"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Почтительность (Учтивость/Вежливость)


  - радование Христа уважением Бога, себя и ближнего как самого себя…

 



 

  "12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 
  (Исх. 20)"
  "Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его и он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истребится зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
  (Втор. 21)"
  "30 Никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца твоего.
  (Втор. 22)"
  "Дети, повинуйтесь своим родителям о Господе, ибо сего требует справедливость. «Чти отца твоего и матерь твою — это первая заповедь с обетованием: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли.
  (Еф. 6)"   
  "Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою будет как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его.
  (Сир. 3)"
  "Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери своей. Помни, что ты рожден от них, и что можешь ты воздать им, как они тебе?
  (Сир. 7)"
  "Делом или словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе — бесчестие отца. Сын! Приими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей вспомянется о тебе, как лёд от теплоты, растают грехи твои.
  (Сир. 3)"
  "32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца...
  (Лев. 19)"
  "12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. 
  (Пс. 2)"
  "1 Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, 
  (Прит. 7)"
  "31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 
  (Прит. 14)"
  "22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. 
  (Прит. 23)"
  "13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
  14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, –
  15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, –
  16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
  17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
  (1 Петр. 2)"
  "10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 
  (Рим. 12)"
  "14 Всё у вас да будет с любовью.
  15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
  16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
  17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
  18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

  (1 Кор. 16)"
  "3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
  4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
  (1 Тим. 5)"
  "1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. 
  (1 Тим. 6)"
  "7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 
  17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 

  (Евр. 13)"
  "12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
  13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
  (1 Фес. 5)" 
  "29 Примите же его (Епафродита - от авт.) в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
  (Фил. 2)"

