"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Безмолвие
 
  – радование Христа трезвением без использования слов (как внешних/устных, так и внутренних/мысленных)… 






  "1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
  (Откр. 8)"

 
 



 
 
  "Безмолвие есть состояние ума, не тревожимого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге; бестревожное, светлое созерцание, ведение тайн Божиих: слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восхищение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, умная молитва, беструдный покой в великих трудах и наконец – единение с Богом. Для сохранения глубинных сокровищ духа надо освободиться от дел человеческих (не удивляйся), избрав безмолвие, которое чистотой сердца, сладостью умиления сильнее разжигает любовь к Богу, разрешает душу от уз чувств, возводит силы ее в естественное состояние и возвращает им первоначальное устроение. (Прп. Никита Стифат)" 
  "Желающий истинно безмолвствовать в келлии и не увлекаться внушениями демонскими да устранит себя от всего обычного между людьми: да не порицает и не хвалит никого, да не превозносит правды человеческой и не внимает недостаткам людей, и да не попустит пребыть в сердце своем жалу памятозлобия на ближнего. Возделывающий истинное безмолвие должен непрестанно повергаться перед Всеблагим Богом в смирении, тщательно исполняться молитвой и всеми силами отгонять от себя лукавые помыслы: в этом – бегство от мира.
  При таком поведении и настроении подвижника Господь обуздает неистовства врагов. Сам же человек что может сделать? Он лишь «плоть и кровь». Безмолвствующему необходимы следующие три делания: постоянное пребывание в страхе и недоверии к себе, непрестанное устремление к Богу с молитвой, с просьбой о помощи и помиловании, неупустительная бдительность над сердцем.
  Стремящиеся к душеполезному безмолвию должны внимательно охранять себя от всего, чем скрадывается безмолвие, не терять времени, предаваясь мысленным пленениям и горькому порабощению в духе, увлекающим сердца безмолвников в несвойственное им мысленное занятие, при котором оставляется плач о грехах своих. Духовное рассуждение, рассматривая правильно все страсти, устраняет их от человека. Невозможно стяжать духовного рассуждения, не возделав его на ниве его. Эта нива – безмолвие. Безмолвие состоит в том, чтобы не отвлекаться ничем от служения Богу. Человек безмолвствующий должен хранить себя, чтобы не услышать ни одного неполезного слова, потому что это губит труд его. (Авва Исайя)" 
  "Равны следующие три делания: когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога, когда кто находится в нелицемерном послушании. (Прп. Пимен Великий)" 
  "Полезно для души безмолвствовать, как и Писание говорит: «разумный безмолвствует». Надо знать следующее: к начинающему безмолвствовать немедленно приходит лукавый, наводит на душу тягость, лень, малодушие, множество помыслов, а на тело болезни, слабость и лютое изнеможение. Он заставляет безмолвника думать: я немощен и не могу совершать моего молитвенного правила. Но если безмолвник будет мужествен, то все козни врага рассыплются.
  Один безмолвствовавший инок только начинал молитвенное правило, как его схватывала лихорадка с ознобом, жаром и сильной головной болью. Монах, когда это случалось, говорил себе: «Вот, я уже смертельно болен! Встану, пока смерть не постигла меня, совершу молитвенное правило». Этими словами он понуждал себя и исполнял правило. С окончанием правила отступала и болезнь. При помощи этого же помысла брат боролся и с унынием: неизменно совершая свое правило, он победил уныние. (Амма Феодора)" 
  "Рассказывали о авве Иоанне, что он пришел в церковь Скита и услышал там, что братия спорили между собой. Он возвратился к своей келлии, обошел ее три раза и только после этого вошел в нее. Некоторые из братий видели это и спросили его, почему он поступил так. Он ответил: «Мой слух был засорен словами спора; я прохаживался, чтобы очиститься и уже в безмолвии сердца войти в келлию». (Прп. Иоанн Колов)" 
  "Безмолвствующий должен ежечасно испытывать себя: перешел ли он удерживающих его на воздухе (т. е. демонов)? Освободился ли от них, находясь еще в теле? Или пока в чем-то повинуется и работает им и еще не освобожден? (Изречения безымянных старцев)" 
  "Безмолвие есть отсечение зла. (Прп. Марк Подвижник)" 
  "Истинное послушание служит основанием, законной дверью для истинного безмолвия. Скорби и искушения признаются Священным Писанием и отцами величайшим даром Божиим, служат подготовительным обучением к безмолвию. Отдайся... безотчетно на волю Создателя, принеси Ему один младенческий плач, принеси Ему молчащее сердце, готовое последовать Его воле и запечатлеваться Его волей. Добродетели, особенно нужные безмолвнику, таковы: кроткая покорность Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих сердечное безмолвие.
  Как кормчий смотрит на звезды и по ним направляет ход корабля, так и безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, видеть Его очами веры и надежды, чтобы сохраниться в постоянстве и терпении. 
   Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя бы они отреклись от мира и потому заслуживали имя вдовиц, не должно допускать до безмолвия. Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства Креста Христова. Она – дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому. Истинное безмолвие доставляет душе свойство, подобное чистоте зеркальных вод: в них человек видит и свое состояние, и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних.
