"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Память смертная правильная

 радование Христа одновременным видением:
  - мимолётности/краткости земной жизни...
  - ничтожности/незначительности человеческих/суетных/преходящих/земных ценностей...
  - бесконечности посмертного бытия...
  - неизъяснимой ценности/важности/значительности Царства Небесного/Божия...
  - невыразимого ужаса геенны… 





 
 
  "11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
  12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
  13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
  14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
  15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
  (Откр. 20)"
  "1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
  2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
  3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
  4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
  5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
  6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
  7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
  8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
  (Откр. 21)"
  "14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
  (Евр. 13)"
  "9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
  10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
   11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
  12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
  13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
  14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
  (2 Петр. 3)"
  "39 Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.
  9 Что гордится земля и пепел?
  10 И при жизни извергаются внутренности его. 
  11 Продолжительною болезнью врач пренебрегает:
  12 и вот, ныне царь, а завтра умирает. 
  13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви. 
  26 Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его. 
  27 Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его. 
  28 Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих.
  11 Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе и приношения Господу достойно приноси.
  12 Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: 
  13 прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему. 
  14 Не лишай себя доброго дня, и часть доброго желания да не пройдет мимо тебя. 
  15 Не другим ли оставишь ты стяжания твои и плоды усилий твоих для раздела по жребию?
  16 Давай и принимай, и утешай душу твою,
  17 ибо в аде нельзя найти утех. 
  18 Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века - определение: "смертью умрешь".
  19 Как зеленеющие листья на густом дереве - одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови - один умирает, а другой рождается.
  20 Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и сделавший ее умирает с нею. 
  6 Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди;
  3 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах,
  4 для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение.
  5 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью.
  6 Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, -
  7 в аде нет исследования о времени жизни. 
  (Сир. 7:39; 10:9-13; 11:26-28; 14:11-20; 28:6; 41:3-7)"
  "5
 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
  6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.
  7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
  13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
  14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
  (Пс. 38)"
  "15
 Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.
  16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
  (Пс. 102)"
  "18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
  19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!
  20 Всё идёт в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
  (Екк. 3)"
  "1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения.
  2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
  (Екк. 7)"
  "5 Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; –
   7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
  8 Суета сует ... все – суета!
  (Екк. 12)"
  "
10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
  12 ... я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; ... день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
  (Ис. 38)"
  "1 Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
  2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
  5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
  6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
  (Мал. 4)"

 





 

 
  "С нашей смертью истекает срок годности лекарства, которое называется покаянием. В будущей Жизни, те которые не успели здесь покаяться, на земле, мучаются мыслями о своих грехах, помнят их, раскаиваются в них, но уже поздно, ибо там раскаяние бездейственно. (Иеромон. Николай (Генералов))"
  "Что будем делать в четверг, если умрём в среду? Задумайтесь... Очень легко прожить жизнь незаметно для себя: к восьми встал, чайку попил, чего-то поделал… Раз - и день прошёл. Раз - прошли неделя, месяц. Оп-па! И уже - гроб, и лежишь. (Мамонов П. Н.)"
    В Писании сказано: "Смерть грешников люта." Лютость ее заключается не в том, какова она будет: автомобиль нас переедет или мы от рака умрём. Не в этом дело, а в том, что нас ждёт потом. Мы думаем о том, что будем делать здесь завтра или сегодня вечером, а о том, что нас ждёт на том свете, мы не думаем. И пусть никто не надеется, что после того как он умрёт, он исчезнет – трава вырастет, и всё. Нет, не всё - душа бессмертна. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"

