"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Красивость правильная

   – радование Христа собственными качествами, или свойствами изделий своих рук, отвращающими ближнего от зла и устремляющими его к добру… 





 

  "Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
  (1 Тим. 4)"
  "Ты же говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
  (Тит. 2)"
  "1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
  2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
  3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
  4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
  5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
  6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
  (1 Петр. 3)"
  "9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
  10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
  (1 Тим. 2)"

 





 

  "Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает. Обращающийся со святыми и сам освятится. Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям. Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву. (Прп. Антоний Великий)"
  "Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем. (Схиигумен Савва (Остапенко))"
  "Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу. (Прп. Исаак Сирин)"
  "Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как обращение со злыми уязвляет душу. Злой человек, когда сам себе враг, что может сделать и другим, как не зло же? Лучше со зверями жить, нежели с злыми людьми. Как имеющий проказу заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей. Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми.
 (Свт. Иоанн Златоуст)"
  Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье. (Свт. Григорий Богослов)"
  "Мы привыкли чувствовать аромат цветка, вдыхать запах морской земли после дождя или запах моря в следах соли, оставшихся на нашей коже после купания. Как жаль, что нам никто не говорил, что у души человека тоже свой аромат. Что она тоже пахнет, а чем, это зависит от того, чем она живет и чем каждый день наполняется. Своей красотой, добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием вы можете и должны светить в этом мире. Своей красотой, добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием вы, женщины, можете и должны светить в этом мире. Всякий и малый свет угоден Богу
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))" 
  "Ведь мы какие — если у нас испортилось настроение, сразу становимся резкими, не умеем мягко ответить, и только ухудшаем положение... Но когда мы носим в себе мир, он передается окружающим. Поэтому надо трудиться над тем, чтобы в нашем доме был мир. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Кем бы ни был ты, каким бы делом ни занимался, дай отчет самому себе, каким путем исполнял ты свое дело: по-христиански или по-язычески, то есть, опираясь на самолюбие и житейскую выгоду. Христианин должен помнить, что каждое, даже самое малое дело имеет нравственное начало. Христианин, который помнит учение Иисуса Христа, должен так исполнять каждое свое дело, чтобы оно способствовало распространению Божией благодати и Царства Небесного среди людей» (Свт. Гавриил Имеретинский)"


  ПИСЬМО ЦЕЗАРЮ ОБ ИИСУСЕ ОТ ПУБЛИЯ ЛЕНТУЛА
  В Риме, в однои из библиотек, найден манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул (управляюший Иудеей до Понтия Пилата) писал властителю Римской Империи - Цезарю. В нём сообщалось об Иисусе Христе. Письмо на латинском языке и написано в те годы, когда Иисус впервые учил народ. Вот содержание этого письма: 
  "Управляющий Иудеей Публий Лентул римскому Цезарю.
  Я слышал, о Цезарь, что ты хотел бы знать о добродетельном Муже, который наречён Иисусом Христом и на которого народ взирает как на Пророка, как на Бога, и о ком Его ученики говорят, что Он Сын Божий, Сын Создателя Неба и Земли. Истинно, Цезарь, ежедневно слышу об этом Муже чудные вещи. Коротко говоря: Он повелевает мёртвым вставать и излечивает больных. Он высокого роста, на взгляд - Он добрый и благородный, что выражается и в Его лице, так как при виде Его, нехотя должны почувствовать, что Его надо любить и почитать. Его волосы до ушей имеют цвет готовых орехов и оттуда до плеч светящийся светло-коричневый цвет; посередине головы пробор по обычаю назореев. Лоб гладкий, лицо без морщин и чистое. Его борода цвета волос, вьющаяся и так как недлинная, то в середине разделена. Взгляд строгий и имеет силу солнечного луча; никто не имеет силы пристально взглянуть в них. 
  Когда Он упрекает, Он порождает страх, но только что сделав укор, Он Сам плачет. Хотя Он очень строг, но и очень добр. 
  Говорят, что Его никогда не видали смеющимся, а несколько раз Его видели плачущим. Его руки красивы и одухотворены, и выразительны. Всю Его речь считают приятной и привлекательной. Его редко видят в людях, но когда Он появляется, Он среди них выступает смиренно. Его выдержка и осанка очень благородны, Он красив.
  При этом Его Мать самая красивая женщина, какую когда либо видели в этом округе. 
  Если ты хочешь Его видеть, о Цезарь, как ты мне однажды писал, 
то извести меня об этом, и я сейчас пошлю Его к тебе.
  Хотя Он никогда не занимался, Он всё же обладает полнотою Знаний; Он ходит босиком и с непокрытой головой.
  Многие насмехаются, когда видят Его издали. Но как только те находятся вблизи Его, они дрожат перед Ним и одновременно восхищаются Им. 
Говорят, что в этом округе, никогда ещё не видели такого Человека. Евреи уверяют, что ещё никогда не было услышано такое учение, каким является Учение Его. Многие из них говорят, что Он - Бог, другие говорят, что Он твой враг, о Цезарь! 
  Эти злоумышленники-евреи меня, безусловно, обременяют. 
Говорят также, что Он никогда не поднимал беспорядка и волнений, но всегда старался всех успокоить. 
  Во всяком случае я готов, о Цезарь, выполнять каждый твой приказ, который ты дашь мне в связи с Ним.

