"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Подозрительность/Недоверчивость правильная (Осторожность/Осмотрительность)

  - радование Христа доброй/правильной недоверчивостью...









  "11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак
  19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях.
  22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
  (1 Тим. 5)"
  "7 Надлежит ему (кандидату в епископы - от авт.) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. 
  10 И таких (кандидатов в диаконы - от авт.) надобно прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения. 
  (1 Тим. 3)"

  "15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 
  (Прит. 14)"
  "17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 
  (Мф. 10)"
  "22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
  23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
  24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  25 Вот, Я наперед сказал вам.
  26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
  27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
 (Мф. 24)"
  "1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
  2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
  3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
  4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
  (Деян. 6)"
  "1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
  2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
  3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
  4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
  5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
  6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

  (1 Ин. 4)"
  "12 Посему, кто думает, что он стоит - берегись, чтобы не упасть. 
  (1 Кор. 10)"
  "10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
  11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, 
  15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

  (Еф. 5)"
  "14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
  15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
  3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
  4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
  5 Но ты будь бдителен во всём,

  (2 Тим. 4)"
  "1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
  2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы;
  (Откр. 2)"
  "42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
  43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги в Месопотамию к Лавану, брату моему, в Харран,
  44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
  45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
  (Быт. 27)"
  "5 Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь.
  6 Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи.
  7 Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему.
  8 Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобою в день скорби твоей;
  9 и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему.
  10 Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей.
  11 В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими;
  12 но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего.
  13 Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими.
  8 Друг не познаётся в счастье, и враг не скроется в несчастье. При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдётся с ним.
  9 Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душой твоею и остерегайся его...
  (Сир. 6; 12)"
  "1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
  (Евр. 4)"
  "18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
  19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
  20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
  (2 Кор. 8)"
 "2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
  (Фил. 3)"
  "1 Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя.
  2 Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
  3 Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
  4 Лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
  5 Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
  6 Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его.
  7 А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня.
  (Мих. 7)"
  "21 Всё испытывайте,
  (1 Фес.)"

 


 









Записки православного монаха:
""Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. (Прп. Григорий Синаит, «О прелести»). И, как сказал один известный старец Кавказский: "Не люблю ходить там, где опасно". Ибо, где есть опасность для души, там нужно быть крайне осторожным. Так было раньше, так есть и сейчас, вероятно, так будет до скончания века..."








"Не доверяй всем подряд. Люди разные и порой говорят неправду. Никогда не можешь знать, чего может стоить общение с незнакомым человеком. Для того, чтобы довериться кому-то, надо вместе с ним многое пройти. Тогда и увидишь, кто рядом с тобой на самом деле — друг или недруг. Потому и друзей в жизни много не бывает. Приятелей и знакомых — толпы, а друзей — единицы. 
(Игум. Валериан (Головченко))"





"Не мыслите, не говорите и не творите ничего, прежде нежели проверите себя - согласны ли ваши мысли, слово и дело со Словом Божиим.
(Протоиер. Авраамий Некрасов, Арзамас)"







"Сегодня человек может быть и очень хорош, но люди изменчивы. Всегда полезна осторожность. Всякого человека держи на небольшом расстоянии от себя. Пусть Бог будет наставником твоим, а не люди. 
(Прп. Иероним Эгинский)"






"Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить. И другое - никогда не говорить худо об отсутствующих. 
(Прп. Серафим Вырицкий)"

 
 
 

 
  "Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит. Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того падает человек, или от того; а я, как уже сказал, не знаю другого падения, кроме сего: когда человек последует самому себе. Итак, научитесь и вы, братия, вопрошать, научитесь не полагаться на самих себя, не верить тому, что вам говорит помысел ваш.
   Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать её, если верим самим себе и держимся своей воли? Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Видите ли силу сего изречения? И ещё присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротиводействующий воле Божией.
  Посему мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу, не верить самим себе, что хорошо исполняем то или иное дело и что оно должно непременно хорошо совершиться. Но мы должны исполнять его по силе своей и после того не должны оставаться беззаботными, но ожидать и Божиего суда, "... ибо иной - суд Божий и иной - человеческий (Авва Агафон)". Господь Бог да покроет нас от бедствия, постигающего тех, которые уповают на самих себя, и да сподобит нас держаться пути отцов наших, благоугодивших имени Его. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки.

