"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Бережливость
 
  – радование Христа рассудительным, эффективным использованием как материальных, так и духовных предметов… 
 




 
 
  "8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
  9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
  10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
  11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
  12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
  13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
  (Ин. 6)"
  "7 Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. 
  (Прит. 28)"
  "15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
  16 дорожа временем, потому что дни лукавы (кажутся/представляются протяжёнными/многочисленными, но могущими на самом деле прекратиться/закончиться в любой момент - от авт.).
  (Еф. 5)"







 
 
 
  "В одной пустыне жил отшельник о.Михаил, которого я хорошо знал, он помогал строить мне келию, и в это время несколько месяцев мы жили в его келии. Был он из крестьян Курской Губернии и отличался крестьянской непосредственностью. У него было 2 вида рыбных консервов: старые, уже вздутые и новые. А для пустынников рыбные консервы - это праздничное утешение и их открывают в основном только в праздники. Выкидывать вздутые он не хотел, "ценный продукт", и никакие доводы на него не действовали.
  Рассуждал он так: "Нужно съесть сначала старые, а новые после них". Так он и рассуждал, разогревая их на сковороде, и если был лук, то добавлял и лук. И пока он ел "старые", новые консервы потихоньку вздувались и становились "старыми". И так он никак не мог решить задачу с консервами. Можно удивиться: "Как же он не умер?" Хотя он уже и почил, но не от консервов, а от старости доброй. А отгадка простая, он еще в советское время отсидел в тюрьме за веру. А отказавшись работать в тюрьме в воскресные дни, он почти весь срок просидел в карцере, но не сдался. А карцер - это ешё и голодный паёк. И за это Господь дал ему такую крепость организма, что его ничто не брало. От некоторых консервов был уже запах и я выходил из келии, когда он их вкушал. А он и запаха не чуял, то ли нос не дышал, то ли по благодати - не ведаю.
  Был он и очень сильный духом. Он ради уединения сам нашел себе место в пустыне и построил себе келию. Во время стройки ему пришлось одному поднимать потолочные балки и у него вышла грыжа. Врачи его предупреждали, что 2 недели тяжестей поднимать нельзя. О.Михаил опять не мог решить задачу: "Как это идти в келию пустому?" Он загрузил рюкзак продуктами и пошел в келию. Швы по дороге разошлись. Он спокойно дошел до келии, продезинфицировал иголку в одеколоне и простой ниткой без всякого наркоза сам себе зашил брюхо и со свойственной ему непосредственностью заключил: "Да у меня и лучше, чем у них вышло". Около 30 лет прожил он в пустыне. Да, что-то я от консерв удалился, а мораль простая была: "чтобы наши проблемы не стали старыми - лучше сразу избавляться от них, пока они не вздулись.
  Господь Иисус Христос, когда послал апостолов по двое на проповедь, дал им заповедь не приветствовать никого на пути (закрытость добрая - от авт.). Потому что всё это отвлекает, рассеивает, отнимает время и силы, которых и на нужные дела подчас не хватает. Причем страсть эта способна заражать и других. В монастыре на Новом Афоне я знал трудника, который знал несколько языков и постоянно трудился над изучением новых. Так он не на шутку заразил другого брата изучать английский... Говорю: "Отец, если уж тебе неймется - учи уж греческий, хоть повод будет на Афон съездить со старцами греческими поговорить или святых отцов, непереведённых на русский, почитать - это ещё куда ни шло".
  Каждому стоит задуматься и рассмотреть свои занятия и увлечения, на что мы тратим силы и время. Например даже в келии на стене я прикрепил себе выражение Аввы Патермуфия: "На что употребил ты время, которое было доселе?" Оно и сейчас перед моими глазами висит. Очень отрезвляет в смысле памяти о нерадивой жизни и вывода жить собранней и серьезней.
Конечно, увлечения должны быть у нас, но они должны быть нужными и полезными."

