"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Покаяние
 
  - радование Христа исполнением Его первой/фундаментальной) заповеди...




 
 
 
  "30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться
  (Деян. 17)"
  "18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
  (Деян. 11)"
  "19 Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению,
  20 но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.
  (Деян. 26)"
  "16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!
  (Ин. 20)"
  "1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
  2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
  3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
  4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
  5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
  (Лк. 13)"
  "9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
  10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
  11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
  12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
  13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
  (Мф. 9)"
  "20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
  21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
  22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
  23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
  24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
  (Мф. 11)"
  "15 Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов. 
  (Сир. 44)
  "10 Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, 
  11 и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, 
  12 те познают Меня по смерти в мучении. 
  (3 Ез. 9)"
  "9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 
  (2 Петр. 3)"





 
 

  "Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан Богом.Согрешившему нельзя избежать возмездия иначе, как покаянием, соответствующим согрешению. Если кто впадет в какое-либо согрешение, и не будет [сердечно] скорбеть об этом, то легко опять впадет в ту же сеть. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Бог очистит прегрешения твои, если сам ты всегда будешь недоволен собой и будешь изменяться, пока не достигнешь совершенства» (Блж. Августин)"
  "Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, - это знак того, что он не очистился от причины этого греха, от которой, как от корня, опять прорастают побеги» (Свт. Василий Великий)"
   "Не говори: «я много согрешил, и потому не смею припасть к Богу». Не отчаивайся: только не умножай грехов отныне, и, с помощью Всемилостивого, не будешь постыжен. Ибо Он сказал: "приходящего ко Мне не изгоню вон". Итак, дерзай и верь, что Он чист, и очистит приближающегося к Нему. Если хочешь совершить истинное покаяние, то покажи его делом. Если каешься в гордости, покажи смирение; если в пьянстве, покажи трезвость; если в блуде, покажи чистоту жизни. Ибо сказано: уклонись от зла и сотвори благо» (Свт. Геннадий Константинопольский)"
  "Один человек все грешил и каялся - и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: "Он мой". Господь же говорит: "Нет, он каялся". "Да ведь хоть и каялся, опять согрешал", - продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: "Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием?"» (Прп. Амвросий Оптинский)"
  "Кто ненавидит свои грехи, тот перестает грешить; и кто исповедует их, тот получит отпущение. Невозможно человеку оставить привычку грешить, если не приобретет прежде вражды ко греху, и невозможно получить отпущение греха, прежде исповедания прегрешений. Ибо исповедание согрешений бывает причиной истинного смирения» (Прп. Исаак Сирин)" 
  "Желаю вам пройти земную жизнь не для телесной, а для вечной блаженной жизни. Кто служит падшему мертвому дьяволу, тот становится мертвецом. А кто служит безсмертному вечному Богу — тот сам становится вечным. Сейчас корабль тонет, а вы в каютах хотите устроиться поудобнее. Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божьи. О том, что нас ждет тяжелое время: «Не бойтесь, со Христом и мучение не будет больно!.. И Господь даст крепость, силы перенести страдания. Ко мне приходят люди для исцеления, а я им всегда говорю слова св. Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия, остальное все приложится вам». (Прп. Иероним Санаксарский)"
   "А мы все тайно на свою праведность уповаем, а её нет, и мы болеем отчаянием. Сокрушить же самость нашу и гордыню сами мы не можем, вот и помогает нам в этом Господь. Не унывай, но кайся и радуйся. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Будем исполнять должное по силам нашим, и великая сила Господа нашего Иисуса Христа поможет смирению нашему. Он ведает, что человек окаянен, и потому даровал ему покаяние на все время земной жизни его. И действует на нас могущественное и спасительное покаяние до последнего издыхания нашего. (Авва Исаия)"

 

"Посему Бог положил и среди сего рая, т. е. посреди сонма верующих, или посреди Церкви, спасительное древо покаяния, чтоб те, которые, по своему нерадению впадая в грехи, испадают из жизни вечной, опять посредством покаяния возвращались к сей жизни, ещё в светлейшей и блистательнейшей славе. Ибо если б не благоволил устроить сие для нас человеколюбивый Бог, не благоволил, т .е. даровать нам покаяние, то не спасся бы ни один человек. Оставим же всякую другую заботу и одно восприимем попечение о том, чтоб достодолжно каяться, сколько достанет у нас сил на то, да сподобимся и настоящих, и будущих благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки веков. Доброе дело - покаяние и велика польза, бывающая от него. Ведал сие Господь наш Иисус Христос Бог, всяческая провидящий, и сказал: покайтеся, приближибося царствие небесное. Желаете ли и вы научиться и познать, что без покаяния нам невозможно спастись? Покаяние же я разумею такое, которое бывает от всей души и от всего сердца.
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 26-е)"

