"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25]Добродетели [66]
Пороки [89]Вопросы и ответы [163]
Дневники [45]Фонотека [6]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Скромность правильная
 
  – радование Христа рассудительным сокрытием добрых/правильных  действий: как внутренних/духовных/душевных помыслов (благостей), так и внешних/телесных поступков (доброделий)… 
 




 
 
  "27 Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
  28 Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
  29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
  30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
  (Мф. 9)"
  "9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. 
  (Мф. 17)"
  "10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
  11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
  12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
  (Мк. 3)"
  "15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
  16 и запретил им объявлять о Нем,
  17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
  18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
  19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
  20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
  21 и на имя Его будут уповать народы.
  (Мф. 12)"
  "1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
  2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
  3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
  4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
  5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
  6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
  7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
  8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
  9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
  24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
  25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
  26 Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
  27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
  (Мф. 17)"
  "40 Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
  41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
  42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
  43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
  44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им.
  (Мк. 1)"
  "41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
  42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
  43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
  (Мк. 5)"
  "19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
  20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
  21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
  22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
  23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
  24 А посланные были из фарисеев;
  25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
  26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
  27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
  (Ин. 1)"
  "26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
  27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
  28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
  29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
  30 Ему должно расти, а мне умаляться.
  31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли;
  (Ин. 3)"
  "1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
  3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
  4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  (Мф. 6)"
 "51 Один юноша (написавший эти строки Евангелия и захотевший остаться инкогнито - св. ап. и евангелист Марк - от авт.), завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
  (Мк. 14)"
 
 "1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
  (2 Кор. 10)"
 "1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
  2 Знаю человека во Христе (здесь св. ап. Павел пишет о самом себе - от авт.), который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
  3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает),
  4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
  5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
  (2 Кор. 12)"
  "3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 
  (Рим. 12)"
  "62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.
  63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
  64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
  65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
  (Быт. 24)"  
  "8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? 
  (Быт. 40)"
  "15 Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны.
  16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.
  (Быт. 41)"
  "10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
  11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?
  (Исх. 3)"
  "10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
  11 Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?
  12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
  13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
  (Исх. 4)"
  "5 И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему.
  6 И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал.
  (Суд. 14)"
  "17 И сказал Саул Давиду: вот старшая дочь моя, Мерова; я дам её тебе в жену, только будь у меня храбрым и веди войны Господни.
  18 Но Давид сказал Саулу: кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?
  23 И сказал Давид: разве легко кажется вам быть зятем царя? я – человек бедный и незначительный. 
  (1 Цар. 18)"
  "23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
  (Прит. 12)"
  "6 Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;
  7 потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
  (Прит. 25)"
  "6 невежество поставляется на большой высоте (на первых/почётных/видных местах - от авт.), а богатые (знанием/рассудительностью/мудростью - от авт.) сидят низко (ведут себя незаметно/скромно - от авт.).
  7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
  (Екк. 10)"
  "1 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
  2 Ибо Он (пророчество о Христе - от авт.) взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.
  (Ис. 53)"
  "4 И было ко мне слово Господне:
  5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
  6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я ещё молод.
  (Иер. 1)"
  "17 Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. 
  (Дан. 5)"

 



 


