"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Обличение (Нелицеприятие)
 
  - радование Христа выявлением/открытием зла в ближнем с целью его покаяния (спасения)...



 
 
 
 
  "12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
  13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
  (Тит. 1)"
  "19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
  20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
  (1 Тим. 5)"
  "34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
  35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
  (Деян. 10)"
  "38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
  39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
  40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
  41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
  42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
  43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
  44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
  45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
  46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
  47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
  (Ин. 8)"
  "70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
  (Ин. 6)"
  "18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
  (Ин. 7)"
  "7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
  8 сотворите же достойный плод покаяния
  9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
  10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
  11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
  12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
  (Мф. 3)"
  "15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
  16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
  17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
  (Мф. 18)"
  "16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
  (Мф. 22)"
  "23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
  24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
  25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
  31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
  34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
  (Мф. 26)"
  "14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
  (Мк. 16)"
  "22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
  23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
  (Иуд. 1)"
  "11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
  12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
  13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
  14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? 
  (Гал. 2)"
  "13 Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его. 
  13 Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает.
  14 Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того.
  15 Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.
  16 Не всякому слову верь.
  17 Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?
  18 Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость - страх Господень, и во всякой мудрости - исполнение закона. 
  28 Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, - и он благоразумен. 
  1 Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. 
  2 Как хорошо обличенному показать раскаяние! 
  29 Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения.
   (Сир. 16:13; 19:13-18,28; 20:1-2,29)"   
  "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
  (Апок. 3)"
  "17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 
  (Лев. 19)"
  "1
 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
  2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
  3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
  4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
  5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
  6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
  7 И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек, [который сделал это]. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
  8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше;
  9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
  10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
  11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем;
  12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
  13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;
  14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
  (2 Цар. 12)" 
  "15
 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.
  16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.
  17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
  18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
  (3 Цар. 17)"
  "17
 И было слово Господне к Илии Фесвитянину:
  18 встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение;
  19 и скажи ему: «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».
  20 И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа и раздражать Его.
  21 Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле.
  22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех.
  23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
  24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
  25 не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель;
  26 он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
  27 Выслушав все слова сии, Ахав умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
  28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину об Ахаве, и сказал Господь:
  29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
  (3 Цар. 21)"
  "16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,
  17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
  18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
  19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
  20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
  21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.
  (Пс. 49)"
  "5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; 
  (Пс. 140)"
  "23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 
  25
 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
  30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
  (Прит. 1)"
  "11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 
  (Прит. 3)"
  "5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. 
  10 ... ненавидящий обличение погибнет.
  32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. 

  (Прит. 15)"
  "11 На разумного сильнее действует выговор (обличение - от авт.), нежели на глупого сто ударов. 
  (Прит. 17)"

  "25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. 
  (Прит. 19)"
  "6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого (обличающего - от авт.) человека кто находит (терпит/любит - от авт.)? 
  (Прит. 20)"
  "25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
  (Прит. 24)"
  "11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично.
  12 Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.
  (Прит. 25)"
  "5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. 
  6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. 

  (Прит. 27)"
  "23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. 
  (Прит. 28)"

  "5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
  (Екк. 7)"
  "9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.
  10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
  (Ис. 6)"
  "3 ... сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы!
  4 Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи,
  5 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?
  12 Я покажу правду (ложную/человеческую/мнимую/бесовскую/злую - от авт.) твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе. 

  (Ис. 57)"
  "1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. 
  (Ис. 58)"
  "
13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
  (Иер. 3)"
  "9 Как! вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,
  10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
  (Иер. 7)"
  "16 По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне:
  17 сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня.
  18 Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.
  19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
  20 И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.
  21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.
  (Иез. 3)"
  "10 И ныне открою (обличу - от авт.) срамоту (грех/зло - от авт.) её (души человеческой - от авт.) пред глазами (соблазняющих ко греху/злу - от авт.) любовников её, и никто не исторгнет (покаяние - от авт.) её из руки Моей. 
  (Ос. 2)"
  "1 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.
  2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.
  3 За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут.
  (Ос. 4)"
  "5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. 
  (Мал. 3)"









 

