- радование Христа рассудительным воздержанием от секса (как внутреннего, так и телесного)...
"11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
(Мф. 19)"
"1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, –
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаяхне связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
(1 Кор. 7)"
"1 Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице.
(Иов. 31)"
"7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон.
(Быт. 39)"
"Как-то один человек спокойно рассказывал мне, как он вкушал сладострастие. И эта вот любовь с сладострастию дала ему индульгенцию на страсть. И вспомнился мне сразу Урия Хетиянин, который, будучи отозванным с военных действий в Иерусалим не пошел в свой дом, говоря, что братья его воюют и он не войдет к жене своей. Вот и спрашивается, по какой причине один разрешает себе все, даже недозволенное, а другой и от дозволенного воздерживается?
А ответ прост и дан там же - это благородство души. И сегодня, как и в то время, люди делятся на имеющих благородство души и не имеющих его, на тех, которые подвизаются его стяжать и на тех, кто вообще не заботится об этом. Последние - самая большая на сегодняшний день подгруппа в современном христианстве. На первый взгляд это слова обидные. Мы просто уверены, что делаем много и делаем, не покладая рук. Не возражаю. Но посмотрите, сколько среди нас есть людей и именитых, и знаменитых, и состоявшихся в церковной жизни. Но могут ли они сказать, да и мы вместе с ними, что стяжали благородство души?
Возникает вопрос: на что тогда потрачено время и во что человек вложился, дел-то много сделано. Сделано, да не тех и не про то. Апостол Павел говорит, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Вот на что должны быть направлены наши делания и искания. Делания должны приводить к этому, именно к чувствованиям Христовым, к любви к Богу и ближнему, которая проявляется в благородстве души.
Схема проста: те, кто ближнего пытаются или стараются использовать, благородства не имеют. Вещь, более сложная для понимания, это то, что когда мы простираемся к сладострастию, мы не имеем благородства перед Богом. Вот такой чести душевной в высшем смысле этого слова. Чистота и любовь – это дар Божий, и апостол Павел заповедует именно достигать любви. Все наши делания должны быть направлены на эту цель. Праведная Иулиания Ольшанская брала на себя вину слуг домашних, чтобы их не наказывали. Вот это и есть благородство души. И оно достижимо и даже заповедано нам. Об этом все Евангелие, весь Апостол. Но мы эту цель вообще упустили из вида, и поэтому не стараемся достигнуть.
Как то я оказался свидетелем совершенно дикой несуразицы. Но так уж я устроен, что не могу даже дикость не обратить себе на пользу! Дело было на Кавказе. Сижу я в гостях в одном доме. Приходит один взволнованный мужчина и говорит хозяевам: «Я его нашел». Те спрашивают – кого? Говорит: «убийцу своего брата». И прибавляет: «нет, убивать я его не буду!». Я его подвешу и буду коптить пока он сам не умрет. И вот с тех пор я часто у себя спрашиваю: «Брат, а что ты будешь делать, если тебе придет блудный помысл? – и отвечаю себе: нет, убивать я его не буду, я его подвешу и буду коптить, пока сам не умрёт.
Один старец, к которому я обращался за познанием Воли Божией и к которому имел несомненную веру (уже почил - о.Федор из Курбы Ярославской Епархии), рассказал мне удивительную историю, которой мне не доводилось слышать. Был некий пустынник, который пожелал узнать, какой он меры достиг? Ему Господь повелел пойти в такое-то селение. Приходит и видит кузнеца, кующего железо, возраста старческого. Кузнец попросил пустынника помочь закончить работу. Пустынник согласился. Видит он: кузнец берет раскаленное железо голыми руками и кует. Думает: «Дай и я попробую!». Взял тоже, не обжегся. Поработали до вечера.
Вошли в дом, а там - две работницы молодые. Накормили их и все легли спать. Пустынника положили на печь, а кузнец лег на полу между двух девиц. Утром кузнец просит помочь с работою, согласился пустынник, хотя и были помыслы на кузнеца. Но смотрит: опять берет кузнец железо раскаленное, берет и пустынник – и не жгет. Вечером поужинали, ложатся спать, теперь кузнец лезет на печь, а пустынника между двух девок кладут. Ворочался ночью пустынник и так и сяк. Утром просит кузнец еще чуток помочь. Пришли в кузню. Кузнец взял по обычаю раскаленное железо рукой. Попробовал взять и пустынник, но обжегся. Тогда он и понял меру свою и пошел опять в пустыню.
