"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25]Добродетели [66]
Пороки [89]Вопросы и ответы [163]
Дневники [44]Фонотека [6]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Молитва правильная

  - радование Христа истинным/реальным спасением (истинным/реальным соединением со Святой Троицей в Иисусе) через истинное/реальное же устремление внимания к Нему...




 

  "20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
  21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
  22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
  23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
  26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. 
  (Ин. 17)"
  "39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
  40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
  41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
  42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
  43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
  44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
  45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
  46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. 
  (Лк. 27)"
  "38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
  39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
  40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
  41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. 
  (Лк. 10)"
  "18 ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твоё великое милосердие. 

  (Дан. 9)"



 

  "Часто возникают споры: как лучше молиться? Апостол отвечает: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Есть у нас и книга псалмов Давида. Есть и молитва «Отче наш», которую дал Сам Господь. Есть и краткие молитвы разных людей, которые Господь одобрил и на которые ответил. Например, «Боже, милостив буди мне грешному», или – «Верую, Господи, помоги моему неверию».
  Есть у нас и молитвенные правила, связанные с именами, например, Василия Великого или Иоанна Златоуста. Есть и древние церковные чинопоследования, есть и более поздние каноны и акафисты. Есть, наконец, общепринятые краткие призывания: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»! А также – краткие молитвенные призывания Божьей Матери и других святых.
  Сказав «всякою молитвою», Апостол не запретил молиться и своими словами. Но для православного сознания свойственна смиренная готовность учиться молитве. Всему надо учиться: и как вести себя в обществе, и тем более – как говорить с Богом, как к Нему обращаться, за что благодарить и о чем просить. Не зря же Господь на просьбу учеников научить их молиться дал «готовую» молитву «Отче наш». (Протоиер. Вячеслав Резников)"
  "При всех же молитвах yм пyсть следит за тем и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоpишь. Ибо если ты не понимаешь, что говоpишь, то как может возникнуть взаимопонимание с Богом и как Он может даровать тебе то, о чем ты просишь? (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Наш Спаситель – Господь. Никакой человек не может спасти ни себя, ни других. Всех спасает Господь Иисус Христос, Спаситель мира, если сознаем свою гибель и обратимся к Нему с молитвой о спасении. Никогда никому Господь не отказывал в прощении, помощи и спасении, только нужно самому действительно почувствовать опасность своего положения, состояния гибели, т. е. осознать, что погибаем в грехах, что недостойны не только Царствия Божия, но недостойны даже и молиться. Если с таким сознанием человек будет обращаться к Богу с молитвой о помиловании и спасении, то такой человек получит спасение. (Игум. Никон (Воробьёв))" 
  "Когда предстанешь в молитве пред Богом, сделайся в мысли своей как бы муравьём, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему. (Прп. Исаак Сирин)"
 "Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека. Не переставай проливать слёзы (молитвенные) - и Бог сжалится над тобою и облегчит все твои болезнования (о грехах - от авт.). (Прп. Антоний Великий)"


  Свт. Феофан Затворник о молитве
- Молитва духовная творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу, с верою и упованием воодушевляясь, обращать к Нему молитву просто, по-детски.
- Не забудьте, что сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно.
- внутренний достодолжный строй есть – при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием, возгревать чувства благоговения и страха Божия, ни в чем себе не поблажать, всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю жизнь свою (и внутреннюю, и внешнюю) предать в руки Божии.
- умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце.
- Всякий раз, когда приступаете к молитве, восстанавливайте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам.
- Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. – Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва и есть прямой к сему путь.
- Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь.
- Извольте всячески беречься рассеянности и паче пленения сердца. Средство одно – не отступать вниманием от Господа и от сознания присутствия Его.
- Спаситель заповедал – войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу.
- От чего грустно после долгого с кем-либо разговора? От того, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа.
- Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела. Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой.
- не забывайте главного – того, чтобы вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтобы Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный.
- Не вступая в словесную прю со страстным помыслом, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговением, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа.
- Внимай себе и старайся не выходить из сердца, ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.
- Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу, как учат св. отцы.
- страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным.
- больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием.
- Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом.., и сторонним помыслам места не будет.
- Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его.
- Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота.
- Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.
- Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью.
- Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.
- Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое.
- В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с ним будете.
- Молитва выше чтения. Потому оставлять молитву ради чтения незаконно.
- если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней.
- Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни.