 
  "Общества и мира не избежишь, но нужно все же бегать тесного, обязующего сближения с людьми опасными или суметь воспитать себя — силу сопротивления моде, предрассудку, голосу общества, смелость отстаивать свою правду перед общим голосом мира. (Еп. Михаил (Семёнов))"
  "В наш век расшатанности нервной и духовной только слово Божие еще способно поддержать и укрепить разрушающиеся все более и более основы жизни народов. И если многие современные люди часто не хотят уже слышать никаких доказательств и рассуждений относительно бытия Бога, действующего в мире, относительно возможности устроить на земле жизнь свою по заповедям Христовым, то жизнь истинных сынов Церкви Христовой всегда будет для них живым и сильнейшим обличением, от действия которого они никогда не могут освободиться в настоящей жизни, в будущей же «будут судимы» этою жизнью святых. (Свщмч. Фаддей (Успенский))"
  "Мы должны обязательно хотя бы постепенно начинать видеть, чувствовать свой эгоизм, а потом ополчиться на него и объявить войну ему. Когда нас обличают, когда делают замечания, то станем укорять себя, осуждать, бичевать, принимать на себя вину, а человека, который нас обличил - оправдывать, благодаря Бога, который таким образом заботится о нашем очищении. (Иером. Ефрем, Филофейский)"
  "Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением их нечестия. (Свт. Иоанн Златоуст)"



"Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит. Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
(Из дневников святой царственной страстотерпицы Императрицы Российской Александры Фёдоровны Романовой)"



 
"Святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры). Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром.
(Прп. Паисий Святогорец)"


 
 

"Исправляй погрешности других без всякого снисхождения к ним, но исправляй со страхом Божиим, без всякого пристрастия к лицу: кто бы ни был виновный. Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно; потому что с тебя взыщется осуждение их (если они окажутся достойными осуждения на страшном суде). Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут не был, и отлучай словами истины. Добрые и боголюбивые мужи обличают в чем–либо худом людей только в лицо, а отсутствующих не только не укоряют сами, но и тем, кто покушаются говорить что–либо о них, не позволяют того.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
 
  "Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
  В этом веке мы согрешаем непрестанно и, между тем, до того самолюбивы, что не хотим переносить никакого обличения, особенно пред другими; но в будущем веке прегрешения наши будут обличены пред всем миром. 
   При живой моей вере в будущую жизнь позволю ли я себе молчать, когда вижу, что вы живете, вовсе не думая о ней, и стремглав летите в пропасть, готовую пожрать вас навеки? 
  При живой вере в животворящие Тайны, при сознании их спасительных действий позволю ли я себе молчать, когда вижу, что вы причащаетесь очень редко и приступаете к ним не так, как должно?
   Если я знаю не только по вере, но и по опыту, что Христос есть мир, спокойствие и радость нашего сердца, и между тем вижу, что весьма многие оставили Его, «Источника воды» живой, и «ископали себе кладенцы сокрушенныя, иже не могут воды содержати», то не возвышу ли я, по любви христианской и из ревности о Слове Божием, голоса своего против такого безумного поведения людей, которые называются христианами, а по делам — язычники? «Бога исповедают ведети, а делы отмещутся». Не укажу ли я им Этот Источник воды живой, Который они забыли? — Так вера научает меня желать другим того же, чего я сам себе желаю и чего с усилием домогаюсь.
  При любви моей к вам буду ли я равнодушен, когда увижу, что вы от невнимания, лености и нерадения готовите себе верную и вечную погибель? Нет! Нет! Тогда я буду сам без веры, без любви! Поэтому извините, если я не пощажу вас и, яко трубу, возвышу глас свой. 
  Не боязненное, твёрдое обличение народа во грехах есть признак великой святости обличающего. Креститель Иоанн, Сам Спаситель. Мы обыкновенно больше льстим народу, стыдимся высказать всю правду.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
 
 
  "Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличение, т. е. вразумление, есть признак того, что кто-либо был побежден страстию или исполнил её по неведению.
  За случающиеся же проступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Если нужно сделать выговор, то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего.
  Во время же смущения, когда брат тебе сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом, и не позволяй сердцу твоему возвыситься над ним; но вспомни, что он брат твой, и член о Христе, и образ Божий, искушаемый от общего врага нашего. Сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раздражительностию, не пленил его и не умертвил злопамятностью, и чтобы от нашего невнимания не погибла душа, за которую Христос умер. Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева и, судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашёл случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных согрешениях; ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам.
  Если ты, делая выговор другому, увлекаешься гневом, то ты исполнишь лишь свою собственную страсть, а никакой разумный человек не разрушает своего дома для того, чтобы построить дом ближнего. Когда же смущение будет продолжаться, то понудь своё сердце и помолись. И после молитвы, когда сердце твоё укротится, тогда уже можешь разумно и со смирением сердца, по Апостольской заповеди, обличать, угрожать, увещевать и с состраданием врачевать и исправлять брата, как немощный член.
  Ибо тогда и брат, уразумев своё ожесточение, примет наставление твоё с верою, и ты твоим собственным миром умиротворишь и его сердце. Ибо прежде всего должно заботиться о мирном устроении так, чтобы даже под справедливыми предлогами, или ради заповеди, отнюдь не смущать сердца в той уверенности, что мы все заповеди стараемся исполнять именно ради любви и чистоты сердечной.
(Авва Дорофей)"