 
 
 
 
 
"Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежаниями на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить свои согрешения гораздо более лёгким способом - непамятованием зла и покаянием. Божество бесстрастно и, наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, как люди, но по промыслу и великому человеколюбию. Потому надо иметь большое дерзновение и уповать на силу покаяния. Трепещи грешник, грядущего суда, со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слёзы.
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 

 
 
"Наш Спаситель – Господь. Никакой человек не может спасти ни себя, ни других. Всех спасает Господь Иисус Христос, Спаситель мира, если сознаем свою гибель и обратимся к Нему с молитвой о спасении. Никогда никому Господь не отказывал в прощении, помощи и спасении, только нужно самому действительно почувствовать опасность своего положения, состояния гибели, т. е. осознать, что погибаем во грехах, что недостойны не только Царствия Божия, но недостойны даже и молиться. Если с таким сознанием человек будет обращаться к Богу с молитвой о помиловании и спасении, то такой человек получит спасение. Путь ко спасению – через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния.
(Игум. Никон (Воробьёв))"


 
 
 

"Господи, все народы - создание рук Твоих,- обрати их от вражды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь. Господь много любит кающегося грешника и милостиво прижимает его к Своей груди: "Где был ты, чадо Мое? Я давно жду тебя". Господь всех зовет к Себе голосом Евангелия, и голос Его слышен во всей вселенной: "Придите ко Мне, овцы Мои. Я создал вас, и люблю вас. Любовь Моя к вам свела Меня на землю, и Я все претерпел ради вашего спасения, и хочу, чтобы вы познали Мою любовь и сказали, подобно апостолам на Фаворе: "Господи, хорошо нам с Тобою". 
  Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями. 
(Прп. Силуан Афонский)"
 

 

"Смирение и рождающееся из него покаяние — единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние - единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами. Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, и не терпят обличения и позора.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 
 
  

