"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Страх Божий

  - радование Христа благоговением к Богу...





  "14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце своё, тот попадёт в беду. 
  (Прит. 28)"
  "4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
  (Пс. 129)"
  "50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
  (Лк. 1)"
  "5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
  (Лук. 12)"
  "28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
  (Евр. 12)" 
  "14 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
  (Екк. 12)"
  "1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
  4 так благословится человек, боящийся Господа!
  (Пс. 127)"
  "7 Начало мудрости – страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения; 
  (Прит. 1)"
  "26 В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
  27 Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
  (Прит. 14)"
  "33 Страх Господень научает мудрости,
  (Прит. 15)"
  "12 ... я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; 

  (Екк. 8)" 
 "39 И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них.
  40 И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.
  (Иер. 32)"
  "
5 После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего ... и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.
  (Ос. 3)"
  "5 Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. 
  (Мал. 2)"
  "17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 
  (1 Петр. 1)"





 
  "Страх Божий - это не страх Бога, но страх потерять Его. (Свт. Климент Александрийский)"
  "По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – чёрство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию. 
Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании. (Прп. Пимен Великий)" 
  "Наша жизнь в руках Божиих, а все наши страхования навеваются дьяволом, потому что страх изгоняет любовь. Но истинная любовь к Богу изгоняет страх, она делает человека бесстрашным. Когда человек любит Бога всей душою своею, всем телом своим, всем помышлением, всей крепостью, он ничего не боится, потому что чувствует себя находящимся в сильной руке Божией. Чувствует, что Господь его хранит, Господь его любит, Господь его ведет. Если же человек вдруг чего-то ужасается – он сразу начинает тонуть в житейском море. Это неизбежно, потому что, когда человек впускает в свое сердце страх, неверие, это значит, он впускает в сердце дьявола, который вытесняет оттуда благодать Божию.
  Страх должен быть в нашем сердце, но совершенно иного рода – страх Божий. Иметь страх Божий означает бояться нарушить заповедь Божию; означает жить так, чтобы каждую секунду бояться: как бы я чем Бога не обидел, как бы я чем Бога не оскорбил, как бы я чего-нибудь такого не сделал, что Господь от меня отвернется. И свою природную способность к страху нужно направлять именно на это. В остальном же мы должны жить совершенно спокойно, зная, что без воли Божией с нами ничего не произойдет. (
Протоиер. Димитрий Смирнов)"
  "Страх Господень – кормчий души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа. Страх Господень – источник жизни. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его. Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать. Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой. Великий свет в душе – страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.
  В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится. В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий. Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах. Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других. Страх Божий – вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего истинно доброго. (Прп. Ефрем Сирин)" 
 "Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придёт к нему страх Божий. (Авва Евпрений)" 
  "Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть,— все подвиги такого человека суетны. Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием. Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести. Страх Божий – хранитель и защитник души; он – страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя.
  От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели. Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею. Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу,— нет в тебе страха Божия. Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия. Если ты посещаешь славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.
  Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего. Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою. Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви зла. Источник всех добродетелей — страх Божий. Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели. (Авва Исаия)" 
 "Если страх Божий не управляет нашей жизнью, не может освятиться тело. Как пригвожденные остаются неподвижными и бездейственными, так и объятые страхом Божиим избегают всякого страстного обуревания грехом. Удерживаемый страхом от всякого недостойного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе.
  Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость. В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому страх не даёт времени впадать в необдуманные поступки или помышления. (Свт. Василий Великий)"   
  "Где страх Божий, там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч. Но где очищение, там озарение, озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Высочайшему, Тому, кто выше всего высокого. (Свт. Григорий Богослов)" 
 "Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его. Умножение страха Божия есть начало любви. (Прп. Иоанн Лествичник)"
  "Окружаемая и хранимая страхом Божиим душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: «Господи, помоги мне!» и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий - корень всех благ. «Начало мудрости - страх Господень». Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые». Начало этой премудрости есть страх Господень. Страху же Господню человека «научает» Божия благодать. (Свт. Тихон Задонский)"

