"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Нищета (Чувствительность) духовная

  – радование Христа как собственно видением/ощущением своего собственного реального зла, так и стремлением/желанием/потребностью к этому видению (первым/основным проявлением добролюбия)… 
 




 
 
  "3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  (Мф. 5)"
  "29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
  30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
  31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
  32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
  33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
  34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
  (Мф. 20)"
  "18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
  19 проповедывать лето Господне благоприятное.
  (Лк. 4)"

  "6 И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. 
  (Суд. 6)"
  "23 Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. 
  (Иов. 13)" 
  "21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
  22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
  (Пс. 108)"
  "18 Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; 
  (Екк. 3)"
  "13 И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и пошёл Ефрем к Ассуру, и послал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.
  14 Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасёт.
  15 Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего.
  (Ос. 5)"
  "16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (речь здесь идёт не только и не столько о телесных чувствах, сколько о силах/способностях души и духа - от авт.),
  (Мф. 13)" 
 "19 И Бог открыл глаза её, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. 
  (Быт. 21)"




 

 
  "Иногда человек не хочет видеть чужих грехов, это доброе праведное состояние, но это еще не смирение. Смирение — это когда человек не может видеть чужих грехов. Слишком видит свои, слишком зрит перед собой Бога. Вы не стали хуже, чем были раньше. Просто обстоятельства жизни постепенно открывают нас даже и для самих себя, стирая налет обольщения на свой счет. И слава Богу за это! Увидеть себя таким, какой я есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого ведения самоукорение, и появляется не смиренничание и смиренноглаголание, но благодатное смирение. Благодарите Господа за дарованную Вам школу. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Так как он не может стоять против них, то поспешно взлезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келии и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага. (Прп. Иоанн Колов)"
  "Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; озаботься узнать, при помощи Слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идёшь окончательной цели, к погибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных, или на пути нечестивых? (Свт. Тихон Задонский)"
  "— Геронда, как я могу понять, что духовно преуспеваю?
— Если у тебя есть осознание своей греховности, то будет и духовное преуспеяние. Чем большими ты видишь свои грехи, тем большее осознание греховности ты будешь приобретать и тем больше преуспеешь.
— Геронда, мне кажется, что я с каждым днём становлюсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?
— В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отнимает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало — значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше человек продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои недостатки и несовершенство, а это — прогресс. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Нищ я — тяжких грехов исполнен. Милостив буди, Господи, ко мне; на Твою милость уповаю крепко, каясь и слезя о нагости и нищете моей. Даруй и покаяние, и сокрушение мне, и даруй мне зреть грехи моя, помнить о них. Ты еси свят — освяти мя. Не отвержи от Себя мя на суде Твоем. Я — нищ, Ты — богат. Я — грешник, Ты — свят. Я — подл, Ты — велик. Я — зол, Ты — благ. Я — темен, Ты — Свет. (Архим. Серафим (Розенберг))"
  "Прежде всего - "познай себя", то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа. (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. 
Это значит, что человек не только во грехах, но ещё и в слепоте духовной. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: "Даруй ми зрети моя прегрешения". Грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его - чтобы он не прибёг к покаянию и погиб. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Бдительность заповедана вам. А бдительность - это бодрствование. Бодрствование и чуткое ожидание. Бдительность над собой: над своими помыслами, желаниями, делами - строгое правило нашей веры. Бдительность обостряет духовное зрение чтобы знать, кто входит в сердце ваше и от кого приходят помыслы. (Свт. Николай Сербский)"
  "Не бойся, что видишь себя никуда не годным, бойся увидеть себя святым. (Схиигум. Иоанн (Алексеев))"
  "Делайте по силе и не цените своих заслуг, и не считайте добродетелей, а зрите и счисляйте свои немощи и грехи, и Господь не оставит никогда. (Прп. Анатолий Оптинский)"
  "Зрение своих согрешений – не так легко, как может показаться по наружности, при первом поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение, – нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание закона Божия (Священного Писания и Предания - ред.), без чего нельзя знать положительно – какия именно дела, слова, помышления, ощущения принадлежат правде, – какия греху. Грех часто принимает вид правды! – Нужно знать подробно свойства человека, чтоб знать, – в чем заключаются греховныя язвы ума, в чем язвы сердца, в чем язвы тела. Нужно знать, – что падение человека? Нужно знать, какия свойства должны быть у потомков новаго Адама, чтоб видеть – какие и в чем наши недостатки. Столько-то требуется предварительных сведений, сведений важных, для получения подробного сведения и яснаго зрения своих согрешений! (Проф. МДАис Осипов. А. И.)"
  "Никто не чист от греха перед Тобой, даже младенец, жизни которого на земле один день. (Блж. Августин)"
  "Видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. (Архим. Георгий Шестун)"
  "Утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером так же, как провел день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя. (Авва Дорофей)"  