  "Я не против патриотизма. Наоборот, я считаю, что любовь к своей стране, культуре, Отечеству, к традициям, к вере – это то, что должно быть у нас у всех, и уж, тем более, у казаков. Но в правильном русле надо патриотизм свой направлять. Надо каждую выпитую бутылку водки воспринимать как ракету, которая в нашу сторону прилетела, и в нашей стране взорвалась. Каждый аборт, который вы в своих семьях допускаете (а я уверен, что допускаете, потому что если бы не допускали, у вас бы не двое и не трое детей было, а гораздо больше) – это геноцид. Никто ни с Америки, ни с Европы к нам с геноцидом не пришел. Мы сами вырезаем собственных детей.
  Каждый развод, который мы допускаем в своей семье, это развал страны, это сепаратизм, понимаете? Каждая измена своей жене – это измена Родине, это измена Отечеству. Потому что сложно мне представить такого верного человека, который в одном чем-то верен до последней капли крови, а жене своей не может быть верен почему-то. (Протоиер. Димитрий Климов)"
  "Видя пожилого человека, — говорил нам Старец, — я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других — больно. Тебе знакомо подобное состояние? (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Все знают, что необходимо почитать родителей, но не у всех это получается. Почему так сложны бывают отношения между поколениями, как вести себя с «плохими» родителями и можно ли почитать старших, не любя их? Об этом и многом другом мы поговорили с клириком храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова, духовником Свято-Покровской православной классической гимназии, свящ. Ярославом Коздринем.
  - В Ветхом Завете пятая заповедь — о почитании родителей — открывает указания о том, как нужно строить взаимоотношения с людьми. Первые четыре заповеди посвящены взаимоотношениям с Богом. Эта иерархия, надо полагать, не случайна. Почему так важны именно правильные взаимоотношения с родителями?
  - В этой иерархии явлена Божественная педагогика: мы воспринимаем Бога как Отца — с почитания родителей начинается почитание Бога. Отношения с родителями — это некая основа, на которой строятся все остальные отношения человека с окружающими и которая позволяет нам оставаться людьми в пространстве культуры и цивилизации. Если рушится эта ступень, то мы попадаем в какое-то пространство антиутопии, когда отношения отцы-дети напрочь убиты. В принципе все заповеди нацелены на то, чтобы прежде всего сделать человека человеком, и на библейском примере Хама мы видим, что происходит, когда заповедь чтить отца и мать нарушается.
  - Пятая заповедь отличается от других тем, что в ней содержится еще и обещание: если будешь почитать родителей, продлятся твои годы. Почему такая взаимосвязь?
  - Если мы пройдемся по кладбищу и посмотрим на памятники, где обозначены годы жизни усопших, то поймем, как же мало стало долгожителей. И в то же время много стало людей, живущих обособленно, оторвано от своей семьи и родственников. Человек, который противится тому, чтобы исполнить сыновний долг и взять на себя крест семейных забот, действительно зачастую мало живет. А если пообщаться с долгожителями, то наверняка мы услышим о жизни трудной, но о жизни, проникнутой почитанием старших. Моя бабушка, которой сегодня за 80 лет, часто повторяет, что она счастливый человек, потому что на ее руках умерли ее отец и мать. Она исполнила свой долг любви по отношению к своим родителям. Каждый человек может рассмотреть историю своей семьи и найти примеры, подтверждающие, что действительно Господь за заботу о родителях награждает человека долгими годами жизни.
  Если нет любви…
  - Попрошу Вас раскрыть смысл слова «почитание», потому что современные люди очень редко его понимают правильно. Под этим может скрываться что угодно: кто-то считает, что почитание — это безоговорочное подчинение, кто-то, что необходимо заботиться о материальной стороне жизни родителей, но при этом не обязательно уважать их мнение. И далеко не каждому человеку удается любить своих родителей…
  - Почитание родителей может быть различным, поскольку и мы все очень разные: кто-то способен на эмоциональные проявления чувств, кто-то по природе своей очень сдержанный. Но если такой человек стремится к тому, чтобы его родители жили, ни в чем не нуждаясь, в чистоте, тепле, уюте, — это уже некий достаточный минимум проявления сыновней любви. Сложно предъявить какие-то единые требования ко всем, но если все-таки попробовать обобщить, практически мы все понимаем почитание как прежде всего любовь и уважение к родителям. А ещё как то, что человек родителей своих признает и принимает.
  Бывает, люди всю жизнь носят обиду в сердце на мать или отца и, понимая умом, что они должны родителей почитать, говорят: не могу простить. А без прощения — и любви не получается. Что тут сказать? Если у человека нет ноги, его не заставишь идти быстрее. И если у человека нет дара искренней любви по отношению к своим родителям, нельзя от него этого требовать. Пусть он хотя бы заботится о них, исполняя свой долг. Ты можешь не любить своего родителя, но ты должен сохранять его достоинство. Конечно, здесь мы говорим не о норме жизни, а о том, что может быть терпимо по жестокосердию нашему.
  - Почему нам так трудно это дается?
  - Мы разучились проявлять заботу о близких. В современном мире люди разделены. Дети вырастают, обзаводятся своими семьями, и старики остаются одни. Раньше под одной крышей жили несколько поколений: дети видели, как их родители заботятся о бабушках, дедушках, и усваивали этот опыт. А сегодня у кого учиться? Помните, у Грибоедова в «Горе от ума»: «Где? укажите нам, где Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы». Иногда смотришь на то, как хранят семейные традиции и ценности наши мусульманские братья, и задаешься вопросом: почему мы от этого ушли? Почему нам этого Господь не даёт? Наверное, нам всем надо умолять Бога, чтобы Он помиловал нас и дал такие образцы.
