"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Печальность правильная (Плач)
 
  – радование Христа скорбью/страданием/болью от видения зла в себе и в ближнем (печалью доброй/по Бозе)… 
 



 
 
 
  "4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  (Мф. 5)"
  "20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
  21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
  22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
  (Ин. 15)"
  "4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. 
  (2 Кор. 2)"
  "6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,
  7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

  8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
  9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
  10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
  11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
  (2 Кор. 7)"
  "18
 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
  19 Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
  (Пс. 37)"

  "158 Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего. 
  (Пс. 118)"
  "6
 С плачем несущий семена, возвратится с радостью, неся снопы свои.
  (Пс. 125)"
  "
4 Сердце мудрых – в доме плача,
  (Екк. 7)"
  "12 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 
  (Ис. 22)"
  "18 ... от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. 
  19 Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце моё... 

  (Иер. 4)"
  "1 ... я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. 
  (Иер. 9)"
  "17 Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, 
  (Иер. 13)"
  "10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
  11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.
  (Зах. 12)"
  "5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит ...
  (Мк. 3)"

 


 


  "Исаак Сирин говорит: иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная. Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. Делай свое дело, какое тебе поручено; не входи в чужие дела; по возможности, всегда молчи; никогда не переноси ничего другим; как камень в море, пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь; всех жалей, всех прощай и в душе, и на деле, если случай будет. 
  Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. 
  Всюду и постоянно побежденный грехами, он, наконец, в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадает ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: «Боже, если хочешь — можешь меня очистить (как говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать. 
  
