"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Доверчивость правильная
 
  - радование Христа верой о наличии добра/отсутствии зла в ближнем и в Боге...
 


 

 

  "3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
  (Прит. 16)"
  "1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
  2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
  3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
  4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
  5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
  6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
  7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
  8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
  9 хранящие таинство веры в чистой совести.
  10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
  11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
  12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
  13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
  (1 Тим. 3)"
  "8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 
  (Иов. 5)"
  "9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. 
  (Пс. 4)"
  "5
 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
  6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
  (Пс. 36)"
  "2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
  3 извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
  (Пс. 39)"
  "23
 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
  (Пс. 54)"
  "1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек. 
  (Пс. 124)"
  "33 В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа. 
  (Прит. 16)"
  "17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 
  (Ис. 8)"
  "3 Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.
  4 Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная:
  (Ис. 26)"
  "Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. 
  (Ис. 33)"
  "10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его (пророчество о Христе - от авт.)? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своём. 
  (Ис. 50)"
  "5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
  6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
  7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
  8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
  9 Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
  10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл.
  (Ион. 3)"
  "23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. 
  (Зах. 8)"
  "7 Все заботы ваши ("всю печаль вашу", в церковнославянском переводе - от авт.) возложите на Него, ибо Он печётся о вас. 
  (1 Петр. 5)"
  "1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
  2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
  3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
  17 Как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и называющим несуществующее, как существующее.
  18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
  19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
  20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу
  21 и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнить обещанное.
  22 Потому и вменилось ему в праведность.

  (Рим. 4)"
  "16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. 
  (2 Кор. 7)"
  "5 И вывел его (Аврама - от авт.) вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
  6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
  (Быт. 15)"




 

 

