"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Чтение правильное

  - радование Христа усвоением истины посредством чтения...

 




 
 
  "39 Исследуйте Писания...
  (Ин. 5)"
  "45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
  (Лк. 24)"
  "30 Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
  31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа.
  35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
  (Деян. 8)"
   "8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. 
  (Нав. 1)" 






 
"Если мы перестаем читать книги, если мы только смотрим кино, видео, интернет, то у нас исчезает навык создавать художественный образ в своем сознании. А это очень опасно: человек становится беднее, он становится менее творческим, становится более зависим от внешних носителей информации.
(Свят. Патр. Московский и всея Руси Кирилл)"   

  

Картинки по запросу фото патриарха кирилла

                                                                                        

  Священное Писание
 «Священное Писание приводит нас к Богу и открывает путь Богопознания» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 59.2)
  «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного - ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 29.1)
  «Подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам, 0.1)
  «[Человек] смиренный и ведущий духовную жизнь, читая Священное Писание, все будет относить к себе, а не к другим» (Прп. Марк Подвижник. Слова, 1.6)
  «Во всем, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых, и с большой точностью уразуметь ее… К [чтению] Божественного Писания, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога… Молитву считай ключом к истинному пониманию сказанного в Божественных Писаниях» (Прп. Исаак Сирин. Слова, 1,85)
  «Тяжко согрешают гордецы, которые после изучения светской литературы, обращаясь к священным Писаниям, все, что ни говорят, считают законом Божиим и не пытаются познать мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям выискивают [из Писания] несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый порочный род учения - искажать мысли Писания и подчинять его своему произволу, несмотря на явные противоречия... Свойственны детям и шарлатанам подобные попытки учить тому, чего не знаешь» (Блж. Иероним. Письмо к св. Павлину)
  "Если чтение великих писателей так облагораживает ду­шу, не тем ли более облагородит и освятит ее чтение слова Божия и святых отцов? Проникновение в Священное Писа­ние вводит человека в глубину богопознания и дарует ему такое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость. (Прп. Варсонофий Оптинский)"
 

  Священное Предание
  «Если кто-либо захочет обезопаситься от обманов и пребыть здравым в вере, то должен оградить веру свою во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых Преданием Церкви. Но, быть может, кто-нибудь спросит: канон Писаний совершенен и достаточен для всего, зачем же присоединять к нему авторитет Предания? – Потому, что Писание не все понимают одинаково, но один толкует его так, а другой иначе, так что можно извлечь из него столько же смыслов, сколько есть голов. А потому-то необходимо руководствоваться церковным пониманием. Что такое предание? То, во что в Церкви верили все, всегда и всюду. То, что ты принял, а не то, что ты выдумал, ведь наш долг - не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков» (Прп. Викентий Лиринский. Записки Перегрина)
  «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно святоотеческое истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада!» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). О чтении Евангелия)
  «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры - их спросите," - говорю я им, - "Что они отвечают?" – "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно - потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание - это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» (Свт. Николай Японский. Дневник, 15 января 1897 г.)
  "
Ни что так, не смущает и не оскорбляет, губит и печалит самого злейшего сатану, как прилежное чтение Псалтири. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Необходимо читать Евангелие – эту ни с чем не сравнимую книгу. Тогда наша жизнь будет созидаться на основе Слова Божия. (Архим. Софроний Сахаров)"
  "
Читайте Евангелие, там найдёте путь, истину и жизнь. Сохраняйте православную веру и уставы Святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям. (Прп. Макарий Оптинский)" 
  "Святое Писание наш светильник, но нужно чтобы открылось внутреннее око, способное видеть этот сияющий светильник. Поэтому пророк молится: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего". (Свт. Тихон Задонский)"
  "Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания. (Свт. Феон Александрийский)"



 
  "Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Исусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим.
  Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое. Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Когда начинаешь читать Божественное Писание, старайся читать так, как обязанный пересказывать, что слышал. Кто прилежно занимается чтением, тот должен прочитанное им приводить в исполнение, а не ограничиваться одним усердным чтением. Утвердим ум свой в истине, руководимые богодухновенным Писанием. Ибо кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины.
  Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Потому не будь нерадив, но упражняйся в сем чтении и в молитвах, чтобы просветился твой ум. Чтение Слова Божия — беседа со Святым Духом, очищающая тело и душу.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
 