  "На кого воззрю: только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих. Господь не ищет того, чтобы мы трепетали пред Ним лично. Он не имеет в том нужды, да и мы бы не так Его поняли, а мыслили бы о Нем, как мыслят о царе земном. Но Господь хочет, чтобы мы трепетали словес Его, зная их спасительность и силу для нас. Слыша Слово Божье в новоначальном трепещут страсти, и справедливо, ибо пришел Истребитель их и всякого нечестия. На возрастающего в Боге находит от слов Божественных благоговейный трепет, ибо разумеет в них высоту и величие Божие, разумеет Его премудрость.
  «Нет страха Божия пред глазами их», - так сказал апостол об уклонившихся от Бога в жизни своей и не случайно. Глаза это область, где происходит мечтание и воображение: прилог и сочетание с помыслом греховным, и если перед глазами нашими нет страха Божия, то все сие постигает нас. Сначала станем иметь Страх Божий как делание, т. е. всегда имея пред очами сознание, что Бог видит и знает всё: все мысли и намерения. А потом от навыка придет к нам и живое чувство и ощущение невидимого присутствия Божия. Сие ощущение утверждает нашу веру, порождает упование на Бога, живую молитву и жизнь по Страху Божию. А жизнь по страху Божию порождает плоды Духа Святаго в наших душах, о которых говорит тот же апостол: "мир, радость, любовь, долготерпение". И так происходит исправление жизни нашей и спасение во Христе Иисусе.
  Бог точно постигает глубины сердечные и всего человека. Да будем внимать себе со страхом на всяком месте и во всякое время, и да даст Господь всем нам иметь это чувство непрестанно к великому охранению души своей.
  Ёж когда бьется со змеей, старается ухватить её за хвост и свернуться в клубок, и пожирает её. Змея же желая ужалить ядом ежа, натыкается на его иглы и погибает. Ёж - это ум, змея - похоть греховная, яд - её сладострастие. Иглы же, которыми ограждает себя ум есть Страх Божий и память смертная, натыкаясь на которые, погибает похоть. Схватить змею за хвост есть познать последствия греха, к чему он приводит. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.""






"Ныне люди стали гордыми и спасаются только скорбями и покаянием, а в любовь очень редко кто достигает. Господи, дай мне смирение Твое, да вселится в меня любовь Твоя и да живет во мне страх Твой святой. 
(Прп. Силуан Афонский)"
 
  
 
"Кто боится Бога, тот одолеет дьявола, для того дьявол бессилен. 
(Прп. Серафим Саровский)"
 
 
 

  "Начало всех добродетелей и начало мудрости есть страх Господень. Как свет, входя в земной дом, прогоняет тьму и освещает дом, так и страх Господень, входя в сердце человека, прогоняет тьму греховную и освещает человека всеми добродетелями и мудростью. Братия, будем ходить в страхе Божием, поскольку предписано нам, чтобы мы служили со страхом и трепетом и таким образомсвое спасение содевали. Нет ничего превосходнее страха Божия, страха Господа нашего Иисуса Христа. Страх Господень руководит к великой славе и благодати; и тот, кто боится Господа, благоугоден Ему.
  Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия. Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тяжелого тéла и не соделается наследником небесных благ вместе со святыми, с которыми будет наслаждаться вечною радостью, как говорит Писание: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего. 
  Ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки. Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "Демоны, раз овладев душою, обращаются с нею так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели. Сняв с нее все одежды добродетели, одев ее в рубище порочных страстей... и наполнив ее всякой свойственной им нечистотой, они непрестанно хвастаются наносимыми поруганиями. И не знают никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с нею, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее, и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредят ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут прежде чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела.
  Кто так жесток и суров, кто так слабоумен и бесчеловечен, что не захочет душу, терпящую столько позора и вреда, освободить по мере сил от этого греховного неистовства и насилия, но оставит ее страдать без внимания? Всегда нужно помнить о Суде Божием - и всё зло угаснет. Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Бог для того уготовал и самую геенну, чтобы страх мучений и тяжесть наказания направляли нас к Царству.
  Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности. Страх Божий составляет истинное блаженство. С того времени, как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собой, потому что подчиняет себя закону Божию. Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судью в собственной совести. Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойства и скорби. Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу. 
(Свт. Иранн Златоуст)"