Нашему времени дан один подвиг - сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Нужно помнить, что из трех сил ― ум, воля и чувства ― у человека наименее поврежден ум, поэтому достаточно на первых порах того, что мы умом понимаем греховность своего поступка, каемся в нем и при этом еще каемся в том, что ничего не чувствуем. (Игум. Нектарий (Морозов))"
  "Когда лишился богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов. (Свт. Тихон Задонский)"
  "Пока человек не возродился в Духе, сатана крепко сидит в его сердце. Он знает все помышления, чувства, стремления, склонности и страсти человека, так что может пересказать все грехи, совершенные им в течении жизни, что и делает на мытарствах. Только покаяние раздирает наше греховное рукописание, но относимся мы к нему часто не как должно, легкомысленно. Сознание греха есть, а покаяния как такового нет; будет ли тогда изглажен грех из книги совестной? Порочны могут быть не только дела, но и слова, мысли и намерения. Предаваясь страстям, хотя бы в помыслах, мы оскорбляем Святого Духа. Вот она, разница между правовой общественной нравственностью и нравственностью христианской! (Схиархим. Илий (Ноздрин))"
  "Боль выдаёт болезнь. Боль может стать врачом. Чувствовать боль, чтобы научиться сопереживать. Боль, воистину, может смягчить человека и стать благословением, а может его ожесточить и стать мучением, пыткой или проклятием. (Прп. Моисей Святогорец)"  
  "Духовный человек - весь сплошная боль. Т.е. ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Именно за эту боль ему воздается божественным утешением. (Прп. Паисий Святогорец)" 
  "Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Другого пути нет: или покаяние - как единственный путь к Богу, или потеря Бога и обречённость. Только чаша покаянных слёз может перевесить на суде Божием море человеческого греха. (Архим. Рафаил (Карелин))" 
   "Печаль по Боге приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерден. Он знает, что человек немощен, и помогает ему». Печаль в разуме Божием, снедая сердце, удерживает чувства его от увлечения грехом, а трезвение противостоит лукавым помыслам и охраняет ум от небогоугодных движений. 
  Если будем иметь плач, растворяемый смиренномудрием, то изгоним из своей души семь бесов и напитаем душу истинной славой и святыми добродетелями. Но горе тем, которые плачут, но не перестают грешить и потому лишают себя пользы от плача. И горе нам, что так окаменены наши сердца, что часто, напряженно ища сокрушения и слез, мы не достигаем их из-за крайнего нерадения и лени. Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих.
 (Авва Исаия)" 
  "Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь - добровольно, или там - от мучений. (Прп. Арсений Великий)"
  "Не уязвляйся мыслью, уносясь в порывах своих за облака. Часто падение поднимало с земли на высоту, а возвышение низвергало на землю. У Бога положен такой закон: благоволить к плачущим и отсекать крылья высокомерным. (Свт. Григорий Богослов)"
  "Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и делает его безгрешным. (Авва Лонгин)" 
  "Брат спросил авву Моисея, что должен делать человек при всякой напасти или при нашествии вражеского помышления? Старец отвечал: «Должен плакать перед Благостью Божией, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно». (Авва Моисей)" 
  "Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?» Старец сказал: «Будем всеми силами плакать перед Благостью Божиею, пока она не сотворит милости с нами». Авва Пимен сказал: «Плач – сугуб: делает и хранит». Желающий освободиться от грехов избавляется от них плачем; и желающий не впадать вновь в грехи — плачем избегает впадения в них. Это — путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: «Плачьте! другого пути, кроме плача, нет». Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках. (Прп. Пимен Великий)" 
  "Верую, что Бог причислит к мученикам того человека, который по благой воле предается деланию плача, пролитые слезы Бог примет от него, как пролитую кровь. (Прп. Феодор Енатский)" 
  "Когда Бог пошлет плач и умиление твоей душе или на краткое время, или на многие дни, тогда оставь всякое рукоделие и пребывай в том плаче и умилении, как в самом нужном делании. (Из повестей жития старцев)"
