"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Чистота (Простота) сердечная
 
  – радование Христа состоянием, образующимся у христианина, прошедшего этап очищения (состоянием этапа освящения)… 
 
 


 
 
  "8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  (Мф. 5)"
  "34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
  35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
  36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
  (Лк. 11)"
  "17 Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.
  18 Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе.
  19 Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои,
  (1 Пар. 29)"
  "1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! 
  (Пс. 72)"
  "70
 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
  71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
  72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
  (Пс. 77)"
  "130 Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. 
  (Пс. 118)"
  "12 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь (Царь славы Господь Иисус Христос - от авт.) – друг. 
  (Прит. 22)"



 


  "Простота – это, когда всё земное отходит на второй план и остается лишь связь человека с Богом. Если это было возможно для христиан в миру, то в куда большей степени должно быть актуально для тех, кто оставил мир для того чтобы устремиться к совершенству и засвидетельствовать то, что было не под силу исполнить, оставаясь в рамках общества. (Мон. Лука)"
  "Чистоту называют бесстрастием, и справедливо, ибо чистота есть начало Общего Воскресения и нетления тленных. Кто желает представить Богу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание.
 (Прп. Иоанн Лествичник)" 
  "Со всею осмотрительностью нужно сначала очистить тайники нашего сердца. Ибо то, чего ветхозаветные желали достичь в чистоте тела, мы должны обрести в тайниках совести. Пребывая в ней. Господь – Советник и Подвигоположник – всегда наблюдает за нашим подвигом и борьбой, чтобы то, что боимся сделать открыто, не возникло ч внутри – неосторожным помышлением. Что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Хотя это и могло бы укрыться от людей, но не может утаиться от святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны.
  Чистота и осторожность днем предуготовляют ночную чистоту, ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердость и силу. Никакое удручение тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны принятия ангельской чистоты без помощи Божией. Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится.
  Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся, и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого сочувствия к ним. Да ведает всяк, что он еще не разрешен от прежних грехов, коль скоро в то время, как подъемлет труды и воздыхания в удовлетворение за них, пред очами ума его играют образы грешных дел, или тех, кои сам делал, или подобных им, и чрез это, не говорю услаждением предметами непотребными, но даже воспоминанием об них разоряется внутреннее доброе настроение души.
  Итак бодрственно трудящийся над таким удовлетворением тогда лишь пусть признает себя разрешенным от своих грехов, и во всем, что прежде наделал, получившим прощение, когда восчувствует, что сердце его нисколько уже не трогается их приманками, а не только воображением. Почему испытатель (экзаменатор) покаяния и прощения заседает в совести нашей, который прежде дня судного, пока еще медлим мы пребыванием во плоти сей, открывает нам отпущение вины нашей и объявляет об окончании удовлетворения возвещением о прощении. И чтоб определеннее выразить сказанное нами, – говорю: тогда наконец поверить должно, что отпущены нам все скверны прежних грехов, когда из сердца нашего будут изгнаны как сластолюбивые вожделения, так и страсти. 
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
  "Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту. Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в Молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем. Если человек не достигнет чистоты, разум его не может стать настолько просветленным, чтобы видеть сокровенное. Если будешь чист, то внутри тебя - Небо, и ты в себе самом узришь Ангелов и свет их, а с ними и в них - Владыку Ангелов. Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей он видит хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным - тогда подлинно чист он сердцем (здесь имеется ввиду достижение духовного/христианского совершенства - от авт.). Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и осквернённым, тогда подлинно чист он сердцем. 
(Прп. Исаак Сирин)"
  "Чистоту и целомудрие весьма береги и замечай, что им содействует. Первое: мало ешь и пей, полюби пост. Второе: никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь. Третье: помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде смотрит и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь грешить? Четвертое: когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному». Пятое: часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем. Шестое: храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими. Седьмое: стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Богу не нужна колбаса и молоко, Ему нужны мы, чистые и светлые люди. Колбаса — это не сатанинский магнит порока и в молоке не гнездятся страсти, они живут в нашем сердце. Вот для очистки сердца и существует пост. (Свящ. Константин Камышанов)"
  "Цель всех законов и заповедей Божиих – чистота сердца. Господь воплотился, чтобы очистить и сердце, и душу от зла, чтобы возвратить их в первоначальное состояние. Но между чистотой сердца (здесь под сердцем имеется ввиду вся совокупность внутренних способностей/сил - от авт.) и чистотой ума (здесь под умом имеется ввиду только разумная способность/сила души - рассудок по терминологии нашего сайта - от авт.) существует известное различие. Святой Исаак пишет: "Чем чистота ума отличается от чистоты сердца? – Чистота ума – это одно, а чистота сердца – иное. Ибо ум – это одно из чувств души, а сердце (по терминологии нашего сайта - дух/ум/разум, вдохнутый Творцом в Адама, главенствующий в человеческом естестве - от авт.) объединяет внутренние чувства и властвует над ними. Оно – корень. А если корень свят, то и ветви святы, то есть если очистится сердце, ясно, что очищаются и все чувства." (Прп. Иустин (Попович))" 
 