  Дух Святой приникает к безмолвствующему правильно, сопутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтобы сам безмолвник обильно напитался знанием и ощущением духовным и напитал ими свою алчущую и жаждущую братию. Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом. Не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений – вот средний путь, безопасный от падения. Ограждение себя безмолвием в уединении необходимо для падшего. Скуден плод уединения... если уединение не сопряжено с безмолвием.
  Истинное безмолвие состоит в усвоившейся сердцу Иисусовой молитве, и некоторые из святых отцов совершали подвиг сердечного безмолвия и затвора, окруженные человеческой молвой.
  Истинное безмолвие состоит в отречении от мира и в самоотвержении, совершаемых в средоточии человека, в духе его. Молчал Господь перед Пилатом и Иродом, не произнес никакого оправдания. И ты подражай этому святому и мудрому молчанию. Приучи себя к молчанию, чтобы ты мог безмолвствовать и среди людей. Говори как можно меньше, и то по крайней нужде. Христиане, живущие посреди мира, не должны касаться возвышенных иноческих деланий (прежде отречения от мира), особенно безмолвнических.
  Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до крови. Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время вошел к ним авва Анув, старший между братиями по годам, и упрекнул авву Пимена за то, что он не примирил поссорившихся. Пимен отвечал: «Они братия и помирятся». Анув повторил упрек, тогда Пимен отвечал: «Я положил в сердце моем, что меня здесь не было.»
  Авва Пимен, авва Анув и братья их — семеро сыновей одной матери — приняли монашество в Скиту. На эту пустыню напали варвары, разорили хижины монахов и убили многих отцов. Пимен и братия его спаслись бегством. Все семеро остановились на время в опустевшем идольском храме, чтобы выбрать место для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: «Сделайте милость ты и братия, исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы». Авва Пимен отвечал: «Сделаем по желанию твоему». Они так и поступили.
  В храме стояла каменная статуя. Анув каждое утро кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: «Видел я, авва, что ты в течение этой недели кидал камнями в лицо статуи, а потом просил у нее прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу». Старец отвечал: «Я это сделал для вас. Когда я кидал камнями в статую, произнесла ли она что-нибудь, рассердилась ли?» Авва Пимен ответил: «Нет». – «А когда я просил у нее прощения, ответила ли она?» – «Нет». На это сказал авва Анув: «Так и мы, семь братьев, если желаем жить вместе, будем подобны этой статуе, которая от оскорблений не возмущается гневом, а при смирении, проявляемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом – вот четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет».
  Братия пали ниц перед аввой Анувом, дали обещание поступать по его совету и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, стремясь к христианскому совершенству... Впоследствии рассказывал авва Пимен: «Мы провели все время жизни нашей в труде, подчиняясь распоряжениям аввы Анува. Одному из нас он поручал хозяйство; мы ели то, что было предложено, никто не позволял себе сказать: «Дай мне чего-нибудь другого» или: «Я этого не хочу». Таким образом мы провели всю жизнь в безмолвии и мире.»
  Пимен Великий жил в небольшом общежитии, состоящем из его родных братьев. Находясь постоянно с ними, он уединялся в себе и достиг совершенства постоянным и усиленным трезвением, устраняя все препятствия, которыми могло бы нарушиться его делание. Очень верное средство к сохранению сердечного мира и безмолвия и неразлучной с ними умной молитвы преподает святой апостол: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
  Люди чаще всего поступают наоборот: они требуют от ближних неупустительности и совершенства в добродетели, несвойственных и невозможных человеку, притом имея о добродетели самое недостаточное, даже превратное понятие. Такое безрассудное стремление не позволяет сердцу погрузиться в самосозерцание и истинное смирение, из которых истекают умная молитва и сердечное безмолвие. Такое безрассудное стремление содержит сердце в непрестанном возмущении и приносит уму множество чуждых смысла помыслов и мечтаний. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
  "Есть люди, которые не переносят покоя и тишины, ищут что-либо делать или говорить, это суть деятели. Есть же люди, которые в тишине и покое ощущают себя вернувшимися домой после долгой отлучки. И как правило когда встречаются эти два типа людей, то деятели не могут понять созерцателей и говорят: "я ему про Фому, а он мне про Ерему". Созерцатели напротив умеют понимать деятелей и ценности их, но не могут оставить свой чин и выйти из него, ради несвойственного себе. Потому и Творец по Премудрости создал, что рыбы живут в воде, птицы в небе, звери в лесу. Подобно и люди, каждый в свойственном ему. Потому есть и миряне и монахи, а среди монахов и деятели и созерцатели, а среди всех свои степени и меры, деятельности и цели."
 
