"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Щедрость

  – радование Христа радостным же бескорыстием милости и милостыни… 
 
 


 
 
  "41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
  42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
  43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
  44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.
  (Мк. 12)"
  "1 Братолюбие между вами да пребывает.
  2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
  3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
  (Евр. 13)"
  "27 Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его - верно;
  28 против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его - справедливо.
  (Сир. 31)"
 
 "8 Щедр и милостив Господь, 
  (Пс. 102)"
  "24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. 
  25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоён будет. 

  (Прит. 11)"
  "22 Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. 
  (Прит. 19)"










  "Вечером я шёл с работы по Новинскому бульвару и зашёл в кафе купить стакан кофе. На кассе была небольшая очередь. Первой стояла маленькая бабушка. На вид либо вообще бездомная, либо же - очень малоимущая. За нею нетерпеливо переминались два молодых парня и мужчина средних лет.
  Так вот - эта бабушка сказала продавцу, что она очень замерзла и попросила налить ей стаканчик горячей водички. Я подумал, что он как минимум откажет ей. Или и вообще потребует от неё удалиться из кафе. Но... я ошибся. Продавец приготовил ей чай, нагрузил полный пакет всякой выпечки, упаковал булку хлеба, посадил за столик и сказал что сейчас ей принесут горячий супчик. Бабушка, не веря в своё счастье, сидела и чуть ли не плакала.
  Так как это заняло какое-то время, то стоявшие за бабушкой два парня начали громко возмущаться и кричать, что в кафе в центре города не должны пускать, а тем более обслуживать всяких бомжей и всякую шушеру.
  Когда же наступила их очередь заказывать, то продавец, не обращая на них никакого внимания, начал принимать заказ у стоящего за ними мужчины.
  Те два парня начали громко возмущаться, что их пропустили, но тут же получили от парня-продавца ответ: «Мы всякую шушеру не обслуживаем».
  Вы бы видели реакцию парней - они с криками и оскорблениями потребовали вызвать к ним менеджера.
  Когда пришёл менеджер и узнал всю ситуацию, то он просто выставил тех ребят и попросил больше к ним в кафе не приходить. (Автор неизвестен)"







 
 
  "Необходимо понять, что забота о ближнем, бываемая по любви, не отрывает нас от Бога и не отвлекает от него. Потому-то прп. Амвросий Оптинский и входил в рассуждения о том, как кормить индюшек, чтобы они не дохли. Ведь крестьянка из-за них плакала, могла подвергнуться наказанию от своих господ. Разговоры о крестьянском быте не отвлекали прп. Амвросия от Бога, потому что были по любви к ближнему. Как любовь начинается с малого, так с малого начинается и обратное: сначала мы ближнего не замечаем, потом не понимаем, затем не любим, а потом и бьем.
  Как-то на одном озере сидели в лодках унылые рыбаки, клёв был плохой. Тут приплыл какой-то приезжий парень на резиновой лодке. И сразу поймал сазана на пол кило, за ним второго грамм на 700. Мужики кричат: - Ты на что ловишь? А тот им в ответ – А кто ж вам скажет! И в это время тащит третьего на пару кило. Все больше и больше наблюдается в людях чувство: лишь бы мне было хорошо, лишь бы у меня было! Эгоизм и нелюбовь преподносятся как норма и это беда нашего времени. Мы же христиане, и должны помогать друг другу: заботится о ближнем, стараться помочь брату и делится своим опытом, у кого он есть. В начале 90-х шёл я по дороге на Украине в котомке было у меня две буханки хлеба. Вдруг возник предо мною нищий и мягко и просительно говорит: «Дай хлеба». Я посмотрел ему в глаза и невольно потупил свой взгляд в землю. Глаза его были ясными и светились каким-то внутренним светом. Разломив буханку пополам я протянул ему половину, он взял осторожно и радостно поклонился. Отойдя несколько шагов я обернулся, на дороге никого не было. Взгляд его я помню до сих пор. С того времени я никогда не оскудевал ни в чём необходимом. Будем помнить, что делясь с ближним, мы делаем Бога как бы должником себе. И Он уже не оставляет нас своею заботою. Это же относится и к милостыне душевной и к состраданию, взаимопомощи и милосердию. Потому и сказал апостол Павел: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». А вспоможение назвал одним из даров Святого Духа. И многажды мы убеждаемся на опыте, что чем больше мы отдаем, тем больше получаем и от Бога и от людей. Кстати, а парень тот ловил на зелёный горошек.
  Как-то на марш-броске один солдат выбился из сил и стал, задыхаясь, отставать. К нему подбежал товарищ и, поняв, что дело в неправильном дыхании, говорит ему: «Четыре шага – вдох и два шага – выдох». Солдат стал правильно дышать, выровнялся бег, и он не отстал от остальных. Солдат, который помог ему, в то время, когда говорил, слегка сбил на несколько секунд свой ритм, чтобы помочь товарищу. Так бывает и с нами, когда мы, помогая советом и беседою другому, немного умаляем и задерживаем ритм сердечной молитвы, тем самым показывая, что эгоизм нам чужд и в самом принципе жизни. А помогая брату, мы обретаемся на пути любви к ближнему. И странное дело случается: после того, как мы помогли и позаботились о ком-либо, вдруг ощущаем в себе прилив сил и просвещение от Благодати Божией, и то, что мы якобы упустили, вдруг обретаем многократно увеличенное в себе."