  "Зверь в смертный час предстанет перед нами - голосом совести он будет обличать нас в том, что мы не подвизались, как должно, в нужное время, во время, назначенное для борьбы и победы над ним. Всё зло в нашей жизни происходит от этого мерзкого эгоизма. Время нашей жизни, чадо мое, дано нам как золото - чтобы каждый мог «купить» своё спасение, и в результате этой «торговли» мы - или разбогатеем, или - обнищаем. От размышлений о смерти сердце приходит в сокрушение, а душа начинает с большим усердием пребывать в трезвении, в молитве. (Архим. Ефрем, Филофейский)"
  "Когда я вспоминаю смерть, то попираю своё высокомерие и постигаю, что я ничто. Я чувствую, что богатство, честь и мечтания о тленном суетны и бесполезны и только смиренное познание самого себя, любовь к ближнему и подобное сему могут мне много помочь в час моего исхода. Но когда я расстаюсь с памятью смертной, тогда разумная, желательная и раздражительная силы души наполняют меня чуждыми и враждебными помыслами, и я становлюсь посмешищем людей и демонов. (Мон. Даниил (Димитриадис))"
  "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Наше дело – жить так, чтобы быть готовыми в любую минуту предстать перед Ним и дать ответ за свои дела и мысли. Земная жизнь – миг, за которым другая, вечная, жизнь! (Протоиер. К. Пархоменко)"
  "Никто ещё не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти.
  Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того,чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. (Прп. Паисий Святогорец)"  
  "Ведь это мы сейчас в гостях, а потом все пойдём домой. Но только, мои драгоценные, горе будет нам дома, если мы в гостях были да что-то нехорошее делали. Живи так, словно ты завтра умрёшь. (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слёзы сокрушения и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой. Не говори - сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживём ли до завтра. Многие, проснувшись утром, не доживали до вечера, другие, уснув вечером, не достигали утра. Всегда памятуй о Страшном судилище Божием, и это будет для тебя подпорой, и ты отразишь злоумышления против души твоей. 
  Если ежедневно имеешь пред очами смерть, то не согрешишь. Если совлечёшься земных хлопот, то не обратишься в бегство с брани (духовной - от авт.). Если возненавидишь земное, пренебрегая временным, то в состоянии будешь (как доблестный воин) получить победную награду. Ибо земное влечет к себе долу, и страсти во время брани помрачают сердечные очи; и потому-то лукавый воюет с нами и побеждает нас, исполненных земного и порабощенных пристрастию к земным заботам
(Прп. Ефрем Сирин)"
  "Делайте добрые дела. Запасайте добрые дела в будущую жизнь. На земле мы - странники. (Архим. Алипий (Воронов))"
  "С каждым годом мы ближе к смерти, ближе к решению нашей вечной участи. И если из года в год наш союз с Богом не становится все теснее, вера - крепче, а привязанность к миру - слабее, значит, мы плохо готовимся к этому шагу. (Иеромон. Серафим (Роуз))"
  "Смерть не обещала нам помедлить, пока мы приготовимся встретить её. (Свт. Филарет Московский)"
  "Память смертная побуждает нас к тому, чтобы быть более активными в стремлении к спасению. Она помогает избежать застоя в духовной жизни и позволяет нам избавиться от праздности и отчаяния. (Архим. Сергий (Шевич))"
  "Всегда имей перед очами Суд Божий и все страсти умолкнут. (Свт. Василий Великий)"
  "Все в этой жизни – и радостное, и печальное, есть только путь; и то, и другое одинаково проходит; ничего нет в ней твердого и постоянного, но, подобно всему в природе, и радости ее и горе являются и исчезают. Как странники или путешественники, идут ли луговой поляной, или дикими пропастями, ни там не закрепляют себе навек радости, ни отсюда не выносят на всю жизнь печали, потому что они странники, а не местные жители, они только проходят через то и через другое и стремятся к своему отечеству, – так прошу и вас ни светлой стороной настоящей жизни не увлекаться, ни в горестях её не погружаться с головой, а смотреть всегда на то только, каким бы образом с полным дерзновением явиться в общее всем нам Отечество. Вот это есть постоянное, прочное и бессмертное благо; а всё прочее – цвет травный, дым, или что-нибудь ещё ничтожнее того. Бог не объявил дни нашей смерти, не открыл сегодня, завтра, или через год, или через несколько лет. Он придёт неожиданно, чтобы по неизвестности срока мы постоянно хранили добродетель. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Будем, если возможно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель живая и деятельная из нее проистекает. Посему будем, если возможно, делать это дело столь же непрерывно, как непрерывно наше дыхание. (Прп. Исихий, пресвит. Иерусалимский)"
  "Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошёл день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошёл год, и мы ещё ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душа, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления! (Архим. Кирилл (Павлов))"
  "Люди всеми силами хотят продлить время своей жизни. Они похожи на изнемогающего пловца, который, попав в водоворот, борется со стихией, чтобы еще несколько минут оставаться на поверхности реки. Мало кто думает, как приготовиться к вечной жизни, которая начинается за чертой смерти. Святые отцы дали заповедь постоянно размышлять о смерти, считать, что каждый день может стать последним днем. Человек должен жить так, будто сегодняшний день подарен ему для того, чтобы он приготовился в путь, ведущий в вечность.
  Память о смерти дает человеку силы мужественно переносить несчастья и скорби этой жизни. Память о смерти открывает сердце для молитвы; она учит прощать и любить. Обычно смерть застает людей врасплох, и человек с ужасом видит, что он попусту сжег время, словно хворост, проиграл его, как неумелый игрок. Но тот, кто помнит о смерти, тот увидит её не в образе грозного мстителя, а как друга, который пришёл в темницу этой жизни, чтобы освободить его от трудов и скорбей и ввести в страну вечного покоя. Поэтому Святые Отцы говорили: день смерти — больше дня рождения. (Архим. Рафаил (Карелин))"
  "Думай чаще о смерти и живи так,как будто ты через неделю умрёшь -тогда понемногу станешь на правильный путь и в еде, и в молитве, и в отношении к другим людям. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Каким христианин хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра. Кратка сладость греха, но вечная смерть последует. Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут. Помни всегда вечность и ничего в мире не пожелаешь. (Свт. Тихон Задонский)"