 
  "Нам нужно научиться так Богу доверять, чтобы не пробиваться к Нему, а знать, что Он больше нас хочет этой встречи, больше нас хочет нашего приобщения Себе, больше, чем мы сами, хочет нас ввести в наши собственные, безмолвные глубины. Как это дивно! Порой бывает, что так ясно делается: хотя я не вижу ничего, не слышу ничего — Господь тут. А порой бывает, что этого чувства нет, но по вере я знаю, что Тот, Который меня сотворил для того, чтобы я вошел в глубины Божественной жизни, Тот, Который меня сотворил, и не только создал, но и умер за меня, конечно, тут присутствует. (Митр. Антоний Сурожский)"
  "Всё, что происходит с нами, полезно. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть всё идёт, как идёт. И себя, и своих близких мы должны доверить Господу. Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда всё нам легко. Первый шаг к Богообщению - предать себя полностью в руки Божии. И тогда действует Бог. Тогда мы становимся добровольным орудием в Его руках - движимые Им в мыслях, желаниях, словах и делах. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Будьте осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями, которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию, но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая молодежь от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами. (Архим. Даниил, Катунакский)"
  "Откровенность рождается от доверия. Только так, наоборот не бывает. Сначала доверие, а потом откровенность. Я говорю, если ты меня слышишь. Вхожу, если открыто. Отдаю, если готовы принять…
  Говорят, доверие следует заслужить. Мне так не кажется. Доверие, как и всё самое ценное в жизни, безусловная жертва. Доверие — это качество детской души. Не по возрасту детской, а по искренности и чистоте.
  Помните сказку Андерсена про Дюймовочку? Сколько здесь параллелей и образов! Дюймовочка — это наша душа. Крот — враг искуситель. Ласточка — Ангел Хранитель... Как нелегко сделать душе единственно правильный выбор! Как нелегко дается доверие! Отказавшись от сытости и тепла, устремиться в неведомое... Перечитайте эту замечательную христианскую сказку, вы удивитесь, как много в ней для души.
  По аналогии с любовью, о доверии-вере можно сказать так: «Кто говорит: «Я верю Богу, а брату своему доверять не могу» — тот лжец: ибо не доверяющий ближнему своему, которого видит, как может верить Богу, которого не видит». Вера — вершина доверия! Здесь уж и вовсе нет ничего кроме жертвы.
  От доверия — рождается откровенность, от веры — рождается благодать. Вот такая лесенка получается. Только бы на ней не споткнуться. Покаяние, к примеру, можно легко перепутать с простой человеческой откровенностью. Быть предельно открытым человеку, которому ты доверяешь — это, конечно же, хорошо, только этого мало. Рано или поздно всем нам придется встать перед лицом Божиим. И лучше, если это случится здесь на земле, на Таинстве Покаяния, чем за чертой этой жизни, на Страшном Суде.
  Как так случилось, что, живя под этим отверстым пронзительным небом, мы научились не думать о безконечности, смотреть равнодушно на звезды?..
«Разуй ты глаза!» — говорила мне моя бабушка…
  Астрономия всегда была наукой духовного озарения. Бог открывал своим людям тайны вселенной. Теперь это скорей уже математика… Но был такой ученый и христианин Блез Паскаль, автор «Мыслей», он говорил о какой-то «взволнованной» геометрии, о жизни «бездушной» материи, о космосе как Божественном Откровении... Еще он говорил: «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно тьмы для тех, кто не хочет».
Наверное, каждому взрослому человеку знакомо ощущение тяжести жизни. Когда пространство сжимается, словно тиски. А время, как нож мясника, кромсает жизнь твою на мгновения — уже безжизненные, чужие… Душа, потерявшая чувство безсмертия, потерявшая веру — безумная, измученная душа…
  В детстве, помню, меня сильно безпокоила мысль о том, что я всего лишь какая-то мизерная песчинка в этой огромной, безбрежной вселенной. Взрослых это редко волнует.
  Я смотрел на звездное небо и бунтовал! Мне было мало моей крошечной жизни. Я не хотел быть песчинкой… И это случилось! Как-то вдруг я явственно ощутил, что всё, что я вижу, что чувствую и даже то, о чем лишь мечтаю, это всё единственно ради меня! Это всё для меня!.. А значит, есть Тот, Кто любит меня! И всё, что Он сотворил, и всё, что будет творить — для меня!.. Наивно, конечно, по-детски… Но тогда я был счастлив! «…Хотите узнать, что такое Божия Благодать? Как хорошо с ней бывает?!.. Как она помогает?…» Начните с доверия! (Протоиер. Игорь Макаров)"
  "Я твёрдо знаю: Господь выведет и приведет куда надо, даже если всё вокруг подталкивает к поражению, унынию и отчаянию. На этом пути очень многое открывается человеку, иногда очень простое, но неожиданное. Жизнь ведь дана не только для познания окружающего мира, но и для того, чтобы познакомиться с самим собой... (Митр. Тихон (Шевкунов))"

  "Предайте всё в руки Божьи и не беспокойтесь о будущем. Что будет полезно вам и спасительно, то Господь и пошлет. (Свт. Иероним Эгинский)"
  "Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще. (Прп. Амвросий Оптинский)" 
  "До тех пор, пока мы полностью не доверимся Христу, нас преследует уныние и отчаяние. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Чтобы сохранять взаимную любовь, вам надо быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности, множество неприятностей возникнет между вами. Не допускайте, чтобы вам пришлось испытать скорби, происходящие от несогласия. (Свящ. Александр Рождественский)"
  "Нужно больше доверять Богу. А то всё сам да сам. Тяжело ведь самому. (Архим. Серафим (Тяпочкин))" 

 