 
 

 
 
"Если напечатлеешь в сердце волю Божию, то не будешь смущаться, но приобретёшь добрый навык, как и отцы; если же забудешь её и увлечёшься как человек, то скажи Богу с покаянием: "Прости меня, Владыко, и помилуй меня", и скажи находящимся с тобою братиям: "Берегитесь, братия, ибо через то мы подвергаем себя осуждению и погубляем наши души", и не говори слишком громко, но только так, чтобы было слышно. Когда обучишь себя в сём, достигнешь и такого устроения души, которое угодно Богу. Когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его, скажи: "Брат! если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли ты теперь сделал? Постарайся вперёд исправиться".
(Прп. Варсонофий Великий)"
 
 
 
"Приятно учишь ты в церкви, но лучше было бы, если бы учил и благими делами. А теперь уподобляешься человеку, который бросает вверх камни и они падают на него самого. Если грехи, которые мы обличаем, есть в нас, то мы отрекаемся от слов делами, и не только не препятствуем слушателям поступать дурно, но и себя подвергаем осмеянию. Мудрствовать на словах легко, а на деле трудно. Поэтому одно не задевает слушателей, а другое трогает; одно возбуждает смех, а другое пробуждает от беспечности; одно вызывает упрек, а другое — похвалы; одно возмущает, а другое пристыжает слушателей. Потому нужно не только говорить о том.   
(Свт. Феофан Затворник)"


 
 
 
"Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя - ведь мы не знаем многого скрывающегося в нас зла. Только совершенному человеку свойственно видеть все свои недостатки. Не дозволь себе обличить в согрешении того, кто не находится в повиновении у тебя: такое обличение — принадлежность власти. Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой пред ним свои грехи. Есть обличение по злобе и мщению (осуждение - от авт.), и есть другое - по страху Божию и истине. Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей - прежде возлюби обличение за грехи свои. Кто не любит обличения, тот, верно, намеренно погрязает в страстях.
(Прп. Марк Подвижник)"


 

"Аще когда пастырь обличительное слово говорит, не должно за то людям на него негодовать, много паче поносить имя его. Понеже он должность свою исполняет: «обличи», глаголет ему Апостол, как выше сказано. Обличает он грехи, а не лица: яко никакого лица в слове своем не именует, но токмо грехи. Обличительное слово подобно зеркалу, которое показует нам пороки на лице, да очистим их: так и слово обличительное представляет грехи, да, усмотревше их в совести нашей, потщимся покаянием изгладить. Оставь грех, и покайся, и тогда спокоен будеши.
(Свт. Тихон Задонский)"


 
 
 
"Не тот показывает смиренномудрие, кто укоряет сам себя, но тот, кто, будучи укорён другим, не уменьшает к нему любви.
(Прп. Иоанн Лествичник)"





"Познать свои страсти очень легко: о них нам подскажут наши ближние: прежде всего родственники и коллеги — те, с кем мы общаемся бок о бок ежедневно. Услышав о себе нелицеприятную правду, высказанную в глаза или за глаза, не спешите кипятиться, обижаться и закупоривать себя в бутылку оскорбленного себялюбия. Но, взвесив своим умом (на то он нам и дан) все сказанное, нужно найти в нём рациональное зерно. Сказать легко, а выполнить труднее. И убедившись в частичной правоте критики, нами услышанной, необходимо начинать трудиться над самим собой.
(Протоиер.  Артемий Владимиров)"


 
 

"Если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то смотришь сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает.
(Прп. Моисей Оптинский)"


 

  
"Упоённому печалью, когда она еще во всей силе, не должно наносить ударов (иначе напрасно потратим слово, делая его недейственным лекарством), но, приняв ненадолго участие в печали и дав несколько облегчиться скорби, потом уже надлежит начинать врачевание.
(Прп. Исидор Пелусиот)"
 