  "Что такое память смертная - научил меня один старый игумен. Поведал он о себе, когда он был молодым иеромонахом (ещё в советское время) служил он на приходе. И познакомившись там с неблагочестивыми прихожанками, вступил с ними в недозволенные связи. И вот однажды пришла ему мысль: "А вдруг помру - что тогда будет?" Мысль эта оказалось настолько сильной, что он бросил всё и бежал в пустыню, где прожил более 30 лет.
  В пустыне я с ним и познакомился, но сатана не оставил его и там. Будучи уже игуменом, этот отец снова столкнулся с подобным искушением, но мысль о смерти всегда пребывала с ним и имела силу спасать и душу, и тело. Так что он уже как новый Иосиф избег из незаконных объятий. "А вдруг помру!" - сказал седой игумен и весело посмотрел на меня. В тот момент я ощутил и его устроение, и силу этого помысла, но удержать его не смог. С тех пор и ищу его как потерянную драхму.

  Когда наша душа ощутит, что находится над бездною гееннскою, и что в любой момент может оборваться земная жизнь, то эта память смерти не будет давать ей возможности творить грех и греховные начинания. 
  Как стяжать эту память? Имей всегда уверенность, что в любой миг можешь умереть и удаляйся от греха, тогда и родится в тебе чувство и ощущение памяти смерти. Искуситель именно это чувство и старается у нас украсть и не дать его иметь. Враг предлагает нам сласти и страсти, чтобы довести нас до погибели. Посему и будем помнить, что жизнь земная хрупка и опасна, а забвение смерти - мрачно и страшно. (Записки православного монаха)"
  "Кто помнит о смерти, тот не может грешить. Три вещи неизвестны человеку: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом. Поэтому человек должен всегда ожидать смерти и постоянно помнить, что день сегодняшний может оказаться днем последним. Поэтому именно сегодняшний день – день спасения. Господь обещал принять грешника, если тот покается от всего сердца, но Он не обещал какого-то точно определенного времени для покаяния, ибо ведал лукавство человеческой души.
  Зная день и час своей смерти, человек будет говорить в сердце своем: «Это еще далеко, успею взять от этой жизни все, что она может дать, а затем, перед смертью, начну покаяние». Но покаяние – это желание быть с Богом, это начало борьбы с прежним хозяином, демоном, которому человек служил всей своей греховной жизнью, это возможность стяжания благодати. Лукавое сердце, которое хочет обмануть Бога, окажется не способным к покаянию: перед смертью оно окаменеет, и человек впадет или в холодное безразличие, или в отчаяние. Поэтому Господь премудро сокрыл время смерти: ее не видно, как путника в тумане; она входит в дом без стука; она, как нежданный гость, не предупреждает о своем приходе; она уводит человека за собой, как страж уводит узника на суд,– в том, в чем застанет его.
  Человек всегда грешит, поэтому чувство покаяния должно быть для христианина постоянным чувством; враги же смертной памяти суть многопопечительность, многословие и шутки.
  Тяжело заболев, Исихий умер, но затем Промыслом Божиим вновь был возвращен к этой жизни. Он увидел воочию лицо смерти, увидел рай и ад. После этого он затворился в своей келии и плакал день и ночь. Никто не слышал от него пустого слова, никто не видел улыбки на его лице. Умирая, он сказал братии: «Простите, кто помнит о смерти, тот уже не может грешить». Первая смерть была для него неожиданной и ужасной, она застала его врасплох, как страж застигает вора на месте преступления. Смерть вторая исполнила его сердце радостью.
  Кто не помнит о смерти, к тому смерть приходит как враг и ведет его в плен, точно закованного в цепи. Кто помнит о ней, к тому она приходит как друг и ведет его как освободитель от трудов и страданий в страну вечного покоя. Для христианина же память о смерти, соединённая с молитвой– это меч, направленный против демона.
  Пока человек помнит о предстоящем исходе, пока мистическое переживание смерти заставляет трепетать его сердце, он не может грешить, как не может, будучи в своем уме, спать у змеиной норы или веселиться в доме, охваченном пламенем. Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий, ибо часто, находясь и у самих гробов, мы пребываем без слёз и в ожесточении, а в другое время, и не имея такого печального зрелища перед глазами, приходим в умиление. (Авва Исаия)"
  "Сколько обманутых жизнью! Ныне играют свадьбу, а завтра плачут над мертвецом. Ныне радость, завтра слёзы. Ныне богат, завтра нагой. Ныне знатен, завтра забыт. Каждое веселье света оканчивается печалью. Что с нами будет завтра не знаем. Подумай, что скоро-скоро оставишь ты всё видимое - и эту землю, и это небо, и этих людей. Подумай, как ничтожен ты телом и душой. Что с нами будет завтра - не знаем. Содрогнёмся же и вострепещем. (Прп. Иосиф Волоцкий)"