  "Всё, что есть полезного во всех книгах Святого Писания, заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на па­мять события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтырь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает скорбь исцеления, она подкрепляет немощное, охраняет здоровое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами.
  Псалом доставляет спокойствие души, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягча­ет душу гневливую и уцеломудривает любострастную. Псалом зак­лючает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих. Чему не научит тебя Псалтырь? Отсюда ты познаешь величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угрожение судом Божиим. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Всё есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице.
(Свт. Василий Великий)"
 
 

  "Старцы советуют читать и перечитывать творения свя­тых отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Пред­мет их — духовная жизнь, а она обширна: «широка запо­ведь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо­говением и вниманием перечитывать небольшое количе­ство книг, нежели многое читать наскоро. Чтение одно из самых необходимых деланий.
  Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чте­нии, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и хо­лодным знанием.
  Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится, знает, что нужно прощать обиды, и не прощает, знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов, нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осужде­ние человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и ста­раться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность.
  Вначале понуждение себя и смире­ние, сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу. Вообще, все книги и писания святых отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности пи­сания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого. Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последова­тельность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу.
  Самочиние, самомышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешно­сти уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и по­следствия. Если что-либо кажется непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого человека, а если не имеешь, то пусть это остается до времени непо­нятным; не пытайся понять своим умом.
  В свое время Господь пошлет вразумление; хорошо о сем говорит свя­титель Тихон Задонский. Старцы советуют читать и перечитывать книги святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истину духовной жизни и мудрости, всегда доставляют читающему их утешение и вразумление и подкрепление духовное! Они никогда не могут потерять своей жизненности, ибо духов­ная жизнь, в них изложенная, навсегда имеет свои законы неизменяемые. Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подви­зающегося, по мере получения разумения от их пережи­вания и личных опытов. Между прочим, последнее являет­ся одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели, если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд, то читать о блудной страсти и целомудрии и т. д. .
  Удрученному скорбью полезно читать о пользе и необходимости скорбей и т. д. Замечено, что особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно, как запрет читать книги под­ряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть чи­тают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении. Лучше всего, если на то имеется воз­можность, на каждое чтение получать благословение ду­ховного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и вы­бор книг для чтения.
(Прп. Никон Оптинский)"
 
 

"Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию вселенной, чтобы обрести содействие силы Промысла о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Если желаешь созерцания тайн, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них.
(Прп. Исаак Сирин)"
 

