"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Молитва правильная

  - радование Христа истинным/реальным спасением (истинным/реальным соединением со Святой Троицей в Иисусе) через истинное/реальное же устремление внимания (ума/духа) к Нему (к Богу)...




 

  "20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
  21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
  22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
  23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
  26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. 
  (Ин. 17)"
  "39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
  40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
  41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
  42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
  43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
  44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
  45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
  46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. 
  (Лк. 27)"
  "38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
  39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
  40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
  41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. 
  (Лк. 10)"
  "18 ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие. 

  (Дан. 9)"



 

  "Часто возникают споры: как лучше молиться? Апостол отвечает: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Есть у нас и книга псалмов Давида. Есть и молитва «Отче наш», которую дал Сам Господь. Есть и краткие молитвы разных людей, которые Господь одобрил и на которые ответил. Например, «Боже, милостив буди мне грешному», или – «Верую, Господи, помоги моему неверию».
  Есть у нас и молитвенные правила, связанные с именами, например, Василия Великого или Иоанна Златоуста. Есть и древние церковные чинопоследования, есть и более поздние каноны и акафисты. Есть, наконец, общепринятые краткие призывания: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»! А также – краткие молитвенные призывания Божьей Матери и других святых.
  Сказав «всякою молитвою», Апостол не запретил молиться и своими словами. Но для православного сознания свойственна смиренная готовность учиться молитве. Всему надо учиться: и как вести себя в обществе, и тем более – как говорить с Богом, как к Нему обращаться, за что благодарить и о чем просить. Не зря же Господь на просьбу учеников научить их молиться дал «готовую» молитву «Отче наш». (Протоиер. Вячеслав Резников)"
  "При всех же молитвах yм пyсть следит за тем и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоpишь. Ибо если ты не понимаешь, что говоpишь, то как может возникнуть взаимопонимание с Богом и как Он может даровать тебе то, о чем ты просишь? (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Наш Спаситель – Господь. Никакой человек не может спасти ни себя, ни других. Всех спасает Господь Иисус Христос, Спаситель мира, если сознаем свою гибель и обратимся к Нему с молитвой о спасении. Никогда никому Господь не отказывал в прощении, помощи и спасении, только нужно самому действительно почувствовать опасность своего положения, состояния гибели, т. е. осознать, что погибаем в грехах, что недостойны не только Царствия Божия, но недостойны даже и молиться. Если с таким сознанием человек будет обращаться к Богу с молитвой о помиловании и спасении, то такой человек получит спасение. (Игум. Никон (Воробьёв))" 
  "Когда предстанешь в молитве пред Богом, сделайся в мысли своей как бы муравьём, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему. (Прп. Исаак Сирин)"
 "Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека. Не переставай проливать слёзы (молитвенные) - и Бог сжалится над тобою и облегчит все твои болезнования (о грехах - от авт.). (Прп. Антоний Великий)"


  Свт. Феофан Затворник о молитве
- Молитва духовная творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу, с верою и упованием воодушевляясь, обращать к Нему молитву просто, по-детски.
- Не забудьте, что сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно.
- внутренний достодолжный строй есть – при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием, возгревать чувства благоговения и страха Божия, ни в чем себе не поблажать, всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю жизнь свою (и внутреннюю, и внешнюю) предать в руки Божии.
- умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце.
- Всякий раз, когда приступаете к молитве, восстанавливайте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам.
- Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. – Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва и есть прямой к сему путь.
- Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь.
- Извольте всячески беречься рассеянности и паче пленения сердца. Средство одно – не отступать вниманием от Господа и от сознания присутствия Его.
- Спаситель заповедал – войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу.
- От чего грустно после долгого с кем-либо разговора? От того, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа.
- Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела. Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой.
- не забывайте главного – того, чтобы вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтобы Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный.
- Не вступая в словесную прю со страстным помыслом, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговением, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа.
- Внимай себе и старайся не выходить из сердца, ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.
- Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу, как учат св. отцы.
- страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным.
- больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием.
- Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом.., и сторонним помыслам места не будет.
- Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его.
- Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота.
- Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.
- Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью.
- Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.
- Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое.
- В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с ним будете.
- Молитва выше чтения. Потому оставлять молитву ради чтения незаконно.
- если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней.
- Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни.