 

  "Жизнь наша в мiре сем кратка: посему не будьте беспечны, но старайтесь проводить её свято, чтобы переселение ваше из мiра сего не случилось тогда, как вы будете гневаться друг на друга и потому причислены будете к человекоубийцам, потому что Писание говорит: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть.
  Сии словá относятся не к одним монахам и девам, но и ко всем верующим, которые вместе с нами принадлежат к одной повсемственной и Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Знайте, что дни жизни нашей немногочисленны и мы в продолжение их должны очистить себя от грехов своих, чтобы переселение наше из мiра сего не случилось тогда, как мы не ожидали оного. По смерти возвращение в мiр сей ужé невозможно.
  Мы видим, что никто, переселившийся из мiра сего, не возвращается к нам, и мы ужé и не ожидаем никогда возвращения их к нам, но, напротив, сами ожидаем переселения к ним. Это определено для всех людей мiра сего от начáла его до конца. Словá сии да впечатлеются в сердцах ваших и да будут в памяти вашей всегда, до самого отрешения душ наших от тéла нашего. Когда Господь наш, праведный Судия, пошлет служителей Своих, чтобы они взяли дýши наши и отделили их от тéла, то те из нас, которые не пеклись о своем спасении, будут отведены в темное место, чтобы быть там под стражею до страшного дня последнего Суда.
  В сей день произнесен будет им страшный приговор. Они отданы будут немилосердным мучителям и темничным стражам, которые не имеют никакого сострадания и которые всегда должны иметь смотрение за огнем неугасающим и за червями, никогда не умирающими, за внешнею тьмою и за теми местами, в которых находится ужасный холод. 
  Люди, отданные сим жестоким мучителям, будут отведены в местá, самые удаленные от Бога. Там они будут терпеть мучения, будут плакать, стенать, испускать крик, но никто не услышит их и никто не будет иметь сострадания к ним. Сострадание к ним исчезло на всю вечность, потому что они и сами не имели сострадания в жизни сей. 
  Возлюбленные мои, по великой любви моей к вам я прошу вас: возрастайте в благочестии, пока вы находитесь еще в теле, оплакивайте себя, оплакивайте внутренне днем и ночью, чтобы по смерти не подвергнуться вам жестокому мучению, не проливать вечно слёз и не быть в вечной горести.
  Не входите в широкие врата, не идите по пути ровному и легкому, который ведет к погибели и которым ходит бóльшая часть людей, но входите во врата тесные, идите по пути трудному и печальному, который ведет к жизни и которым ходят немногие. Кто входит в тесные врата, тот есть истинный делатель Божий. Он получит награду за труды свои и наследует Царство.
  Всякий день представляй себе, что ты последний день живешь в мире сем: таким образом ты предохранишь себя от грехов.
  Если будешь исполнять все (заповеданное), то получишь наследие, котораго око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце человеческое не помышляло.
  Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время.
  Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возрасли, и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах своих, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец не избавит сына.
  Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мыли вечнаго осуждения; если будешь так поступать, во веки не согрешишь.
  Думай сам в себе и говори: я не пребуду в этом мире больше нынешняго дня, — и никогда не согрешишь пред Богом. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, — и сохранишь себя от грехов.
  Келлию твою (дом свой - от авт.) преврати в темницу, содержа в мысли, что всё уже для тебя кончено и вот–вот ударит час отрешения твоего от мира сего. Блюди себя, чтоб не быть отверженнным в будущем веке. 
   Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.
   Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и всё человеческое ненадёжно.
   Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что, подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное. — Борющийся со страстъми и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе; но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.
   Из останавливающихся в гостиницах, некоторые получают постели, а другие, не имея постели, ложатся на полу и засыпают так же крепко, как и те, кто спят на постелях. Дождавшись конца ночи, утром те и другие оставляют постели и равно все выходят из гостиницы, неся с собою только свое собственное. Таким же образом и все шествующие путем жизни сей: и те, которые жили в умеренном состоянии, и те, которые пожили в славе и богатстве, — выходят из жизни сей, как из гостиницы, не беря с собою ничего из сластей житейских и богатства, а одни только собственные дела свои, соделанные ими в жизни сей, — добрые ли то, или злые.
  Смерти избежать невозможно - нет способов для этого. Зная сие, истинно умные люди, опытно навыкшие добродетелям и боголюбивому помыслу, встречают смерть без стенаний, страха и плача, имея в мысли, что она, с одной стороны, неизбежна, а с другой, — избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей.
