"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Ведение (Богопознание)
 
  – радование Христа знанием (усвоением) абсолютных истин (т. е. относящихся к Божеству)… 
 


 

 
  "2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
  3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
  5 покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
  6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
  7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
  8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
  9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
  10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь,
  11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
  (2 Петр. 1)"
  "5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. 

  6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
  (Прит. 3)"
  "9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
  (Ис. 11)"
  "24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. 

  (Иер. 9)"
  "3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; 
  6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
  (Ос. 6)"
  "14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. 
  (Ав. 2)"
  "44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
  Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
  (Лк. 24)"
  "3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
  4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины;
  5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём.
  6 Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал.
  12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
  13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
  14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
  27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. 

  (1 Ин. 2)"
  "1 ... мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
  2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать.
  3 Но кто любит Бога - тому дано знание от Него.
  (1 Кор. 8)"
  "11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
  12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
  15 Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
  16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам

  (Гал. 1)"



  
 
 

  "Если хочешь достичь спасения - узнай и сердцем содержи всё, чему учит святая Церковь и, принимая Божественные силы через Её Таинства, иди путём заповедей Христовых... (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Когда позвал Господь и Царь - оставил мытницу мытарь, оставил сеть свою рыбарь. Так собралось в конце концов двенадцать нищих простецов - двенадцать спутников Христа, причастников Его креста. Не звал богатых Он, ни тех, кто знатен иль учён - кто знал до буквы весь закон. Чтоб всякий видел - Правду дать лишь Божья может благодать, что всех мудрей рыбак простой - когда живёт в нём Дух Святой. (В. Афанасьев)"
 
 "Мы отчасти познаем Бога, во-первых, через размышление о себе во-вторых, через размышление о мире. По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его, премудр и благ. Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил все, то можно узнать, что Он всемогущ. Замечаем по себе, что сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное,— неспокойны, даже если и стараемся успокоить себя и никто из других людей не беспокоит нас.
  Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Замечаем еще за собою, что желания наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это такое было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять ищет оно Бога, и Бог есть единое истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженными навеки. Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но и смотреть сквозь него, становится окном в невидимое. (Свт. Филарет Московский)"
  
"Солнце с высоты для всех равно щедро излучает свой свет, но видят его только имеющие глаза и не закрывающие их. Так и Бог с высоты Своей посылает всем изобильную помощь, ибо Он – неиссякаемо источающий, спасительный и озаряющий Источник милости и добра. Наслаждаются же Его благодатью и силой к совершению добродетели и достижению совершенства... не все, но только те, которые проявили доброе произволение и делами показали веру и любовь к Богу, которые совершенно устранились от всего дурного, твердо держались заповедей Божиих и всегда устремляли душевный взор на Самое Солнце правды – Христа. (Свт. Григорий Палама)"
  "Христос познается в нас через чистоту, ибо Он чист и обитает в чистых. (Прп. Марк Подвижник)"
  ""Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение." Премудрыми Господь именует здесь книжников и фарисеев. Он говорит это, чтобы Своих учеников сделать более усердными и показать им, сколь великих рыбари удостоились благ, которых все те лишились. Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и похвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому не говорит: открыл безумным, но младенцам, то есть не лживым, а простым.  А почему от фарисеев утаил? Послушай, что говорит на это Павел: «Усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
  Итак подумай: какими должны были стать ученики, слышавшие это, когда они узнали то, чего не знали мудрые, и узнали это по откровению Божиему, будучи «младенцами». Книжники и премудрые, считающие себя разумными, отпали из-за гордости, итак, если по этой причине скрыто от них то (что открыто младенцам), то и вы опасайтесь и пребудьте младенцами.
  Потому что, как младенческая простота сделала вас достойными откровения, так противоположное состояние лишило их его. Ибо как слово «утаил» не означает, что Бог был виновен в этом, так и слово» «открыл» сказано здесь в том же смысле, в каком говорит Павел: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму». И ослепил помышления их — не значит, что Бог сделал это вне зависимости от людей, подававших к этому причину.
  Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а богопознание служит охранением жизни. 
Для того чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса нужно иметь признающую душу. Так лучи солнца недостаточны для того, чтобы видеть, нужен еще и чистый и здоровый глаз. Хочешь воспринять луч, просвещающий твои очи? Сделай их чистыми, здоровыми и зоркими. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Кто желает достичь созерцания Бога, тот должен всеми силами и усердием стремиться сначала приобрести деятельное познание. Ибо этот опыт можно приобрести и без теории, а созерцательное знание без деятельного приобрести невозможно. Ибо некие ступени поставлены в таком порядке и на таком расстоянии, что человеческое смирение может взойти до верха. Если они указанным образом следуют одна за другой, то можно достичь высоты, только при условии, если не отнята ни одна ступень, которую нельзя миновать. Итак, напрасно стремится к созерцанию Бога тот, кто не уклоняется от нечистоты пороков. Ибо Дух Божий удалится от лукавства и не будет обитать в теле, порабощенном греху.
  Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но во веки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины. (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
  "Если человек не совершит подобающего телесного подвига, истинное видение не откроется ему. Когда подвижник при посредстве телесного подвига подчинит чувства власти духа и освободится от страстей, истинное видение открывается во всей славе уму его. (Авва Исаия)"
  "Последуй милостыни. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в тебе святая красота, которою человек уподобляется Богу. Милость, когда ею растворена вся деятельность, совершает в душе постоянное, всегда одинаковое общение со светлой славой Божества, а не по временам. Это духовное соединение есть незапечатленное памятование, возжигаемое в сердце горящей любовью, не имеющее расстояний, приемлющее силу к единению от пребывания в Евангельских заповедях, а не через незаконное нарушение законов естества и не по законам естества. (Прп. Исаак Сирин)"
  "В человеке есть способность познавать (благодатью - от авт.) своего Творца и Создателя, ибо Он «вдунул в лице», то есть вложил в человека нечто (дух/ум/разум - от авт.) от Своей собственной благодати, чтобы человек по подобию познавал подобное. (Свт. Василий Великий)"
 

