"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Юродство
 
 - радование Христа одновременно как скрываемой истинной/реальной премудростью (скромностью), так и демонстрируемым ложным/несуществующим безумием (дерзновением)...
 


 
 
  
  "17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
  18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
  19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
  20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
  21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
  22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
  23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
  24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
  25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
  26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
  27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
  28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, –
  29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
  30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
  31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
  18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
  19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
  20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
  21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
  22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;
  23 вы же – Христовы, а Христос – Божий.  
  9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
  10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
  11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
  12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
  13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
  (1 Кор. 1:17-31, 3:18-23, 4:9-13)"
  "13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
  (Евр. 13)"
  "10 И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому.
  11 И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч»?
  12 Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского.
  13 И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, [кидался на руки свои] и пускал слюну по бороде своей.
  14 И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?
  15 разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?
  (1 Цар. 21)"
  "1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 
  (Пс. 33)"
  "3 Он (пророчество о Христе - от авт.) был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
  4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
  (Ис. 53)"
  "7 За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. 
  (Ис. 61)"
  "7
 Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
  8 Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
  9 И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
  10 Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему».
  11 Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.
  12 Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
  13 Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев.    
  (Иер. 20)"
  "12 И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. 
  (Иез. 4)"
  "1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части.
  2 Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними.
  3 И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы.
  4 Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне.
  (Иез. 5)"
  "1 И сказал мне Господь: иди ещё, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их.
  2 И приобрёл я её себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя
  3 и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя.
  (Ос. 3)"
  "11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, –
  12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
  13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
  (Евр. 13)"

 

 

 
 
  Юродивые... отрицали законы мира ради Бога. Апостол Павел говорит, что мы юродивые Христа ради - "Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе..."; "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым".
  Но ныне ситуация сильно изменилась. Апостол это сказал по отношению ко внешним. Но сегодня уже всё смешалось, и законы мира сильно проникают и в собрания церковные... Так что многие перестают понимать вообще, что происходит. Поэтому и юродство уже должно быть везде, где давит и проникает мир и его законы.
  Понять это просто. Живи только так, как учат Евангелие и святые отцы, а остальное оставь вне себя и не давай завладеть тобой и твоей жизнью. Это - инстинкт самосохранения души, и ничего необычного в этом нет. Просто мы перестали это понимать. А прочтите Апостол - ведь именно этому он и учит.
  Сам Господь Иисус сказал: «Продай одежду и купи меч».
  Иногда я ободряю себя, что эти мысли – это те самые мечи, которые выковываются с помощью Божией для тех, кому они станут нужны. И хотелось бы, чтобы так и было.

 






  "Чем более кого клеветники поносят, тем более того Господь прославляет. 
  Когда враги и клеветники наши начинают хулить нас между людьми, пускать худую славу про нас и проносить имя наше, как зло, тогда мы, обыкновенно, приходим в уныние, малодушествуем и говорим: «Теперь пропал я: теперь все меня будут считать за худого человека и будут презирать меня».Но, так рассуждая, мы ошибаемся. Слыша худые слова про себя, мы всегда должны представлять себе, что есть над нами Бог всевидящий и правосудный, что Он не попустит врагам нашим восторжествовать над нами и что зло, которое они делают нам, всегда готов обратить и обратит нам во благо.
   Когда св. Златоуст сделался патриархом, тогда он обратил особое внимание на благоустройство в клире церковном и добрых из его клира поощрял и утверждал в добре, а злых наказывал и обличал. Вследствие этого он весьма был любим добрыми и ненавидим злыми. Последние, худо жившие, особенно не любили святого за то, что он беззаконные дела их выводил наружу и за оныя некоторых из них отлучал и от Церкви. И вот эти злые клирики, из мести, стали распространять о патриархе в народе худую молву и хулили того, который достоин был одних похвал. Иоанн знал о клевете на него, но как отнесся к ней? Он не обращал на нее никакого внимания, предоставив все суду Божию. Что же вышло из сего? Вышло то, что чем более хулили Иоанна враги его, тем более добрая слава о нем разрасталась. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после клеветы он прославился и в других далеких странах, и многие из этих стран приходили в Царьград за тем, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения.
  Итак, братие, слыша сие, в то время, когда враги наши будут поносить нас, мы должны не горевать о том, что добрая слава наша пропала, не малодушествовать, а именно представлять себе, что есть над нами Бог всевидящий и правосудный, все предоставить, по примеру св. Златоуста, суду Его, и тогда все будет хорошо. Это подтверждает нам и св. царь и пророк Давид, когда говорит: изострили язык свой, как меч, как стрелою метят язвительными словами, дабы втайне поразить непорочного. Внезапно поражают его и не боятся. Говорят, кто увидит их? Но Бог поразит их; они будут уязвлены стрелою внезапно. Низложат друг друга языком своим. Да, помните, братие, что зло злом и останется, и в бездну зла ниспадет; а добро всегда добром останется, и сугубая милость Божия с оклеветанными, но невинными всегда пребудет. Аминь.
(Протоиер. Виктор Гурьев)"