 

 
 
 
  "Умная, или внутренняя, молитва есть, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва.
  Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором - с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство.
  Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва - и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся осознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаемы были и мысль, и чувство.
  Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, а наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом, и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
  Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна, никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом - разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем - все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: что вопиеши ко Мне - и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды.
  Полагаю, что по прочтении сказанного у тебя родился вопрос: как научиться такой молитве? И вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, т.е. не словом только, но и умом, и сердцем - и научишься. Как научился ты читать? Стал над сим трудиться и научился. Как научился писать? Стал писать и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.
  Слова молитвенные ты знаешь, конечно,- тебя сызмальства им учили. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал.
  Словеса сии молитвенные собраны в наших молитвенниках, и не предстоит тебе трудиться над собиранием их. Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изображено, и те же в сердце воспроизвести стараясь чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.
  Так обычно делают все - это правда, скажешь. Но отчего же не все имеют молитву достодолжную? Оттого, что делать так делают, т. е. берут молитвенник, становятся пред иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не зная где, и сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими - и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.
  Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать, знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней - в твоих руках. Трудись неленостно, и успеешь. Предложу, однако ж, нечто в руководство к удобнейшему успеху:
  Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву, ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.
  Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.
  Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: "Постой мало молча, дондеже утишатся чувства", как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, имеющий молиться, и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым - утром одебеление души от погружения в сон и нападение забот о предлежащих делах дня тотчас по пробуждении, а вечером - многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтоб дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно мог ты посвятить предлежащее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя, и всего своего в волю Божию.
  Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов и исполнить, и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.
  Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуды и мыслям твоим улетать на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
  Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание как по обстоятельствам близкий к тебе и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.
  Приложу и еще одно правильце, именно - непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем... Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять. И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себе не поблажая льготами и вольностями.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 
 
"Ум (быть в сердце - отличительная черта сего третьего образа молитвы) да хранит сердце в то время, когда молится, и внутри его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца, да воссылает молитвы к Богу. (В этом все; трудись так, пока вкусишь Господа). Когда же наконец ум там, внутрь сердца, вкусит и чувством ощутит, яко благ Господь, и усладится тем (наш труд; вкушение же сие есть действо благодати в смиренном сердце), тогда не захочет уже он отдаляться от места сердечного (тогда скажет и он те же слова, какие сказал Апостол Петр: добро нам зде быти...) и всегда уже будет взирать туда, внутрь сердца, и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы, всеваемые диаволом (се третий образ внимания и молитвы, как ему следует быть!). 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 


 
  






 

