"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Послушание


  – радование Христа исполнением воли Божией (выраженной в Его заповедях)…

 



 
 
  "2 Да будет воля твоя яко на небеси и на земли (в духе/душе/теле христианина - от авт.)".
  (Лк. 11)" 
  "35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
  (Лк. 9)"
  "34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
  (Ин. 4)"
  "30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
  (Ин. 5)"
  "38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
  39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
  40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 
  (Ин. 6)"
  "7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
  (Иак. 4)"
  "18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
  19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
  20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
  21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
  22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
  (Мф. 4)"
  "21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
  22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
  23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
  24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
  25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
  26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
  27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
  (Мф. 7)"
  "46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
  47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
  48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
  49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
  50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
  (Мф. 12)"
  "38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
  (Лк. 1)"
  "51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.
  (Лк. 2)"
  "4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
  5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
  6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
  27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
  28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
  (Лк. 5)" 
  "5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
  (Ин. 2)"
  "1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
  2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
  3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
  4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
  5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
  6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
  7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
  (Рим. 13)"
  "17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
  18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
  19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
  20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
  21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
  22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
  23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
  24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
  (1 Кор. 7)"
  "4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: иминиспровергаем замыслы
  5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
  6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
  (2 Кор.10)"
  "Всё, что Я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
  (Втор. 12)"
  "24 И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош (образ страстей и грехов - от авт.) воротами (образ трезвения - от авт.) сего города (Иерусалим как образ души христианина и Церкви/Царства Небесного - от авт.) в день субботний (образ мироотречённости как состояния человека, живущего по заповедям Божиим - от авт.) и чтобы святить (образ мироотречения как процесс - от авт.) субботу, не занимаясь в этот день никакою (мирскою/суетною/земною/преходящею/временною - от авт.) работою (напр., стужеванием - от авт.),
  25 то воротами (через трезвение - от авт.) сего города (в дух/душу/тело христианина - от авт.) будут входить цари (благости - от авт.) и князья (доброделия - от авт.), сидящие на престоле (смирения/кротости - от авт.) Давида, ездящие (основанные - от авт.) на колесницах (покаяния - от авт.) и на конях (молитвы - от авт.), они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима (православные христиане - от авт.), и город сей (Царство Божие - от авт.) будет обитаем вечно.
  (Иер. 17)"
  "5 Они сказали Иеремии: Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним всё то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог Твой:
  6 хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего, к Которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего.
  (Иер. 42)"
  "18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. 
  (Быт. 22)"




 


 
  "Душа, которая предала себя воле Божией, ничего не боится и ничем не смущается. О всём, что происходит, она говорит: так хочет Бог. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.
Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего и не ждем. Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы. Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой. Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен. (Прп. Силуан Афонский)"
  "Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание — смерть и тление. (Прп. Нил Синайский)" 
  "Человек, образ Божий и подобие, послушанием Истине возвышается надо всем. (Авва Исидор)" 
  "Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию. Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». (Свт. Василий Великий)" 
  "Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу, делается Его сонаследником. Хорошо послушание, соблюдаемое ради Бога;.. поэтому узнавай, какое послушание благоугодно Богу. Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыми. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Предпочитай волю Божию всякой человеческой мудрости и признавай ее более полезной, чем все человеческие разумения. (Авва Исаия)" 
  "Не тот раб верный, кто останавливается на одном знании, но тот, кто проявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди. (Прп. Марк Подвижник)"
  "У верующего во Христа против сердечных чувств обнажен меч Христов, и он насильно отсекает мечом послушания Христу не только явные порочные стремления своего сердца, но и те стремления, которые по видимости кажутся добрыми, по самой же сути противоречат Евангельским заповедям. Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога. Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область темного царства лжи и производимого ею самообольщения. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Предпочитать доброе изволение — дело желающего, довершать же выбор доброго изволения — дело Божие. (Прп. Исаак Сирин)"