 



"Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани- любви.
(Прп. Исаак Сирин)"

 

 

  "Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх. Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: бойтеся Господа вси святии Его, и много других подобных изречений находим мы в Божественных Писаниях. Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания.
  Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чём состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх.
  Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын… и наследник Божий Иисус Христом. Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его.
  И Господь, сказав Аврааму, когда он привёл для жертвоприношения Ему сына своего: ныне бо познах, яко боишися ты Бога, сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо иначе как бы он сказал: ныне познах, когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил всё своё и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навёл на него Бог такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: любы вон изгоняет страх, ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сём состоит совершенный страх.
  Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: начало премудрости страх Господень, и ещё сказано: страх Божий есть начало и конец. Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка медь, ибо сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла.
  Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наёмник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наёмнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чём истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? - как сказал Апостол.
  Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит. Сей-то есть великий и совершенный страх. Поэтому и Пророк, уча нас отличать один страх от другого, сказал: приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?. Обратите внимание ваше на каждое слово Пророка, как каждое речение его имеет свою силу. Сперва говорит он: приидите ко мне, призывая нас к добродетели, потом прилагает и чада. Чадами называют святые тех, которые их словами обращаются от греха к добродетели, как и Апостол говорит: Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас. Потом, призвав нас и приготовив к тому обращению, Пророк говорит: "Страху Господню научу вас."
  Пророк с дерзновением говорит: приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Потом, как бы услышав от кого-либо в ответ: я желаю, научи меня, как жить и видеть дни благие, он научает, говоря: удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Итак, он прежде всего отсекает действие зла страхом Божиим.
  Удерживать язык свой от зла значит не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнами своими не глаголати льсти значит не обольщать ближнего.
  Потом Пророк прибавляет: уклонися от зла. Сперва сказал он о некоторых частных грехах: о злословии, обмане, а потом говорит вообще о всяком зле. Уклонися от зла, т.е. избегай вообще всякого зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего ко греху. Опять, сказав это, он не остановился на сём, но прибавил: и сотвори благо. Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не делает; иной также не обижает, но не оказывает и милосердия; иной не ненавидит, но и не любит. Итак, хорошо сказал Пророк: уклонися от зла, и сотвори благо. Вот он показывает нам ту постепенность трёх устроений душевных, о которой мы упоминали выше. Страхом Божиим он научил уклоняться от зла и тогда уже повелевает начать благое. Ибо когда кто сподобится освободиться от зла и удалится от него, тогда он естественно совершает доброе, наставляемый святыми.
  Сказав о сем столь хорошо и последовательно, он продолжает: взыщи мира и пожени и. Не сказал тольковзыщи, но усильно стремись за ним, чтобы достигнуть его. Следите внимательно умом вашим за сею речью и примечайте точность, наблюдаемую Святым. Когда кто сподобится уклониться от зла и потом будет стараться, с помощию Божиею, делать благое, тотчас восстают на него брани вражеские, и он подвизается, трудится, сокрушается, не только боясь возвратиться опять на злое, как мы сказали о рабе, но и надеясь, как было упомянуто, награды за благое, подобно наёмнику. И таким образом, терпя нападения от врага, борясь с ним и сопротивляясь ему, он делает благое, но с большою скорбию, с великим трудом. Когда же он получит помощь от Бога и приобретёт некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда вкушает мир, тогда ощущает, что значит печаль брани и что - радость и веселие мира. И потом уже ищет мира, усильно стремится к нему, чтобы достигнуть его, приобрести совершенно и водворить его в себе.
  Что может быть блаженнее души, сподобившейся придти во сию меру духовного возраста? Таковой, как мы неоднократно говорили, находится в достоинстве сына; ибо поистине блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. Кто может отселе побудить душу сию делать добро ради чего-либо иного, кроме наслаждения тем самым добром? Кто может знать радость сию, кроме того, кто испытал её? Тогда-то таковой, как мы уже несколько раз говорили, познает и совершенный страх. Вот мы слышали теперь, в чём состоит совершенный страх святых и в чём состоит первоначальный страх, свойственный нашему душевному устроению, и с чего человек начинает и чего достигает через страх Божий. Теперь мы желаем узнать и то, как вселяется в нас страх Божий, и хотим сказать, что нас отлучает от страха Божия.
  Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, - как прошла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоторого старца: "Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?" Старец отвечал ему: "Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога". Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. 
  Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя – как он провел день и каждое утро – как прошла ночь; если не будет дерзким в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.
(Авва Дорофей)"