 
  Как-то не так давно в Абхазии довелось мне наблюдать следующую картину: в аэропорту выходит служащий лет 50-ти, одетый в советскую форму, и начинает говорить и действовать, как будто на дворе конец 70-х годов. Сначала я подумал, что он не в своем уме. Оказалось, он и есть в своем уме: просто, поняв фальш демократии, он ее не принял и оказался свободен от ее лжи и воздействия.
Нечто подобное и еще более удивительное я испытал, встретив старца-пустынника, который жил по учению Григория Синаита и подобных ему Отцов, - недавно почивший схим. Кассиан. Это один из трех наставников, которых я встречал на своем жизненном пути, знающих путь умной молитвы на опыте. Он же брат-ленивец, о котором говорит в своей книге монах Меркурий: у ленивца первого пошла непрестанная молитва. Дело в том, что схимник жил так, как понимал, потому что жить соответственно своему знанию – крайне редкое явление (иначе, чем явлением, это не назовешь). А то часто мы читаем, «учимся», а воз и ныне там. Именно потому, что не живем согласно со своим знанием. Не случайно о.Кассиан был слегка юродивый, его никто не понимал, он был один в поле воин. Мне он устроил испытание: налил в таз воды и попросил вымыть ему ноги. Когда я это сделал, он отложил юродство и стал говорить со мной нормально. С тех пор я понял: во что ты веришь, так ты и живешь. Веришь в слабость - живешь слабо, отрицаешь законность духа времени - не живешь по его законам. А стало быть: ищите и обрящете, и толкающему отверзают. 
  Как-то шли мы с послушником Н. к о.Кассиану. По дороге нужно было проверить груз, сложенный в лесу, - не намок ли от дождя. В одной из бутылок из-под «Очаково» был бензин. Я говорю послушнику: «Ну, отец К. не додумался этикетку оторвать. Теперь иди всю дорогу на жаре и пиво вспоминай!» Приходим к о.Кассиану. Он улыбнулся, поставил передо мною банку алычового сока, смешанного с медом, и говорит: «Вот тебе вместо пива!». Я начал что-то о молитве вопрошать, он махнул рукой и говорит: «В 12 ночи Небо открывается, а мы спим!» А я как раз по дороге послушнику жаловался, что сон меня одолевает. Старцы говорят именно тогда, когда мы являемся делателями, а не просто вопрошателями. 
  Жил в одно время с о. Кассианом непослушный послушник. Отец Кассиан подмигнул мне, чтобы я не смущался. Взял палку и погнался за послушником: «Ах ты, лентяй, опять дров не нарубил! Ни разу топором не ударил!» Послушник потом мне жаловался: «Да, строгий у меня старец!». А батюшка правда любил поюродствовать, особенно когда видел, что говорить бесполезно
Второй человек-наставник, знающий умную молитву, был инок Евгений. Он умер во время молитвы от сердечного приступа. Евгений был еще молод, но был очень ревностный. Хотели мы с ним жить вместе, но Господь забрал его к себе.
  А третьего наставника не дерзаю называть – он и сейчас юродствует посреди мира. Я лет 10 с лишним не видел его. Если жив, пусть останется сокрытым у Бога. Он мне объяснил трудности молитвы с дыханием и некоторые действия от молитвы. Вообще, он, пожалуй, единственный из всех встреченных мною людей, знавший и проходивший опытом художественную молитву. На него за это очень сильно нападал демон, и он просто не мог жить в обществе. Его ум хотел всегда быть внутри и не слышать и не видеть этот мир. Этот человек нашел свой путь.
  За о. Кассиана не дерзну говорить, проходил ли он этот художественный метод. Он этого по молодости нашей не говорил. Ибо твердая пища, по Апостолу, свойственна совершенным, а мы и сейчас еще младенцы в плане духа. Говоря «единственный» или «трое», я не имею в виду, что больше нет похожих людей. Я говорю только о тех, кого я встретил. Пророк Илия думал, что он один остался и говорил Господу: «И моей души ищут!». А Господь ему говорит: «А ты и не знаешь, что у Меня есть еще 7 тысяч рабов моих, которые не преклонили колена перед Ваалом» (3-я книга Царств). Я уверен, что и ныне и два раза по 7 тысяч есть у Господа тайных молитвенников. И, скорее всего, они тоже молятся не на коленах, а на стульцах в две пяди, по традиции исихастов. Потому что силен Господь и из камней холодных сердец наших сотворит детей Аврааму.
  Как-то в монастыре умываюсь в умывальнике и слышу шум в коридоре, заглянул к соседу по келии, спрашиваю, что случилось. А он чудаковатый был, говорит напевая: "А пришел благочинный, хотел, чтобы я встал, оделся и пошел, а точнее побежал, но только я его послал, сказал, что болен и устал и эту ночь не спал ". Какая-то в нашем монастыре была нелепая традиция - записывать и ставить на поклоны опоздавших в храм. Да св. Отцы часто в своих писаниях увещевают братию к усердию к Богу и богослужению и объясняют их суть, показывая пример ревности, но экзекуций армейских или юридических у них не было. У Пимена Великого вопросили: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтоб он не дремал на бдении? Пимен отвечал: "Если увижу брата моего дремлющим, - положу голову его на колени мои и успокою его.” (Житие Аввы Пимена, Отечник) Или у Пимена Великого ревности о богослужении не хватало? Почем нам знать, может брат в скорби или в брани? От того, что мы его палкой в храм загоним, он благочестивее не станет! Конечно, бывают случаи и явной дерзости и бесчиния, вот на этот случай и есть жезл у благочинного. Нужно во всем рассуждение, но в отношениях души с Богом насилие точно неприменимо. А брат тот правда юродивый был. Раз захожу к нему, а он говорит мне: "Хочешь покажу вавилонскую блудницу на водах многих из апокалипсиса у которой 10 рогов на голове?" Говорю: «И где же она?» Он из под матраца достает плакат американской "статуи свободы" и говорит: «Вот она зараза!» - я же вам и говорю, точно юродивый, инок З. прозывался. Верхом на быке ездил, у него послушание на скотном дворе было. Бык был "малыш" огромный из буйных, бывало по монастырю бежит в ярости, так инока З. прямо с храма забирают. Он выходит, на малыша верхом запрыгивает и как на коне на скотный двор скачет на нем. Только его одного и слушался бык. А инок из казаков был Донских, горячая кровь. Говорил казак - это состояние души."