  "Богословие — следствие молитвы. А молитва — плод послушания. Если обладаешь послушанием, то найдешь и молитву, и богословие. Если же нет у тебя послушания, то ты не обретешь ничего, а потеряешь и то, что имеешь. 
Послушание является источником молитвы. Молитва — это источник благодати, слез, Божественного просвещения, теплоты и Божественной ревности. Послушание принесет всё. Послушание принесет благодать. Все страсти постепенно исцеляются послушанием. Не спасают ни священство, ни пост, ни подвиг. Только послушание. Послушание творит чудеса. Послушание — это смирение. Оно принесет все дары. За послушание Христос дарует молитву. (Архим. Ефрем, Катунакский)
  "Дающий другому послушание по Богу говорит: я ТЕБЕ сказал, и если оно не исполняется, то за этим следует печаль, вызванная желанием пользы и исправления человека. Дающий другому послушание не по Богу говорит: "Я" тебе сказал. И если оно не исполняется, то следует гнев и наказание с раздражением. Посему нас и научает прп. Симеон Новый Богослов, что мы должны исследовать учение святых Отцов, и несогласное с ним (что нам говорят как послушание) должны мы отлагать, а согласное с учением Отцов исполнять. Но тогда встанет вопрос: не является ли человек сам себе руководителем? Руководителем истинным является учение святых Отцов. А наставники только помогают его уразуметь тем, кто не стяжал еще опыт духовный. В этом и есть суть послушания. Посему и ученик не может быть выше учителя своего. То есть слово наставника не может и не должно противоречить учению святых Отцов. А учение святых Отцов просто и ясно, как и учение Евангельское. И ученик может и должен его разуметь. А наставник помогает уразуметь время, меру и способ его совершения. И добрый наставник радуется, когда видит в послушающемся осторожность и внимательность к своей душе. Ибо это признак начала рассудительности. А наемник негодует, если его слово не ставят выше и самого учения святоотеческого. Так познается путь добрый и путь лукавый. Пример доброго наставничества и послушания можно видеть в Житии св. Василиска Сибирского и его ученика Зосимы Верховского. (Записки православного монаха)"
 
"Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божия хотения.
(Прп. Амвросий Оптинский)"
 
 
 
 
"Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
— Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов!"

 
 
 

"Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
(Прп. Серафим Саровский)"

 
 
 
  "Обитель, или упокоение Духа есть смиренномудрие, любовь, кротость и прочие заповеди Господни. Посему, намеревающиеся истинно благоугождать Богу, восприять от Него небесную благодать, возрастать и усовершаться в Духе Святом, должны прежде принуждать себя к тому, чтобы, даже против воли сердца, сохранять все добродетели, по сказанному: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся.
  Как приневоливает и нудит себя иной к постоянному пребыванию в молитве, пока не преуспеет в этом, так да приневоливает и нудит себя и ко всем предначинаниям добродетели, да приобучается к доброму навыку. Если угодно тебе, человек, войти в себя самого и возвратить себе славу, какую имел ты прежде, и какая утрачена преслушанием; то, как прежде, вознерадев о заповедях Божиих, внял ты повелениям и совету врага, так теперь, отступив от того, кому повиновался, обратись ко Господу.  
  Собственные душевные красоты и добрые плоды, как то: молитва, любовь, вера, бдение, пост и другие добродетельные предначинания, когда будут в единении и общении с Духом, тогда и сами, подобно вложенному в огонь фимиаму, издадут обильное благоухание; да и нам уже легко будет вести жизнь сообразно с Божиею волею; потому что без Духа Святого, как прежде уже сказано, никому не возможно уразуметь волю Божию.
  Ибо как жена, вступающая в брак с мужем, до сочетания водится собственным своим расположением, и поступает по своей воле, когда же соединится с ним, тогда, перестав обращать внимание на себя, начинает жить совершенно под его руководством: так и душа, хотя имеет собственную свою волю, собственные свои законы и собственные свои дела, но как скоро делается достойною сочетаться с небесным мужем - Христом, подчиняется закону Мужа, и следует уже не своей воле, но воле жениха ее - Христа.
(Прп. Макарий Великий)"

 
 

  ""Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Сию молитву приносил Он Богу не потому, чтобы боялся мучений или чтобы не надеялся перенести их, но потому, что Своим примером хотел научить нас преданности воле Божией...
  Но Бог Слово, умилосердившись над нами, непостижимым образом воплотился между нами, исполнил всё дело спасения нашего, сошел во ад, пленил его, вывел оттуда все дýши, которые там содержались, освободил их от власти диавола до Страшного дня и последнего Суда тех из них, которые покорны были Богу и исполняли заповеди Его, вознес на небо, где находится рай. 

