"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Молчание
 
  – радование Христа воздержанием от празднословия (порочного говорения)… 
 




 
 
  "6 Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. 
  7 Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. 
  5 Иной молчит - и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. 
  6 Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. 
  7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. 
  8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден.
  (Сир. 19:6-7; 20:5-8)"
  "1
 Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
  2 Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
  3 Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
  4 А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
  5 О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
  6 Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
  7 Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
  8 Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
  9 Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
  10 Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
  11 Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
  12 Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные.
  13 Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
  (Иов. 13)"
  "14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. 
  (Пс. 33)"
  "2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
  3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
  10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. 
  (Пс. 38)"
  "19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. 
  (Прит. 10)"
  "12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
  13 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
  (Прит. 11)"
  "3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 
  (Прит. 13)"
  "27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
  28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
  (Прит. 17)"
  "23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 
  (Прит. 21)"
  "9 В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.
  (Прит. 23)"
  "32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
  33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
  (Прит. 30)"

  "20 Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?
  21 Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему.
  (Ис. 36)"
  "7 Он (пророчество о Христе - от авт.) истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
  (Ис. 53)"
  "19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова ...
  26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие. 
  (Иак. 1)"
  "2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело.
  3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
  4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
  5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
  6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
  7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
  8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
  9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
  10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
  11 Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
  12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
  (Иак. 3)"
  "10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 
  (1 Петр. 3)"
  "34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
  35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
 (1 Кор. 14)"

 



 

 

 



 

 
  "Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел вовнутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть.
  Устроившись поудобней, священник так же стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали. Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось.
  Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела, и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова: "Спасибо за визит, и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду." (Автор неизвестен)"
   "Молчание - замечательная вещь. Если научитесь сдерживать язык, ощутите радость молчания. Отвечайте только тогда, когда спрашивают. Не заводите бесед. (Мон. Иероним, Эгинский)" 
  "Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность. (Авва Исаия)" 
  "Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь. (Авва Даниил)" 
  "Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. (Авва Лонгин)" 
  "Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию. (Авва Агафон)" 
  "Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими». (Авва Виссарион)" 
  "Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный». Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. (Изречения неизвестных старцев)"  






  


  Записки православного монаха
  "С детства меня интересовало, как птицы и домашние животные по кажущемуся нам одинаковым звуку понимают друг друга: лететь стройно на юг, идти всем в хлев. Полный ответ я позже нашел, но только недавно понял, что и у нас есть язык подсознания, понимаемый по звукам, жестам, позе и пр. К примеру, скажет иной: «Опа!» с соответствующими гримасами и телодвижениями, и нам понятно, что он показал свое устроение, чтобы кто-либо не стал искать у него по ошибке смирения или благочиния.
  Он этим говорит: «Не надейтесь, но лучше готовьтесь видеть и слышать всякое бесчиние и невоздержание». А ведь это просто короткий звук, три слова, мимика, а сказано почти все и заранее. Или опять же в боевом кличе «ура!». Враг, даже не понимая языка, понимает: «сдавайтесь, идем биться до конца». Так же духовного человека часто видно по внешности, кратким словам и по их силе.
  Дух же мирской весьма шумливый, как толпа, которая волновалась и кричала, желая осудить Ап. Павла (Деян. 19 гл.). А истина – мирна, часто выражается и понимается даже без ответа, в молчании, как Христос пред Пилатом. (Мк. 15:5). И Пилат, не привыкший к сему, много удивлялся. Потому-то безмолвники так любят молчание: им говорится более, нежели словами. Для тех, кто умеет слышать."



  "Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, кои их услышат. Что не добро на деле,того и в мыслях не делай. Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Умён тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного — и только нужное и Богу угодное. Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе — это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума. Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов. Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания.
  Язык неосторожного охуждателя, движимый диаволом, ядовитее языка змеиного, потому что он возбуждает свары и горькие враждования, сеет мятежи и злодейства между мирными и рассеивает многолюдные общества. 
Возлюбленные, премудрый Соломон говорит: сребро разжженое язык праведнаго. Итак, обуздывайте язык свой, полагайте перст на уста свои и не умножайте слов, чтобы не умножить грехов: ибо человек, любящий говорить много, не позволяет обитать в себе Духу Святому. Днем и ночью да будет в устах ваших имя Божие. Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено. 
  