 

 
"Когда накормишь убогого - считай, что себя накормил. Отданное нами - к нам же вернётся. Не будем думать о том, сколько мы нашим детям оставим денег и имущества, но постараемся лучше внушить им добродетельное благочестие. 

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас. Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь. Богат не тот,кто много приобрел, а тот кто много дал. Кто даёт, но не щедро - тот не угоден Богу. Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы твой избыток восполнял недостаток у других. Истинно богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал.
(Свт. Иоанн Златоуст)"







  "Помогая другим, вы спасаете себя. Когда вы помогли бездомному, накормили голодного на улице, ВЫ получили благословение, а не они!   Потому что вы дали другому нечто, в чем он нуждался. Вы увидите, как изменится ваша жизнь, осознаете, что вы начали меняться.
  Когда приходишь в хоспис, где люди умирают от страшных болезней, и помогаешь им: моешь их, убираешь за ними, чистишь им рот, чтобы они могли глотать, – тогда приходит осознание, что человек – это нечто большее, чем плоть и кровь.
  Внутри тела заключен кто-то другой, плоть – это не весь человек, тело – это не я.
  Мы должны понять, что у нас абсолютно неверное представление о нас самих. Мы – это наша бессмертная душа.
  Смысл в том, ЗАЧЕМ я живу, а не КАК я живу.
  Единственный путь к тому, чтобы измениться,- это любить кого-то больше, чем себя.
  Много лет назад я был в Бразилии, на Амазонке. Там мы посетили колонию для прокажённых. В этой колонии работали католическое монахини из Франции.   В те дни было очень жарко и душно, парило, пропотевшая одежда Отвратительно прилипала к телу. Мы зашли в клинику, там была одна монахиня, перед ней на стуле сидел пациент. Она обмывала ниющие раны на его ногах. От них отваливались куски мяса. В воздухе стояло зловоние. Она была в полном монашеском облачении, мы видели только её спину. Я, тогда еще совсем юный, лопнул нечто непотребное. Сказал, что не смог бы делать такое даже за миллион долларов.
  Монахиня обернулась ко мне. Это была очень красивая девушка лет двадцати трёх или двадцати четырёх.
  И она сказала: 
  -За миллион долларов и я бы не смогла это делать.
(Схиархим. Иоаким (Парр))"

 

 

 
"Одухотворенный и щедрый муж хоть и недолго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.
(Прп. Иоанн Дамаскин)"


 
 


"Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе.
(Прп. Ефрем Сирин)"


 
 

 
"Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Если станешь беречь богатство - оно не будет твоим; а если станешь расточать [нуждающимся] - не потеряешь.
(Свт. Василий Великий)"
 
 
 
  


  "Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога, и кто ради Бога обнищает, тот обретёт неоскудевающие сокровища. Бог ни в чём не имеет нужды, но увеселяется, когда видит, что человек упокоевает и чтит Его образ ради Него.
Когда делаешь кому добро, не жди от него воздаяния - и за то и за другое вознаградит тебя Бог (в сирийском тексте: «потом вдвое воздаст тебе Бог»). А если возможно для тебя, делай добро и не ради будущего воздаяния. Пусть у тебя всегда берет перевес милость, пока в самом себе не ощутишь той милости, какую имеет Бог к миру...
  Сердце жестокое и немилосердное никогда не очистится. Человек милостивый — врач своей души, потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страстей. Если ты истинно милосерден, то, когда неправедно отнято у тебя твое, не скорби внутренно, и не рассказывай об ущербе посторонним. Пусть лучше ущерб, нанесенный обидевшими тебя, поглощен будет твоим милосердием.
(Прп. Исаак Сирин)"


 
 


"Если придет к тебе брат какой, хоть не во ремя, прими его с радостию, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел.
Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью.
Лице твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братия–странники: тогда прими вид радостный.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 

 
 
"Богатство и благотворительность должны быть неразлучны.
(Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский)"







"Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром, тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду — тем, которые просят их у нас?
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"







"Совершенная же (воля Божия) есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением подавал так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния; и тогда исполняется совершенная воля Божия.
(Авва Дорофей)"


 
 

 
  "Человеку для того, чтобы понять, преуспевает ли он в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая и не принимая. И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему.
 