 

 
 
 
  "Умная, или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва.
  Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором - с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство.
  Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва - и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство.
  Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
  Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна, никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом - разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем - все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: что вопиеши ко Мне - и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды.
  Полагаю, что по прочтении сказанного у тебя родился вопрос: как научиться такой молитве? И вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, т.е. не словом только, но и умом, и сердцем - и научишься. Как научился ты читать? Стал над сим трудиться и научился. Как научился писать? Стал писать и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.
  Слова молитвенные ты знаешь, конечно,- тебя сызмальства им учили. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал.
  Словеса сии молитвенные собраны в наших молитвенниках, и не предстоит тебе трудиться над собиранием их. Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изображено, и те же в сердце воспроизвести стараясь чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.
  Так обычно делают все - это правда, скажешь. Но отчего же не все имеют молитву достодолжную? Оттого, что делать так делают, т. е. берут молитвенник, становятся пред иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не зная где, и сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими - и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.
  Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать, знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней - в твоих руках. Трудись неленостно, и успеешь. Предложу, однако ж, нечто в руководство к удобнейшему успеху:
  Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву, ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.
  Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.
  Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: "Постой мало молча, дондеже утишатся чувства", как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, имеющий молиться, и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым - утром одебеление души от погружения в сон и нападение забот о предлежащих делах дня тотчас по пробуждении, а вечером - многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтоб дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно мог ты посвятить предлежащее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя, и всего своего в волю Божию.
  Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов и исполнить, и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.
  Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуды и мыслям твоим улетать на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
  Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание как по обстоятельствам близкий к тебе и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.
  Приложу и еще одно правильце, именно - непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем... Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять. И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себе не поблажая льготами и вольностями.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
"Ум (быть в сердце - отличительная черта сего третьего образа молитвы) да хранит сердце в то время, когда молится, и внутри его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца, да воссылает молитвы к Богу. (В этом все; трудись так, пока вкусишь Господа). Когда же наконец ум там, внутрь сердца, вкусит и чувством ощутит, яко благ Господь, и усладится тем (наш труд; вкушение же сие есть действо благодати в смиренном сердце), тогда не захочет уже он отдаляться от места сердечного (тогда скажет и он те же слова, какие сказал Апостол Петр: добро нам зде быти...) и всегда уже будет взирать туда, внутрь сердца, и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы, всеваемые диаволом (се третий образ внимания и молитвы, как ему следует быть!). 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 


 
  






 