ПОСЛАНИЕ АНТОНИЯ, ОТШЕЛЬНИКА И ГЛАВЫ ОТШЕЛЬНИКОВ, БРАТИЯМ, ОБИТАЮЩИМ ПОВСЮДУ

  I. Прежде всего — мир — любви вашей о Господе!
  Я думаю, братия, что души, которые влекутся к любви Божией, бывают трех родов, мужчины это или женщины.
  Есть такие, кто призваны законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, — ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию. Он — образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания.
  Второе призвание таково. Есть люди, которые слышат писаный Закон, свидетельствующий им о муках и страданиях, уготованных для нечестивых, и об обетованиях для тех, кто ходит достойно в страхе Божием; и свидетельство писаного Закона побуждает мысль их искать, каким образом возможно войти в призвание, как об этом свидетельствует Давид, говоря: Закон Господень непорочен, обращая душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. И в другом месте: Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы; и многое еще, чего мы здесь не можем привести.
  Третье призвание таково. Есть души, которые вначале были жестокосердны и закоснели в делах греха; и вот, Всеблагой Бог по милости Своей посылает таким душам очищение скорбей, пока они не умягчатся и не придут в чувство, и обратятся, и приблизятся, и войдут в знание, и покаются от всего сердца, и они тоже обретут истинный образ жизни, как и те, другие, о ком мы уже сказали.
  Вот три расположения, которыми души приходят к покаянию, пока они не достигнут благодати и призвания Сына Божия.
  Итак, относительно тех, кто вошли в покаяние всем сердцем и сделались вопреки всем досаждениям плоти мужественными воителями в битве, которая поднимается против них, пока не одолеют, — я думаю, прежде всего, Дух призывает их и облегчает им битву, и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться в душе и теле, пока не научит, как обратиться к Господу, сотворившему их. И Он сообщает им дела, которыми они могли бы утеснять душу и тело, чтобы и душа, и тело очистились и вместе вошли в свое наследство.
  Вначале тело очищается многим пощением, бдением и молитвами, и служением, которое укрепляет человека телесно, отсекая всякую плотскую похоть. И дух покаяния становится руководителем его в этих вещах и испытывает его ими, чтобы враг не смог вернуться назад.
  Затем Дух — водитель начинает открывать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает различать между телом и душой, и начинает учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом, ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их. И он отделяет нас от плодов плоти, которые смешались с каждым членом тела нашего с первого прегрешения, и приводит все члены тела к их первоначальному состоянию, которое не имело ничего от нечистого духа. И тело приводится в подчинение уму, поучаясь у Духа. Как апостол Павел говорит: Но умерщвляю тело мое и порабощаю. Ибо ум очищает его от еды и сна, одним словом, от всех его движений, и собственной чистотой очищает он тело даже от естественного извержения семени.
  И есть, я думаю, три рода движений в теле. Есть движение, вложенное в тело природой, насажденное в нем при первом творении; однако оно не действенно, если душа того не хочет и обнаруживает свое присутствие в теле бесстрастно. И есть другое движение, когда человек насыщает тело пищей и питьем, и жар крови от преизбытка насыщения поднимает брань в теле, по причине нашей алчности. Потому апостол и сказал: И не упивайтеся вином, в немже есть блуд. И Господь предупреждал учеников Своих: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пианством» или услаждениями. В особенности же те, кто ищет достичь меры чистоты, должны повторять: Но умерщвляю тело мое и порабощаю. И есть третье движение, происходящее от злых духов, которые искушают нас из зависти и стараются сбить с пути всех, кто встал на путь чистоты.