 
  "В ком не уверено твое сердце - тому не доверяй своих помыслов, - так сказал нам Пимен Великий. Но в ком может быть сегодня уверено мое сердце? Мне, например, в жизни только двое или трое встретились – такие, кому я смог открыть свое сердце, так как другие опыты в этом плане оказались либо печальными, либо бесплодными. Как же нам лучше и правильно поступать?
  О содеянных грехах и о могущих с нами случиться можно говорить всякому духовнику, имеющему страх Божий, и благочестивому. О внутренних же движениях сердечных, об образе жизни духовной и о бранях нужно поведывать имеющим в этом опыт и одинаковое с тобой устроение, потому что общежительным отцам несвойственно наставлять безмолвствующих или ищущих уединения. А пребывающим в уединении не свойственно вникать в дела общежития.
  Видел я послушника, которого Господь призывал к уединенной жизни. А он, ощущая это, не понимал, что с ним происходит. А старец его был общежительного нрава и устроения и тоже не понимал, что с ним такое. И давал ему совсем не те лекарства душевные, какие ему были нужны. К сожалению, такое сегодня происходит часто, и многие не понимают ни причин, ни сути с ними происходящего. Посему то и сказал авва Исаак: «Не ищи совета у того, кто не вел жизнь такую же, как и ты, даже если он очень мудр. Но лучше доверь свои недоумения простому человеку, который опытен в деле, чем философу, который рассуждает отвлеченно и не зная предмет на опыте».  
  Во славу свт. Николая – своего заступника от Крещенской купели. Помяну о дивной его заботе. Как-то был я по необходимости в городе, и перед тем, как вернуться в пустыню, зашел на рынок. У меня было сколько-то немного денег, и я хотел себе что-нибудь купить из продуктов, но вдруг увидел в одном из рядов небольшую старинную иконочку свт. Николая, писанную в медном киотике. Какой-то человек, выменивал ей на деньги. Моих денег хватало, чтобы её выменять, но тогда я бы не купил продуктов.
  Немного подумав, приобрел себе образок, думая, что сам свт. Николай позаботится о необходимом для меня, и с радостью возвратился пустыню. Прошло несколько дней и вдруг нечаянно пришли меня посетить два брата из ближайшего общежительного монастыря за 70 км и принесли два рюкзака продуктов и 8 кило сухого молока. В три раза больше, чем я бы сам смог себе купить в городе. Как же заботятся о нас Святые, и как дивна их помощь!"



                             Свт. Николай (Еп. Мир Ликийских)

 


 
"Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?" 
"Вера - это полная вера и доверие Самому Господу, Его действиям, воле и словам. Пока Петр абсолютно доверял словам своего Учителя, он шел по воде; как только это доверие затмилось человеческими, вполне здравыми рассуждениями, стал тонуть. Именно твердая вера Христу дает человеку спасение и победу над трудностями и искушениями. (Протоиер. Борис Балашов)"



 
 

 
"Никогда не теряй надежды на промысел Божий. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, - доверься Промыслу Божиему и не думай больше об этом. Нужно полностью довериться Богу, и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией.
(Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
 
 
 
  "Мы ещё не осознали, насколько Бог присутствует в нашей жизни. Этого мы ещё не поняли. Если люди это поймут, они будут в большей безопасности и предадут и душу свою, и всех себя Богу.
  Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или… или… Он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога. Если человек доверяет Богу, то Бог не оставляет его. "Человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. Стараться помочь в том, что не может быть сделано по-человечески, это эгоистично.
  Часто вижу, что такое упрямство происходит по действию диавола для того, чтобы вывести этого человека из строя. Я худо-бедно понимаю, до какого предела можно помогать по-человечески и с какого момента надо возлагать все на Бога. Поэтому, видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается. Бог знает, что я делаю это не от того, что мне лень действовать по-человечески.
  Поэтому, когда просят нашей помощи, мы должны поступать рассудительно и помогать, насколько мы можем. А в том, что мы не можем, будем помогать хотя бы одной молитовкой или же возложением всего только на Бога, что тоже является некой таинственной молитвой. Доверие Богу есть нескончаемая таинственная молитва, в необходимый момент бесшумно привлекающая Божественные силы туда, где в них есть нужда. Я от тебя хочу одного: чтобы ты вверил Богу то, что с человеческой точки зрения трудноисполнимо, и ты избавишься от страданий. Доверие к Богу выражается в непрестанной молитве. Тогда будешь иметь и внутренний, и внешний покой. Доверием к Богу и смирением решаются все проблемы.
  Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. 
Когда ты абсолютно вверишься Богу, то тебе нет нужды просить о чем-либо.
  Молитва – это доверие Богу. Когда ты абсолютно веришь Богу, то тебе уже нет нужды просить о чем-то или беспокоиться, потому что Бог уже все понял. Только ожидай с терпением, когда плод созреет и упадёт.
  