  Смерть да будет у тебя пред глазами; и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского.
  Как из материнского чрева выходит человек, так из тела душа выходит голою и бывает иная чиста и светла, иная запятнана падениями, а иная черна от многих прегрешений. Почему умная и боголюбивая душа, поминая и рассуждая о бедах и крайностях послесмертных, живет благочестиво, чтоб не быть осиленною и не подвергнуться им. А неверующие, безумные душею не чувствуют и грешат, презирая имеющее быть там.
  Как, из чрева исшедши, стал ты лучше и больше телом; так, исшедши из тела чистым и нескверным, будешь лучшим и нетленным, пребывая на небесах.
  Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться; так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела.
  Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживши здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти (как известно из притчи о богатом и Лазаре); ибо безрассудно подверг осуждению душу свою.
  Как тело, вышедшее из материнской утробы несовершенным, не может жить; так душа, исшедшая из тела, не достигнув боговидения чрез доброе житие, спастися или быть в общении с Богом не может.
   Душа есть в мире, как рождённая; а ум превыше мира, как нерождённый. Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии, и что будто уж гибнет душа. Помышляя так, она хранит себя от ничтожных и срамных удовольствий.
   Смертные должны заботиться о себе, зная наперед, что их ожидает смерть. Ибо блаженное бессмертие бывает уделом преподобной души, когда бывает доброю, и смерть вечная встречает её, когда она бывает злою.
  He будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресеніе мертвых, и мы будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам его. Итак, не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобіе безсловесных животных. Если нет воскресенія, нет и смерти. Если же будет воскресеніе, будет и суд.
  Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Богъ справедлив в первом случае: то не может обмануть и в последнем. Чтó для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом? Итак, если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею ли удобностію может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю?
  Бог в делах своих не чувствует никаких затрудненій. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. Рече и быша, говоритъ Писаніе о Боге. Он нарицает не сущая, яко сущая. Как сила и могущество Божіе непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и пути Его неизследимы.
  И так оставим неверіе. Будемъ опасаться, чтобы не подвергнуться осужденію более за неверіе, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверія всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкій едва ли способен къ какому нибудь доброму делу.
  И так пока имеем время, позаботимся о себе самихъ и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где плачь и скрежетъ зубовъ. Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мученій? Скрежет зубовъ что иное показывает, если не позднее раскаяніе о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаянія, и надежды на освобожденіе.
  Итак, если Мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мученій, то для чего нерадим и презираем заповеди Божіи, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказанія? Бог наш великій, человеколюбивый, богатый в милости, и сильный в делах своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам сокрушитъ сатану под ноги наши вскоре, и дастъ намъ силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Ежедневно умирай - чтобы жить вечно. Аминь.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Хотя вся жизнь наша на земле есть непрестанная брань и нам предлежит вести ее до самого конца, но главнейшая и решительнейшая брань ожидает нас в час смерти. И кто падет в сей момент, тому уже не встать. И не дивись сему. Ибо если враг дерзал приступать к безгрешному Господу в конце земных дней Его, как сказал Сам Господь: Грядет бо мира сего князь, и во Мне не имать ничесоже, то что же может удержать его от нападения на нас, грешных, в конце нашей жизни? И святой Василий Великий говорит в толковании 7-го псалма на слова: да не когда похитит, яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу, что самые неутомимые бойцы, всю жизнь неопустительно боровшиеся с демонами и избегшие их сетей и устоявшие против нападений их, в конце жизни подвергаются князем века сего осмотру, не окажется ли в них чего-либо грешного; и те, у которых найдутся раны или пятна и отпечатки греха, удерживаются им в своей власти, а те, у которых не найдется ничего такого, минуют его свободно и упокоеваются со Христом.