  Так вот, возлюбленные мои дети, в трех этих родах движения, если душа не дает себе послабления и упорствует в свидетельстве, которое Дух рождает в уме, тогда и душа, и тело очищаются от немощи такого рода. Но если в отношении трех этих движений ум пренебрегает свидетельством, которое Дух вынашивает в нем, злые духи берут над ним верх, и сеют в теле все страсти, и возбуждают, и поднимают сильную брань против него; так что душа становится усталой и недужной, и плачет и ищет, откуда бы пришла ей помощь, и кается, и подчиняется велениям Духа, и исцеляется. Затем утверждается она в том, чтобы покой свой положить в Господе, и что Он — ее мир.
  Все эти вещи я сказал вам, возлюбленные, чтобы знали вы, как требуется от человека приносить покаяние в теле и в душе и очищать их, и тело, и душу. И если ум одолеет в этом состязании, он будет молиться в Духе и начнет изгонять из тела душевные страсти, которые вошли в него по его собственной воле. И тогда Дух устанавливает с умом дружеское сотрудничество, поскольку ум хранит повеления, которые Дух сообщил ему.
  И Дух научает ум, как врачевать все душевные раны и очищаться от всего того, что смешано с членами тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах.
  Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием — языком, была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, то обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». И в другом месте он говорит: «Язык — небольшой член, но оскверняет все тело», — и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства». И в другом месте он говорит: Язык мудрых врачует, и много еще.
  И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя произволу ума. Но теперь Дух поучает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук моих будет жертвой вечерней», и в другом месте: Рука прилежных обогащает.
  После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания действенны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида:Гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядах. И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказанное Павлом: Итак, едите ли, пьете ли… все делайте во славу Божию.
  Затем в отношении плотского вожделения, которое располагается ниже чрева, ум получает поучение Духа и различает три рода движений, о которых мы говорили выше, и упорствует в их очищении, и Дух помогает и укрепляет его; и все эти движения укрощаются силой Духа, который устанавливает мир во всем теле и отсекает от него все страсти. Об этом говорит апостол Павел:Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и прочее.
  И после того и ногам подает Он очищение. Некогда они ступали не право, не в согласии с Богом; но теперь ум, собранный под властью Духа, очищает их, чтобы они ступали по Его воле, ходя и служа в добрых делах, так, чтобы и все тело изменилось и обновилось, и было в послушании Духу. И думаю я, что когда все тело очистилось и приняло полноту Духа, оно обрело некую часть того духовного тела, которое получит в воскресение праведников.
  Все это сказал я вам о том, что касается недугов души, которые примешаны к членам телесной природы, в которых душа движется и действует; и таким путем она, душа, делается проводником для злых духов, которые через нее входят и действуют в членах тела. Но я говорил, что у души есть еще и недуги нетелесные; теперь покажем их. Гордость — недуг души не телесный, а также тщеславие, зависть, ненависть, нетерпение, леность и другое. Но если душа предаст себя Господу от всего сердца, Господь помилует ее и подаст ей дух покаяния, который будет свидетельствовать ей о каждом грехе, и больше они не приблизятся к ней; и Он покажет ей тех, кто восстают на нее и хотят не дать ей отделиться от них, ведя тяжкую битву, чтобы не могла она пребывать в покаянии. Но если она выстоит и будет послушна Духу, поучающему ее покаянию, Творец не помедлит снизойти к ее изнеможению в покаянии и, видя ее в телесных трудах, многих молениях, и постах, и сокрушении, и в поучении словам Божиим, в отречении от мира, в смирении и слезах, и упорствовании в сокрушении, — тогда милосердный Бог, видя труды ее и послушание, смилуется над ней и спасет её.
(Прп. Антоний Великий)"

