не слышали вы, как в церкви читали жизнь и деяния святой Пелагии, которая была прежде блудницею, а после сделалась святою? Жизнь и деяния преподобной Марии Египетской, которая тоже была блудною и нечистою, а потом соделалась земным ангелом? Жизнь святой Феодоры, которая впала в прелюбодейство, а потом явилась чудотворицею? Не слышали также жизнь Евфросинии девы, преобразившейся в Смарагда? И еще жизнь Ксении, воистину странной и дивной? Не слышали, как они оставили родных, богатство и самых обручников своих и, Мне послужив в бедности и смирении, соделались святыми? Почему же и вы не подражали им - блудницы блудницам, распутницы распутницам, замужние замужним, девы девам?
  Опять и мужам - царям и властителям скажет Он также: не слышали вы, как Давид согрешил, и, когда пришел к нему Пророк Нафан и обличил его, не противоречил ему, не разгневался и не скрыл греха своего, но тотчас встал с престола своего и, падши на землю пред всеми, сказал: согрешил я пред Господом моим, - и во всю жизнь свою не переставал день и ночь плакать, проливать о том слезы? Не слышали, что тот же Давид говорил: от гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней... Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях? И опять: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю омочу? Не слышали, как еще говорил он:Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит? Почему же и вы не подражали ему и подобным ему? 
  Если хоть и малые какие знаете за собою погрешности, отбросьте и их сколько можно скорее, чтоб за эти малости, как вам кажется, и вам не пришлось стать ошуюю. Не считайте эти малости малыми и ничтожными, но имейте их за великие. Ибо кто погрешает по своей воле в малом и бережется от большего, тот большему подпадает наказанию, так как, победив большее, побеждать себя допустил меньшему. К тому же и одной страсти достаточно, чтоб ввергнуть нас в ад, как сказали мы выше, приведши во свидетели самых Апостолов - Иоанна и Иакова. Ибо не столько достоин воин похвалы за мужественную вначале борьбу и победу, одержанную над более сильными врагами, сколько порицания, презрения и отвержения за то, что попустил одолеть себя тому одному, слабому.
  Таким же образом, братия мои возлюбленные, и мы никакой не получим пользы, если, победив большие страсти, останемся побежденными от меньших, - именно: если сохраним от осквернения плоть свою, если не будем поддаваться гневу, зависти и корысти, но будем порабощены объядению, винопитию, или сну, или лености, или прекословию, непослушанию, или ропоту. Перестанем же считать малости малостями, но, слыша что многие были осуждены за них и сильно наказаны, будем воздерживаться всеми силами от них, чтоб избежать вреда, причиняемого ими.
  Пусть никто из вас, братия мои, не останется связанным какою-либо из малостей, как и всякою другою страстию, но отныне же пусть положит начало покаянию. Не стыдись никто обнаружить победу над собою, исповедав грех свой, если когда побежден будет какою страстию, да посрамится враг диавол и прекратит свои нападения. Не дадим господствовать над собою ни зависти, ни гневу, ни ярости, ни вздорности, от которых обыкновенно происходят срамословие и ругательство. Да не господствует над нами тщеславие, гордость и высокоумие, чтоб низвергнуть нас во глубину ада. Далеко от себя отгоним все сие, и вместо того стяжем всякую добродетель.
  Спросите, кто же может усмотреть все эти маленькие прегрешения, чтобы воздерживаться от них и не провиниться ни в одном из них, когда их бесчисленное множество? Я скажу вам, кто благодатию Божиею может не провиниться в них. Кто всегда помнит грехи свои и помышляет о будущем суде, кается и плачет, тот преодолевает и препобеждает все вообще страсти. Ибо он подымается силою покаяния столь высоко, что никакая страсть не может достать его и схватить душу его, парящую горе. Но если ум наш не возвысится и не достигнет меры бесстрастия покаянием, слезами и духовным смирением, происходящим от слез, то нам невозможно быть свободными от сказанных страстей.
  Мы будем уязвляемы непрестанно то одною, то другою страстию и снедаемы ими, как дикими зверьми, и здесь, и по смерти за них не сподобимся царствия небесного, и ими же терзаемы будем всю вечность. Посему умоляю и не перестану умолять всех вас, духовные братия мои, не нерадите о спасении своем, но подвизайтесь всячески приподняться немного от земли, потому что если совершится над вами это чудо, что вы (духовно) как бы повиснете в воздухе над землею, то, восхитившись чудом сим, вы уже не захотите более сойти на землю или стоять на ней.
  Землею называю я мудрование плотское, воздухом - мудрование духовное. Сказанное мною значит, что когда ум наш освободится от лукавых помыслов и страстей и мы, в силу сего, вкусим свободу, какую даровал нам Христос, Бог наш, тогда мы не захотим уже низойти в прежнее рабство греха и плотского мудрования. Но будем всегда бодренны и трезвенны, и будем непрестанно молиться, как заповедал нам Господь наш, говоря: Бдите и молитеся, - пока не внидем в блаженное царство небесное и не получим обетованных благ благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава во веки веков. Аминь.
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 66-е)"