  Если так обстоит дело, то нельзя не поиметь сего в виду и не готовиться наперед встретить час тот, чтоб благоуспешно прейти его. Приготовлением к тому должна служить вся жизнь. Ты окажешься добре приготовленным к тому часу, если в продолжение всей данной тебе временной жизни будешь мужественно бороться с врагами своего спасения. Приобретши во время жизни добрый навык добре побеждать врагов, ты и в час смерти легко стяжешь венец победы.
  Также чаще помышляй со вниманием о смерти, приводя на мысль все имеющее тогда случиться. Если будешь так поступать, то час тот не неожиданно застанет тебя, почему не устрашит тебя или не сильно устрашит, и душа твоя, не расслабляемая страхом, окажется более крепкою и сильною к подъятию брани и преодолению врага. Мирские люди бегают помышления и воспоминания о смерти, чтоб не пресекать своих чувственных утех и наслаждений, которые не совместимы с памятью смертною. От этого у них все более и более растет и крепнет привязанность к благам мира, не встречая ничего, перечащего ей. Зато, когда придет время разлучиться с жизнью и со всеми любимыми вещами и утехами, они непомерно мятутся, мучаются и ужасаются.
  Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, поставляя себя мысленно в состояние умирающего, в теснотах и томлениях предсмертных, представлять живо и могущие напасть на тебя тогда искушения вражеские с воспроизведением вместе и тех мыслей и чувств, какие сильны отразить их. Какие именно возможны тогда вражеские нападения и как отразить их, я изложу тебе вслед за сим, чтобы ты, пока жив, навык к мысленному в них упражнению, а когда придет час смерти, употребил их и делом. Ибо ту брань и тот бой, который имеет быть только однажды, надо уметь и навыкнуть хорошо принять и поднять тому, кому неизбежно встретить их, чтоб не сделать ошибки и не потерпеть потери, каких уже поправить нельзя.
  Четыре главных и опаснейших искушения, каковым в час смерти обыкновенно подвергают нас враги наши, демоны: колебания веры, отчаяние, тщеславие, разные образы, в какие облекаются демоны и какие представляют отходящим.
  Что касается первого, то когда злокозненный враг начнет всевать в тебя помыслы неверия или, явясь видимо, заговорит против веры, ты, не входя с ним в спор, сам в себе восставь веру в то, на что он нападает, и скажи ему со святым негодованием: "Отойди прочь с глаз моих, сатана, отец лжи. Я и слушать тебя не хочу; от всей души всегда веровал и верую во все, во что верует Мать моя, святая Церковь. И этого для меня довлеет". И отнюдь не допускай помыслов неверия и стой твердо, по слову Писания: Аще дух владеющаго найдет на тя, места твоего не остави.
  Сознай живее и держись сего осознания, что тут одна кознь диавола, покушающегося смутить тебя в последний час твой. Если не сможешь твердо стоять умом, стой бодренно желанием и чувством, не позволяй им преклониться к внушаемому, хотя бы оно прикрываемо было изречениями Писания, приводимыми душегубцем-врагом, ибо что бы из Писания ни напоминал он тебе, все то на пагубу тебе направляется посредством кривого толкования и извращения истины словес Божиих.
  Если змий сей злокозненный спросит тебя: "А чему учит Церковь?" - не отвечай и внимания не обращай на слова его, презирая его; но ведая, что он есть одна ложь и лукавство и что начал говорить с тобой, чтоб поймать тебя на словах, погрузись в созерцание веры в верующем сердце своем.
  Впрочем, если чувствуешь себя крепким в вере и сильным в помысле и желаешь посрамить врага, ответь ему, что святая Церковь верует тому, что единая есть истина. Если он опять спросит, какая же это истина, скажи ему: та, в которую он верует, именно: что Христос Господь крестом поразил тебя во главу и сокрушил власть твою. И затем прилепись взором ума своего к созерцанию распеншегося за нас Господа и помолись Ему: "Боже мой, Творче и Избавителю! ускори на помощь мне и не дай мне поколебаться, даже малейше, в истине святой веры Твоей, но благоволи, чтоб я, как родился по благости Твоей в истине сей, так, в ней же пребывая, кончил и жизнь мою смертную во славу имени Твоего".
  Второе искушение в час смерти, которым враг покушается поразить нас вконец, есть страх при воспоминании множества грехов наших. Страха сего миновать нельзя, но он умеряется верою в искупление грехов наших крестною смертию Христа Спасителя. Враг же, помрачая сию веру, страх за грехи раздувает до того, что он подавляет всякую надежду спасения и поражает безнадежием и отчаянием. Посему, брате мой, наперед готовься к отражению сего нападения и отселе еще замышляй, приближаясь к вратам смерти, крепче держать победное наше знамение - крест Христов, т.е. водруженною в сердце иметь крепкую веру в искупительную силу крестной смерти Господа.
