"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Пост (Благоговение)


  – радование Христа рассудительным (правильным/полезным) воздержанием от удовольствия… 

 



 

  "55 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица - чернее тьмы. 
  (3 Езд. 7)"
  30 Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. 
  31 Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих.
  32 Не ищи увеселения в большой роскоши и не привязывайся к пиршествам.
  33 Не сделайся нищим, пиршествуя на занятые деньги, когда ничего нет у тебя в кошельке.
  30 Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих.
  31 Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих.
  32 Не ищи увеселения в большой роскоши и не привязывайся к пиршествам.
  33 Не сделайся нищим, пиршествуя на занятые деньги, когда ничего нет у тебя в кошельке.
  32 Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:
  33 все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред.
  (Сир. 18:30-32; 19:5-6; 37:32-34)"
  "2 Они каждый день (мнимо/ложно/лицемерно/напоказ - от авт.) ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
  3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
  4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
  5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
  6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
  7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
  (Ис. 58)"
  "21 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;
  22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
  23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
  (Иер. 7)"





  "Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это и есть христианский пост, которого ждёт от нас Господь. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. (Архим. Кирилл (Павлов))"
  "Государства тратят огромные деньги, чтобы добраться до Луны или Марса.
А убогие Афонские монахи на одном сухарике до Господа Бога долетают. (Прп. Паисий Святогорец)"

  "Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, Дел и слов. Какая им от этого польза? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе,— какая им от этого польза? 
  После крещения Христос изведен был духом в пустыню и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь хранит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Христос по исполнении сорокадневного поста троекратно был искушаем диаволом, являя, что всякому, начинающему служить Господу, предстоит искушение. Он победил искусителя, показав нам пример, чтобы и мы, взирая на Него, как Подвигоположника и Начальника, подвизались и побежденного Им сатану побеждали Его божественной силой и благодатью. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Господь сказал это не потому, чтобы Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас. Нет, и Сам Он постился, и апостолов научил у этому, и в Своей святой Церкви установил посты. А сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою содержать в посте, не делая поблажек ее пожеланиям и страстным влечениям.
  И это главное. Пост же служит могущественным средством к тому. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, что-бы быть в огне и не обгореть. У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли.

  При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надобно бы настаивать, а не на том, что пост не обязателен, хотя он, действительно, есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти.
  Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к нему, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Пост не обязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. (Свт. Феофан Затворник)" 
  "Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь со став человека, очищает его. В очищенный словесный храм она вводит Бога. 
  Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха. Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы — душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения. 
  Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость. Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерия и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена с ним другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле,— вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. 
  Благодатное утешение от молитвы может получить только предочищенный постом и может сохранить только поддерживающий чистоту свою постом. Как семена, посеянные на поле, не обработанном земледельческими орудиями, пропадают, не принеся никакого плода, так и молитва остается бесплодной, если для нее не приготовлена плоть, не приготовлено сердце постом. 
  Все угодники Божии удостаиваются Божественных откровений, когда они постом отрешат себя от вещества, а чистой молитвой, освобожденным умом, не засоренным никакой мечтой, не развлекаемым никакой постороннею мыслью, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и неведомому Богу. Как на поле, тщательно обработанном земледельческими орудиями, но не засеянном полезными семенами, с особенной силой вырастают сорняки, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвой, густо и сильно вырастают сорняки самомнения и высокомудрия. 
  Инок, пренебрегающий постом, колеблет все здание добродетелей своих: не устоять этому зданию, если строитель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу, он полезен и нужен не только для тела, но преимущественно для ума и сердца. Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. 
  Пост – это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства. От безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
  "До крайности доведенный пост и пресыщение пищей предосудительны. Одно делает подвижника бессильным и совершенно не способным к деятельности, а другое возбуждает плотские страсти и подвигает сильную брань на душу. Если сверх меры будешь утруждать тело, оно обратится в тягость душе. Душой овладеют робость и уныние, и сделается она раздражительной и ленивой к молитве и благому послушанию. 

Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя. Сам Спаситель хранил пост и учил нас, как должны мы поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану. Будем и мы хранить пост ревностно, как научены Господом нашим, чтобы потом иметь нам часть в Царствии Его. Пост, возлюбленные, радует Ангелов хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими. (Прп. Ефрем Сирин)" 
  "Пост приносит пользу тем, кто разумно к нему приступает, и вредит начинающим его неразумно. Потому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия, чтобы, вкушая ежедневно понемногу, мы могли покорить плоть и укрепить сердце для молитвы. Таким образом, сохраненные силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугодить Богу. (Прп. Марк Подвижник)" 
  "Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи. Когда же татары начали принуждать братьев есть их пищу, они не покорились и остались голодными в течение целого дня. На другой день не привыкший поститься не выдержал и начал есть татарские яства. Брат, соблюдавший пост по понедельникам, не покорился и продолжал оставаться голодным. Татары начали бить его и принуждать к повиновению.
  Пребывая три дня без пищи, перенеся побои, брат не покорился. Видя его крепость и терпение, татары связали его и бросили под телегу. Боярин молился и терпел. В полночь пришел к нему светоносный муж и говорит ему: «Встань». Он отвечал: «Как же мне встать? Я крепко связан». Тот второй раз говорит ему: «Вставай, не бойся». Боярин начал вставать, и тотчас развязались веревки. Светоносный муж сказал ему: «Не бойся и следуй за мной» и повел его через Орду, мимо бесчинствующих татар. Выведя его из стана, чудный муж повелел беглецу взобраться на дерево, и сказал: «Ничего не бойся, только молчи».
  Брат спросил своего избавителя: «Кто ты, господин?» – Светоносный муж сказал: «Я Ангел понедельника». После этого он стал невидим. Брат же был в великой радости и трепете. Когда татары обнаружили только одного из братьев пленников, они стали истязать и бить его и предали его смерти. Когда рассвело, вся Орда двинулась на поиски бежавшего, но никто из них не взглянул на дерево, на котором скрывался брат. Когда опасность миновала, он слез с дерева, пришел на русскую землю и, не заходя к родным, направился в Пафнутьев монастырь, где и принял постриг. (Волоколамский Патерик)" 
  "По дороге в Галичскую страну не стало у преподобного Макария и его спутников хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться. И вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время апостольского поста, за три дня до праздника. Путники просили у Макария позволения убить лося. Он не благословил им нарушать пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, прибавил он, лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост.
  Потерпите еще три дня – Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лося, отпустили его. А преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых товарищей его. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник Макарий, отойдя в сторону от других, приклонил колена и воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого отпустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, прибавил он. Он не оставит нас и впредь». И точно, после того то попадался им лось, то ловили оленя и так благополучно дошли до Унжи. (Троицкий Патерик)" 
   "Упражняйтесь «в посте и молитве». Пост для тела есть пища для души. Чем меньше дается питания страстям, тем более сильными становятся крылья души. Наше умное око яснее видит неприступный свет Божества, потому что меньше затемненно облаком чревоугодия. Лекари много изыскивают способов к уменьшению болезней, хотя иногда и сами умножают болезни, нам в это входить нет нужды. Но один из способов предохранения от болезней, часто употребляемый и действенный, у лекарей – диета, то есть воздержание от некоторого рода пищи.
  Этот способ неоспорим, когда его предписывают врачи. Но много спорят, когда его предписывает Церковь. Церковь, определяя посты, очень похожее имела намерение с тем, какое имеют врачи, предписывая диету. А если и есть различие, оно состоит в том, что врачи больше думают об излечении болезни, а Церковь – об усмирении страстей. Но страсти – причины болезней, и лечение болезней надо начать с лечения страстей. Разум торжествует тогда, когда мы не приносим жертву страстям. Тогда очищается мысль, когда не тяжелеет плоть. (Свт. Платон, митр. Московский)"
  "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. (Игум. Никон (Воробьёв))"
  "Будем проводить жизнь свою в воздержании. Прежде всего, оставив многообразие яств, приучим тело своё к обычаю и чину добродетельному, давая ему пищи в меру. Ибо таким образом легко укрощаются и подчиняются разуму взыграния похоти и движения гнева. Но и от других прегрешений удобнее при этом воздержаться, так как и добродетелию-то почитается всестороннее воздержание, т. е., чтоб удаляться от всякого вида зла. Так-то причина чистоты, после Бога - всех благ источника и подателя, есть равное на всякий день и мерою определённое воздержание от многоядения. (Прп. Филофей Синайский)" 