  Итак, благословенные дети мои, разумейте, чтó я вам говорю, то есть что вы не будете успевать, возрастать и усовершаться в добродетели, не будете различать добра от зла, если не будете повиноваться отцам своим, которые ужé достигли совершенства. И сами отцы наши повиновались отцам своим и следовали их наставлениям и потому возросли и усовершились в благочестии и сделались учителями других. Они помнили словá, написанные в Премудрости сына Сирахова: не отступай от пóвести старцев: ибо тии навыкоша от отец своих.
  Итак, подражайте им, дети мои: потому что и они повиновались отцам своим и во всём последовали наставлениям их, и они, при помощи Божией, всему научились от отцов своих и, как дети, с покорностью слушали наставления их. Исаак повиновался Аврааму, Иаков — Исааку, Иосиф — Иакову, Елисей — Илии, Павел — Анании и Тимофей — Павлу. Все сии люди и подобные им повиновались отцам своим, исполняли волю их, во всём последовали наставлениям их и таким образом познали истину, научились правде, удостоились получить Духа Святого и сделались учителями истины, как написано у пророка Иезекииля: стража дах тя дому Израилеву.
  Итак, возлюбленные в Господе и чистые сердцем, если вы хотите успевать и возрастать в добродетели, иметь спокойствие в сердце и быть безопасными от коварств диавола, то повинуйтесь отцам своим (св. отцам - от авт.) и последуйте наставлениям их — и вы вечно не будете грешить.
  Вы должны быть уверены в том, что если кто будет исполнять волю Божию, которая слаще меда и есть источник всякой радости, того Сам Бог будет укреплять. Сам Он будет помогать ему, покажет душе его дивные делá Свои и сделает приятным Себе в пути жизни его. Тогда никакой враг не будет иметь силы противиться ему, потому что он исполняет волю Господа.
  Итак, возлюбленные сердцу моему братия, рассматривайте самих себя, старайтесь исполнять только волю Божию и будьте покорны мне, как отцу вашему, потому что я непрестанно молюсь о вас. 
  Возлюбленные мои, я в смирении пред Богом думаю, что я имею более познания о воле Божией, нежели вы, и более, нежели вы, знаю, как вам жить дóлжно. Итак, пребывайте во взаимной любви между собою, сохраняйте славу свою и исполняйте волю Божию.
  Непрестанно во всех делах своих следовать воле Божией есть великая обязанность человека. Истинно говорю вам: если человек не оставит совершенно воли сéрдца своего, не покорит себя во всём воле Божией, не презрит всего своего богатства и всего своего имения и не будет во всём повиноваться Господу и духовным отцам своим, то не будет знать, в чём состоит воля Божия, не будет исполнять ее и в последний день Суда не получит благословения от Бога.
  Авраам, благословляя Исаака, сказал ему: «Да укрепит тебя Бог исполнять волю Его». Равным образом и тот, кто будет во всём повиноваться духовным родителям своим, во всём будет исполнять волю Божию.
  Отец наш Иаков за послушание, которое он всегда оказывал родителям своим, получил благословение от отца своего Исаака. После сего он мог усовершаться в добродетелях, потому что повиновался отцу и матери своей и исполнял волю их. Когда он получил благословение от отца своего и когда мать сказала ему, чтобы он отправился в Месопотамию и жил там у дяди своего Лавана, чтобы таким образом удалиться от гнева брата своего Исава, который хотел убить его, то, хотя по любви к родителям своим и по взаимной любви их к нему, он сам собою и не хотел оставить их и отправиться в Месопотамию, — из повиновения к ним предпринял дальний путь: пошел в неизвестную для него землю, не противился воли матери своей, но, оставив собственную волю и желание, хотел послушанием утвердить на себе благословение родителей своих, потому что написано, что благословение отчее утверждает домы чад. Я слышал, что и из вас некоторые, подобно мне, говорят, что Иаков удалился в Месопотамию не по собственному своему желанию, но из послушания к родителям и что Бог за сие всегда вспомоществовал ему и открыто, и тайно и был всегда при нём.
  Итак, возлюбленные мои, воспоминайте непрестанно об Иакове и подобных ему и удалите из сéрдца вашего те намерения, которые, как я слышал, имеете вы. Бог не забудет трудов ваших. Он некогда наградит вас. Господь наш, Которому всегда дóлжно воссылать славословие, не сказал, что награда за труды будет здесь, на земле, но что здесь должны быть — искушения, горесть, труды и печаль, а там — награда. Ибо настоящая жизнь есть путь, исполненный искушений и трудов.
  Если вы будете терпеливо переносить сии искушения и повиноваться своим отцам (св. отцам в наше время - от авт.), то Господь щедро наградит вас в будущей жизни и вспомнит вам ваши труды.
  Я, отец ваш, скажу вам, возлюбленные мои, что я много трудился на горах и в пустынях и день и ночь просил Бога, чтобы Он открыл мне волю Свою, но Он не открыл ее; посему я во всём повиновался отцам своим и ужé от них получил познание воли Божией. Кто повинуется отцам своим, тот повинуется Господу, и кто повинуется Господу, тот повинуется отцам своим; а кто не повинуется отцам своим, тот не повинуется и Господу. Возлюбленные мои в Господе, повинуйтесь отцу своему и исполните то, о чём он написал вам теперь. На вас утвердится благословение его, и вы полýчите духовный покой, благодать, мужество и славу, и Бог соделает легкими пути жизни вашей. 
 