 
  "Поскольку Бог хочет быть познанным нами, постольку Он открывается. И поскольку откроется, постольку Его видят и познают достойные. Но сподобиться этого и испытать это никто не может, если не соединится с Духом Святым, стяжав прежде стараниями и трудами сердце чистое, простое и сокрушенное.
  Кого Бог просвещает озарением, тем дает видеть сокровенное в Божественном свете; и просвещаемые видят это по мере любви и хранения заповедей и посвящаются в глубочайшие и сокровенные таинства. Дарующий нам то, что выше чувства, дает нам благодатью Святого Духа и другое чувство, выше прежнего, чтобы мы им чувствовали чисто и ясно Его дары, превосходящие чувства. 
  Иного способа к тому, чтобы Бог открылся в ком-либо, не может быть, кроме точного исполнения заповедей Его, если... он будет хранить их, соблюдать и исполнять со всем усердием и ревностью. Живущие таким образом не остаются вдали от Царствия Божиего. По мере ревности и усердия в исполнении заповедей приемлют они Божественные созерцания, как воздаяние – большее или меньшее, раньше или позже, в соответствии со своими подвигами.
  Из тех, которые добровольно взяли на себя Крест Господень и пошли тесным путем, готовые и душу свою погубить за жизнь вечную, многие видели Бога и прежде, и теперь, как, думаю, многие видят Его, и всякий может увидеть, если пожелает это и устремится к этому как должно.
  Где глубокое смирение, там и обильные слезы. А где слезы, там и посещение Святого Духа. Когда же придет благодать Духа, в том, кто попадает под действие Его, является всякая чистота и святость – тогда он видит Бога и Бог взирает на него. 
  Всякий, считающий себя мудрым, потому что прошел науки и сведущ во внешних знаниях, никогда не будет удостоен проникновения в тайны Божии и не увидит их, если прежде не смирится и не почувствует себя безумным, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость. И наставляемый и просвещаемый Духом Святым, он увидит и познает то, чего никто из других людей видеть и познать не может. Так становится он наученным Самим Богом. 
  Но что сказать мне тем, которые любят быть славными и именитыми, состоят иереями, игуменами, учителями и духовниками, желают принимать чужие помыслы и говорят, что достойны того, чтоб иметь власть вязать и решить, - когда вижу, что они ничего не знают, что необходимо в порядке жизни по Богу, и других тому не учат и не вводят их в свет ведения, чтоб они знали и разумели, что необходимо требуется для спасения их? Поистине же ключ разумения что есть другое, как не благодать Святого Духа, подаемая веры ради? Сия благодать отверзает заключенный и омраченный ум наш и сообщает ему истинное ведение и познание божественного просвещения.
  Дверь есть Сын, как говорит Сам Он: Аз есмь дверь. Ключ к двери сей есть Дух Святый: приимите, говорит, Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. А дом - Отец: в дому Отца Моего, говорит, обители многи суть. Внемлите же тщательно силе слова. Если ключ не отверзет (почему Сам говорит: сему дверник отверзает), дверь не отворится, а если дверь не отворится, то никто не войдет в дом Отца, как говорит Христос: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною. А что Дух Святой прежде отверзает ум наш и научает нас об Отце и Сыне, об этом опять Сам Христос сказал: егда же приидет Утешитель... Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне и наставит вы на всяку истину. Отец и Сын познаются чрез Духа, и, лучше сказать, в Духе. И опять говорит Господь: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам.