  "Некий пресвитер Евлогий, ученик блаженного Иоанна Милостивого, великий подвижник, постился по два дня, а иногда и по целой неделе, вкушая только хлеб и соль, и был прославляем людьми. Он пришел в Панефос к авве Иосифу, надеясь увидеть у него подвижничество еще более строгое. Старец принял его радостно и предложил на трапезе все, что было у него. Увидев это, ученики Евлогия сказали старцу: «Пресвитер ничего не вкушает, кроме хлеба и соли»; но авва Иосиф продолжал есть молча. Евлогий провел у него три дня и не слышал, чтобы он и его ученики занимались псалмопением, не видел, чтобы они молились, потому что подвиг их был тайный. Евлогий ушел со своими учениками, не получив пользы.
  По смотрению Божию, сделался туман; они сбились с дороги и пришли опять к келлии старца. Стоя у двери, они услышали, что в келлии совершается псалмопение. Постояв долго, они постучались. Авва Иосиф принял их с любовью. Авве Евлогию, истомленному зноем, ученики налили воды в чашу и подали ему. Вода была из реки, но с примесью морской: такую воду всегда пили жившие с аввой Иосифом. Евлогий не мог пить эту воду и спросил старца: «Что это значит?» Старец отвечал: «Брат несколько недостаточный рассудком добавил по ошибке морскую воду в речную. Евлогий пал в ноги старцу и сказал ему: «Авва! ради Господа открой мне тайну подвижничества вашего. Когда мы были здесь, вы не занимались псалмопением, а когда мы нечаянно возвратились к вам, то застали вас за псалмопением.
  И вода у вас прежде была хорошая, а теперь оказалась соленой». Старец отвечал на это: «Сын мой! малая чаша вина и свежая вода были поставлены ради любви, а ту воду, которую ты вкусил теперь, братия употребляет постоянно. Инок должен всегда содержать свой подвиг втайне – не делать напоказ ничего, никакой мелочи». И научил старец Евлогия рассуждению помыслов, отсекая все начинания из самолюбия и человекоугодия. Евлогий сказал старцу: «Жительство ваше действительно по Богу». Он получил большую душевную пользу, начал с того времени вкушать предлагаемую ему пищу, а подвиг свой хранить втайне.
  Брат, воздерживавшийся от пищи и не евший хлеба, пришел к некоторому старцу. В это же время пришли к старцу странники; для них старец сделал немного кашицы. Когда сели вкушать пищу, воздерживающийся брат поставил перед собой одним моченый горох и ел его. Когда встали из-за стола, старец отвел брата в сторону и наедине сказал ему: «Брат! если ты придешь к кому-либо, не обнаруживай перед ним жительства твоего; если же хочешь никогда не нарушать принятых тобой обычаев, то пребывай в келлии и не выходи никуда». Брат признал справедливость слов старца и с того времени, когда приходил к братии, уже следовал общему порядку. (Отечник)"
  "Рассказывали об авве Арсении, что по вечерам в субботу .он становился спиной к солнцу и, подняв руки к небу, молился до того времени, пока солнце начинало светить ему в лицо; после этого он садился. Двое из отцов просили Бога открыть им, в какую они пришли меру. И был им голос с Неба: «В египетском селении живет мирянин по имени Евхарист и жена его Мария. Вы еще не пришли в меру их». Два старца, собравшись, пошли в селение, нашли дом Евхариста и в нем жену его. «Где муж твой?» – спросили они. Она отвечала: «Он пастух, пасет овец». И приняла их в дом. Вечером возвратился Евхарист с овцами. Увидев старцев, он приготовил им трапезу и принес воды, чтобы обмыть им ноги. Старцы говорят ему: «Не вкусим ничего, пока ты не расскажешь нам о своей жизни».
  Евхарист со смирением только и говорит им: «Я пастух, а это жена моя». Старцы продолжали просить его, но он не хотел говорить. Тогда старцы сказали: «Бог послал нас к тебе». Услышав это, Евхарист устрашился и начал рассказывать им: «Вот овец этих мы получили от своих родителей, и если по милости Божией бывает какой прибыток от них, делим его на три части: одну для бедных, другую для странников, а третью для собственного употребления. С того времени, как я взял себе жену, она до сих пор дева. Каждый из нас спит отдельно; по ночам мы носим власяницы, а днем свои одежды. До сих пор об этом не знал еще ни один человек». Услышав это, старцы удалились, славя Бога. (Достопамятные сказания)"
  "Человек, который действительно живёт во Христе, должен быть малозаметен для общества. Если Господь сочтёт нужным, Он сам его всем покажет, а до тех пор не нужно себя демонстрировать. Работать на публику и служить Богу – это разные вещи. На публике служат только гордыней, а Богу служат смирением. (Протоиер. Пафнутий Жуков)"
   "Если хочешь, чтобы Господь покрыл грехи твои, то не выказывай людям добродетель, какую имеешь. Ибо как мы поступаем в отношении наших добродетелей, так и Бог делает с нашими грехами. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно. Будь скромен во всех своих действиях. Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы беднаго нищаго: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдёшься с братиями, слова твои да будут безискуственны. Будь во всем смирен, — в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии (дома - от авт.) и во всех принадлежностях её.
  Бойся сделаться известным по какому–либо из дел твоих. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его. В собеседованиях не должно быть никакой грубости; ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев. Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце тело. 
О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нем предварительно. Не будем стараться выказывать в себе что - либо, особенно великое, чтоб не погибнуть по причине сего и не запутаться в многочисленные отрасли тщеславия, потому что демонов тщеславия чрезвычайно много. (Прп. Антоний Великий)"
  "Вот и давайте жить, как рабы Божии: все в глубине сердца и ничего напоказ, на толпу. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Христианину нужно ежедневное обновление, чрез тайное покаяние. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Великое дело - отвергнуть душой похвалу человеческую,но больше - отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами. (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "Бывай ко всем тих, безтщеславен и кроток, да явишься истинным Христовым подражателем и учеником — без порока. (Свт. Димитрий Ростовский)"
  "Да будет у нас и наружность степенная, и взор кроткий, и поступь не быстрая, и одежда только самая необходимая, и брови не будем поднимать вверх, и сидеть будем смиренно, и пищу будем иметь простую, и постель, не превышающую потребности, и утварь недорогую, и дом, приличный христианам; а также и слово, и голос, и обращение с ближними да показывают более скромность, а не кичливость. Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Христианин! Будь, а не кажись, вот одно из важнейших для тебя правил. Познай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели. Ей свойственной быть тайной для земли, потому что она небесной породы и для неба существует. Совершай ее в тайне и охраняй от глаз человеческих, часто нечистых и вредящих ее чистоте, а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему оку Божию. (Свт. Филарет Московский (Дроздов))"
  "Будь скромен, не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрителен, осторожен, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье. (Прп. Анатолий Оптинский)" 
  "Скажу вам слова Павловы, которые нужно вам твердо запомнить: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил." Вот это запомните, на этом кончу речь свою. Скажу: не превозноситесь, не думайте о себе больше, чем сколько надо думать, чем правильно думать. Думайте, что хотя вы христиане, но плохие христиане, постоянно оскорбляющие Христа грехами своими, нарушением заповедей Христовых. Считайте себя хуже всех, ниже всех. Не превозноситесь над теми, кто хотя и не ведает Христа, но угоден Богу. 
  Господь повелел нам скрывать свой пост, не поститься пред людьми, а поститься пред Богом только, пред людьми же являться со светлым радостным лицом, помазав голову, просветлив очи свои. За такой пост, известный только Богу, благословит нас Христос.
 (Свт. Лука Войно-Ясенецкий)" 
  "Предай забвению как можно скорее свои добрые дела и заслуги. Не записывай своих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут, если же забудешь о них, они будут вписаны в вечность. (Свт. Николай Сербский)"






