"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Подозрительность правильная (Осторожность)

  
  - радование Христа доброй недоверчивостью...








 

  "22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
  (1 Тим. 5)"
  "7 Надлежит ему (кандидату в епископы - от авт.) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. 
  10 И таких (кандидатов в диаконы - от авт.) надобно прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения. 
  (1 Тим. 3)"

  "15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 
  (Прит. 14)"
  "17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 
  (Мф. 10)"
  "22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
  23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
  24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  25 Вот, Я наперед сказал вам.
  26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
  27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
 (Мф. 24)"
  "1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
  2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
  3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
  4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
  (Деян. 6)"
  "1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
  2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
  3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
  4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
  5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
  6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

  (1 Ин. 4)"
  "12 Посему, кто думает, что он стоит - берегись, чтобы не упасть. 
  (1 Кор. 10)"
  "10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
  11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, 
  15
 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
  (Еф. 5)"
  "14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
  15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
  (2 Тим. 4)"
  "1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
  2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы;
  (Откр. 2)"
  "42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
  43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги в Месопотамию к Лавану, брату моему, в Харран,
  44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
  45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?
  (Быт. 27)"



 





Записки православного монаха:
""Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. (Прп. Григорий Синаит, «О прелести»). И, как сказал один известный старец Кавказский: "Не люблю ходить там, где опасно". Ибо, где есть опасность для души, там нужно быть крайне осторожным. Так было раньше, так есть и сейчас, вероятно, так будет до скончания века..."


"Сегодня человек может быть и очень хорош, но люди изменчивы. Всегда полезна осторожность. Всякого человека держи на небольшом расстоянии от себя. Пусть Бог будет наставником твоим, а не люди. 
(Прп. Иероним Эгинский)"







"Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить. И другое - никогда не говорить худо об отсутствующих. 
(Прп. Серафим Вырицкий)"
 
 

 
"Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.
(Авва Дорофей)"

 

 

 
"Диавол — или глубочайшая тьма, или, если откроешь его, тотчас превращается в светлого ангела и обольщает умы кроткой улыбкой. Почему и нужна особенная осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью. Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.
(Свт. Григорий Богослов)"






  "Не будем доверять тишине житейского моря: тишина эта — обманчива; море изменчиво. Не позволим себе предаться беспечности: корабль неожиданно может попасть на мель или удариться о неприметный подводный камень, покрытый нежною струйкою, — удариться, и получить жестокое повреждение. Иногда набежит ничтожное, по-видимому, облачко: внезапно начинает извергать из себя вихри, громы, молнию, и закипело притворно-тихое море опасною бурею. Преисполнена жизнь наша скорбей, превратностей, искушений.
  Наветует нас ум наш: этот путеводитель нередко сам сбивается с пути, и всю жизнь нашу увлекает за собою в заблуждение. Наветует нас сердце наше, склоняясь к исполнению своих, собственных внушений, устраняясь от исполнения воли Божией. Наветует нас грех: и тот грех который насажден в нас падением; и тот, который действует на нас из окружающих нас отвсюду соблазнов. Наветует нас мир, служащий суете и тлению, усиливающийся склонить всех к этому служению, и при посредстве ласкательства, и при посредстве гонения. Наветуют нас враги — падшие духи; наветуют нас обладаемые ими, поработившиеся им человеки. Часто самые друзья произвольно и невольно соделываются нашими наветниками. Господь заповедал нам непрестанно бодрствовать над собою, упражняясь в добродетелях, ограждаясь от греха Словом Божиим, молитвою, верою, смирением.
  Все мы ходим по зыбким волнам житейского моря, колеблемого и возмущаемого различными превратностями. Все мы ходим по волнам житейского моря, идем по ним к вратам смерти, на суд Божий. Какая неверная стихия под ногами нашими! Мы не можем знать, что случится с нами чрез кратчайшее время. Самые сильные превращения в жизни нашей совершаются неожиданно, внезапно. Не одна смерть подкрадывается, как тать: подкрадываются так почти все напасти. Наветуется, обуревается море сильными ветрами, восстающими с разных сторон по недоведомой причине; и жизнь наша подвержена многообразным нападениям от лукавых духов и водимых ими человеков; подвергаемся многообразным напастям по неожиданным случаям, по какому-то загадочному стечению обстоятельств. Невозможно предвидеть и предузнать, что придумает злоба, что послужит поводом и средством к напасти, откуда возникнет искушение.
  Невозможно не подвергаться большим или меньшим уклонениям, и по немощи нашей, и по ограниченности, и по повреждению естества грехом, и по злохитрости наших невидимых врагов, и по умножившимся до бесконечности соблазнам. Не долго нам потрудиться! недолго пострадать в борьбе с собою! Скоро настанет час смертный, который исторгнет нас из томления борьбы и из опасности впадать в согрешения. О! когда бы в этот час, во вратах вечности, мы узрели распростертыми к себе объятия Отца Небесного, и услышали Его утешительный глас: Добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. До этого часа будем подвизаться мужественно, никак не доверяя плоти нашей, не доверяя нашему бесстрастию, ни мнимому, ни истинному.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 