(Иерусалим, 7 индикта, 11 месяца. Публий Лентул, управляюший Иудеей. Источник: https://vk.com/iloveorthodoxy)"








  Записки православного монаха
  "Как-то ещё в миру в одном журнале прочел интервью с одним известным космонавтом другом Ю. А. Гагарина. Рассказывая о смерти Гагарина, он плакал, как дитя, на фото очень передались его чувства. Прошло время, и в одном телешоу я увидел его уже как служащего банка с зарплатой в 3 млн. неприятно хохочущим от довольства собою и своей жизнью. Меня всегда поражала тайна: Что такое человек? Как мы изменяемся, и почему иногда такое ощущение, что добро и зло в нас то дерутся, как кошка с собакой, то мирно соуживаются, как рыбы в аквариуме? И мы сильно изменяемся, избирая либо добро, либо зло. Вот, к примеру, взять фото алкоголика и икону Преподобного. Даже и вопроса не нужно задавать, кто из них кто. Все итак сразу видно и понятно. Также и блудник и гордец имеют свой облик и душевный и телесный, соответствующий своей страсти. Человек уподобляется тому, что он любит. Как-то в гостях за праздничным столом напротив меня сидел человек, удивительно похожий на собаку, даже угадывалась порода. Впечатление поразительное. Из разговора выяснилось, что человек этот - заядлый собаковод и безумно любит свою собаку, считает её членом семьи и тратит на неё огромные деньги. Вспоминается рассказ, как напротив два инока путешествовали инкогнито, совершенно одетые по-мирски. Они молчали, как в рот воды набрали. А проводница, видимо, прозорливая была. Ходит и приговаривает: "Нет! Вы Церковные, вы Церковные". А один пассажир вообще не унимался, называл Святыми Отцами и просил благословения. Вот даже вид человека не может сокрыть сущность его души. Итак, как же нам изменяться добрым изменением? Конечно, исполнением заповедей Евангельских и Апостольских. Борьбою со злом в себе самом и изживанием из себя страстей. Тогда и мы будем становиться похожими на Христа по жизни своей и по устроению своей души.
  Каждому человеку Бог дал талант. И чем выше в человеке талант, тем сильнее его действие на окружающих, но в воле человека состоит: использовать данный ему талант как на добро, как например Ф. М. Достоевский, так и на зло, как например известный скоморох, переодевающийся в жену и поющий блудные песни. только в первом случае действие бывает облагораживающее и созидательное, а во втором пагубное и разрушительное. Господь же воздает каждому по делом его."