Мир мучается, погибает и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения. Большинство ощущает великую оставленность, безразличие — особенно сейчас — ощущает это повсюду. Людям не за что удержаться. Прямо по пословице: “утопающий хватается за собственные волосы,” то есть утопающий ищет, за что бы ухватиться, как бы спастись. Корабль тонет, а кто-то, желая спастись, хочет ухватиться за мачту. Он не думает о том, что мачта пойдет ко дну вместе с кораблем. Он хватается за мачту и тонет еще быстрее. Я хочу сказать, что люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на нее, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Доверие Богу — великое дело.
  
 Кто доверяется Богу, тот сеет славословие и собирает Божественную радость и вечное благословение. Кто сеет печаль, тот и пожинает печаль и запасает беспокойство для своей души. Если человек доверяет Богу, то Бог не оставляет его. Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Молитва - это доверие Богу. Ты свои собственные планы поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и смирением решаются все проблемы.
  Угодна Богу душа человеческая чистая, доверчивая, простая, без многих утонченных знаний, помыслов и высокоумия. Пусть будет душа, как у младенца, который всецело доверяется родителям и всю надежду возлагает на них. Сам Господь желает, чтобы мы были как дети. 

(Прп. Паисий Святогорец)"

 

"Всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу.
(Патр. Сербский Павел)"

 
 

"К Богу нужно относиться с доверием. Часто дети чего-то просят у родителей, а те не дают, потому что считают это вредным. Пройдут годы, и человек поймет, насколько правы были родители. Так происходит и с нами. Проходит какое-то время, и мы вдруг понимаем, насколько более благотворным оказалось то, что послал нам Господь, чем то, что мы бы хотели получить по собственной воле.
(Митр. Иларион (Алфеев))"
 


  "Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди… У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой… Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость и безотрадность, и благоденствие и злоденствие – как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха.
  Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но происходит или по Его воле, или по Его попущению. 
Чтобы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 
"При напраслинах, оскорблениях и нападках не обращай внимания на то, насколько неправы причинившие их тебе. Остановись вниманием только на том, что Бог для твоего блага попустил тебе это встретить и что ты этого блага себя лишишь, если допустишь нетерпимость, раздражение и немирность. Не допытывайся и того, почему именно тебе попустил это Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй, что и в настоящем случае Он проявляет правду и милость, хотя и не понимаешь, как.
(Свщмч. Пётр Дамаскин)"
 
 
 

"Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Иисусу Христу, и Он избавит тебя и защитит.
(Прп. Антоний Великий)"



 
"Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а впоследствии многое откроется...
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 
 

"При всяком случавшемся со мною деле, я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростью: но что бы то ни было, я всегда делаю по силе моей и всё предоставляю Богу. Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божьему, и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя. 
(Авва Дорофей)"



 
  "Ощущения наши находятся под влиянием помыслов, возникающих в нас самих и приносимых нам духами злобы, врагами рода человеческого. То обуревает нас печаль, то возмущены мы гневом, то увлечены сладострастием, то восхищены тщеславием и гордостью. Этот ветер — напор помыслов — часто бывает так силен, что не находим средств противостать ему, теряемся, приходим в уныние, в отчаяние, приближаемся к погибели. 
  Что сказать в утешение всякому, понявшему, что он и наружною жизнью и жизнью духа ходит по волнам моря? Скажем, что он ходит по повелению Бога своего. По этому повелению ходил, в наставление наше, святой Петр и не утопал до того времени, до которого твердо верил, что он действует по повелению Божию.
  Поверим и мы, что Бог вызвал нас из ничтожества в бытие, что Он даровал и предназначил нам поприще земной жизни, заповедав на этом поприще исполнять волю Его и обетовав неусыпно бдеть промыслом Своим над верными служителями Своими.
  Поверим, что мы, создания Его, находимся вполне в Его воле, что без мановения этой всемогущей и всесвятой воли ничего не случается с нами. Руководимые этою мыслью, мы будем свободно и дерзновенно совершать шествие наше по морю.
   
Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




  "Того, кто отдаёт себя Богу, Бог никогда никому не отдаст. У тебя есть помощница (жена - от авт.), на которую ты можешь совершенно положиться в отношении домашних вещей. Доверься ей во всём и не смей не верить ей в чём-либо. Доверься и всем домашним, а пока не доверишься домашним в житейских вещах, до тех пор как ты доверишься во всём Богу? Как любить Бога мы можем не прежде, как возлюбивши брата, так и верить Ему можем не иначе, как научившись прежде доверять своим. Домашние — пробный камень веры и любви. 
  Господь всегда верен в том, чтобы услаждать сердца обращающихся к Нему всем сердцем; будь только ты верен — Он всегда верен пребывает: «отрещися бо Себе не может». Коль скоро заметишь в чем-либо свою неверность пред Ним (а совесть и внутреннее смущение сейчас тебе скажут об этом), сейчас обратись к верности, вспомни о верном Друге своём — и не будешь постыжден. 
  Господь Бог мой — дерзну сказать так — Друг испытанной верности, потому и мне также нужно быть верным Ему во всём, или иначе сказать: верить Ему во всём беспрекословно. 
  Иудеи знамения просят и еллины премудрости ищут от проповедующих веру Христову, а вера Христова есть камень, то есть совершенно истинная, требующая младенческого доверия нашего. Итак, просить знамения и искать премудрости в вере есть признак гордой души, недостойной принять такую веру, как наша. Господи! Даруй мне предаться вере, подобно младенцу.
  Как человек простодушный, видя на иконе написанным Господа во плоти, или Пречистую Его Матерь, или Ангела, или какого-либо святого, не разбирает, какими красками и как написана икона, художественно или нет, таков ли был в натуре изображенный святой или нет, а без всяких рассуждений, прямо относится к нему в молитве с верою и подобающим благоволением, как бы видя пред собою того истого святого, коему молится, — так должен вести себя в вере и каждый христианин: какая вера во что прилична, какое почтение чему подобает — такую веру и такое почтение и должен иметь он, без всяких рассуждений, следует ли так верить, то ли это в самом деле, во что мне велят верить. И такое ли почтение должен я воздавать тому предмету, в который и Сам Господь или люди, имевшие в себе Духа Божия, повелевают мне верить. 
  Тебе надобно стяжать верность к Богу, а то ты в счастии принадлежишь Богу, а в несчастии оставляешь Его и даже ропщешь на Него. 
  Когда Господь во время совершения Литургии лишает тебя дара веры (либо промыслительно уменьшая Свою благодать, либо позволяя действовать бесу неверия - от авт.), то этим Он научает тебя искренности в молитве, простодушной детской доверенности к Нему. Он видит лукавство сердца твоего, поверхностность молитвы твоей и хочет, чтобы ты был доверчив и прост, как дитя, углубился в молитву до забвения всего земного.
  Ты иногда забываешься и недоверчиво смотришь на некоторые очевидно истинные положения веры - ты горд от той же изнеженности. Но посмотреть бы на тебя в твоём первобытном состоянии - стал ли бы ты таким недоверчивым; не напротив ли, ты был бы совершенно доверчив к вере во всём, как дитя? 
  Обратите внимание на первое слово проповеди Божией, возвещённое Архангел Гавриилом Деве Марии о воплощении от Неё Сына Божия и подумайте - какой оно требовало смиренной простоты и доверия от Пречистой Девы! И она ни единым словом не усомнилась и не воспрекословила небесному благовестнику, несмотря на всю необычность слов Благовещения. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим. Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.
(Св. прав. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна Романова)"



 

"Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие - моя ошибка, а лишнее подозрение - обида ближнему.
(Свт. Филарет Московский)"


 
 

"Несомненно веруй в Бога и всего себя, насколько возможность твоя позволяет тебе, Ему отдай. Не желай никогда принадлежать самому себе и неограниченно пользоваться самовластием, но признавай себя рабом премилосердного и благоуветливого Господа. Этим обращением к Господу ты сделаешься приятным Ему, и Он не перестанет приближать тебя к Себе, и не попустит приключиться тебе ничему злому или горькому для тебя, кроме того, что необходимо для твоей же пользы, хотя о полезности сей ты и не подозреваешь.
(Блж. Августин)"