  "Христиане имеют у себя утешение Духа – слезы, плач и воздыхание, и сами слезы составляют для них наслаждение. Слезы, проливаемые действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении Истины и с внутренним горением - есть пища души. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Проливай слезы при всяком твоем прошении, потому что Владыка с великой радостью приемлет молитву, принесенную в слезах. Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы; но и после молитвы помни, о чем ты плакал. Нет порока, которого бы не истребляли спасительные слезы покаяния.
Когда во время молитвы ты изливаешь потоки слез, не превозносись этим, как будто ты выше многих. Это молитва твоя приняла помощь свыше, чтобы ты, усердно исповедовав свои грехи, слезами умилостивил Владыку. Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость. (Прп. Нил Синайский)"
  "Слезы начинаются в первой обители сокровенного жития и возводят человека к совершенству любви Божией. Пока человек не примет дарования слез, дело его совершается во внешнем человеке, и еще вовсе не ощутил он действенности того, что сокрыто в духовном человеке. Когда ум погружен в этот мир, тогда он совершенно лишается слез. И это признак, что человек погребен в страстях. Все святые стремятся к этому входу, потому что слезами отверзается перед ними дверь в страну утешения. Тот плачущий, кто по упованию на будущие блага проводит все дни своей жизни в алчбе и жажде. Будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости. (Прп. Исаак Сирин)"
  "Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач, ибо этим собираются его помыслы и рождают в сердце печаль по Боге. (Авва Дорофей)" 
  "Не вкусившие сладости слез и умиления и не ведающие, какова их благодать и каково действие, думают, что они ничем не отличаются от тех, которые проливаются по умершим, выдумывая при этом многие пустые предположения и недоуменные умозаключения, говоря, что эти слезы свойственны нам по природе. Когда же гордость ума склонится к смирению, а душа смежит свои очи от прелести видимых благ и устремит их к одному ведению первого невещественного Света, отрясёт всякое чувство к миру и сподобится утешения Духа свыше, тогда слезы, как вода источника, исторгаются из нее, услаждают ее чувства и исполняют мысли ее всякого радования и божественного света; и не только это, но и сокрушают сердце и делают смиренномудрым ум, познавший высшее. Всего этого не может быть в тех, которые плачут и рыдают по иным причинам. (Прп. Никита Стифат)" 
  "Авва Пимен, однажды идя во Египте, увидел женщину, сидящую на гробе и горько плачущую. При этом он сказал: Если со всего мира соберутся к этой женщине утешающие, то не отвлекут ее от плача: так и монах всегда должен иметь в себе плач ... если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха – плач. (Отечник)" 
  "Не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт требуется немалое время: человек должен непременно испытать горечь греха и следовать благодати. (Прп. Серафим (Романцов))"
  "Если истинно хочешь спастись, душа моя, возлюби скорби, стенания, как прежде любила покой; живи как бы ежедневно умирая; скоро пройдет жизнь твоя - как обычная тень пред солнцем. (Прп. Паисий Величковский)"
  "Для того, чтобы молитва была настоящей, нужно ис­пытывать боль за людей. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Чужие грехи – не твоё дело. Ты сиди и плачь о своих грехах. Нарушить обещание – большой грех. Надо иметь один страх – страх совершить грех. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Полезною для нас должны мы почитать печаль только в таком случае, когда мы восприемлем её, быв подвигнуты или раскаянием во грехах, или горячим желанием совершенства, или созерцанием будущего блаженства. О ней и блаженный Павел говорит: "Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает: а сего мира печаль, смерть соделывает." (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"
  "Будем лицом светлы, радуясь о дарах Господних, о Духе Святом. Плакать же и сетовать станем мысленно, умоляя Бога, чтоб простил нам все грехи наши. (Прп. Ефрем Сирин)"
   "Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило твое легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, также ожидающую тебя вечную муку. (Прп. Силуан Афонский)"
  