  Добрая молитва противостоит молитве неправильной/злой...
  Молитва есть плод человеческой любви к Богу, к себе и к ближнему как к самому себе - единой неслитной, нераздельной и неразлучной совокупности всех добродетелей... 
  Поскольку степень любви в человеке может иметь разные степени, то и молитвенная способность может иметь в нем разную величину...
  А поскольку молитвенная способность в человеке может иметь разные величины, то и степень его соединения с Христом тоже может быть различной...
  Степень соединения человека с Христом (способность к молитве доброй) обратно пропорциональна степени его разъединения с Ним (способности к молитве неправильной)...
  Полезность молитвы невозможно переоценить, поскольку являясь проявлением любви, она же позволяет человеку в этой любви и возрастать...
  Поскольку единственным и абсолютным Источником любви является Бог, то и воспринимать ее, и возрастать в ней возможно только соединяясь с Богом, т. е. - через молитву...
  Здесь так же, как и почти везде в духовной жизни видна явная причинно-следственная взаимосвязанность любви и молитвы... 
  Молитва должна сопровождать исполнение любой заповеди Христовой, в противном случае эта заповедь превращается в заповедь человеческую (о славе, власти, богатстве и пр.)...
  Молитва является неотъемлемой составной частью покаяния...
  Где нет молитвы - там нет покаяния, там в лучшем случае лишь раскаяние ("плач")...
  А к чему может привести раскаяние (напр., к печали, унынию, отчаянию и пр.), основанное нередко на самолюбии и тщеславиии (без соединения с Господом) - ясно видно на примере повесившегося Иуды Искариотского...
  Человек почти каждый день может наблюдать на небе Солнце...
  Ночью он может наблюдать на небе Луну и звезды (другие, удаленные от Земли солнца)...
  Люди общаются друг с другом с помощью сотовых телефонов и беспроводного интернета...
  Человек смотрит и слушает телевизор, использует для общения и получения информации компьютер...
  Человеческие глаза и кожа чувствуют Солнце благодаря энергии, которую оно излучает (генерирует)... 
  Солнце соединяется с Землею, растениями, животными, людьми и др. предметами окружающего его пространства посредством своей энергии...
  Сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры, радиоприемники и др. средства беспроводной связи соединяются между собою тоже посредством энергии, которую они излучают и которая может восприниматься, усиливаться и передаваться на большие расстояния с помощью ретрансляционных средств связи (всевозможных вышек, антенн, спутников и пр.)...  
  Существуют головные станции, транслирующие энергию (тот или иной сигнал), и существуют ретранслирующие эту энергию станции...
  Человек соединяется со средствами связи и информации (телефонами, телевизорами, компьютерами, радиоприемниками и пр.) тоже посредством энергии, которую эти средства связи генерируют...
  Энергия - способность того или иного предмета воздействовать на другие предметы...  
  Солнце воздействует посредством белого света...
  Белый свет - совокупность электромагнитных волн разной длины, имеющих корпускулярные свойства, т. е. являющихся одновременно(!) и частицами...
  Некоторые предметы способны пропускать через себя свет, т. е. являются прозрачными (вакуум, газы, вода, лед, стекло, квац, алмаз, др. минералы и пр.)...
  Все прозрачные предметы пропускают свет по разному...
  Когда свет из одного прозрачного предмета (среды) проникает в другой прозрачный предмет (среду), он меняет направление своего движения... 
  Каждый прозрачный предмет имеет свой, характерный только для него, т. н. коэффициент преломления света...
  Если белый свет пропустить через два предмета с разными коэффициентами преломления (напр., через воздух и капли дождевой воды в атмосфере), то белый свет распадется на семь составляющих его, разных по окраске (длине волны) светов (эффект радуги)...
  Воздействие (энергию) можно и усиливать, и концентрировать, и направлять в определенном направлении...
  Отражатель фонаря изменяет, концентрирует в узкий луч и направляет только в одну сторону, только к одному предмету свет от своей лампочки...
  Стеклянная линза обладает способностью собрать весь свет, который проникает в нее, сфокусировать его в одной точке и тем самым многократно увеличить воздействие солнца на тот или иной предмет... 
  Информация - совокупность всех характеристик и свойств воздействия той или иной энергии...
  Например, у света любого цвета - это свойственная только для него одного длина волны, ее амплитуда и пр. ...
  Чтобы средство связи (напр., радиоприемник) соединился с радиостанцией, ему необходимо настроиться на нее - т. е. сформировать в себе аналогичную с принимаемым сигналом (энергией) информацию...
  Если информация (характеристики) принимаемого с радиостанции сигнала и характеристики (информация) радиоприемника не будут идентичными (подобными, соответствующими, адекватными и пр.), то соединения не произойдет... 
  В радиотехнике идентичность характеристик (информации) достигается за счет изменения (настройки) емкости и индуктивности в т. н. колебательных контурах передающих и принимающих средств связи...
  Качество связи (соединения) напрямую зависит от соответствия характеристик принимающего устройства связи и характеристик принимаемого сигнала (свойств передающей этот сигнал станции)... 
  Если информационная идентичность средств связи не является полной, то и соединение осуществляется неполно, некачественно...
  На практике это проявляется в плохом качестве звука и изображения...
  При недостаточности усиления, концентрации и направленности транслируемого сигнала принимающее устройство также плохо соединяется с передающей станцией...
  Проявляется это в прерывистости связи (соединения), вплоть до полного ее исчезновения...
  Определенные технологии связи (оптическое волокно и пр.) позволяют не только осуществлять надежное соединение, но и позволяют передавать огромное количество всевозможной информации в маленький промежуток времени (напр., т. н. "быстрый" интернет)...  
  Человек тоже обладает энергией...