 

 
 
  "Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой, упражнение которой превыше псалмопения и прочего молитвословия. От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность. Как истинная молитва, так и внимание и умиление суть дары Божии. Как желание стяжать молитву мы доказываем принуждением себя к ней, так и желание стяжать внимание и умиление доказываем понуждением себя к ним.
  Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу.
  Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды молитвы сопровождаются плачем и, в свое время, осеняются тонким, святым духовным ощущением страха Божия. Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа. От внушения этого чудного действия начинают истаявать страсти,— ум и сердце начинают привлекаться к непрерывному упражнению молитвой. По некотором преуспеянии приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпения скорбей, как попущений и врачеваний Божиих, в которых необходимо нуждается наша греховность.
  Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




"Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Он силен бывает на всё и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него дарует Свою волю и соделывает её неизгладимой в сердце его.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Дух страха Божия есть воздержание от злых дел (из-за боязни ада, желания рая и боязни огорчить Христа - от авт.).
(Прп. Максим Исповедник)"



  
 





 
 

  
  Страх Божий противостоит дерзости...
  Говение - воздержание...
  Благое - доброе/полезное...
  Благоговение сугубо (двоично) - оно борется со страстями и грехами, и культивирует трезвение и доброделие (уклоняется от зла, вреда и стремится к добру, пользе)... 
  О важности благоговении в деле спасения человека (и вредности небрежения, дерзости) многократно говорится еще в Ветхом Завете, напр.:
 
  "2. если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.
  3. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним.
  4. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф.
  5. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.
   13. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
  14. Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
  15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
  16. Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
  17. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
  18. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
   1. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
  2. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
  3. и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
  (Мал. 2:2-5; 3:13-18; 4:1-3)"
  "15 Горы с водами подвигнутся с оснований, и камни, как воск, растают от лица Твоего, но к боящимся Тебя Ты благомилостив.
  16 Мала всякая жертва для вони благоухания, и всякий тук ничтожен для всесожжения Тебе, но боящийся Господа всегда велик.
  (Иудифь 16)"
  "10 и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. 
  11 Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости. 
  12 Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. 
  13 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит 
  15 Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится.
  16 Полнота премудрости - бояться Господа; она напояет их от плодов своих
  18 Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его.
  20 Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие.
  21 Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться.
  25 В сокровищницах премудрости - притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен.
  26 Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе,
  27 ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость.
  28 Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем.
  7 Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть.
  8 Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша.
  9 Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости.
  10 Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его - и был оставлен? или кто взывал к Нему- и Он презрел его? 
  15 Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его.
  16 Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом.
  17 Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря:
  18 впадем в руки Господа, а не в руки людей; ибо, каково величие Его, такова и милость Его.
  22 Семя почтенное какое? - Семя человеческое. Семя почтенное какое? - Боящиеся Господа.
  23 Семя бесчестное какое? - Семя человеческое. Семя бесчестное какое? - Преступающие заповеди.
  24 Старший между братьями - в почтении у них, так и боящиеся Господа - в очах Его.
  25 Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень.
  26 Несправедливо - бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного.
  27 Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа.
  13 Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа.
  14 Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен?
  1Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его.
  13 Дух боящихся Господа поживет, ибо надежда их - на Спасающего их.
  14 Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он - надежда его.
  26 Богатство и сила возвышают сердце, но выше того - страх Господень:
  27 в страхе Господнем нет недостатка, и нет надобности искать при нем помощи;
  28 страх Господень - как благословенный рай, и облекает его всякою славою.
  (Сир. 1:10-13; 15-16; 18; 20-21; 25-28; 2:7-10; 15-18;10:22-27; 25:13-14; 33:1; 34:13-15; 40:26-28)"
 