 
"Евангелие да будет для нас предметом особенного внимания, да будет всегда в наших руках. Ведь только что откроешь эту книгу, тотчас увидишь пред глазами имя Христово и тотчас услышишь слова: "Рождество Исуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго". 
  А кто услышит это, тотчас пожелает девства, подивится рождению, отрешится от земли. Немаловажно и то, что ты увидишь Деву, сподобившуюся Духа, и ангела, беседующего с Нею. Между тем это еще в начале. Если же ты будешь продолжать чтение до конца, то тотчас отвергнешь все житейское и будешь смеяться над всем земным. Если ты богат, – за ничто почтешь богатство, когда услышишь, что Она, обрученная плотнику и происшедшая из смиренного дома, сделалась Матерью твоего Владыки. Если ты беден, – не будешь стыдиться своей бедности, когда узнаешь, что Творец мира не устыдился беднейшего дома.
  Помышляя об этом, ты не станешь брать того, что принадлежит другим; напротив, скорее сам сделаешься любителем бедности и будешь презирать богатство. А достигнув этого, ты избежишь всякого зла. Далее, когда увидишь Его лежащим в яслях, тогда не будешь стараться украсить свое дитя золотом или устроить для своей жены серебряное ложе. А не заботясь об этом, ты не станешь из-за этого лихоимствовать и похищать. Много и других выгод можно получить, которых нельзя теперь пересказать в подробности; но их узнают те, которые сделают опыт. Потому умоляю вас и приобретать книги Св. Писания, и усвоить себе мысли их, и начертывать их в душах. Чтение книг весьма полезно, особенно же каждому христианину. Ибо говорится: «Блаженны испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут его».
  Что же значит «испытающии свидения»? Пророк Давыд здесь явно говорит о заповедях Его. Когда читаешь вслух или изучаешь книги, не старайся быстрее дочитать до другой главы, но поразмысли, о чём говорят те слова, и по три раза возвращайся к каждой фразе. Ибо говорит Давыд: «В сердцы моем скрых словеса Твоя, да не согрешу Тебе». Не говорит: «…устами только провещая», – но: «…в сердцы скрых, да не согрешу Тебе». Писание для истинно разумеющих его является правилом жизни. И так скажу: узда коню есть правитель и удержание, а также и нам удержание от греха есть чтение книг. Не строится корабль без гвоздей, а праведник – без чтения книг. Как юный стоит пленником у родителей своих, так и праведник пленяется чтением книг. 
  «В заповедех Твоих поглумлюся (поупражняюсь/поииследую/поразмышляю, слав. - от авт.) и разумею пути Твоя». Да не будет нам иной радости и веселия, как о чтении книг. Красота кораблю – парус, также и праведнику – книжное чтение. «Открый очи мои и разумею чюдеса от Закона Твоего», – здесь очами Давыд называет разум и смысл сердечный. И далее: «Не скрый от меня заповеди Твоя». Вникни в смысл: не сказал, «от очей не скрый», но от сердца и разума. Поэтому хулитель не поучится в них, ты же приобщись им и возжелай их. 
  Как сидящие при источнике, наслаждающиеся его прохладою, и при наступлении жара часто погружавшие в него лицо свое устраняют удушливый жар потоками, и, если беспокоит их жажда, легко облегчают мучение, имея врачевство вблизи в источнике, так и находящийся при источнике божественных Писаний, если почувствует беспокоящий его пламень непристойной похоти, легко потушит пламень, погрузив душу в эти воды; и если будет беспокоить его горячий гнев, воспла­меняя сердце, как поджигаемый котел, то, покропив немного этой воды, он тотчас укротит бесстыдную страсть; и от всех порочных помыслов, как бы из среды пламени, избавляет душу чтение божественных Писаний. 
  Хорошо чтение Писаний, но прекрасно, когда за ним следует дело; если же ты читаешь, а не делаешь, - чтение будет тебе в осуждение и повод к наказанию. Что бо паче творит человека; — Писаний прочитание. Сие исправляет, сие прелагает, сие очищает согрешения. Излишняя убо отсецает, оскудевающая же прилагает.   Внемли убо Писаний прочитанию: и аще не сый человек, будеши человек. Восприимеши первое свое благородие. Лекарство бо есть пестро и спасено, Писаний прочитание. 
  Подобно тому как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме. Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтырь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и почитати прилежно Псалтырь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтырь: да не нерадим. А между тем, мы только и говорим, что внушит дьявол: то насмехаемся, то острословим; то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы; то с досады не хотим вымолвить и слова, то пустословим и болтаем хуже старух, говоря о том, что до нас вовсе не касается.
  Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, может прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, будучи так ленивы на дела духовные, на дела сатанинские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздумает спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что многие знают их прекрасно и пропоют с полным удовольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачевство.
  Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль – сатанинское внушение. Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу. Подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме. 
  По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. 
  «Утешитель же, Дух Святый, — сказал Он им, — ...напомнит вам всё». И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу...» «и будут все научены Богом» его. И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца».
  Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание. 
  Когда ты сядешь для того, чтобы читать слова Божие, тогда прежде молись Богу, чтобы открыл твои очи сердечные. И это сделай для того, чтобы тебе не только прочитать написанное, но и исполнить оное, и слово Божие или жития Святых прочитать не в грех себе. Когда же начнешь читать, читай со всеусердием и многим прилежанием; а не проводи время в том, чтобы перевертывать только листы. И если есть у тебя время, то не ленись, но дважды, трижды и много раз прочитай слова, чтобы тебе уразуметь силу их. Когда же вздумаешь читать или пожелаешь послушать кого другого читающего, то прежде помолись так и скажи: «Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услышав слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою.
  Не скрой от меня заповедей Твоих; но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития Святых и слово Твое прочитал, но во обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный». 
  Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мне, Господи, слушать Твое слово, пони­мать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего». Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.
  Чтение отеческих писаний окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья и все хорошее.