  От вещей же чувственных и вещественных, как-то: дом, дверь, ключ, не печатлейте в уме своем никакого телесного образа, чтоб не впасть в недостойные Бога помышления, могущие походить на богохульство, но представляйте все сие в себе самих боголепно, возвышаясь до созерцания сокровенного в том смысла. Если же не можете понимать сего боголепно, то принимайте все одною верою, не позволяя себе слишком много пытать о сих предметах. Почему Дух Святой называется ключом? Потому, что чрез него и в Нем впервые просветляется ум наш, и мы, приходя в раскаяние, очищаемся от всякого греха; после чего получаем свет ведения, крещаемся свыше, возрождаемся и делаемся чадами Богу.
  Одно лицо Святой Троицы, тоже суть и другие два лица, ибо лица Святой Троицы тождественны и созерцаются в едином естестве, и существе, и Царстве. Почему чем именуется одно лицо, тем же по естеству созерцаются и другие два лица, кроме того, что суть Отец, Сын и Святой Дух, яко лица, то есть кроме свойства рождать Сына и изводить Духа, принадлежащего Отцу, свойства рождаться, принадлежащего Сыну, и свойства исходить, принадлежащего Духу Святому.
  В отношении же ко всему прочему одно и то же имя или свойство созерцается и в каждом лице, и во всех трех. Так, например, если назовешь - свет, то и каждое лице есть свет, и все три опять суть един свет - жизнь вечная, и каждое лице равно есть жизнь, то есть и Отец, и Сын, и Дух Святой, и все три опять суть едина жизнь. Бог есть и Отец, Бог есть и Сын, Бог есть и Дух Святой, - каждое лице отдельно, и опять все вместе три лица суть един Бог, - Творец всяческих, как говорит и ветхозаветное Писание: в начале сотвори Бог небо и землю. И рече Бог: да будет свет. Под словом Бог разумеется здесь Отец (не паче ли - Бог, единый в триех). И святой Давид говорит (уже раздельно о каждом лице): Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Под Словом разумеется здесь Сын, а под Духом уст - Дух Святой (под Господом же - Бог Отец). 
  Положите доброе основание под здание добродетелей, то есть смирение, потом подвигами благочестия и добродетелей созиждьте дом ведения таин Божиих, взыщите просветиться божественным светом и чистым умом узреть, - сколько сие доступно для людей, - Бога, и от Бога научиться совершеннейше таинствам царства небесного.
  И тогда уже с сим ведением, которое свыше от Отца светов подается достойным, научайте и других братий наших христиан, что есть воля Божия, чтоб не быть нам изгнанными из брачного чертога Христова, как небрежникам, не позаботившимся одеться в одеяние брачное, - но да явимся мудрыми домостроителями. И прежде всего позаботимся исправить жизнь свою и жить богоугодно, чтоб беспрепятственно могли мы войти в брачный чертог Христов светлыми, просвещенными чистым жительством и ведением небесным.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 
 