 

  "Кто пришел ко Христу, тот вначале должен даже насильно привлекать себя к добру, хотя и не хотело бы того наше сердце. Ибо неложный Господь говорит: царствие небесное с нуждею восприемлется, и нуждницы восхищают его. А также должен он употреблять усилие внити сквозе тесныя врата. Посему, как сказано, и неволею надлежит понуждать себя к добродетели; - понуждать к любви, кто не имеет любви; - понуждать к кротости, в ком недостает оной; - понуждать к тому, чтобы иметь сердце сострадательное и человеколюбивое, переносить бесчестие и презрение, быть терпеливым, когда уничижают.
  И когда Бог видит, что, не имея еще способности к молитве, и не приобретши духовной молитвы, подвизаемся таким образом, и, хотя как бы противодействует сердце наше, с нуждою привлекаем себя к добру; тогда дает истинную молитву, дает милосердие, терпение, великодушие, и одним словом исполняет нас всякими плодами Духа. Если же кто, будучи скуден в прочих добродетелях, и станет, может быть, понуждать себя к одной только молитве, чтобы иметь ему дарование молитвы, но нерадит и не заботится о кротости, о смиренномудрии, о любви, и о всем этом благородном семействе добродетелей, - еще же и о том, чтобы твердым быть в вере и уповании на Христа; то, хотя таковому, по прошению его, и дается иногда благим Духом отчасти молитвенная благодать в весельи и упокоении, однако же остается он лишенным всех прочих доброт, потому что, как сказано, не понуждал себя к приобретению оных, и не умолял о том Христа.
  Ибо надлежит не только к сказанному выше побуждать себя, даже и против воли, и просить Бога, чтобы даровал сие, но побуждать и к тому, чтобы судить, какие речи неполезны и совершенно праздны и недостойны языка, устами же и сердцем поучаться всегда в словесах Божиих; еще побуждать и к тому, чтобы не раздражаться и не производить воплей; ибо сказано: всяка горесть и гнев, и клич да возмется от вас; а также побуждать к тому, чтобы никого не оговаривать и не осуждать, не надмеваться.
  И тогда Господь, видя, что человек, как сказано, владеет собою и насильно влечет себя, без сомнения, дарует ему без труда и удобно совершать, чего прежде не в силах был сделать и с принуждением, по причине живущего в нем лукавства. И тогда все сии добродетели обращаются для человека как бы в природу; потому что Господь, по обетованию, приходит и пребывает уже в нем (подобно как и он пребывает в Господе), и Сам с великим удобством исполняет в нем заповеди. Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