 


 
  "Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение по немощи своей или по худонравию своему (имеются грехи простительные: недолжное слово сорвалось, рассердиться пришлось, мысль худая промелькнула, желание недолжное поднималось и подобное), не малодушествуй и не мятись попусту без толку. Первое, что нужно,- не останавливайся на себе, не говори: как я такой потерпел это и допустил?! Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и, воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: "Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного". И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: "Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы еще в худшее что".
  Однако ж, сознаваясь так и таким себя чувствуя, поопасись допустить беспечную и поблажливую мысль, что поелику ты таков, то будто право некое имеешь делать что-либо неподобающее. Нет, несмотря на то, что ты немощен и худонравен, все неподобающее, делаемое тобой, вменяется тебе в вину. Ибо все, происходящее от тебя, произволением одаренного, произволению твоему принадлежит, и как доброе бывает тебе в одобрение, так худое в охуждение. Потому, осознав себя худым вообще, осознай вместе и виновным в том худом, в которое впал в настоящий час. Осуди себя и укори, и притом себя одного, не озирайся по сторонам, ища, на кого бы свалить вину свою. Ни люди окружающие, ни стечение обстоятельств не виноваты в грехе твоем. Виновато одно злое произволение твое. Себя и укоряй.
  Однако ж не будь похож и на тех, которые говорят: "Да, я это сделал, и что ж такого?" Нет, после осознания и самоукорения, поставив себя пред лицом неумытной правды Божией, поспеши возгреть и покаянные чувства, сокрушение и болезнование о грехе не столько по причине унижения себя грехом, сколько по причине оскорбления им Бога, столько милостей тебе лично явившего: в призвании тебя к покаянию, в отпущении прежних грехов, в допущении ко благодати Таинств, в хранении тебя на добром пути и руководстве по нему.
  Чем глубже сокрушение, тем лучше. Но как бы ни было сильно сокрушение, и тени не допускай нечаяния помилования. Помилование уже совсем готово, и рукописание всех грехов разодрано на кресте. Ожидается только раскаяние и сокрушение каждого, чтоб и ему присвоить силу крестного заглаждения грехов всего мира. С сим упованием пади ниц душою и телом и вопи: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,- и не переставай вопить, пока не восчувствуешь себя виновным-милуемым, так чтоб вина и милование слились в одно чувство.
  Эта благодать нисходит наконец на всякого кающегося. Но ему сопутствовать должна решимость, обетом скрепленная, не поблажать себе потом, а строго блюсти и охранять себя от всяких падений, не только больших, но и малых, с присовокуплением усердной молитвы о благодатной к тому помощи. После столь близкого опыта неблагонадежности своих сил и усилий сами собой пойдут из сердца воздыхания: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И Дух Твой благий да наставит меня на землю праву.
  Все сие - самоосуждение, сокрушение, уповательную молитву о помиловании, воодушевительное решение блюстись впредь и молитву о благодатной к тому помощи - должно тебе проходить внутри всякий раз, как погрешишь оком, слухом, языком, мыслью, чувством; и на мгновение одно не оставляй в сердце греха неисповеданным Господу и не очищенным пред Ним сердечным покаянием. Опять падешь - и опять то же сделай, и хотя бы тебе многократно пришлось погрешить, столько же раз и очищай себя пред Господом. Вечером же, если есть возможность, перескажи все духовному отцу своему, а когда нельзя в тот же вечер, перескажи при случае. Такое исповедание или откровение всего духовному отцу есть самое благотворное действие в деле нашей духовной брани.
  Ничто так не поражает врага-душегубца и не разоряет козни его, как такой образ действования. Потому он всячески усиливается препятствовать ему и внутренне, и внешне: внутренне - мыслями и чувствами, а внешне - напущением разных встреч и случайностей. Какие именно эти препоны, сам увидишь, когда возьмешься за дело. Об одном только помяну: враг усиленно старается внушить не тотчас, как замечено прегрешение, приступать к делу внутреннего себя от него очищения, а подождать немножко, не день и не час, а немножко. Но только согласись на это, он подставит другой грех, после греха языком грех оком и еще каким чувством, а этого греха очищение поневоле уже отложишь, потому что надо прежде очистить предыдущий. И пойдет, таким образом, отлагание на целый день, и грех за грехом наполнит душу. Вечером, до коего обычно откладывается дело покаянного себя очищения, ничего не видно в душе определенного - там шум и смятение, и мрак от множества допущенных падений. Душа похожа на очи, пылью набитые, или на воду, помутившуюся от множества нападшего туда сора. Как ничего не видно, то дело покаяния совсем оставляется, но вместе с тем и душа оставляется мутной и смятенной. От этого молитва вечерняя бывает неисправна, а далее и сны нехороши. Так никогда ни на одно мгновение не отлагай внутреннего очищения, как только осознаешь за собой что неисправное.
  Второе, что внушает при этом враг, есть не сказывать духовному отцу случившегося. Не слушай и наперекор ему открывай все, ибо сколь много благ от сего открывания, столь же, или даже больше, зла от скрывания того, что бывает в нас и с нами.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 
 