"Как-то я вздохнул с печалью: "Как тяжело быть грешником!" А мой друг инок М. улыбнулся и добавил: "А праведником быть ещё тяжелее". Действительно, страдают все. Но один с ведением и пользою для себя, борясь с грехом, другие - умножая свой вред и болезнь, поддаваясь греху. (Записки православного монаха)"
 


 


  "Подлинно, Бог обыкновенно отвращается не столько от грешащих, сколько от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нём. Когда согрешишь, стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, столь милосердного, столь любящего тебя и так заботящегося о твоём спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть. Бог милует только тех, кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия.
  Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге принесет нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой. Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию.
  Апостол Павел три года плакал день и ночь, исправляя чужие недостатки, а мы и о своих не плачем. Нет ничего сладостнее, чем печаль по Боге
(Свт Иоанн Златоуст)" 

 
 



  "Итак, плод делания заповедей, как я сказал, есть умиленное сокрушение, а оно приносит плоды добродетелей, или, лучше сказать, творит все добродетели, как открывает все богодухновенное Писание. Посему, кто хочет отсечь страсти, или стяжать добродетели, тому подобает паче всякого другого добра и подвига, со всем усердием взыскать умиленного сокрушения, потому что без него никогда не увидать ему души своей чистою. Ибо как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез. Не будем же, братие, придумывать душевредных и пустых отговорок, всегда лживых и ведущих прямо в пагубу, но от всей души взыщем это умиленное сокрушение - царицу добродетелей. 
  Кто взыскивает его от всей души и от всего сердца, тот и находит. И лучше скажу: оно само идет и находит того, кто ищет его с таким усердием; и пусть имеет кто сердце жесточайшее меди, или железа, или даже адаманта, как только придет оно, тотчас делает его мягчайшим воска. Ибо умиленное сокрушение есть некий огнь божественный, растапливающий горы и камни и превращающий их в луга и сады; оно изменяет души, его приемлющие, и бывает внутрь их источником, источающим живую воду, которая непрестанно бьет ключом, течет как из какого родника и напояет души, приемлющие слово Божие с теплою верою.
  Перво-наперво сокрушение омывает скверну грехов у тех, которые делаются причастными его, потом, вслед за омытием скверны грехов, печаль по Бозе отмывает и страсти и отбрасывает их, срывая будто струпы с ран, разумею - лукавство, зависть, тщеславие и все порождения их. И не только это делает, но как некий пламень огня, пробегает (по всему составу нашему), мало-помалу жжет и опаляет эти страсти, как терния, и наконец совсем уничтожает их. Это умиленное сокрушение сначала делает то, что стяжавший его горит сильным желанием совершенно избавиться и очиститься от страстей, потом возбуждает желание тех благ, которые уготованы от Бога любящим Его. 
  Да и доказать никто не может от Божественных Писаний, чтобы без слез и всегдашнего сокрушения очистился когда-нибудь какой человек от грехов своих, или сделался святым, или приял Духа Святого, или узрел (умно) Бога, или познал, что Бог вселился в него, или чтобы кто-нибудь имел Его обитателем в сердце своем, не стяжавши прежде покаяния и умиленного сокрушения, так, чтобы всегда без перерыва текли у него слезы, как из родника какого, вымывали жилище души, орошали и освежали ее, обладаемую и жегомую неприступным огнем.
  Всё это распределяет и установляет плач  - ведь без него все воинство добродетелей бывает удобопобедимо для врагов. Сего ради, братья мои, паче всех других дел, или вместе со всеми ими, да будет у нас всех делом существеннейшим покаяние, и плач, неразлучный с ним, и слезы - порождение плача. Ибо ни плач не бывает без покаяния, ни слезы без плача, но три сия соединены неразлучно между собою, и одному чему-либо из сего невозможно явиться без других. Итак, пусть никто не говорит, что невозможно плакать каждодневно, потому что, кто говорит, что это невозможно, тот говорит, что невозможно и каяться каждый день. Но так говорить значит извращать все Божественное Писание, и ближе всего - извращать заповедь Самого Господа нашего, Который говорит: покайтеся, приближибося царствие небесное. И еще: просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам.  
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 
 


 
  "Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих. Покусившимся с телом взойти на небо, поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения, доколе сластолюбивый наш нрав и бесчувственное сердце истинным плачем не претворятся в боголюбие и чистоту. Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях. 
  Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева. Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела. Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях.
(Прп. Иоанн Лествичник)"


 

 
 
  "Когда ум забывает духовную и благочестную скорбь; тогда забывает и заповеди. Оттого, думая идти вперед, совращается с гладкого пути, ходит по стезям кривым; а потому, встречает диких зверей. Если бы не прерывали мы сего труда пребывать в молитве и уповании; то не подвергались бы заблуждениям. Ибо о скорбящих душею говорит Писание: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете; а не вразумляемых срящут злая. 
  Основанием Христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным, или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал слезы.
  Христианину надобно оплакивать падение свое и непрестанно проливать слезы, паче же всего иметь сокрушенное сердце. Как в рассуждении одержимых болезнью и немощью, когда тело их не в состоянии уже принимать пищи и пития, ведет сие к отчаянию и служит признаком смерти; почему, друзья и родные начинают при сем плакать: так Бог и Ангелы достойными великой скорби и слез признают те души, которые не в состоянии питаться небесною пищею.
  Проливай горячие слезы и рыдай, что не имеешь еще богатства (добродетелей - от авт.), и да будут у тебя и забота и непрестанное моление о нищете твоей. И о если бы хотя ощущение своего убожества явилось в том, кто пребывает в оном, и не вел бы он себя беззаботно, как пресытившийся Божественным богатством! Основание же Христианства таково: если кто исполнит хотя бы и все дела правды - не успокаиваться на них, не много на них надеяться, и не думать, что сделано нечто великое. Если кто и соделается причастником благодати, не почитать себя достигшим цели и пресытившимся, но - и тогда алкать и жаждать, плакать и проливать слезы, иметь всецело сокрушенное сердце.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 
 
