"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Открытость (Простота) правильная
 
  - радование Христа правильным/добрым/полезным откровением помыслов (как благостей, так и страстей)...

 



 
  
  "34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
  35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
  (Лк. 2)"
  "1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
  2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
  3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
  4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
  5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
  (Мк. 1)"

  "21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
  (Мк. 4)"
  "5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедую Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего. 
  (Пс. 31)"
  "18 Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими;
  19 и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь;
  20 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих,
  21 дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землею.
  (Втор.11)"
  "6 О вы, напоминающие о Господе, не умолкайте.
  (Ис. 62)"
  "9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. 
  (Прит. 9)"
  "22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. 
  (Прит. 15)"
 "25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных (слепо/бесчувственно превозносящихся от ложного видения в себе мнимых ведения и благоразумия - от авт.) и открыл то младенцам (смирившимся от видения своего реального невежества, подобного детскому - от авт.);
  26 ей, Отче! ибо таково было Твоё благоволение.
  27 Всё предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
  (Мф. 11)"
  "21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 
  (Мф. 16)"
 "21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
  22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
  23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
  24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
  (Лк. 10)"
  "8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
  (Лк. 12)" 
  "11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. 
  (2 Кор. 5)"
  "11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. 
  (2 Кор. 6)"
  "6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
  7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
  (Филип. 4)"












 


"Когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга.
(Протоиер. Михаил Дронов)"




 
   "Говорить о вере следует тогда, когда вас спрашивают об этом и ваш ответ принимают. Если начинаются возражения и споры, то, значит, человек не готов воспринять дух и учение христианства. Христианство нельзя передать как науку или доказывать как философию. Христианство воспринимается сердцем; а если человек не чувствует его живительной силы, то внешние доказательства бесполезны. При земной жизни Спасителя многие очевидцы Его чудес не поверили в Него как в Мессию. Поэтому берегите мир собственного сердца. 
  Преподобный Серафим Саровский дает совет: «С душевным говори о душевном, а с духовным - о духовном». С неверующими людьми следует говорить о том, что входит в круг общих житейских интересов и служебных обязанностей. Вера - это, прежде всего, состояние человеческого сердца, способность воспринимать реалии духовного мира. Если у человека отсутствует религиозное чувство и заглушены духовные интуиции, то попытки приобщить его к вере могут только вызвать негативную реакцию с его стороны. Разговоры с такими людьми, переходящие в полемику, чаще всего оканчиваются одним результатом: чувством потери времени и опустошения своей души. 
(Архим. Рафаил (Карелин))"



 


"Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры. Только этим путем передается она, и для этой передачи рождаются слова духоносные. Поэтому-то так трудно «наставление Господне». Надо иметь «власть» для наставления, живую и горячую веру и — еще раз скажу — убедительность своего личного счастья в ней.
(Сергей Иосифович Фудель)"


 



"Наше покаяние выражается в исповедании грехов, в откровении помыслов. Не стыдись объявлять свои грехи, потому что придёт время, когда все они откроются. Или мы сами откроем их перед одним человеком, духовником, или в День оный их откроет Бог перед всеми Ангелами и людьми. Если же мы сами первые осудим себя в покаянии, то грехи наши изгладятся и мы получим прощение. 
(Архим. Ефрем Филофейский)"


 


 
"Искренен и прям не тот, кто "режет правду в глаза", но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. 
(Прп. Паисий Святогорец)"
 
 
 
 


"Проповедовать следует не от ума, а от сердца. Только то, что сказано от сердца, достигнет другого сердца.
(Прп. Фаддей Витовницкий)"

 
 

 

"Обнажайте свою душу до конца пред Богом, открывайте Ему свои немощи, и Господь простит, вразумит и утешит так, что вы и помыслить не можете.
(Игум. Никон Воробьёв)" 

 
 
 


"Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: всё где-нибудь да прозябнет и возрастёт, и плод принесёт, хотя и не скоро.
(Прп. Серафим Саровский)"