 
  "Каждая истинная добродетель, кем бы она не совершалась, глубоко целомудренна. Как целомудренная женщина одевается соответствующим образом и ведёт себя соответствующим образом - т. е. скромно. Как напротив, женщина известного поведения готова чуть ли не голиком прыгать перед мужчинами - так и здесь то же самое.  Любая добродетель глубоко целомудренна - она очень боится огласки и славы... 
  Почитайте И. В. Киреевского, где он пишет о различии между западным человеком и русским. В частности он там дает такую характеристику: «Западный человек всегда доволен собой, он всегда ставит себя в пример. Естественно, чем он недоволен, это теми обстоятельствами, которые не дают ему проявить себя. Поэтому он всегда ставит себя в пример. Русский человек, напротив, всегда чувствует свою недостаточность, свое несовершенство». 
  Поэтому западный молодой человек легко выступает, ему ничего не стоит говорить, хотя и несет ахинею, но как смело: «Слушай, весь мир!» Наш человек стесняется. Один митрополит возглавлял делегацию и одному из наших молодых делегатов сказал: «Ты выступаешь сейчас». «Я посмотрел, – говорит митрополит, – бедный, что с ним было, весь в краску ударился, потом уж спросил, как он выступал, у него память, у бедного, всю отшибло, не знал, что и говорить». А они совершенно запросто все выступают.
  В русском человеке от природы есть ощущение, интуитивное видение, чувствование той святыни и нормы, перед которой «я что-то не то». И.В. Киреевский хорошо все это показал. А добродетельность и безупречность без вот этого христианского ключа, когда люди говорят: «я вижу что поступаю исключительно добродетельно» – это самое страшное дело (хотя, может, исключения какие-то есть, я не знаю). Это нужно понять и попытаться довести до их сведения. Я скажу вам золотые слова, которые могут быть ключом для нашего с вами понимания, а потом и для объяснения им. И мы поймем, что такое духовность. В отличие от нравственности. 
  Золотые слова, которые нужно всем знать и без которых мы вообще не поймем, что такое духовная жизнь. Цитирую точно: «Святые оплакивали свои добродетели, как грехи».
(Проф. МДАиС Осипов А. И.)"
 