  Добрая молитва противостоит молитве неправильной/злой...
  Молитва есть плод человеческой любви к Богу, к себе и к ближнему как к самому себе - единой неслитной, нераздельной и неразлучной совокупности всех добродетелей... 
  Поскольку степень любви в человеке может иметь разные степени, то и молитвенная способность может иметь в нем разную величину...
  А поскольку молитвенная способность в человеке может иметь разные величины, то и степень его соединения с Христом тоже может быть различной...
  Степень соединения человека с Христом (способность к молитве доброй) обратно пропорциональна степени его разъединения с Ним (способности к молитве неправильной)...
  Полезность молитвы невозможно переоценить, поскольку являясь проявлением любви, она же позволяет человеку в этой любви и возрастать...
  Поскольку единственным и абсолютным Источником любви является Бог, то и воспринимать ее, и возрастать в ней возможно только соединяясь с Богом, т. е. - через молитву...
  Здесь так же, как и почти везде в духовной жизни видна явная причинно-следственная взаимосвязанность любви и молитвы... 
  Молитва должна сопровождать исполнение любой заповеди Христовой, в противном случае эта заповедь превращается в заповедь человеческую (о славе, власти, богатстве и пр.)...
  Молитва является неотъемлемой составной частью покаяния...
  Где нет молитвы - там нет покаяния, там в лучшем случае лишь раскаяние ("плач")...
  А к чему может привести раскаяние (напр., к печали, унынию, отчаянию и пр.), основанное нередко на самолюбии и тщеславиии (без соединения с Господом) - ясно видно на примере повесившегося Иуды Искариотского...
  Человек почти каждый день может наблюдать на небе Солнце...
  Ночью он может наблюдать на небе Луну и звезды (другие, удаленные от Земли солнца)...
  Люди общаются друг с другом с помощью сотовых телефонов и беспроводного интернета...
  Человек смотрит и слушает телевизор, использует для общения и получения информации компьютер...
  Человеческие глаза и кожа чувствуют Солнце благодаря энергии, которую оно излучает (генерирует)... 
  Солнце соединяется с Землею, растениями, животными, людьми и др. предметами окружающего его пространства посредством своей энергии...
  Сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры, радиоприемники и др. средства беспроводной связи соединяются между собою тоже посредством энергии, которую они излучают и которая может восприниматься, усиливаться и передаваться на большие расстояния с помощью ретрансляционных средств связи (всевозможных вышек, антенн, спутников и пр.)...  
  Существуют головные станции, транслирующие энергию (тот или иной сигнал), и существуют ретранслирующие эту энергию станции...
  Человек соединяется со средствами связи и информации (телефонами, телевизорами, компьютерами, радиоприемниками и пр.) тоже посредством энергии, которую эти средства связи генерируют...
  Энергия - способность того или иного предмета воздействовать на другие предметы...  
  Солнце воздействует посредством белого света...
  Белый свет - совокупность электромагнитных волн разной длины, имеющих корпускулярные свойства, т. е. являющихся одновременно(!) и частицами...
  Некоторые предметы способны пропускать через себя свет, т. е. являются прозрачными (вакуум, газы, вода, лед, стекло, кварц, алмаз, др. минералы и пр.)...
  Все прозрачные предметы пропускают свет по разному...
  Когда свет из одного прозрачного предмета (среды) проникает в другой прозрачный предмет (в др. среду), он меняет направление своего движения... 
  Каждый прозрачный предмет имеет свой, характерный только для него, т. н. коэффициент преломления света...
  Если белый свет пропустить через два предмета с разными коэффициентами преломления (напр., через воздух и капли дождевой воды в атмосфере), то белый свет распадется на семь составляющих его, разных по окраске (длине волны) светов (эффект радуги)...
  Воздействие (энергию) можно и усиливать, и концентрировать, и направлять в определенном направлении...
  Отражатель фонаря изменяет, концентрирует в узкий луч и направляет только в одну сторону, только к одному предмету свет от своей лампочки...
  Стеклянная линза обладает способностью собрать весь свет, который проникает в нее, сфокусировать его в одной точке и тем самым многократно увеличить воздействие солнца на тот или иной предмет... 
  Информация - совокупность всех характеристик и свойств воздействия той или иной энергии...
  Напр., у света любого цвета - это свойственная только для него одного длина волны, ее амплитуда и пр. ...
  Чтобы средство связи (напр., радиоприемник) соединился с радиостанцией, ему необходимо настроиться на нее - т. е. сформировать в себе аналогичную с принимаемым сигналом (энергией) информацию...
  Если информация (характеристики) принимаемого с радиостанции сигнала и характеристики (информация) радиоприемника не будут идентичными/подобными/соответствующими/адекватными, то соединения не произойдет... 
  В аналоговой (не путать с цифровой) радио/телетехнике идентичность характеристик (информации) достигается за счет изменения ("настройки") емкости и индуктивности в т. н. колебательных контурах передающих и принимающих средств связи...
  Качество связи (соединения) напрямую зависит от соответствия характеристик принимающего устройства связи и характеристик принимаемого сигнала (свойств передающей этот сигнал станции)... 
  Если информационная идентичность средств связи не является полной, то и соединение осуществляется неполно, некачественно...
  На практике это проявляется в плохом качестве звука и изображения...
  При недостаточности усиления, концентрации и направленности транслируемого сигнала принимающее устройство также плохо соединяется с передающей станцией...
  Проявляется это в прерывистости связи (соединения), вплоть до полного ее исчезновения...
  Определенные технологии связи (оптическое волокно, оцифрованные параметры/характеристики сигнала и пр.) позволяют не только осуществлять надежное соединение, но и позволяют передавать огромное количество всевозможной информации в маленький промежуток времени (напр., т. н. "быстрый" интернет)...  