 

    
  "Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках - и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. 
  Одна у них была забота - проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою. 
  А Я говорю вам: не противься злому", иначе- отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал. Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы- люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение.
(Свт. Феофан Затворник)"





"Должно не на собственных рассуждениях утверждаться и отвергать сказанное Господом, но знать, что глаголы Господни достовернее собственного удостоверения.
(Свт. Василий Великий)"





"Желай, чтобы дела твои устроялись не как тебе представляется, но как угодно Богу.
(Прп. Нил Синайский)"



  

"Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное знание и показывает твердое доверие Богу.

(Прп. Марк Подвижник)"



  
"Все, что с тобой случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего. Вера есть еще, чтоб вверил кто себя самому Богу и от всей души на Него единого возлагал все свое спасение. 

(Прп. Симеон Новый Богослов)"




"На каждого из нас у Бога есть план – и прекрасный план. Поверь в это, доверься Ему, и ты сам это увидишь. Господь заберет у тебя весь твой страх, всю твою тревогу. Исчезнет беспокойство, этот холод в животе, который бывает у школьника, идущего в школу, не выучив урок. Именно такое чувство появляется у нас тогда, когда нам не хватает веры, любви, понимания того, что наши ближние любят нас, и что помимо этого есть еще святые, которые молятся за нас, и есть Бог, Который защищает нас. Великое дело — успокоиться и довериться Христу.
(Архим. Андрей (Конанос))"





"Чтобы научиться плавать, человек должен расслабиться в воде и довериться ей, тогда вода будет его держать, а комок напряженных мышц вода топит. Так и здесь: если человек не доверяет Богу, если он напряжен, зажат и все время пытается делать что-то сам, он противится благодати. Защищается человек, который боится. А кто не боится, тот просто живет. Если у человека есть доверие к Богу, ему нечего и некого бояться. Вера — это не просить Бога: «Дай!» и, получив требуемое, верить в это. Вера — это когда мы просим, не получаем, но верим при том, что Бог лучше нас знает, нужно ли нам в самом деле то, о чем мы молились, или же оно для нас совершенно лишнее.
(Игум. Нектарий (Морозов))"


 



"Вверься нежной любви благодати, потому что она – начало всякого стяжания. Пока ты еще не видишь ее любви, как и младенцы, сосущие молоко, не знают о материнской заботе. Будь терпелив, предоставь себя ее воле и тогда увидишь ее благодеяния.
(Прп. Ефрем Сирин)"





"Мы долж­ны быть уве­ре­ны, что про­мысл Бо­жий всег­да о нас про­мыш­ля­ет.
(Прп. Лев Оптинский)" 





"Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет. Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника.
(Свт. Николай Сербский)"





"Господь всегда близок к человеку, Он – Самый Верный Друг, в Евангелии это сказано: «Вы друзи мои есте». Он – Живой, Он слышит не только наши молитвы и просьбы, но и прежде прошения подает все необходимое для нас в этой жизни. Только надо постоянно обращаться к Нему с любовию и доверием.
(Протоиер. Николай Гурьянов)"





  "Избавься от самолюбия, потому что оно отделяет от Бога. Из-за самолюбия и наши прародители отпали от Бога, когда преступили Божию заповедь и своей воле последовали, захотели чести, подобающей одному Богу, и так потеряли ту честь, которой были высоко превознесены от Бога. Нужно покорить свою волю – воле Божией и отдать себя Его святому и премудрому Промыслу. Пусть делает с нами, что хочет, пусть ведет тем путем, каким хочет, легким или трудным, радостным или печальным. Пусть поступает с нами, как искусный лекарь с больными, которые отдаются на волю его и так исцеляются.
  Уверь себя, что Бог присутствует на всяком месте. Он видит всякое дело, начинание и помышление твое, слышит всякое слово твое. Он вписывает подробно и с точностию в книгу Свою все поведение твое, объявит тебе его в день суда твоего и воздаст тебе по поведению твоему. 