  "Итак, возлюбленные мои, узнав, что в тех людях, которые пребывают в пороках, не действует сила Божия, но что они участники дел диавольских и принадлежат к диаволам, будем плакать о самих себе, ибо время жизни нашей есть время слёз. Почитай себя за ничто и плачь непрестанно о грехах своих. Плачь непрестанно, чтобы Бог умилосердился над тобою и облегчил все горести твои. День и ночь боли о грехах своих. Возжги светильник твой елеем слёз. 
  Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в келлии своей. Лице твоё всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий. Не считай себя чем либо; но предавайся плачу о грехах своих. Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Каждую ночь омывай свое ложе слезами, обливай слезами рогожу, на которой спишь. Смиряй себя перед Господом Иисусом Христом, чтобы Он простил тебе грехи, обновил тебя, даровал тебе силу к совершению добродетелей и наконец предоставил в наследство тебе Свое бесконечное Царство.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 
 

 
"Однако ж не будь похож и на тех, которые говорят: "Да, я это сделал, и что ж такого?" Нет, после осознания и самоукорения, поставив себя пред лицом неумытной правды Божией, поспеши возгреть и покаянные чувства, сокрушение и болезнование о грехе не столько по причине унижения себя грехом, сколько по причине оскорбления им Бога, столько милостей тебе лично явившего: в призвании тебя к покаянию, в отпущении прежних грехов, в допущении ко благодати Таинств, в хранении тебя на добром пути и руководстве по нему. Чем глубже сокрушение, тем лучше.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 
 

 
  "А та блудная брань, которая бывает от диавола, происходит так: сердце желающего спастись боится, чтобы не принять в себя семени вражеского. И в этом случае человек трезвенно хранит себя от злых воспоминаний, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякого повода к свиданию. Если нужда есть к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа. Бодрствуй, брат, ты смертен и недолговечен; не желай же за малое время услаждения потерять жизнь вечную. Какую пользу приносит зловоние и нечистота греха? Только стыд, поношение и соблазн; воздержание же доставляет победу, венец и похвалу. Укрощай коня своего уздою видения, чтобы он, смотря туда и сюда, не разжигался похотию на женщин и мужчин и не свергнул бы тебя, всадника своего, на землю. Молись Богу, чтобы Он отвратил очи свои, еже не видети суеты. И когда приобретёшь мужественное сердце, брани оставят тебя. Очищай себя, как вино очищает раны, и не позволяй накопляться в тебе зловонию и нечистоте.
  Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит души усвоивших её. Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подаёт благодать обитающим на нём. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он соучастник благого сего делания. Потрудись во всём отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву; сие-то и значит: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений никто не бывает мучеником, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша, и Апостол говорит: в терпении мнозе, в скорбех и проч. Смотри, не показывай халдеям сокровищ дома твоего, иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, царю Вавилонскому.
  Брат! есть нищие, которых ублажает Господь, потому что они отвергли всё своё имение, т.е. все свои страсти и обнажились от них ради имени Его; такие поистине нищи, и им принадлежит блаженство. Есть и другие нищие, не приобретшие ничего доброго, которым Господь угрожает, говоря: идите от Мене, проклятии. Кто имеет такие стяжания и отягощается ими, пусть отвергнет их, да пребудет без попечения. Итак, если желаешь положить начало покаяния, посмотри, что сделала блудница: слезами своими омыла она ноги Владыки. Плач омывает всякого от грехов; но человек достигает плача трудом, посредством многого поучения в Писании, терпения, размышления о Страшном Суде и стыде вечном, и через самоотвержение, как Господь сказал: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Отвергнуться же себя и взять крест свой значит: отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто. Так как ты сказал, что немощен телом и не можешь ничего делать, то делай по силе своей, вкушая хлеба и пития несколько менее надлежащего, ибо Бог принял две лепты вдовицы и порадовался о них более, нежели о всём прочем.
  Обучи себя не обращаться с другими свободно, и ты спасёшься. Храни прежние ответы мои и сей последний, как зеницу ока. Что же касается слов моих: "не показывай сокровищ твоих вавилонянам", я говорил это о бесах, которым ты покажешь их, если будешь говорить людям, что тебе написан оный ответ. Бесы, видя сие, раздражатся на тебя и будут тебя бороть тщеславием, а простых слушателей соблазнять, и ты понесёшь осуждение за то и за другое. Тем же, которые могут слышать и сохранять слова мои, они принесут радость и пользу. Всё, что ни делаешь доброго, старайся скрывать, ибо сие тебе полезно. Господь да вразумит тебя молитвами Святых.
  Брат! и я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем. Время нам дано для того, чтобы испытывать наши страсти, плакать и рыдать. 
  Не плач происходит от слёз, а слёзы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу, а печаль эта - слёзы.
(Прп. Варсонофий Великий)"
 