 Подражай старшим монахам в монастыре, чтобы получить от них благословение. Если ты посвятил себя Богу, то исполняй все заповеди Его и делай всё, чтó приказывает тебе отец твой; не оставляй без исполнения приказаний его, потому что если не будешь повиноваться отцу своему, то прежние грехи твои не будут прощены тебе. Если же будешь покорен ему, то будь уверен, что все прежние грехи твои будут прощены тебе.  
  
То твердо держи всегда в сердце своем, чтоб слушаться отца своего; и вселится в тебя страх Божий. Совершенство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности — служит и повинуется. Благочестивая душа знает Бога всяческих: ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божью, а это и значит знать Бога, т. е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, нелюбопрительным (неспорливым - от авт.), и делать все, что угодно воле Божией, то он творит волю Божию.
(
Прп. Антоний Великий)"
 
 

  "Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к главной цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией. Искренне веруя, что с тобой ничего не может случиться помимо воли Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою. 
  Труженик сам все действует, хотя с помощью Божиею. Но опыт с первых дней дает ему разуметь, что при всех его усилиях, если делается что доброе, то только то, на которое подается сила свыше. Чем дальше, тем удостоверение в этом укореняется глубже. С установлением посильного мира внутри оно выступает вперед и делается господствующим, и наконец завершается совершенною преданностью в волю Божию, или преданием себя вседействию Божию. Действование Божие в трудящихся о спасении начинается с первых минут обращения к Богу, и самое обращение оно же совершает. Но оно возрастает по мере того, как трудящийся, отклоняясь от себя, к Богу прилепляется и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию.
  Когда наконец он всего себя предаст Богу, Бог бывает в нем действующим и в указании должного, и в исполнении его. Это - верх христианского совершенства, в коем Бог есть действуяй, и еже хотети, и еже деяти. Семя ему полагается в ненадеянии на себя и надежде на Бога, как говорилось у нас в начале; а тут оно указывается в полном созрении.
  В чем существо совершенной преданности в волю Божию, узнается, когда она проявится в силе своей. Она приходит сама собой, и нет особых правил на стяжание ее, чтоб можно было сказать: делай то и то, и получишь. Она растет незаметно под ненадеянием на себя и надеждою на Бога. Помянул же я об ней здесь, потому что надо же было где-нибудь помянуть, а помянутие в конце предыдущей главы о принесении себя в жертву Богу подало повод помянуть о ней теперь.
  Предание себя в волю Божию всецелое и есть принесение себя Богу во всесожжение.
  Свидетельствуется сие состояние умертвием себе - своим разумениям, своим хотениям и своим чувствам и вкусам, чтоб жить Божиим разумом, в Божией воле и во вкушении Бога. В сем деле впереди нас Господь Спаситель. Он всего Себя предал Богу и Отцу и в Себе нас, ибо мы от плоти Его и от костей Его.
  Поспешим же вслед Его, так как Он за нас дал слово Богу Отцу, чая, что мы действительно будем таковы и так поступим.
  Почему такое жертвоприношение совершается в конце, а не в начале? Потому что жертва Богу должна быть совершенна, без порока. Совершенство же вначале есть предмет искомый, а не владеемый. Когда наконец овладевают им, тогда и в жертву принести себя уместно.
  На сию жертву в начале только посвящает себя человек, а в конце приносит себя в жертву. Раньше достижения совершенства и принести себя нельзя в жертву всесожжения. Другие жертвы можно приносить, как то: жертву умилостивления, жертву очищения, жертву благодарения, а не жертву всесожжения. Покуситься на сие можно и говорить можно о сем, но это будет слово, а не дело. Дело это без слов совершается.