 
 
 
  

  "Как в отношении к видимому сему отрекся ты от человека внешнего, разделив и расточив имение; так надобно тебе отречься и от прежних нравов. И если учился ты плотской мудрости, или знанию вещей, отрекись и от сего. Если полагался на дела плотской правды; отступись от них, смиряя и уничижая себя. Ибо, таким образом, возможешь научиться буйству проповеди, а с ним обретешь истинную мудрость, состоящую не в красивых словах, но в крестной силе, в существе обладаемой сими сподобившимися приобрести ее; потому что крест Христов, говорит Павел, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, нам же спасаемым Божия сила и Божия премудрость. 
  Имеющие в себе Божественное богатство Духа, когда сообщают другим духовные словеса, преподают им как бы изъемлемое из собственного своего сокровища. Посему, должно прежде испросить у Бога, чтобы в нас находилось уже истинное сие богатство, а тогда удобно будет прийти нам в состояние, и другим оказывать пользу и преподавать им духовные и таинственные учения. Ибо благость Божия благоволила обитать во всяком верующем.
  Господь говорит: Любяй мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; и в другом месте: Аз и Отец приидем, и обитель у него сотворим. Под брачным одеянием разумей благодать Святого Духа. Кто не соделался достойным облечься в нее, тот не будет участником небесного брака и духовной вечери.
  Приложим старание вкусить духовного сего и божественного вина, и упиться сим трезвенным упоением, чтобы, как в сытость испившие вина делаются говорливыми, так и нам, преисполнившись сего духовного вина, проглаголать Божественные тайны. Ибо говорит Давид: и чаша твоя упоявающи мя, яко державна.
(Прп.Макарий Великий)"

 

Преподобный Макарий Великий Египетский. Икона


 
"Можно стучать в запертую дверь с молитвой, но с советами можно войти только в отверстую.
(Свт. Филарет Московский)"

 
 
 


"Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

 
 
"Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и нас тавляй тех, коих ради хулится имя Господа: и как они мертвые и отсечены от живаго Господа, постарайся, чтоб они отстали от своих мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу. Дети мои возлюбленные, наставляйте друг друга и признавайтесь друг пред другом и пред Богом в грехах своих, чтобы Он простил вас в оных. Не со всяким веди беседы о благочестии и добром житии. Не по зависти говорю так, но потому, что пред неразумнейшим покажешься ты, думается мне, смешным. Подобное подобному сочувствует, а для таких бесед немного слушателей или, вернее, они очень редки. Лучше потому не говорить, ибо не этого хочет Бог для спасения человека. Дети мои возлюбленные, наставляйте друг друга и признавайтесь друг пред другом и пред Богом в грехах своих, чтобы Он простил вас в оных.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 

 
""Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе.
(Свт. Николай Японский)"
 
Святитель Николай Японский
 

 
"Отцы сказали, что хорошо говорить Бога ради и молчать Бога ради. Слова же их значат следующее: говорить, как я сказал, не по страсти хорошо, ибо говорящий таким образом Бога ради говорит, а когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди; но предоставь это дело Богу, и Он вложит во уста твои, что сказать для пользы. Бог силен препоясатинас, немощных, силою. Он да укрепит тебя, брат.
(Прп. Варсонофий Великий)"
 
 
 
 
  "Тот, кто мудр на словах без дел, не приносит большой пользы слушателю. И напротив, тот, кто может предложить совет, прежде исполненный им самим, этим больше всего помогает слушателю. Обычно не столько входят в душу наставления словами, сколько делами; и если не имеешь дел, то, разглагольствуя, не только не приносишь пользы, но больше причиняешь вреда; лучше бы молчать. Потому что предлагаешь мне дело невозможное. Если ты, который говоришь много, рассуждаю я, не исполняешь этого, то тем более я достоин извинения, если ничего не говорю. Нужно благое поведение, а не остроумие, нравственность, а не красноречие, дела, а не слова, вот что доставляет Царство, дарует действительные блага. Не язык изощряй, но душу очищай. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались исключительно к нему.
  Если кто-либо скажет тебе: "Ты покланяешься Распятому?", то ответь ясным голосом и с радостным лицом: "И покланяюсь, и никогда не перестану покланяться".
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