 
 
"Береги одежду свою (главным образом - внутренние и внешние действия/поступки - от авт.), чтобы не быть тебе нагим (без добродетелей - от авт.) в день суда (после исхода души из тела - от авт.).
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
 
  "Если не хочешь впадать в раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не заботься о них чересчур; но и не пренебрегай ими как маловажными и ничтожными: но когда кто просит их у тебя, давай; если же он случайно, или по небрежению разобьёт или потеряет что, не скорби. Впрочем ты должен так поступать не по нерадению о монастырских вещах, ибо ты обязан всею силою и со всяким старанием заботиться о них, но из желания охранять себя от смущения и споров, постоянно являя пред Богом посильное твое старание.
  Достигнуть же сего ты можешь только тогда, когда будешь распоряжаться монастырскими вещами не как своими собственными, но как вещами, принесёнными Богу и только вверенными твоему попечению. Ибо первое располагает нас к тому, чтобы не иметь пристрастия к вещам, а второе к тому, чтобы не пренебрегать ими. Если же ты не имеешь в виду сей цели, то будь уверен, что не перестанешь подвергаться смущению и смущать себя и других.
(Авва Дорофей)"

 
 
 

 
"Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти догнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, "яко время сокращено есть", и для всякого из нас переход в вечность не далёк".
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






  "О земледельце, который, будучи чрезвычайно трудолюбив, постоянно и дома, и пред работой, и за работой, и после работы творил молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя; в церковь ездил за 12 верст каждый воскресный и праздничный день; даром Божиим (хлебом особенно) дорожил до того, что колоска на поле не оставлял, чтобы потоптали его люди, что дома во время стола постилал скатерть под стол, чтобы крошки падали на неё, а не на пол. 
  После чудесного насыщения народа Спаситель сказал: «соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже». Видите, как бережет Господь самые крохи хлеба. Если Он так бережет обыкновенную, бездушную вещь, то как Он бережет души человеческие? Если Он не хотел, чтобы погибли остатки хлеба, то тем более Он не хочет, чтобы кто-нибудь из людей погиб. Да и не для того ли Спаситель сказал, чтобы собрали остатки хлеба, «да не погибнет ничтоже» дабы навести тогдашний народ и нас на мысль о том, как Душелюбец Господь бережет души человеческие!
  
Не много цени деньги (букв. — имущество), но не менее тщательно веди им счёт.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
















 
 
  Бережливость - добродетель, противоположная пороку расточительности… 
  Некоторые св. отцы писали (кажется, авва Дорофей), что бережливость – функция совести по отношению к материальным предметам… 
  Христос заповедал бережливость, когда повелевал апостолам собирать остатки хлеба и рыбы после многократных чудесных насыщений многих тысяч людей в пустыне : "Чтобы ничего не пропало"...
  Бережливость предохраняет человека от любостяжания и сребролюбия, т. к. позволяет длительное время использовать одни и те же предметы, освобождая тем самым человека от необходимости приобретения денег для покупки новых вещей и предоставляя человеку массу времени для спасения своей души (для исполнения заповедей Христовых)...
  Бережливость развивает и добродетели послушания, ревности и благоговения (страха Божия), являясь их следствием... 
  Бережливость позволяет направлять сэкономленные средства на дела милосердия (милостыню), развивая в человеке системообразующую добродетель любви...
  Очевидно, что как и любой др. предмет, бережливость требует благоразумия:

  "24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. 

  (Прит. 11)"

  Необходимо отметить и самую важную/ценную/полезную разновидность бережливости, относящуюся к человеческому естеству (телу, духу, душе) и к земному времени, данным человеку для исполнения заповедей Христовых (для спасения), а не для исполнения заповедей человеческих/бесовских (для погибели)...
  Потому что такая земная/временная бережливость ведёт к бесконечной/блаженной сохранности человека в Царстве Небесном (а не к вечной порче/уничтожению в геенне огненной):

  "5 Тёрны и сети на пути коварного; кто бережёт душу свою, удались от них. 
  (Прит. 22)"