  Ведай, что коль скоро имеешь еще прилепление к чему-либо земному, коль скоро опираешься на что-либо в тебе или вне тебя, кроме Бога, коль скоро находишь вкус в чем-либо тварном и услаждаешься тем - то ты еще негож ко всесожжению. Потрудись отрешиться прежде от всего, сделай, чтоб в тебе замерли все жизни и осталась одна жизнь по Богу или чтоб не ты уже жил, а жил в тебе Бог и Христос Господь и Дух Святый, и тогда посвяти себя Богу, или тогда ты отдан будешь Богу.
  А до того имей жертвою Богу дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно и довольствуйся тем до времени, а не навсегда. Ибо все же ты должен наконец дойти до того, чтоб себя принести Богу во всесожжение тучно.
  Кроме обучительного упражнения ума своего, надлежит тебе управлять и волею своею так, чтоб не позволять ей склоняться на пожелания свои, а напротив, вести ее к тому, чтоб она совершенно единою была с волею Божиею. И при этом добре содержи в мысли, что недостаточно для тебя того одного, чтоб желать и искать всегда благоугодного Богу, но надлежит еще притом, чтоб ты желал этого как движимый самим Богом и для той единой цели, чтоб угодить Ему от чистого сердца. Для устояния в таковой цели мы имеем выдерживать более сильную борьбу с естеством своим, нежели при всем том, о чем говорено выше. Ибо естество наше так склонно к угождению себе, что во всех делах своих, даже самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения себя самого и этим незаметно и утаенно, похотливо питается как пищею.
  От сего бывает, что когда предлежат нам духовные дела, мы тотчас вожделеваем их и устремляемся к ним, однако ж не как движимые волею Божию или не с тою одною целью, чтоб угодить Богу, но ради того утешения и обрадования, которое порождается в нас, когда вожделеваем и ищем того, чего хочет от нас Бог; таковая прелесть бывает тем скрытнее и утаеннее, чем выше само по себе и духовнее то, чего вожделеваем. Почему я и говорю, что не должно нам довольствоваться тем одним, чтоб желать, чего хочет Бог, но надлежит еще желать сего, как, когда, почему и для чего хочет того Он.
  И апостол заповедует нам искушать, что есть воля Божия, не только благая, но и угодная, и совершенная по всем обстоятельствам, говоря: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная, и совершенная. Ибо если в деле будет недостаток хоть по одному какому-нибудь обстоятельству или если мы будем совершать его не от всего произволения и не всеусиленно, то явно, что оно несовершенно и есть и именуется.
  Заключай из сего, что даже когда вожделеваем мы и ищем Самого Бога, то и в этом деле могут иметь место некие неправости и опущения, и в него могут прокрадываться своего рода льщения нашей к себе любви или нашего самолюбия, так как при этом часто имеем мы в виду паче собственное наше благо для себя самих, чем волю Божию для Самого Бога, Который благоугождается делами, только во славу Его творимыми, и хочет, чтоб мы Его одного любили, Его одного вожделевали и Ему одному работали.
  Итак, если ты, брате мой, желаешь делать только то, чего хочет Бог, только во славу Его и для благоугождения Ему, и для работания Ему одному, чтоб в каждом деле нашем и в каждом помышлении нашем Он один был и началом, и концом,- поступай следующим образом.
  Когда предлежит тебе какое дело, согласное с волею Божиею или само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу, чтоб уяснить, что есть прямая воля Божия на то, чтоб желать и совершать такие дела, и что они благоугодны Богу. И когда так сложишься в мыслях, что самою волею Божиею будет определяться у тебя склонение воли твоей, тогда вожделевай его и совершай ради того, что сего желает Бог, ради одного Ему благоугождения и лишь во славу Его.
  Равным образом, когда желаешь отклониться от того, что несообразно с волею Божиею или не хорошо, не тотчас отвращайся от того, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что прямая есть воля Божия, чтобы ты отклонился от сего для благоугождения Богу. Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно утаенно ищет одного своего си, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная у него цель - благоугождать Богу, чего на деле поистине нет.