 

"Скрывать свои добродетели и недостатки ближних - в этом главная духовная мудрость.
(Свт. Николай Сербский)"
 

 
 
"Ищи добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности, — это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ. Тот, кто приучил себя к скромному образу жизни, всегда спокоен и наслаждается довольствием; не столько огорчает его то, что он не имеет роскошного стола, сколько услаждает то, что он не страшится неизвестности будущего.
(Свт. Иоанн Златоуст)" 




 
"Ибо душа, истинно боголюбивая, как показало слово, хотя бы совершило тысячи дел праведных, хотя бы изнурила тело строгими бдениями, сподобилась различных дарований Духа, откровений и таин, так скромно ведёт себя, как бы не начавшая еще жизни по Богу, не приобретшая ничего доброго; потому что с приверженностию и ненасытимостию расположена к любви Христовой.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

"Однако несмотря на то, что я имел такую любовь к Святому и столько заботился о служении ему, лишь только я узнал, что один из братии скорбит, желая служить ему, пошёл я к Авве и просил его, говоря: "Этому брату приличнее меня послужить Святому, если сие угодно тебе, господине Авва". Но ни Авва, ни сам Старец не дозволили мне сего, однако я сделал прежде по силе своей всё, что мог, дабы предпочесть брата.
(Авва Дорофей)"
 
 

"Всякого рода подвиги надо так нести, чтобы про них в монастыре никто не знал. Как только узнают о чем, это уже дурно. Не подумайте, что спрятанность (чтобы не видели и не знали) не строго необходима. Нет, строго-настрого. Подвиг, о котором звонят - пустой, гроша не стоит. Христос не принимал внушительную внешность, несмотря на нападки самарян. Сам Он все время оставался крайне прост во внешнем, и апостолы так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были такими же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такого внешнего блеска, который бы вполне соответствовал свету жизни во Христе Иисусе. И признано: лучше держать внешность самой последней цены, чтобы она собою не загораживала внутреннего.
(Свт. Феофан Затворник)" 
 
 
 