  Добродетель страха Божия противостоит пороку дерзости и неотделимой от нее небрежности ("небрежения")...
  Страх Божий является следствием смирения, послушания, добролюбия,      мученичества и рождающей их всех любви... 

"Страх геенны поощряет начинающих [подвиг добродетельный] избегать злонравия; желание же воздаяния благ подает преуспевающим усердие к совершению благого; а таинство любви возвышает ум превыше всего сотворенного, соделывая его слепым ко всему, что после Бога.
(Прп. Марк Подвижник)"





 
  Страх Божий св. отцы условно разделяли на три типа:
  1. Страх Божий рабский – суть боязнь гееннских мук (страх наказания)… 
  Он возникает в человеке на стадии его оглашения по мере
усвоения им абсолютных истин и соответствующего покаяния… 
  Об этом страхе говорил Христос в Евангелии, когда призывал всех людей в лице евреев не бояться убивающих тело, а бояться Того, Кто может душу человеческую ввергнуть в геенну...
  Страх пребывания в аду играет роль "кнута" и является прекрасным стимулом для воцерковления человека…
  (Замечательным материалом о боязни гееннских мук является статья свт. Илии (Минятия) с сайта Православие.Ру...
  Ссылка прилагается:
  2. Страх Божий наемнический – суть боязнь потери бесконечного блаженства (награды)… 
  Он возникает в человеке на стадии его воцерковления (на навоначальном этапе) и неотделим от желания (стремления) христианина приобрести свое бесконечное блаженство на Небе по исходу души из тела...
  Об этом страхе говорил Христос во время Своей Нагорной проповеди, когда призывал всех христиан в лице евреев радоваться и веселиться, т. к. "мзда" их велика и невыразима никакими человеческими словами "на Небесах"...
  Об этой же неизреченной награде, ожидающей христиан в Царстве Небесном писал и св. ап. Павел...
  Страх потери награды в Царстве Небесном играет роль "пряника" и является прекрасным стимулом для жизни православного человека по заповедям Христовым на стадии его очищения…
  Приведем и еще несколько примеров о наемническом страхе Божием из Евангелия: 
 
  27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
  28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
  29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
  (Мф. 19)"
  "20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
  21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
  (Мф. 20)"
 