  "Но Бог Слово, умилосердившись над нами, непостижимым образом воплотился между нами, исполнил всё дело спасения нашего, сошел во ад, пленил его, вывел оттуда все дýши, которые там содержались, освободил их от власти диавола до Страшного дня и последнего Суда тех из них, которые покорны были Богу и исполняли заповеди Его, вознес на небо, где находится рай. Причиной вознесения их на небо был невидимый огонь, горевший в них, то есть теплота добрых дел их.
  Дети мои, вы должны знать, что от Святого Духа всегда истекает приятнейшее и сладостнейшее благоухание, которого нельзя изъяснить словами. Никто не знает сей сладости Духа, кроме тех людей, которые удостаиваются, чтобы Он обитал в них. Многие не удостаиваются сего, потому что в душах их нет еще духа покаяния.
  Сей дух вселяется в душу человеческую после долговременных трудов ее. Когда он вселится в нее, то передает ее Духу Святому, чтобы Он вселился в нее. Мы видим, дети мои, что и в мiре сем для получения многих вещей потребен труд. Люби труды и занимайся ими. Кто не исполняет дело детей Божиих, тот прогневляет Бога. Будь ревностен о стяжании добродетелй, чтоб иначе не привлечь к себе нерадения. Бойся охлаждения любви Божественной. От добрых дел, к которым приступил ты, не возвращайся вспять. Не возвращайся вспять с пути уединения твоего.
  Не оставляй трудов, которые несешь ты ради добродетели, — чтоб не сделаться ленивым и нерадивым, и не погрешить в последний час; но люби Господа до самаго конца, и получишь милость. Как развалины вне города всем служат для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бы вает вместилищем всех страстей и нечистот греховных. Правило жизни — воля Божия в заповедях.
  Если ты предал себя Богу, соблюдай все Его заповеди, и что тебе повелевается, делай то тщательно, ничего не опуская; потому что, если думаешь опускать что, то не отпустятся тебе прежние грехи твои, если же твердо положишь исполнять все (до положения живота), то будь уверен, что прежние грехи твои уже прощены.
  Мысли твои постоянно должны быть заняты Божественными заповедями, которые старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтоб иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот. Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того. Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершен нее тебя. Да будут тебе в образец и пример те, которые возлюбили Господа от всего сердца своего и постоянно прилежат добрым делам; не стыдись просить у них уроков жизни, потому что они совершенны в добродетелях.
  Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод. Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и всё человеческое ненадёжно.
   Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. — Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
   Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. — Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
  Неба никто не видит и того, что на нем, познать никто не может, кроме человека, ревнующего о добродетельной жизни, который ведает и прославляет Сотворшего оное (небо) во спасение и жизнь человеку. Таковой боголюбивый муж несомненно знает, что без Бога нет ничего, но что Он есть везде и во всем, яко Бог, ничем неограниченный.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "В деле стяжания добродетелей необходимо действовать так, чтобы всегда простираться в предняя, если желаем скоро и успешно достигнуть предположенной нами цели.
  Ибо как только остановимся, хоть на короткое время, тотчас подадимся назад, потому что за этим пресечением добрых деяний, по нерадению и послаблению себе, страсти, подавляемые усердным трудом в доброделании, по склонности нашей к чувственности и самоугодию тотчас подымут голову, оживут и возбудят бесчинные движения и стремления, особенно когда при этом поспособствует им внешняя наша обстановка, а такие движения всегда расстраивают и ослабляют добрые навыки и, что особенно гибельно, лишают благотворного осенения благодати, без которой ничто истинно доброе и духовное благо совершиться не может.
  Ведай, что течение путем жизни духовной много разнится от обыкновенных земных путешествий. В земном путешествии, когда путешественник останавливается, то ничего не теряет из пройденного прежде пути; в духовном шествовании, если текущий путем добродетели остановится, то теряет многое из стяжанных прежде добродетелй, как я сказал. В обыкновенном путешествии чем дальше идет путник, тем более увеличивается его утомление; в течении же путем духовной жизни чем больше кто продляет путь,простираясь в предняя, тем большую приобретает силу и способность для дальнейшего шествования.
  Причина сему та, что трудами на пути добродетели низшая наша часть, т. е. плоть, которая своим восстанием против духа и делает путь добродетели жестоким и многотрудным, все более и более ослабевает в своем противоборстве духу; между тем часть высшая, где и обитает добродетель, т. е. дух, все более и более укрепляется и делается мощною. Потому чем более преуспеваем мы в добродетели и добре, тем более умаляется та прискорбная трудность, какую встречаем в начале вступления на сей путь.
  К тому же при этом некая сокровенная сладость, Богом подаваемая, срастворяется с нашим сердцем и час от часу увеличивается. Вследствие сего, простираясь в предняя все с большею и большею охотой и силой, легко восходим от добродетели к добродетели и достигаем наконец самого верха совершенства духовного, где душа начинает делать всякое добро, уже не как с усилием влекомая, без всякого вкуса, но с охотным стремлением и радостью. Ибо, подавив и победив страсти и отрешившись от всего тварного, живет она теперь в Боге и в Нем, среди приятных трудов духовных, вкушает непрестанно сладкий покой.