  "Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,— и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия. Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. 
  Находясь между братиею твоею, — говорит святой Иоанн Лествичник, — наблюдай за собою, чтоб тебе никак не выказаться в чем-нибудь праведнее их. В противном случае сделаешь двойное зло: братий уязвишь твоим лицемерством и притворством, в себе же непременно произведешь высокомудрие. Будь тщалив в душе, никак не выказывая этого телесно, ни видом, ни словом, ни намеком». Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом, в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны, и преподавать о себе такое понятие слепотствующим мирянам.
  Некоторый инок сказывал мне, что он, в новоначалии своем, старался упражняться в смиреннословии, полагая в нем, по неведению своему, что-то особенно важное. Однажды он смиреннословил, и так удачно, что слышавшие, вместо того, чтоб признать слова его ложью, а его смиренным — в чем и заключается всегда цель смиреннословия — согласились, что он говорит правду: тогда он огорчился и пришел в негодование. Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания.
  Как о христианстве, так и о монашестве, должно судить по истинным христианам и монахам. Это нелегко: благочестие и добродетель, как целомудренные девы, всегда под покровами и келлии, и неизвестности, как бы под покровами тканей; напротив того, блудницы стараются полуобнаженными являться на позор.
  Общий признак состояний духовных — глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовью ко всем ближним, с стремлением к неизвестности, к удалению от мира.
  Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,- и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия.
  Пусть о молитве твоей не знает никто: ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нём. 

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
 
 












  Скромность правильная – добродетель, противостоящая пороку хвастливости и являющаяся одним из проявлений доброй (правильной) закрытости/скрытности, неотделимой от правильного же славолюбия… 
  Скромность добрая, как это ни покажется (на первый взгляд) странным, идёт в одной связке с дерзновением - они являются как бы обратными сторонами друг друга, призванными к тому, чтобы способствовать спасению ближнего...
  И дерзновение, и скромность бескорыстны - они проистекают из любви к Богу и ближнему, и наиболее яркое/парадоксальное их сочетание проявилось у Господа Иисуса Христа...
  Скромность правильная - следствие смирения и неотделимых от него послушания, мученичества и добролюбия, их же и увеличивающее...
  Для скромности доброй крайне важна рассудительность...
  Ведь нередко без рассудительности ложной скромностью прикрываются скупость или зависть...
  Это очень характерно для духовной милости, когда невнимательный к своим помыслам скупец из зависти безрассудно не делится с ближним своими знаниями, успехами и дарами, приобретенными им при исполнении заповедей Христовых (иногда и незаслуженно, лишь по особому промыслу Божию)... 
  Во всей полноте скромность правильную продемонстрировал Сам Господь Иисус Христос...
  Иисус запрещал апостолам рассказывать о том, что Он – Сын Божий, пришедший в мир спасти погибающее во грехах человечество через Свои крестные страдания и смерть… 
  Часто не разрешал Иисус и исцелённым Им больным рассказывать о том, что это сделал Он...
  Ведь скромность правильная – это и скрытые/тайные добрые дела по отношению к ближнему (даже если он и недоверчив или неблагодарен к милующему)… 
  Христос часто запрещал исцеленным евангельским больным рассказывать о Себе, о том, как и Кто исцелил их… 
  Как бы прикрываясь человеческим естеством (его естественными/падшими страстностью, тленностью и смертностью), Христос промыслительно скрывал Своё Божество до Воскресения даже и от подавляющего большинства своих учеников (которых было намного больше известных нам 12 и 70 апостолов - ибо за Господом постоянно ходили тысячи алчущих и страждущих)...
  
  "14 Царь Ирод, услышав об Иисусе, ибо имя Его стало гласно, говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им.
  15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
  30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.
  31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
  32 И отправились в пустынное место в лодке одни.
  33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
  34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

  (Мк. 6)"  

  Вспомним лишь троих удостоенных видения Преображения Господня на Фаворе - да и те показали свою неготовность к восприятию Божества Иисусова испугом, сном и предложением построения кущей для Христа и явившихся пророков...
  Лучшие из апостолов имели ещё страх человеческий, а не Божий - они ещё считали Христа грядущим царём мира/царства сего/дольнего, а не Царём Мира/Царствия Горнего/Небесного (не говоря уж об остальных):

  "20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
  21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём.
  (Мф. 20)"

  И хотя Пётр и называл Иисуса Сыном Божиим, но, тем не менее - эти слова (их истинные содержание/смысл) были ещё недоступны для него в полной мере (для их понимания/усвоения)..
  Ближайшие ученики Христовы ожидали как воцарения Иисуса-человека в мире сем, так и своей социальной/административной/материальной/властной/славной карьеры при дворе нового еврейского царя...
  Поэтому они так печалились, слыша пророческие слова Иисусовы о скорой его крестной смерти - ведь она тавтологически ставила крест на всех их суетных/человеческих планах/надеждах...
  Чудеса же, совершаемые Христом (так же как и Его Преображение, и Его встреча/беседа с пророками на Фаворе) вселяли в них некоторую надежду на положительный исход их земных/корыстных чаяний...