(Авва Дорофей)"
 

 

 
"Диавол — или глубочайшая тьма, или, если откроешь его, тотчас превращается в светлого ангела и обольщает умы кроткой улыбкой. Почему и нужна особенная осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью. Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.
(Свт. Григорий Богослов)"





  "Не будем доверять тишине житейского моря: тишина эта — обманчива; море изменчиво. Не позволим себе предаться беспечности: корабль неожиданно может попасть на мель или удариться о неприметный подводный камень, покрытый нежною струйкою, — удариться, и получить жестокое повреждение. Иногда набежит ничтожное, по-видимому, облачко: внезапно начинает извергать из себя вихри, громы, молнию, и закипело притворно-тихое море опасною бурею. Преисполнена жизнь наша скорбей, превратностей, искушений.
  Наветует нас ум наш: этот путеводитель нередко сам сбивается с пути, и всю жизнь нашу увлекает за собою в заблуждение. Наветует нас сердце наше, склоняясь к исполнению своих, собственных внушений, устраняясь от исполнения воли Божией. Наветует нас грех: и тот грех который насажден в нас падением; и тот, который действует на нас из окружающих нас отвсюду соблазнов.
  Наветует нас мир, служащий суете и тлению, усиливающийся склонить всех к этому служению, и при посредстве ласкательства, и при посредстве гонения. Наветуют нас враги — падшие духи; наветуют нас обладаемые ими, поработившиеся им человеки. Часто самые друзья произвольно и невольно соделываются нашими наветниками. Господь заповедал нам непрестанно бодрствовать над собою, упражняясь в добродетелях, ограждаясь от греха Словом Божиим, молитвою, верою, смирением.
  Все мы ходим по зыбким волнам житейского моря, колеблемого и возмущаемого различными превратностями. Все мы ходим по волнам житейского моря, идем по ним к вратам смерти, на суд Божий. Какая неверная стихия под ногами нашими! Мы не можем знать, что случится с нами чрез кратчайшее время. Самые сильные превращения в жизни нашей совершаются неожиданно, внезапно.
  Не одна смерть подкрадывается, как тать: подкрадываются так почти все напасти. Наветуется, обуревается море сильными ветрами, восстающими с разных сторон по недоведомой причине; и жизнь наша подвержена многообразным нападениям от лукавых духов и водимых ими человеков; подвергаемся многообразным напастям по неожиданным случаям, по какому-то загадочному стечению обстоятельств. Невозможно предвидеть и предузнать, что придумает злоба, что послужит поводом и средством к напасти, откуда возникнет искушение.
  Невозможно не подвергаться большим или меньшим уклонениям, и по немощи нашей, и по ограниченности, и по повреждению естества грехом, и по злохитрости наших невидимых врагов, и по умножившимся до бесконечности соблазнам. Не долго нам потрудиться! недолго пострадать в борьбе с собою! Скоро настанет час смертный, который исторгнет нас из томления борьбы и из опасности впадать в согрешения.
  О! когда бы в этот час, во вратах вечности, мы узрели распростертыми к себе объятия Отца Небесного, и услышали Его утешительный глас: Добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. До этого часа будем подвизаться мужественно, никак не доверяя плоти нашей, не доверяя нашему бесстрастию, ни мнимому, ни истинному.

Демонам предоставлено пребывать на земле со времени их. падения до кончины мира; всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они при их способности и при постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением или увлечением. Общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине (падения). Нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой. Духи, чувственно являющиеся людям, пребывающим в греховности и падении – демоны, а никак не святые Ангелы.
  Общее правило для всех людей заключается в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения их и от общения с ними, признавая себя неспособными к такому видению и общению. Учение об осторожности и о спасительной недоверчивости к явлениям духов принято всей Церковью; оно есть одно из ее нравственных преданий, которое все чада должны хранить тщательно и неупустительно.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 

 
"К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 



"Если желаем безопасно пройти предлежащий путь жизни, представить Христу и душу и тело свободными от постыдных язв и получить победные венцы, то должны мы обращать всюду бодрственные душевные очи, на всё приятное смотреть подозрительно, без замедления пробегать мимо и ни к чему не прилепляться мыслью; хотя бы казалось, что золото лежит рассыпано кучами и готово перейти в руки желающим... хотя бы земля произращала наслаждения всякого рода и предлагала многоценные кровы.
(Свт. Василий Великий)"


 



"Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. — «Ну нет, не добрый,» — отвечал ему старец. — «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом».
(Свт. Феофан Затворник)"

 




"Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести; никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих.
(Авва Исаия)"







Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти.
(Прп. Ефрем Сирин)"




 

"Если нет сокрушения и умиления, должно подозревать - нет ли тщеславия?
Не худо поставить щит против нападающего, но не надо выставлять себя для стрел. 
(Свт. Филарет Московский)"

 



"Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства. Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека. Но как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, дождя и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига, рассуждения, времени, пождания, воздержания, терпения, пока явятся во всем блеске своем. Впрочем, если ради их покажешься ты иногда кому–либо мужем благоговейным, не верь себе, пока находишься в теле сем и ничего своего не считай вполне угодным Богу. Ибо знай, что неудобно (трудно) человеку до конца сохранить безгрешность.
(Прп. Антоний Великий)"