 

"Мы интуитивно тянемся к светлым людям. Общение с ними - подлинный праздник в наши «окаянные дни».
(Протоиер. Артемий Владимиров)"

 


 

"Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни.
(Свт. Епифаний Кипрский)"

 
 
Epiphanius-Kosovo.jpg
 

 
"Святыи Василии Великий, проходя Антиохию, поучил учеников Ливаания, еже имети чистоту душевную и безстрастие телесное. Ступание кротко. Глас умерен. Слово благочинно. Пищу и питие немятежно. При старейших молчание. При мудрейших послушание. К преимущим повиновение. К равным себе и меньшим любовь нелицемерную. От злых плотьских и любоплотных отлучатися. Мало вещати, множайшая разумевати. Не продерзовати словом. Не избыточествовати беседою. Не дерзым быти на смех, стыдением украшатися. Женам нечистым не беседовати. Долу зрение имети, горе же душу. Бегати супротивословия. Не гонити учительский сан. Ничтоже вменяти, еже от всех чести. Аще ли кто от вас может, - иных пользовати; и сих ради всех, яже от Бога, мзду ожидает, и вечных благ наслаждение."
 
 
 

 
"Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче хорошего пред Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничтожать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда даже спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить, тихо спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом; ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да»; а если худо, отвечать: «Сам знаешь»; быть в подчинении и гнушаться своей волею, как чем — то пагубным; иметь взор, поникший всегда в землю, иметь перед глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог вселяется в нем, и делается он наследником Небесного Царства. Аминь.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 


 
"Трое из отцов имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая.
После многого времени говорит ему авва Антоний: вот столько времени приходишь ты сюда, и никогда не спрашивал меня. И отвечая, сказал ему: достаточно для меня только смотреть на тебя, отче.
(Древний патерик)"

 



"Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нём ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана; целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека".
(Митр. Антоний Сурожский)"
 
 

"Тот, кто носит в себе Царство Божие, незаметно переносит его на других. Людей привлекает наш мир и покой, наше тепло, и желая быть рядом с нами, они также будут впитывать атмосферу Неба. И вовсе не обязательно говорить об этом. Небо само будет сиять в нас. Даже когда мы молчим или говорим о самых обычных вещах, даже, если мы не осознаём этого — оно светится в нас.
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"
 

 
 
"Искушение» в переводе со старославянского — это экзамен. Каждый раз — выдержишь или нет. Из десяти раз один сдал — уже хорошо. Поэтому я стараюсь хотя бы сознавать свои слабости, немощи, стараться их исправить, сделать так, чтобы они не отражались на других. Они ведь отражаются: если клеточка больная в организме, те, что рядом, тоже заболевают, если она здоровая — оздоровляются... Мы все очень зависимые люди. Именно друг от друга, а не от денег, не от удачи.
(Пётр Мамонов)"
 
 
 

  "Один человек решил однажды посоветоваться со старцем Паисием Афонским об одном искушении. Когда он общался с товарищами, имеющими гордый образ жизни, то и сам вел себя также. И сколько сил ни прилагал, никак не мог исправиться. Пока он рассуждал, как лучше задать вопрос, кто- то принес старцу в подарок прекрасный арбуз.
  Паисий взял его и обратился к паломникам со словами:
  - Поскольку принесли арбуз, одолжите мне нож, чтобы нам его разрезать. А потом я открою вам тайну, как сделать, чтобы арбузы всегда росли сладкими и вкусными.
  Затем старец начал разрезать арбуз на доли, давая каждому по куску.
Когда дошла очередь человека, который ждал ответ на свой вопрос, старец посмотрел на него своим спокойным и проницательным взглядом и сказал с улыбкой:
  - Если сажать рядом арбуз и тыкву, то произойдет следующее: тыква заберет всю сладость от арбуза, и арбуз станет невкусным и несладким. А вот тыква, сколько бы ни приняла сладости, все равно останется тыквой. Поэтому, если хотим иметь сладкие и вкусные арбузы, нужно сажать их подальше от тыквы.
  И человек понял, что хотел сказать старец: друзей, тем более, нужно выбирать с разбором! Люди, исполненные доброты и любви, походят на Ангелов, которые несут другим радость и утешение. 