"Каждый, кто знает из святых отцов наставления или опыты, сообщи другому незнающему, а чего не знаешь, займи у знающего. Ведение есть сила Божией благодати.
(Прп. Ефрем Сирин)"



"Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.
Душа, которая в полноте познала Господа, уже ничего другого не пожелает и ни к чему не прилепляется на земле, и если бы ей предложили царство, не захочет она, ибо любовь Христова так сладка и так радует и веселит душу, что и царская жизнь усладить ее уже не может.
(Прп. Силуан Афонский)"
 
 
 
  "Божественный Апостол Павел, со всею подробностию и ясностию изобразил, как совершенная тайна Христианства, в каждой верующей душе, опытно дознается по Божественной действенности, то есть по озарению небесным светом в откровении и силе Духа, чтобы иной, в той мысли, будто бы духовное просвещение приобретается только разумным ведением, не подвергся опасности, по неведению и нерадению остаться непостигшим совершенной тайны благодати.
  Таковое духовное озарение есть не только откровение мыслей и благодатное, как сказано, просвещение, но постоянная и непрерывная в душах светозарность ипостасного Света.  И блаженного Павла облиставший на пути свет, которым восхищен был он до третьего неба, и стал слышателем неизглаголанных тайн, был не какое-либо просвещение мыслей и ведения, но ипостасное озарение души силою благого Духа; и преизбытка светлости сего озарения не вынеся, плотские очи были ослеплены.
  При сем-то озарении и подается откровение всякого ведения, и Бог истинно познается душею достойною и Ему угодною. Всякая душа, за рачительность и веру, здесь еще, по силе и несомненности благодати, сподобившаяся совершенно облечься во Христа, и вступившая в единение с небесным светом нетленного Образа, ныне сама ипостасно тайноводствуется к ведению всех небесных таин; Удаляющиеся от мира сего, живущие честно и добродетельно, но, поелику за преслушание первозданного все мы стали повинны, носящие на себе еще покрывало страстей, то есть плотское мудрование, справедливо названное у Апостола смертию (Рим. 8:6), подобны людям, которые идут ночью, озаряются же светом звезд, то есть Божиих заповедей.
  Им, как несовершенно освободившимся от тьмы, невозможно видеть все в ясности; а потому и надобно, со многими трудами и с великою верою прилагая попечение о добродетели, умолять Солнце правды Христа, чтобы воссиял в сердцах их, и возмогли они все видеть в точности, как разнообразные всякого рода нападения на нас мысленных зверей, так и тайнозримые, неизреченно услаждающие лепоты нетленного мира, что открытым и явственным делается для тех, которые достигли верха добродетелей и в чьих сердцах действенно воссиял умный Свет.
  Ибо, как говорит блаженный Павел, совершенных есть твердая пища, имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла. Да и божественный Петр говорит: и вы имея пророческое слово, ему внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших. 
  Как без глаз, языка, ушей и ног невозможно видеть, или говорить, слышать, или ходить: так без Бога и от Него подаваемой действенности равно невозможно соделаться причастником Божественных таин и познать Божию премудрость, или обогатиться по духу. Мудрые у еллинов занимаются словесными науками и усердно проводят время в словопрениях; а рабы Божии, хотя и незнакомы бывают с словесными науками, усовершаются Божественным ведением и Божиею благодатью.
  Бог истинно познается только достойной и угодной Ему душой. Бог для всех непостижим и неизмерим, кроме тех, которые вкусили принятое от Него же Самого и сознают свою немощь.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 
  