Не сомневаюсь, что этот дивный рассказ – правда, а может быть относился и ко мне. Я как раз и приехал узнать Волю Божию уйти в пустыню. Отец Федор благословил, а второе дело, которое мне казалось богоугодным, не благословил и, видя, что я пытаюсь настоять на своем, сказал: «Если сделаешь так, навалится такое, что свалишься. Потом по открывшимся обстоятельствам я увидел: точно так и было бы. Дивный был старец, но скромный и неизвестный. Его же молитвами помилуй мя, Господи!
Как-то один монах с трудом и усилием избежал впадения в плотский грех. После шел он по городу исполнить некое поручение, и его остановил еврейский юноша (он сам так представился) и стал расспрашивать почему православные храмы не открыты и днем и ночью, ведь они, как больница, должны быть открыты всегда! Потом вдруг с удивлением посмотрел на монаха и сказал: "А глаза у тебя чистые". Брат объяснил ему, что не хватает священнослужителей, что они тоже люди и устают как и все. Прощаясь, юноша пристально смотря, произнес снова: "глаза у тебя чистые". Не думаю, что он сказал бы это, если бы монах не победил плотский грех и впал бы в него. Увы, грех нас корежит и уродует, а мы и не задумываемся над этим, потому и легко грешим. (Записки православного монаха)"
"Мы и девство, соединенное со смирением, чтим, и воздержание, соблюдаемое с честностью и благочестием, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и честное брачное сожительство почитаем. (Книга правил святых апостолов)"
"Мы не вносим вражды между девством и браком – напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали. Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. (Свт. Амфилохий Иконийский)"
"Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают?
Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. (Иер. Димитрий Шишкин)"
"Целомудрие – от духовного сердца и духовной мудрости. (Свт. Тихон Задонский)"
"Целомудрие – всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела. Никто из обучившихся хранению чистоты не вменяет себе ее приобретение, ибо невозможно победить свою природу. И где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества. Не тот чист, кто только сохранил нерастленным бренное тело, но тот, кто совершенно покорил его душе. (Прп. Иоанн Лествичник)"
"Препоясанный целомудрием живет во свете чистой совести, потому что светильник дерзновения озаряет жизнь и душа бодрствует в свете истины и не поддается обману, не приводится в безумие ни одной из земных грез. Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко предаваться высочайшим упражнениям. (Свт. Григорий Нисский)"
"Нет другого пути на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого, совершенной к Богу любви и сопребывания с Ним в преподобии и правде, так что у кого будет это, тот скоро будет причислен к небесному лику. (Авва Филимон)"
"«Есть скопцы,— говорит Христос,— которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Мне кажется, что Слово, начав с телесного, посредством телесного изображает высшее. Ибо мало, даже, может быть, крайне слабо и не достойно Слова было остановиться только на телесных скопцах: мы должны представить за этим нечто духовное. Итак, одни кажутся от природы расположенными к добру. Когда говорю «от природы», не унижаю тем произволения, но предполагаю то и другое: и наклонность к добру, и волю, которая приводит в действие естественную наклонность.
А другие таковы, что их очищает учение, отсекая в них страсти; и их-то подразумеваю под скопцами, которые «оскоплены от людей», когда наставническое слово, отделяя доброе от дурного и одно устраняя, а другое предписывая (как, например, в заповеди: «уклоняйся от зла и делай добро», созидает в них духовное целомудрие. Хвалю и этот род скопцов, даже весьма хвалю как наставников, так и наставляемых — первых за то, что умеют отсекать зло, а последних за то, что еще лучше переносят отсечение. «И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Иные не имели наставников, но сами для себя сделались похвальными наставниками.
Не учила тебя мать, чему должно, не учили ни отец, ни священник, ни епископ, ни кто-либо другой из тех, кому поручено учить, но ты сам, приведя в действие разум, свободной волей воспламенил искру добра, изменил себя, отсек корни, истребил орудия греха, приобрел такой навык в добродетели, что для тебя стало уже почти невозможным устремляться к злу. Поэтому хвалю и такой род скопцов, даже еще более, нежели другие роды.