  
"Бог любит праведников, когда наказывает их проступки. Весьма угоден был Богу Моисей, но при всей любви Своей к Моисею Бог обратил взор на проступок его; хвалил добродетель, какую находил в Моисее, но также охуждал (порицал) недостаток, какой приметил в нем. Любил Бог Давида, как мужа по сердцу Своему, но без лицеприятия воззрел на его преступление. И истинные богочтецы уподобляются Богу в том, что любовь их дальновидна. Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь — та, которая и увещавает, и вразумляет.
(Прп. Ефрем Сирин)"





 
"Друг, обличающий тайно, - мудрый врач, а врачующий перед глазами многих есть ругатель. Когда пожелаешь наставить кого на добро, упокой его сперва телесно и почти его словом любви. Ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться на лучшее, как телесные блага и уважение, какое он видит от тебя и затем с любовью скажи ему слово или два, и не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться. 
(Прп. Исаак Сирин)"

 



"Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех; он не обличил его, сказав сам себе: "Если Бог, Который создал его и видит это, милует его, то кто я, чтобы мне обличить его?"
(Отечник, Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Если человек согрешит и будет отрекаться, говоря: «Я не грешен», то не обличай его - иначе отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: «Не унывай, брат, не отчаивайся, но остерегайся вперед», то через это возбудишь душу его к покаянию.
(Прп. Пимен Великий)"





"Обличение и выговор должно принимать как врачевство, которым истребляется немощь и восстанавливается здравие.
(Свт. Василий Великий)"





"И обличать-то тоже надо уметь. Надо так сказать, чтобы человек услышал и раскаялся. А уж с высоты нашей неправды только о себе можно говорить, о других же молчать и слёзы лить, всё предавая Богу.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
















  Добродетель обличения (хотя точнее было бы назвать её обличительностью, а собственно обличением считать лишь обличающие действия) противостоит пороку льстивости (где лесть, соответственно - собственно льстивые слова и поступки)...
  Обличение исходит из любви ко Христу и к ближнему как к самому себе...
  Обличение неотделимо и от рассудительности, и от обязательных предваряющих как самообличения, так и желания обличения самого себя от ближних (ибо по заповеди о любви человек должен относиться к ближнему как к себе самому): 

  "Начни же прежде обличать себя — и обличи. Устрани все из внимания и оставь себя одного с своею совестью пред лицем Бога — Судии всевидящего. Раскрой, что ты знал, что не должно, и, однако ж, похотел; мог и похотевши отстать — и не употребил в свое благо своего самовластия: и разум, и совесть были против, и совне препятствия были, но все эти вразумления презрены тобою. Так сделай в отношении к каждому греху.
  Увидишь, что всякий грех делан самоохотно, с сознанием его грешности и еще с усилием в преодолении препятствий, — и совесть заставит тебя беспрекословно сознаться в виновности. Лукавство грешного сердца начнет, может быть, изобретать извинения — то в немощи естества, то в силе темперамента, то в стечении обстоятельств, то в напоре житейских отношений — не слушай. Все это могло усиливать влечение ко греху, но согласия на грех никто никогда вынудить не может — оно всегда есть дело произволения.
  Предел, до которого должно доводить дело самообличения, есть чувство безответной виновности — состояние, в котором скажется в сердце: «Ничего не имею в оправдание — виноват». В этом действии обличения совестию человек утвердит за собою один грех за другим, и скажет: «И в том виноват, и в другом, и в третьем, во всем, во всем виноват», — облечется в свои грехи и станет чувствовать, что они лежат на нем всей своею тяжестию.
  Увидишь, что всякий грех делан самоохотно, с сознанием его грешности и еще с усилием в преодолении препятствий, — и совесть заставит тебя беспрекословно сознаться в виновности. Лукавство грешного сердца начнет, может быть, изобретать извинения — то в немощи естества, то в силе темперамента, то в стечении обстоятельств, то в напоре житейских отношений — не слушай. Все это могло усиливать влечение ко греху, но согласия на грех никто никогда вынудить не может — оно всегда есть дело произволения.
(Свт. Феофан Затворник)"



 

 

  При отсутствии же любви, рассудительности и предваряющих условий, которые мы указали выше - обличение является или осуждением, или клеветою, или лицемерием ("17 ...суждение и осуждение – близки. (Иов 36)") и пр. пороками, напр.:

  "24 Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.
  25 Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши?
  26 Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши.
  27 Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. 
  (Иов 6)"
 
  Нередко обличение и соседствует с осуждением, и противостоит ему:

  "16 И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии.
  17 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля (осуждение/клевета - от авт.)?
  18 И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идёте вслед Ваалам (обличение - от авт.);
  (3 Цар. 18)"