  Человек тоже обладает энергией...
  Человек тоже является генератором мыслей, эмоций, желаний, воображаемых образов и намерений (помыслов)...
  У помыслов так же, как и у элетромагнитных волн могут быть свои характеристики (своя, свойственная только им одним, информация)...
  Человек может быть и "транслирующей", и "ретранслирующей станцией", и принимающим средством связи (подобно "радиопремнику")...
  Человек тоже может и изменять характеристики своих помыслов, и менять их направленность, и концентрировать их, и усиливать их воздействие (энергию), и насыщать их по максимуму информацией, и направлять их только в одну Сторону, только к одному Предмету - ко Христу...  
  Это и означает - молиться...
  Чтобы соединиться с Ним... 
  Молитва - это единственное средство соединения (связи) с Богом...
  Все, что мы привели выше о технических средствах связи, о солнце, звездах, луне, земле и пр. творениях Божиих - практически один в один относится к молитве...
  Например, головная транслирующая "Станция" - это образ Христа... 
  Луна, отражающая солнечный свет - образ ангелов и людей, через которых благодать Божия переливается по иерархическому принципу друг на друга и на все остальное творение Божие и пр...
  Как белый свет состоит из разных цветов, так и энергия человека состоит из разных помыслов (как добрых, так и злых)...
  Как у света определенного цвета волна имеет определенные длину и амплитуду (специфическую информацию), так и любой человеческий помысел имеет и свою силу и свои добрую, и злую составляющие...
  Как белый свет состоит из разных по цвету светов, так и любовь состоит из разных добродетелей, и ненависть состоит из разных пороков...
  Как солнце скрывается иногда за тучами или за горизонтом ночью, переставая освещать Землю, так и человек из-за своего зла либо частично, либо же и вовсе теряет свою молитвенную связь с Богом... 
  Как характеристики транслирующей станции, ее сигнала и радиоприемника должны либо полностью, либо хотя бы как-то совпадать, так и человек, для того, чтобы молиться, должен иметь (насколько это для него возможно) помыслы добрые, а не злые...
  Тучи, ночь, радиопомехи, техническое несовершенство средств связи и пр. - тоже образ человеческого зла, не позволяющего либо в полной мере, либо и частично соединяться с Христом в молитве...
  В эл. технике вообще и в радиотехнике в частности, есть понятие о коротком замыкании в эл. цепи...
  Если эл. цепь замкнулась, то устройство связи перегорает, выходит из строя и перестает функционировать...
  В молитве образом короткого замыкания является внимание молящегося к чему бы то ни было кроме Христа...
  Спровоцировать "короткое замыкание" может внимание молящегося к абсолютно любому предмету (как к внешнему, так и к помыслам)...
  Абсолютно недопустимо внимание к образам, которые возникают в воображении молящегося или к эмоциям (ощущениям), которые он испытывает...
  При внимании молящегося к любому предмету, он по определению, с ним же и соединяется...
  В электротехнике есть еще и понятие "заземления"...
  Если один из проводов эл. цепи или клемма батарейки соединяется с землей, то тем самым происходит соединение эл. цепи или батарейки с землею и начинается огромная утечка эл. энергии и из эл. цепи, и из батарейки (в результате чего и устройство, и батарейка перестают функционировать)...
  Так и человек, подобно батарейке, как бы "заземляется", соединяясь именно с тем тварным предметом ("землею"), к которому устремляет свое внимание...
  Такой человек и уподобляется этому предмету, а не Христу, усваивая себе информацию, которую содержит в себе его энергия...
  Поэтому молитва должна состоять только из помыслов добрых - только из тех смыслов, которые содержатся в словах молитвы...
  Молитва должна осуществляться из покаяния, из сокрушения сердечного, очень неспешно и по возможности, крайне внимательно...
  Если внимание молящегося отбегает от смыслов, содержащихся в молитвенных словах к тем или иным предметам, то необходимо как можно раньше и быстрее возвращать его назад...
  И так упражняться...
  Необходимо помнить о молитвенной умеренности...
  Если ум человека во время молитвы утомился и не может уже вовсе пребывать в молитвенных смыслах, то надо прекратить его насиловать, чтобы не возникало отвращение к молитве и переключаться на другое делание - чтение, размышление и пр. (смотря по обстоятельствам)... 
  Все молитвенные слова содержат в себе те или иные абсолютные и относительные истины: смыслы, понятия, идеи, мысли, эмоции (чувства), желания, образы и намерения...
  Ни в коем случае нельзя останавливаться на них вниманием, устремлять к ним ум во время молитвы, как к конечному предмету...  
  Эти истины необходимо тщательно разобрать, понять, усвоить, принять и искренне устремлять их от себя  ко Христу...
  Внимание молящегося должно быть устремлено к Богу, а не к тому, чем наполнены слова молитвы...
  Соединяться необходимо с Богом во Христе, а не с тем, что содержат в себе молитвенные слова...
  Содержание молитв (так же, как и слова) - всего лишь средства, которые позволяют собрать всю энергию человека и устремить ее ко Христу...
  Не должна быть истина важнее и главнее ее Источника - Истины Абсолютной - Бога...
  Истины, содержащиеся в молитвах - дар благодарности кающегося человека Богу...  
  Это та самая жертва сокрушенного духа, о которой вопиял богоотец Давид в своем покаянном 50-м псалме...
  Мерзко и безрассудно взять прекрасные дары для Бога и при этом держать их при себе, не расставаясь с ними, а услаждаясь ими и как бы издеваться над Христом, лишь показывая их Ему, но не преподносить... 
  Такому неблагоразумному и дерзкому человеку подобен "молитвенник", остановившийся своим вниманием лишь на содержании молитвенных слов...
  Ну а человек, не осознающий того, что произносит своим языком или умом, подобен неразумному младенцу, который трясет детскую погремушку или балуется со скрипучей, несмазанной дверью, мнящему, однако, себя непревзойденным оратором и фолософом...  
  Поэтому молитва и соединяет в себе как доскональное понимание своего содержания, так и непременное устремление его ко Христу...