Если неопытный человек спросит вас о том, чтó может пользу принести душе его, отвечайте ему. Если же вы видите, что ответ ваш нимало не будет назидателен, то уподобляйтесь глухим, так, как бы вы никогда ничего не слыхали, и немым, так, как бы вы никогда ничего не говорили. Дети мои, старайтесь провождать истинную святую жизнь, чтобы быть совершенными. Любите молчание, истину и кротость, чтобы получить духовные блага. Кто обуздывает свой язык из опасения нарушить какую–нибудь заповедь Господню, того Бог помилует в последний день Суда. В церкви отнюдь не говори. Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода (и Пилата - от авт.).
  Умён тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного — и только нужное и Богу угодное. Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов.
  Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе - это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума.
  Любите молчание, ибо молчаливый человек близок к Богу и к Ангелам. Священное Писание говорит, что тот соблюдает свою душу, кто хранит своя уста. Возлюбленные братия, прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа: избегайте гибельного семени, от которого происходит всякое зло и о котором так говорит Священное Писание: язык мал уд есть, но сквернит все тело. 

  В церкви отнюдь не говори.
(Прп. Антоний Великий)"
 

 
"Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло. 
(Архим. Ефрем Филофейский)"

 


"Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение! Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности. Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига. Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя."
(Архим. Ефрем, Афон)"
 
 
 
"Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и молчание, ибо вне молчания не бывает совершенного покаяния. 
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 
 
"Трудно спасти душу тому, кто не хранит молчание, кто во всякое время занимается пустыми разговорами о земном и суетном, особенно осуждает других. Недаром говорят: кто многоречив, тот и многогрешен. Какая глубокая истина в этих словах! Попробуй обычный разговор свой проанализировать, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета… Мудрый христианин всегда молчит, потому что знает: язык хоть и мал и мягок, но больно ранит сердце, а главное — губит душу. 
(Схиигум. Савва (Остапенко))"

 
 
 
"В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому Господу открывай тогда свое сердце. Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно непрестанная беседа с собою и редкая с другими.
(Прп. Серафим Саровский)"

 


 
"Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение!
(Архим. Ефрем (Мораитис))"
 
 

  "Самая великая лежит на нас нужда управлять как должно языком своим и обуздывать его. Двигатель языка - сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но, обратно, излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.
  
Молчание есть великая сила в деле невидимой нашей брани и верная надежда на одержание победы. Молчание очень любезно тому, кто не надеется на себя, а надеется на одного Бога. Оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости.
  Св. Исаак говорит, что "хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и в делах явных, телом совершаемых, втайне доставляет великую силу к совершению их. Оно просвещает и в сокровенном делании, если только кто соблюдает молчание с ведением". В другом месте так восхваляет он его: "Когда на одну сторону положишь все дела жития сего - отшельнического, а на другую - молчание, тогда найдешь, что оно перевешивает на весах. Много есть добрых для нас советов; но когда сблизится кто с молчанием, излишним для него будет делание хранения их". В другом еще месте называет он молчание "таинством будущего века"; слова же, говорит, "суть орудие мира сего".
  Святой же Варсонофий ставит его выше богословствования, говоря: "Если ты и едва-едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы". Посему хотя бывает, что иной молчит, потому что не имеет, что сказать, иной потому, что ждет удобного времени для своего слова (там же), иной по другим каким причинам, "славы ради человеческой или по ревности о сей добродетели молчания, или потому, что держит сокровенное в сердце собеседование с Богом, от коего не хочет отойти внимание ума его", но вообще можно сказать, что кто молчалив, тот показывает себя благоразумным и мудрым.

  Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями напечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь, таким образом, им в учители непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя. 
  К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие - и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 

"Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные. (Свт. Тихон Задонский)" 
 
 

"Господь молчал, когда его обвиняли, и не ссорился, а для пользы слушателей иногда объяснял дело, а если не принимали Его слов, то отходил. Надо учиться больше молчать, и языком, и умом.
(Игум. Никон (Воробьёв))"
 
 
 
"На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно. Возлюбив подвиг молитвы, возлюби молчание, оно сохраняет силы души неразъединенными, способными к постоянной молитве во внутренней клети
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
 
 
  "Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе сие дарование. Подобно сему разумей и о прочем. Когда Бог, по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его. Когда видишь, что представляется случай выказать свое знание - молчи. Бог да сохранит тебя, и да подаст тебе силу во всяком случае молчать благоразумно и благодать, чтобы познавать тебе, когда должно говорить без страсти. Ибо сердце твоё ещё не знает совершенно, что многоглаголания оскверняют человека, иначе оно не попускало бы тебе услаждаться ими.
  
Отцы сказали, что хорошо говорить Бога ради и молчать Бога ради. Слова же их значат следующее: говорить, как я сказал, не по страсти хорошо, ибо говорящий таким образом Бога ради говорит, а когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди; но предоставь это дело Богу, и Он вложит во уста твои, что сказать для пользы. Бог силен препоясатинас, немощных, силою. Он да укрепит тебя, брат.
(Прп. Варсонофий Великий)"
 
 
 
"Два разбойника на кресте олицетворяют всё человечество, и как Иисусу Христу было тяжело слышать ругательства безумного разбойника, так и людям, познавшим истину, тяжело быть рядом с беззаконными людьми. Христос молчал при ругательствах разбойника, воинов и других насмешников, а нам не хватает терпения. Помоги нам, Господи.
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"


 
 
 
  "Молчания искали все великие души, ибо глубоко чувствовали истинность народной мудрости: "Молчание - золото". Всякий думающий человек испытал и знает, что он есть не то, что он говорит о себе, а то, что остается невысказанным. Не то, о чем умышленно умалчивается, а то, что высказать невозможно. Наши разговоры с людьми - мелкая монета, которой мы себя выкупаем, в то время как крупная остается у нас. Или так: среди людей мы меняем маски, в то время как истинный душевный портрет остается сокровенным. 
  Молчаливы и все великие стихии, молчаливее же всех Бог, говорливы лишь малые творения. Удивительно ли, что высокие души молчаливы? Молчания искали все великие души, ибо глубоко чувствовали истинность народной мудрости: «Молчание – золото». Всякий думающий человек испытал и знает, что он есть не то, что он говорит о себе, а то, что остается невысказанным. Не то, о чем умышленно умалчивается, а то, что высказать невозможно."

(Свт. Николай Сербский)"

 
 

"Дела не требуют слов, потому что и сами собою видимы. Нужно же паче, чтобы слова стали делами, а именно слова отличающиеся степенностью. Посему, если угодно тебе соделаться славным в том и другом, то и поступай так, чтобы дело служило вместо слова, и говори так, чтобы слово было вместо дела.
(Прп. Исидор Пелусиот)"

 


"Слово твое да будет смиренно, тихо, честно и полезно. В молчании твоем обдумывай слова, которые хочешь сказать, а праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст твоих.  Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь. Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных». И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен.»
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"Когда спрашивают не тебя, а другого, сожми уста свои, чтобы язык твой, понуждаемый опрометчивым сердцем, прорвавшись, не поразил кого из строгих в подвижничестве и самого тебя не вверг в узы укоризны. Спрашивают тебя — отвечай скромным и смиренным голосом, а не спрашивают — храни молчание. 
(Свт. Василий Великий)"




"Праздное слово не есть только слово бесполезное, но праздным должно называть и такое слово, которое говорим прежде, чем делом сделаем, и искусом познаем то, о чем говорим.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нём — молчание. Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такого тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души.  "Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души. В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание. Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем». Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься»), то поймёшь, что лучше молчать, чем говорить. 
(Прп. Пимен Великий)"






"Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 

"Умейте молчать. Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию. Молчанию научиться нелегко. Но только так в какой-то момент люди становятся способными говорить, — говорить серьезно, говорить глубинно, произносить то немногое, что сказать стоит. Любовь — это когда вы можете молча рядом быть вместе и вам не нужно говорить, чтобы общаться. 
(Митр. Антоний Сурожский)"




"Приучай себя как можно больше молчать.
(Прп. Иосиф Оптинский)"


 
Похожее изображение
 

"Больше надо молчать. Много говорит пустой человек.
(Схиархим. Иоанн (Маслов))"


 
Картинки по запросу фото схиархимандрита иоанна маслова


"Люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.
(Авва Исаия)"





"Язык — очень опасная вещь и поэтому диавол, действуя на мысли и сердце наше, побуждает нас высказать языком мысли и чувства, от него нам внушаемые, чтобы или самим нам прийти в смущение и потерять мир, который он всегда хочет отнять у нас, зная его важность и животворность для нас, для наших духовных занятий, или же возмутить мир других, поссорить их с нами и таким образом причинить вдруг двойное зло. Примечай за своим разговором, за его ходом. — Бывали примеры, что начинали дружественно, а заканчивали враждой. Любовь везде должна быть правилом. Если же у тебя нет любви в сердце - бойся много говорить. Лучше большее молчи. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




"Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа. Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением.(Прп. Антоний Великий)" 


 "Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,— говорит апостол. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. 
  Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при исправлении болезнь и не оставит, то, значит, это для того, чтобы за терпение дать венец в будущей жизни на бесконечное время.
(Прп. Иосиф Оптинский)"





"Молчание очищает ум от помыслов. Познание своей греховности, своего неразумия, своего бессилия, своей недостаточности во всем приводит душу к вере разума. Отвержение своих хотений во всем приводит к деятельной вере, выражающейся в великой простоте и смирении. Первое приводит к чистоте ума, а второе - к чистоте сердца.
(Игум. Арсения (Себрякова))"






"Когда найдёт на тебя гнев - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях.
(Прп. Иосиф Исихаст)"






"Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?»
(Прп. Сисой Великий)" 






"Мы, часто оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, среди тех людей, кто мало нас любит, не хочет понимать, пытается как-то искусить нас, теряем свое лицо - раздражаемся, впадаем в противоречие, в злоречие, мятемся. Иногда эти встречи служат поводом для многодневного болезненного воспоминания, перемалывания их в нашей совести: как бы нужно было иначе сказать, побольнее уколоть, какую-то реплику достойную в ответ на оскорбление произнести. И вот, мучается человек, не понимая, что собеседует с демонами, которые-то и действуют посредством людей, которые и живут в сердцах злоречивых, недобрых, склонных к осуждению, к ненависти, к злословию, обидчивых сердцах, ревнивых сердцах, завистливых сердцах.
  А между тем, Спаситель учит нас благому молчанию, стоя пред лицем врагов Своих - Пилата и Ирода. Есть даже икона, которая именуется «Спас Благое Молчание». И тот, кто у Спасителя научится этой тайне - не раскрывать уст своих, когда видит на себе недобрый взор или слышит заведомую напраслину, но внутренне молится о человеке, дабы Господь избавил его от злой силы и терпит с благородством, свойственным христианину, - к такому приходит благодать Господня, несказанно утешает и веселит его, даже если весь мир злословит нас, ради имени Господа смешивает нас с грязью, разлучает нас друг от друга. О таких, умеющих любовию в молчании покрывать грехи людские, говорит Господь: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на Небесех.
(Протоиер. Артемий Владимиров)"






"Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьёзных мыслей.
(Протоиер. Андрей Ткачёв)"






"Когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается.
(Схимон. Гавриила)"






"Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.
(Митр. Иларион (Алфеев))"






"С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.
(Схиархим. Виталий (Сидоренко))"