  Но пусть кто миновал первые две препоны (злолюбие/невоздержность и нерадение/леность), возжелал освободиться от уз греха и приступил к сему тотчас, враг не оставляет его и здесь и переменяет только тактику, а не злое свое желание и чаяние преткнуть его о камень искушения какого-либо и погубить. И святые отцы изображают такого обстреливаемым со всех сторон: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади - отовсюду летят на него стрелы.
  Стрелы сверху - внушения чрезмерностей непосильных в трудах духовных; стрелы снизу - внушения умалить или совсем оставить такие труды по саможалению, нерадению и беспечности; стрелы справа, когда враги, по поводу каких-либо добрых начинаний и дел, ввергают в искушение опасности падения; стрелы слева, когда враги явные представляют соблазны и влекут на грех; стрелы спереди, когда враги искушают и смущают помыслами о том, что имеет быть; стрелы сзади, когда они искушают и возмущают воспоминаниями о прошедших делах и событиях.
  И все такие искусительные помыслы приражаются к душе или внутренним путем, или внешним: внутренним - чрез образы и представления фантазии, печатлеемые в сознании мысленно или чрез непосредственные внушения худого в сердце, сопровождаемые обычными страстными движениями; внешним - чрез впечатления внешних чувств, непрестанно приливающие, как уже говорено было выше. Пособниками себе враги наши имеют прежние греховные привычки и наше поврежденное в падении естество. Имея столько способов вредить нам, враг нимало не смущается первыми неудачами и непрестанно пускает в ход то одно, то другое, чтоб преткнуть или сбить с пути ускользающего из его власти раба Христова.
  Первым делом у врага, после того как решится кто оставить недобрые пути и действительно оставляет их, бывает - очистить для себя место действия против него, чтоб никто не мешал ему. Успевает он в этом, когда внушит вступившему на добрый путь действовать самому по себе, не обращаясь за советом и руководством к присущим всегда Церкви руководителям к богоугодной жизни.
  Кто следует сему руководству и все свои деяния, и внутренние, и внешние, поверяет рассуждениям своих руководителей, в приходах - мирских священников, а в обителях - опытных старцев,- к тому нет доступа врагу. Что бы он ни внушил, опытный глаз тотчас увидит, куда он метит, и предостережет своего питомца. Так разоряются все его козни. А кто отшатнется от своих руководителей, того он тотчас закружит и собьет с пути. Есть много возможностей, кажущихся не худыми. Их и внушает он. Неопытный новичок следует им и попадает в засаду, где подвергается большим опасностям или совсем гибнет.
  Второе, что устрояет враг, это оставить новичка не только без руководства, но и без помощи. Положивший обходиться в жизни своей без совета и руководства скоро сам собой переходит к сознанию ненужности сторонней помощи при совершении дел своих и ведении богоугодных порядков. Но враг ускоряет этот переход тем, что скрывается сам и не делает нападений на новичка, который, восчувствовав такую свободу и льготу, начинает мечтать, что это доброе состояние есть плод его собственных усилий, и вследствие того почивает на них и в молитвах своих о помощи свыше говорит как бы только сквозь зубы, потому только, что так пишется в молитвах. Помощь не искомая и не приходит, и остается таким образом новичок один, с одними своими силами. А с таким врагу легко уже управиться.
  Следствием такого самопрельщения бывает для одних то, что они бросаются на чрезмерные подвиги не по силам и не по времени. Сильное возбуждение энергии самонадеянностью дает им на первый раз силу протянуть такие подвиги несколько времени; потом силы их истощаются и они не находят уже их в себе столько, чтоб держать самые умеренные подвиги, а нередко и от этих отказываются. Иные же, разжигая свою самодеятельную энергию все более и более, доходят до такой самоуверенности, что считают все для себя возможным. В этом возбужденном состоянии они делают пагубные шаги: бросаются в колодцы высохшие или с утесов, где живут в пещере какой, совсем отказываются от пищи и подобное. Все это устраивает враг незаметно для прельщаемых.
  Для других следствием самопрельщения, приписывания себе самим своих успехов бывает то, что они дают себе право на разные послабления и льготы. Есть такая прелесть, что когда вводится в жизнь человека что-то новое, как, например, у покаявшегося, тогда дни кажутся месяцами, а недели годами. От этого потрудившемуся немного в порядках новой жизни враг легко вбивает в голову мечты: сколько я потрудился, сколько времени постился, сколько раз ночи не спал и подобное. Можно немного и отдохнуть. "Отдохни,- толкует враг,- дай покой плоти; немножко и развлечься можно". Как только согласится на это неопытный новичок, пойдут у него льготы за льготами, пока наконец расстроятся все порядки богоугодной жизни, и он спустится в ту же жизнь, которую оставил, и начинает опять жить в нерадении и беспечности, спустя, как говорится, рукава.
  С такими, впрочем, искушениями: чуждаться и совета, и руководства других, приписывать себе успехи, замышлять о чрезмерностях и послаблениях - враг не в начале только доброй жизни подступает, но делает попытки к таким внушениям и в продолжение всей ее. Потому сам видеть можешь, как необходимо тебе все, что ни делаешь, делать с советом, никогда никаких успехов, как бы они ни были малы, не приписывать себе, своим силам и своему тщанию, избегать всяких чрезмерностей и послаблений и вести жизнь ровную, но энергичную и живую, всегда в порядках, однажды заведенных и установленных по примерам святых, прежде живших, и с рассуждением опытных людей, современных тебе.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