"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих - бесчисленных, как песок морской.
(Свщмч. Пётр Дамаскин)"



Картинки по запросу икона петра дамаскина



"Кто непрестанно помышляет о грехах своих, тот не имеет языка, чтобы говорить о делах какого-либо человека. 
(Авва Исаия)"   



"Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
(Свт. Димитрий Ростовский)" 

 



"Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг себя. Тогда осуждать не будешь. Оставь других, а займись следить за собой. Знай себя и довольно с тебя.
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 

"Не ищи зла вовне, но каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия.
(Свт. Василий Великий)"
 
 
 
"Духовная жизнь не в том состоит, чтобы видеть свои исправления, а в том, чтобы зрети своя согрешения; первое приводит к гордости, а последнее - к смирению, от которого и добродетели бывают тверды, и не возвышаемся умом о них. Враг борет нас различно: если не может вовлечь нас в пороки, то внушает мысль о своих исправлениях и тем помрачает ум наш и отводит от Бога. Первый наш путь есть отвержение своей воли и разума и неверование самому себе. Сознавая свою греховность, снискивайте смирение, которое сильно ходатайствовать ко Господу как о прощении грехов ваших, так и о утверждении впредь - к исполнению заповедей Его.
(Прп. Макарий Оптинский)"
 
 
 
"Луч солнечный, проникнувший в дом, освящает в нём все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему и когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 

 

"Человек, удостоившийся видеть глубину своего ничтожества, стоит выше человека, удостоившегося видеть ангелов. Кто сознает болезнь свою, тот близок к уврачеванию своему и легко найдет оное.
(Прп. Исаак Сирин)"

 
 

"Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку ни славу, ни небо, ни силу, ни дает дары, оно открывает человеку его немощи. Относительно действия благодати знай, что когда станешь воистину иметь себя грешником паче всякого человека, тогда это будет знаком, что восприял ты действие благодати. Будь только беспопечителен о земном и нестяжателен - и сподобишься сего.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 

 
  "Основанием Христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом. Со всею проницательностию должно смотреть, нет ли от врага с какой-нибудь стороны обмана, хитрости, злодейства. Как Дух Святый чрез Павла всем служит для всех, чтобы всех приобрести: так и лукавый усиливается быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель.
  А именно, с молящимися притворяется он вместе молящимся, с тою целию, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в самомнение; с постящимися постится, намереваясь ввести их в обман самомнением; с имеющими ведение Писания предприемлет тоже, желая чтобы под видом ведения впали они в заблуждение; сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что и сатана преобразуется во ангела светла, чтобы, обольстив видимостью подобного света, привлечь к себе; одним словом, для всех всякие принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе сим уподоблением, под благовидным предлогом уготовлять погибель.
  Сказано: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий. Видишь, до чего сей высокомерный простирает дерзость своего намерения - низринуть и тех, которые истинно познали Бога. Посему, со всяким хранением надлежит блюсти сердце свое, и многого разумения испрашивать себе у Бога, чтобы дал нам возможность открывать козни злобы. Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей, и всегда просит избавления у Господа, переносит и труды, но не радуется ни о каком земном благе, полагается же на одного только прекрасного Врача и на его врачевание.
  Как же сия изъявленная душа будет прекрасною, благообразною, достойною сожития со Христом? Не иначе, как разве только обращено будет внимание на то, какою создана она первоначально, и как ясно познает свои язвы и свою нищету. Если не услаждается она теми язвами и струпами страстей, какие имеет на себе, не извиняет своих погрешностей; то Господь не вменит ей безобразия, но, пришедши, исцелит и уврачует ее и возвратит ей бесстрастие и нетленную красоту; только бы она, как сказано, произволением своим не входила в общение с тем, чего требуют страсти и не соизволяла на то, что производят они, но всеми силами взывала ко Господу, чтобы от благого Духа Его сподобиться освобождения от всех страстей. Поэтому, блаженна душа сия. 
  Как может, кто бы то ни был, сказать: „поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?“ Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести. Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха — уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих. 
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

