"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Милосердие (Благость)


  - радование Христа потребностью/желанием радости/блаженства/счастья любимому (себе, ближнему как самому себе и Иисусу)...



 


 

  "4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? 
  (Рим. 2)"

  "1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
  2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание вповествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
  3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
  4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
  5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
  6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
  7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
  8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
  9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
  10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
  11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
  12 Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.
  13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
  14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
  15 Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
  16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
  17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
  18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
  19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
  20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
  21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
  22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
  23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
  24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
  25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное числоязычников;
  26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
  27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
  28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленныеБожии ради отцов.
  29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
  30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
  31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
  32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
  33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
  34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
  35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
  36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
  (Рим. 11)"
  "29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
  30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
  31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
  32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
  33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
  34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

  (Мф. 20)"
  "1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
  2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так чтомогу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
  3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
  4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
  5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
  6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
  7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
   8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
  9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
  10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
  11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
  12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
  13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
  (1 Кор. 13)"
  "32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
  33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
  34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
  35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
  36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
  (Лк. 6)"
  "25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
  27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
  28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
  29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
  30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
  31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
  32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
  33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
  34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
  35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
  36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
  37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
  (Лк. 10)"
  "11 И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему;
  12 может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.
  (2 Цар. 16)"
  "13 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие. 

  (1 Пар. 21)"
  9 Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему.
  (2 Пар. 30)" 
 
 "7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! 
  8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, 

  (Пс. 24)"
  "21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, 
  (Пс. 108)"
  "1
 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
  2 Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
  3 Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
  4 Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его.
  (Пс. 117)"
  "6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
  7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!
  8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
  9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
  (Пс. 121)"
  "9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. 
  (Пс. 144)"
  "9 Милосердый будет благословляем, потому что даёт (сострадание, молитву и покаяние как за себя самого - от авт.) бедному (добром - от авт.) от хлеба (любви - от авт.) своего. 
  (Прит. 22)"
  "9 о
казывайте ... сострадание каждый брату своему; 
  (Зах. 7)"
  "76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
  77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
  78 по благоутробному милосердию Бога нашего,
  (Лк. 1)"
  "14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 
  (Рим. 15)"
  "3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 
  (2 Кор. 1)"




 




 

"Желай счастья всем и сам будешь счастлив.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"





  "Человеческой милостью почти всегда нарушается правосудие, а правосудием устраняется милость. Напротив того, в Божественном законе суд и милость являются в чудном союзе. Чудный союз милости с правдой видим в образе действий Богочеловека; этот образ действия отражается в поведении истинных учеников Христовых. Не может быть милости там, где нет суда и правосудия.
  Милосердие к ближним и смирение пред ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотою сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы. Они — как бы крыле её, которыми она возлетает к небу. Без них молитва не может подняться от земли, то есть возникнуть из плотского мудрования: она удерживается им, как сетью или силком; она возмущается, оскверняется, уничтожается им.
  Благость Божия отовсюду уловляет тебя во спасение, отовсюду обставляет, окружает удобствами приступить и приблизиться к Богу.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 

  

"У Бога есть одна мысль и одно желание - миловать и миловать.
(Свт. Феофан Затворник
)"

 

    
"Сейчас не требуется совершать больших подвигов. Диавол сейчас свирепствует со страшной силой...Сейчас главное– иметь дела любви и милосердия. Если другие дела стучатся к Господу, то милосердие идёт прямо к Престолу Божиему.
(Схиигум. Савва (Остапенко))"

 

 
"Воистину нет ни одного другого доброго дела, совершаемого нами, которое было бы так сильно преклонит на милость к нам Создателя всех, как человеколюбие, милость и состраданье к нищим и к находящимся в бедах и скорбях.
(Прп. Максим Грек)" 




"Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.
(Митр. Антоний Сурожский)"
 

 

  "Милосердного и человеколюбивого человека Бог принимает и любит, и, если это будет праведник,- сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник - прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу. Почему ты удивляешься, что милосердие служит отличительным признаком человечности? Оно есть признак Божества! Великую и мудрую душу ничто столь не поощряет к добрым делам, как сознание, что этим она уподобляется Богу. 
  Мы говорили так много о благости <Божией> не для того, чтобы, уповая на нее, нам дозволять себе все, но чтобы не отчаиваться во грехах, а каяться. Благость Божия ведет тебя к покаянию, а не к большей неправде. Если же ты становишься чрез благость порочным, ты возводишь на нее особенную клевету пред людьми, — потому что многие... обвиняют долготерпение Божие, — так что понесешь наказание за то, что не воспользовался ею на должное. Бог милосерд, но Он и правый Судия: прощая грехи, Он однако каждому воздает по делам его. Он оставляет неправду, уничтожает беззаконие, но Он же и испытывает.
(Свт.
 Иоанн Златоуст)"
 

  

"Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость; то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность.
(Прп. Макарий Великий)"
 

 
"Попечалься с братом твоим, и покажи ему доброе участие.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
"Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.
(Блж. 
Августин)"
 
 
 
"Если мы ничем не можем помочь ближнему, и у нас болит от этого сердце - значит, мы даем человеку милостыню высшего порядка: мы даем милостыню кровью своего сердца. 
(Прп. Паисий Святогорец)"



 
  "Слава животворящим Твоим Тайнам, Господи! Не обленюсь воспевать ещё и ещё их славу! Как я бываю небесен по достойном принятии Святых Тайн! В чувстве несказанной сладости я преисполняюсь любовию ко всем и желаю, чтобы такого состояния удостоились все, чтобы на всех всеблагий Бог излил благодать Свою и всех спас. Я молюсь тогда, молюсь чистейшею, искреннейшею молитвою. 
  