  Таким образом, часто случается, что, желая или не желая чего-либо собственно для себя, в свою угоду, мы думаем, что желаем или не желаем того единственно для угождения Богу. Чтоб избежать такого самопрельщения, исключительное средство - чистота сердца, которая состоит в совлечении ветхого человека и в облечении в нового. К этому направляется вся невидимая брань.
  В начале всякого своего дела надлежит тебе совлещись, насколько возможно, всякого собственного хотения и не желать ни делать, ни отклоняться от дела, если прежде не восчувствуешь, что тебя к тому подвигает и устремляет единственно сознание на то воли Божией. Если во всех своих делах внешних, а наипаче внутренних - душевных, не можешь ты всегда действительно чувствовать это подвижение от Бога, удовольствуйся возможностью его в тебе, а именно всегда имей искреннее такое настроение, чтобы во всяком деле ничего не иметь в виду, кроме единого угождения Богу.
  Чтобы действенно чувствовать подвижение от Бога на дело, это бывает или, чрез божественное просвещение, или мысленное озарение, в коих чистым сердцам созерцательно открывается воля Божия или чрез внутреннее вдохновение Божие, внутренним неким словом,- или чрез другие действия благодати Божией, в чистом сердце действуемые, как то теплоту животочную, радость неизреченную, взыграния духовные, умиление, сердечные слезы, любовь Божественную и другие боголюбивые и блаженные чувства, не по воле нашей бывающие, но от Бога, не самодеятельно, а страдательно.
  Всеми такими чувствами удостоверяемся, что то, что ищем сделать, есть по воле Божией. Прежде же всего надлежит нам теплейшую и чистейшую воссылать к Богу молитву, всеусердно моля Его однажды, дважды и многажды просветить тьму нашу и вразумить нас. Трижды помолись и потом, куда склонится сердце твое, то и делай. Не следует притом забывать, что при всех исчисленных внутренних движениях духовных образующиеся в тебе решения должен ты поверять советом и рассуждением опытнейших.
  В отношении к делам, которых совершение должно длиться или навсегда, или более или менее долгое время: не только в начале приступания к ним надлежит иметь в сердце искреннее решение трудиться в них только для угождения Богу, но и после, до самого конца должно почасту обновлять такое благонастроение. Ибо если ты не будешь так поступать, то находиться будешь в опасности быть оплетённым узами естественной к самому себе любви - т. е. к самоугодию,  уклоняющему от первоначального доброго благонастроения, доводящему до извращения первых добрых намерений и целей. Посему-то Григорий Синаит и написал: "Каждочасно внимай и настроению воли своей с тщательным рассмотрением, куда она клонится, по Богу ли, ради ли самого добра и для пользы душевной сидишь ты безмолвствуя, поешь, читаешь, молишься и другие проходишь подвиги, чтоб иначе без своего ведома не окрадывать тебе самого себя".
  Посему кто не внимает добре сему, тот после того как начнет делать какое дело с единственною целью благоугодить Господу, потом мало-помалу нечувствительно вводит в то дело и самоугодие, находя в нем и своим пожеланиям удовлетворение, и в такой степени, что уже совсем забывают о воле Божией. И связывается он услаждением от того дела так сильно, что если Сам Бог воспрепятствует ему исполнять его или посредством болезни какой, или чрез искушение от людей и бесов, или другим каким образом, он возмущается против того весь и нередко осуждает то одного, то другого, что послужили ему препоной в любимом ему течении дел, иной же раз ропщет на Самого Бога - что явным служит признаком, что их сердечное настроение не Божие, а породилось от поврежденного и гнилого корня самолюбия.
  Ибо кто подвигаем бывает на дела одним сознанием воли Божией на то и одним желанием угодить чрез то Богу, тот никогда не вожделевает одного дела паче другого, хотя бы одно из них было высоко и велико, а другое - низко и малозначительно, но одинаковое имеет расположение воли к обоим им, поскольку они угодны Богу. Посему таковый, высокое ли и великое какое дело делает или низкое и малозначительное, равно бывает покоен и доволен - потому что всесторонне объят он главным своим намерением и главною своею целью - всегда и во всех делах своих быть лишь благоугождающим Богу, в жизни ли то или в смерти, как говорит и апостол: темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти. Сего ради, возлюбленне, будь всегда к себе внимателен и сам в себе сосредоточен и старайся всячески направлять дела свои к сей исключительно цели.