  Когда же, самым делом вступая в сии врата, ощутишь нападки отчаяния, прежде всего поспеши осознать, что они суть действия вражеские, а не естественные порождения воспоминаний своих грехов. Такому воспоминанию свойственно порождать смирение, сокрушение и скорбь сердечную об оскорблении Бога праведного, но и всемилостивого; посему оно, хотя поражает страхом, но таким, который не погашает надежды на милость Божию и, будучи ею растворяем, дает место дерзновенному упованию спасения, отражая всякое чувство отверженности. Ведая сие, ты не можешь не признать, что коль скоро воспоминание грехов подавляет тебя и ввергает в отчаяние, погашая всякую надежду спасения и поражая страхом отверженности, то все это есть наваждение диавольское. Осознав же это, тебе уже нетрудно будет паче упования возуповать, что и разгонит всякое безнадежие.
  Упование паче упования погружает в созерцание милосердия Божия, в бездну коего восчувствовавший его и повергает презельное множество грехов своих, утверждаясь на крепком убеждении, что Бог спасения нашего хочет и ищет, а не пагубы. Крепиться же сие убеждение может и всегда, а наипаче тогда только на беспредельной силе крестной смерти Господа Спасителя.
  Посему, как всегда надлежит нам укрываться под сень креста, так тем паче тогда. И вот какою молитвой прилично тебе, вступая во врата смерти, возмолиться к Господу Богу твоему: "Господи! Множество имею я причин опасаться, чтоб Ты не осудил меня и не отверг за грехи мои по правде Твоей, но еще большее имею дерзновение надеяться на помилование по беспредельному милосердию Твоему, во Христе Иисусе, Искупителе нашем и Спасителе. Посему умоляю безмерную Твою благость, пощади меня, бедную тварь, осуждаемую грехами своими, но омываемую бесценною кровию Сына Твоего и Бога нашего, да воспрославлю Тебя во веки. Всего себя предаю в руки Твои - сотвори со мной по милости Твоей. Ты - единый Владыка жизни моей".
  Третье искушение в час смерти бывает искушение тщеславием и самоценением, внушающими уповать на себя самого и дела свои. Посему как всегда, так наипаче в час смерти, отнюдь не допускай вниманию своему останавливаться на себе и своем и вдаваться в довольство собой и делами своими, хотя бы ты преуспевал в добродетелях паче всех святых. Но довольство твое все да будет в Боге, и уповай всецело на одно милосердие Его и страдания Господа Спасителя, да спасешься, всячески уничижая себя пред очами своими до последнего издыхания своего. И если случится, что тебе придет на ум какое-либо твое доброе дело, помышляй, что это Бог совершил его в тебе и тобой, а не ты, и что оно от Него единого произошло.
  Прибегай под кров милосердия Божия, однако ж не позволяй себе чаять его, как какого-то воздаяния тебе за многие и великие брани, выдержанные тобой, и победы, одержанные в них. Стой всегда в спасительном страхе, исповедуя искренне, что все твои рвения, усилия и подвиги были бы тщетны и бесплодны, если б Бог не взял их под крыло благоволения Своего, не посодействовал им и не действовал в них. На сие милостивое благоволение Божие и теперь возложи все упование свое.
  Если б враг наш, злой, лукавый и упорный, никогда не утомляющийся искушать нас, восхотел в час смерти тебя и соблазнить какими-либо призраками, видениями и преображениями в Ангела светла, ты стой твердо в осознании своей скудости и своего во всем ничтожества. И скажи ему сердцем мужественным и небоязненным: "Возвратись, окаянный, во тьму свою. Как недостойному, мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно - безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых".
  Хотя бы по некоторым явным признакам подумалось тебе, что видишь истинные видения, Богом тебе данные, и в таком случае не спеши верить им, а скорее погрузись в сознание своего недостоинства и ничтожества. Не бойся, что оскорбишь тем Бога, потому что Ему никогда не бывают неприятны наши смиренные чувства. Если такие видения нужны для тебя, то Бог знает, как сделать, чтобы ты не закрывал от них очей своих, оправдав твою косность в веровании, что они от Бога. Подающий благодать смиренным не отнимет ее за действия, какие они творят по смирению.  
   Таковы наиболее употребительные оружия, какими враг нападает на нас в последний час смертный. Но он употребляет на это и всякую другую страсть, какою кто из умирающих обладаем был в жизни и на какую наиболее был падок, и старается возбудить ее, чтоб он отошел в страстном настроении, имеющем решить и участь его. 
  Мирские люди (люди мира сего, обмирщённые - от авт.) бегают помышления и воспоминания о смерти, чтоб не пресекать своих чувственных утех и наслаждений, которые не совместимы с памятию смертною. Зато, когда придет время разлучиться с жизнию и со всеми любимыми вещами и утехами, они непомерно мятутся, мучатся и ужасаются. 
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 
"При бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцов, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих её встретить страшных силах, с соучастием которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Также полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшным и праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах, и в помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его, и вообще пред всем созданием. 
(Авва Дорофей)"