  "И подлинно, если бы мы хотели немного подвизаться, то мы не скорбели бы много и не испытывали бы трудностей; ибо если кто вначале понуждает себя, то, продолжая подвизаться, он мало-помалу преуспевает и потом с покоем совершает добродетели; поелику Бог, видя, что он понуждает себя, подаёт ему помощь. Итак, будем и мы понуждать себя, положим доброе начало, усердно пожелаем доброго; ибо хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало нашего спасения; от этого желания мы начнём, с помощию Божиею, и подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов сказал: "Дай кровь и приими дух", т. е. подвизайся и получишь навык в добродетели.
   Так, если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным. Ибо как желающий обучиться плотничеству не занимается иным ремеслом, так и те, которые хотят научиться деланию духовному, не должны заботиться ни о чём другом, но день и ночь поучаться в том, как бы приобрести оное. А иначе приступающие к сему делу не только не преуспевают, но и сокрушаются, неразумно утруждая себя. Ибо кто не внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели: потому что добродетели суть средина, тот царский путь, о котором один святой старец сказал: "Ходите путём царским, и считайте поприща вёрсты".
  Знай, что кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т.е. подаёт помыслу силу более бороть и мучить его. Если же он станет бороться и сопротивляться помыслу своему и сделает противное ему, то, как мы часто говорили, страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и самую страсть.
(Авва Дорофей)"