  "Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении нашего духа, когда дух восплачет по причине смирения. Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека. Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах... о падении... о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца, сокрушенного и смиренного, действующего из глубины сердца и объемлющего душу.
  Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна 
Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за ожидание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия, состоящая в умилении. Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать ему плачем. Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и помогать ему плачем.
  Плач – выражение истинного покаяния. Слёзная купель дана для очищения грехов, соделанных после омовения в купели Крещения. Действуй молитвой, воодушевленной плачем. Такая молитва – пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее отверженных духов. Изгони из сердца попечения суетные и пристрастия – и плач сам собой явится в сердце. Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы.
   Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу. 
  Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ученику его. Все, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все, достигшие христианского совершенства, достигли его плачем."
  "Брат вопросил авву Пимена о том, какое должно иметь иноку делание. Авва отвечал: «Авраам, когда пришел в обетованную землю, то купил себе гроб и с гроба начал вступать во владение Обетованною землею». Брат спросил: «Какое имеет значение гроб?» Авва отвечал: «Это — место плача и рыдания». 
  Следующее изречение также принадлежит авве Пимену: «Плач — сугуб: делает и хранит». 
  Брат вопросил авву Пимена: «Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?» Старец сказал ему: «Будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворить милости с нами». 
  Брат вопросил авву Пимена: «Что мне делать с грехами моими?» Старец сказал: «Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это — путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: «Плачьте! другого пути, кроме плача, нет». 
  Сказал старец: «Плач составляет поучение (душевное делание, душевный подвиг) инока. Если нет плача, то невозможно сохраниться от расстройства и смущения». Я отвечал: «Когда я в келии, тогда плач пребывает со мною; если же кто придет ко мне, или я выйду из келии, то уже не обретаю его». На это старец сказал: «Это оттого, что плач не усвоился тебе, но как бы дан взаймы». Я просил объяснить мне эти слова. Старец сказал: «Если человек потрудится всеусильно о стяжании плача, то обретает его в служение себе, когда только захочет». 
  Брат вопросил авву Пимена: «К чему должно быть устремлено внимание безмолвствующего в келии? Старец отвечал: «Я подобен человеку, погрязшему в болото по шею, имеющему бремя на шее, и вопиющему к Богу: Помилуй меня!» Помилуй меня! Это выражение внедрившегося в душу плача. Плач, когда достигнет развития, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущении самою краткою молитвою. 
  Брат вопросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: «Когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что озаботит нас?» Брат отвечал: «Грехи наши». Старец сказал: «Итак! войдем в келии наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас». Здесь должно разуметь не поверхностное, холодное воспоминание о грехах и о греховности своей, — воспоминание, соединенное с покаянием, с плачем. 
  Когда скончался авва Арсений Великий, святой Пимен при вести о кончине Великого, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений! потому что ты плакал о себе в жизни сей. Не плачущий здесь — будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь произвольно, или невольно — там, в муках». 
  Однажды авва Пимен, проходя чрез Египет, увидел женщину, сидевшую на гробе и плакавшую горько. При этом он сказал: «Если б со всего мира стеклись к ней утешающие, то не отвлекли бы души ее от плача. Так и монах должен постоянно иметь в себе плач». 
  Однажды преподобный Пимен шел с аввою Анувом в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, терзающуюся и горько плачущую над могилою, они остановились послушать ее. Потом, несколько отошедши, встретили прохожего, и спросил его святой Пимен: «Что случилось с этою женщиною? Она так горько плачет». Прохожий отвечал: «У нее умерли муж, сын и брат». Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: «Говорю тебе: если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет такого плача, то не может быть монахом. Все житие монаха — плач». 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 
 