  Закрыть глаза.
  - Родители бывают разные. Как быть с пятой заповедью, если отец пьёт или мать бросает своего ребенка в роддоме? Таких родителей почитать очень сложно.
  - Что бы с родителями ни происходило, это не снимает с нас долга по отношению к ним. Вспомним тот же библейский пример с Ноем, который, напившись вина, лежал обнаженный, но его сыновья Сим и Иафет, в отличие от Хама, не посмеялись над ним, а, отведя взгляд, прикрыли его наготу. Это и есть пример правильного отношения к родительским недостаткам, ошибкам, грехам. 
  - То есть такой постановки вопроса: у меня плохие родители — в принципе быть не должно?
  - Конечно, так рассуждать — это противоречить Божиему замыслу. Если человек никак не может с этой ситуацией справиться, надо подойти к ней практически и рационально: «А что мне эти рассуждения-осуждения дают? Вот я знаю, какие мои родители. Но что я сделал для того, чтобы быть не таким, а другим, чтобы в себе побороть качества, которые от них, возможно, унаследовал?» Да, обиды остаются, но, мне кажется, очень важно закрыть глаза, как Сим и Иафет, на грех отца или матери, и этим как бы отсечь негативный прошлый опыт и постараться самому стать другим ради своих детей. Мы часто говорим, что человек — это образ Божий, но затемненный грехами, страстями, и тем не менее в каждом человеке этот образ Божий надо постараться увидеть. Так почему же не попытаться увидеть этот образ в том, кто к тебе ближе всех — в своём родителе?
  - Порой слышишь от человека, что это его родители виноваты в том, что он неудачник: образование они ему не дали, любви и тепла не дали, жизнь сломали, не разрешив жениться на любимой девушке, и так далее…
  - Знаете, Федор Достоевский однажды в письме объяснял, чем отличается коммунист от христианина. «Кстати, маленькую параллель: христианин, т. е. полный, высший, идеальный, говорит: „Я должен разделить с меньшим братом моё имущество и служить им всем“. А коммунар говорит: „Да, ты должен разделить со мною, меньшим и нищим твоё имущество и должен мне служить.“ Неспособность подняться над своим эгоизмом разрушительна для человека. По-настоящему духовно мы начинаем жить только тогда, когда забываем о себе. А когда человек замыкается на какой-то своей внутренней проблеме, начинаются все другие беды — уныние, отчаяние, ощущение, что все вокруг виноваты.
  - Как относиться к родительскому контролю? Например, дочь давно взрослая, а мама продолжает её «воспитывать». Критикует, заставляет отчитываться о каждом шаге. И при этом говорит: "Ты обязана мне подчиняться, я твоя мать." А у дочки у самой уже двое детей. Отношения между ними очень напряженные. Мама права?
  - Нельзя однозначно ответить, права мама или нет. Если разбирать эту ситуацию, то, наверное, окажется, что поведение мамы — это неготовность признать, что ребенок вырос, у него своя жизнь и не она этой жизнью распоряжается. Но человека в зрелом возрасте очень трудно перевоспитать, особенно если это пытаются делать собственные дети. Практически всегда такая попытка будет обречена на неудачу. Однако бывают в жизни ситуации, на которые нет прямого ответа. 
  В любом конфликте есть вина и одной, и другой стороны. Тот, кто на нас раздражается, нас отчитывает, нас критикует, тоже болен. Только болезнь другого рода — духовная. Это тот же насморк, и надо потерпеть эту немощь другого человека, тем более что и у нас найдутся такие грехи, с которыми нас наши близкие терпят.
  - Ветхозаветная заповедь о почитании родителей входит в некое противоречие с тем, что говорит апостол: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью? Очень часты конфликты между супругами и родителями супругов — не в этом ли противоречии причина?
  - Никакого противоречия нет. Да, в браке два человека соединяются, создается новая семья, и ее интересы для супругов приоритетны, но это не отменяет необходимости относиться с уважением к родителям. Причем не только к своим, но и к родителям супруга. Зять может не любить свою тещу, но он обязан ее уважать. И так же должна поступать невестка по отношению к свекрови, если супруги хотят, чтобы их жизнь была благополучна. Мне очень нравятся красивые слова молитвы из последования Таинства венчания о воспитавших жениха и невесту родителях: «Помяни, Боже, и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».
  Молитва родителей в основе новой семьи, а не достаток, карьера и тому подобные вещи. Таинство венчания помещает новую семью в один смысловой ряд со всеми праведниками Ветхого Завета. Помните эту цепочку? Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и другие праведники из Священной истории. Это перечисление дается, чтобы человек понимал, что его праотцы прошли этот путь и теперь этим путем предстоит идти им. Семья — это великая школа, которая, в том числе, готовит человека к вечной жизни. Другое дело, хотим ли мы эту школу проходить и учить ее уроки. (Свящ. Ярослав Коздринь)"
  "Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми. (Архим. Емилиан Симонопетрит)"
  "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение. (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Христианин должен быть вежлив со всеми. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью (высшей степенью почтительности - от авт.) и вежливостью. Это - то, что рождает любовь, приносит ненависть, мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать в спорах, беспорядки и войны. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "Ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться на лучшее, как телесные блага и уважение, какие он видит от тебя. (Прп. Исаак Сирин)" 