«Кто может вместить, да вместит». Избери что угодно: или последуй учителю, или сам для себя будь учителем. Одно только постыдно, если не будут отсечены страсти, а кем бы ни были они отсечены, это все равно. Ибо и наставник есть тварь Божия, и ты от Бога. Хоть наставник предвосхитит у тебя честь, хоть добро будет собственным твоим делом, в обоих случаях оно одинаково добро; отсечем только от себя страсти, чтобы «какой горький корень, возникнув, не причинил вреда», только будем следовать образу, станем только чтить Первообраз. Отсеки телесные страсти, отсеки и душевные, ибо насколько душа достойнее тела, настолько важнее очищать душу, чем тело.
Друзья мои, ...долго ли вам влачить жизнь, обремененную ужасной тяготой плоти? Послушаем, наконец, советов Христа: отринув красоту, славу, богатство, род, счастье и все обольстительные порождения гибельного греха, поднимемся над ними. Взойдем в легкую жизнь, очистимся и будем единодушны с небесными чистыми силами. И вступим в сонм предстоящих великому Богу, чтобы с радостью воспеть торжественную песнь Царю! Как извергнутые из светлого рая, мы получили в удел супружество, и земные труды, и все, что сопутствует погибшим, так через жизнь, не знающую житейских уз, взойдем опять в славу, к тому прекрасному райскому древу, которого лишились по безрассудству.
Блажен, кто, немного уступив законам брака, приносит Христу большую часть любви. Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Брак не бесчестен только оттого, что девство достойней его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который совершает чудо на браке и Своим присутствием доставляет честь супружеству. Да будет только брак без примеси нечистых пожеланий.
Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила... но все они – порождение и слава супружества.
Молитвы, воздыхания, дни в слезах, ночи без отдыха и всецелая любовь к Царю – вот прекрасные средства к целомудрию! При них ты никогда не поставишь в сердце своем кумира худшей любви, но будешь иметь непорочный ум, как храм великого Бога и Его лучезарности. (Свт. Григорий Богослов)"
"Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительной молитвой. (Прп. Исаак Сирин)"
"Плотские и преданные наслаждениям люди хулят девство. Мы же говорим, положившись на воплотившегося от Девы Бога Слова, что девство было насаждено в естестве людей свыше и искони. Ибо человек был сотворен из девственной земли. Ева была создана из одного только Адама. В раю процветало девство. Действительно, Божественное Писание говорит, что были наги и Адам, и Ева «и не стыдились». Когда же они согрешили, то узнали, что наги, и, устыдившись, «сделали себе опоясания». И после преступления, когда человек услышал: «прах ты и в прах возвратишься» , когда через грех в мир вошла смерть, тогда «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила».
Поэтому брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтобы через деторождение сохранялся род людской. Но, быть может, скажут: но что означает изречение: «сотворил... мужчину и женщину...», и «сказал: плодитесь и размножайтесь»? На это мы скажем, что изречение: «плодитесь и размножайтесь» не обозначает непременно умножения через брачное соединение. Ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца неповрежденной. Но Бог, вследствие предвидения Своего, «знающий все прежде бытия его», зная, что они окажутся в преступлении и будут осуждены, наперед сотворил мужчину и женщину и повелел им плодиться и размножаться. Поэтому мы желаем возвратиться на путь и посмотреть украшения девства, сказать и о целомудрии.
Ною, которому повелевалось войти в ковчег и было вверяемо сохранять семя мира, дается такое приказание: войди ты, говорит Бог, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Он отделил их от жен, чтобы они ушли от моря и того всемирного кораблекрушения, сохраняя целомудрие. Но после прекращения потопа Он говорит: «Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих». Вот опять допущен брак ради размножения человеческого рода. Потом дышащий огнем Илия, едущий на колеснице и ходящий по небу, не возлюбил ли безбрачия и не был ли он прославлен превознесением, превышающим человеческие возможности? Кто затворил небеса? Кто воскресил мертвых?