 

 
"Православные людие, оставите злая дела и ко Господу Богу покаянием и чистым житием обратитеся. В памяти же своей всегда имейте прежде бывшее Его наказание милосердое и Богородично заступление.
(Св. прав. Прокопий, Христа ради юродивый Устюжский чудотворец)"
 
 

 
"Если тот, кто будучи злонравен, держит перед глазами мира вид человека добродетельного, чтоб прельстить и погубить многих, если, говорю, такой человек окаянен пред Богом, мерзок и достоин всякого осужденияпред людьми, то явно, что тот, кто будучи бесстрастен, кажет себя миру страстным, как делали многие из древних отцов, чтоб послужить многим во благо и спасение, - прехвален и преблажен. Ибо как дьявол, который отдалил человека от Бога и лишил его всех благ рая, тем, что скрывшись в змия, посоветовал ему по видимости доброе и полезное, во истине же смертоносное, оказался богоборцем и человекоубийцею, так, напротив, тот, кто пред очами мира кажет себя недобрым и говорит некие слова по видимости лукавые, имея в виду – узнать дьявольские слова тех, кои кажутся лишь добродетельными и благоговейными, чтоб обратить их на путь покаяния и спасения, поистине есть подражатель Христов, споспешник воле Божией, спаситель и избавитель человеков.
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 54-е)"