  Сын без рук кормит с ложечки свою парализованную мать — зубами.
  У Чэня Синь-Иня была тяжелая жизнь: он лишился обеих рук в результате поражения электричеством в возрасте семи лет, но сразу после этого начал работать в поле. Когда Чэню было 20 лет, его отец умер, оставив его с больной матерью. Состояние матери ухудшилось, и бедняге предложили идти просить милостыню, но он возмущенно отказался, указав на то, что ноги у него еще есть.
  Ногами Чэнь умеет готовить, работать в поле и плести корзины. С 2014 года он заботится о своей 91-летней матери целый день, даже кормит ее с ложечки — причем ложку он держит зубами. Особенно тяжело живется Чэню зимой — он с трудом надевает носки и часто страдает от обморожения. (Источник: http://bigpicture.ru/?p=677398)












Схиархимандрит Илий и его духовное чадо Свят. Патр. Кирилл. Оптина. 23/10/2015 (Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4252019.html)



  Николай Дроздов перед иконой своего прапрадеда, свт. Филарета Московского (Дроздова)
  "В трудных, непредвиденных обстоятельствах я часто всем говорю: "Давайте помолимся, и Господь всё устроит!
(Николай Дроздов, профессор, телеведущий)"







 "Однажды спросили отца Гавриила: «Отче, вот Вы произносите молитву за правительство. А если я, допустим, не люблю президента, моя молитва ведь неискренняя получается?!»Он улыбнулся: «Кто самый маленький и самый любимый у вас дома?» - «Мой сын Николай». — «Ты за своего Николая молишься?» — «Да» — «А кроме Николая, кто есть еще любимый у вас дома?» — «Родители» — «За них тоже молишься?» — «Да». «Вокруг вас живут, наверное, соседи? И за них просим Бога?» — «Да». «А в городе есть люди, добрые и недобрые? Мы должны же просить, чтобы недобрые стали добрыми?!« — «Да» — «Ну как тебе не стыдно?! За всю страну молишься, и за одного президента помолиться не хочешь?! Всегда искренней будет такая молитва: "Пусть Бог наполнит его сердце добром, а голову мудростью". Так молитесь, и будет мудрым и добрым ваш президент... какие мы птички — такая у нас клетка! Искренне молитесь Богу, и Он подаст вам все самое хорошее!"
(Из жития прп. Гавриила (Ургебадзе))"





"После первой исповеди мальчика пяти с половиной лет мама не утерпела и решила узнать о том, что спрашивал у него старец. Мальчик сказал, что тот задал вопрос: «Любишь ли ты маму?» Мальчик честно и ответственно отнёсся к нему и сказал на это: «Нет». Мама очень удивилась, не зная, чем объяснить такое. Сынишка же без колебания в правоте своего понимания любви пояснил: «Я ведь тебя часто не слушаюсь». Поневоле вспомнишь евангельское: «Если любите меня, соблюдите заповеди…» В таком возрасте такое серьёзное и глубокое понимание самого существа вопроса удивительно, но ведь бывает…
(Источник: azbyka.ru)"


 
   
  "В греческой монашеской традиции укоренилась форма послушания в отношениях старца и послушника. Особенно ярко она выражена на Афоне. Послушник до смерти упокоевает старца и наследует его благословение. Затем он сам становится старцем, и кто-то упокоевает его. В русской же монашеской традиции приняты отношения старца и ученика. Как Господь наш Иисус Христос называл Апостолов Своими учениками, так и русские Преподобные имели учеников, которые учились у него добродетелям и монашеской жизни. 
  Ученичество включает в себя и послушание, но на нём одном не останавливается. Так Прп. Сергий Радонежский, Нил Сороский имели учеников, которые жили каждый особо в своей келии. Они ходили к Старцу за наставлениями в монашеской жизни, умном делании, различении браней духовных. И, пройдя путь под руководством учителя, сами становились основателями монастырей, "аввами", имеющими опыт монашеской жизни. То же мы видим и в древнем монашестве: в Скиту Египетском, Нитрийской горе, Келиях были Аввы и ученики, как повествуется о том в Патериках. Это самая древняя и совершенная форма монашества. В ветхозаветном времени Пророки также имели учеников. Так, Елисей был ученик пророка Илии, после сам имел учеников, например, Гиезия. 
  Учится - значит проходить путь, усовершенствоваться, возрастать. Посему, в русском монашестве мы и не видим послушания до смерти старца, как некую необходимость. Напротив, часто переходили на жительство к иному, более искусному Старцу в иную пустынь, удаленную от мира и т. п. . А часто и сами Старцы Преподобные отправляли своих учеников поучиться житию монашескому к иным Преподобным. Наши старцы любили русскую монашескую традицию, и, даже пожив какое-то время на Афоне (Прп. Нил Сороский, Арсений Коневский и др.), не переносили к нам тамошний образ жизни.
  Отчего же ныне всё родное, древнерусское забыто, яко не бывшее? Что осталось тебе, русское монашество, кроме плача, подобно Иеремиину, о запустении твоем? (Записки православного монаха)"


"Кто-нибудь молится из вас за Владимира Путина? А кто-нибудь знает, как ему тяжело сейчас? Вот если бы мы всем миром молились бы за него... Молитесь за него, добавьте в свои правила и поминайте. Мир держится на молитвах! Молитесь за него и за Россию: "Храни, Господь, нашего Президента Владимира Владимировича Путина и любимую Россию матушку от всякого восстающего зла! Да защитит, да укрепит их Господь, дарует им милость. Благодать мудрости Ему и пусть сила Господня поддержит Его, и слово истины
направит на пути Божии! И да будет на всё воля Божия благая, угодная и совершенная! Молю, храни всех нас Господь!"
(Схиархим. Илий (Ноздрин))"