"Если сможешь отвергнуть все мысли, то найдёшь великое счастье в том, что останется – в Божественной Любви. 
(Мон
. Симеон, Афон)"



Картинки по запросу картина монах
 
 
  "Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния. Безмолвие есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира. Ради достижения тишины и безмолвия монахи отказывались от общения с людьми, уходили в глубь пустыни, скрывались в горах. Было три брата-монаха, говорится в одном древнем сказании. Один из них избрал дело примирять ссорящихся между собою людей, второй — посещать больных, а третий ушел безмолвствовать в пустыню.
  Первый брат, находясь всегда среди враждующих, не мог примирить всех и сильно скорбел. Придя ко второму, он застал и того в унынии. Вместе они направились к отшельнику узнать, чего достиг он в пустыне. Помолчав, отшельник налил воду в чашу и сказал: «Смотрите на воду». Они посмотрели, а вода была мутная, и ничего не было видно в ней. Помолчав еще немного, отшельник говорит: «Смотрите опять». Они взглянули: вода устоялась и стала прозрачной, так что они увидели в ней свои лица как в зеркале. И он сказал им: «Человек, живущий в страстях, всегда бывает возмущаем помыслами, а безмолвник в тишине созерцает Бога». 

  Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии... потому что он всегда беседует с Богом. Вследствие обучения безмолвию и продолжительного пребывания в нем, легко и скоро дается каждому внутреннее созерцание и приводит их в изумление созерцаемым. Безмолвие умерщвляет внешние чувства и пробуждает внутренние движения. Но если человек в начале своего безмолвия не ощущает силы... созерцаний по причине парения ума, то пусть не приходит в уныние и не оставляет тишины безмолвной жизни. Приверженность к безмолвию есть непрестанное ожидание смерти. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. 
  Если желаешь в краткие дни свои обрести жизнь нетленную, то с рассудительностью вступи в безмолвие. Святые не иначе дерзали на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным таинствам, как при немощи членов тела, при бледности лица, происходящих от труда, алчбы, при безмолвии ума и отречении от всех земных помыслов. Безмолвие, как сказал святой Василий Великий, есть начало очищения души. Ибо когда во внешних членах прекратится мятеж и развлечение во внешнем, тогда ум от внешних развлечений и парения возвращается в себя и упокоевается в себе, а сердце пробуждается к исследованию внутренних душевных мыслей. И если человек хорошо устоит в этом, то он понемногу приходит в состояние шествовать к душевной чистоте. 
  Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира.  Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния.
(Прп. Исаак Сирин)"
 



"Весь подвиг в том, чтобы безмолвствовать внутренне и отречься от истинных мятежей и волнения помыслов и сопротивных сил. Иначе напрасно будут отречение от мира и видимое удаление с места. Ибо вот истинное мироотречение — внутренне пребывать в мире и тишине. Если возлюбишь безмолвие, то совершишь земное плавание в тишине. Сокровище собирает себе на Небе тот, кто любит безмолвие в любви. Возлюби безмолвие, чтобы иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм (тело) соблюдался нескверным от греховного растления. В какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум. Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей, а безмолвствующие и смиренномудрые возвеселятся о Господе.
(Прп. Ефрем Сирин)"
 
 

 

"Безмолвие — великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится — даже и не молясь. Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве, подобно тому, как кожное дыхание приносит человеку пользу.
(Прп. Паисий Святогорец)"




 
 