 

"Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.
(Прп. Иоанн Лествичник)"

 

 











 
 
 
  Покаяние - не только первая, но и важнейшая заповедь Христова...  
  По гречески покаяние звучит как "метанойя", что означает обращение человека - перемена его ума/духа/мировоззрения, всего образа его порочной/грешной/злой/вредной жизни (как внутренней - на уровне помыслов, так и внешней/телесной) на жизнь добрую/полезную по заповедям Христовым... 
  Покаяние - необходимое и достаточное условие обретения человеком Царства Небесного еще и здесь, на земле - т. е. необходимое и достаточное условие его воЦерковления (не путать с воцерковлением)... 
  Без покаяния человеку невозможно войти в Царство Небесное (даже если он всю свою жизнь провел в монастыре или занимает должность Первоиерарха/Патриарха - т. е. является членом церкви)... 
  Без покаяния никакой человек не может являться христианином по определению, подобно тому, как не выучивший алфавит, не может читать... 
  Как человек неграмотный, листая книгу и рассматривая картинки, считает себя читающим ее, так же и человек не кающийся считает себя христианином, мнимо исполняя хотя бы и все заповеди Христовы... 
  Как спящему человеку во время сновидения кажется, что все происходит наяву, так же и человеку некающемуся мнится, что он стяжал Царство Небесное, как бы реально пребывая в благодатном состоянии соединения с Церковью Христовой...
  Только через покаяние человек может уменьшаясь во зле и избавляясь от него, обретать добро и, возрастая в нём и приближаясь к Иисусу, соединяться с Ним ещё здесь, на земле - спасаться...
  Только через покаяние человек может соединившись с Христом и обретя Царство Небесное во время своей земной жизни, войти в Него и после своей телесной смерти - Спастись...
  Что же это такое - покаяние?...
  Покаяние – суть совокупность: четырех первых, строго следующих друг за другом, заповедей Христовых о блаженстве и Его заповеди о самоукорении... 
  Никто не строит дом на песке - такой дом рухнет... 
  Дом строят на фундаменте... 
  Никто не начинает строительство дома с крыши - это безумие... 
  Дом - душа христианина... 
  Строительство дома - жизнь по заповедям Христовым... 
  Фундамент - покаяние... 
  Если из-под построенного уже дома убрать фундамент - такой дом рухнет...
  Покаяние должно не только обязательно предварять воцерковление человека, но и непрестанно сопутствовать всей земной жизни христианина... 
  Все заповеди Христовы нераздельны и каждая из них является необходимым условием спасения человека... 
  Если человеком не исполняется хотя бы и одна из заповедей Христовых, то бесполезно для него и исполнение всех остальных, т. к. человек так и не обретет преподобия - своей способности к бесконечному блаженству через соединение с Богом (замыслу Иисусову о себе), имея тот или иной порок... 
  Что же делать человеку, если им не исполняются (а это истина) все заповеди Христовы, или если и исполняются, но (и это тоже истина) недостаточно чисто (неисправно)?...
                                               КАЯТЬСЯ...   
  Из каких же конкретно компонентов состоит покаяние христианина?...
  1 - Из желания видеть имеющееся в себе реальное зло и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы, обращенной ко Христу о подаянии этого желания... 
  Из самого видения реального зла в себе ("духовной нищеты") и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы ко Христу о подаянии этого видения...
  Начинается покаяние в человеке с видения/осознания первичного зла - с отсутствия желания видеть в себе имеющееся реальное зло с одной стороны и с видения наличия желания видеть в себе мнимое (якобы имеющееся в нём) добро, с другой стороны... 
  Человек видит, что реальное зло он в себе, как правило, не видит/не хочет видеть, но видит/хочет видеть, как правило, лишь мнимое добро и также он видит, что это его вполне устраивает - что он стремится к такой прелестной/ложной/неистинной/мечтательной ситуации (к такому мнимо доброму/полезному/хорошему состоянию)... 
  Т. е. покаяние есть видение и принятие/исповедание истины (жизнь в соответствии с нею) - оно с этого и начинается, и этим же заканчивается...
  Чем полнее/шире/глубже/больше исповедаемая человеком истина (и правда, которая является неотъемлемой частью истины), тем полнее и покаяние человека (т. е. тщательнее исполнение заповедей Христовых - ревностнее жизнь по ним)...
  2 - Из желания иметь скорбь от видения зла в себе и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы ко Христу о подаянии этого желания... 
  Из скорби от видения зла в себе ("плача") и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы ко Христу о подаянии этой скорби...
  3 - Из желания терпеть эту скорбь и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы, обращенной ко Христу о подаянии этого желания... 