 
  — Скажите мне, Старче, почему, несмотря на великую любовь, которую имеем ко Господу и к добродетельной жизни, все-таки сопротивляемся, восстаем против воли Его, как сказали Вы в начале своей беседы.
  — Дитя мое, жизнь здесь, на земле — это непрерывная физическая и умственная борьба. Сначала война мысленная, и когда больше не можем мыслями, тогда сводим счеты друг с другом.
  Мы на земле [находимся] в таком состоянии и думаем, что боремся за веру. Однако, как отдельно взятые люди, не можем ничего сделать для веры, но только если мы объединимся в одно — тогда это сила и мощь. Мы должны бороться, ибо мы дети падших родителей, и наши неприятели, мысленные силы, постоянно нас уводят с правильного пути.
  Неприятель учит еще совсем маленьких детей, чтобы они противились родителям. Знает хорошо неприятель, если они противятся еще как дети, то легко управлять ими целую жизнь, и будут они его. Недавно ко мне пришли мать и отец со своей дочкой, ей десять, самое большое двенадцать лет. Говорят они ребенку, чтобы она рассказала, что с ней происходит. И она говорит: «Я люблю своего папу и свою маму, потому что они меня очень любят. Я их очень люблю, но не знаю, почему мне в голову постоянно приходит мысль, чтобы я противилась маме и папе, чтобы не слушалась их, хотя я и не хочу этого делать. Я хочу слушаться и маму, и папу, но не имею мира»
(Архим. Фаддей, Витовницкий)


 



  "Все дни жизни своей, куда бы ни пришел ты, признавай себя странником, чтобы в состоянии быть тебе избавиться от вреда, порождаемого вольностию в обращении. Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь, чтобы избежать тебе порицания, по подозрению, будто бы ты хочешь по-своему установить мнение другого. Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения - благословение. Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, - и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.
  Не сообщай другому, чего сам не постиг, чтобы не было тебе стыдно себя самого и по сличении жития твоего не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и бесстыдством, и наперед сам себя осуди, и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою и приступить к деланию, и будешь почтен в глазах их. Если можешь, то в подобных случаях говори со слезами, чтобы доставить пользу и себе, и слушающим тебя, - и с тобою будет благодать Божия.
(Прп. Исаак Сирин)"

 

 

  "Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям, нам заповедано чтить их как владык, угождать им и словом, и делом, если это не будет во вред благочестию. Мы должны почитать священников больше отцов своих: отцы родили нас от крови и от хотения плоти (Ин. 1, 13), а священники стали виновниками нашего рождения от Бога , блаженного пакибытия, истинной свободы и благодатного усыновления.
 
 Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот мало-помалу дойдет и до оскорблений Бога. Хотя бы священник был и не благочестив, но Бог, видя, что из благоговения к Нему ты почитаешь даже и недостойного чести, Сам воздаст тебе награду.
  Любите пастырей, как дети родителей, потому что через них вы родились для вечности, через них — получили Царство, их руками совершается все, через них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился Страшных Тайн.
  Если ты презираешь священника, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда. Если Бог ничего не совершает через него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, а следовательно, ты не христианин. Что же, скажешь: неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам действует, хотя бы они были и недостойными, для спасения народа. 
  Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела, и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. "Не ищи славы", – говорит (Премудрый), – в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение". Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных.
  Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он нехорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет; все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты – неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты – верующий. 
  Пусть дом твой будет местом борьбы и подвижничества в добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе. Не считайте излишнем для детей, изучение Священного Писания: оно и научит их почитать отца своего и матерь. Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот мало-помалу дойдет и до оскорблений Бога.
  Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 



"В этом-то иерархия и заключается, что муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Это тоже особый крест, который мы не выбираем. Не все мужчины хотят быть главой семьи, а хоть плачь, но будь; не все женщины хотят смиряться, но смиряться надо...
(Прп. Паисий Святогорец)"

 


 

 

 "Помни всегда, что ты должен повиноваться отцу своему, — и вселится в тебя страх Божий.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

"Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нём Господь, Который через него часто выражает волю свою. Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Сотни немощей прощай всякому человеку, тысячу - отцу и матери своей.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 

 

  "Воздавай почтение ближнему как образу Божию,— почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.
  Лишённые славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
  И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Надлежит нам так себя самих и друг друга чтить и любить, как сам Христос первый своим примером показал, благоволив пострадать за нас.
(Прп. Максим Исповедник)"




  

 








  Почтительность/почтение (напр., детей к своим к родителям - послушания им в любви к ним на этапе детства/юности/воспитания или заботы о них на этапе их старости/немощи и пр.) заповедана Господом ещё в Ветхом Завете и противостоит презрительности/презрению/гнушению/брезгливости/дерзости/злословию/оскорбительности/хамству/наглости/подлости/коварству/жестокости/неблагодарности/грубости и пр. проявлениям ненависти ("вольному"/своевольному/человеческому/бесовскому отношению)...
  Как и любая др. добродетель, почтительность проявляется внутри человека в виде его помыслов уважительности/уважения и снаружи/внешне/телесно в виде вежливости (подобно тому как радостность - суть внутренняя весёлость и весёлость - суть внешняя радостность)... 