(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 
 

"Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.
(Прп. Нил Сорский)"
 
 
 
  "Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твое­му уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, пла­вал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия. Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее исцеление, которое предлагается всемогущим Врачом – Богом.
  Да дарует вам Господь провести жизнь в Богоугождении, в помышлениях о вечности, в делах для вечности. Тени земныя уже проходят! уже время престать гоняться за ними, как гоняется мальчик за мотыльком златокрылым, бегая по испещренному цветами лугу! Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном! А тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Новаго Завета и писаний святых Отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевныя движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием.
  Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтобы ум твой, так сказать, плавал в нём, жил в нём: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия.При чтении Евангелия не ищи наслаждения, ищи увидеть непогрешительную святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать её жизнию. 
  Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых осветил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять его о исцелении твоем. 
  Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря и по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Бог открыл Свою волю ничтожной пылинке — человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля, — в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря потому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною!
  «Бдите и молитесь, – сказал Господь, – да не внидете в напасть». Бдеть над собою можно только при свете Новаго Завета. Свет, при котором совершается духовное бдение, изливают из себя и писания святых Отцов. Божественное Писание и Отцы непрестанно напоминают нам Бога, Его благодеяния, наше назначение, будущность вечно блаженную и вечно несчастную, обличают коварство мира, его козни, показывают средства, как избежать этих козней и войти в пристанище спасения.
  Чтение писаний Отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения Отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, — спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.
  Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — святое Евангелие. Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. 
  Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших.
  Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых отцов, писания которых соответствуют роду жизни, проводимой христианином. Христианин, живущий посреди мира, должен читать отцов, написавших наставление для всех вообще христиан; христианин, живущий в общежительном монастыре, должен напитываться чтением отеческих наставлении для общежительных иноков; христианин, пребывающий в уединении, да погружается в глубины учения святых отшельников, пребывавших постоянно в самовоззрении и от духовного, благодатного видения себя переходивших к духовному, благодатному видению Бога. Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Необходимо, чтоб чтению соответствовало жительство, чтоб чтение могло быть осуществляемо деятельностью, чтоб им не возбуждалась одна бесплодная мечтательность, приводящая в состояние разгорячения и самообольщения.
  Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

(Свт. Игнатий Брянчанинов)"

 
Святитель Игнатий Брянчанинов
 
 
"Занимайся чтением Писания: оно предохранит тебя от нечистоты. Находясь в келлии своей, занимайся чтением Писания, молитвами к Богу и трудами рук своих. Если ты будешь непрестанно заниматься чтением Писания и исполнять заповеди Божии, то Бог всегда будет милосерд к тебе.
(Прп. Антоний Великий)"
  
 
 

"Душу снабдевать надо словом Божиим, ибо слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения
(Прп. Серафим Саровский)"

 

 

"Когда читаешь Божественные Писания, не то имей в виду, чтоб только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя или произведут движения сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приближается к тебе; смиренно приими Его отверзтым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его. Если ради сего придется тебе оставить неисполненным, что положено было для сего духовного упражнения (т. е. чтения), не беспокойся о сем. Ибо цель всех духовных упражнений, как и сего, есть сподобиться вкушения Бога, и когда оно дано, нечего останавливаться на средствах к нему. 
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 

  "Свобода, самодеятельность ума и сердца в молитве необходимы, как и при чтении книг. Во время чтения всё внимание сосредоточивай на том, что читаешь, ум и сердце впери в то, что читаешь, а нашептываний злого духа, внушающего тебе сомнения, неверие, противоречие или гордое состязание с тем, чьё творение или слова ты читаешь, отнюдь не слушай. От плод его (злого духа) познаешь его.
  Чем знакомее молитвы и чаще обращаются в устах, тем внимательнее нужно читать их, потому что привычка производит в нас невнимательность к знаемому.
  Чтобы чтение тобою молитв было неспешное, ясное и раздельное, для этого нужно каждому слову посвящать столько времени, чтобы в голове успело родиться понятие о предмете, в слове выражающемся, или чтобы родилось представление о предмете. Тогда чтение будет и легко, и ясно, а без этого условия язык будет испытывать необыкновенную трудность в своём обращении. Спокойствие духа также необходимо при чтении.
  Против прекрасных молитв, влагаемых в уста христиан Церковью, у плотского, ленивого человека есть оружие — невнимательность и рассеянность и притворство во время их чтения. Надобно строго смотреть за собою, чтобы каждая молитва была читаема от души и неспешно.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




 

"Ещё раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать.
(Игум. Никон (Воробьев))"