 

 

  "Каждый должен привнести несколько собственного старания, делать должное по силе своей. И если падёт однажды, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык, и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведёт его в устроение усердных делателей и не возьмёт души его дотоле, пока не приведёт его в меру высокую, в мужа совершенна. Итак, не ослабевай, но, доколе имеешь время, делай, смиряйся, будь послушен, повинуйся, и поможет тебе Бог, дающий благодать смиренным, а гордым противящийся. Непрестанно говори: "Иисусе, помоги мне", и поможет. 
  Истинный труд не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигнет цели. Имеющий смирение с уничижением также достигает, ибо уничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. 
(Прп. Варсонофий Великий)"


 

 








  

  Ревность по Бозе (активность/усердие/радение/старательность/тщательность/проворность/рачительность/трудолюбие/прилежность и пр.) - добродетель, противостоящая пороку нерадения (лености/праздности/халатности/небрежности и пр.):

  "10 И сказал Господь Моисею, говоря:
  11 "Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;
  12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,
  13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов. Израилевых". 
  (Чис. 25)"
  "9 Сердце моё во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
  10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их – зло, и сила их – неправда,
  (Иер. 23)"

  Ревность - проявление добролюбия, мученичества, мужества и неотделимых от них смирения и послушания, их же всех и увеличивающее...
  Ревность трудно переоценить, ибо соединённая с рассудительностью, она даёт сторичный плод - премудрость… 

  "2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
  (Рим. 10)"

 
  Любая добродетель в человеке может возрастать, только если он совершает соответствующие ей действия – трудится…
  Любой порок в человеке может умаляться, только если человек совершает действия, противоположные этому пороку – трудится…
  Только во время добрых действий (труда) человек и может, и должен совершать усилие своей воли, которым только и достигается (по словам Самого Христа) Царство Божие...
  Ревность уменьшает нерадение (фундаментальный порок) и его причину - сластолюбие, и в этом ее важнейшая польза...
  Ревность неотделима от такого понятия, как соревнование...
  К сожалению, в наше время смысл этого слова изменился по сравнению с тем, который он имел изначально...
  В наше время соревнование означает состязание с кем-либо в том или ином предмете, в тех или иных человеческих свойствах и характеристиках, навыках, способностях и пр. (развивая зависть, тщеславие, властолюбие и пр. зло)...
  Истинный же смысл соревнования состоит в подражании ревности, которую имели истинные христиане - св. отцы и которой обладал сам Господь Иисус Христос...
  Именно для со-ревнования св. отцам и был создан Церковью институт канонизации...
  Впрочем, искажение смыслов (иногда с точностью до наоборот) относится ко многим словам и понятиям...
  Св. Писание (напр., Псалтирь) повествует о таком понятии, как распространение (пространство) души - особом благодатном ощущении человека во время исполнения им тех или иных заповедей Божиих (напр., при соревновании или ревности)...
  Соответственно, при исполнении заповедей человеческих (при согрешении), человек ощущает противоположные чувства стеснения (утеснения, тесноты) души...
  В наше же время термин "стеснение" нередко обозначает даже особую мнимую/ложную/неистинную добродетель человека, свидетельствующую якобы о некоей его скромности (на самом же деле прикрывающую ханжество, малодушие, лживость, лицемерие, коварство, боязливость, обаяние, лицеприятие, нерешительность и пр., и пр. пороки)... 
  Человек должен стесняться только при попытках согрешения и остро ощущать тесноту во время как самого согрешения, так и при осознании его (при раскаянии), а вовсе не перед исполнением или во время исполнения заповедей Христовых... 
 
  Возрастает ревность покаянием в нерадении, малодушии, злолюбии и жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в добролюбии, мученичестве и мужестве...
 
  Добродетель ревности может иметь и второе своё значение, тесно связанное (вне всякого сомнения) сомнения, с первым:
 
  "13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
  14 и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
  15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
  16 И сказал продающим голубей: "Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли".
  17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: "Ревность по доме Твоем снедает Меня". 
  (Ин. 2)"  
 "4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
  5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит дух, живущий в нас»?
  (Иак. 4)"  
  "24 Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. 
  25 И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник. 
  26 И возревновал он по законе, как это сделал Финеес с Замврием, сыном Салома. 
  27 И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною! 
  28 И убежал сам и сыновья его в горы, оставив всё, что имели в городе. 
  50 Итак, дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. 
  54 Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. 
  58 Илия за великую ревность по законе взят даже на небо. 
  (1 Макк. 2)"