 
 
  За свою историю ни одна страна не представляла миру столько юродивых и почтения к ним, как Россия:
  Василий Блаженный

Василий был в детстве отдан к сапожнику в подмастерья. Именно тогда, согласно молве, он проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим по Москве. Василий ведет себя эпатажнее предшественника. Он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев, он швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны» (у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы).
Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде.
Самое страшное — он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисована дьявольская рожа. Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года. Гроб его несли бояре и сам Иван Грозный, почитавший и боявшийся юродивого. Совершил погребение митрополит Макарий на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где вскоре царь Иван Грозный указал строить Покровский собор. Сегодня мы чаще всего называем его именно Собором Василия Блаженного.
  Прокопий Устюжский
Его принято называть первым на Руси, так как именно он стал первым святым, кого на Московском Соборе в 1547 году Церковь прославила в лике юродивых. Из жития, которое было составлено лишь в 16 веке, хотя преставился Прокопий в 1302 году известно немногое. Житие приводит Прокопия в Устюг из Великого Новгорода. С молодых лет был он богатым купцом из прусских земель. В Новгороде, познав истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздает свое богатство горожанам и «приемлет юродственное Христа ради житие». Позже он удаляется их Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение».
Житие ведет он аскетическое: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно по ночам, прося за город и людей. Пищу принимает у богобоязненных горожан, но никогда ничего не берет у богатых. Первый юродивый авторитетом особым не пользовался, пока не случилось страшное.
Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плачет на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.
  Прокопий Вятский
Святой праведный юродивый родился в 1578 году в деревне Корякинская около Хлынова и носил в миру имя Прокопий Максимович Плушков. Как-то, будучи в поле получил удар молнией. После этого, как говорили тогда «повредился умом»: рвал на себе одежду, топтал ее и ходил нагим. Тогда скорбящие родители повезли своего единственного сына в Вятскую обитель Успения Пресвятой Богоматери, где о нем денно и нощно молились, вымолив в итоге для отрока исцеления. В возрасте 20 лет тайно от родителей, которые собирались его женить, удалился в Хлынов и воспринял на себя подвиг юродства Христа ради.
Блаженный наложил на себя подвиг молчания, и почти никто не слышал от него слова, даже во время побоев, которых перенес он немало от горожан. Опять же молча предсказывал святой больным выздоровление или смерть: приподнимал болезного с одра — выживет, начинал плакать и складывать руки – умрет. Задолго до начала пожара поднялся Прокопий на колокольню и звонил в колокола. Так подвизался блаженный 30 лет. А в 1627 году предугадал и свою кончину: усердно молился, отер свое тело снегом и с миром предал Господу свою душу.
  Ксения Петербургская
Во время правления императрицы Елизаветы Петровны была известна юродивая «Ксения Григорьевна», жена придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, «состоявшего в чине полковника». Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. Где она ночевала, долгое время оставалось неизвестным, многим, но полиции это было крайне интересно узнать.
Оказалось, что Ксения, несмотря на время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича."


 
 
 


"Высшее наслаждение - ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор. 
(
Прп. Макарий Великий)"

 
 

 


"Если кто потерпит посрамление за истину Христову, то он в сто крат прославится от многих.
(Свт. Марк Эфесский)"

 
 

 

"Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество.
(Прп
. Гавриил (Ургебадзе))"

 


 
 
"Спаситель не только называет блаженными тех, которые терпят поношения за Господа, но и называет несчастными тех, о которых все говорят доброе. Он говорит: "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо". И об апостолах говорили доброе, но не все. Поэтому Он и не сказал: когда люди будут говорить о вас доброе; но прибавляет слово "все". Действительно, невозможно, чтобы добродетельные всеми были хвалимы. И опять говорит: "когда пронесут ваше имя, как бесчестное, возрадуйтесь и возвеселитесь". 
Он определил награду не только за опасности, которым они подвергались, но и за поношения. Поэтому Он не сказал: когда изгонят вас и убьют; но – когда будут поносить вас и всячески злословить. Поистине злословие уязвляет гораздо более, чем самые дела. В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великую борьбу, хотя на самом деле злословие уязвляет борца более, чем самые опасности.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 
 