  Человек тоже является генератором мыслей, эмоций, желаний, воображаемых образов и намерений (помыслов)...
  У помыслов так же, как и у элетромагнитных волн могут быть свои характеристики (своя, свойственная только им одним, информация)...
  Человек может быть и "транслирующей", и "ретранслирующей станцией", и принимающим средством связи (подобно "радиопремнику")...
  Человек тоже может и изменять характеристики своих помыслов, и менять их направленность, и концентрировать их, и усиливать их воздействие (энергию), и насыщать их по максимуму информацией, и направлять их только в одну Сторону, только к одному Предмету - ко Христу...  
  Это и означает - молиться...
  Чтобы соединиться с Ним... 
  Молитва - это единственное средство соединения (связи) с Богом...
  Все, что мы привели выше о технических средствах связи, о солнце, звездах, луне, земле и пр. творениях Божиих - практически один в один относится к молитве...
  Например, головная транслирующая "Станция" - это образ Христа... 
  Луна, отражающая солнечный свет - образ ангелов и людей, через которых благодать Божия переливается по иерархическому принципу друг на друга и на все остальное творение Божие и пр...
  Как белый свет состоит из разных цветов, так и энергия человека состоит из разных помыслов (как добрых, так и злых)...
  Как у света определенного цвета волна имеет определенные длину и амплитуду (специфическую информацию), так и любой человеческий помысел имеет и свою силу и свои добрую, и злую составляющие...
  Как белый свет состоит из разных по цвету светов, так и любовь состоит из разных добродетелей, и ненависть состоит из разных пороков...
  Как солнце скрывается иногда за тучами или за горизонтом ночью, переставая освещать Землю, так и человек из-за своего зла либо частично, либо же и вовсе теряет свою молитвенную связь с Богом... 
  Как характеристики транслирующей станции, ее сигнала и радиоприемника должны либо полностью, либо хотя бы как-то совпадать, так и человек, для того, чтобы молиться, должен иметь (насколько это для него возможно) помыслы добрые, а не злые...
  Тучи, ночь, радиопомехи, техническое несовершенство средств связи и пр. - тоже образ человеческого зла, не позволяющего либо в полной мере, либо и частично соединяться с Христом в молитве...
  В эл. технике вообще и в радиотехнике в частности, есть понятие о коротком замыкании в эл. цепи...
  Если эл. цепь замкнулась, то устройство связи перегорает, выходит из строя и перестает функционировать...
  В молитве образом короткого замыкания является внимание молящегося к чему бы то ни было кроме Христа...
  Спровоцировать "короткое замыкание" может внимание молящегося к абсолютно любому предмету (как к внешнему, так и к помыслам)...
  Абсолютно недопустимо внимание к образам, которые возникают в воображении молящегося или к эмоциям (ощущениям), которые он испытывает...
  При внимании молящегося к любому предмету, он по определению, с ним же и соединяется...
  В электротехнике есть еще и понятие "заземления"...
  Если один из проводов эл. цепи или клемма батарейки соединяется с землей, то тем самым происходит соединение эл. цепи или батарейки с землею и начинается огромная утечка эл. энергии и из эл. цепи, и из батарейки (в результате чего и устройство, и батарейка перестают функционировать)...
  Так и человек, подобно батарейке, как бы "заземляется", соединяясь именно с тем тварным предметом ("землею"), к которому устремляет свое внимание...
  Такой человек и уподобляется этому предмету, а не Христу, усваивая себе информацию, которую содержит в себе его энергия...
  Поэтому молитва должна состоять только из помыслов добрых - только из тех смыслов, которые содержатся в словах молитвы...
  Молитва должна осуществляться из покаяния, из сокрушения сердечного, очень неспешно и по возможности, крайне внимательно...
  Если внимание молящегося отбегает от смыслов, содержащихся в молитвенных словах к тем или иным предметам, то необходимо как можно раньше и быстрее возвращать его назад...
  И так упражняться...
  Необходимо помнить о молитвенной умеренности...
  Если ум человека во время молитвы утомился и не может уже вовсе пребывать в молитвенных смыслах, то надо прекратить его насиловать, чтобы не возникало отвращение к молитве и переключаться на другое делание - чтение, размышление и пр. (смотря по обстоятельствам)... 
  Все молитвенные слова содержат в себе те или иные абсолютные и относительные истины: смыслы, понятия, идеи, мысли, эмоции (чувства), желания, образы и намерения...
  Ни в коем случае нельзя останавливаться на них вниманием, устремлять к ним ум во время молитвы, как к конечному предмету...  
  Эти истины необходимо тщательно разобрать, понять, усвоить, принять и искренне устремлять их от себя  ко Христу...
  Внимание молящегося должно быть устремлено к Богу, а не к тому, чем наполнены слова молитвы...
  Соединяться необходимо с Богом во Христе, а не с тем, что содержат в себе молитвенные слова...
  Содержание молитв (так же, как и слова) - всего лишь средства, которые позволяют собрать всю энергию человека и устремить ее ко Христу...
  Не должна быть истина важнее и главнее ее Источника - Истины Абсолютной - Бога...
  Истины, содержащиеся в молитвах - дар благодарности кающегося человека Богу...  
  Это та самая жертва сокрушенного духа, о которой вопиял богоотец Давид в своем покаянном 50-м псалме...
  Мерзко и безрассудно взять прекрасные дары для Бога и при этом держать их при себе, не расставаясь с ними, а услаждаясь ими и как бы издеваться над Христом, лишь показывая их Ему, но не преподносить... 
  Такому неблагоразумному и дерзкому человеку подобен "молитвенник", остановившийся своим вниманием лишь на содержании молитвенных слов...
  Ну а человек, не осознающий того, что произносит своим языком или умом, подобен неразумному младенцу, который трясет детскую погремушку или балуется со скрипучей, несмазанной дверью, мнящему, однако, себя непревзойденным оратором и фолософом...  
  Поэтому молитва и соединяет в себе как доскональное понимание своего содержания, так и непременное устремление его ко Христу...