Кто рассек Иордан? Не девственный ли Илия? А Елисей, ученик его, не потому ли, попросив благодать Духа в двойной мере, получил ее, что явил равную же добродетель? А три отрока? Не потому ли они оказались сильнее огня, что подвизались в девстве, девством достигнув того, что тела их не одолел огонь? А почему не говорю о Данииле, в тело которого, укрепленное девством, зубы зверей не могли вонзиться? Бог, намереваясь являться израильтянам, не повелевал ли им сохранять в чистоте тело? Не очищая ли себя входили священники во внутреннее святилище и приносили жертвы? Не назвал ли закон целомудрия великим обетом?
Итак, повеление закона должно понимать более духовным образом. Ибо есть семя духовное, при содействии любви и страха Божия зачинаемое во чреве души, страдающем от болей при родах и рождающем дух спасения... Девство — ангельский образ жизни, особенность всякого бестелесного естества. Мы говорим это, не порицая брака,— да не будет! – ибо Господь во время Своего пришествия благословил брак и сказал: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно», но зная, что девство лучше прекрасного самого по себе брака. Ибо и между добродетелями бывают усиления и ослабления, как и между пороками. Мы знаем, что произошли от брака все смертные, за исключением виновников рода нашего. Ибо они — отрасль девства, а не произведение брака. Но безбрачие, как мы сказали, есть подражание Ангелам. Поэтому насколько Ангел превосходнее человека, настолько девство драгоценнее брака.
Но почему я говорю: Ангел? Сам Христос – слава девства, не потому только, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетавания, но потому, что, сделавшись и человеком наподобие нас, Он превыше нас воплотился от Девы без супружеского соединения и Сам в Себе Самом показывал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не предписал нам девства законом, ибо «не все вмещают слово сие» , как Он Сам сказал, но делом наставил нас и дал нам силу для него. Ибо кому не ясно, что девство теперь живет между людьми? Конечно, прекрасно деторождение, которое совершается браком, и прекрасен брак «во избежание блуда», пресекающий это и с помощью законного соединения не позволяющий неистовству похоти воспламеняться к беззаконным деяниям. Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше — девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод – молитву. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Прп. Иоанн Дамаскин)"
"Целомудрие есть истинная соединенная с сознанием сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая остатки нечистых движений. Надо упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия и не позволяет вождю — уму порываться туда и сюда. Целомудрие же в старости не является, как правило, целомудрием по сути, но - лишь следствием телесных немощи и бессилия. (Свт. Василий Великий)"
"Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана; целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. (Митр. Антоний Сурожский)"
"Приходящим к тебе детям часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: "Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие, но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действительному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я через вас приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу.
Кто спасает корабль в самую сильную бурю и укрощает разъяренное естество, тот достоин бесчисленных похвал, ублажений и венцов, потому что целомудрие в старости – не признак воздержания, но бессилия. Поэтому, ублажая первое, пророк Иеремия сказал: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей»... Потому не жди старости, чтобы уцеломудриться. Целомудренным по праву называется не тот, кто вынужденно целомудрен, но кто, имея возможность наслаждаться удовольствиями, любит добровольное целомудрие. Некоторые только потому, что не могут удовлетворить своих желаний, выглядят скромными, но, получив такую возможность, обличаются. Люди же доблестные тогда особенно и проявляют терпение и держатся правды, когда данные человеку возможности oчреваты неправдой. (Прп. Исидор Пелусиот)"
"Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви или делает что- либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви. Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим. Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий. Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но в свободе и от прочих страстей. Истинно целомудрен, кто не только хранит тело от блуда, но и каждый член его тела, например глаза и язык, хранит целомудрие И во внутреннем человеке его душевные помышления не сочетаются с порочными мыслями. (Прп. Ефрем Сирин)
"Чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти. Это – отчуждение тела от впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца – от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения. Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу.
Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением. Борьбой со стремлением падшего естества... подвигами доказывается искренность произволения. Дар чистоты испрашивается у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и горячей молитвой. Ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество. Повергни перед Господом немощь естества твоего, осознай бессилие твое во всех отношениях и примешь дарование целомудрия неприметным образом.
Православная Церковь признает девство естественным для человека, Признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным для падшего человечества. Неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не «Может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство – дар Божий, следствие постоянной усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы. Девство, естественное для человеческой природы в первобытном состоянии, неестественное для естества падшего, возвращено как дар естеству, обновленному Спасителем.
Чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти. Это – отчуждение тела от впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца – от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения. Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу.
Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением. Борьбой со стремлением падшего естества... подвигами доказывается искренность произволения. Дар чистоты испрашивается у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и горячей молитвой. Ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество. Повергни перед Господом немощь естества твоего, осознай бессилие твое во всех отношениях и примешь дарование целомудрия неприметным образом. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
"Не только преуспевающий в целомудрии или в другой какой-либо добродетели, но и являющий веру нуждается в очень многой силе. Как первый имеет нужду в мужестве, чтобы отгонять помыслы невоздержания, так и верующий нуждается в мощной душе, чтобы отражать мысли неверия.
От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ. Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями. Нелепо говорить о Царстве Божием с тем, кто страдает горячкой страстей и находится в дурном состоянии. С ним прежде надо говорить о здоровье. Без трудов нельзя сохранить целомудрие, но для победы нужно много страданий и усилий. Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения. Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага.
Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос. Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий. Будем устраняться от уязвлений блудной красотой, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия. Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа; ... «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог».
Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, так как не позволяет неистовствовать природе. Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань. (Свт. Иоанн Златоуст)"
"Хранить должно душу и предостерегать ее от собеседования с скверными и лукавыми помыслами. Как сквернится тело, сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев, зависть и раздор. Сие-то и значит очистить себя от всякия скверны плоти и духа. Ибо рассуждай так: есть растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души.
И как, по слову великого Апостола, кто растлит Божий храм то есть тело, растлит сего Бог: так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на непристойное, подлежит наказанию. Посему, надлежит сохранять как тело от видимого греха, так и душу от непристойных помыслов, потому что она невеста Христова. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови. Слушай, что говорит Писание: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота. И еще внимай, чему учит Божественное Писание: строптивая бо помышления отлучают от Бога.
Даже если душа изранена постыдными страстями, ослеплена греховной тьмой, она имеет волю возопить к Иисусу и призвать Его, чтобы Он пришел и сотворил ей вечное избавление.
(Прп. Макарий Великий)"
"Посмотрите, дети мои, на Даниила. Летами он был молод, но умом стар; напротив, те два старца, которые обвинили Сусанну, хотя обильны были летами жизни своей, но по делам своим были подобны юношам, потому что увлекались юношескими страстями. Даниил ясно обличил их в преступлении, не приличном их старости, и в беззаконном обвинении святой, праведной и целомудренной Сусанны и сказал им: обветшалые злыми деньми и прочее.
Кто любит благочестие, тот должен подражать целомудрию и чистоте Иосифа, заниматься благочестивыми размышлениями, укрепляться и вооружаться против всех сильных чувственных желаний, которые производит в нас хитрый враг, должен стараться о том, чтобы можно было ему говорить вместе с Иовом: уничтожилась в чреслах вся сила моя.
Дети мои, кто хочет иметь крепость в борьбе с чувственными желаниями, рождающимися от излишней пищи и пития, тот должен вооружаться словом Божиим, дабы препоясать чресла свои чистотою. Препояши меч твой по бедре твоей, сильне, сказано в псалме.
Сии словá показывают, что слово Божие, которым приобретается чистота, есть двулезвенный меч, как говорит апостол. Сей меч, без сомнения, может отсечь от души человеческой все нечистые желания.
Очи причастны возвышенному видению. Их только два, но они видят весь мир, ибо ни в чем им не препятствует установленное строение тела. Ресницы при своем слабом строении способствуют, однако, правильности взгляда и словно копьями и заостренными прутьями отгоняют маленьких живых существ. Частым миганием век сохраняются зеницы; веко — как опахало от солнечного зноя, как занавески на дверях, предупреждая смерть ока от изнеможения.
Об этом свидетельствует Иеремия, тот из пророков, кто претерпел множество бедствий: «Вошла смерть дверями». Не только тело должно быть неприкосновенным, но и по отношению к взгляду очами подобает так же действовать, и никак не позволять им бесстыдно устремляться и следовать за постыдными красотами, чтобы мы от зрения не устремились к действу. Это по Божественному слову: «Посмотревший на жену чужую с похотью уже любодействовал в сердце своем». Зеницам ока подобает девствовать: они должны закрываться, обращаясь к себе, сохраняя помышление от блуждания. (Из переписки со свт. Сильвестром, папой Римским)"
Блаженный апостол Павел, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имам. Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кто может его носить. Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва. Оно есть знак, указывающий путь к совершенству, есть венец, сплетенный из цветов добродетели, есть благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся близ нее, есть великий дар Божий, залог будущего наследия в Царствии Небесном.