"В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Он заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «Кто меня поставил судьею?» Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение.
(Свт. Феофан Затворник)"





"Первое, на что надо решиться, это - на беззащитность, на то, чтобы открыть себя радости и горю, ласке и ударам жизни, и все претворить в углубляющуюся, ширящуюся чуткость души, никогда не дать сердцу сжаться, а если оно сожмётся, сказать: нет! Распустись, откройся. Этим ты делаешься участником святыни.
(Митр. Антоний Сурожский)"





"Согрешившему другу напомни о Судии и заживишь свою язву, потому что такое врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.
(Прп. Нил Синайский)"

 

 
"Всякое искусство упражнением в нем усиливается и развивается, а от праздности гибнет. Особенно же дар слова: если за ним ухаживать и орошать его, делается наиболее сильным, а если не прилагать о нем попечения, легко проходит и улетает.
(Прп. Исидор Пелусиот)"





"Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола.
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Мы сами осложняем путь спасения своими страстями, ложью, самооправданием и самообманом. Обнажайте свою душу до конца пред Богом, открывайте Ему свои немощи, и Господь простит, вразумит и утешит так, как Вы и помыслить не можете.
(Игум. Никон (Воробьёв))"





"Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и брань твоя облегчится. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые.
(Авва Исаия)"





"Те, которые осквернили свои души беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и запечатлели в себе образы и подобия бессловесных похотей, пусть постараются многими слезами очистить себя и убелить одеяния своей души, потому что другим способом невозможно увидеть Свет, или Бога, по слову Господа нашего. Поэтому... постараемся содержать свое сердце чистым посредством хранения совести и постоянного исповедания сокровенных помыслов сердца. Если будем исповедовать их часто, а лучше каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за все: сделали ли что плохое, или помыслили недоброе, или сказали нехорошее. Так стяжаем покаянное и сокрушенное сердце; покаянное же сердце извлечет слезы из глубины души, а слезы очистят душу и изгладят все ее прегрешения.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"




"Всё говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь прелести. А если подумаешь, что ты в духовной жизни знаешь больше духовника и перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради вразумления.  
(Прп. Силуан Афонский)"















  
  Открытость - суть способность/желание исповедывать (открывать) помыслы посредством слов и др. телесных действий...
  Открытость противостоит закрытости (замкнутости) и сами по себе они не являются ни добрыми, ни злыми предметами...
  Закрытость - суть неспособность (нежелание) исповедывать/открывать свои помыслы (желание/стремление скрывать их)...
  Как открытость, так и замкнутость могут быть и злыми/вредными (исходящими из ненависти и безрассудства), и добрыми/полезными (исходящими из любви и рассудительности)...
  Открытость добрая противостоит открытости неправильной и является следствием добролюбия, ненависти ко злу и рождающей их любви...
  Скрытность же злая противостоит, соответственно, замкнутости доброй...
  Благая открытость проистекает из любви и рассудительности, являясь проявлением милости по отношению к ближнему...
  Милость же неотделима от благости и рождающей их обеих любви...
  Добрая открытость по отношению ко Христу является словесной молитвой, т. е. важнейшим проявлением любви человека как к Богу, так и к самому себе, поскольку через молитву человек приобретает свое бесконечное блаженство... 
  Поэтому полезность правильной открытости (напр., при келейном покаянии или на Исповеди) трудно переоценить, поскольку она же и усиливает человека в любви:

"Отк­ры­вай­те все свои по­мыс­лы - осо­бен­но те, ко­то­рые дол­го вас не бу­дут остав­лять. 
(Прп. Варсонофий Оптинский)"



 
 