  "Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время.
   Ведающие Бога исполнены бывают всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское. Но таковые не многим нравятся; так что за это они не только бывают ненавидимы, но и подвергаются поруганию многими из несмысленных. Они готовы терпеть крайнюю бедность, зная, что кажущееся для многих злом для них есть добро. Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека.
   Благочестивая душа знает Бога всяческих: ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божью, а это и значит знать Бога, т. е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, нелюбопрительным (неспорливым - от авт.), и делать все, что угодно воле Божией, то он творит волю Божию.
  Для верующего и произволяющего нисколько не трудно познать Бога. Если же хочешь зреть Его, смотри на благоустройство всего и промышление о всем, что было и бывает словом Его. И все это для человека!
  Знает Бога и знаем бывает от Бога тот человек, который старается быть всегда неотлучным от Бога; неотлучным же от Бога бывает человек добрый во всем и воздерживающийся от всякого чувственного удовольствия, не по недостатку средств к тому, а по своей воле и свободной воздержности.
  Ведение Бога и страх Божий суть врачевство против страстей плоти. Почему когда в душе есть неведение Бога, тогда страсти, оставаясь неисцеленными, портят душу. Она тогда растлевается от живущего в ней зла, как от долговременного вреда. Но Бог невиновен в этом, потому что Он даровал людям ведение и разум.
  Бог исполнил человека видением и разумом, стараясь очистить страсти и самопроизвольное зло и по Своей благости желая преложить смертное в бессмертие.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: «Какая первая из всех заповедей?» Иисус отвечал ему: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,»— «вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Книжник сказал Ему: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Него; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: «Недалеко ты от царствия Божия"".
  Недалеко, но еще, конечно, не в царствии Божием. Первый шаг по пути в царствие Божие есть познание истины бытия Божия и восприятие ее в сердце свое, любовь к Богу, в Которого уверовал. Вторая заповедь, столь же великая,— о любви к ближним.
  Познание любой истины начинается с приятия ее умом, и во многих областях, например, научных, большего не требуется. А есть истины высшего порядка, касающиеся познания Бога и пути, по которому люди должны идти за Христом. Их недостаточно принять только умом, как истины мудрости человеческой, надо вложить их в сердцесвое, полюбить их, надо всем существом своим познать, что это истина.
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"



 

"Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? — Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни, потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею Святого Духа. Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога. Величайшее, единственное благо для человека – познание Бога. Прочия блага в сравнении с этим благом недостойны называться благами. Оно – верный залог вечнаго блаженства – и в самом земном странствовании нашем оно доставляет высшия и обильнейшия утешения. В величайших бедствиях и скорбях, когда уже все прочия утешения делаются недостаточными, безсильными, – оно сохраняет всю свою силу. Оно – величайший дар Божий. Блаженнейшее, высшее служение на земле – привлекать в себя этот дар Божий покаянием и исполнением евангельских заповедей...
  Не прiи́детъ цáрствiе Бóжiе съ соблюдéнiемъ, то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, нижé рекýтъ: сé здѣ́, или́: óндѣ. Сé бо цáрствiе Бóжiе внýтрь вáсъ éсть. Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Стяжавший внутри себя царствие Божие имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины.
 Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. Уверовавшие в Бога вступают в усвоение Ему, и, благодатно вознесшись превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо и возносит туда с Собою истинно верующих в Него. Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа. Познание людьми воли Божией может совершиться единственно при посредстве Божественного откровения.
  Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопениям может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог. 
  Христианский книжник должен научиться Царству Небесному не только от слышания прповеди о нём, но и опытно. Вне Креста нет живого познания Христа. Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Видение судеб Божиих – видение духовное. В свое время к этому видению Божественной благодатью возводится ум христианина, подвизающегося правильно. Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются небеса, и виден Сын одесную Отца, везде существующий по тождеству и все исполняющий, невыразимый.
  Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется «силою свыше»: «егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину». Если же прежде явственного пришествия Святого Духа – удела святых Божиих – кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: «будете яко бози». И этот-то голос кажется ему голосом истины!   Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу – великое счастье. Высшего счастья, – счастья слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось, а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне], и не представляет мне в снедь сильного духовного брашна. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
"Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время,- знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошаний. Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, мир мног любящим закон Твой, Господи.
(Прп. Серафим Саровский)"


 

  "Мы обязаны уподобиться Богу, насколько это возможно для естественного человека, уподобление же невозможно без познания. Мы, люди, введены в мир сей как бы в училище: нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, поведено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога.
  Познается Бог через слышание заповедей Его и исполнение их. В душе бодрствующей и трезвящейся не оскудевают и стремление, угодное Богу, и благой помысел, напротив, всегда видит она свою недостаточность. Так глаза не способны рассмотреть даже немногие Божии создания и не насыщаются, увидев что-либо однажды, да и непрестанно рассматривая одно и то же, не насыщаются видением. Тем более душевное око, если оно открыто, не насыщается созерцанием Божиих чудес и судеб... Если же оскудевает в душе благой помысел, то явно, что оскудевает в ней и просвещение,— не по оскудению Просвещающего, но из-за дремоты того, кто должен быть просвещён. Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благости. 
​(Свт. Василий Великий)"