"Надо учиться больше молчать, и языком, и умом.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 
 

 
"Обо всем, что относится к слову свободы, которым мы стали свободны, я много еще имею сказать вам. Но дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее. Мы с вами еще нуждаемся во взаимном утешении в наших убогих словах. Но когда ум достигает истинного разумения, он больше не нуждается в неверной телесной речи.  Как рыбы, попадая на сушу, умирают, так и монахи, пребывая вне келлии с мирскими людьми, утрачивают способность к безмолвной жизни. Как рыбы стремятся в море, так и нам должно стремиться в свои келлии, чтобы не забыть о внутреннем делании, замедляя вне их.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
  "В чём состоит безмолвие, как не в том, чтобы удерживать сердце своё от того, чтобы давать другим вещи и самому принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий? Когда Господь обличил книжника через притчу о впадшем в руки разбойников, и притом спросил его, кто был ближний его, книжник отвечал: сотворивый милость с ним; и ещё сказал Господь в Писании: милости хощу, а не жертвы. Если и ты веришь, что милость более жертвы, то к милости приклони твоё сердце. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию, прежде нежели он приобретет самого себя, т.е. будет непорочен. Тогда только имеет место истинное безмолвие, когда человек понёс уже крест. Посему, если будешь сострадать ближним, получишь помощь; если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Итак, не оставайся ни внутри, ни вовне, но держись середины, искупующе время, яко дние лукави суть."
  Слова мои значат: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений, - вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою и удерживать свой помысл; и всё сие не ограничивается определённым каким-нибудь часом, тем более днями. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем - ибо исполняет чрез сие заповедь Апостола, т. е. если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его. В сем-то и состоит сострадание; сострадать же больным и помогать им врачеваниями - доброе дело. Если врач, пекущийся о больном, получает награду, не тем ли более тот, кто по силе своей во всём сострадает ближнему? Ибо не сострадающий ему во всём и в том, в чём сострадает, исполняет только волю свою.
(Прп. Варсонофий Великий)"

 


"Безмолвие служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого (суетного), ни глаза не заняты рассматриванием многоцветности и гармонии, ни слух не расслабляет душевного напряжения вниманием к песням, сложенным для удовольствия, или разговорами людей, склонных к шуткам и смеху, что обыкновенно более всего ослабляет душевные силы.  Бог по движениям сердца узнает просимое.
(Свт. Василий Великий)"



 

  "Владей безмолвием, как крепкой стеной, потому что безмолвие делает тебя выше страстей; ты воюешь сверху, а они снизу. Завладей безмолвием страха Божия, и все стрелы врага не повредят тебе; безмолвие, сопряженное со страхом Божиим,— огненная колесница. О безмолвие, преуспеяние монахов,— лестница на Небо, путь Небесного Царства, мать раскаяния, зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О безмолвие, не задерживающее слез, порождающее кротость, живущее вместе со смирением. О безмолвие, сопряженное со страхом Божиим,— просветитель ума, хранитель помышлений и помощник в сомнениях. 
  О безмолвие, порождающее всякое благо, основание поста и препятствие для пресыщения, досуг для молитвы и чтения, тишина помышлений и ясная пристань. О безмолвие — беззаботность души, благое иго и легкое бремя, дающее отдых и носящее носящего тебя, радость души и сердца, узда для глаз, слуха и языка! О безмолвие – уничтожение хвастливости и враг бесстыдства, темница страстей, помощник всякой добродетели, защитник бедности, страна Божия, приносящая добрые плоды, стена и крепость желающих подвизаться для Небесного Царства. 
(Свт. Иоанн Златоуст)" 
 
 
 