"Помни два помысла и бойся их (крайняя степень осторожности/тревжности доброй - от авт.). Один говорит: "Ты – святой", другой: "Ты не спасёшься". Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: "Я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои". Верь так, и будет тебе это: простит Господь.
(Прп. Силуан Афонский)"







  "Есть у Иоанна Златоуста хорошая молитва: " Господи, избави мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи". "Человеки некоторые" поставлены на самое первое место: "избави мя человек некоторых", потом только от бесов, от страстей и иные неподобныя вещи. Это удивительно точно.
  Бесы напрямую нам не вредят благодаря ангельскому охранению и сдерживающей деснице Божией. Они напрямую не вольны делать все, что хотят, иначе они бы нас растерли в порошок в считанные секунды. Они портят людям нравы и через своих людей действуют, но злые люди являются орудием их злой воли. Они этого не замечают, они считают, что поступают так, как хотят.
  Мамы, отправляя в школу детей, крестите их, пожалуйста, "во имя Отца и Сына, и Святого Духа". А если детей ваших по своей распущенности корежит от этого крестного знамения, как одержимых, то вы крестите их из окошка хотя бы в спину и благословляйте.
  Молитесь за них: "Избави, Боже, моего сына или дочку от человек некоторых, от бесов, страстей и иные неподобныя вещи", потому что если кто-то дает кому-то наркотик, то это не бесы материализуются, это человеческая рука исполняет бесовскую волю и дает другому человеку наркотик или порнографический журнал, или фальшивые деньги, или деньги на злые дела. Это делают руки человека.
  Языки человека произносят страшные вещи и на Господа Бога, и на правду Божию, клевещут, приносят сплетни. Человека стоит действительно бояться, потому что он чрезвычайно опасен - человек некоторый. То есть некоторые люди, именно эти разносчики.
  Описано в литературе, как злые на весь мир сифилитички, блудницы заражали как можно больше людей или больной человек скрывает свою болезнь заразную и заражает всех. Это некий образ действия человека порочного, от которого надо избавиться - от переносчиков сплетен, от человека, не боящегося пролить кровь. Таких людей нужно опасаться.
  Царь Давид однажды прогневил Бога - не вовремя перепись назначил. Это стало предметом гнева Господня. Ему было предложено на выбор, в чьи руки попасть - в руки людей, которые тебя не любят и будут мстить тебе либо в руки Божии тебе впасть, и Бог тебя накажет. Давид выбрал Божии руки.
  В руки человеческие лучше не попадать, потому что нет в них жалости и сострадания, а Господь накажет и Господь пожалеет. Поэтому имейте внимание к этим словам и да хранит вас Господь от человек некоторых. Да хранит вас Господь и от бесов, от страстей и от иные неподобные вещи.
(Протоиер. Андрей (Ткачёв))"







"Возьмём одно правило для себя - осуждающим не верить.
И другое - никогда не говорить худо об отсутствующих.
(Прп. Симеон (Желнин))"







"Творя добро одному - оглянись, не сотворил ли чего несправедливого в отношении другого?
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





  "Ещё много есть людей, искренно ищущих истины, смысла жизни, Бога. Но всегда было мало делателей. Так было во времена Христа, это продолжается и на протяжении всей истории человечества. Но, по уверению св. отцов, число таких делателей катастрофически убывает. Достаточно привести несколько высказываний, чтобы убедиться в этом.
  «Прп. Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным».
  Прп. Симеон Новый Богослов в Х веке говорит, что трудно найти руководителя бесстрастного и святого, «что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей».
  Прп. Григорий Синаит (XIV в.) «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки...». Свт Игнатий Кавказский (Брянчанинов) продолжает: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!».
  Прп. Нил Сорский (+1508) в предисловии к книге: «Предание ученикам своим» пишет: «И се убо реша святые отцы: яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестен таковым вещем; ныне же, до зела оскудевшим, подобает искати люботрудне».
  Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) делает такой вывод: «Отцы, отделённые от времён Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и (главное - от авт.) святоотеческие писания/творения (истинно/правильно/полезно объясняющие Его - от авт.).
  Отцы, близкие к нашему времени, называют боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное Писание, неотъемлемое от Него Святое Предание церкви (православные святоотеческие творения - от авт.) и проверяемый по этому Преданию, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью (с должным/необходимым/тщательным исследованием - от авт.) совет современных... братий (т. е. обязательно соответствующий/согласный общему мнению всех православных св. отцов - от авт.)».
(Из книги проф. МДАиС Осипова А. И. "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi..)"





