  Из терпения этой скорби ("кротости" или мученичества) и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы ко Христу о подаянии этого терпения...
  4 - Из желания иметь отвращение (ненависть) ко злу и добролюбия ("алчбы и жажды правды") и предваряющей/сопутствующей/последующей просьбы ко Христу о подаянии этого желания... 
  Из наличия ненависти ко злу и потребности в добре и просьбы, обращенной ко Христу о подаянии ненависти ко злу и подаянии добролюбия... 
  5 - Непрестанное самоукорение человека как в отсутствии у него каких–либо компонентов покаяния вообще, так и в недостаточной степени (неисправности) имеющихся, с непрестанными же просьбами ко Христу о соответствующем прощении... 
   Совершенно ясно, что в соответствии с заповедью, покаяние неотделимо и от чувства непрестанной благодарности, устремлённой ко Христу за Его непрестанную же помощь/милость в покаянии, т. к. любая заповедь Иисусова (любое добро) может исполняться человеком только по благодати Божией... 
  Покаяние неотделимо и от непрестанных радости, и от всегдашней благодарности, т. к. через покаяние человек обретает и спасение (приближение к Спасителю/соединение с Христом), и Спасение - бесконечные обожение и блаженство в Царстве Небесном/в Церкви по исходу души из тела...
  Каждому христианину (по определению) крайне необходимо непрестанно и усердно каяться истинно (полно), а не ложно (фрагментарно/ущербно/порочно) до самого конца этой его мимолетной земной жизни...
  Освободиться от зла (уменьшиться в нем) человеку возможно, только если в нем возникнет ненависть (отвращение) ко злу, а приобрести добро (возрасти в нем) человеку возможно, только если в нем возникнет потребность в добре (стремление к добру, т. е. добролюбие)...  
  Человеку крайне необходимо непрестанно и усердно каяться  до самого конца этой его мимолетной земной жизни... 
  А что же делать человеку, если (а это истина) у него плохо получается каяться?... 
  Каяться в плохом (неисправном, недостаточном) покаянии (см. 5 пункт), стараться непрестанно, по мере сил упражняться как в самом покаянии, так и во всех остальных заповедях Христовых, неотделимых друг от друга... 
  Когда мы говорим о пяти заповедях, из которых состоит покаяние, то мы это делаем весьма условно, т. к. все Христовы заповеди нераздельны и связаны между собою... 
  Например, молитва пронизывает все покаяние насквозь как нить нанизывает на себя бусинки (итого - шесть заповедей)... 
  А не является ли покаяние одновременно и бодрствованием (трезвением, умным деланием)?... 
  Является (итого - семь заповедей)... 
  А не является ли покаяние необходимым и достаточным условием спасения человека - стратегической заповеди/цели христианина?... 
  Является (итого - восемь заповедей)... 
  Спасение христианина - образ Будущего Века (Восьмого Дня), Совершенной Церкви, когда вся разумная тварь соединится со Святой Троицей во Христе... 
  А отделимо ли покаяние от какой-нибудь другой заповеди Христовой?... 
  Нет...
  Итого - бесконечность в любви, полнота которой как раз и выражается прежде всего в исполнении всех заповедей Христовых, первая из которых покаяние...
  Исполнение любой заповеди Иисусовой и покаяние - и неслитны, и нераздельны...
  Мы не пишем о неразлучности покаяния с остальными заповедями, потому что в Будущем Веке покаяния не будет (так же как и надежды, и веры, и пр. добродетелей)... 
  В Будущем Веке (в Совершенной Церкви) будет пребывать только любовь - как провозгласил св. ап. Павел...
  Из вышеизложенного понятно, что и покаяние (во всех его составляющих/компонентах), и молитва (устремлённость внимания ко Христу) неотделимы друг от друга (взаимопроникают друг в друга/пронизывают друг друга)...
  Если отсутствует молитва, то отсутствует и покаяние (и наоборот - если присутствует покаяние, то присутствует и молитва)... 
  Раскаяние - суть совокупность только видения в себе зла и скорбь от этого видения...
  Раскаяние (пример Иуды Искариотского в Евангелии от Матфея) суть лишь некий фрагмент (мерзкий выкидыш - "недоносок", скверная пародия, гнусная имитация) покаяния, исключающий Христа и являющийся характерным проявлением гордости, её же и культивирующим...
  Христос особо предупреждал, что неверный в малом (неисполняющий хотя бы и одну малую Его заповедь) неверен и во многом/во всём остальном (не может исполнить и всех остальных заповедей Иисусовых) по причине их неслитной нераздельности/соединённости - погибает...
  Раскаяние не является даже и большей частью покаяния - она его меньшая часть...
  Поэтому только раскаявшийся, но не делающий остального в покаянии - неверен, не кается истинно/полно, не исполняет (не может исполнить) истинно/правильно и всего остального, не входит (не может войти) в приблизившееся Царство Небесное/Божие (не воЦерковляется) - погибает...