 
  "Нам заповедано быть младенцами злобою, а не умом. При молитве отвергается разум мира сего, многоглаголивый и кичливый: из этого не следует, чтобы принималось, требовалось в ней скудоумие. В ней требуется разум совершенный, разум духовный, исполненный смиренномудрия и простоты, выражающийся часто в молитве не словами, а превысшим слов молитвенным молчанием. Молитвенное молчание тогда объемлет ум, когда внезапно предстанут ему новые, духовные понятия, невыразимые словами этого мира и века, когда явится особенно живое ощущение присутствующего Бога. Пред необъятным величием Божества умолкает Его немощная тварь — человек.
  Совершаются надо мною чудеса, изливаются на меня неизреченные благодеяния, в то время как я ничего не чувствую, ничего не понимаю, не понимаю даже бытия моего. Призрел Ты на меня, Господь мой, когда я был немотствующим младенцем! Повитый пеленами, без разума, без способности к деянию, что принес я Тебе? как принял Ты обеты мои? как, приняв их, Ты излил дары Твои? Взирая на непостижимую благость Твою, прихожу в недоумение! И теперь не могу делать ничего более, как и сколько делал, бывши краткодневным младенцем: в молчании языка и ума приношу Тебе младенческий плач и слезы без всякой мысли. 
  Иные находят, что уединение — ближайшее средство к духовному успеху; а другие говорят, что приводит в духовный успех — любовь к ближнему. Моему сердцу более нравится последнее; потому что любовь к ближнему — непременный долг каждого; а к безмолвию — способны немногие.
  Помысли, сколько оскорблений и поношений потерпел Владыка наш Иисус Христос прежде Креста: претерпев их, Он взошёл уже на Крест. Подобно этому никто не может достичь истинного и плодоносного безмолвия, никто не может взойти в святой покой совершенства, если прежде не постраждет со Христом и не претерпит всех страданий Его, памятуя наставление апостола: аще страждем с Ним, и прославимся с Ним.
  Умолкни, умолкни! умолкни не только устами, умолкни умом и сердцем. Умолкни по чувству благоговения пред Богом и покорности пред Ним; умолкни по чувству сознания греховности своей. Все слова совокупи в слово сердечного плача и молитвы. Действуй молитвою, воодушевленною плачем. Такая молитва — пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее духов отверженных.
  Скорби и искушения признаются Священным Писанием и отцами величайшим даром Божиим, служат предуготовительным обучением к безмолвию. 

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



  

"Всегда взирай внутренними очами на присутствие Бога, Которого ты хочешь любить непрестанно, и потому отстань от всякого злого дела, слова и помышления, но всё делай, говори и помышляй честно, смиренно с сыновней боязнью. Во всех делах, словах и мыслях ум твой пусть будет направлен к Богу. Не начертывай в уме что-либо иное, кроме Христа, пусть никакой образ не прикоснется к чистому сердцу, кроме чистого образа Христа - Бога и Спасителя нашего.
(Свт. Димитрий Ростовский)"


 



"Преподобный Варсонофий учит: "Пока корабль в море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, скорбей и приражения ветров, но пребывает в безопасности". Так и ты, монах, доколе остаешься с людьми, ожидай скорбей и бед и приражения мысленных ветров, а когда в безмолвие вступишь, бояться тебе нечего. Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстьми и похотьми. "Помысли же и о том, что прежде креста Владыка наш Иисус Христос претерпел многие досаждения и поношения и после сего уже восшел на Крест. Подобным образом и никто не может достигнуть совершенного и многоплодного безмолвия и упокоения святого и совершенного, если прежде не спостраждет Христу и не притерпит всех страданий Его, вспоминая слова Апостола: Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся. Не обольщайся: иного пути спасения нет, кроме сего". Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому.
(Прп. Серафим Саровский)"




"Рыба спешит убежать от удочки: а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




  


"Безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного для себя, а невиденного и ум не принимает, небывшее же в уме не оставляет следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда не возбуждается страсть, тогда человек имеет глубокую тишину и великий мир внутри.
(Авва Нил)"





  "Молитва тогда хороша, когда молящийся вместе с молитвою предается спокойному созерцанию. Надобно стараться стяжать всегдашнее, спокойно-созерцательное состояние духа. Праведники целию жизни своей помышляли именно такое состояние - ибо в нём состоит блаженство человека. 
  
Когда лукавый будет устремляться на тебя с внушениями неверия и приведёт в беспорядок твои мысли - сейчас же водвори спокойствие в душе своей и обрати просительный взор к Богу, чтобы Он прогнал эту тьму в душе и помог твоему неверию. 
  Если колеблют, возмущают тебя помыслы неверия чему-нибудь, касающемуся веры Христовой, то взгляни на Крест, на образ Спасителя,
 а если ты находишься в церкви — на целые лики святых, подвизавшихся в вере. Именно на лики - пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных - пусть они громогласнее всякой трубы изобличают твоё глупое, низкое, малодушное неверие, при каждом твоём воззрении на них — умственном или телесном. 
  Целую невидимую руку Твою, Господи - созерцаю Тебя во всех делах рук Твоих! 
  Удивительное существо — душа человеческая, созданная «по образу и подобию Божию»
, хоть и падшая. Ибо какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовию и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна! Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце (внутренняя молитва/внутрьпребывание - от авт.) пред лицем Господа и взывать к нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов и это будет молитва (сердечная - от авт.).
(Свт. Феофан Затворник)"
