  Обличение (наряду с проповедью Евангелия и пастырской/учительской деятельностью) является проявлением открытости правильной (частным случаем правословия, противостоящего празднословию и его крайнему проявлению - сквернословию)...
  Обличение очень полезно, т. к. увеличивая обличающего в любви и умаляя его в ненависти, оно одновременно способствует (помогает) и спасению ближнего...
  Обличение, как средство приведения евреев к покаянию, было характерной чертой ветхозаветных пророков:
 
  "8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. 
  (Мих. 3)"

 
  Ветхозаветные пророки имели две основные цели своей деятельности: приведение евреев к покаянию через их обличение (словами и примером собственной жизни по заповедям Божиим) и оглашение (устное и письменное) подробных свидетельств (обстоятельств) будущего земного Пришествия (вочеловечения и воплощения) Мессии - Сына Божия (Господа Иисуса Христа)...
  Как покаяние, так и знание всей необходимой информации о Спасителе, должны были помочь евреям безусловно поверить в Иисуса как в Христа Божия, а значит - и спастись...
  К сожалению, евреи очень часто ненавидели истинных пророков Божиих за их обличение (любовь) к себе, любя льстивых и лживых лжепророков...
  Истинных пророков евреи очень часто (как правило) оскорбляли, уничижали, преследовали, пытали (порой изощренно) и даже убивали (порой жестоко), превознося пророков льстивых и веря их приятной лжи...
  Обличение являлось и характерной чертой Иисуса Христа во время Его земной жизни...
  Оно (нелицеприятие) настолько ярко было выражено в Иисусе, что признавалось даже и самими обличаемыми Им фарисеями и иже с ними...
  Обличение же "сильных мира сего" развивает в обличающем мужество, ревность по Богу и силу воли, т. к. из них и исходит...    
  Обличение является добродетелью не только личной, но и общественной, поскольку спасает не только обличающего, но и обличаемых...
  Обличение, соединенное с безрассудством очень вредно и опасно, т. к. развивает в обличаемом и неблагоразумие, и неведение...
  Безрассудное обличение наносит вред и обличаемому, т. к. соблазняет его к печали, ненависти, отчаянию, осуждению и пр. порокам...
  Обличение же, исходящее из ненависти (из желания причинить зло ближнему, унизить его и пр.), называется осуждением и ненависть же поэтому в осуждающем и развивает...
  Увеличивая же осуждающего в ненависти, осуждение "автоматически" увеличивает его как в гордости, так и во всех ее многочисленных, мерзких проявлениях...
  Обличение является прямой заповедью Христовой ("Если согрешит против тебя (а тем более против ближнего твоего) брат твой ...")...
  Замечательными подражателями Христу в обличении были все св. апостолы, все св. мученики и все св. отцы...
  Святые Божии человеки (особенно ветхозаветные пророки и Христа ради юродивые) обличали грешников ради их спасения, заранее предвидя не только отсутствие благодарности в свой адрес, но и ясно видя репрессии, клевету, пытки и мучительную смерть ради Господа и спасения своих ближних (обличаемых)...  
  Христианин должен стремиться к тому, чтобы его обличали окружающие его люди:
 
  "7 Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем. 
  19 Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. 
  (Сир. 21:7; 32:19)"

 
  Это желание собственного обличения является "лакмусовой бумажкой" - своеобразным индикатором принадлежности человека к Церкви Христовой...
  Степень обличительности христианина не должна превосходить степени его желания собственного обличения...
  Только по мере роста желания обличения самого себя (пропорционально ему) и возможен рост обличения христианином окружающих его людей... 
  Существует только один индикатор/средство определения правильности/истинности обличения (отличия его от осуждения) - это скорбь/плач/слёзы о зле в ближнем (покаяние о нём) как о самом себе (как за самого себя)...
  Без предваряющего/параллельного истинного покаяния/молитвы/любви/плача/слёз о самом себе/к самому себе, истинного обличения иметь/осуществлять невозможно...
 
  Возрастает  человек в обличении покаянием в лести, осуждении, безрассудстве и через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и увеличивающей его в рассудительности и любви...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру, Азбука веры, Фома, Логослово и Мир вам...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.pravoslavie.ru/put/68187.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/14/oblichenie.shtml
  http://www.foma.ru/tkachenko-greh.html
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_8/topic_6828/
  http://mirvam.org/2014/05/06/%d0%b0-%d0%b2%d1%8b-%d
   
                                   





                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !     
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (03 Фев 14)
Просмотров: 1355

Поиск