 
  В Библии Бог и непосредственно Сам, и через своих пророков называет себя Ревнителем...
  Помимо неутомимости Божией в благости и милости (промысле), которые для всех очевидны, стоит немного уяснить (насколько это вообще возможно) и второе свойство Божие (ревность правильную), которое в результате грехопадения наших прародителей "испортилось" у них и трансформировалось в ревность человеческую (неправильную)...
  В св. Писании ревность Божия возгоралась по отношению к евреям во время их духовных измен с языческими богами (когда они уклонялись в идолопоклонство и в пр. порочность)... 
  Ибо любой порок может в своей крайней степени стать своего рода идолопоклонством... 
  Недаром многим порокам в древней Элладе соответствовали их специальные же божки и богиньки...
  Ревность истинная (Божия) - суть проявление любви любящего по отношению к любимому в результате его духовной измены, приводящей любимого к вечной погибели в геенне...  
  Такая ревность способствует обличению, последующему покаянию любимого и имеет целью спасение любимого (его бесконечные обожение и блаженство)...
  Если ревность человеческая (неправильная) исходит из эгоизма, предъявляя ревнивцем свое собственное (мнимое) право собственности на "любимого", то ревность правильная (исходящая из любви истинной, Христовой) хочет, чтобы любимый принадлежал Творцу, а не твари вообще и себе (ревнителю), в частности, чтобы любимый пребывал в Царстве Небесном, а не в геенне, чтобы он устремлялся не в общество человеческое или бесовское, а в Общество святых Божиих человеков и ангелов - в Церковь Христову...
  Если ревнивец страдает от того, что его "любимый" принадлежит кому-то или чему-то, а не ему самому (ревнивцу), то ревнитель-христианин скорбит от того, что его любимый (любой человек) не принадлежит Богу - Господу Иисусу Христу...
  Как Библия, так и жития св. отцов свидетельствуют о многочисленных проявлениях в человеках Божиих (и в ветхозаветных, и в христианах) ревности Божией, проявляющихся в них в пламенных словах и поступках (иногда внешне и кажущимися жестокими)... 
  Напр., Финеес (во время 40-летнего перехода евреев из Египта в землю обетованную) пронзил одним ударом копья совокупляющихся язычницу (образ порочности и идолопоклонства) и своего соплеменника/еврея... 
  Результат такого, казалось бы, жестокого поступка не замедлил себя ждать - евреи покаялись в непослушании Богу (в блуде и идолопоклонстве), сменив гнев Божий на Его милость...
  3 Кн. Царств повествует об одном из самых ярких ревнителей по Богу - прор. Илии... 
  Когда Илия укрывался на г. Хорив от жестокой Иезавели, Господь дважды спрашивал его о мотивах его поступков... 
  И дважды же Илия (заколовший(!) перед этим 850 любимых Иезавелью языческих жрецов) без обиняков исповедывал Богу свою ревность по Нему...
  Ревность Божия в христианах в наши последние времена проявляется очень редко по причине их нерадения в религиозной жизни... 
  Здесь и проявляется взаимосвязь двух значений термина "ревность правильная"... 
  Степень ревность Божией в человеке прямо пропорциональна его усердию в жизни по заповедям Христовым... 
  Только усердному христианину, смирившегося, подобно "малому" дитяти в результате тщательной жизни по всем заповедям Иисусовым, Господь и подает Свою ревность... 
  Ибо только смиренный (покаявшийся в полной мере) человек и способен с пользой как для себя, так и для ближних, рассудительно применять на практике эту великую добродетель ("ревность по Бозе снедает (перполняет) меня"), нередко проявляющуюся и правильном (праведном) гневе...
  Замечательными примерами этому являются неоднократные изгнания Христом торгующих (сребролюбивых) иудеев из храма Соломонова в Иерусалиме... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 34-е прп. Симеона Нового Богослова, "Слова": прп. Антония Великого, прп. Ефрема Сирина с сайта Святоотеческое наследие, св. прав. Иоанна Кронштадтского, статьи иеромон. Серафима (Роуза), архим. Андрея (Конаноса) и др. соответствующие же статьи с сайтов Фома, Православие.Ру, Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Логослово...
 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1293

Поиск