  Истины, которые содержат в себе молитвенные слова - чрезвычайно широки и глубоки...
  Поэтому и необходимо молиться крайне неспешно (особенно новоначальным), чтобы успевать вмещать их громадность в молитвенные слова...
  Кто все понимает, но торопится в молитве, подобен человеку, бегущему к своему заимодавцу с полной корзиной даров и которые на бегу от тряски высыпаются из нее на землю в грязь небрежения и суетности...
  Еще такой "молитвенник" подобен пришедшему в гости к царю, едоку-невеже, дерзко севшему перед огромным столом, заваленным всевозможными яствами и пытающемуся не пережевывая, давясь и задыхаясь, в спешке затолкать в свое чрево все предлагаемое радушным и любящим хозяином дворца...  
  При этом милостивый царь прекрасно знает, что причиной спешки является блудница, к которой так и спешит на самом деле этот наглец...
  В Ветхом завете есть одна поучительная история, когда Гедеон среди огромного количества евреев выбрал для своего войска всего лишь несколько сотен достойных бойцов...
  Жадно пьющих из реки ртом он отверг, а пьющих не торопясь из пригоршни - он избрал... 
  И не зря...
  Боевой триумф (правильность молитвы) небольшого отряда Гедеона (неспешность, немногословность) над многократно превосходящими по численности (неблагоразумная или суетная спешка многословия) силами врагов (неправильность молитвы), который последовал вскоре (совершенствование в молитве), превосходит любое воображение...
  Молитва бывает словесной (с использованием слов)...
  Молитва бывает умной (мысленной) без использования слов...
  Молитва бывает умно (мысленно)-словесной с некоторым использованием слов...
  Молитва бывает сердечной (эмоциональной, чувственной) без слов и мыслей...
  Молитва бывает умно-сердечной (и с мыслями, и с эмоциями)...
  Молитва бывает словесно-умно-сердечной (со словами, мыслями и  чувствами)...
  Упразднение словесной формы (использование умной молитвы) позволяют человеку в короткий (мгновенный) промежуток времени устремить (передать) ко Христу сразу несколько и даже много мыслей (подобно "быстрому интернету")...
  Взаимное соотношение (пропорции) слов, мыслей и чувств в молитве может варьироваться в довольно широком диапазоне и поэтому свое название молитва получает весьма и весьма условно (по преобладанию того или иного компонента в ней)...
  Слова помогают молящемуся сконцентрировать и направить свое внимание ко Христу...
  Еще большую помощь в этом оказывают мысли...
  Максимально же большую силу, направленность и концентрацию внимания обеспечивают молитвенные чувства (благодарность, вера, надежда, любовь, раскаянность, сокрушение и пр.)... 
  Св. отцы писали (напр., преп. Исаак Сирин), что в будущем веке после Страшного Суда, когда завершится образование Церкви, слова вовсе упразднятся и общение между ангелами, людьми и Богом будет происходить без слов - в умном и сердечном единомыслии...
  Существует два способа (образа) молитвы...
  Способ, когда внимание человека сосредоточено в голове, называется головным...
  Способ, когда внимание молящегося сосредоточено в сердце, называется внутренним...
  Состояние молящегося внутренней молитвой называется внутрьпребыванием...
  Молиться внимательно головным способом тяжело из-за того, что в голову сходится (и там же обрабатывается) вся внешняя и внутренняя информация человека...
  Поэтому внимание молящегося постоянно к этой информации (в голову) и привлекается...
  Внутренний способ намного эффективнее головного...
  Но устремлять свое внимание в сердце человеку, не прошедшему этап очищения очень опасно...
  Даже в старину это осуществлялось только под руководством опытного в этом деле наставника...
  При неблагоразумных попытках самостоятельного соединения ума с сердцем можно легко войти в центральную область сердца, содержащую раздражительную силу души и спровоцировать возникновение сильнейших по силе порочных эмоций...
  При нечаянном же соединении ума с нижней частью сердца, содержащей желательную (вожделевательную) силу души, можно вызвать сильнейшие же порочные желания...
  К тому же соединение ума с сердцем нередко вызывает специфические ощущения теплоты в груди и телесного жара, что в свою очередь, может привести молящегося к мнению о некоей своей исключительности в молитвенном делании, а от него и к молитвенной прелести, приводящей "молитвенника" к непосредственному общению с бесами под видом святых, ангелов, Христа, Богородицы, помутняющих рассудок и склоняющих к суициду через внушение прельщенному о стяжании им чудесных способностей...
  Поэтому безопасно устремлять свое внимание в сердце, можно только после прохождения этапа очищения, когда Сам Господь поможет это сделать христианину, перешедшему уже к этапу освящения...
  В этом случае молящийся уже устремляет свое внимание не в верхнюю часть сердца, где находится природное месторасположение ума человека, а к Самому Христу, реально пребывающему и ощутимому в его сердце...
  Человеку же, не прошедшему этап очищения, св. отцы рекомендуют альтернативный, безопасный способ внутренней молитвы...
  Они советуют устремлять свое внимание ко Христу вовнутрь грудной клетки, в верхнюю ее часть, посредине...
  Если это не удается, то они предлагают обращать свое внимание во время молитвы ко Христу внутрь основания шеи, туда, где располагается ямка и сходятся ключицы...
  При этом нельзя насиловать себя в этих упражнениях...
  Если обратить свое внимание вовнутрь ко Христу не удается, то надо прекратить эти попытки и продолжать молиться головным способом, каясь и не теряя надежду, что со временем, по мере очищения от главных пороков, Господь соединит с Собою внимание (ум) человека в его сердце...
  По мере того, как христианин избавляется от главных пороков (очищается), освящается, преуспевает и совершенствуется, соответственно же он усиливается и в своей молитвенной способности...
  Христианин, напр., приобретает способность молиться за других людей как за себя самого, одновременно возрастая и в рассудительности, крайне необходимой при упражнении в этой важнейшей заповеди Христовой...
  О великой значимости рассудительности неоднократно свидетельствует и Св. Писание, напр. :
 