 
"К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. 
(Прп. Амвросий Оптинский)"


 



"Если желаем безопасно пройти предлежащий путь жизни, представить Христу и душу и тело свободными от постыдных язв и получить победные венцы, то должны мы обращать всюду бодрственные душевные очи, на все приятное смотреть подозрительно, без замедления пробегать мимо и ни к чему не прилепляться мыслью; хотя бы казалось, что золото лежит рассыпано кучами и готово перейти в руки желающим... хотя бы земля произращала наслаждения всякого рода и предлагала многоценные кровы.
(Свт. Василий Великий)"


 



"Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. — «Ну нет, не добрый,» — отвечал ему старец. — «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом».
(Свт. Феофан Затворник)"

 




"Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести; никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих.
(Авва Исаия)"







 Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти.
(Прп. Ефрем Сирин)"





 

"Если нет сокрушения и умиления, должно подозревать - нет ли тщеславия?
(Свт. Филарет Московский)"

 



"Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства.
(Прп. Антоний Великий)"

















   Подозрительность/недоверчивость/осторожность добрая противостоит подозрительности неправильной...
   Как и у любого другого порока, у подозрительности правильной имеется её мать/причина - неиспорченная до грехопадения прародителей (поверивших коварному змею) исходная добродетель доверчивости доброй/рассудительной...
  Ведь и доверчивость (вспомним наивных/неискушённых прародителей) может быть вредной/злой/неправильной, если она исходит из безрассудства иили ненависти (хотя бы и неосознанной), из комплекса неполноценности, из страха человеческого, из человекоугодия и пр., и пр.  ... 
  Причина осторожности доброй - любовь и рассудительность...
  Поскольку между следствиями и причинами в духовном мире существует взаимосвязанность/взаимовлияние, то ценность/полезность доброй подозрительности в том и заключается, что культивируя её (посильно упражняясь в ней) человек тем самым развивает в себе и эти самые важные добродетели - любовь и рассудительность...
  Недоверчивость правильную трудно переоценить во времена, когда зло присутствует везде, всегда и во всех своих проявлениях (лицемерии, коварстве, жестокосердии, хамстве и пр., и пр.) - она крайне необходима для христианина в его отношениях в мире сем, чтобы не заразиться его мерзостями/не впасть в его искушения (она подобно как спецодежде/спецобуви/спецсредствам воина химзащиты)... 

  Подозрительность правильная выражается в народной поговорке: "Доверяй, но проверяй" - т. е. предполагая наличие добра и в ближнем, и в окружающих обстоятельствах , и также и в самом себе, тем не менее, всё же осуществлять все меры предосторожности/профилактики, необходимые для того, чтобы предотвратить возможное впадение в искушение и максимально способствовать преодолению его (искушения)... 
  Добрая осторожность практиковалась в церкви ещё с апостольских времён...
  К Крещению, напр., допускались только люди, прошедшие длительный (до нескольких лет) период оглашения - и только по рекомендации/поричительстве двух восприемников...
  К выбору клириков и епископов отношение/внимание тоже было очень строгим и скрупулёзным (об этом свидетельствуют апостольские послания) - и к внутреннему состоянию кандидатов, и к их внешней/семейной/бытовой/хозяйственной деятельности (кандидатуры рассматривались, ч. н. - под лупой)...
  В наши времена таких высоких проверок/требований в церкви уже не осталось, но, тем не менее, в той или степени и в наше время некоторая осторожность всё же ещё имеет место быть...
  До сих пор в монастырях трудники, послушники и иноки проходят некоторые проверки временем и искушениями, прежде чем им будет позволено братией и настоятелем совершить движение по лестнице монастырской жизни/"карьеры"...
  В некоторых приходах организуются катехизаторские курсы для оглашаемых - хоть какая-то, хоть и не повсеместная, пусть только и внешняя, но всё же некоторая работа в этом направлении существует...
  Хотя, конечно же, тенденция к уменьшению правильной подозрительности (с одновременной тенденцией к усилению обмирщения) в церкви непрестанно происходила, происходит и будет происходить дальше (как и пророчествовали Христос, св. апостолы, св. отцы и пророки о последних временах)...
  Любой воцерковлённый человек в любой храмовой общине может ясно/определённо и постоянно видеть все соответствующие признаки/свидетельства/доказательства этому своими собственными глазами...

  Возрастает же человек в подозрительности доброй покаянием в подозрительности злой и в безрассудстве, благоразумным упражнением в осторожности правильной, православным образованием (помогающим приобрести рассудительность) и жизнью по всем остальным заповедям Христовым, способствующей развитию/укреплению в нём премудрости и любви...  

 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:  
  http://www.alexey-osipov.ru/







                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (04 Фев 17)
Просмотров: 112

Поиск