 "Чистота же сердца получает просвещение. Просвещение сие есть неизреченное действие Духа. Казалось бы, нет ничего проще - очищай сердце молитвою от помыслов и ощущений греховных и все. А попробуй? Вот где философский вопрос! Не потому, что это трудно: разве трудно сорняки полоть на поле? Но стоит человеку начать, как начинает будоражить всю его душу какими-то оправданиями. И он начинает говорить Богу: «Жену поях - имей мя отреченна», - ибо похоть сластолюбия мы именно для себя так и воспринимаем. Затем «поле купих» на котором растут мирские удовольствия и развлечения. На нем же любим и «волов своих испытывать», т.е. страсти душевные и телесные. И все это влечет нас в другую сторону от Бога.
  Почему так получается, что мы прельщаем сами себя? Ну ладно бы кого-то, а то себя самих. Корень нашей болезни в нежелании отвергнуть мир с его похотями и распяться для мира. Мы хотим и тут и там успеть. Как говорил один послушник: «Я боюсь и тут потерять и там не приобрести», - по крайней мере по-честному сказал. А я думаю, мы почти все недалеко от него отстоим. Ну и что теперь делать? Подойдем к Лествице, о которой говорит Иоанн Лествичник, и полезем наверх или кто-то знает другие варианты? По-моему нету. Потому что жизнь духовная и проста и сложна одновременно, смотря с какой стороны посмотреть.
  Св.Отцы очень точны в своих изречениях и учении. Во-первых, чтобы не было ошибки у их последователей. Во-вторых, истинность любит точность. Для примера взять слово прп.Исаака Сирина, где он говорит о созерцателе: "Во светлости ума своего всякий час он будет зреть Господа." Если бы он сказал просто "в уме будет зреть". То можно было бы предположить всякий ум, что и предполагается многими делателями. Но он пишет точно "во светлости ума", т. е. в чистоте его. Посему нужно искать не самого созерцания, ибо будет ошибка и мечтание его, а достигать чистоты ума, и тогда в нем и узрит не мечтательно Господа. А как это достигается? Авва Исаак там же и говорит: "очистить сердце своё непрестанным памятованием о Боге." (Записки православного монаха)"

"Не думай, что святость – это нечто недоступное для человека. Освятиться легко. Надо только стяжать смирение и любовь. 
(Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
 

 

"Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя Всеблагого!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


 

  "Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что может сделать его чистым. Если хочешь увидеть Святого — стань святым. Помни же, что без целомудрия нельзя увидеть Господа, хотя не всегда это возможно и при целомудрии, потому что может препятствовать что-нибудь другое.  
  Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, страстные взоры, памятозлобие, обманы и тому подобное. Под чистотой я понимаю не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот. 
  Внешняя телесная чистота не приносит большой пользы, а чистота душевная дает нам дерзновение пред Богом. Тут могут иметь и прелюбодеи, и воры, и блудники, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя благовониями и украшая гроб свой. Ведь их тело – гроб, в котором мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутреннюю же не могут. Не важно, что ты вымоешь тело ...если нет очищения внутреннего если разлагается душа. 
  Нет ничего столь насущного для нас, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь желанного, как добродетель. Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 