 
 
 

 
"Можно ли сказать о нас, что по жизни нашей всякий узнает и увидит, что мы христиане?
(Еп. Михаил (Семёнов))"
 
 
 

  "У святых не одни только слова, наставления и увещания, но и весь вообще образ жизни бывает для внимательных достаточным уроком любомудрия. Я вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви, не скоро различишь, кто верующий, и кто неверующий; разве только при совершении таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе.
  Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? Потому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для нежелающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден — и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу. Говорю об этом для того, чтоб нам наблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас.
  А теперь, с которой стороны ни стараюсь распознать тебя, везде нахожу тебя в противоположном состоянии. Хочу ли заключить о тебе по месту, — вижу тебя на конских ристалищах, на зрелищах, вижу, что ты проводишь дни в беззакониях, в худых сходбищах, на рынке, в сообществе с людьми развратными. Хочу ли заключать о тебе по виду твоего лица, — вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеян, подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот.
  Стану ли судить о тебе по одежде, — вижу, что ты наряжен ничем не лучше комедианта. Стану ли судить о тебе по спутникам твоим, — вижу, что ты водишь за собою тунеядцев и льстецов. Стану ли судить о тебе по словам, — слышу, что ты не произносишь ничего здравого, дельного, полезного для нашей жизни. Буду ли судить о тебе по твоему столу, — здесь открывается еще более причин к осуждению. Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостыней, человеколюбием, любовью, приветливостью, - вот краски добродетели, ими ты привлечешь любовь не только людей, но и Ангелов, за них восхвалит тебя Сам Бог; когда же Бог будет благоволить к тебе, то конечно, Он привяжет к тебе и мужа.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 

"Жена для того покрывает свою голову, чтобы и на публике целомудрие ее сохранено было: лицо ее да не встречается с очами юноши, да будет покрыта покрывалом брачным, чтобы и по случайной встрече не уязвить себя или другого, но и то, и другое есть язва ее. Когда же покрывает голову, да не является без разбору и да не смотрит без рассуждения; тем более должна покрывать себя покрывалом стыдливости.
(Свт. Амвросий Медиоланский)"
 
 
 

  "Главное во всяком добром речении и верх преспеяний есть прилежание к молитве, которою приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами простирает к нам содействующую руку; потому что молитвою в удостоившихся совершается общение таинственной действенности, посредством несказанной любви ко Господу сочетание расположения к святости пред Богом и самого ума. Ибо сказано: дал еси веселие в сердце моем. И сам Господь говорит: царствие Божие внутрь вас есть. Словами же: внутрь вас царствие, что иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в душах достойных выражается явственно?
  Ибо достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете. Сказано: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Слова: яко от тука и масти да исполнится душа моя, и другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь действенное веселье и утешение, подаваемые Духом.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 
 

"Люди с истинно–человеческими достоинствами (по значению вышеизложенному) должны столько стараться о боголюбивой и добродетельной жизни, чтоб их добродетельная жизнь сияла между другими людьми, подобно тому как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд в украшение им, выдается и бывает всем заметна. Ибо таким образом надежнее будет их ревность о душевных добродетелях.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 


"Будь подальше от тех, кто много рассуждает. Будь поближе к тем, кто больше молчит. Там, где собираются добрые люди, поселяются мир, братолюбие и отзывчивость, а там, где скапливаются распутство, разгул и разврат, вспыхивают раздоры, убийства и войны. Если ты любишь Бога – подтверди это своими делами; если любишь людей – подтверди это своим целомудрием. Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее.
(Мон. Симеон, Афон)"


 
 
 
 
  "Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши. Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми.
  Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, — они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга. Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




 


"Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры. Единственное, что требуется сейчас от каждого из нас, — это в мире тьмы нести лучик света. Зажги свою маленькую свечу во тьме Вселенной, и она станет чуть менее темной. Хотя, может быть, этого никто, кроме Бога, не заметит.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 




"Отлучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души.
(Свт. Феофан Затворник)"






"Сближайся с праведными, и чрез них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение, и научишься их нравам. Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими; а кто последует неправедному и горделивому, тот удалится от Бога, и возненавиден будет друзьями своими.
(Прп. Исаак Сирин)"





"Жизнь нашу нужно проводить благочестиво, чтобы видевшие наше доброе житие, не знающие и не исповедующие имени Христова, обратились к Христу и вместе с нами прославляли Отца нашего Небесного. Так древние христиане многих приобретали Христу, как читаем в истории церковной.
(Свт. Тихон Задонский)"

