 
 
"Ведающие Бога исполнены бывают всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское. Но таковые не многим нравятся; так что за это они не только бывают ненавидимы, но и подвергаются поруганию многими из несмысленных. Они готовы терпеть крайнюю бедность, зная, что кажущееся для многих злом для них есть добро. Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 
 
 
  "Мы порой совершаем странные поступки, не продиктованные логикой. Невозможно обьяснить, зачем женщине надевать одежду умершего мужа и называться его именем. Легче понять искреннюю любовь и молитву святой Ксении Петербургской.
  Когда я уставал наматывать круги, останавливался, чтобы поразмышлять о подвиге юродства (притворного безумия). Все юродивые - «блаженные», то есть счастливые. Достижимо ли счастье? Я говорю не о довольстве жизнью, а о состоянии счастья и внутреннего покоя.
  «Блаженные», такие как святая Ксения, мне непонятны - они не от мира сего, а я слишком привязан к этой жизни. Семейному человеку практически невозможно постичь тайну отречения от мира.
  Она нарочно притворилась безумной. Пока её презирали, она молилась за обидчиков, поминала себя и покойного мужа. Было ли ей больно? Конечно. Иначе бы она была простой сумасшедшей, а не юродивой ради Христа.
  Обычно человек упивается страданиями, духовно рефлексируя до жалости и самоедства. Святые не искали страдания и боли. Они искали не жалости к себе, а прислушивались к голосу Бога через смирение и молитву. Поэтому они находили в скорбях утешение.
  Молитва и смирение с каплей «здорового» безумия - неотмирности. Таков рецепт счастья. «Немудрое Божие»- простота и смирение - не нуждаются в логических объяснениях. А разве счастье (блаженство) можно как-то обьяснить?
(Свящ. Нйколай Бабкин. Источник: #ДневникСвященника #Бабкин_духовность
#святыеотцы #ксенияпетербургская #святость)"
















 
 
  Можно сказать, что юродство есть человеческое/мирское безумие Христа (Бога) ради - что оно является высшими по своей степени проявлениями как стремления к славе Божией, так и к бесславию человеческому (высшей премудростью)...
  Поэтому можно сказать, что добродетель юродства противостоит пороку славолюбия и является проявлением славолюбия правильного, растущего из любви к Богу...

"Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь. 
(Блж. Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец)"


Максим Московский, юродивый



  Юродство является и одним из самых сильных проявлений мiроотречения в миру...
  Очень ярким примером юродства является обнажение, скакание, восклицания, пение и игра на гуслях прор. Давида (величайшего царя!) во время переноса Ковчега Завета Божия к нему в город... 
  Увидев обнажённого и пляшущего Давида в окно, его жена Мелхола сначала осудила его сердце своём, а потом при встрече и вовсе обозвала (попыталась унизить) его "пустым" человеком (кстати, в наказание за это она до конца жизни оставалась бесплодной)...
   В истории же российского православия почти все святые юродивые предпочитали быть обнажёнными, т. к. это способствовало нестяжательству/щедрости, терпению/исповедничеству/мученичеству и смирению/кротости - вследствии непрестанных гонений, оскорблений, уничижений и пр. нетерпимой реакции от "благочестивых православных" людей... 
  