Кто презирает девство, — тот презирает Бога и Ангелов. Духовный враг не смеет приступать к тому, кто свято хранит девство. Но хранящий девство не должен хвалиться оным, ибо хранение его есть действие благодати Божией. Девственница не должна питать в себе чувств, приличных женам. Она должна удаляться нечистых мыслей, гордости и всего, что приятно диаволу, должна любить всех людей, убегать славы мiрской, быть преданною Богу, обуздывать язык и строго хранить посты. Если всё сие будет исполнять она, — соделается чистою и богоугодною жертвою.
Девство подобно сосуду, наполненному золотом и хранимому день и ночь. Девство есть приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу. Оно сплетает венец жизни. Если девственница будет заботиться о роскошной пище и тщеславиться девством, то вместо славы подвергнется стыду. Если не будет обуздывать своего языка, то тщетно будет ее девство.
Итак, братия мои, опасайтесь, чтобы девство ваше не было неприятно Богу. Возлагайте всё свое упование на Бога, чтобы каждый из вас мог говорить: «Не страшусь; Помощник мой Бог». Бог любит боящихся Его и уповающих на Него.
Девство есть знамение неповреждаемое, совершенное и неизменяемое подобие, духовное святое жертвоприношение, высота, с которой виден путь к совершенству: оно – венец, сплетенный из высших добродетелей. Никто из девственников не должен хвалиться девством: оно — благой дар Самого Бога.
(Прп. Антоний Великий)"
Добродетель девства (целомудрия) противостоит пороку блуда (сладострастия)...
Девство является следствием мученичества и неотделимых от него послушания, смирения, добролюбия и рождающей их всех любви...
Значимость девства трудно переоценить, т. к. оно очень эффективно эти же свои причины и увеличивает...
Целомудрие является неотъемлемой составной частью поста (в общепринятом смысле этого термина)...
Девство является матерью безбрачия...
Но если целомудрие должно быть принадлежностью всех без исключения христиан, то безбрачие (наряду с нестяжанием) относится преимущественно к монашеству (хотя и в миру в первые века христианства его можно было встретить нередко)...
В наше время безбрачие обязательно относится только к холостым христианам (т. е. живущим вне брака)...
Безбрачие (в отличие от девства) предполагает полное воздержание от телесного секса (в этом его отличие от целомудрия)...
Объединяет же их (как целомудрие, так и безбрачие) полное воздержание от блудных помыслов (от внутреннего секса)...
Это внутреннее воздержание является главным элементом девства...
Целомудрие не исключает благоразумной телесной близости между супругами (внешнего секса), но не допускает секса внутреннего (даже по отношению друг к другу) - в помыслах...
Супруги, упражняющиеся в девстве, со временем, с Божией помощью могут обрести способность и к безбрачию (т. е. жить как брат с сестрой во Христе)... Если и не в молодости, то хотя бы в зрелые уже годы...
Примеров тому немало и в наши времена...
Здесь мы можем добавить и мнение свт. Игнатия (Брянчанинова), который писал, что к целомудрию супругов относится и хранение ими взаимной верности друг другу (что вполне естественно и логично увязывается со всем изложенным выше)...
Со всею ясностью свидетельствует об этом и Библия:
"1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Не внимай льстивой женщине;
3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь её;
4 но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги её нисходят к смерти, стопы её достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни её, то пути её непостоянны, и ты не узнаешь их.
8 Держи дальше от неё путь твой и не подходи близко к дверям дома её,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твоё будут истощены, –
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
19 любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно.
20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
(Прит. 5)"
О главном же (основном, центральном) элементе как девства, так и безбрачия (о воздержании от блудных помыслов), христианину нельзя забывать никогда...
Из истории Церкви известны нередкие примеры св. мучениц-девственниц, которые не боялись угроз своих палачей лишить их телесной невинности (хотя Господь и сохранял впоследствии их тела в девственной целости)...