 Записки православного монаха:
 Как-то познакомился я с одним парнем, который был когда-то инженером-конструктором подъёмных кранов и совсем закис, целый год просидев в кабинете над чертежами. Все для него стало тусклым и вялым. И он решился - пошел работать строительным альпинистом, обучаясь прямо на объекте. Сначала и пятый этаж страшил, а потом и на двадцатом этаже было весело – висет и песни распевал. Сразу он ожил - стал жизнеспособным.
  Вот у многих из нас тоже духовная жизнь тусклая. Тянем, как лямку какую-то, а зачем - не понимаем. А иным лень тянуть и все кажется серым. Между тем и в духовной жизни есть свои высоты и мы догадываемся о них, слышим о них из книг, но никак не можем и не хотим решиться на подъём. И себя жалко утруждать, и трудиться над душой отвыкли, если вообще пробовали. Что воля, что неволя - все едино.
  Мы так постепенно в духовных бомжей превратимся и сами не почувствуем - как. Важно решиться - как тот инженер. Поверить в помощь Божию и в себя. Не проигрывайте врагу своё время. Его не так много у каждого. Ведь есть же те, кто и в духовной жизни переступают через себя, пристегивая карабин к лебедке наверх. И не смотрите на тех, кто медленно затухает и согласен на плен или тех, кому лень даже слушать об этом. Этих «сомов» хоть динамитом глуши, они только уши прочистят плавниками, возле виска покрутят и так и останутся лежать под своими корягами. Что на них смотреть! Каждый свой путь сам выбирает. 


"Доколе имеем время - будем пользоваться им для покаяния и исправления. Хранящий своё сердце и не допускающий обокрасть его внутренним, невидимым татям - наслаждается миром Божественным. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"







"Жизнь нашу надобно сберегать, как вино. Не как случится должна проходить она, не смеху надобно посвящать её, не многословию, хотя бы и невинному, не частым изворотам, хотя бы и не хитрым, не рассматриванию различных вещей, хотя бы и не напоминающих об удовольствии, не многолюдству - хотя бы и упрашивали окружающие. Ибо кто предан сему, тот, хотя и не потерпит вреда, однако же не насладится и выгодами (Спасением - от авт.).
(Прп. Ефрем Сирин)"




 
"Время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь".
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 


 
"Наша жизнь благословенная. Дар Божий. Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем её в этом временном мире, куда пришли как странники – наследуем Жизнь Вечную.
(Протоиер. Николай Гурьянов)"






 
"Для чего Бог подарил мне тело? Чтобы оно было храмом Господу.
Для чего Бог подарил мне душу? Чтобы она была молитвенницей в этом храме.
(Прп. Иустин Челийский)"


 

  

"Мир существует для человека. Он должен знать и изучать его. И стоит того, чтобы человек изучал мир, ибо сколько в нем сокрыто интересного, приятного и полезного. Мир это неисчерпаемая бездна знаний, исследований и открытий. А между тем жизнь человеческая быстротечна. Много ли ее хватит для изучения мира? Если бы самый долговечный человек всю свою жизнь, с утра до вечера, посвящал изучению мира, он мог бы узнать только самую ничтожную часть его. А нравственный мир? Какая в нем глубина и широта! Познание Бога, борьба со грехом, приобретение добродетелей какая это необъятная величина! И здесь самый совершенный человек за всю свою жизнь не много может успеть. Как поэтому, дорого время для человека. Кажется, ни минутки не должен терять его человек. Потерял он хотя минуту времени, потерял вместе с этим драгоценный изумруд, на который мог бы купить себе многое для вечности. Таково должно быть наше отношение ко времени не терять его по-пустому, а всеми силами стремиться использовать его во благое.
(Свщмч. Арсений (Жадановский)"

Еп. Арсений (тюремное фото 1937г.)






  Возрастает человек в бережливости покаянием в расточительности и через усердную жизнь по всем заповедям заповедям Христовым, увеличивающим его в любви...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:

 

 



 
 
                                                    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 395

Поиск