  "3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
  4 При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
  (Мф. 17)"
  "27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
  28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.
  29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
  30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нём.
  31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
  32 И говорил о сем открыто. Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
  33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
 (Мк. 8)"

  Способность к ведению (к восприятию абсолютных истин) приобретается человеком только благодатью Божией в Таинстве Крещения - Духом Святым и развивается в дальнейшем через исполнение заповедей Христовых, смиряющих его...
  Даже лучшие из учеников, увидевшие Преображение своего Учителя, не поняли Божественности Христа, но - уподобляя Его Моисею и Илии, захотели изготовить для Него (как и для пророков) шалаши (кущи)...

  "47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
  48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
  49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
  50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
  51 И вошёл к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
  52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
 (Мк. 6)"
  "38
 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
  39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен.
  (Ин. 7)"

  Даже и после Воскресения Христова апостолы не могли в полной мере осознать Божественности Иисусовой - вспомним многочисленные Евангельские свидетельства этому, которые даже привели к тому, что имя Фома (не только Иуды Искариотского) стало нарицательным, напр.:

  "16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
  17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
  (Мф. 28)"

  "9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
  10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
  11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
  12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
  13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
  14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
  (Мк. 16)"
  "12 Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь (без Крещенской благодати Духа  Святого - от авт.) не можете вместить (уразуметь/усвоить/воспринять - от авт.). 
  (Ин. 16)"


  Но лишь после Таинства Вознесения и последующего Крещения апостолов Духом Святым в День Пятидесятницы - открылись их духовные очи и они смогли обрести ведение...
  Лишь получив тогда же способность к Таинствам Рукоположения, Хиротонии и Крещения (к передаче просвещающей благодати Божией), апостолы смогли выйти на проповедь Евангелия ко всему человечеству для обустройства церкви и Домостроительства - Церкви...
  Скромность Христова во время Его земной жизни была глубоко промыслительна, будучи пронизана/пропитана рассудительностью и любовью к падшему/невежественному/заблудшему человечеству... 
  Явление Христом Своей Божественности во время Его земной жизни без благодати Крещения, дарующей способность к ведению, лишь принудило бы человеков к рабскому/невольному/человеческому/порочному же послушанию - но не к послушанию Божию:

  "32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 
  (Мф. 27)"


  Такое принуждение (как непреодолимое искушение) Господь называл соблазном (ниже мы приведём соответствующие фрагменты из Евангелия - напр., о сборах пожертвований на Иерусалимский храм и др.)...
  Об осознанном и свободном соблазнении/искушении ближнего Сам Христос говорил Своим ученикам как о страшном церковном грехе (сравнивая соблазн с мельничным жерновом, а само зло/наказание от него - с погружением в морскую пучину/геенну):

  "6 а кто соблазнит (свободно и осознанно введёт в искушение - от авт.) одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  7 Горе миру от соблазнов (поскольку люди в них свободно и сознательно впадают, выбирая зло и отвергая добро - от авт.) - , ибо надобно придти соблазнам (поскольку только через преодоление искушения человек может реализовать свою свободу - отвергнуть/отсечь зло и предпочесть/выбрать добро - от авт.); но горе тому человеку, через которого соблазн (свободно и осознанно - от авт.) приходит.
 (Мф. 18)"

  Поэтому во времена Своей земной жизни Господь не мог в полной мере демонстрировать Свою Божественность людям, чтобы не соблазнять людей к дальнейшему человекоугодию, властолюбию, сребролюбию, славолюбию и пр. ...
  Люди всё равно не поверили бы в Божество Христово, но лишь усилились бы в ложном мнении, что Иисус, будучи великим и истинным пророком, человеком Божиим, является обещанным Ветхозаветным мессией - грядущим царём нового еврейского царства мира сего (вспомним соответствующие овации Господу во время Его Входа в Иерусалим после чуда воскрешения/оживления Лазаря)...

