"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Мученичество
 
  – радование Христа стремлением/потребностью к скорби при исполнении заповедей Иисусовых (даже и до смерти тела)…  
 





 
  "14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; 
  17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
   18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти,
  (1 Петр. 3)"
  "1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
   2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
  12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
  13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
  14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
  15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
  16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
  17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
  18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
  19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
  (1 Петр. 4)"
  "8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
  9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
  10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
  11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
  (1 Петр. 5)"
  "6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
  (Иак. 5)"
  "10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  (Мф. 5)"
  "37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
 38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно;
 (Мф. 26)"
  "25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (людьми обмирщёнными, принадлежащими миру сему - от авт.).
  (Лк. 17)"
  "22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
  23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
  24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
  (Деян. 20)"
  "10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
  11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
  12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
  13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
  14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
  (Деян. 21)"
  "7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила былаприписываема Богу, а не нам.
  8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
  9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
  10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
  11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
  12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
  13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
  14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит передСобою с вами.
  15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
  16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
  17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
  18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
  (2 Кор. 4)"
  "33 И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;
  34 и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.
  35 Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени;
  (Дан. 11)"
  "Он ( пророчество о страданиях Христовых - от авт.) изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. 
  (Ис. 53)"
  "30 Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. 
  (Прит. 20)"
  "14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя (пророчество о страданиях Христовых - от авт.), – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! 
  (Ис. 52)"
  "7 И Я обращу руку Мою на малых (смиренных - от авт.).
  9 И введу (исполнением заповедей Христовых - от авт.) эту третью часть (т. е. христиан - от авт.) в огонь (скорбей - от авт.), и расплавлю (зло - от авт.) их, как плавят серебро, и очищу их (от зла - от авт.), как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» 
  (Зах. 13)"
  "27 и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. 
  (Лк. 14)"
  "40 ... призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
  41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
  (Деян. 5)"
  "24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
  25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
  26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние 
  36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
  37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
  38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
  (Евр. 11)"
  "2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
  3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
  4 Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, 
  5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
  6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
  7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
  8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
  9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
  10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
  11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
  12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
  13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

  (Евр. 12)"
  "13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
  14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
  15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
  16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
  17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
  (Откр. 7)"

  "1 Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
  2 Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
  3 Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
  4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом.
  5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
  6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
  7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
  8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
  9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
  10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
  11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.
  12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
  (Ис. 53)"

  
 
 
 