  "11. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
  12. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
  (Иер. 14)"
 
  Проявляется это не только в том, что человек приобретает возможность молиться внутренне и неразвлеченно, но и в том, что молитва у него постепенно становится непрестанной (даже и во сне)...
  Если сначала непрестанная молитва в преуспевшем (освятившемся) христианине еще требует от него совершения определенных (иногда значительных) усилий, то в христианине, достигшем совершенства, непрестанная молитва совершается непроизвольно, без всяких усилий - в прямом смысле Святым Духом...
  Совершенный христианин становится уже как бы "сосудом", "домом" Святого Духа (Божиим), приходя нередко (иногда и продолжительно) в состояние душевной/духовной молитвы (созерцания), когда человек уже вовсе не ощущает своего тела и совсем не осознает, в нем ли он пребывает или вне него...   
  В заключение хочется отметить одно проявление безрассудства, довольно распространенное в современной православной среде…
  Несмотря на совершенно ясную заповедь о непрестанности и повсеместности молитвы (которую категорически утверждали в своих творениях все св. отцы), нередко можно встретить заблуждение о том, что при некоторых обстоятельствах (напр., при отправлении естественных надобностей, при близости между супругами и пр.), молитва не только неуместна, но и даже кощунственна…
  Св. Писание однозначно подтверждает ложность такого мнения, свидетельствуя о том, что даже и во время умерщвления других людей (т. е. во время вроде бы совершения смертного греха!) христианину не только можно, но и совершенно необходимо пребывать в молитвенном (покаянном) состоянии:  