  Добродетель безмолвия противостоит пороку стужевания без использования слов (например, стремления только к чувству/эмоции обиды, похоти/либидо, печали, уныния, тревоги, подозрительности, отчаяния, равнодушия, страха, осуждения, тщеславия и пр.)... 
  Безмолвие является как бы внутренним молчанием (подобно тому, как радостность является внутренней весёлостью)...
  Безмолвие - следствие мученичества и поэтому, развивая его, безмолвие умаляет и сластолюбие... 
  А умаляя сластолюбие, безмолвие уменьшает и неотделимые от него своеволие, гордость, злолюбие и их причину - ненависть... 
  Трезвение – суть культивирование добрых помыслов… 
  Важнейшими составными частями трезвения являются как раскаяние (плач), так и молитва… 
  Умная и сердечная молитвы не используют слова и поэтому тоже относятся к безмолвию… 
  Преуспевающие и совершенные христиане могут и размышлять без использования слов…
  Некто из св. отцов (кажется, прп. Исаак Сирин) писал, что безмолвие (молчание) – тайна будущего века… 
  Действительно – тайна… 
  Слова уже не нужны в Церкви Совершенной, Торжествующей, окончательно сформированной после Страшного Суда… 
  У Святой Троицы, Христа, людей и ангелов будут одни и те же мысли и чувства – они будут единомысленны… 
  Единомыслие при полном сохранении личности (индивидуальности) каждого члена Церкви… 
  Тайна… 
  Таинство... 
  Безмолвное единомыслие является одним из проявлений истинного блаженства, т. к. единомыслие является следствием/проявлением совершенной любви (совершенного мира Христова)…
  Начатки безмолвия (как духовный рудимент первозданных святых прародителей) в той или иной степени содержат/имеют в себе все люди… 
  Каждый человек, наверное, когда-нибудь испытывал на опыте т. н. взаимопонимание, при котором два человека понимают друг друга с полуслова, а иногда и без слов… 
  Просто сидят, молчат - и им все ясно… 
  Или в экстремальных ситуациях - когда счет идет на доли секунды... 
  Об этом очень хорошо знают люди рискованных профессий: летчики, космонавты, водолазы и т. п. ...
  Нередко ведь и так бывает, что человек может и мгновенно оценить какую-нибудь сложную ситуацию, и мгновенно же принять какое–нибудь решение, и начать выполнять его… 
  При этом человек вовсе и не рассуждает в себе словами: это то-то и то-то, надо сделать так-то и так-то, и т. п. … 
  Это тот самый случай проявления в человеке умного размышления – остатков безмолвия, оставшихся в нём от прародителей… 
  Каждый человек наверное, (особенно христианин) хотя бы иногда в своей жизни бывал переполнен теми или иными добрыми чувствами - когда в его голове те или иные добрые эмоции (напр., благодарность) вытесняли своим изобилием все слова...
  Это тоже один из примеров безмолвия - хотя бы и невольного, и неосознанного...
  Способность к умному деланию без использования слов развивается в христианине по мере его очищения и освящения через усердную жизнь по заповедям Иисусовым, достигая максимума, определенного для него Христом в этой его земной жизни на этапе совершенства - в состоянии бесстрастия…
  В полной же мере безмолвие проявится у разумной твари в Восьмой День (в Новой Эре реализации Божия замысла о совершенной Церкви – единомысленного, нераздельного, неслитного, Человеко–Ангельско–Божия Организма)… 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 85-е прп. Симеона Нового Богослова (см. библиотеку сайта), соответствующие же главы свт. Игнатия Брянчанинова, слова "О безмолвии" прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Иерусалимского, прп. Исаака Сирина с сайта Святоотеческое наследие, и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются:
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://брянчанинов.рф/public/4/3.shtml#s7
  http://serafimov.narod.ru/temmat/podvig2.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0100
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_04_2025
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0015
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0023
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0042
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0044
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0064
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0065
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0069
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bezmolvie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/isihazm.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/12/molchanie.shtml
   http://azbyka.ru/dictionary/02/bezmolvie.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_4/topic_7598/
  

 

                                 



 
                                                             
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
                                                                                            
 
 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 1191

Поиск