  "16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. 
  (Прит. 24)"

"Так и дивный Моисей, когда увидел изначально, что принадлежащее Закону находится в небрежении, хотя и слаб был, приказал камнем побивать того, кто в субботу греховно собирает хворост. Так Бог повелел написать — преступление осуждаемо и о великом и о малом. Как сказал Господь: «Если кто выполнит и весь Закон, но согрешит об одном, то будет повинен всему». Не губит он всю свою добродетель, ибо так подобает думать тем, кто неправедно и плохо мыслит о Божием праведном суде, но думается, что повинен всему тот, кто отнимает что–то от добродетели.
(Прп. Антоний Великий)"

 
 


 
  "3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
  4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
  (Мф. 27)"
 
  Христос особо отмечал, что Он пришел призвать не к праведников, а грешников к покаянию...
  Иисус ясно дал понять, что во враче могут нуждаться только больные, а не здоровые...
  Одна из основных православных истин утверждает, что в результате грехопадения прародителей, абсолютно все люди поражены страстностью (порочностью) и вытекающими из нее тленностью (распадом телесного естества - старением) и смертностью...
  Абсолютно все люди в результате первородного греха, в той или иной степени являются больными порочностью и немощью (слабой собственной, природной способностью исполнять заповеди Христовы)...
  Абсолютно все люди в той или иной степени нарушают те или иные заповеди Иисусовы (т. е. являются грешниками)...
  Абсолютно здоровым и праведным (и то только в душевном и духовном планах) после первозданных Адама и Евы, был лишь Господь Иисус Христос ("Един свят - един Господь Иисус Христос")...
  Как же тогда Он упоминает о неких таинственных "здоровых" и "праведниках"?...
  Христос имел ввиду мнимо/лжездоровых и мнимо/лжеправедников...
  "Здоровые" - суть те, кто вольно или невольно не желают видеть в себе и, соответственно, не видят ("слепые", падающие в "яму"/геенну) своих собственных слабостей...
  "Здоровые" - суть те, кто по определению желают видеть в себе только мнимые ими собственные силы и способности исполнять заповеди Божии и, соответственно, мнимо видящие их...
  "Праведники" же - суть те, кто вольно или невольно не желают видеть в себе и, соответственно, не видят своего собственного зла (напр., порочности)... 
  "Праведники" - суть те, кто по определению желают видеть в себе только мнимую ими собственную праведность (напр., добродетели) и, соответственно, мнимо видящие ее...
  "Здоровые" и "праведники" - суть люди, которые вольно или невольно не в состоянии покаяться...
  Ибо только немощный и грешный способен обратиться к Источнику Силы и Добра - Христу...
  Только увидевший свою погибель в немощи ("больной") и в грехе ("грешник") может устремиться к Спасителю - Врачу Богу...
 
  "7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
  (Лк. 15)"
 
  Христос пришел ко всем людям как Спаситель...
  Его слова о том, что Он не пришел к праведникам - фигура речи, свидетельствующая лишь о том, что не кающиеся люди сами отвергают Христа (хотя бы и только внутреннее, а не внешне) за ненадобностью в силу своей мнимой ("мнения") самодостаточности в добре (гордости)...
  Эти слова Господа еще раз делают акцент на важности покаяния в деле спасения каждого человека, т. к. прямо показывают как соединенность с Христом (спасение) кающихся, так и разобщенность с Иисусом (погибель) не кающихся... 
  Поскольку покаяние является соборной добродетелью, то оно противостоит и соборному же пороку антипокаяния (слепота духовная+смех+сластолюбие+злолюбие+самооправдание+забвение+стужевание+погибель+неблагодарность+печаль и т. д.) - достойного названия которому мы не можем придумать, поскольку не нашли благозвучного синонима ни у св. отцов, ни в мирской литературе...
  Будем очень рады, если кто-нибудь из наших читателей пришлёт нам свою версию названия порока антипокаяния через раздел "Задать вопрос"... 
  И в заключении нам хочется в очередной раз отметить всегдашнюю парадоксальность христианства, проявляющуюся в сочетании несочетаемого, когда строгая последовательность заповедей, из которых состоит покаяние, необъяснимо сочетается с их обязательным же взаимным соединением...
  Ну не чудо ли Божие...

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава свт. Игнатия Брянчанинова, Слова 65-е, 66-е, 67-е, 69-е, 75-е и 78-е прп. Симеона Нового Богослова, "О покаянии" прп. Ефрема Сирина, свт. Григория Богослова, блаж. Августина, прп. Исаака Сирина, прп. Максима Исповедника, гимн покаянию и Святому Духу прп. Симеона Нового Богослова, прп. Максима Грека с сайта Святоотеческое наследие, статья свят. Иоанна (Максимовича), статьи протоиер. Димитрия Смирнова, игум. Нектария (Морозова), дьяк. Павла Сержантова, др. авторов с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются:
  www.aosipov.ru 
  http://брянчанинов.рф/public/4/8.shtml#s4
  http://serafimov.narod.ru/temmat/pokaian.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0010
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0084
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0085
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0086
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.g_04_2049
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.a_01_0011
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.a_01_0012
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0062
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0083
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.m_03_0001
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_04_0301
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_04_0306
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xv.m_02_0205
  http://www.pravoslavie.ru/put/69152.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/14/obrashenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/14/oglashenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/pokayanie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/16/raskajanie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/samopoznanie.shtml
  http://www.pravoslavie.ru/put/67036.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/64899.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/62386.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/65484.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/66551.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/68263.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/68945.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/68945.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/68998.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69618.htm
  http://foma.ru/radostnyiy-put-pokayaniya.html
  http://www.foma.ru/sovest-ochishhaetsya-styidom.html
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6073
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=3836
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_15/topic_5671/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_18/topic_5251/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_27/topic_3862/

 

 



                                         
                                             
                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
 
  
 
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (16 Мар 14)
Просмотров: 765

Поиск