  "25 Бывшие с Никанором шли со звуком труб и криками,
  26 а находившиеся с Иудою с призыванием и молитвами вступили в сражение с неприятелями.
  27 Руками сражаясь, а сердцами молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, весьма обрадованные видимою помощью Божиею.
  (2 Макк. 15)"

 
  Возрастает человек в своей молитвенной способности через благоразумное, усердное упражнение в ней, через покаяние в молитве неправильной, через усердное чтение святоотеческих писаний о молитве и через тщательную жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в любви...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие.Ру, Логослово и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/put/66179.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/authors/222.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67515.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67797.htm
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva_iisusova.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva_efrema_sirina.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/bogoobschenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/03/vnimanie_v_molitve.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvennoe_pravilo.shtml   
  http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvennoe_pravilo_serafima_sarovskogo.shtml
 
 http://azbyka.ru/video/category/5-cerkov-praktika-very/duxovnaya-zhizn-v-pravoslavii/molitva/
  http://www.pravoslavie.ru/put/print61022.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/01.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/32462.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/32921.htm

  http://www.pravoslavie.ru/smi/60172.htm
  http://vk.com/video9442143_163294547?list=cd8c09dae7bf8d9759
  http://azbyka.ru/dictionary/14/ochistitelnye_molitvy.shtml 
  http://azbyka.ru/dictionary/17/serdce.shtml

  http://www.pravmir.ru/serdce-govorit-o-boge/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_5/topic_7428/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2998/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6182/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6169/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_14/topic_5828/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_16/topic_5626/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_18/topic_5336/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5200/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5173/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5147/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5085/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5060/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_21/topic_4849/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_21/topic_4728/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_25/topic_4335/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_25/topic_4206/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_26/topic_4189/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_26/topic_4183/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_37/topic_2639/
 
 http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/42Vnimanie.htm
  http://www.nnproekt.ru/pages/books_5_1_4.html
 




 
                                         
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !       
 
       
   
 
  
 
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (26 Апр 13)
Просмотров: 3064

Поиск