 Давая милостыню, человек так и себе помогает, и своей семье. И наоборот: чем больше современные люди гонятся за материальными благами, тем больше они имеют проблем. Люди, которые заботятся только о себе, наполняют свои души тревогой, страдают от угрызений совести и испытывают мучения уже в этой жизни. А человек милосердный, в первую очередь насыщающий своей любовью ближних, сам всегда бывает насыщен Божественной любовью и Его щедрыми благословениями.
 
 Лучше дарить, чем давать в долг. Если же всё-таки приходится давать в долг, то делай это с мыслью, что твои деньги никогда тебе не вернут. Тогда ты будешь спокоен и не станешь обдумывать и переживать - вернут тебе долг или нет. 
(Прп. Паисий Святогорец)"
 
 

  "Доброхотно дающего любит Бог. За что любит? Ужели за даяние? Так любить могут только люди, бедные, своекорыстные, а не Тот, Кто Сам дает всем жизнь и дыхание и всё. Господь любит доброхотного дателя не за то, что он датель, а за то, что датель доброхотный. Что такое доброхотство? То, когда дают не только с доброю целью, но и от доброй воли, от души, полною рукою; когда дают, не озираясь десять раз на то, что остается у себя, не увлекаясь расчетами, не заставляя себя просить долго, не показывая при даянии вида скуки и отвращения; когда дают и находят удовольствие в том, что дают, обнаруживают это всем, чем могут; когда дают больше, нежели сколько можно было предполагать.
  Скажите: можно ли не любить такой души?, особенно, когда вспомнишь при сем о дателе недоброхотном, у которого и малое даяние надобно испрашивать большими просьбами; который дает, но с трудом, показывая, что он чрез даяние лишается как бы некоей части самого себя; дает, и в то же время наказывает за то, что ты от него получишь. В последнем случае явно видна душа черствая, сомкнутая сама в себе, опутанная со всех сторон расчетами, неспособная раскрываться для сообщений и потому для принятия даров свыше от Того, Который приемлет только для того, чтобы воздать сторицею. Доброхотное даяние, напротив, предполагает в даятеле душу чувствительную, сердце нежное и открытое для всего доброго, а потому и способную для вмещения даров благодатных. Можно ли не любить такую душу и такое сердце?
(Свт. Иннокентий Херсонский)"


 
Картинки по запросу икона святителя иннокентия херсонского

  

  "Мы друг с другом обращаемся, в той или другой мере, или как паразиты, или как жадные звери. Как часто мы живем друг другом, как бы пожирая друг друга, отнимая у человека покой, радость, сердечную чистоту и столько богатых его свойств, питаясь ими, пользуясь ими. Нам надо научиться не брать, а давать и не ожидать ничего в обмен или в награду. Это Христовы слова, не мои: давать так же щедро, как нам дано от Бога; даром вы приняли, даром и давайте (Мф.10:8). Чего у нас нет, что бы мы не приняли, чего у нас нет, что бы мы не получили или от Божественной, или от человеческой любви?
  И поэтому надо установиться так, что мое призвание — быть внимательным, вдумчивым, другом и слугой моего ближнего; все, что у меня есть, я должен быть готов ему дать и никогда не потребовать обратно, и никогда не упомянуть о том, что я чем-то пожертвовал для него, и никакой благодарности не ожидать; потому что дать, послужить активно, вдумчиво, умно полюбить человека — это самое высшее, что нам может быть дано, это наша привилегия; это даже не наш «долг».
(Митр. Антоний Сурожский)"


 



"Будь ко всем щедр и милостив, да обрящеши, в день страшного суда, Господа — милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей одно - чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.
(Свт. Димитрий Ростовский)"




  


"Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.
(Прп. Иоанн Лествичник)"