  "Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды.
  А если не будет сделано сего предварительно, и не очистит себя человек от всякой скверны плоти и духа, то он еще плоть и кровь, и далеко отстоит от жизни. Ты, предполагающий это, при бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, - этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей. Ибо сердце подлинно есть необъятная бездна.
  Посему, если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех; то похвались о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, как скудный еще и грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих.
  Ибо все ветхое и новое Писание рассуждает, по-видимому, о чистоте; и всякому человеку, Иудею и Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех действенно. Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца, не иначе возможно, как чрез единого Иисуса.
  Ибо Он есть ипостасная и сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение.
  В том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным. 
(Прп. Макарий Великий)"

 

 

  "Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога.
  Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для приятной Богу чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных. Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией, привлекаемой правильным трудом человека к очищению себя. Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, и сердца, и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия. 
  Чистота сердца видит Бога. Она озаряет душу и цветет в ней не от учения человеческого, но от неведения злобы человеческой. Милостивый, если он милостив истинно, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. Надо сперва усмотреть грех, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести.
  Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противоположным, это — труд, это усильная продолжительная работа, это — борьба неимоверная. Лютость этой борьбы Отцы выражают так: «дай кровь и прими дух». Значит: надо умертвить все греховные пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящие от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа.
  Вожделенна чистота сердца! Ею зрится Бог. Чистота эта приобретается постоянным и многотрудным подвигом против нечистоты. Для вступления в подвиг против нечистоты необходимо, чтоб она открылась пред взорами ума. Открывается она помыслами, мечтаниями, ощущениями плотскими. Никогда не боровшийся против нечистоты, неведающий ее, признающий себя чистым, находится в самом опасном самообольщении, способен неожиданно для себя и внезапно низвергнуться в пропасть смертных согрешений: нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя. 
  Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры. Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и молчание, чтоб достичь любви, которая — верх и совокупность христианского совершенства. Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести — произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

 

  "О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения, получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, кто разверзает умы верных к постижению Божественных глаголов.
  Если мы по нерадению нашему имеем хоть некий малый помысл неверия или двоедушия... или другую страсть, или имеем пристрастие к чему-либо временному, то, конечно, не удостоимся того, чтобы в нашей душе обитал Бог, и не взойдем на высоту такой славы. Тому, кто гонится за другим, и малейшее расстояние, хотя бы на один волос, не позволяет схватить его; так и в отношении к духовным вещам – малейшая страсть бывает причиной того, что мы не удостаиваемся созерцания таин Божиих.
  Чем больше преуспевает кто в делании заповедей Божиих, тем более очищается, осиявается и просвещается и сподобляется видеть откровения великих тайн, которых глубины не видел никогда и совершенно не может видеть никто из тех, которые не восподвизались прийти в такую чистоту.
Чистым делают сердце не одна, не две, не десять добродетелей, а все Вместе, слившись в единую добродетельность, достигшую последних степеней совершенства.
  Однако и в таком случае одни добродетели не Могут очистить сердца без присутствия Духа Святого. Как кузнец, даже искусно работающий молотом, ничего не может сделать без огня, так и человек: пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь добродетелями, как орудиями, но без огня Духа все совершаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как одно это не имеет силы очищать нечистоту и скверну души.
  Чистым является и называется то сердце, которое не имеет никакого помышления или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и соединено с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, н радостного, но пребывает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым... Вот что „служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 
 

"Как свет сияет не для всех в равной мере, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и «Солнце правды» – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», не всем дает видеть Свою светозарность, но тем, которые живут достойно Света.
(Свт. Василий Великий)"
 
 

"Как солнце обнаруживает слабость глаз, так и Бог пришествием Своим обнаруживает немощь души. Для одних Он – Свет, а для других Огонь, смотря по тому, какое вещество и какого достоинства встречает в каждом. (Свт. Григорий Богослов)"
 
 

 "«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Бог предлагается зрению очистивших сердце. Но, как говорит великий Иоанн: «Бога не видел никто никогда». Подтверждает это высокий разумением Павел: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может»... И Моисей утверждал, что Бог недоступен намеревающемуся учить о Нем, потому что разум наш никак не может приблизиться к Нему из-за непостижимости Его. Ибо Он говорит: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых».
  Видение Бога – это и есть Вечная Жизнь, а такие столпы веры, как Иоанн, Павел и Моисей, признают это невозможным. Видишь ли круговорот, которым увлекается душа в глубину смысла этих слов? Бог – Жизнь, кто не видит Его, не видит и Жизни... На что же опереться человеческой надежде? Но Господь подкрепляет слабеющую надежду, как поддержал Он утопающего Петра, снова поставив его на воду. Потому если и к нам, не твердо стоящим над глубиной умозрений, протянется рука Слова, удержит нас на твердой мысли, то и мы будем бесстрашно руководствоваться Словом.
  Чистая душа служит для Бога и невестой, и стрелою: как стрелу направляет Он ее к благой цели, как невесту восприемлет в общение нетленной вечности. 