  "Если пред взорами нашими находятся два предмета и один из них мы рассматриваем со всевозможным вниманием и непрестанно, а на другой не обращаем никакого внимания, то о первом получаем ясное, подробное, определенное понятие, а по отношению ко второму остаемся при понятии самом поверхностном. У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. Открывая их при помощи Божией, он стремится еще к новым открытиям, влекомый желанием богоприятной чистоты.
  На согрешения ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю, придется ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его бывает самым поверхностным и мимоходным, как обыкновенно у людей, занятых чем-либо особенным. Из самого жительства его вытекает естественно и логически признание себя грешником из грешников. Этого устроения требуют от нас святые Отцы. Без такого самовоззрения святые Отцы признают самый молитвенный подвиг неправильным.
  Брат сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари». Основание молитвы — глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести.
  Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство — узреть грехи свои! Какое блаженство — смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы.
  Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство — милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них — одну милость. Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
   Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности... Святость человека зависит от сознания и исповедания этой греховности. Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: "Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние."
  Кто отказался от осуждения ближних, помысл того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних.
   Смотрите – как Писание согласно с Отцами! Писание говорит: “Всесожжения не благоволиши... жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Жертвы и самыя всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого оне отвергаются Богом. Также мне очень нравится изречение Великаго Пимена: “Если всегда и во всем будем обвинять себя”, сказал он, “то везде найдем покой”.
  Другой Отец сказал: “мы оставили легкое бремя, состоящее в обвинении себя и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других”. Такия изречения стоят целых книг! Никто кажется, столько не вник в Евангелие, сколько вникли в него святые пустынножители; они старались осуществлять Евангелие самою жизнию, самими помышлениями и чувствованиями своими. Отличительною чертою их было глубочайшее смирение; падение человека было постоянным предметом их размышления, постоянным их занятием был плач о грехах своих.
  Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти и, в то время как благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум, он признает себя грешником из грешников, не соделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих.
  Нищета духовная, сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа — плоды борьбы со страстями. Эти плоды — залог вечного блаженства.
  Один истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти. Чем более он очищается и преуспевает: тем более страсти обнаруживаются пред ним. Наконец пред взорами ума, исцеленного Евангелием, открывается страшная пропасть падения человеческого. Христианин видит в себе падение человечества, потому что видит свои страсти. Страсти — знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество.
  Разбойник распятый одесную Богочеловека, получил спасение, в последние минуты своей бурной жизни. Лишь он смирился, лишь признал себя достойным осуждения, как отверзлись его душевные очи и он познал в распятом близ себя Богочеловека; познав, исповедал, тут же получил обетование вечного блаженства. Событие вполне соответствующее учению Евангельскому! «Веруяй в мя, сказал Господь, аще и умрёт, оживёт».
  Вспомните, что Христос пришел призвать грешников, а не праведников на покаяние. Встаньте в ряды грешников, припадите в смирении к стопам Христовым, предаваясь воле Его, поручая Его воле Ваше настоящее и будущее. А Он прольет мир и спокойствие в душу Вашу, тем самым покажет, что Он близ Вас, что Промысл Его бдит над Вами.
  Вся наша жизнь должна состоять из покаяния, ибо мы дотоле вне истины, доколе не вполне во Христе, чего ожидать может только после смерти. Чем больше погружаемся в покаяние, тем более находим, что нуждаемся в нем. Чем более очищаемся, тем более находим, что мы далеки от Пресвятого и Пречистого. Кто весь черен, тот не видит на себе ни одного пятна.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 
 
"Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 
 
  
"Бог дает нам видеть неправду в нас, лишь когда Он обнаружит, что в нас есть достаточно веры и достаточно надежды, чтобы быть способными на такое лицезрение; прежде мы сломились бы под его тяжестью. Поэтому, если сегодня мы видим себя более уродливыми, чем видели вчера, мы можем быть уверены, что это новое задание, которое Бог поручает мне, потому что теперь. Он мне может доверять больше, чем прежде; до этого я еще был слишком хрупок и неспособен видеть, теперь же Он говорит: ты достаточно силен, чтобы выдержать это, – справляйся!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

  
"Невеликое чудо - увидеть ангелов. Великое чудо - увидеть собственные грехи.
(Прп. Антоний Великий)"



 
"Странно видеть в себе готовность к совершению любого самого тяжкого греха. Это бездна, это адская пропасть, это вечная мука и смерть. И вижу, и знаю, если только буду поставлен в тяжелые условия выбора между верностью Господу и предательством Его, то буду предателем. А значит, я и сейчас предатель, если в моей воле живёт готовность на предательство. Живу и верность соблюдаю только внешне, по милости Божией, но Господь видит немощь мою и не попускает обстоятельств и тяготы выше меры. От тайных моих очисти мя, Господи! Видеть это надо всегда и непрестанно взывать о помощи, о помиловании.
(Иеромон. Василий (Росляков))"

 


"Блюди себя от греха — малого и великого, всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию.
(Свт. Димитрий Ростовский)"


  

"В каком состоянии по всему существу своему человек ныне находится? В самом болезненном. Бывает, — гово­рит свт. Тихон в Задонской келье своей, — что че­ловек впадает в руки разбойников и от них обна­жается и сильно уязвляется. То же потерпел весь род человеческий по отступлении от Бога и пре­ступлении святых заповедей Его: впал в руки диавольские, как разбойнические, обнажившие от не­го святые и боготканные одежды, и несказанно уяз­вился. Столь сильные язвы его были, что никто не мог и не может исцелить. Надобно было Самому Создателю прийти к Сво­ему созданию, неисцельно от врага уязвленному, и Самому его исцелить никакою другою силою не­исцелимого. И пришел, пришел в образе челове­ческом, к человеку уязвленному и полумёртвому.Познаем же язвы и раны свои и воздохнём ко Хри­сту - да исцелит нас. 
(Еп. Иеремия Отшельник (Соловьёв))"



 

"Осознай свою немощь, и Господь укрепит тебя.
(Прп. Гавриил (Ургебадзе))"

 
