"И язык, и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог, в награду за труды, дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного. Любовь доставляет ведение. Такой путь к истине лучше уважаемого многими пути умственного познания со всеми тонкостями.
(Свт. Григорий Богослов)"

 


"Познавай Бога, разумевай благодеяния Его. ходи в заповедях Его, — и будешь наследником вечных благ Его.
(Свт. Димитрий Ростовский)"


  

"Бога знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его, и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу.
(Прп. Максим Исповедник)"



  
  "Тьму надлежит прогнать вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник, но только открытое, внутреннее око может видеть свет этого светильника. Слепой не видит света: надо иметь открытые глаза. По этой причине пророк молится: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. Чем более познается Христос, тем большая Его благодать ощущается в сердце верного.
  Христос, Спаситель наш, учит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И святому Петру говорит: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Отсюда видим, что для познания Бога нужно откровение. 
  Слово Божие проповедует Бога, но без Бога – Бога познать мы не можем. Слеп и темен наш разум: он требует просвещения от Самого Бога, Который творит свет из тьмы. Надо внимать светильнику Божиего слова, но просвещения просить от Самого Бога. Только вышеестественный свет разгоняет тьму. Святое Писание наш светильник, но нужно чтобы открылось внутреннее око, способное видеть этот сияющий светильник. Слепой не видит, надо иметь зрячие глаза. Поэтому пророк молится: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего». Помни: Бога без Бога познать мы не можем. И чем более кто познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его.
  Христианин, не получивший никакого светского образования, но наученный догматам святой православной веры, является далеко мудрейшим Платона, Аристотеля и пр. языческих мудрецов. 
(Свт. Тихон Задонский)"




  "Господи! Научи ты меня достойно благодарить Тебя за все благодеяния, которые Ты творил во всю жизнь мою и теперь творишь мне. Помню я, как, поступив в Училище совершенно безграмотным и беспомощным, я желал прежде всего, чтобы Ты вразумил меня в учении, и Сам же вложил Ты мне мысль и желание помолиться Тебе о ниспослании этого дара. И живо помню я, как Ты вдруг отверз мне ум разумети писания или письмена. Так что это удивительно было и для меня самого, и для моих товарищей.
  После этого из мальчика малосмысленного и безграмотного, я стал довольно смысленным и грамотным: скоро первая грамотка (письмо), писанная собственноручно, известила моих родителей о моих успехах в грамоте. Затем, под Твоим водительством, я просвещался более и более, стопы мои на пути учения исправлялись; я в числе первых переходил из класса в класс. Наставники любили меня, а я любил заниматься особенно теми предметами, к коим Ты поселил во мне особенную любовь. Вот что замечательного было в это время. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский, из Дневника)"







  

  




  Добродетель ведения (являющаяся функцией духа/ума, главенствующего/начальствующего над разумной силой/способностью души - рассудком/интеллектом) противостоит пороку неведения… 
  Богопознание является следствием православного образования, покаяния в неведении и усердной жизни по всем остальным заповедям Христовым, смиряющей человека (позволяющей ему воспринять просвещающую благодать Божию) и увеличивающей его в любви к Богу, которая только и может соединить человека со Святой Троицей во Христе - Источником/Подателем ведения...
  Ибо познавать Бога человек может только соединяясь с Ним благодатью Его, только смиряясь, только в любви к Нему - только от Самого Бога, Самим Богом:

  "3 ибо Господь есть Бог ведения, 
  (1 Цар. 2)" 
  "45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 

  (Ин. 6)"
  "15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
  16 Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня;
  (Ин. 7)"
  "26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. 
  (Ин. 14)"
  "25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
  26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
   (Ин. 17)"