  Истины, которые содержат в себе молитвенные слова - чрезвычайно широки и глубоки...
  Поэтому и необходимо молиться крайне неспешно (особенно новоначальным), чтобы успевать вмещать их громадность в молитвенные слова...
  Кто все понимает, но торопится в молитве, подобен человеку, бегущему к своему заимодавцу с полной корзиной даров и которые на бегу от тряски высыпаются из нее на землю в грязь небрежения и суетности...
  Еще такой "молитвенник" подобен пришедшему в гости к царю, едоку-невеже, дерзко севшему перед огромным столом, заваленным всевозможными яствами и пытающемуся не пережевывая, давясь и задыхаясь, в спешке затолкать в свое чрево все предлагаемое радушным и любящим хозяином дворца...  
  При этом милостивый царь прекрасно знает, что причиной спешки является блудница, к которой так и спешит на самом деле этот наглец...
  В Ветхом завете есть одна поучительная история, когда Гедеон среди огромного количества евреев выбрал для своего войска всего лишь несколько сотен достойных бойцов...
  Жадно пьющих из реки ртом он отверг, а пьющих не торопясь из пригоршни - он избрал... 
  И не зря...
  Боевой триумф (правильность молитвы) небольшого отряда Гедеона (неспешность, немногословность) над многократно превосходящими по численности (неблагоразумная или суетная спешка многословия) силами врагов (неправильность молитвы), который последовал вскоре (совершенствование в молитве), превосходит любое воображение...
  Молитва бывает словесной (с использованием слов)...
  Молитва бывает умной (мысленной) без использования слов...
  Молитва бывает умно (мысленно)-словесной с некоторым использованием слов...
  Молитва бывает сердечной (эмоциональной, чувственной) без слов и мыслей...
  Молитва бывает умно-сердечной (и с мыслями, и с эмоциями)...
  Молитва бывает словесно-умно-сердечной (со словами, мыслями и  чувствами)...
  Упразднение словесной формы (использование умной молитвы) позволяют человеку в короткий (мгновенный) промежуток времени устремить (передать) ко Христу сразу несколько и даже много мыслей (подобно "быстрому интернету")...
  Взаимное соотношение (пропорции) слов, мыслей и чувств в молитве может варьироваться в довольно широком диапазоне и поэтому свое название молитва получает весьма и весьма условно (по преобладанию того или иного компонента в ней)...
  Слова помогают молящемуся сконцентрировать и направить свое внимание ко Христу...
  Еще большую помощь в этом оказывают мысли...
  Максимально же большую силу, направленность и концентрацию внимания обеспечивают молитвенные чувства (благодарность, вера, надежда, любовь, раскаянность, сокрушение и пр.)... 
  Св. отцы писали (напр., преп. Исаак Сирин), что в будущем веке после Страшного Суда, когда завершится образование Церкви, слова вовсе упразднятся и общение между ангелами, людьми и Богом будет происходить без слов - в умном и сердечном единомыслии...
  Существует два способа (образа) молитвы...
  Способ, когда внимание человека сосредоточено в голове, называется головным...
  Способ, когда внимание молящегося сосредоточено в сердце, называется внутренним...
  Состояние молящегося внутренней молитвой называется внутрьпребыванием...
  Молиться внимательно головным способом тяжело из-за того, что в голову сходится (и там же обрабатывается) вся внешняя и внутренняя информация человека...
  Поэтому внимание молящегося постоянно к этой информации (в голову) и привлекается...
  Внутренний способ намного эффективнее головного...
  Но устремлять свое внимание в сердце человеку, не прошедшему этап очищения очень опасно...
  Даже в старину это осуществлялось только под руководством опытного в этом деле наставника...
  При неблагоразумных попытках самостоятельного соединения ума с сердцем можно легко войти в центральную область сердца, содержащую раздражительную силу души и спровоцировать возникновение сильнейших по силе порочных эмоций...
  При нечаянном же соединении ума с нижней частью сердца, содержащей желательную (вожделевательную) силу души, можно вызвать сильнейшие же порочные желания...
  К тому же соединение ума с сердцем нередко вызывает специфические ощущения теплоты в груди и телесного жара, что в свою очередь, может привести молящегося к мнению о некоей своей исключительности в молитвенном делании, а от него и к молитвенной прелести, приводящей "молитвенника" к непосредственному общению с бесами под видом святых, ангелов, Христа, Богородицы, помутняющих рассудок и склоняющих к суициду через внушение прельщенному о стяжании им чудесных способностей...
  Поэтому безопасно устремлять свое внимание в сердце, можно только после прохождения этапа очищения, когда Сам Господь поможет это сделать христианину, перешедшему уже к этапу освящения...
  В этом случае молящийся уже устремляет свое внимание не в верхнюю часть сердца, где находится природное месторасположение ума человека, а к Самому Христу, реально пребывающему и ощутимому в его сердце...
  Человеку же, не прошедшему этап очищения, св. отцы рекомендуют альтернативный, безопасный способ внутренней молитвы...
  Они советуют устремлять свое внимание ко Христу вовнутрь грудной клетки, в верхнюю ее часть, посредине...
  Если это не удается, то они предлагают обращать свое внимание во время молитвы ко Христу внутрь основания шеи, туда, где располагается ямка и сходятся ключицы...
  При этом нельзя насиловать себя в этих упражнениях...
  Если обратить свое внимание вовнутрь ко Христу не удается, то надо прекратить эти попытки и продолжать молиться головным способом, каясь и не теряя надежду, что со временем, по мере очищения от главных пороков, Господь соединит с Собою внимание (ум) человека в его сердце...
  По мере того, как христианин избавляется от главных пороков (очищается), освящается, преуспевает и совершенствуется, соответственно же он усиливается и в своей молитвенной способности...
  Христианин, напр., приобретает способность молиться за других людей как за себя самого, одновременно возрастая и в рассудительности, крайне необходимой при упражнении в этой важнейшей заповеди Христовой...
  О великой значимости рассудительности неоднократно свидетельствует и Св. Писание, напр. :
 