  Духовная нищета - добродетель, противоположная пороку духовной слепоты ...
  Духовная нищета - следствие (проявление) добролюбия и мученичества, их же и увеличивающая...
  Способность видеть/ощущать/чувствовать в себе зло – крайне важна и полезна… 
  Христос даже сказал, что тот, кто имеет ее, имеет и Царство Небесное… 
  Действительно, чтобы избавиться от зла, необходимо сначала увидеть его в себе… 
  Господь говорил, что не имеющему - дастся еще, а у имеющего отберется даже то, что он думает (мечтает) иметь...
  Не имеющий - видящий в себе зло (напр., грехи) и не видящий (не имеющий) добра (например, покаяния)... 
  Даяние не имеющему - его возрастание в добре и соответственное умаление во зле через покаяние (видение зла в себе и отсутствие добра)...
  Отбирание/утрата мнимо имеющегося - возрастание не кающегося (духовно слепого) во зле (напр., в гордости) и умаление его в соответствующем в добре (напр., в смирении)...
  Чтобы увидеть зло в себе, необходимо захотеть его увидеть...
  Желание видеть в себе зло - первая, начальная (головная -главная), самая необходимая добродетель (начало покаяния - спасения христианина)...
  Первое, что должен сделать каждый человек еще на стадии своего оглашения (и продолжать усиливаться в этом всю свою земную жизнь) - это согласиться и принять, что все люди вообще и он сам в частности (в результате грехопадения прародителей), подвержены (в той или иной степени ) всему злу и всем немощам и неисправностям (сформировать в себе правильное отношение к себе, правильное мировоззрение )...
  И второе, что должен возыметь каждый христианин - это желание видеть в себе это зло и эти немощи, и неисправности...
  Два этих условия являются неотъемлемой, необходимой, первой (начальной) и последующей (всегдашней) составной частью жизни истинного христианина (учения Христова)...  
  Духовная нищета является фундаментом, основой покаяния - фундамента, основания всех остальных заповедей, первой заповеди Иисусовой ("Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное")… 
  А как часто человек поступает крайне неблагоразумно, убивая в себе эту жизненно важную способность… 
  Оттого-то она в нем нередко так слабо и развита… 
  Чаще всего, замечая в себе тот или иной "род" зла, человек отмахивается от него, говоря в себе, что в нем нету этого зла (мол, просто обстоятельства такие и пр.)… 
  Или же, видя в себе то или иное зло, человек лживо говорит сам себе, что это не зло, а нечто нейтральное, либо же и вовсе - добро...
  Или, когда человека кто-нибудь обличает, то он упорно не соглашается с обличением, доказывая и себе, и обличителю свою невиновность… 
  Человек очень часто тем самым реально, духовно убивает сам себя… 
  Христианину крайне необходимо всегда соглашаться с наличием в себе (в той или иной степени) любого "рода" зла… 
  Потому что это - истина...
  Надо не оправдываться, а наоборот - искренне и со смирением брать на себя при первой же возможности, любую духовную вину, присваивать себе любой вид порока… 
  Ибо это – истина… 
  Ибо такое поведение – истинно рассудительное, оно развивает, а не умаляет духовное видение зла в себе… 
  В первую же очередь, необходимо стремиться возыметь желание видеть свое зло…
  Христианину крайне необходимо избавляться от страха видеть свое (реально в нём имеющееся) зло… 
  Такой страх – страх человеческий, неправильный, губительный, он исходит либо из гордости (которая страдает от видения зла в себе), либо из католического (иудейского) заблуждения, что только собственно хороший человек и может попасть в рай … 
  Крайне необходимо наступать гордости и невежеству на шею духовным каблуком мужества, кротости и рассудительности, терпеть скорбь, не поддаваясь безрассудству человеческого страха…
  Духовная нищета - необходимое условие вхождения ("законного") в Церковь Христову...
  Отсутствие в человеке духовной нищеты свидетельствует о неоспоримом доказательстве того, что он не является членом Церкви (даже если он внешне и посещает храмы, "подвизается" в монастыре или "служит" архиереем)...
  Ярким примером вышеизложенному является история Савла из Деяний св. апостолов... 
  Савл был духовно слеп, поэтому он видел в себе только достоинства, а в действительно добрых людях (христианах) он видел только зло... 
  Господь ослепил Савла телесно, показав тем самым его слепоту духовную... 
  Затем Господь показал Савлу его реальное зло, сделав его духовно зрячим... 
  Это духовное прозрение Савла привело его к сильнейшему покаянию, обращению, крещению и неизбежному вступлению в Церковь... 
  Это духовное прозрение Савла сопровождалось его телесным прозрением, являясь образом духовной нищеты... 
  Покаяние Савла было настолько сильным и радикальным, что полностью изменило как все его мировоззрение, так и весь его образ жизни... 
  Если раньше Савл гнал Церковь Христову, влача христиан в темницы и на казни, то после своего духовного прозрения, он стал ревностнейшим апологетом Иисусовым, "трубою" Христовой, "избраннейшим сосудом" Господним... 
  Недаром, подобно Сарре (Саре), Аврааму (Авраму) и Израилю (Иакову), Савл стал Павлом, из человека ветхозаветного став христианином - человеком Завета Нового, где внешнее изменение (имени) является образом коренного изменения внутреннего - покаяния... 
  Духовно слепой Савл был яростным гонителем Христовым, а прозревший духовно Павел стал ревностнейшим апостолом Иисусовым...
  При покаянии человек настолько сильно изменяется в своем мировоззрении и образе жизни, что Христос даже называл его вторым рождением человека... 
  Господь говорил, что невозможно человеку войти в Царство Божие, не родившись заново... 
  Как недоумевал тогда по этому поводу Никодим (будучи на тот момент еще духовно слепым - "душевным" человеком)... 
  Савл не хотел прозреть духовно... 
  Когда св. первомученик Стефан зрел на Небесах Христа, умирая телом (и входя душою в бесконечную жизнь) под градом иудейских камней, Савл в это же самое время зрел свои мнимые благочестие и мнимую же нечестивость Стефана... 
  Савл не хотел прозреть духовно, оставаясь духовно слепым... 
  И тогда Господь ослепил его телесно, явным образом показывая ему его же собственное состояние глубочайшего (неосознанного) заблуждения... 
  Каждому человеку Христос непрестанно показывает его духовную слепоту... 
  Каждому человеку через голос совести, через ангела или и непосредственно через помыслы ("Стою при дверях и стучу"), Христос показывает имеющееся в нем зло... 
  И многие люди, подобно Савлу, отказываются от горькой истины, соглашаясь со сладкими иллюзиями собственной мнимой доброты... И нередко Господу (как в случае с Савлом) приходится прибегать к обстоятельствам непреодолимой силы (внешним несчастьям, болезням, скорбям, несчастным случаям и пр.), чтобы привести упрямых слепцов ко второму рождению - рождению духовному (покаянию)... 
  Яркие примеры тому можно увидеть и в Св. Писании (не только История Савла)... 
  Два разбойника, распятые на Голгофе с Христом, являют собою образ всего человечества... 
  Несмотря на обстоятельства непреодолимой силы (распятие, да еще рядом с Богом), они по-разному повели себя... 
  Один увидел свое зло, прозрев духовно, а другой решил остаться в состоянии собственной прелести (духовной слепоты)... 
  Аналогичный пример демонстрирует история жизни и учеников Христовых... 
  Все они предали Христа... 
  Но все покаялись, кроме одного...
  А личности св. ап. Петра и негодного (несостоявшегося) апостола Иуды прямо-таки вопиют о своем духовном антагонизме... 
  И Петр, и Иуда свободно и осознанно предали (продали) Господа... 
  Один - за свою жизнь, а другой - за 30 сребренников... 
  Разница непринципиальная - и там, и тут предательство... 
  Но Петр увидел в себе всю полноту зла и покаялся - обратился к Иисусу, а Иуда, увидев в себе ("раскаявшись") лишь часть зла (напр., непрактичность и глупость), обратился к сатане... 
  Как горько говорил Христос о нежелающих прозреть иудеях и говорящих про себя как про зрячих... 
  Он говорил, что именно такие (лицемерно отказывающиеся от истины) и имеют на себе грехи - что они "упадут в яму" (в геенну)...
  Лицемерие ("хула на Духа Святого") прежде всего и проявляется в свободном и осознанном отказе лицемера от желания видеть свое собственное зло...
  Именно нежелание человека видеть имеющееся в себе зло и приводит его в первую очередь к его же собственной вечной погибели ("не простится")...
  В заключение нам хотелось бы привести в пример одну из многочисленых историй из святоотеческих творений...
  Когда к авве Сисою пришел некто и сказал, что имеет непрестанную память Божию (непрестанную молитву), тот ответил, что это не высоко, но что нет ничего выше того, как если кто видит себя ниже всякой твари...
 