(Свт. Григорий Нисский)" 
 
  

  "Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь. "Любящих Меня Я люблю и прославляющих Меня прославлю", говорит Господь [о святых Своих]. Святым Господь даровал Духа Святого, и они в Духе Святом любят нас. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. 
  Многим кажется, что Святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки к тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа. На небесах все движется Духом Святым. Но и на земле — тот же Дух Святой. Он живет в нашей Церкви; Он живет в таинствах; Он — в Священном Писании; Он — в душах верующих. Дух Святой всех соединяет, и потому Святые нам близки; и когда мы молимся им, то в Духе Святом они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся за нас.
  Святые похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него, а те, которые живут по своим страстям и не каются, похожи на диавола. Думаю, что если бы эта тайна открылась людям, то перестали бы они служить врагу, но каждый всею силою стремился бы знать Господа и быть похожим на Него.
  Когда душа в Духе Святом познает Божию Матерь; когда в Духе Святом она станет родною апостолам, пророкам, и всем святым и праведным, тогда неудержимо влечется она в тот мир, и не может остановиться, но скучает, и томится, и не может оторваться от молитвы, но хотя изнемогает тело и хочет лечь в постель, но и в постели лежа, душа рвется к Господу и в Царство Святых.
(Прп. Силуан Афонский)"
 
 
 
  "Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное. Будущая жизнь — совер­шенная чистота постепенно очищаемого ныне сердца, которое чаще всего закрыто, омрачено грехом и диавольским дыханием, а иногда — по действию благодати Божией — проясняется и зрит Бога, соединяясь с Ним преискренне в молитве и Таинс­тве причащения. 
  Христианам особенно потребно иметь чистое сердце, потому что сердечными очами нужно зреть Бога, яко же Он есть — с Его любовью к нам и со всеми Его совершенствами, красоту Ангелов, всю славу Владычицы, красоту Ее души и величие Ее как Матери Бога, красоту душ святых Божиих и их любовь к нам; нужно зреть, как они есть сами в себе, нужно зреть истины христианской веры со всеми ее таинствами и чувствовать их величие; нужно зреть состояние душ своих, особенно грехи свои. Сердце же нечистое, т. е. занятое пристрастием к земному, питающее в себе похоти плотские, похоти очес и гордости житейской, не может видеть этого ничего, что мы указали.
  Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себя любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых - до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложною: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души.
  
Вот у тебя нет чистоты сердца; — это большая потеря, надо приобресть её, чистоту сердца, нет простосердечия, приобрести его; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни; перемени себя, будь сочувствующим, не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия — претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовью, слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд, смирись, если жаден к пище и питию, будь воздержан и т. д. . 
  
 Церковь есть рай Божий на земле. Всем ли хорошо в этом раю? Из опыта известно, что не всем, потому что многие, приходя сюда с сердцами нечистыми, полными предметов житейской суеты, страстей и всякого зла, не сокрушают их смиренною молитвою, не хотят воздохнуть или прослезиться о грехах. А без этого нечистота так в сердце и остаётся. Как же благодать Духа Святого войдет в такие сердца? Как Духу Животворящему согреть, оживотворить такие сердца? — Оттого люди с такими сердцами стоят в церкви с сердечною сухостию и холодностию, рассеянно, скучно: для них — так это и видно — не место церковь Божия; их место — какой-нибудь другой дом, с другими принадлежностями: святыня храма не их удел. — Перенесем это к раю небесному. Что если человека с таким сердцем, с таким настроением пустить в рай? Без всякого сомнения, ему и там будет тяжело, потому что его сердце не сродно с этим небесным светом, не подготовлено на земле к наслаждению этими превышающими всякое описание радостями, которые может вкушать только очищенное сердце. 
  