 
  Ветхий Завет также свидетельствует о юродстве некоторых др. пророков Божиих, обнажавшихся донага и проживавших так в течение долгого времени... 
  Юродство соединяет в себе казалось бы, несоединяемые предметы - скромность и дерзновение, премудрость и безумие, аскетизм и невоздержность, святость и бесчиние и пр., и пр. как духовные, так и телесные несовместимости...
  Юродство все насквозь пронизано внешней парадоксальностью (противоречиями)...
  Как христианство бросило вызов всему языческому миру, точно так же и юродство бросает вызов так называемым "христианам" - людям, лишь формально принадлежащим к церкви как к человеческой организации (современным фарисеям, все свое внимание уделяющим исполнению лишь внешних - телесных заповедей Христовых)... 
  Юродство есть и стремление к скорби через нестяжание, девство (целомудрие), оскорбления, унижения, издевательства, биения, презрение, оклеветание, осуждение, ненависть и проявления всех прочих пороков других людей в отношении к  самим юродивым, т. е. является ярчайшим проявлением мученичества, его же и усиливающим...
  Юродство в своей высшей степени является свободно избираемым образом жизни, который постоянно пронизан непрестанными гонениями со стороны окружающих юродивого людей (зачастую же и со стороны т. н. единоверцев)...
  Поэтому со всем основанием можно утверждать, что юродство есть разновидность (родная сестра) - одно из проявлений мученичества и исповедничества как таковых...
  Но мученики нередко принимали славу (хотя бы и невольно) от других христиан (свидетелей их мученичества) еще и во время своих мучений за  Христа...
  Юродивые же, нередко до самого окончания своего земного жизненного пути пребывают в состоянии полного человеческого бесславия...
  И только редкие христиане, достигшие высокого духовного уровня, могли преподавать им изредка и втайне некоторое утешение, видя в них не обычных идиотов, а безумствующих Христа ради... 
  Кроме того, св. мученики совершали свой подвиг во многом благодаря своим гонителям, которые вынуждали их сделать свой праведный выбор между земною жизнью без Христа, и мученической смертью с Христом...
  Подвиг же юродства является абсолютно свободным и, как правило, он осуществляется во время отсутствия гонений на церковь и поэтому является насколько трудным в христианстве, настолько же и редким по сравнению со всеми другими проявлениями святости...
  К юродству Господь призывает только самых лучших своих сынов и дочерей, способных своим ярчайшим и сильнейшим примером отречения от мира (в миру же и в мире), свидетельствовать остальным людям о ничтожности их мимолетных человеческих ценностей...
  Юродство обличает мир, оно заставляет нечестивых (как внешне, так и внутренне) людей как бы встряхнуться от порочного сна, как бы проснуться от злого забвения и устремляет их к покаянию...
  Юродство обличает не только фарисейство, но и безрассудство, самым страшным проявлением которого является обмирщение церкви - стремление "христиан" к внешнему, телесному, земному благоденствию и комфорту (материальному и душевному благополучию во всех его бытовых аспектах)... 
  Юродство обличает то, что многие т. н. "православные" прежде всего ищут не Царства Божия, а всем своим существом стремятся искать что есть, что пить, во что обуться, во что одеться и т. д.:
 
  "9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
  (Гал. 4)"
 
  Юродство в своей высшей степени является высочайшим подвигом общественного служения, превосходящим нередко по своей эффективности даже и монашество...
  Юродство чрезвычайно полезно не только в общественном смысле, но и относительно к самому юродивому тоже...
  Оно  радикально умаляет его в сластолюбии, гордости, своеволии, злолюбии и увеличивает в мученичестве, смирении, послушании и добролюбии...
  Нередко юродство соединяется с крайней степенью нестяжания, позволяя отсутствием жилья и какого-либо имущества (жилья, а иногда даже и одежды, и обуви как таковых) нести и подвиг странничества (непривязанности к какому либо местопребыванию), на практике иллюстрируя слова Св. Писания и многих св. отцов о том, что любой человек пришедший в этот земной мир, является всего лишь пришельцем/странником (голым пришедшим - голым и уходящим из него)...
 
  Как и любая другая добродетель, юродство может иметь разные степени и поэтому при благоразумном использовании и может, и должно применяться всеми христианами в их повседневной практической жизни... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, видео лекции о юродстве проф. Иванова с сайта Предание.Ру, статья Сергея Мазаева с сайта Православие.Ру, статья Андрея Зайцева с сайта Нескучный Сад и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир и Логослово...

 

  Кроме того, если в поисковике сайта Православие.Ру набрать слова "юродство" или "юродивые", то предоставится хорошая возможность прочесть множество статей о юродстве как о религиозном христианском феномене, а также множество жизнеописаний замечательных наших юродивых... 



Прижизненный портрет блж. Ксении Петербуржской (Эрмитаж, Санкт-Петербург)




 

 




 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (13 Мар 13)
Просмотров: 1100

Поиск