Св. мученицы-девственницы прекрасно понимали, что блуд внешний исходит из блуда внутреннего и целиком и полностью отдавали себя на волю Божию (справедливо полагая, что Господь все устрояет премудро ради спасения всех людей)...
Порочные помыслы вообще и блудные помыслы, в частности, посещают каждого человека до гробовой доски, независимо от его духовного уровня...
Подтверждением тому являются примеры жесточайших блудных искушений из многочисленных житий святых Божиих человеков, а также коварные искушения сатаною Христа (хотя и не связанные непосредственно с блудом) в пустыне после Его Крещения в Иордане...
Помыслы на уровне прилогов не являются грехом, ибо могут быть либо по естеству, либо посеваться бесами...
Сочувствие же блудным страстям (внимание к ним) или услаждение блудными помыслами уже является злом - грехом внутренним...
Об этом ясно говорил Христос, когда предупреждал иудеев о том, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением (услаждается блудными помыслами, намерениями) - тот уже и прелюбодействует в своем сердце (занимается внутренним сексом)...
Девство предполагает незамедлительное несогласие с похотливыми желаниями, воображаемыми образами, намерениями и пр. ...
Для девства характерно моментальное отсечение всех блудных страстей сразу же по мере их возникновения (т. е. еще на уровне прилогов)...
В силу большой немощности падшего человеческого естества, сохранить абсолютное девство от рождения до смерти очень тяжело (практически невозможно)...
К сочетанию (вниманию) с блудными страстями или к сосложению (услаждению) с ними хотя бы иногда (напр., в детстве или юности) склонялся, как правило, каждый человек...
Поэтому и оставил нам всем Господь непрестанное покаяние...
Церковное предание донесло до наших дней только один несомненный, беспрецедентный пример человеческого целомудрия...
Это Божия Матерь - Святая Дева Мария...
Предание со всей категоричностью (в лице всех св. отцов) утверждает, что Богородица ни разу(!) за всю свою жизнь не обратила никакого внимания ни на один блудный помысел...
Все блудные страсти в Ней никогда(!) не выходили за пределы прилогов...
И когда о Богородице говорится, что Она является, например, Приснодевой или нескверной Отроковицей, то имеется ввиду прежде всего Ее абсолютное внутреннее девство, т. к. других достоверных примеров этому человечество (даже и христианство) не знает...
Телесное же целомудрие известно человечеству издавна...
Многие жрецы, жрицы, колдуньи, весталки (пророчицы, гадалки) и пр. служители всевозможных языческих культов являлись внешними (телесными) девственниками...
Внутри же они нередко распалялись блудной похотью намного больше, чем даже отъявленные профессиональные путаны...
Истинное девство впервые было явлено миру только (и больше нигде и никогда) в учении Христовом...
Истинное девство является принадлежностью только христианства...
В заключение отметим, что в святоотеческой литературе термин целомудрия нередко рассматривается несколько шире, чем только девство и по-разному...
Зачастую св. отцы под целомудрием (целостной мудростью, всецелой премудростью) понимали, напр., полное (целое) освященное состояние праведника - человека, посвятившего себя жизни по заповедям Христовым, а иногда и трезвение...
Здесь святоотеческое понимание целомудрия идентично нашему пониманию термина "премудрость"...
Под премудростью на нашем сайте мы как раз и понимаем рассудительную (святую) жизнь человека, т. е. безукоризненную жизнь истинного христианина - человека, целью и смыслом жизни которого является исполнение заповедей Иисусовых...
"Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, - значит, соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.
(Прп. Амвросий Оптинский)"
Возрастает человек в девстве через покаяние в блуде (главным образом, внутреннем), посильным воздержанием от него и усердной жизнью по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающей его в мученичестве...
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слово о девстве прп. Ефрема Сирина, "Похвала девству" свт Григория Богослова, "О девстве..." свт. Григория Нисского, свт. Амвросия Медиоланского, блаж. Августина с сайта Святоотеческое наследие, статьи Духанина В., архиеп. Феофана (Быстрова), Савельевой Ф., иером. Иова (Гумерова), Ермакова А. и Мазаева С. с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Логослово, Исихаст.Ру, Серафимов и Тихая пристань...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|