 
Книга пророка Исаии – Пророчество о Христе
 


  "А как можно теперь подражать мученикам? Теперь не время гонений? Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди – преследуют бесы; не гонит мучитель – гонит диавол. Ты не видишь перед собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества, они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя.
  «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Дерзновенное открытое исповедание Христа – и предпочтение этого исповедания всему другому так велико и дивно, что Сын Божий... исповедует такого человека перед Отцом Своим, хотя это воздаяние и несоразмерно. Исповедовать (Господа) только на словах, а в делах показывать противное не только бесполезно, но и вредно для нас. Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, удостаиваются за это и особенных почестей. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, восстанем против диавольских умыслов смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Подвиг бескровного, духовного мученичества – сугубый, ибо и природные, естественные страсти в человеке бывают двоякие. Человек, одаренный от Бога разумной душой, имеет от природы в естестве своем две стороны: похотную и яростную. Обе эти страсти вместе с человеком РОДЯТСЯ, живут и умирают: как похотное, начиная от юности и до самой старости, до гроба, не оставляет человека, так и яростное держится в нем от начала жизни и до самой его кончины. Похотное живет и господствует в теле человека, а яростное в душе его.
  Поэтому желающий претерпеть духовное мученичество ради любви ко Христу должен совершить двоякий подвиг борьбы с этими сугубыми страстями: плотской и душевной, с похотной, повторяю, и с яростной страстью, то есть победить как природные плотские вожделения, так и страсти душевные; ибо одно – страсти плотские, другое – страсти душевные, точно так же, как похотное и яростное – не одно и то же. Плотские страсти содержатся в видимых плотских чувствах, каковы: сластолюбие, похотение, плотоугодие и прочее, услаждающее чувства.
  Душевные же страсти заключаются в невидимом и неведомом сердце, каковы: гнев, ярость, злоба, злопамятство, ненависть и тому подобные страсти, содержащиеся как злые помыслы в сердце и в свое время проявляющиеся в деле. Об этих плотских и душевных страстях упоминает святой апостол Павел, говоря колоссянам: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». Это – о плотских страстях. О душевных же он говорит следующее: «отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, скверну уст ваших; не говорите лжи друг другу» и прочее. Из этих апостольских слов ясно видно, что существуют двоякие страсти: плотские и душевные, требующие и двоякого подвига от желающего исполнить мученичество бескровное или духовное. (Свт. Димитрий Ростовский)" 
   "Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая. Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. (Архим. Серафим (Розенберг))"
   "«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!»,— сказано душам, которые чреваты Божественной любовью, но не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога и твёрдо стоять за неё, а приобрели только детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют твёрдого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Сердце имеет нужду в устах, ибо что пользы веровать в душе и не исповедовать перед людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания, ибо тогда вера сияет для многих. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него. (Блж. Феофилакт Боморский)" 
  "Таким верным и всякого приятия достойным считали свое учение святые мужи и посланники Божии, что не поколебались истину Его кровью своей запечатлеть и отвержением жизни своей утвердить. Кто за прелесть и ложь захочет умереть? Прелесть непостоянна и боязлива — истина тверда и непоколебима; прелесть появится и как дым исчезает, но «истина Господня пребывает вовек». Так своим примером учат нас святые Божии люди, что и мы должны до крови стоять и умереть за истину святого учения. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "«Всякого, кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры.
  Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины – и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник. 
   «Кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня»,— сказал Господь, а пославший Его есть Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: «я исповедую Христа великим, премудрым, всемирным учителем». Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе; а Он говорит о Себе, что Он и Отец – одно. Лица единого Божеского естества, раздельные, но единосущные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все равно что не исповедует Бога.
  Потому каким почитателем Бога ни называй себя, ты не почитатель Его, если не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, воплотившимся ради нас и спасшим нас Своею крестной смертью. Не все равно, какого Бога исповедуешь, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам или вымышленным существам не называются почитателями Бога, потому что не то считали Богом, что есть Бог, так и тот, кто не исповедует Господа, не есть почитатель Бога, потому что не того Бога исповедует, который есть Истинный Бог. Истинного Бога нет без совечного и собезначального Сына. Потому если не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога Истинного. Какая цена твоему исповеданию – один Бог рассудит; но так как нам Бог открыт Богом Истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога Истинного. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Собрался синедрион – то самое судилище, которое несколько недель назад осудило Иисуса Христа на смерть. Председательствовал тот же первосвященник Каиафа, в собрании находился и тесть его, прежний первосвященник Анна. Эти и другие важнейшие в народе лица, происходившие из рода первосвященнического, собрались, чтобы общими силами положить конец столь ненавистному для них делу. Приводят апостолов и исцеленного и спрашивают апостолов: «Какою силою или каким именем вы сделали это?»).
  Апостолы теперь находились в том самом положении, которое Иисус Христос давно уже предсказал им. Петр и Иоанн, два галилейских рыбаря, могли ли без содействия Духа Истины, без вдохновения свыше дать достойный ответ? И Петр отвечает: «начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли. Которого Бог воскресил из мертвых.
  Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Так говорит теперь перед Верховным Судилищем тот, который несколько недель назад, при вопросе ничтожной рабыни, троекратно и с клятвою отвергся Господа своего.
  Ответ апостола не мог не казаться слишком смелым, тем более, что слышали его из уст человека необразованного, не учившегося у знаменитых раввинов... но отвергать подлинность чуда было невозможно. И люди, имеющие власть, решают: «чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей». Но апостолы ответили то, что и должен ответить каждый свидетель Истины: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога». (Христианское чтение)" 
  "Не словом только,— замечает святитель Иоанн Златоуст,— но и силою апостолы засвидетельствовали Воскресение. Так и Павел говорит: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». И действительно, об этой великой силе свидетельствует вся Книга Деяний апостольских, свидетельствуют и все послания их. Тотчас по сошествии Святого Духа, когда все ужасались и недоумевали, Петр безбоязненно засвидетельствовал, что Бог воскресил Иисуса Назорея, и сила свидетельства была так велика, что к верующим «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». В другой раз, после исцеления хромого, апостолы исповедали имя Божие перед синедрионом.
   Настало время свидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса не только словом, но и делом; и свидетельствуют о нем апостолы «с великою силою». Их заточали в темницу, их били, запрещая говорить об имени Иисусовом, а они продолжали свое святое дело, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». 
   И когда настало время засвидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса перед народами и царями, они пребывают за это «в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями», терпят «голод и жажду, и наготу и побои» и скитаются, становятся как бы отребьем для мира, вменяя все это в ничто ради Господа Иисуса Христа. И это продолжалось всю их земную жизнь, пока почти все они не запечатлели этого свидетельства мученическою смертью.
   Простирается ли и на нас обязанность с великой силой свидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса или это было долгом только апостолов и первых благовестников? Евангелист Лука, повествуя о свидетельстве апостолов, дает понять, что и все верующие служили видимым удостоверением в истине Воскресения Христа. Их чистая и богобоязненная жизнь невольно располагала к ним сердца всех и служила самым лучшим удостоверением в истине Воскресения, потому что в них жил и действовал Дух Господа Иисуса. Такое свидетельство о Воскресении Христа и является обязанностью всех христиан, когда бы и где бы они ни жили.
  Мы не только веруем во Христа Иисуса, распятого за нас и воскресшего ради нас, но и таинственно сораспинаемся и спогребаемся Ему и совоскресаем с Ним. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Ибо что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Вот самое лучшее и непререкаемое свидетельство Воскресения Иисуса Христа. Все другие свидетельства, без него, не могут вполне уверить неверующего, потому что в ином случае o собственная жизнь наша будет противоречить нашим уверениям и опровергать их собою. Только при таком свидетельстве о Воскресении Иисуса Христа мы
 можем надеяться стать сонаследниками Христа, «чтобы с Ним и прославиться». (Воскресное чтение)" 
  "Нет такого человека, у которого нет скорбей, который живет без боли...
Эта боль – повод прийти к Богу. Боль – это Божье прикосновение к нашему сердцу. Мы проливаем слезы, но с надеждой. Мы испытываем боль, но со Христом, Который дает нам великую надежду. (Архим. Андрей Конанос)"
  "Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость.
  Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, — этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное. (Схиархим. Кирилл (Павлов))"