  Насколько полезна открытость правильная, настолько же вредна и закрытость неправильная, отсекающая в принципе в человеке не только его способности к молитве и покаянию (скрывая страсти и грехи), но и исполнять все остальные заповеди Христовы, стержнями (основой) которых  они являются...
  Например, скрывая дары (добродетели) Христовы (хотя бы и природные - интеллект, храбрость и пр.), закрытость злая не позволяет человеку испытывать к Подателю их чувство благодарности и даже просто радоваться им (ибо и радость, и благодарность - тоже заповеди Иисусовы, жизненно важные для человека)... 
  Как закрытость, так и открытость человека являются его фундаментальными качествами, радикальным образом определяя всю его как земную жизнь, так и посмертную "историю"... 
  Добрая открытость проявляется в доброделиях человека (в его словах и поступках)...
  Открытие помыслов (посредством слов, мимики, жестов и пр.) называется откровенностью...
  Откровенность может быть как правильной (доброй) - исходящей из любви и рассудительности, так и неправильной (злой) - исходящей из ненависти и безрассудства...
  Откровенность может быть как осознанной, так и неосознанной, как свободной, так и невольной...
  Свободное и осознанное правильное откровение добрых помыслов в поступках (хотя строго говоря, слово является тоже действием - это поступок языка, губ, связок, легких и пр.) называется дерзновением... 
  Неправильная откровенность исходит из безрассудства или из порочности (напр., хвастливость исходит из тщеславия, а дерзость из самоуверенности)...
  Открытость правильная относится к тем добродетелям, которые особенно нуждаются в рассудительности при их применении...
  Именно об этом говорил Христос, когда призывал своих учеников "не метать бисер (не открывать добродетели, добрые помыслы, правду и истину) перед свиньями (перед людьми, свободно и сознательно стремящимися к порочным помыслам)" и "не давать святыню (не совершать добрые дела) псам" (людям, свободно и сознательно стремящимся к порочным поступкам - грехам)...
  Господь призывал апостолов к простоте голубя (внутреннему и внешнему добру) и к мудрости змея (рассудительности), давая им понять, что добро должно быть предлагаемым не только в нужной мере, в нужном месте и в нужное время, но и только приготовленным к нему людям (способным воспринять это добро)...
  Господь кротко молчал, когда Пилат, его "друг" Ирод Антипа четвертовластник, их воины и их свита пытались глумясь, разговаривать с Ним или задавать Ему формальные вопросы или безумно просить Его о потешных чудесах и пр. ...
  Христос предупреждал, что если открытость добрая используется безрассудно, то неготовые или нечестивые люди, к которым она адресована, еще более усилятся в своем зле, т. е., по словам Господа "попрут" добро "ногами своими" (похулят или посмеются над ним), набросятся и растерзают неблагоразумных исповедников добра (усилятся в своей ненависти и к ним самим, и к добру, и к истине, которые им предлагаются)...
 
  "1 Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. 
  2 Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего. 
  3 Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни. 
  4 Давай благочестивому, и не помогай грешнику. 
  5 Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; 
  6 ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. 
  7 Давай доброму, и не помогай грешнику. 
  1 Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему. 
  5 Иной молчит - и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. 
  6 Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. 
  7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. 
  8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден. 
  28 Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, - и он благоразумен. 
  22 Наставление для безумных - оковы на ногах и как цепи на правой руке. 
  (Сир. 12:1-7; 13:1; 20:5-8; 19:28; 21:22)"
 
 Людям же, способным воспринять истину с пользой, необходимо исповедывать её (и внутри, и в слове, и в жизни/деле)... 
Довольно ясно писали об этом св. ап. ап. Пётр и Иаков:
 
  "15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
  (1 Петр. 3)"
  " 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.  
  19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
  20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
  (Иак. 5)"
  "19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
  20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
  21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
  22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
  23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
  (1 Кор. 9)"

  Дружба - суть взаимная любовь... 
  Друзья по определению любят друг друга...
  Друзья по определению относятся друг к другу как к самим себе... 
  Друг относится к греху друга своего как к своему собственному... 
  Поэтому он никогда не осудит исповедующегося ему друга и не превознесется над ним... 
  Друг кается за своего друга как за самого себя (тем самым спасая друга и спасаясь сам)... 
  Это и означает "положить душу свою за други своя"...
  Это и означает спастись самому, чтобы вокруг тебя спаслись тысячи...
 