 












  
  Добрая/правильная память смертная (д./п. с.) противостоит памяти смертной неправильной, забвению злому и неотделима от мироотречённости с исходящей из неё памятью Божией...
  Д. п. с. начинается у новоначального с обыкновенного рассудочного/душевного действия и постепенно (по мере его возрастания в мироотречённости/освящении и памятовании Божием) перерастает/развивается в безмолвную/созерцательную/духовную силу/способность...
  П.  п. с. является следствием/порождением соборных добродетелей смирения и мученичества и неотделимых от них послушания и добролюбия, их же и увеличивая...
  Д. п. с. является прекрасным стимулом для жизни по заповедям Христовым (для ревности доброй и мужества):

  "10 Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. 
  (Екк. 9)"

 
  Возникает п. п. с. ещё на стадии оглашения и возрастает благодаря дальнейшей жизни по заповедям Иисусовым… 
  По мере приобретения молитвенной способности христианином, д. п. с. начинает соединяться в нём с другими молитвенными чувствами… 
  П. п. с. становится со временем (по мере очищения и освящения христианина) даже и неотъемлемой составляющей частью его молитвы… 
  Прп. Иоанн Лествичник напр., писал, что д. п. с. и молитва должны быть нераздельны как всадник и его лошадь…




  Хорошим вспомоществованием для развития п. п. с. являются покаяние в памяти смертной злой/неправильной, в забвении неправильном/злом, в обмирщённости, а также посильные упражнения в размышлениях о скоротечности земной жизни, о бесполезности/вредности суетных человеческих ценностей (денег, славы, власти, наслаждений и пр.), а также усердная жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющая человека и усиливающая его в добролюбии, мученичестве, послушании и мироотречённости...  
  
"Воздержание порождает помышление о смерти и память желчи и уксуса, которые вкусил наш Владыка и Бог. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"


 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, главы свт. Игнатия Брянчанинова, Слово 57-е прп. Симеона Нового Богослова, "О суете настоящей жизни", "Пророческие вещания о пришествии антихриста", "Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа", "Слово о суде и об умилении" прп. Ефрема Сирина, слово свт. Кирилла Иерусалимского, беседы "О презрении к миру" блж. Августина, свт. Кирилла Александрийского, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Серапиона Владимирского с сайта Святоотеческое наследие, статьи протоиер. Андрея Ткачева, игум. Нектария (Морозова), архиеп. Нафанаила (Львова), иеромон. Серафима (Роуза), Юрия Кищука, Ольги Рожневой, митр. Алипия (Воронцова), свт. Илии (Минятия), диак. Павла Сержантова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Православие и мир, Азбука веры, Богослов.Ру, Фома, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://брянчанинов.рф/public/4/4.shtml#s3
  http://serafimov.narod.ru/temmat/smert.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/smertdu.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/sud.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0114
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=predsm
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=predsm
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=klinichsmert
  http://www.pravmir.ru/dusha-posle-smerti-glava-10-kratkoe-izlozhenie-pravoslavnogo-ucheniya-o-posmertnoj-sudbe-dushi/
  http://www.pravmir.ru/konec-sveta-2012/
  http://www.pravoslavie.ru/put/59997.htm
  http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/
  http://www.bogoslov.ru/text/3627267.html
  http://www.foma.ru/chto-myi-budem-delat-v-rayu.html
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_4/topic_7559/
  http://asano.cont.ws/


 





 

                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
 
 
 
 
 
 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 2462

Поиск