  Если когда подвигнут будешь на какое-либо дело и по такому побуждению душевному, чтоб избежать мучений ада или получить в наследие рай, то ты можешь и это мысленно направить к последней цели твоей - благоугождать Богу хождением в воле Его, потому что Бог хочет, чтобы ты вошел в рай, а не отошел в ад.
  Это побуждение или эта цель, благоугождать Богу, и познать никому невозможно вполне, какую они имеют силу и мощь в духовной жизни нашей. Ибо пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этою целью. 
  Этот внутренний подвиг, который должно тебе держать в каждом деле, подвиг - направлять свои мысли, чувства и дела к одному благоугождению, сначала покажется тебе трудным, но потом он сделается легким и удобным, если, во-первых, непрерывно будешь упражняться в таком духовном делании, а во-вторых, всегда будешь возгревать в себе вожделение Бога, к Нему воздыхая живым устремлением сердца, как к единому совершеннейшему благу, достойному того, чтоб Его искать для Него Самого, Ему служить и Его любить паче всего другого.
  Такое искание беспредельного блага в Боге чем чаще будет происходить в сознании и чем глубже будет проникать в чувство сердца, тем чаще и тем теплее будут совершаться сказанные действия воли нашей и тем скорее и удобнее образуется в нас навык всякое дело делать по одной любви к Господу и по одному желанию благоугодить Ему, наидостойнейшему всякой любви.
  Избирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души; люби быть в подчинении и зависимости от воли других. Каждое дело да будет для тебя шагом в приближении к Богу, и ни одно дело не будет тебе препоной на сем пути. Вот что должно тебя радовать. Один Бог да будет для тебя сладчайшим утешением, все же другое - горечью. Всякую тяготу свою возноси к Богу. Люби Его и Ему предай все свое сердце, без всякого размышления и страха. И Он найдет способ разрешить все твои недоумения и восставит тебя, если ты пал. 
  А чтобы успешнее тебе шествовать сим путем без утомления и смятения, влагай волю свою в волю Божию; чем полнее вложишь ты ее так, ничего себе не оставляя, тем более получишь силы и утешения. Воля твоя да будет так настроена, чтоб желать только того, что желает Бог, и не желать ничего из того, чего не желает Бог. Всегда и при всяком деле возобновляй намерение и решимость души твоей быть во всем угодным Богу. Не строй замыслов на будущее время, ибо не знаешь, что породит находящий день, но держи себя ничем не связанным и свободным.
  Однако ж этим не воспрещается всякому печься с разумным попечением и старанием о том, что потребно по его состоянию и званию, ибо такое попечение сообразно с волею Божией и не препятствует внутреннему миру в преданности Богу и всякому преуспеянию в духе. Во всяком деле держи решимость сделать по нему все, что можешь, что подобает и что обязательно для тебя, ко всему же другому при сем будь равнодушен и смиренно покоряйся тому, что последует из того для тебя совне.
  То, что всегда возможно для тебя делать, есть приносить в жертву Богу волю свою, и ничего больше этого не желай ты. Имея вследствие сего всегда свободу и ничем ни с какой стороны не будучи связан, будешь ты всегда радоваться и мирствовать в себе. В этой свободе духа состоит то великое благо. Она не иное что есть, как крепкое пребывание внутреннего человека в себе самом, по коему он не исходит желанием взыскать что-либо вне его. И все время, как будешь ты держать себя так свободным, будешь вместе с тем вкушать ту божественную и неизъяснимую радость, которая неразлучна с Царствием Божиим, водворяющимся внутрь нас, как сказал Господь: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 