  "Полезна печаль и из-за страха геенны, чтобы не впасть в нее. Затем и в Святом Писании как о Вечной Жизни, так и о геенне сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геенны, а Вечную Жизньполучили. Имеют и истинные христиане, и святые страх Суда Божия и геенны, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Поэтому вздыхают и молятся Небесному Отцу: «Остави нам долги наша».  
  Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению». За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога». Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько». «Петр,— говорит Златоуст,— когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки».  
  Истинная христианская печаль — печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?». Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество. 
  И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем. Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира сего, но чада Божии, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской. 
  Когда лишился богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов.
(Свт. Тихон Задонский)" 

 
 
 

 
"Каяться — значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, — значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, — значит всею душою желать исправления и заглаждения их. Если грех, при всей своей мучительности, трудно избегаем бывает нами, то что было бы, если бы он не был мучителен? Сказал Господу грехи с сокрушенным сердцем – и растаяли; - вздохнул, пожалел о грехах – и нет их.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




 
 
"Как огонь очищает золото, так «печаль по Бозе» очищает греховное сердце. 
(Прп. Серафим Саровский)"





 
"Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения. Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд. Разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатию изгладит грехи наши. Если кто впадет в какое-либо согрешение, и не будет сердечно скорбеть об этом, то легко опять впадёт в ту же сеть. 
(Прп. Марк Подвижник)"


 

  
  









