"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Искренность
 
  - радование Христа исповеданием истины...
 





 
 
  "47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
  (Ин. 1)"
  "14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
  15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
  16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
  17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
  (2 Кор. 2)"
  "25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
  (Еф. 4)"
  "14 Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; 
  (Нав. 24)"
  "50 Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника.
  51 И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом.
  52 И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
  53 И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой.
  (3 Цар. 1)"
  "3 Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. 
  (Иов 33)"
  "29 Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.
  30 Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.
  43 Не отнимай совсем от уст моих слова истины,  
  (Пс. 118)"
  "13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. 
  (Прит. 16)"

  "6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. 
  (Прит. 27)"
  "5 Если кто праведен и творит суд и правду,
  9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог. 
  (Иез. 18)"
  "16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. 
  (Зах. 8)"





  
 

  "Искренность всегда привлекательна. Всякий раз, когда мы встречаем её в ком-то, она пленяет наше сердце. Жаль только, что в нашем мире она пребывает больше в детях. Во взрослом обществе искренность редка. Впрочем, как и всё настоящее, подлинное. (Протоиер. Сергий Николаев)"
  "Здравствуйте, мои дорогие!
  Недавно на проповеди я говорил о сокрушении сердца, о жизни сердечной. Многое, как обычно, осталось несказанным... Забыл? Не додумал?.. Да нет, сознательно умолчал, отсеял как неуместное.
  Так бывает всегда. Сначала мы долго разгадываем свои мысли, потом подбираем слова. И критерием выбора редко является смысл, чаще — созвучие, всё та же уместность. На амвоне — одно, в беседе — другое, дома — третье... Постепенно это переходит в привычку. Что здесь, ложь, лицемерие, хамелеонство? Получается, что я говорю не то, что хочу, а то, что желают, или должны, или способны услышать другие. Я даже на исповеди подбираю слова.
  Что с этим делать? Как быть до конца откровенным? Побольше молчать?! Хорошо бы, но это вряд ли что-то изменит. Если в грязной комнате выключить свет — чище она не станет.
  Лишь недавно мне стала понятной очень простая, но очень важная мысль: важнее честности — чистота! Она, чистота, должна быть первична! Ведь честность без чистоты — это бесстыдство.
  Об одном новом художественном фильме я слышал много критических отзывов, особенно от своих собратьев — священников. Захотелось проверить. Но досмотреть до конца у меня как-то не получилось. Терпения не хватило. Этот фильм о грязи и лжи. О той страшной лжи, которая всюду, внутри... О грязи, от которой, кажется, уже не отмыться. Вроде всё так реально: знакомые образы, планы, сюжеты. Только всё как-то сплюснуто и безпросветно. Что это — чистая правда о человеческой лжи или сущая ложь о Божественной правде? Ни то ни другое. Это личное. До неприличия личное. Автор как будто прилюдно разделся. Срамно и смотреть… Но это еще не самое страшное зрелище.
  Кто стоял у картины Малевича «Черный квадрат», разделит мой страх. «Я не спал, я хотел всё понять, что же я сделал», — так говорил сам Малевич о своем «черном произведении». Бедный, бедный Малевич, кто научил его быть таким безпощадным?! И к себе, и к другим!.. Он словно вывернул себя наизнанку, и на холст выплеснулось его сердце, черное от пустоты… Скольких еще затянет в свою пустоту этот «Черный квадрат»!
  Я призывал вас быть откровенными, просил о доверии, а теперь говорю — берегите сердца своих близких! Берегите любящие вас сердца! Пожалейте их, не топите в грязной жиже «доверительных откровений», не душите слезами «сердечных мук». Причинять душевную боль — стало делом привычным. Многим доставляет это какое-то странное удовольствие. Но даже для откровения помыслов существуют духовные правила: не соблазнять, не уходить от ответственности, не многословить.
  Когда человек подходит на исповедь, священник с первых слов понимает, кто перед ним: грешник кающийся или «безгрешный святой». «Безгрешный святой» — это особый феномен. Люди праведной жизни считают себя самыми грешными, а грешники мнят себя людьми «в общем хорошими». Нет, они понимают, что часто делают плохо, но не считают это таким уж грехом. Я до сих пор понять не могу, как это у них получается. Как тут не вспомнить евангельского фарисея, который Бога благодарил за то, что он не такой, как этот грешный мытарь.
  «Всё познаётся в сравнении» — какое лукавство! Ничего в сравнении не познаётся! Наверное, в этом причина высоких рейтингов всех этих душещипательных телепередач о насилии, лжи и предательстве. Покопался в чужой грязи — и полегчало... «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как эти...» Рецепт «безгрешного» жития оказывается очень прост: чужой грех — твое оправдание.
  Но случаются в этой среде «ревнителей чистоты чужих душ» и такие, которых хлебом не корми — дай поплакаться и о своей собственной драгоценнейшей душе. Только можно сколько угодно обливать себя грязью и посыпать себя пеплом, сердце от этого никак не изменится.
Говорят, слезы — пот сердца. Это правда. Только та слеза Богу приятна, которая рождена была сердцем.
  Часто слышу: «Надо очищать свое сердце!» Позвольте спросить: каким образом? Постом и молитвой — можно изгнать, но очистить никак не получится. Пустое и чистое — разные вещи. Я думаю, сердцу надо трудиться!
Я часто вспоминаю детский пансионат на окраине родного мне городка Похвистнево. В этом пансионате работала моя тетя. Звали её Зоя. Очень светлый был человек. Говорят, в детстве я упрямо называл её мамой. Она уже несколько лет как умерла от рака, причастившись в последний раз в нашем храме. Теперь я знаю, откуда у нее этот свет. Откуда это огромное сердце… У нее на работе я был всего один раз, но забыть это уже не смогу никогда. Представьте себе абсолютно пустую комнату, ковры на полу и на этих коврах стайку каких-то существ, издающих непонятные звуки. Когда мы с тетей Зоей вошли в эту комнату, существа встрепенулись, повернули лысые головки в нашу сторону и с визгами на четвереньках поползли к нам навстречу. «Не бойся, это они нам так радуются», — объяснила мне тетя. Это были насельники печального пансионата для детей-инвалидов. Они обвивали наши ноги, ласкались, нежно скулили, а тетя Зоя вытирала привычные слезы. Потом мы спустились на первый этаж, где находились «лежачие», там и я уж не выдержал…
  Когда мы вышли из пансионата, я, наверное, должен был как-то расстраиваться, или роптать, или быть каким-то подавленным. Но на сердце был свет! Словно чем-то его хорошенько почистили…
  Есть события, после которых всё вдруг меняется. Идешь по своей родной улице, а кажется, что ты здесь впервые. С удивлением разглядываешь знакомые лица. Радуешься какой-нибудь ерунде вроде стакана чуть сладенькой газировки… Всё так волнительно, вновь... хорошо! И как никогда хочется поделиться… И тут неожиданно понимаешь: в тебе и так всё открыто, до самого-самого донышка... (Протоиер. Игорь Макаров)"
  "Когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга. (Протоиер. Михаил Дронов)"