  "8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
  9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
  10 И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
 11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
  46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

  (Мф. 21)"
  "10 благословенно грядущее во имя Господа царство (мира сего - от авт.) отца нашего Давида! 
 (Мк.11)"

  Отношение евреев к Иисусу являлось проявлением порока превозношения ближнего (вспомним Иуду Искариотского), а не почтения/страха к Мессии Божию...
  Отсюда и возникшая в последствии ненависть евреев, приведшая их к желанию смерти Христовой (и к предательству самого Иуды)...  
  А каковой бы была огромной по своей величине эта ненависть, если бы Его чудеса и Его Божество были открыты в полной мере евреям?...
  В какой бы неимоверной степени они возненавидели Христа после полной демонстрации Своего Божественного могущества, когда бы Он отказался от царства мира сего?...
  Трудно даже себе представить - насколько...
  Без Крещенской благодати Духа Святого (которая стала/смогла действовать только после Воскресения и Вознесения Господних), человеки не могли стяжать страха истинного/сыновнего/Божия, но лишь усилились бы в страхе человечьем/рабском/наёмническом...
  Христу необходимо сначала было принять мученическую смерть на Кресте, чтобы, обретя Новое Богочеловеческое Естество - Воскреснуть, а Воскреснув - Вознестись и воссесть одесную Бога Отца (образ истинного Богочеловечества Иисуса)...
  Только после Этого началось Домостроительство Церкви - после Образования Её Начатка - Главы Господа Иисуса Христа...
  Только после Этого человечество смогло обрести возможность/способность через благодать Крещения воспринимать Божество Христово и вливаться в Церковь как в Тело Христово (как и клеточки составляют тело человеческое) по родству как Воскресшего/Вознесённого Естества Иисусова, так и новых/обновлённых естеств истинно/правильно Крещёных человеков... 
  До Воскресения же Господня, Его явление/откровение Себя как Сына Божия (Своего Божества) лишило бы людей свободы своего выбора между добром и злом, между любовью и ненавистью - как бы заставляя/принуждая их поступать правильно, но вовсе не способствуя (но наоборот - препятствуя) их истинной/правильной любви и к себе самим, и к ближним как себе самим, и к Богу...
  Ибо где насилие и невежество/заблуждение - там не может быть любви в принципе...
  Любовь может быть только там, где есть и свобода, и осознанность (рассудительность - совокупность ведения и благоразумия)...
  Именно поэтому скромность Господа Иисуса Христа и была так необходима во время Его земной жизни, когда Он скрывал не только Своё Божество, но и чудеса, осуществляемые через Него:

  "24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
  25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
  26 Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
  27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
 (Мф. 17)"

  И именно поэтому же дерзновение Господа Иисуса Христа (как обратная сторона скромности) после Его Воскресения и Вознесения стало таким необходимым... 
  Итак, скромность – суть проявление милости, благости, любви и рассудительности, их же и увеличивающее… 
  Существует и скромность ложная/злая/неправильная, исходящая из множества пороков - комплекса неполноценности, обаяния, человекоугодия, блуда, страха человеческого, коварства, лицемерия, заблуждения/невежества, безрассудства (и пр., и пр.) и рождающей их всех ненависти...
  Скромность же правильную трудно переоценить, поскольку она является прекрасным средством против тщеславия (способствующим смирению), а значит, она является эффективным врачеством и против гордости…
 
  Возрастает человек в скромности покаянием в тщеславии/славолюбии, скрываемыми милостынями, тайными добрыми делами и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей его...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья иером. Иова (Гумерова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Серафимов и Азбука веры...

 






 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 672

Поиск