  "Претерпевание ущерба есть упражнение, которое приучает нас дарить и отдавать. Кто не боится потерять, тот не жалеет отдавать. Как может имеющий две туники отдать одну из них голому, если он не готов предложить похитителю туники и плащ в придачу? Как же мы сможем приобрести себе друзей с помощью маммоны , если будем маммону любить настолько, что не сможем перенести эту потерю? Мы готовы погибнуть вместе с потерей. Что мы ищем там, где можем только потерять? Проявлять нетерпение при любых несчастьях свойственно язычникам, которые денежные дела ставят чуть ли не выше самой души.
  Они поступают так, когда из–за страсти к наживе предпринимают прибыльные, но опасные торговые путешествия по морю; когда считают, что ради денег не следует бояться никаких и даже подсудных дел; когда они нанимаются в актеры или в солдаты и когда как дикие звери предаются разбою. Нам же, в силу нашего несходства с ними, подобает жертвовать не душой ради денег, а деньгами ради души, либо одаривая ими без принуждения, либо не печалясь при потере.
(Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс)"







  "Известный старец, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал о себе
следующую удивительную историю. Однажды он, уже старенький и полуслепой, попал в большой город. Вместе с одним митрополитом отслужил там службу. Митрополит дал отцу Павлу деньги на обратную дорогу, и они расстались. До поезда оставалось время и отец Павел решил пообедать.
  Заходит он в кафе, а девушка за стойкой говорит ему: "А вы, дедушка, лучше уходите - вы плохо одеты." И смотрит на его ноги. А на ногах у отца Павла — валенки. Когда он уезжал из своей деревни - стояли морозы, а когда приехал в город - наступила оттепель, и с валенок на пол натекли лужи грязи. Пальто у батюшки тоже было старое, ношенное, чемоданчик в руке - вытертый (со священническим облачением внутри). Девушка, видимо, решила, что это какой-то бродяга.
  Отец Павел ушёл. Приходит он в другое кафе, больше похожее на столовую. Там ему говорят: "У нас тут комплексные обеды." Отец Павел отвечает: "Ну что ж - это хорошо." Батюшка поставил у ножки столика свой чемоданчик, взял поднос с комплексным обедом (первое, второе и компот) и положил его на свой столик. Только он присел и собрался поесть, как увидел, что забыл ложку с вилкой. Пошёл за ними, возвращается и видит, что за его столиком сидит какой-то мужчина и ничтоже сумняшеся ест его первое.
  Вот тебе и комплексный обед. Сел отец Павел напротив и, ни слова не говоря, начал есть второе. Съел его, хлеб по карманам разложил, а компот с тем мужчиной поделил поровну.
  Тут мужчина встаёт и идёт к выходу. Отец Павел глянул случайно под стол - а чемоданчика-то и нету! Тот жадина украл! Съел половину его обеда, да ещё и чемоданчик унёс! Встал отец Павел из-за стола и побежал вдогонку за вором. Вдруг смотрит – а ведь стоит его чемоданчик! Только - у другого столика! И обед на нём - нетронутый. Перепутал... А мужчины того уж и след простыл. Тут у отца Павла даже голова заболела – вот ведь какой человек смиренный (и щедрый - от авт.) оказался! Ни слова не сказал, когда отец Павел половину его обеда съел...



















  Щедрость – добродетель, противостоящая порокам скупости и любостяжания…
  Щедрость является следствием любви и нестяжательности, их же и увеличивающим... 
  Милостыня – материальная милость, безвозмездное, бескорыстное пожертвование вещей нуждающимся в них… 
  Милостыня заповедана Самим Христом:   
  "Просящему у тебя - дай и у взявшего твое не требуй назад"… 
  Милость - духовная милостыня (напр., молитва или покаяние за ближнего)...
  Милость заповедана Христом в Его Нагорной проповеди как причина бесконечного блаженства...
  Щедрость – качество, свойственное Богу: 
  "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив..."
  Щедрость и любовь – нераздельны… 
  Щедрость соединена нераздельно с добродетелью радостности и свидетельствует о бесстрастии своего носителя/обладателя к корыстному приобретению и хранению тех или иных материальных и духовных предметов (хотя бы и очень ценных/нужных/необходимых)...
  Щедрость не просто не скорбит при оказании того или иного рода милости/милостыни, но - радуется при этом, свидетельствуя тем самым о высочайших степенях мироотречённости...
  Щедрость очень полезна, т. к. она чрезвычайно эффективно развивает/укрепляет любовь в человеке и мироотречённость, одновременно наповал убивая в нём и ненависть, и привязанность к миру сему - как  вообще, так и к тем или иным его предметам (напр., к деньгам), в частности…
 
  Возрастает человек в щедрости покаянием в скупости, сребролюбии и любостяжании, а также через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в любви...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:

 





 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !    
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1400

Поиск