 

  "На самом деле то, что мы читаем и усваиваем себе может даже незаметно для нас самих изменять нашу жизнь. В книге «Великая Стража» об Афонском духовнике схиигумене Иерониме повествуется интересный случай. Один монах не хотел открыть свой сомнительный помысел о.Иерониму. Старец все-таки сумел подвести его к откровению. И вот, о.Иероним говорит ему - помысел этот внушил тебе враг, и он же тебя удерживал от откровения, так как ответ на него находится в книге «Шестоднев» свт. Василия Великого, и бес знал, что я это знаю. Как видим из этого примера, бесы изучают нас и наше устроение, что мы знаем, а чего нет или что знаем неправильно и стараются нас запутывать. Поэтому очень важно проверять свое устроение по Евангелию и учению св.Отцов. Одна неправильная мысль может увести в сторону и хорошо, если это отнимет время и силы, а может она и с прелестью познакомить и с чем угодно... Ошибок не нужно пугаться, они есть у всех и немало, но ошибки ошибкам рознь, особенно нужно обращать внимание на те мысли, которые ведут к изменению жизни и устроения."



 


"Прост тот человек, который не думает лукаво: он как малый ребенок, сердце у него простое, доброе сердце, в нем нет хитрости, нет эгоизма, нет подозрительности, нет тайн за семью печатями. Соответственно, прост тот человек, который стяжал Божию благодать и все душевные силы его соединены. 
(Митр. Лимассольский Афанасий)"

 
 
 

 
"Действовать в простоте — не значит вести себя глупо… Простой человек незлобив и бесхитростен… Плохое и безобразное он обращает в хорошее… У него всегда о других добрые помыслы… Искренен и прям не тот, кто "режет правду в глаза", но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. 
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
 

 
Нужно, чтобы в человеческой жизни обязательно присутствовали: простота, искренность, естественность. Этими свойствами человеческого естества выражается желание человека полагаться не на свой ум, а на Промысел Божий, руководящий в жизни каждого человека, и во всей вселенной, и во всем человеческом роде.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 
 