  "24 Как золотой наряд - наставление для разумного, и как драгоценное украшение на правой руке. 
  (Сир. 21)"
 
  В этом и заключено благоразумие исповеди (того самого "жемчуга", той самой "святыни") друзьям, а не "врагам" (тем самым "свиньям" и "псам"), которые могут и осудить, и превознестись, и пр. (т. е. причинить зло как исповеднику, так и самим себе)... 
  Исповедь другу подобна просьбе поранившему руку, перебинтовать ему ее или очистить от грязи испачканную пролетавшей вороной (бесом) спину и пр. (т. к. самому это сделать очень трудно и неудобно)... 
  Если друга-мирянина можно уподобить простому человеку, то друга-священника можно сравнить с высококвалифицированным врачом в клинике и специалистом в химчистке, обладающими не только бинтами и щеткой, но и новейшими лекарствами, оборудованием, моющими и чистящими средствами и пр. ... 
  Как не всегда в обычной жизни есть возможность обратиться в клинику или в химчистку, так не всегда есть возможность прибегнуть и к помощи церкви, священника и Таинств... 
  Поэтому в таких случаях св. апостол Иаков и предлагает использовать то, что есть рядом - друзей (для взаимной же их пользы - и самого исповедующегося, и принимающего покаяние)...
  При условии, конечно же, достаточного смирения и любви у друзей (иначе неизбежны осуждение, превозношение и пр. зло, приводящее всех в погибель)...      
  Отсюда становится совершенно очевидной и добродетель правильной/благоразумной скрытности (замкнутости), к которой призывал Иисус, крайне необходимой христианам при их общении с людьми, неспособными по тем или иным причинам с пользой для себя воспринять истину или добро...
  Таким образом, открытость без рассудительности не может быть правильной, даже если она исходит и из любви...
  И уж тем более злым является откровение помыслов злых (страстей), особенно, свободное и осознанное, исходящее из ненависти (напр., наглость или хамство)...
  Благоразумное откровение правды Божией и истины является разновидностью доброй открытости и называется проповедничеством, которое, в свою очередь, является проявлением добродетели правословия, противостоящей пороку празднословия...
  Яркими примерами проповедничества являлись Христос, Ветхозаветные пророки (вместе с последним из них, благовествовашим на рубеже Ветхого Завета и Завета Нового - Предтечей Господним Иоанном Крестителем), св. апостолы, св. мученики, св. исповедники, святители, юродивые и др. св. люди, целью и смыслом жизни которых являлось исполнение заповедей Иисусовых:

  "1 И было слово Господне ко мне:
  2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: ...
  (Иер. 2)"
  "7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» 
  (Ис. 52)"
  "4 И было ко мне слово Господне:
  5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
  6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я ещё молод.
  7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь.
  8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
  9 И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
  10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (зло/заповеди человеческие - от авт.), созидать и насаждать (добро/заповеди Божии - от авт.).
  17 ... ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.
  18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.
  19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.
  (Иер. 1)"
  
  Проповедничество может проявляться как в устной и письменной форме, так и в самом по себе праведном образе жизни христианина (даже и молчаливом)... 
  Христос, как Сам непосредственно, так и через своих апостолов в их посланиях показывал, что проповедь Евангелия в раннее христианское время осуществлялась не за счет мудрости человеческих слов, а благодатью Духа Святого, Который и говорил Сам через проповедников, и помогал оглашаемым слушателям всем сердцем воспринимать услышанную правду и истину... 
  Поэтому важнейший элемент благоразумия проповедничества как раз и заключается прежде всего в смиренном осознании проповедником как своего ничтожества в способности открывать людям правду и истину, так и всецелое понимание необходимости содействия Духа Святого (благодати Божией, которая подаётся только смиренным и которая только смиренными же и может приниматься/усваиваться) в этой святой миссии:

  "16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя (помогу в проповеди - от авт.), чтобы устроить небеса (Царство Божие внутри христианина - от авт.) и утвердить (в добре - от авт.) землю (всё естество, образ мыслей, волю христианина - от авт.) и сказать Сиону (христианам/Церкви - от авт.): «ты Мой народ (поскольку живёшь по заповедям Христовым - от авт.)». 
  (Ис. 51)"

 
  Не потому ли в наши времена и отсутствуют как проповедники правильные, так и правильные оглашаемые, что и у тех, и у других понимание значимости и важности содействия Духа Святого (благодати) как в проповедничестве, так и в его усвоении (смирение), практически совсем отсутствует?...
  Не потому ли современные проповеди и являются такими искусственными и непонятными, что ни проповедники, ни оглашаемые не получают содействия Духа Святого по нераскаянности своей и соединенной с нею гордости?...
  А ведь чтобы оглашение было правильным (эффективным), необходима правильность обеих сторон...
  Замечательным подтверждением тому являются многочисленные истории из жизни св. ап. Павла, когда в одной и той же аудитории (напр., в Афинском Ареопаге) одни слушатели ему верили (напр., будущий св. Дионисий Ареопагит), а другие нет... 
  О необходимости рассудительности при оглашении истины и правды свидетельствует и наимудрейший царь Соломон, и премудрый Сирах, напр.:
 
  "6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума ". 
  7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий  
нечестивого - пятно себе. 
  8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай
мудрого, и он возлюбит тебя; 
  9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, 
и он приумножит знание. 
  10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;
  (Прит. 9)" 
  "20 Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время.
  7 Поучающий глупого - то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна. 
  8 Рассказывающий что-либо глупому - то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: "что?" 
  12 С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; 
  13 берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; 
  14 уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его. 
  15 Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? 
  16 Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. 
  12 Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. 
  (Сир. 20:20; 22:7-8,12-14; 25:12)"
 
  Библия и св. отцы (напр., свт. Игнатий (Брянчанинов)) указывают на оскудевание истинных проповедников вообще и духовных отцов/наставников, в частности (в т. н. "последние времена" человечества - т. е. в наше время), напр. :
 
  "11. Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.
  12. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его.
  (Ам. 8)"
 
  Нередко проповедники, миссионеры и духовники "последних времен" подвержены и мотивируются банальными сребролюбием, любостяжанием и лицеприятием (известными еще с ветхозаветных времен)...
  И обличение ближних является неотъемлемой составной частью правильной открытости вообще и проповеди Евангелия (правословия), в частности:
 
  "8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его.
  (Мих. 3)"
 
  Вместо этого проповедники последних времен (современные псевдостарцы, "ласковые" духовники и пр.) применяют банальные человекоугодие и льстивость, описанные еще в Ветхозаветных книгах:
 
  "5 Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну.
  (Мих. 3)"
 
  Существует ярко выраженная причинно-следственная взаимосвязанность между правильностью (праведностью, святостью) проповедников и оглашаемых...
  Одним из проявлений ее является мнение многих св. отцов последних столетий о том, что в наши (последние) времена потому отсутствуют истинные (смиренные) старцы (бесстрастные), что отсутствуют истинные послушники (правильные, смиренные)...
  Ну а поскольку старцами становятся как минимум из-за предваряющего, истинного послушания, то понятно, что и старцев нету, потому что не было и их самих как истинных послушников...
  Проповедничество может быть как свободным, так и невольным, как сознательным, так и неосознаным...
  Библия приводит очень много примеров этому...
  Младенцы и камни, вопиющие при входе Господнем в Иерусалим...
  Ослица жреца Валаама...
  Изгоняющий бесов именем Иисуса Христа, но "не ходящий" вместе с апостолами... 
  Лжеапостолы первых десятилетий христианства, проповедующие Евангелие из славолюбия, властолюбия, любостяжания и пр., и клеветавшие из зависти на апостолов истинных...
  И пр., и пр. ...
  Степень правильности проповедничества может быть разной (в зависимости от рассудительности и смирения проповедника)...
  Проповедничество может быть и злым (разновидностью неправильной открытости), если человек нечестивый нагло открывает свое зло в устной, письменной форме или и самим своим бесчинным образом жизни...
  Оно тоже может быть и свободным, и невольным, и сознательным, и неосознанным... 
  Даже молитва человека-миссионера по отношению к разным людям может ограничиваться или и вообще упраздняться рассудительностью...
  Это неоднократно подтверждается в Библии как пророками, так и св. апостолами, напр. :  
 