(Свт. Тихон Задонский)"














  Доверчивость добрая противостоит пороку подозрительности, являясь следствием/проявлением: надежды на всеохватывающий промысел Божий, а также смирения и неотделимых от него мученичества, послушания и добролюбия...
  Поскольку эти главные соборные добродетели являются следствием любви, то доверчивость, по причинно-следственной взаимосвязанности увеличивает не только надежду (умаляя в отчаянии), но и любовь в человеке...
  Не существует таких добродетелей, которые не могли бы быть либо непосредственными причинами правильной доверчивости, либо же соединёнными с нею...
  В этом и состоит главная польза от доверчивости - она развивает в человеке практически все добродетели, являясь и их же следствием одновременно...
  О великой необходимости и пользе доверчивости доброй свидетельствовал и Христос, когда говорил, что только тот сможет войти в Царство Божие, кто умалится, подобно младенцу...
  Иисус говорил, что "таковых (младенцев) есть Царство Божие"...
  Доверчивость человека к благовестнику позволяет ему легко принимать слово Божие (вспомним тех же детей) и тем самым обрести веру...
  Доверчивость является природной, естественной, врождённой чертой характера младенца, которую он, увы, с возрастом (из-за частых обманов коварными и лживыми) обычно утрачивает...
  К доверчивости правильной, как и к любой другой заповеди Христовой необходимо применять рассудительность...
  В народе недаром говорят: "Доверяй, но проверяй"...
  Речь здесь идет о своевременности, умеренности и уместности доверчивости...
  Относительно же к вероучению речь здесь идёт ещё и об анализе религиозной информации на предмет её соответствия православным догматам и православному церковному преданию...
  Замечательно и ярко о благоразумной доверчивости (или о доброй подозрительности) писал св. ап. Павел своему духовному сыну ап. Титу, когда тот уже пребывал на архиерейской должности, напр.:
 
  "22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
  (1 Тим. 5)"
  "15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 
  (Прит. 14)"

 
  Традиции церкви, продолжившиеся далее в жизни св. отцов, также свидетельствуют о необходимости соединения доверчивости с благоразумием...
  И в наше время церковные клирики (дьяконы, иереи, послушники монастырей, монахи, духовники, архиереи и все пр. служители церкви) проходят обязательную проверку (т. н. искус) перед тем, как выйти на общественное (церковное) служение...

"Церковные делá должны быть препоручены человеку верному, который боится Бога. Ко всем имей приятельское расположение; но не всех имей советниками. Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящагося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу; ибо люди все вдались в лукавство, искулючая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 


 
  Доверие к ближнему является переходной (начальной) ступенькой к доверию Божию...
  Не научившись доверять ближнему, которого видишь, трудно (невозможно) доверять Богу, которого не видишь...
  Подобно тому, как жалость является мостиком к любви...
  Или подобно тому, как как любовь в браке и в семье между супругами, и между родителями и детьми (между близкими и родными) является средством, при помощи которого люди упражняются в любви истинной (Христовой)... 
  В заключение отметим, что как и любая добродетель, доверчивость имеет свою другую крайность (обратную сторону)...
  Доверчивость может быть и злой/порочной/вредной - св. отцы называли её беспечностью и безрассудной расслабленностью - следствием/проявлением нерадения/равнодушия/двоедушия/лености...
  В наше время доверчивость неправильную нередко называют наивностью, происходящей чаще всего либо от глупости, либо от неопытности (что зачастую бывает причинно-следственно взаимосвязано)...
  Самым ярким/классическим/клиническим примером наивности была слепая/детская (неискушённая ещё ничем) доверчивость праматери Евы к хамским словам змея/дьявола (а затем и наивность праотца Адама к ложным словам своей жены, впадшей в заблуждение)...

 
  Возрастает человек в доверчивости правильной через покаяние в подозрительности и через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, усиливающей его в смирении и любви...

"Чем чище сердце, тем оно доверчивее. 
(Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский)"





 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующая же статья игум. Нектария (Морозова) с сайта Православие.Ру
  Ссылки прилагаются:
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://www.pravoslavie.ru/put/71033.htm





 
                                       
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (11 Апр 13)
Просмотров: 1872

Поиск