  Всем известное понятие вежливости/уважительности (ясно слышимое в голосе совести) издавна является проявлениями почтительности, напр.:

  "4 Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. 
  6 И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам моё мнение.
  7 Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости.

  (Иов. 32)"
  "12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 
  (1 Фесс. 5)"


  Но почтительность, с одной стороны как добро, может являться (при отсутствии рассудительности) и причиной чрезмерной/злой/неблагоразумной/вредной человеческой любви (привязанности к близким, к отечеству, к святыням, к св. отцам и пр.) в ущерб почтительности/любви к Самому Богу:

  "6 Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? 
  (Мал. 1)"
 
  Любое возрастание начинается с малого...
  Без внимания и борьбы сорняки заполоняют поле и малый росток превращается в великое дерево...
  Кого легче всего любить/уважать?...
  Понятно, что - родителей...
  А кому легче всего оказывать послушание (возрастая в нем и умаляясь в своеволии)?...
  Понятно, что - родителям...
  От простого/легкого - к сложному и тяжелому...
  От голоса совести - к Слову (Гласу) Божию...
  А кого легче благодарить?...
  Вопрос тоже риторический... 
  Если не уважать/почитать родителей в первую очередь (за зачатие, вынашивание, рождение, воспитание и пр.), то кого тогда другого в такой степени?...
  В греческом языке существует четыре слова/понятия любовь - и среди них любовь как уважение/почитание/почтительность...
  Любовь начинается с малого - с почтительности (подобно как и с жалости)...
  Почтительность тоже начинается с малого - с уважения родителей (хотя бы)... 
  А уже дальше от уважения - к любви, от родителей - к ближним, от ближних - к дальним и т. д. ...
  От простого - к сложному, от лёгкого - к тяжёлому и пр. ...
  Уважение противостоит пороку презрения ближнего (о которой мы не пишем  особо в главе о пороках в силу ее очевидности/понятности)...
  Почитание ближнего (почтительность/уважение к нему) является "родной сестрой" добродетели его оправдания ...
  Презрение является следствием ненависти, а почтение, соответственно, является одним из многочисленных проявлений любви…
  О некоторых из них ярко и проникновенно писал св. ап. Павел, стяжав им даже наименование гимна любви среди св. отцов:

  "1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
  2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так чтомогу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
  3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
  4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
  5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
  6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
  7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
  8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
  9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
  10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
  11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
  12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
  13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
  (1 Кор. 13)"

  Под родителями следует понимать и всех более старших по возрасту людей, и всех предков (особенно усопших святых Божиих человеков - св. отцов, почитаемых Церковью), и Родину/отечество (как наследие предков своим потомкам), и Её руководителей/правителей (особенно, если они являются православными), и начальников на работе, и представителей госвласти, и тем более представителей духовенства во главе с Патриархом и т. д. (ибо всякая власть - от Бога, как писал св. ап. Павел)…
  Почтительность к госначальникам (напр., к президенту), руководителям на региональном, и местном уровнях выражается в исполнении государственного, регионального и местного законодательства (в законопослушании)...
  Неповиновение властям и допустимо, и даже необходимо лишь в случае, если соответствующие законы противоречат заповедям Христовым ("Социальная концепция РПЦ...)"...  
  Необходимо различать правителей/начальников как личности, инструменты/орудия воли Божией, как образы Божии и их законы, политику, действия и поступки (тактику и стратегию)...
  Такое разделение, так же как и покаяние/молитва за них как за самих себя и есть проявление почтительности к ним...
  Неисполнение же злых законов (неповиновение/непослушание) является так же проявлением почтительности, т. к. обличает правителей/начальников и склоняет их к покаянию (спасению)...
  Излишним, наверное, будет упоминать о необходимости и благодарности правителям/начальникам - за ту ответственность, которую они несут перед народом и Богом за свои руководство/начальство за те время и труд, которые они тратят во благо своих стран/территорий и людей...
  Государство (его структура во главе с царём, президентом, премьер-министром, генсеком и пр.) подобно телу, а церковь (её структура во главе с Патриархом) подобна душе...
  Они пребывают в гармонии (должны пребывать), взаимопомогая и дополняя друг друга (оставаясь максимально независимыми друг от друга)...
  Государство (во главе с правителем) обеспечивает (должно обеспечивать) удовлетворение всех необходимых телесных потребностей, чтобы граждане могли беззаботно удовлетворять потребности духовные - спасаться с помощью церкви...  
  Чем меньше времени и сил люди с помощью государства будут тратить на решение мирских/суетных/временных/земных/материальных проблем, тем больше времени и сил у них будет на решение проблем духовных...
  И с другой стороны, чем выше духовный уровень людей, населяющих то или иное государство тем эффективнее и сильнее сама страна...
  Симфония государства, его граждан и церкви (её членов)...