  Добродетель красивости правильной противостоит пороку обаяния...
  Красота истинная в общем смысле - это вся совокупность свойств и качеств того или иного предмета, способных отвращать человека от зла и устремлять (обращать) его к добру и к его Источнику - Христу...
  Любовь к истинной красоте – добродетель, противоположная любви к красоте человеческой (эстетизму) и является следствием добролюбия, ее же и увеличивающая…     
  Все предметы Св. Церкви – красивы… 
  Христос же – Источник любой красоты и есть Сама Абсолютная Красота… 
  Учение Христово (христианство) – учение красивое, учение о красоте истинной, учение о ее Источнике – Святой Троице…
  Созидание истинно красивых предметов (добродетелей, церковных предметов и пр.) – есть искусство истинное…  
  Только христиане причастны к истинному искусству… 
  Христианин, созидающий с помощью Христовой добродетельную (красивую) душу (свою или ближнего) – искусен истинно… 
  Все св. отцы были искушены в исполнении заповедей Христовых, и поэтому были в высшей степени искусны… 
  Все они были поэтому и истинно красивы… 
  Недаром от многих икон не оторвать взора, недаром при одном только лишь взгляде на них люди чувствуют умиление, раскаяние, и пр. …
  Красивость добрая, как и любая другая добродетель имеет свои степени/величины...
  Она может быть свободной и невольной, осознанной и бессознательной, скрываемой по скромности и демонстративно открытой по благодатному дерзновению... 
  Красивость правильная неотделима от искусства правильного, т. к. она творит самое лучшее, что только может быть - красивые души (спасает их, уподобляя их Христу)... 
  Красивость добрая неотделима и от культуры правильной, так как она определяет истинно добрые/полезные/красивые/спасительные взаимоотношения между людьми...  
  Красивость правильная неотделима от добрых учительства/наставничества и ученичества/послушничества...
  Добрые учительство и ученичество есть церковное Таинство, поскольку благодатью Божией через наставника осуществляются правильные/красивые изменения в душе/духе послушника...
  Во взаимоотношениях (культуре) правильного учителя и доброго ученика благодать Божия действует таинственно и на наставника (непосредственно), и на послушника (через учителя), сокровенно и взаимно производя в них обоих благодатные же изменения - наипаче в ученике/послушнике...
  Именно об этом говорил Христос, вразумляя всех христиан в лице иудеев, что только Один есть Учитель - Христос (что нельзя кого бы-то ни было из человеков самого по себе называть Учителем)...
  Сам по себе ни один человек не может стать красивым/истинным учителем - только благодатью Христовою...
  Точно так же как и ни один человек не может сам по себе стать красивым/истинным учеником - только благодатью Христовою...  
  В связи с ростом соблазнов/порочности в мире, с оскудением веры и любви в людях, благодать Божия всё менее и менее присутствует в них...
  В первые века по Рождеству Христову правильные учительство и ученичество благодатно сияли в христианском мире - особенно в многотысячных монастырях Египта, Сирии и Палестины...
  Но уже спустя всего лишь несколько столетий, доброе наставничество и правильное послушничество резко стали умаляться, и в начале второго тысячелетия полностью исчезли - культура безусловного послушания превратилась в жизнь по совету...
  Об этом свидетельствуют такие св. отцы, как напр., прп. Иоанн Лествичник, прп. Григорий Синаит и свт. Игнатий (Брянчанинов)...  
  Необходимо ясно понимать, что в наше время Таинство наставничества/учительства и безусловного послушничества/ученичества отсутствует...
  И не только в наши дни, но и в Ветхозаветные времена проблема лженаставничества/лжедуховничества/лжестарчества была довольно широко распространена:

  "12 И домы их перейдут к другим, равно поля и жёны; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь.
  13 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо;
  14 врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет.