​​​​​​​





  Добродетель молчания противоположна пороку празднословия (говорения бесполезных/вредных/порочных/безрассудных слов)… 
  Молчание является как бы внешним безмолвием (подобно тому, как весёлость является внешней/телесной радостностью)...
  Молчание - следствие смирения и мученичества, их же и увеличивающая...
  Молчание является проявлением телесного поста или и внешней скрытности/закрытости доброй (благоразумной)…
  Воздерживаясь от празднословия, человек и не сеет ни в гордость, ни в сластолюбие – он умаляется в этих страшнейших, фундаментальных пороках… 
  Св. отцы писали о языке, что он - хоть и маленький орган, но очень тяжело контролируется…
  Они писали, что тот, кто может управлять своим языком – может управлять и всем остальным в своем существе…
  Они даже писали, что такой человек – свят… 
  Такова цена молчания…
  Недаром древние монахи уходили в затвор ради этой добродетели…
  Они знали, что сеют и что пожнут…
  И сколько пожнут… 
  В наше время в миру молчание требует особенного благоразумия…
  Молчать можно благоразумно только по одной причине - если искренне считать себя недостойными говорить, т. е. безрассудным и злым…
  Мол, чего я могу полезного и доброго сказать?... 
  И в то же время, если человек видит действительную необходимость что–то сказать ближнему ради его временного и вечного блаженства – он обязан сказать ему, но сказать если не с любовью, то хотя бы со смирением (с покаянием)… 
  Ибо эти слова должны быть милостью, проявлением любви, усиливающим в ней как говорящего, так и ближнего… 
  Свт. Иоанн Златоустый говорил, что если в храме во время богослужения кто–то разговаривает, а другой слышит и не останавливает его, то кровь (грех) такого человека - и на руках другого также… 
  Свт. Иоанн вообще считал, что если кто–то хулит имя Христово, хотя бы даже и на улице, то надо бить его прямо в "уста"… 
  Но - благоразумие прежде всего…
  Сейчас другие времена - кулаки сотрешь до локтей, а локти до плеч и все равно без толку, только хуже будет… 
  Можно и нужно понимать под хулителями Христовыми своё собственное зло (напр., страсти)…
  Как только возникает порочный помысел – необходимо сразу же ударять его мысленным кулаком несогласия и гнева в его гнусные уста…
  И будет толк… 
  Вне же храмов – уже, увы, не наша (не православная) территория…
  А в храмах – территория православия (наша территория)…
  Нельзя позволять никому хулить в храмах имя Христово - и болтовнёй, и беготнёй, и пр. суетой… 
  Видя хуление – необходимо сказать со смирением увещевающее слово неразумному…
  Если он не слушается – надо сказать ему вместе с друзьями…
  Если он опять не слушает – надо сказать об этом священнику, чтобы батюшка вразумил его…
  А если и батюшку не слушает, то (благословясь) можно взять его аккуратно за шиворот, за руки, за ноги и вытащить из храма…
  И ему, и другим в научение…
  Ну а если хуление в храме является всеобщим (включая и священнослужителей), то благоразумным будет являться лишь покаяние и молитва за хулителей как за себя самого (поскольку хуление как зло, в той или иной мере свойственно каждому человеку - напр., стужевание)...
  О порочном (неправильном) молчании (из-за гордости - как апостолы или из страха человеческого, человекоугодия, корысти и пр. - как фарисеи) нам многократно свидетельствуют и Евангелие, и окружающая жизнь...
  Как и любая др. добродетель, молчание обязательно должно соединяться с рассудительностью и любовью (т. е. исполняться во славу Божию, а не бесовскую)...

 
  "34 Они (апостолы - от авт.) молчали; потому что дорогою рассуждали между собою - кто (из них - от авт.) больше (лучше, праведнее, выше, достойнее - от авт.).
  (Мк. 9)"

  "Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участ­ником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать». (Афонские истории)"
 
  Возрастает человек в молчании правильном покаянием в празднословии, безрассудстве, гордости, посильным воздержанием от говорения и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей его...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 77-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), глава "О молчании" прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статья Ольги Рожневой с сайта Православие.Ру и соответствующие материалы с сайтов Азбука веры и Логослово...

 





 

 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1555

Поиск