Пресвятая Дево Богородице! По Телу и Крови Сына Твоего, которых я так часто причащаюсь, дерзаю я назвать Тебя сродною мне! О Владычице! Ведь от Тебя это Тело и эту Кровь принял Сын Божий, ведь и то Тело и та Кровь Господа моего, коих я причащаюсь, одни с Телом Господа, Сущим на небесах. Как же мне не любить Тебя, паче же Сына Твоего, Бога Твоего и моего. О Владычице Пречистая! Даруй мне стать в спасительное сродство с Тобою не только по Телу и Крови, которые я часто принимаю недостойно, но и по вере, надежде и любви; даруй стать в спасительную близость с Тобою по мыслям и чувствам. — О Владычице Пречистая! Я нуждаюсь, крайне нуждаюсь в чистом сердце! Ты всё можешь, Всеблагословенная: можешь Своими всесильными мольбами испросить мне у Сына и Бога Твоего благодать сердца чистого, чтобы в нем жили вера, надежда и любовь; испроси же, Пренепорочная!
  
Отчего Спаситель удивился вере сотника? — Оттого, что эта вера была достоянием чистого, доброго, простого сердца сотника и была редкостию между тогдашними людьми. Хотя вера есть дар Божий, но этот дар даётся только людям с сердцем, способным вместить такой дар. Сначала очисти сердце, а потом старайся прививать к нему веру, надежду и любовь. Говори себе чаще: «Я — странник и пришлец на земле».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




  "Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками - Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин. Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, ниже естественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы - Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен бессловесным животным, лишенным всякого разума.
  
Знайте, что без душевной и телесной чистоты никто не может быть совершенным пред Богом, как написано о сем в Святом Евангелии: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Духовное совершенство состоит в чистоте сéрдца. Ум, находящийся в чистой и боголюбивой душе, истинно зрит Бога — не рожденного, невидимого, неизглаголанного — Единого Чистого для чистых сердец. Писание говорит, дети мои возлюбленные, что чистый человек есть редкое сокровище. Будете святи, яко Аз свят Господь Бог ваш, заповедует нам Бог.
  Итак, будем предохранять себя от всякой нечистоты и стараться о чистоте даже до смерти. Не будем смотреть на красоту жен, ибо от них произошла смерть в мiре. Будем истреблять в себе всякое нечистое желание, ибо оно многих погубило. Некоторые умерщвлены за своих жен, другие за своих сестер, иные за своих дочерей. Причиною смерти всех их была одна нечистота. Возлюбим чистоту, братия, ибо плод ее есть свет и истина. Не будем рабами низких и постыдных страстей и порочных желаний, которые нечисты пред Богом. Будем всегда иметь перед очами нашими Бога и помнить словá апостола: вы есте церкви Бога жива и телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть. 
  Кто живет в нечистоте, тот подвержен бывает гневу, любит коварство и впадает во многие беззакония, тот подобен бессловесным животным, как говорит святой псалмопевец Давид: человек в чести сый не разумé, приложися скотом несмысленным и уподобися им. Дети мои возлюбленные, не будем обращать взоров своих на красоту женскую, но будем сохранять себя в чистоте, которая составляет славу Ангелов Божиих. Если же, по коварству диавола, и удалимся от чистоты, то прибегнем к покаянию и к милосердию Того, Кто, оставив девяносто девять овец, пришел взыскать одну пропавшую овцу, — прибегнем к Богу, Который прощает грехи всем, притекающим к Нему с верою, дабы таким образом и к нам могли быть отнесены словá Писания: честнá пред Господем смерть преподобных Его.
  Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками – Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. 
  Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы – Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен бессловесным животным, лишенным всякого разума. 
  Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели душевные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению ...желание денег надо истребить... гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованном о Боге. 
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, скорбь сердечную и утомление тела трудом надо научиться смирению. Денег не только нельзя иметь, но и желание их надо истребить, потому что недостаточно не иметь их, нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надо подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге. К созерцанию Бога непостоянное наше сердце должно устремляться непрестанно потому, что в изгибах его кроется коварный враг, который старается отвлечь ум от этого спасительного занятия.
  Со всею осмотрительностью нужно сначала очистить тайники нашего сердца. Ибо то, чего ветхозаветные желали достичь в чистоте тела, мы должны обрести в тайниках совести. Пребывая в ней. Господь - Советник и Подвигоположник - всегда наблюдает за нашим подвигом и борьбой, чтобы то, что боимся сделать открыто, не возникло внутри - неосторожным помышлением. Что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Хотя это и могло бы укрыться от людей, но не может утаиться от святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны. 
  Чистота и осторожность днем предуготовляют ночную чистоту, ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердость и силу. Никакое удручение тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны принятия ангельской чистоты без помощи Божией. Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится.  
  Только те чистыми очами созерцают Его Божество, которые, отрешась от низких, земных дел и помыслов, восходят с Ним на высокую гору уединения, на которой не слышно шума всех земных помыслов и смятений, которая удалена от всех пороков, возвышена чистой верой и превосходством добродетелей. Господь открывает славу лица своего и образ Его светлости тем, которые достойны видеть Его чистыми взорами души.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
 