  (Иер. 6)" 

"Учить других так же легко, как с нашего собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чему учишь, все равно, как бы самому носить камешки на верх собора. Так вот какая разница между учением других и прохождением самому дела.
(Прп. Серафим Саровский)"







  "Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти догнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, "яко время сокращено есть", и для всякого из нас переход в вечность не далёк.
  Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. 
  Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского и Аввы Дорофея, письма Великого Варсонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие, и другия. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошаго, добросовестнаго духовника. Если найдешь его, — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость. 
  Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне – замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами – монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати.
  Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно, одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно, усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних отцов, послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых, увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание отцов в полноте его и во всем обилии его. И то великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Невозможно господствовать над страстями других тому, кто не победил еще собственных. Сделать выговор нетрудно и всякий человек это может; для того же, чтобы определить о должном, что надлежит делать, нужен искусный советник.
(Прп. Исидор Пелусиот)"



 
  Если кто-то ныне пытается строить свои отношения между духовником и духовным чадом на принципах древнего благодатного наставничества/послушничества, то ему стоит крепко подумать и осознать, что он сильно заблуждается и встал не на путь благодатного послушания/спасения, а на путь бесовского человекоугодия/безответственности/малодушия/погибели...
  Благодатный добрый наставник не просто должен быть человеком бесстрастным и духоносным (что уже одно только это отсутствует ныне), но и иметь к учительству особый талант Божий, так же как и послушник должен быть не просто мироотреченным (что также отсутствует ныне у новоначальных), но и иметь к доброму ученичеству особый благодатный талант послушничества...
  Современные отношения между т. н. наставниками и т. н. послушниками являются на самом деле лишь горькой пародией на древность (гнусной имитацией её) и ничего общего не имеют с благодатью Божией, но напротив - являются примерами омерзительной культуры и ложного искусства, ведущих их участников в погибель...
  Если лжестарцами движут власто/славолюбие, тщеславие и пр. пороки, то лжепослушниками - человекоугодие, духовные инфантилизм, безответственность, леность, нежелание осуществлять ту свободу, ради использования которой и появляется человек в мире этом (выбор между миром сим/злом и миром горним/добром, между любовью и ненавистью, между дьяволом/погибелью и Христом/спасением, между Царством Небесным/Спасением и геенной/Погибелью и пр.)...
  Человек, не проходящий искушений (свободного морально/нравственного выбора в отношении к добру и злу), так и остаётся неопределившимся к этим важнейшим предметам, оставаясь либо ни холодным, ни горячим (мало/двоедушным), либо вообще равнодушным к ним (в том числе и ко Христу), усиливаясь в своей любви как к равно/малодушию, так и к их носителю/источнику - дьяволу (хотя бы и неосознанно), погибая:
 
  "Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи.
  Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливой доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню! 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







  Отсюда понятно, что как учительство/наставничество может быть злым/мерзким/человеческим/бесовским/вредным/погибельным, так и ученичество/послушничество...
  Всем христианам должно быть вполне ясно, что в наши последние времена отсутствуют оба компонента древнего послушничества/наставничества - и ученики, и учителя... 
  Наше время - это время жизни по совету, когда ученик сличает слова/советы духовника со святоотеческими творениями на предмет их соответствия и после идентификации либо принимает их, либо отвергает, находя противоречия и руководствуясь рассудительностью...  
  В заключение хочется отметить, что как и любая другая добродетель, красивость добрая имеет своего порочного противника - омерзительность...
  Как человек истинно красивый/добрый освящает окружающих его людей, точно так же и человек мерзкий оскверняет своих ближних ("...худые сообщества развращают добрые нравы..." и пр. )... 
  Замечательно сказал об этом один из величайших и любимых наших святых - прп. Антоний Великий:

"Имеющие на себе замаранную одежду марают платье тех, кто прикасаются к ним. Таким же образом люди, злые нравом и неисправные поведением, обращаясь с простейшими и говоря к ним неподобающие речи, как грязью оскверняют душу их через слух (и пр. чувства - от авт.)."

 


   


  И как лики святых на иконах привлекают к себе взгляд верующего человека (ибо "дивен Бог во святых своих"), точно так же обезображенные гордостью/упрямством неверия лица атеистов неприятны для глаза верного своею "мерзостью запустения"...


 


 
  Возрастает человек в красоте истинной покаянием в стремлении к красоте человеческой (мерзости) и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в добролюбии и рассудительности... 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующая же статья с сайта Логослово...

 






 
 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
                              
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (20 Авг 12)
Просмотров: 1223

Поиск