  "11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
  12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
  (Иер. 14)

  В заключение отметим и открытость добрую внешнюю (проявление добролюбия) - способность/желание/стремление человека воспринимать добрую информацию (напр., обличение или проповедь Евангелия), противостоящую внешней злой открытости (проявлению злолюбия):

  "4 Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. 
  7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! 

  (Ис. 51)"
  "15 Так многие народы приведёт Он (пророчество о Христе - от авт.) в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (т. е. проповедь Евангелия - от авт.). 
  (Ис. 52)"
  "3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 
  (Ис. 55)"
  "5 Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: 
  (Ис. 66)"
  "12 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа.
  13 Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь.
  (Аг. 1)"

  Если откровение помыслов можно назвать открытостью активной (направленной изнутри от помыслов наружу к телесным действиям) то открытость внешнюю можно назвать пассивной (направленной снаружи от внешних добрых предметов вовнутрь)...
  Внешняя правильная открытость заключается в соединении с любым полезным/добрым внешним предметом вообще (напр., при чтении Библии, святоотеческих творений, при участии в Богослужениях, в Таинствах церкви, при поклонении церковным святыням и т. д.) и с праведными/святыми человеками, в частности...
  Такая добрая внешняя открытость ("с преподобным преподобным будеши") заповедана ещё с Ветхозаветных времён, ценилась всеми св. отцами и не утратила своей важности/актуальности/полезности и доныне...

"Сближайся с праведными, и чрез них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение, и научишься их нравам. Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими;
(Прп. Исаак Сирин)"





"Люби слушать Божественные словеса, священные песни и псалмы и всё, что честно, свято, премудро и душеполезно; особенно же люби слушать поношения и укоры, когда тебя осыпают ими (с молитвою и покаянием за возводящего напраслину как за себя самого: для кротости и смирения - от авт.) . 
(Прп. Никодим Святогорец)"





 
  Возрастает в человеке открытость правильная через покаяние в открытости неправильной, в безрассудстве, в закрытости/замкнутости/скрытности злой, в посильном упражнении в ней (в о. п.), через изучение христианских догматов и умеренное светское образование (чтобы увеличить рассудительность) и через жизнь по всем остальным заповедям Христовым, увеличивающую человека в любви и в премудрости...
 
 
  Замечательным дополнением к нашему материалу являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи протоиер. Андрея Ткачева и иер. Сергия Бегияна с сайта Православие.Ру, соответствующие же статьи с сайтов Православие и мир, Азбука веры, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://serafimov.narod.ru/temmat/pastors.html
  http://www.pravoslavie.ru/put/63086.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/63612.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/64014.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/authors/222.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/67795.htm
 
 http://www.pravmir.ru/byit-proshhe/
  http://www.pravmir.ru/kak-vozmozhen-li-razgovor-o-vere-so-sluchajnym-poputchikom/
  http://www.pravmir.ru/o-proshhenii-zheny-vzyatoj-v-prelyubodeyanii/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/09/iskrennost.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/okormlenie_duhovnoe.shtml
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_31/topic_3351/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/13Pomisli.htm
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/14Otkrovenie.htm

 






 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
   
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (05 Ноя 13)
Просмотров: 1353

Поиск