 

 
 "Способность дается просящим её у Бога от искренности сердца, — говорит блаженный Феофилакт Болгарский, — просите, сказал Господь, и дастся вам; всяк просяй, приемлет». Искренность прошения доказывается жительством, соответствующим прошению, и постоянством в прошении, хотя бы исполнение прошения отсрочивалось на более или менее продолжительное время, хотя бы желание наше наветовалось различными искушениями. Собственные подвиги, которыми инок усиливается побудить и изменить свойство падшего естества, суть только свидетели истинного произволения. 
  Победа и изменение естества принадлежать единому Богу. «Где побеждено естество, — говорит святой Иоанн Лествичник, — там признается пришествие Того, Кто превыше естества». Изменяет естественное влечение Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами докажет свое искреннее желание, чтоб влечение это изменилось: тогда Дух Божий прикасается духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божия, весь, со всеми помышлениями и ощущениями, устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения. Тогда сбываются слова Апостола: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Тогда самое тело влечется туда, куда стремится дух. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 



 


  "Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное. «Братие моя! Не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы...» Приложи к сердцу эти слова и, если тебе придется исправлять дело веры пред каким-нибудь знатным человеком, не смотри на лицо его, а делай своё дело от всего сердца, искренно.
  Чем больше свободы и, следовательно, спокойствия в молитве, веры, искренности сердечной, тем она выше и действеннее. Смотри, чтоб молитва твоя была всегда искренняя, от сердца, и никогда не молись без искренности, иначе молитва твоя будет ложная. Потому, когда заметишь во время молитвы, что она не искренняя, тотчас же преодолей себя, своё лукавое сердце, лукавую плоть и заставь сердце быть искренним.
 
 Ты дело имеешь с Господом, но ты Его не видишь, поэтому легко природе нашей, привыкшей к чувственному, забыться и вместо невидимого, но присущего Господа, иметь дело с тенью, с ничем. Вот отчего бывают иногда так тяжелы молитвы, произносимые без веры. Кроме веры в Господа имей искренность сердца во время молитв: в них Церковь от всего искреннего, светлого, любящего сердца желает приемлющим таинство или какую-либо требу духовных или телесных благ. И ты вседушевно, искренно желай вместе с Церковию этих благ. — Господи! Ты Сам даруй мне эту веру и эту искренность в молитве! — Господи! Даруй мне не произносить без веры в Тебя, без искренности сердца ни одной молитвы.
  
Во всём своём поведении и особенно в молитве старайся сделаться совершенно искренним, добрым и простосердечным сыном в отношении к Богу. Смотри на Него всегда с доверчивостию и живою верою, как бы Он всегда был пред тобою. Малейшее лукавство сердца или притворство гони прочь от себя. Ни одно слово в молитве да не вылетает из уст твоих без твоего ведома или без ясного сознания. Сыновняя любовь и искренность в молитве и во всей жизни есть величайшая, благоприятнейшая жертва человека Богу. Этого и хочет от нас вера Христова, к этому всё и направлено в ней. Отчего Господь требует от нас живой веры в Бога и отчего удивляется Он такой вере в людях? — Оттого, что она была редкостию в людях, между тем как её-то Он и искал. Человек пал, между прочим - лукавою недоверчивостию к Богу. Восстановление поэтому должно быть чрез веру или искреннюю доверчивость. 
  Адское состояние души твоей миновало и было при своей мертвящей тяжести непродолжительно (4 часа). После Господь опять воспринял тебя под Свою милость. Научись из этого искренности и простоте веры.
  
Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним - тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою. Тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое - если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. 
  Когда Господь во время совершения Литургии лишает тебя дара веры (либо промыслительно уменьшая Свою благодать, либо позволяя действовать бесу неверия - от авт.), то этим Он научает тебя искренности в молитве, простодушной детской доверенности к Нему. — Он видит лукавство сердца твоего, поверхностность молитвы твоей и хочет, чтобы ты был доверчив и прост, как дитя, углубился в молитву до забвения всего земного.