   Подозрительность/недоверчивость/осторожность/осмотрительность добрая противостоит подозрительности неправильной...
  Осторожность неотделима от своей сестры - тревожности правильной...
   Как и у любого другого порока, у подозрительности правильной имеется её мать/причина - неиспорченная до грехопадения прародителей (поверивших коварному змею) исходная добродетель доверчивости доброй/рассудительной...
  Ведь и доверчивость (вспомним наивных/неискушённых прародителей) может быть вредной/злой/неправильной, если она исходит из безрассудства иили ненависти (хотя бы и неосознанной), из комплекса неполноценности, из страха человеческого, из человекоугодия и пр., и пр.  ... 
  Причина осторожности доброй - любовь и рассудительность...
  Поскольку между следствиями и причинами в духовном мире существует взаимосвязанность/взаимовлияние, то ценность/полезность доброй подозрительности в том и заключается, что культивируя её (посильно упражняясь в ней) человек тем самым развивает в себе и эти самые важные добродетели - любовь и рассудительность...
  Недоверчивость правильную трудно переоценить во времена, когда зло присутствует везде, всегда и во всех своих проявлениях (в лицемерии, коварстве, жестокосердии, хамстве и пр., и пр.) - она крайне необходима для христианина в его отношениях в мире сем, чтобы не заразиться его мерзостями/не впасть в его искушения (она подобно как спецодежде/спецобуви/спецсредствам воина химзащиты)... 
  Подозрительность правильная выражается в народной поговорке: "Доверяй, но проверяй" - т. е. предполагая наличие добра и в ближнем, и в окружающих обстоятельствах, а также и в самом себе, тем не менее, всё же осуществлять все меры предосторожности/профилактики, необходимые для того, чтобы предотвратить возможное впадение в искушение и максимально способствовать преодолению его (искушения)... 
  Добрая осторожность практиковалась в церкви ещё с апостольских времён...
  К Крещению, напр., допускались только люди, прошедшие длительный (до нескольких лет) период оглашения - и только по рекомендации/поручительстве двух восприемников...
  Исключением являлось только краткое время с начала основания Иерусалимской церковной общины, когда оглашение и Крещение происходили быстро и в массовом порядке, приводя к соответствующим издержкам (о чём свидетельствует Книга Деяний св. апостолов, повествуя о сребролюбии/скупости Анании и его жены Сапфиры)...
  К выбору клириков и епископов отношение/внимание тоже было очень строгим и скрупулёзным (об этом свидетельствуют апостольские послания) - и к внутреннему состоянию кандидатов, и к их внешней/семейной/бытовой/хозяйственной деятельности (кандидатуры рассматривались, ч. н. - под лупой)...
  В наши времена таких высоких проверок/требований в церкви уже не осталось, но, тем не менее, в той или степени и в наше время некоторая осторожность всё же ещё имеет место быть...
  До сих пор в монастырях трудники, послушники и иноки проходят некоторые проверки временем и искушениями, прежде чем им будет позволено братией и настоятелем совершить движение по лестнице монастырской жизни/"карьеры"...
  В некоторых приходах организуются катехизаторские курсы для оглашаемых - хоть какая-то, хоть и не повсеместная, пусть только и внешняя, но всё же некоторая работа в этом направлении существует...
  Хотя, конечно же, тенденция к уменьшению правильной подозрительности (с одновременной тенденцией к усилению обмирщения) в церкви непрестанно происходила, происходит и будет происходить дальше (как и пророчествовали Христос, св. апостолы, св. отцы и пророки о последних временах)...
  Любой воцерковлённый человек в любой храмовой общине может ясно/определённо и постоянно видеть все соответствующие признаки/свидетельства/доказательства этому своими собственными глазами...  
  Но прежде всего христианин должен быть осторожен/подозрителен в отношении самого себя...
  Все св. отцы единодушно призывали своих духовных чад никогда не терять бдительности при отсутствии искушений ("когда стоишь"), всегда быть начеку и беречься "падений" (впадения в искушение/грех), постоянно ожидая искушения в любую минуту (даже мысленного/внутреннего) - решительно отвергая самонадеянность и беспечность/самоуспокоенность (духовную беззаботность/расслабленность):

"Нужно наблюдать за умом при появлении (возникновении рядом - от авт.) тех или иных вещей и узнавать, к чему имеешь страсть (влечение/похоть/желание/устремлённость/потребность/любовь - от авт.).
(Прп. Максим Исповедник)"





 

  Возрастает же человек в подозрительности доброй покаянием в подозрительности злой и в безрассудстве, благоразумным упражнением в осторожности правильной, православным образованием (помогающим приобрести рассудительность) и жизнью по всем остальным заповедям Христовым, способствующей развитию/укреплению в нём премудрости и любви...  

 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:  
  http://www.alexey-osipov.ru/







                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (04 Фев 17)
Просмотров: 1033

Поиск