  "Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, ибо оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чём не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без вопрошения и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследывай дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение; ибо сие есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения, от него происходящего. Поступая так, ты будешь повиноваться спокойно и безопасно, не заблуждаясь идти путём отцов наших.   Понуждай себя, и отсекай свою волю во всём, и благодатию Христовою, чрез обучение, войдёшь в навык отсечения своей воли и потом будешь делать это без принуждения и скорби; и окажется, что всё будет происходить так, как ты хочешь. Не желай, чтобы всё делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми. Впрочем это относится к тому, в чём нет преступления заповеди Божией или отеческой. Подвизайся во всём укорять самого себя, и разумно исполняй заповедь считать себя за ничто. И веруй, что всё случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя.
(Авва Дорофей)"

 

 
  
 








 
 
  Соборная добродетель послушания противостоит соборному же пороку своеволия...
  Послушание неотделимо от соборных же добродетелей смирения, мученичества и добролюбия...
  Послушание вместе с добролюбием рождается из системной добродетели милости...
  Поскольку своеволие является следствием (проявлением) ненависти, то послушание - следствие любви, её же и увеличивающая... 
  Поэтому возрастание человека в послушании уменьшает его в ненависти...
  О прямой взаимосвязи послушания и любви говорил и Сам Христос, отмечая, что тот, кто любит Его, соблюдает Его заповеди... 
  Послушание -  добродетель, особо свойственная Христу... 
  О послушании Христовом писал и св. ап. Павел, отмечая, что Иисус был "послушлив" Своему Отцу даже до смерти крестной, преподав тем самым личный пример всем христианам... 
  Об особой важности послушания писал свт. Игнатий (Брянчанинов)... 
  Он указывал на то, что христианин должен решить две самых трудных и ценных в деле своего спасения задачи: первую - обрести ум Христов (образ мыслей, мировоззрение, соответствующие учению Иисусову) и вторую - обрести волю Христову (послушание), проявляющиеся в соответствующем заповедям Иисусовым образе жизни (т. е. премудрость)...
  Послушание обязательно должно быть соединено и с рассудительностью, и с любовью...
  Неуместно, неумеренно и несвоевременно исполняемая человеком воля Христова (исполнение тех или иных заповедей Иисусовых) приносит ему только вред, увеличивая "послушника" в безрассудстве...
  Нередко же послушанием прикрывается как щитом и своеволие (ненависть) - мимикрирует (маскируется) под него...
  Даже ученики Христовы проявляли немощность в этом плане, когда пытались отговорить Христа от Его Крестных страданий, когда прекословили Ему во время омывания ног на Тайной Вечере, когда Христос предупреждал (обличал) их о том, что все они разбегутся, когда за Ним придут первосвященниковы рабы и воины, когда Петр отсек ухо одному из них, защищая Иисуса и пр. ... 
 
  "51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
  52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
  53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
  54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
  (Мф. 26)"
 
  В наше время послушание нередко может принимать ложные/извращенные формы...
  Нередко это проявляется в ложном духовничестве, когда духовные чада оказывают ложное послушание своему духовнику не из послушания, а из человекоугодия, лести, нерешительности, непостоянства/неустойчивости в вере, из-за безответственности, нежелания напрягать свою волю и ум в принятии тех или иных важных духовных и пр. вопросов и проблем (в нежелании реализовывать свою собственную свободу - определять своё собственное/личное отношение к добру и злу - положительное/согласное или отрицательное/несогласное)...
  Цель таких человекоугодливых/малодушных/ленивых лжепослушников состоит вовсе не в отсечении своей собственной порочной воли и стяжании воли Христовой, а в перекладывании своей собственной ноши/креста по спасению своей же собственной души на чужие плечи...
  В то время как собственное спасение своей собственной души (то самое Царство Божие) приобретается только собственными же силами (усилием) того или иного человека, а не трудами его ближнего... 
  К сожалению, властолюбие, тщеславие и безрассудство мешают все это понять и принять не только некоторым простым мирянам, но нередко и монашествующим, и священнослужителям, с удовольствием принимающим вид старцев и руководителей ко спасению... 
  А что бывает, когда слепые (а тем более лицемерные) ведут других слепых, ясно определил Христос - все они упадут в яму (либо во временные/земные скорби, либо в скорби гееннские/вечные, если не покаются)...
  Но иногда Господь (принимая во внимание немощность человеческую) приводит людей (жену - мужу, детей - родителям и пр.) от послушания человеку (ради Христа) к послушанию Богу (от лёгкого - к тяжёлому):

  "15 Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим»; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня.
  16 Так как сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, 
  18 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, –
  19 за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни.
  (Иер. 35)"
 
  Возрастает человек в послушании покаянием в своеволии и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в послушании, смирении, мученичестве, добролюбии и в рождающей их всех любви... 

"Все желающие познать волю Господню - должны прежде умертвить в себе собственную волю.
(Прп. Иоанн Лествичник)" 



 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Слова" прп. Антония Великого, прп. Иоанна Лествичника с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайтов Православие.Ру, Азбука веры, Логослово, Исихаст.Ру и Тихая пристань...





 


 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
     
   
     
  
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (06 Ноя 13)
Просмотров: 207

Поиск