 

"Все святые, все мученики, если мы не будем любить так, как любили нас они, не смогут нас по одному привести в Царство Небесное. Никто не требует от вас становиться мучеником. Господь призывает нас стать мучениками в малом, быть ими каждый день, научиться умерщвлять себя в себе. 
Я всегда повторяю своей братии, они помнят эти слова наизусть: если вы не умрете прежде, чем вы умрете, то когда вы умрете – вы умрете.
(Схиархим. Иоаким (Парр))

 

 

 
"Немногие, вполне приобретшие совершенную любовь к Богу, в ничто вменяют все мирские удовольствия и вожделения, и великодушно переносят искушения лукавого. Впрочем не должно посему отчаиваться и с нерадением отказываться от доброй надежды. Хотя многие корабли терпят крушение; но, без сомнения, есть и такие, которые переплывают море и входят в пристань. Поэтому, много потребно нам веры, терпения, внимательности и подвигов, сверх того, нужно алкать и жаждать добра с великим благоразумием и с великою рассудительностью, а также, потребны горячность и неотступность в прошении. Ибо многие из людей, как сказали мы прежде, хотят получить царствие без трудов и потов. И ублажают они святых мужей, желают их славы и дарований, не хотят же иметь общения в равных с ними скорбях, трудах и страданиях. Но сего вожделеют все, и блудницы, и мытари, и всякой человек. А искушения и испытания предстоят для того, чтобы явными сделались те, которые истинно возлюбили Владыку. И они по справедливости получат небесное царство.
(Прп. Макарий Великий)"
 

 
 
"Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно. Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собою, тогда тело смирно и нехотя, ибо тогда душа действием ума погашает всякое плотское движение. Душевные силы тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия.
(Прп. Антоний Великий)"

 


 
"Избирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души;
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 