  "11. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
  12. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
  (Иер. 14)"
 
  Проявляется это не только в том, что человек приобретает возможность молиться внутренне и неразвлеченно, но и в том, что молитва у него постепенно становится непрестанной (даже и во сне)...
  Если сначала непрестанная молитва в преуспевшем (освятившемся) христианине еще требует от него совершения определенных (иногда значительных) усилий, то в христианине, достигшем совершенства, непрестанная молитва совершается непроизвольно, без всяких усилий - в прямом смысле Святым Духом...
  Совершенный христианин становится уже как бы "сосудом", "домом" Святого Духа (Божиим), приходя нередко (иногда и продолжительно) в состояние душевной/духовной молитвы (созерцания), когда человек уже вовсе не ощущает своего тела и совсем не осознает, в нем ли он пребывает или вне него...   
  В заключение хочется отметить одно проявление безрассудства, довольно распространенное в современной православной среде…
  Несмотря на совершенно ясную заповедь о непрестанности и повсеместности молитвы (которую категорически утверждали в своих творениях все св. отцы), нередко можно встретить заблуждение о том, что при некоторых обстоятельствах (напр., при отправлении естественных надобностей, при близости между супругами и пр.), молитва не только неуместна, но и даже кощунственна…
  Св. Писание однозначно подтверждает ложность такого мнения, свидетельствуя о том, что даже и во время умерщвления других людей (т. е. во время вроде бы совершения смертного греха!) христианину не только можно, но и совершенно необходимо пребывать в молитвенном (покаянном) состоянии:  