  Добродетель печальности доброй/печальности по Бозе/плача (раскаяние) противостоит пороку смешливости злой… 
  Плач (печальность по Бозе) является второй по последовательности составляющей покаяния...
  Если первым в покаянии является духовная нищета - видение зла в себе и в ближних, то плач (как скорбное состояние) по определению должен быть соединён со злом...
  Где отсутствует печаль по Бозе, там по определению и отсутствует понимание/чувство/видение/идентификация/диагностика человеком того или иного предмета как вредоносного - т. е. злого...
  Ибо веселится/смеется человек, как правило только от такого предмета, который представляется ему добрым/полезным... 
  Отсюда становится понятным, что если человек заблуждается в своем понимании зла/добра, то причиной плача (и духовной нищеты, соответственно) является и ведение/благоразумие (рассудительность)...
  Точно так же, как причиной смеха может быть и неведение/неблагоразумие (безрассудство)...
  Плач - прямое проявление кротости, следствие добролюбия, мученичества и неотделимых от них послушания и смирения, их же и увеличивающее... 
  Насколько вреден и опасен смех, настолько же полезен плач… 
  Христос особо отметил необходимость и важность этой добродетели, сказав, что блаженны плачущие, ибо они утешатся (в Царстве Божием)… 
  Скорбь от зла может играть роль кнута, а может быть и подобна тревожной сигнализации… 
  Человек не должен ни стремиться ко злу, ни пребывать во зле, ни любить зло по причине хотя бы скорби от него… 
  Плач может иметь разные степени в человеке… 
  Жизнь человека по Христовым заповедям (особенно покаяние) развивает в нем силу плача… 
  При правильном воцерковлении христианина, плач становится самой сильной его скорбью по сравнению со всеми другими скорбями, когда-либо испытанными им в своей жизни… 
  А у преуспевающих христиан плач становится и единственной, оставшейся у них скорбью…
  Необходимо отметить, что плач без Христа является пороком - проявлением гордости, своеволия, злолюбия, невежества, заблуждения, упрямства и пр. и рождающегося из них отчаяния... 
  Ярким примером подобного злого раскаяния является отношение Иуды Искариотского к своему предательству Господа...
  Св. евангелист Матфей свидетельствует о том, что Иуда (в противоположность аналогично согрешившему Петру) после раскаяния  обратился не к Гоподу, а к себе любимому (самолюбие - эгоизм, эгоцентризм, не оправдавшая себя самонадеянность и пр.)...
  Как мы уже отмечали выше, плач является одной из неотделимых друг от друга составляющих истинного покаяния человека, которые, подобно жемчужным бусинкам в драгоценном ожерелье, нанизаны на молитву (устремленность ко Христу Спасителю) - связующую и соединительную животворящую нить...
  Нет молитвы (нити) - нет и покаяния (ожерелья)...
  Нет молитвы - нет жизни, но есть смерть (пример негодного ап. Иуды)...
  Есть молитва - есть жизнь, смерть отступает (пример св. ап. Петра) - "смерть - где твое жало?"...
  На доцерковном жизненном этапе плач рождается из совести (совестливости) человека - врожденной естественной способности отличать добро от зла, являющейся причиной его воцерковления...
  На этапе же воцерковления причиной плача (его возрастания) уже является благодать Божия, подаваемая через исполнение заповедей Господних...
  Поскольку покаяние без плача не является таковым по определению, то и участие в Таинстве Исповеди (Покаяния) без него является фарсом/"небрежностью"/"проклятием"/кощунством для "исповедующегося"...
  Если у исповедника отсутствует плач, то единственная причина, по которой он может и ДОЛЖЕН(!) принимать участие в Таинстве Исповеди - это осознание им отсутствие в себе плача...
  Единственное же, что должен исповедовать христианин, не имеющий плача в Таинстве Исповеди - это отсутствие у него плача...
  Такой человек должен каяться только в одном - в том, что у него отсутствует покаяние (раскаяние) как таковое...
  До тех пор, пока Господь не подаст плач...
  А Он щедр и милостив - не замедлит подать...  
  Плач является причиной ненависти ко злу (ненависти правильной)...
  Ибо как можно любить то, что приносит скорбь?...
  Т. е. плач является самым эффективным средством от злолюбия...
  И плач же, соответственно, является причиной добролюбия (стремления к добру - "алчбы и жажды правды")... 
  Если плач является действием благодати Божией, то естественным ее аналогом (напр., среди язычников или потомственных атеистов) является стыдливость - естественное проявление естественного же морально-нравственного закона (совести), вложенного Богом в каждого человека от самого его рождения...
  Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что добродетель плача невозможно переоценить...
 
  Возрастает человек в плаче (в "печали по Бозе") покаянием в духовном бесчувствии (в духовной слепоте - в мнимом духовном богатстве) и смехе, а также через усердную жизнь по всем заповедям Христовым, увеличивающую его в кротости...


 
 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 6-е, 47-е и 75-е прп. Симеона Нового Богослова, письма "О сердечном сокрушении", "О покаянии и сокрушении" прп. Ефрема Сирина, письмо "Плач о душе своей" свт. Григория Богослова, письмо прп. Максима Исповедника с сайта Святоотеческое наследие, статьи иер. Афанасия Гумерова и митр. Лимассольского Афанасия с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://serafimov.narod.ru/temmat/pechal.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/pokaian2_.html#sokr
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0011
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0126
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_04_2041
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.m_03_0002
  http://www.pravoslavie.ru/answers/6217.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/60806.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/61022.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/15/plach.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/16/radostopechalie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/16/raskajanie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/sokrushenie.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_32/topic_3107/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_39/topic_2364/



 




 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1216

Поиск