 

"Особенно охраняй себя от ярости, гнева и злословия, да не помрачится у тебя сердечное око.
(Свт. Димитрий Ростовский)"


  

"Очищение подвижника имеет нужду в твердости, терпении, всегдашней устойчивости и непоколебимом образе жизни. Остерегайся и малых страстей душевных, чтобы не быть вовлечену в самую бездну глубокого повреждения. Сердце, исполненное неприличных помышлений, всегда внушает омерзение, будучи зловоннее гниющего тела, и само только наслаждается собственной своей срамотой.
(Прп. Нил Синайский)"


  

"Чиста душа, освободившаяся от страстей и непрестанно возвеселяемая Божественной любовью.
(Прп. Максим Исповедник)"





"Поношение от людей причиняет боль сердцу, но бывает причиной чистоты для того, кто его переносит.
(Прп. Марк Подвижник)"




"Кто воздержанием очистит тело свое, а любовью — гнев и похотение — поводом к добродетели, молитвой же очищенный ум предстоять Богу научит, то стяжет и узрит в себе обетованную чистым сердцем благодать.
(Свт. Григорий Палама)"



  "Взяли иго - тяните, воодушевляясь верною надеждою. Впереди Царствие, дверь в Царствие чистоты; все прописанные труды и дела суть средства к очищению сердца. И выходит, что ближайшая наша цель - очищение сердца, а за ним - Царствие Божие, ибо туда не войдет ничто нечистое. Сие непременно надо держать в мысли, чтобы не губить трудов своих, примешивая к ним что-либо нечистое. Например, - поститься и серчать; молиться и высокоумствовать; делать добро, чтобы выказать гуманность, и подобное. 
  Поднимаете труды - "не всегда по влечению, а больше по принуждению". Таков уж закон - противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его. От этого и следование за Господом есть иго. Когда бы все делалось по влечению, какое бы было в сем иго? В конце, впрочем, приходит, что все делается охотно и легко.
  Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придаёт, не мудрствует и прочее. Всё сие смирение означает. 
  Нужна помощь – проси. Просил, говоришь,— не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать без всякой причины. Он всем готов дать, потому что щедр. Если иному не дает, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины понятные, видные всякому самому. Одну из таких – и не главнейшую ли? – святой Иоанн называет отсутствием дерзновения, а отсутствие дерзновения он объясняет осуждением сердца, или совести.
  «Возлюбленные! – говорит он,— если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним». К этим словам нечего прибавить. Все ясно само собой. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику?! А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, если, может быть, тут-то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!
(Свт. Феофан Затворник)"




"Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Будем же подвизаться по силе нашей — и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. Если мы не сохраним сердец чистыми, как сохранили их отцы, то постараемся сохранить от греха, по крайней мере, тела наши, как требует этого Бог. Веруем, что во время страшной скорби в час смерти Он помилует нас, как помиловал всех святых. 
Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий.
(Авва Исаия)"




"Для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Древние святые пребывали в постоянной молитве именно благодаря своей простоте и незлобию.
(Схиархим. Серафим (Романцов))"





"Мы должны жить верой, надеждой и любовью: это наша опора, этим мы должны дышать, но надо помнить, что как ни велика вера, как ни благословенна надежда, Любовь выше всего. Стяжите же все Христову любовь, очистите сердца ваши и дайте в них место святой любви.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)"





"Чем чище сердце, тем оно доверчивее. 
(Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский)"





"Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: "Даже и ночью учит меня внутренность моя." Это вызовет другого рода впечатлительность — скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
(Еп. Арсений (Жадановский))"

 