  "25 Бывшие с Никанором шли со звуком труб и криками,
  26 а находившиеся с Иудою с призыванием и молитвами вступили в сражение с неприятелями.
  27 Руками сражаясь, а сердцами молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, весьма обрадованные видимою помощью Божиею.
  (2 Макк. 15)"

 
  Возрастает человек в своей молитвенной способности через благоразумное, усердное упражнение в ней, через покаяние в молитве неправильной, через усердное чтение святоотеческих писаний о молитве и через тщательную жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и усиливающей его в любви...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Православие.Ру, Логослово и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://www.pravoslavie.ru/put/66179.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/authors/222.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67515.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67797.htm
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva_iisusova.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitva_efrema_sirina.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/bogoobschenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/03/vnimanie_v_molitve.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvennoe_pravilo.shtml   
  http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvennoe_pravilo_serafima_sarovskogo.shtml
 
 http://azbyka.ru/video/category/5-cerkov-praktika-very/duxovnaya-zhizn-v-pravoslavii/molitva/
  http://www.pravoslavie.ru/put/print61022.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/01.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/32462.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/32921.htm

  http://www.pravoslavie.ru/smi/60172.htm
  http://vk.com/video9442143_163294547?list=cd8c09dae7bf8d9759
  http://azbyka.ru/dictionary/14/ochistitelnye_molitvy.shtml 
  http://azbyka.ru/dictionary/17/serdce.shtml

  http://www.pravmir.ru/serdce-govorit-o-boge/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_5/topic_7428/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2998/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6182/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_11/topic_6169/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_14/topic_5828/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_16/topic_5626/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_18/topic_5336/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5200/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5173/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5147/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5085/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_19/topic_5060/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_21/topic_4849/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_21/topic_4728/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_25/topic_4335/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_25/topic_4206/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_26/topic_4189/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_26/topic_4183/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_37/topic_2639/
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_43/topic_1487/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/42Vnimanie.htm
  http://www.nnproekt.ru/pages/books_5_1_4.html
 




 
                                         
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !       
 
       
   
 
  
 
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (26 Апр 13)
Просмотров: 1134

Поиск