 
  Ведение позволяет человеку приобрести истинные понятия о Боге, тем самым смиряя его и позволяя с покаянием (смиренно/правильно) приступать к Богу (жить по заповедям Христовым)...
  Степень ведения человека, уровень его смирения и качество исполнения им Евангельских заповедей прямо пропорциональны друг другу, причинно-следственно взаимосвязаны и являются необходимыми условиями спасения христианина...
  Жизнь человека по заповедям Иисусовым (напр., через чтение/размышление) приближает и соединяет (через молитву) его во Христе с Богом - Источником любой истины и Самою Абсолютной Истиной, позволяя переливать в себя напрямую истины абсолютные уже и непосредственно...
  Поскольку только Бог является Источником и причиной ведения (как и любой др. добродетели) в человеке, то без Его воли стяжать его (как и любую др. добродетель) никому невозможно:
 
  "45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
  21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных (ложно/мнимо почитающих себя таковыми, превозносящихся/гордых, нераскаянных в реальном невежестве - от авт.) и открыл младенцам (смиренным, покаявшимся в неведении, подобном детскому - от авт). Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение.
  22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
  (Лк. 9; 10)" 
  "15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
  16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.
  17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
  (Мф. 16)"

 
  Ведение неотделимо от сущностного познания твари...
  Как через творение познается Творец, так же и через познание Творца (через соединение с Ним) познается сущность твари...
  Если научные/естественные (душа, рассудок, телесные чувства) методы позволяют человеку познавать только внешние свойства твари, то ее сущность возможно познать, только через полное соединение с нею (духом/умом) в Боге... 
  Подобно первосозданному (святому - подобному Творцу) Адаму, давшему имена всей твари (т. е. проникшему в ее сущность - полностью познавшему ее)...
  Отсюда понятно, что не религия/православие противостоит науке, а атеизм...
  Православие же и истинная/правильная наука взаимно дополняют друг друга, взаимно же перетекая одна в другую, позволяя человеку приобретая благоразумие/ведение (рассудительность), стяжать и премудрость - спасаться...
  Ведение, наряду с благоразумием и рассудительностью, является неотъемлемой, составной частью премудрости, без которой в принципе невозможно правильно исполнить ни одной Христовой заповеди...
  Немаловажной причиной ведения, подобно и благоразумию, является любознательность (не путать с любопытством):
 
  "45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
  46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
  (Лк. 27)"
  "8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 
  (Нав. 1)" 

 
  Возрастает человек в ведении покаянием в неведении и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, приближающей и соединяющей его с Источником и Подателем абсолютных истин и с Самою Абсолютной Истиной - Господом Иисусом Христом...

(Человек, знающий Бога - добр, а когда он не добр, то значит не знает Бога... Единственный способ к познанию Бога есть доброта.
(Прп. Антоний Великий)"  


 
  

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 9-е, 30-е, 49-е, 59-е, 61-е и 80-е прп. Симеона Нового Богослова, Слова "О 10-ти догматах", "О вере" свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амфилохия Иконийского, творения свт. Григория Неокесарийского, свт. Афанасия Великого, свт. Епифания Кипрского, "Огласительное слово" свт. Иоанна Златоуста, догматика прп. Викентия Лирийского, прп. Исаака Сирина, еп. Смирнского Митрофана, свт. Илариона Киевского, мон. Евфимия Зигабена, свт. Григория Паламы, свт. Симеона Фессалоникийского, свт. Марка Ефесского с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Фома, Православие и мир, Серафимов и Фома... 
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://serafimov.narod.ru/temmat/bogoposn.html

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0104
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.a_03_0003
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0104
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0105
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.e_06_0581
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.i_04_0003
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.v_04_0002  
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0025
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0026
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0027
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0028
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0029
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0034
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0066
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0084
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.m_16_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.y_02_0003  
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.e_03_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0005
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0108
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_06_3200
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_06_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_06_0002
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0011
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0007
  http://azbyka.ru/dictionary/09/istina.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/08/znanie.shtml
  http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/05/dogmaty.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/05/dogmaticheskoe_bogoslovie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/16/realnost.shtml
 
 http://www.foma.ru/mir-moj-dayu-vam.html
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=1429
  http://www.foma.ru/kak-ne-obojti-zapoved.html
  http://www.pravmir.ru/rassuzhdeniya-ob-oglashenii/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3596/
 

 



 

 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 1247

Поиск