  "Чтоб последовать Христу, возмем крест свой. Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых промыслом Божиим. Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Последовать Христу может только взявший крест свой: покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания. Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание Его. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его, немедленно усматривает необходимость его. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости: оно воззывает погибших к спасению, убитых — к жизни, погребенных во аде — на небо. 
  Человек до искупления рода нашего Спасителем не мог противиться страстям, хотя бы и хотел: они насильно увлекали его, они властвовали над ним против воли его. Христианин, при посредстве святаго Крещения, свергает с себя иго страстей; он получает силу и возможность противиться страстям, попирать их. Но и искупленному человеку, человеку обновленному, помещенному в духовном раю - в Церкви - предоставлена свобода: по произволу своему он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им.
  Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекшегося ею.
  Сопротивление христианина страстям должно простираться до распятия плоти со страстьми и похотьми; оно должно простираться в избранных духовных борцах до пролития крови: отдай кровь и приими Дух.
  Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышняго, освобождает его благодать Святаго Духа.
  Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавши в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова.
  Милосердый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно-произволяющих узреть в себе грех побежденным.
  Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога: то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.
  Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если все это претерпят до конца: то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения.
  Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот вечный; мало ходящих по нему; но он — неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, наносимое нам диаволом, будем претерпевать с твердостью и постоянством, взирая оком веры на мздовоздаяние, уготованное на небе.
  Каким бы ни подвергались мы скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравнены с благами, обещанными нам в вечности, или с утешением, которое дарует Дух Святой еще здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, — с этими неминуемыми следствиями благодушного терпения скорбей.
  Недостойны страсти нынешняго времени, т.е. нынешние временные страдания ничего не значат, говорит Апостол, к хотящей славе явитися в нас, т.е. в сравнении с славою, которая откроется в нас при обновлении нас Святым Духом.
  С покорностью Богу, с благодарением, славословием Бога истинные служители Божий принимали попускаемые им скорби Промыслом Божиим. Они благоволили, как выразился святой апостол Павел, о скорбях своих; находили их полезными, нужными, необходимыми для себя; попущение их признавали правильным, благодетельным. Стремление воли своей они присоединили к действию воли Божией: в точном смысле благоволили к наказаниям и вразумлениям, ниспосылаемым от Бога. 
  Из такого сердечного залога, из такого образа мыслей взирали святые на постигавшие их напасти. Духовное утешение и радование, обновление души ощущениями будущего века были последствием настроения, внушаемого смиренномудрием. Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, — грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим.
  Есть и другая причина скорбей: это — милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению.
  Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Что значит крест свой? почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым. Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека — свои. Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они — свои. Крест свой: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека — свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. Крест Христов — учение Христово. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов.
  Что значит взять крест и последовать Христу? Взять крест — значит с верою и любовью облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос; взять крест — значит распять плоть со страстьми и похотьми, жить во плоти не для плоти, умерщвлять деяния плотские Духом, Духом жить, Духом управляться. Что же значит христианское совершенство? Это ощутительное и явное обновление христианина Святым Духом, могущее совершиться только над тем, кто умер для греха и для мира на кресте Христовом. Человек, обновленный Духом, делается богоносцем, делается храмом Бога и Священником, священнодействующим в этом Храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. Такого совершенства в разных степенях сподобились апостолы и все прочие святые Божии.
  Сопротивление христианина страстям должно простираться до распятия плоти со страстьми и похотьми; оно должно простираться в избранных духовных борцах до пролития крови: отдай кровь и прими Дух. Только пострадавший плотию преста от греха. Это значит: только злостраждущий по телу в вольных или невольных подвигах способен противостоять греховным пожеланиям плоти, подавить и заглушить их в себе. Тело упокоеваемое и лелеемое разнообразною негою и угождениями ему — вместилище страстей.
  Человеколюбец — Бог, иже всем человекам хощет спастися, и в разум истины приити, попустил служителям Своим, попустил возлюбленным Своим, на все время земного странствования их, борьбу с внешними и внутренними скорбями. Борьба со страстями и страдания, прозябающим из этой борьбы, несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимою, внутреннею борьбою, восходит значением своим к подвигу мучеников.
  Дай кровь и приими Дух, повторяем изречение Отцов, ознакомившихся опытно с этою борьбою. Иго такого подвига несут одни тщательные исполнители заповедей Евангелия, одни истинные служители Христа. “Исполнение заповедей научает человека его немощи”, сказал преподобный Симеон. На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения.