Един Бог истинно благ, а люди больше злы, чем добры. Так, я уходил, не удовлетворенный в просьбе моей, со стесненным, недовольным сердцем от людей, известных своею добротою, отличающихся строгостию нравственной жизни, даже тогда, как я имел полное право на удовлетворение моего прошения; но от Бога я никогда не уходил недовольным, необразованным, а всегда почти уходил с миром и радостию в сердце, исключая тех случев, когда я сам не молился надлежащим образом Богу моему! 
  Слава благости Твоей, Господи, не сравнимой ни с какою человеческою благостию!
  Чего желаешь другим в области чувственной, видимой, того желай им и в области духовной, невидимой, в области веры, даже больше последнего, чем первого — по особенной важности последнего. Знаешь по опыту, как хорошо молиться — пожелай от сердца так молиться и другим и научи их так молиться.
  
Когда болезнь тяготит меня и я не совсем благоустроенно молюсь, не терпя боли, тогда Господь по милосердию Своему не взыскивает с меня за эту неблагоустроенность и без молитвы даёт то, что следовало бы приобрести искреннею и усердною молитвою. Слава Господу! (О причастии во время болезни, Дневник)
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





"Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога. 
(Прп. Силуан Афонский)"





"Милосердие да будет для нас зеркалом и да возможем мы увидеть в себе (при посредстве милосердия) подобие и истинный образ совершенства, находящегося в естестве и существе Божием. Жестокое и немилостивое сердце никогда не возможен очиститься. Милосердный человек есть врач души своей - он как бы сильным движением ветра изгоняет омрачение страстей из внутренности своей. 
(Прп. Исаак Сирин)"






"Грехи наши, которыми мы оскорбляем благость Божию, гораздо большие, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Всегда Бог, по великой Своей милости, менее наказывает, нежели мы того заслужили.
(Свт. Тихон Задонский)"












 
 
 

  Св. отцы под милосердным/добрым самарянином в притче Иисусовой однозначно понимают Самого Христа с Его двумя Пришествиями: уже произошедшим (воплощением/вочеловечением от Девы Марии и Святого Духа) и - предстоящим Вторым/Страшным/последним...
  Человек в этой притче - и христианин, и всё падшее во грех человечество...
  Разбойники - зло (напр., порочность) и бесы...
  Хождение (путь) человека - его земная жизнь...
  Иерусалим - Небесное отечество людей (некогда принадлежавшее прародителям, освященное первозданное состояние Адамы и Евы в Раю)...
  Иерихон - "юдоль плачевная" (падшее состояние человечества)...
  Гостиница - как церковь (земная человеческая организация), так и Церковь (Тело Христово)...
  Хозяин гостиницы - священнослужитель (церковный клир)...
  Священник и левит - мнимые праведники, отвергающие покаяние (как священнослужители церкви, так и рядовые "христиане" - "волки в овечьих шкурах"), а также иудеи, католики, протестанты и пр. еретики...
  Системная добродетель милосердия противостоит системному же пороку жестокосердия:

  "17
 Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть (всё естество - от авт.) свою. 
  (Прит. 1)"
 
  Милосердие (благость) вместе с милостью рождаются из системообразующей добродетели любви, являясь проявлениями/следствиями своей причины...
  Из милосердия рождается соборная добродетель смирения и исходит соборная же добродетель мученичества...
  Любовь, милосердие и милость - нераздельны/неразлучны/неслитны...
  Любовь является как бы матерью, а милосердие и милость - как бы сёстрами... 
  Подобно тому, как Бог Слово и Бог Святой Дух являются как бы Братьями, а Господь Саваоф - как бы Их Отцом... 
  Хотя понятно, что человеческие/материальные понятия женского/мужского рода/пола применяются к духовным предметам (добродетелям, порокам и пр.) и к Богу весьма и весьма условно в силу немощности человеческого же восприятия оных и из-за несовершенства/скудости человеческого же лексикона...
  Милосердие, являясь причиной/матерью смирения и мученичества, нераздельно/неразлучно/неслитно же проявляет себя в них...
  Отсюда становится понятной и важность милосердия, развивая которое, человек одновременно же возрастает и в любви, и в милости, и в смирении, и в мученичестве, умаляясь вместе с тем в противостоящих им всем соответствующих пороках (ненависти, жестокосердии, жестокости, гордости и сластолюбии)... 
  Особенно полезно упражняться в благости по отношению к ближнему (тому самому Евангельскому "врагу"), когда на него приходят помыслы обиды или злопамятства, как и повелел Христос всем христианам... 
  Пребывание человека в состоянии благости является его внутренней милостью по отношению к ближнему, т. к. желание бесконечного блаженства ближнему (особенно обидчику), устремленное ко Христу - есть сердечная молитва за ближнего, которая является мощнейшим средством обоюдного их спасения...
  Особенно эффективна благость христианина именно по отношению к его недоброжелателям и к людям, ненавидящим его, к людям неправославным, к людям несправедливым, неблагодарным, отвечающим злом на добро...
  Таких людей Христос в Евангелии аллегорично и называл врагами (т. к. истинный враг для любого человека - это его собственное, свободное и сознательное стремление ко злу, порочность)... 
 
Возрастает человек в милосердии, каясь в жестокосердии и через усердную жизнь по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающую его в любви...
 
 
 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
 



 
 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (25 Апр 14)
Просмотров: 1152

Поиск