"Чи­тай­те оте­чес­кие кни­ги и за­ни­май­тесь их уче­ни­ем, оно при­го­дит­ся к познанию сво­ей не­мо­щи и к при­об­ре­те­нию сми­ре­ния, тер­пе­ния и люб­ви и вра­зум­ля­ет нас, как про­ти­вить­ся страс­тям, как очи­щать серд­це свое от се­го тер­ния и на­саж­дать до­бро­де­те­ли. Ну ка­кую же нам при­не­сут поль­зу кни­ги, если мы бу­дем толь­ко чи­тать, а на де­ло не под­виг­нем­ся.
(Прп. Макарий Оптинский)"
















 
  Чтение доброе является частным случаем исполнения заповедей Христовых об "исследовании писаний" и о поиске "прежде всего правды (замыслов, логоса) Царства Божия", которые, в свою очередь являются частными случаями Его же заповеди об усвоении истины...
  Доброе чтение является следствием стремления человека к истине (к рассудительности), которое в свою очередь является следствием добролюбия и неотделимых от него смирения, мученичества и послушания... 
  Польза правильного чтения как раз в том и заключается, что оно не только позволяет человеку усвоить истину, но и развивает его как в этих главных соборных добродетелях, так и в любви, из которой они, в свою очередь, рождаются... 
  Правильному чтению противостоит чтение неправильное...
  Чтение светской литературы позволяет человеку усваивать истины относительные (о творении Божием), приобретая благоразумие... 
  Чтение Библии, творений св. отцов, их толкований Св. Писания и др. православной духовной литературы позволяет человеку усваивать истины абсолютные, относящиеся непосредственно к Богу и приобретать тем самым ведение... 
  Говоря о правильном чтении Св. Писания, необходимо отметить, что произвольное (ложное) понимание Его смыслов (подобно католикам, протестантам и иже с ними) недопустимо:
 
  "14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
  15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
  16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
  17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
  18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
  (2 Петр. 3)"

 
  Смыслы Библии необходимо усваивать только(!) через соответствующие объяснения св. отцов (в которых "Дивен Бог")... 
  Ниже мы приводим ссылку на замечательный сайт "ЭкзегетЪ", где можно удобно и быстро получить толкования разных св. отцов на очень многие тексты Священного Писания:
  http://ekzeget.ru/
  Правильное чтение позволяет человеку стяжать (усвоить) рассудительность (совокупность благоразумия и ведения)...
  Рассудительность же позволяет человеку с пользой для себя и ближних (правильно) исполнять все заповеди Христовы (своевременно, умеренно и уместно), приобретая тем самым премудрость (способность к рассудительной жизни во всех ее аспектах)...
  Разновидностью "исследования писаний (поиска правды Божией)" в наше время является и правильное использование телевидения, интернета, аудио-и видеоносителей полезной информации, общение с православными людьми и все остальные формы приобретения рассудительности (усвоения истины)...
  Усвоение же истины является прямым исполнением заповеди Христовой, которую Он огласил в Своей беседе с самарянкой у колодца Иаковлева...
  Ибо только усвоенная истина позволяет человеку и смириться, и полюбить Господа, и устремиться к нему всем своим существом ("поклоняться Богу в духе и истине")...  
  Очень полезно доброе чтение еще и тем, что посредством него человек постится постом внутренним (трезвится), отвлекая свое внимание от страстей и внешней твари к помыслам добрым, тем самым дисциплинируя свой развлеченный ум и располагая его к большей (молитвенной) концентрации внимания как к добру вообще, так и к его Источнику - Христу... 
 
  Возрастает способность в добром чтении у человека через его покаяние в чтении неправильном, в безрассудстве (неведении и неблагоразумии), через посильное чтение Библии с обязательными толкованиями на нее св. отцов и их творений, а также через усердную жизнь по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающей человека в добролюбии и смиряющей его...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 8-е прп. Симеона Нового Богослова, слово свт. Епифания Кипрского, книга блаж. Августина, письма прп. Исидора Пелусиота с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры и Тихая пристань (в том числе и о клиросном чтении)...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.e_06_0605

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.a_01_0092
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.y_07_1021
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.y_07_1024
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=vsehristiane#vse14
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=vsehristiane#vse15
 
 http://azbyka.ru/video/category/5-cerkov-praktika-very/duxovnaya-zhizn-v- pravoslavii/duxovnoe-chtenie/
 
 http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/08Ctenieduhknig.htm
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/09Ctenienepravosl.htm
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/52Kliros.htm


 





 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (25 Апр 13)
Просмотров: 622

Поиск