"Господь, носимый еще в Матерней утробе, был включен в народную перепись, а впоследствии заплатил подать Кесарю, давая нам закон быть покорными власти, когда это нимало не вредит благочестию. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"




 
  Нельзя также забывать, что поскольку все люди произошли от одних "прародителей" Адама и Евы, то и все усопшие ранее люди в той или иной степени являются кровными предками ("родителями") любого из еще живущих на земле (независимо от расы или национальности)…
  Значимость почтения трудно переоценить, поскольку, являясь проявлением/следствием любви оно ее же и усиливает в уважающем…
  Стремление к уважению настолько сильно укоренилось в русском народе в дореволюционную историю, что его не смогли выкорчевать даже и десятилетия безбожной советской власти…
  Одним из самых распространенных тем в периоды т. н. "застольных времен" был всегда вопрос о взаимном уважении разделяющих трапезу (ну и питие, соответственно)…
  А как же само русское понятие "уважить" перекликается с христианским понятием любить!!!...
  Нам даже кажется, что почтение является некоей первой/невысокой/нетяжелой/нетрудной духовной и душевной ступенькой в стяжании/возрастании в истинной христианской любви и даже, может быть, своеобразным мостиком от любви человеческой (между друзьями, соседями, коллегами и пр.) к любви Иисусовой…
  Хранимая любовь к почтительности у советских людей (как нам кажется) была некими реликтовыми зернышками/семенами православия (любви христовой), которые дали такие удивительные/обильные всходы по окончанию коммунистических гонений на Церковь в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века (сначала в СССР, а потом и в СНГ)…
  Нам кажется, что как Ветхий Завет был своеобразным детоводителем тогдашних евреев (и современных неправославных), так и современная  уважительность – суть один из путей, идя по которому, нецерковные люди (всех рас, наций и социумов) нашего немощного времени имеют посильную для себя возможность приближаться к своим покаянию, оглашению и к последующему воцерковлению (спасаться, живя по заповедям Христовым)…  
  Но при внимательном изучении легкость почитания оказывается не такой уж и простой…
  Напр., чтобы уважать того или иного человека, крайне необходимо предварительно выполнить несколько довольно-таки тяжелых условий…
  Почитание ближнего возможно только в том случае, если почитающий как минимум увидит некое превосходство в чем-либо уважаемого по сравнению с самим собою…
  При этом по определению понятно, что уважающий должен увидеть и свою собственную (соответствующую) ущербность в сравнении с тем или иным почитаемым ближним…
  Очевидно, что этому препятствует гордость вообще и зависть, в частности (как одно из ее основных проявлений)…
  А насколько нелегко подавить в себе зависть (особенно без помощи Христовой - на уровне язычника/атеиста) наверняка знает на своем собственном опыте всякий внимательный к себе человек (естественно, кроме тех, кто этот мерзкий порок в себе культивирует)...
  Поэтому уважение на самом деле не такое уж и легкое дело (как на уровне помыслов, так и на уровне телесных поступков)…
  Ведь понятно же, что почтительность неотделима от искренности…
  Она несовместима с лицемерием или душевной слепотою (видящей добродетели/силу ближних и собственные немощи/пороки)…   
  Т. е. на доцерковной стадии стадии уважение ближнего является еще и проявлением совестливости человека, ее же и усиливающее…
  Т. е. почтительность невозможно переоценить на доцерковной жизненной стадии человека…
  Не случайно Господь преподал ее в виде Своей заповеди древнему еврейскому народу (а в его лице и всему человечеству), акцентируя внимание всех людей на важности жить по своему внутреннему морально-нравственному закону – совести, вложенному Творцом в каждого человека от самого его рождения…
  Ибо почтительность, являясь следствием совестливости, является и средством, взращивающим ее…
  Св. ап. Павел недвусмысленно дает понять, что именно совесть и является тем самым средством/талантом, используя которое (пуская которое в оборот – "отдавая" его "торгующим" для прибыли), не православный человек и может только спастись…
  Либо как язычник или атеист, которым не было проповедано Евангелие, либо же как тот, который всенепременно станет христианином, руководствуясь внутренним голосом совести, неудержимо привлекающим его к покаянию - ко Христу (к воЦерковлению)…
  Очень хочется отметить и то, что как и любая добродетель, почтительность имеет свои степени силы - особенно на высшем уровне христианской любви...
  Кроме уважения естественного (напр., ребенка, благоговеющего перед физической силой взрослого мужчины), христианин всегда почитает в каждом человеке подобие (хотя бы и очень умаленное) и образ (даже и в любой твари) своего Творца, непрестанно помятуя о той Жертве, которую принес Господь Иисус Христос на протяжении всей Своей жизни и особенно на Голгофе...
  Почтение христианина "автоматически" переносится с любого образа (любого творения) на его первообраз - Святую Троицу в Лице Господа Иисуса Христа...
  Отсюда понятно, что почтительность является и замечательным средством для христианина в его молитвенном подвиге и в благодарности к Творцу и Господу...
  Ибо всякий раз, когда христианин видит и почитает ближнего (или когда видит какую-нибудь тварь - как правило полезную), он с благодарностью вспоминает о всемилостивом Господе, т. е. спасается...
  Адам и Ева были (прародители всех людей) созданы (выведены из небытия в бытие в прекрасный мир, сотворенный Творцом для них же) Богом и поэтому по справедливости Святая Троица является Родителем любого человека...  
  В молитве Господней Бог прямо называет Сам Себя Отцом любого человека...
  Библия называет Отцом и Самого Господа Иисуса Христа...  
  Человек (особенно христианин) от нетрудного (естественного для себя) послушания земным родителям, от заботы о них (от любви к ним) должен перейти и к послушанию Богу, к заботе о Боге - к любви к Богу в Лице Господа Иисуса Христа...
  А выразиться это может только в жизни по Его заповедям... 
  Поэтому уважение на самом деле (как и любой предмет в христианстве) не является таким уж и легким...
  В повседневной гражданской жизни почтительность христианина относится и ко всем начальствующим над ним, и ко всем госслужащим (начиная от глав государства, регионов, городов и ниже)...
  Она выражается в послушании их законам (Конституции, УК, АК, ГК и пр.), распоряжениям, приказам и пр., кроме тех из них, которые противоречат заповедям Господним (очень хороший повод поразмышлять о правомерности/правильности/полезности современного восстания русскоязычного/русского народа на юго-востоке Украины)...
  В заключение отметим, что Сам Христос преподал всем людям пример почтительности (ибо послушание - суть проявление любви/почтительности) и к Своим родителям по человечеству (к Богородице и отчиму прав. Иосифу), и к прародителям (Адаму и Еве), и к Богу Отцу "даже до Крестной смерти"...