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Незлобие есть тихое устроение души, свободной о всякого ухищрения.
(Прп. Иоанн Лествичник)"







"Все искусства и науки украшает истина.
(Прп. Исидор Пелусиот)"





"Приучай язык говорить то, что у тебя на сердце.
(Прп. Пимен Великий)"




  


"Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.
(Прп. Серафим Саровский)"







"Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий.
(Авва Исаия)"






"Украшай себя правдой, старайся всякому говорить истину; и не подтверждай ложь, кто бы ни просил. Если скажешь правду и тем подвергнешь себя чьему-либо гневу, не скорби о том, но утешайся словами Господа: "Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное."
(Свт. Геннадий Константинопольский)"



Картинки по запросу икона святителя Геннадия Константинопольского















  Добродетель искренности противостоит пороку лживости...
  Искренность является следствием  добролюбия, послушания, смирения и рассудительности, их же и увеличивающая...
  Искренность может быть свободной и невольной, сознательной и неосознанной, правильной и неправильной...
  Искренность может быть только внутренней (на уровне помыслов), а может и проявляться снаружи (в виде слов и телесных поступков)...
  Внешняя искренность называется откровенностью...
  Откровенность тоже может быть как неправильной/вредной/ (напр., наглость или хамство, или дерзость), являясь проявлением/следствием открытости злой, так и правильной/полезной/доброй, как свободной, так и невольной, как сознательной, так и неосознанной...
  Откровенность, являющаяся следствием заблуждения или невежества/неведения - искренностью называться не может по определению, т. к. исповедует ложь (хотя бы и неосознанно)...
  Но всё же лучше меньшее зло, чем большее - лучше быть откровенным, пребывая в заблуждении/невежестве, чем быть лживым/лицемерным (свободно/осознанно) при знании истины...
  В той или иной степени, при тех или иных обстоятельствах, в то или иное время - каждый человек согрешает откровенностью злой (лживостью неосознанной), пребывая по словам свт. Игнатия (Брянчанинова) в прелести...   

  "2 Аз же рек во исступлении моем: всяк человек ложь.
  (Пс. 115)"

 
  Безрассудная искренность (хотя бы и исходящая из любви) приносит вред как ближнему (любимому), так и самому искреннему, развивая в нем то же самое безрассудство...
  Искренность может являться и следствием ненависти (порочности)...
  Откровенность является составной частью открытости человека (внешних искренности или лжи)...
  Искренность трудно переоценить, т. к. она является одной из основополагающих, фундаментальных добродетелей, усиливающих человека в любви...
  Искренность стоит у истоков покаяния, являясь его причиной, т. к. только искренний человек соглашается (признается) с наличием видимого в себе зла и в отсутствии в себе добра (внутренней истины)...  
  Искренность стоит и у истоков смирения, т. к. только искренний человек соглашается со всемогуществом и вседержительством Божиими как снаружи (во внешних обстоятельствах), так и внутри себя...
  Таким образом, искренность стоит и у истоков спасения человека, позволяя ему через непрестанное покаяние и исполнение всех остальных заповедей Христовых, обрести свои бесконечные обожение и блаженство...
  Невозможно отделить искренность и от исполнения одной из самых важных задач земного бытия человека - правильной реализации его свободы... 
  Поскольку свобода человека выражается прежде всего в его личном отношении к добру и злу (положительном или отрицательном), то исповедание истины (даже если реально оно и является иногда заблуждением) закрепляет в человеке навык приятия добра и отвержения зла (лживости) - формирует тенденцию к спасению/Спасению (принятие Источника истины, саму абсолютную Истину - Христа, соединение с Ним)...
  В заключение хочется отметить этимологию слова искренность (с нашей точки зрения)...
  Бог есть Сама Абсолютная Истина...
  Бог есть Творец всей истины относительной (творения) кроме зла...
  Искренность происходит от слова искра...
  Эта искра - есть искра Божия в любом человеке...
  Искра согласия, воспринятия и исповедания как истины, так и Самой Абсолютой Истины - Бога...
  Заповеди Христовы - это суть средства, при помощи которых человек может из своей малюсенькой искорки (едва мерцающей в порочном пепле) раздуть пламя костра любви Божией...
  Не пламя человеческой/тленной/преходящей любви (о котором писал поэт: "из искры возгорится пламя"), а то самое пламя "Огня поядающего" человеческое зло, Коим и является Святая Троица...
 
 
  Возрастает искренность в человеке через его покаяние в лживости и в ненависти (сластолюбии, злолюбии, своеволии и гордости), а также жизнью по совести и по всем остальным заповедям Христовым, смиряющей человека...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава о простоте свт. Игнатия (Брянчанинова), слово "О искренности..." прп. Макария Великого, поучение аввы Дорофея о вреде лживости с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайтов Богослов.Ру, Серафимов и Мир Вам...
  Ссылки прилагаются:
  
  




 
 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (10 Сен 12)
Просмотров: 573

Поиск