  3. Страх Божий сыновний – суть боязнь огорчить грехом (стремлением ко злу) Господа Иисуса (страх сына Божия)… 
  Причина этого страха - любовь ко Христу, желание Его радости... 
  Он возникает в человеке на стадии освящения (на этапе его преуспеяния)… 
  Об этом страхе Господь говорил через Своих пророков как в Ветхом Завете, так и непосредственно в Новом, когда со всей ясностью призывал всех людей в лице евреев возлюбить Бога всем своим человеческим естеством...
  Боязнь огорчить Христа является сильнейшим, универсальным, высокоэффективным стимулом для усердной жизни православного человека по всем Его заповедям… 
  Поскольку пути Господни неисповедимы, то все три вида страха Божия в разных своих степенях, в разных сочетаниях и в разной последовательности могут проявляться в одном и том же человеке на любом из трех его жизненных этапов…
  Страх Божий делится на виды весьма условно, и носит то или иное название по лишь преобладанию того или иного соответствующего ему компонента… 
  На стадии же совершенства в христианине, страх Божий у него прекращается (отсутствует)… 
  В совершенном христианине пребывает уже только одна любовь ко Христу в виде соответствующего ей чувства (эмоции)… 
  Именно в таком состоянии любви и был написан св. отцом (к сожалению, мы запамятовали его имя) акафист "Иисусу Сладчайшему"… 
  Чувство любви ко Христу может возникать в христианине на некоторое время в разной своей силе на любой стадии его воцерковления… 
  Как аванс от Господа… 
  Как великая милость Иисуса…
  Как предвкушение будущего блаженства… 
  Как прекраснейшее, стимулирующее средство для его усердной жизни по всем Христовым заповедям…  
  Страх Божий неотделим от послушания…
  Где страх Божий – там и послушание (и наоборот)…
  Степени страха Божия и послушания прямо пропорциональны друг другу…
  И послушание, подобно страху Божию, может быть и рабским, и наёмническим, и сыновним…
  Сами же по себе понятия раба, наёмника и сына имеют как исторические, так и духовные корни…
  Во времена Евангелия и Его распространения по миру, рабство являлось повседневным и повсеместным человеческим институтом, поэтому слово раб по отношению к Богу воспринималось тогда как вполне удобное и нормальное понятие…
  Раба, наёмника и сына объединяет один и тот же феномен – неоспоримое/явное/реальное главенство/важность для них и господина, и отца…
  Как господа и отцы важны для рабов, наёмников и сынов, так же и для христиан должен быть важен Христос – только намного больше…
  Соответственно и страх/послушание у христиан по отношению ко Христу должны быть не только не менее, чем в человеческом социуме , но и намного больше/сильнее/главнее/важнее…
  В заключение отметим, что термин раб Божий подчёркивает (по определению) высочайший статус его носителя, ибо освобождает от рабства кому/чему либо, кроме Самого Бога…
  Понятно, что статус раба Божия освобождает его обладателя от любой другой зависимости от кого/чего бы-то ни было, даруя рабу Божию свободу, недосягаемую для человека при любом его другом светском/мирском статусе…
  То же самое относится и к очевидному превосходству статусов наёмничества и сыновства…
  Ибо если кто-то с Богом/Божий, то кто против него?...
  И мирская история знала немало тому аналогичных примеров, когда хоть мелкие по соц статусу сошки, но приближённые к царю (вспомним, напр., Распутина), были главнее/влиятельнее/важнее любых др. госчиновников или аристократов…
 
  Возрастает человек в благоговении Божием покаянием в дерзости и небрежности, а также посредством усердной жизни по всем заповедям Христовым, смиряющей его...

"Брат спросил старца: «Отчего моё сердце жестоко, и я не боюсь Господа?» Старец отвечал: «Думаю: если человек будет содержать в сердце самоукорение, то стяжет страх Божий». Брат спросил: «Что значит самоукорение?» Старец сказал: «Самоукорение состоит в том, чтоб человек всегда укорял душу свою, говоря ей: помни, что тебе подобает предстать Богу. Говори и это: что мне и человекам? Уповаю: если кто пребудет в самоукорении, тот стяжет страх Божий».
(Свт. Игнатий (Брянчанинов), Отечник)"



 
  
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Беседы блаж. Августина, поучение прп. аввы Дорофея, слово свщмч. Петра Дамаскина, свт. Кирилла Ростовского с сайта Святоотеческое наследие, статьи архиеп. Нафанаила (Львова), архим. Серафима (Розенберга), С. И. Фуделя с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Фома, Серафимов и Логослово...
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (01 Мар 14)
Просмотров: 1859

Поиск