  Богом установленное богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом этого человека. Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души, необходимо исповедание устами и словами. Недостаточно исповедание словом, необходимо исповедание делами и жизнью - нередко мучительною.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 



"Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"

 

 


  "Не только те мученики, которые приняли смерть за Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. Вы сами, если захотите, можете ежедневно проходить подвиг мученичества, можете, подобно мученикам, и теперь страдать за Христа – каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть?
  Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими — демонами и будете всегда противостоять греху и своей страстной воле; те противостояли мучителям, а вы противьтесь демонам и пагубным плотским страстям, которые тиранически устремляются на душу нашу каждый день, каждую ночь и каждый час и понуждают нас делать то, что не сообразно богопочитанию и чем прогневляется Бог, Итак, если и мы противостанем всему такому, не послушаемся советов лукавых демонов и не станем творить волю плоти и помышлений и питать ее удовлетворением ее бесчинных похотей, то по всей справедливости будем и мы мучениками, воюющими против греха.
  Писание научает нас и опыт подтверждает, что крест следует за подвигами самоотвержения и добродетели, разумея под ним скорби, искушения и наконец самую произвольную смерть, которую надлежит подъять возжелавшему быть последователем Христовым. В те времена, когда властвовали тираны и гнали христиан, многие с радостию претерпели смерть с такими страданиями и с такими разнообразными мучениями. Но ныне, когда, по милости Божией, христиане наслаждаются совершенным миром, крест и смерть не что иное есть, как совершенное умерщвление и отсечение своей воли. И тому, кто творит свою волю, - пусть будет это даже в малом чем, - невозможно последовать Господу нашему и соблюсти Его заповеди.
(Прп. Симеон Новый Богослов)" 





  "Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину. Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби. Поэтому святые, из любви Христовой, показали себя благоискусными в скорбях, а не в покое. Иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная.
  Добродетели сопряжены с печалями. Кто уходит от скорбей, тот несомненно разлучается и с добродетелью. Если желаешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение. Пока не достигнем истинного ведения, дотоле посредством искушений приблизимся к смирению. Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости. 
  Всякая добродетель - крест, ибо встречает она жестокие и сильные скорби.
(Прп. Исаак Сирин)"
 

 

"А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят - с креста только снимают. А крест ваш, если мужествен­но донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и вашу душу, и препитая близких ваших. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
















  Соборная добродетель мученичества противостоит соборному пороку сластолюбия и неотделима от соборных же добродетелей смирения, послушания и добролюбия... 
  Мученичество (вместе со смирением) рождается из системной добродетели благости, которая, в свою очередь, является непосредственным проявлением любви...
  Поэтому мученичество является следствием устремлённости как к добру вообще, так и любви к его Источнику, в частности - к Самой Абсолютной Доброте - к Богу...
  И мученичество же любовь и увеличивает...
  История Церкви содержит бесчисленное количество радостного переживания самых изощренных пыток мучеников во времена гонений на нее…
  Мученики не просто не уклонялись от мучений – они стремились к ним…
  К мукам ради Христа… 
  Например, св. муч. Игнатий Богоносец не согласился на уговоры друзей уклониться от мученической смерти и принял ее на арене цирка, будучи отдан на съедение зверям…
  Мученичество во времена проповеди Евангелия и гонений на Церковь свидетельствовало об истинности христианства…
  Оно носило массовый характер... 
  Первым Мучеником в истории христианской Церкви стал Сам Господь наш Иисус Христос, мужественно и решительно стремившийся на Голгофу, несмотря на усильные уговоры своих учеников избежать крестных страданий и смерти… 
  В наше время, когда гонения на Церковь отсутствуют, мученичество приобрело вид внутреннего исповедничества… 
  Исповедничество от мученичества отличается лишь разными способами смерти… 
  Исповедничество – то же мученичество, только с естественной, а не насильственной смертью христианина… 
  В наше время мученичество и исповедничество заменяется любовью к правильной скорби – к скорби от воздержания во время внутреннего и внешнего постов, к скорби от видения зла в себе и в ближних…
  Такая скорбь – правильная, уподобляющая человека Христу, соединяющая его с Ним и приводящая его к бесконечным обожению и блаженству (спасению)…
  Она и есть полезная скорбь - ради Христа, ради Его радости…
  Терпеть такую скорбь, благоразумно стремиться к ней, любить ее - это и есть мученичество, оставленное христианам в наши "последние времена"...
 
  Возрастает человек в мученичестве непрестанным покаянием в сластолюбии и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в любви...
 
 
 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 57-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), Слово о св. мучениках прп. Ефрема Сирина с сайта Святоотеческое наследие, статьи митр. Лимассольского Афанасия, митр. Алипия (Воронцова), Петра Давыдова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир, Серафимов, Богослов.Ру и Фома...

 

 




 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1641

Поиск