  Добродетель сердечной чистоты (простоты/святости/целостности/целомудрия) противоположна пороку сердечной нечистоты (сложности/раздробленности/порочности/нечестивости)… 
  Сердечная чистота является следствием мученичества и неотделимых от него смирения, послушания и добролюбия, их же и увеличивающим...
  Когда христианин во время своего начального этапа воцерковления (очищения) уменьшит все свои главные пороки до одинакового, равномалого уровня, то он переходит ко второму этапу своего воцерковления, называемому освящением, или преуспеянием…
  Характерным признаком этого второго этапа является приобретенная христианином способность к умной и сердечной внутренней молитве при любых обстоятельствах… 
  Об этой способности христианина к умной внутренней молитве Христос сказал как о способности видеть Бога… 
  А об умалении главных пороков Иисус сказал как о сердечной чистоте… 
  "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"… 
  Состояние сердечной чистоты предваряет состояние бесстрастия совершенного христианина, прошедшего этап освящения...
  Приобретать внутренюю, а не "головную" молитву Христос повелел всем христианам, когда объяснял, что надо во время молитвы зайти в "келью" (в сердце) и закрыть окна и двери (образ отвращения человеческого внимания как от страстей, так и от внешних предметов)… 
  Умаление в главных пороках действительно позволяет христианину реально, а не мечтательно видеть духовным (умным) зрением безвидно и безобразно в своем сердце Христа… 
  Степень сердечной чистоты в христианине может быть разной...
  Она возрастает по мере освящения христианина...
  Святая Троица является простой по своему естеству...
  Проста она и по Своему единомыслию между Ипостасями...
  Ибо Бог есть только любовь и ничего более...
  Человек же после своего грехопадения стал существом сложным как телесно, так и духовно... 
  Простота любви прародителей как бы распалась на множество пороков...
  Множество же добродетелей святых Божиих, прошедших этап освящения и достигших духовного совершенства, вовсе не являются какой-то совокупностью некоей сложности...
  Все добродетели без исключения являются лишь проявлениями одной простой добродетели любви...
  О некоторых из этих проявлений любви замечательно написал в Первом послании к коринфянам св. ап. Павел (св. отцы даже называли эти его строки Гимном любви)...
  Поэтому человек с чистым сердцем - это человек с сердцем простым, любящим (не с многосоставно-порочным, а с единодобродетельным, богоподобным, обоженным) с сердцем, в которое вселился Сам Господь Иисус Христос - Сама Абсолютная и простая Любовь...
  Заповедь о простоте (чистоте сердечной) Христос давал своим ученикам, посылая их как своих апостолов на проповедь Евангелия...
  Относится она и ко всем без исключения христианам...
  Подавляющее же количество современных православных христиан вовсе не относят ее к себе, мотивируя это невозможностью проходить этапы очищения и освящения в наши "последние" немощные времена...
  Это является следствием либо их великого безрассудства, либо же не менее великого их нерадения...
  Ибо всем христианам всех времен без всякого исключения, Христос оставил заповедь о покаянии, а не заповедь о самооправдании...
  Самооправдание - заповедь человеческая, если не сказать - бесовская...
  Человек немощный (не способный действительно по тем или иным причинам исполнить ту или иную заповедь Христову), но искренний и от всего сердца кающийся в этом - подобен сильному в Духе Святом и исполнившему ее перед Богом...  
  Тем более, что мы лично знаем людей, уже прошедших этап очищения - и даже не в монастырях, а в миру (в самой его толчее) и поэтому свидетельствуем о реальной возможности очищения христианина в наше время...
  Эти люди проходят сейчас этап освящения (тоже в миру)...
  Никто не знает (кроме Самого Христа), как в духовном плане закончится их земной путь...
  Но они хоть и медленно, но постепенно движутся по нему (постепенно же освящаясь) с помощью Христовой через практически непрестанное покаяние к возрастанию в сердечной чистоте...  
 
  На стадии своего освящения христианин через покаяние и молитву умаляется одновременно во всех своих пороках, все более и более очищая, освящая и упрощая свое сердце… 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 9-е, 19-е прп. Симеона Нового Богослова, Беседы прп. Макария Великого, прп. Исаака Сирина о просветлении сердечных очей, о чистоте и непорочности с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Серафимов, Азбука веры, Православие.Ру, Логослово и Исихаст.Ру...






 

 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1230

Поиск