  Возрастает же человек в духовной нищете покаянием в слепоте духовной (главным образом, в нежелании видеть свое зло) в страхе человеческом, в малодушии, в гордости, в безрассудстве, в нежелании видеть в себе зло, в лживости, невнимательности, в бесчувствии ко злу, в сластолюбии, в злолюбии, а также через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющую его...

"Зрение своих согрешений – не так легко, как может показаться по наружности, при первом поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение, – нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание закона Божия (Священного Писания и Предания - ред.), без чего нельзя знать положительно – какия именно дела, слова, помышления, ощущения принадлежат правде, – какия греху. Грех часто принимает вид правды! – Нужно знать подробно свойства человека, чтоб знать, – в чем заключаются греховныя язвы ума, в чем язвы сердца, в чем язвы тела. Нужно знать, – что падение человека? Нужно знать, какия свойства должны быть у потомков новаго Адама, чтоб видеть – какие и в чем наши недостатки. Столько-то требуется предварительных сведений, сведений важных, для получения подробнаго сведения и яснаго зрения своих согрешений!
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 14-е, 15 прп. Симеона Нового Богослова, статьи Сергея Мазаева, Марины Бирюковой и игум. Нектария (Морозова) с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Православие и мир...






 
 
                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (05 Окт 13)
Просмотров: 2296

Поиск