  "51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.
  (Лук. 2)"

  "Но чтоб тебе лучше познать сие и поверить слову моему, слушай и еще. Если б они покаялись тогда, когда находились еще в раю, то получили бы опять только рай и ничего более. Но поелику, изгнаны быв из рая за нераскаянность, потом раскаялись, много плакали и бедствовали, то Владыка всяческих Бог, за труды их и поты, за бедствия, претерпенные ими, и за доброе их покаяние, благоволил паче почтить их и прославить, чтоб заставить их забыть все понесенное ими зло. И что же делает? Смотри, сколь велико человеколюбие Его!
  Сошедши во ад и изведши их оттуда, Он не ввел их опять в тот же рай, из которого они изгнаны, но возвел на небо небесе и, когда воссел одесную Бога и Отца Своего, спосадил их с Собою. Помысли же, какою великою почтил Он честию Адама, который был раб Ему по естеству, и сподобился быть отцом Ему по благодатному домостроительству? Видишь, на какую высоту вознес его Владыка наш Христос за его покаяние, смирение, плач и слезы! О сила покаяния и слез! О море человеколюбия неизъяснимого и милосердия неисследованного!
  И не только Адама почтил Бог и прославил, но и нас, сынов его, которые то есть восподражали его покаянию, слезам, плачу и всему, о чем сказали мы, - и даже доселе прославляет Он и чтит, как Адама, тех, которые каются как следует и делают то, что делал Адам.
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 66-е)"






  Возрастает человек в почтении покаянием в презрении и жизнью по заповедям Христовым, усиливающей его в любви…

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, соответствующий же видеофильм, Слово 74-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), Ветхозаветная книга Руфи и статья игум. Бориса (Долженко) об обращении "ты" и "вы" с сайта Тихая пристань…
Ссылки прилагаются:
www.aosipov.ru

http://vk.com/video-57293503_171441716
http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/ch2_3.htm
 





                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   

 

Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (15 Ноя 14)
Просмотров: 1472

Поиск