  "Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют тридцать шесть с половиной дней, а в семи неделях, за исключением воскресных дней и суббот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить великую субботу, в которую пост продолжается до пения петухов, и половину ночи до рассвета следующего светлого воскресного дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной. 
  Итак, касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость , и соблюдается пост силою не одной только души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, то касательно этого мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.
  Ибо не для всех возможно соблюдать пост по неделям; некоторые не могут быть без принятия пищи более трех, или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного; не для всех одинаково питательны овощи, зелие, или сухой хлеб.
  Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный греховный огонь.
  Пост не сам по себе благо и не сам по себе необходим. Он полезен для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. Пост не есть благо неизменно и всегда.., иногда он обращается даже во вред душе, если не благовременно соблюдается. Но и противоположное ему не есть зло по своей сути, то есть приятное вкушение пищи нельзя считать злом, если с ним не соединяется невоздержанность, сластолюбие или другие пороки, потому что «не то что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». 
  Мы, несмотря на сильное желание (поститься), почитаем пост добрым делом тогда, когда он сообразен со временем и когда соблюдается мера в нем. Поэтому и не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть через него чистоты сердечной и апостольской любви. Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви. 
Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, хотя часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом.
  Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца – тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая без небесного Хлеба... Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа.
  Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя — Христа. 
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"

 

 

  "Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.
  Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Видишь, христианин, каков пост душевный? 
  Господь сказал: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим». Но что делать, если и против воли люди видят тех, кто постится, по какой-нибудь угодной Богу причине, как нередко поступали и святые? Заповедь эта касается тех, которые постятся напоказ из человекоугодия. О том же, что заповедь Господня, исполненная во славу Божию, естественно, не может укрыться от любящих Бога, Господь Сам сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». 
  Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благо-угодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост. При таких условиях пост – прекрасное дело. 
(Свт. Василий Великий)"

 

 

  "Как по прошествии зимы и с наступлением лета, мореходец выводит в море свое судно, воин чистит оружие и готовит коня на сражение, земледелец точит серп, путешественник смело отправляется в дальнюю дорогу, борец слагает с себя одежду и приготовляется к борьбе; так и мы, с наступлением поста, этого духовного лета, как воины - вычистим оружие, как земледельцы - наточим серп, как кормчие - противопоставим свои помыслы волнам беспорядочных пожеланий, как путники - начнем путь к небу, как борцы - приготовимся к борьбе. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра.  
  Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становится легким, укрепляется для принятия святых даров. ...будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, чтоб Бог принял пост твой.
  Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато (клеветой) терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих?   Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам? Какая выгода проводить время в созерцании и сокрушении – и в то же время не оказывать покровительства сиротам, удрученным несчастьями?... Ты постишься? В таком случае избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Ты постишься? Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступления и всякой несправедливости. Ты постишься? Избегай объядения, порождающего всякое нечестие, которое удаляет нас от Бога, низвергает в пучину гибели. Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью. 
  Какая нам будет польза от поста.., если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь? Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию. 
  Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. 
  Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. 
  Что за польза нам воздерживаться от пищи, если не изгоним из души порочных привычек? Если ты постишься для Бога — избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый. Какая польза от поста, если мы целый день воздерживаемся от пищи, но тратим его в пустословии? Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осуждаем их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаем для того, чтобы показать себя?
  С постом всегда должна быть соединена молитва. Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Сила молитвы погашала силу огня, обуздывала ярость, останавливала войны, прекращала сражения, утишала бури, прогоняла демонов, отверзала врата неба, расторгала узы смерти, отгоняла болезни, отражала злобу. Она укрепляла колеблющиеся города, отражала посылаемые свыше удары, человеческие козни и все бедствия. Я говорю не о той молитве, которая бывает только на устах, но о той, которая износится из глубины души. 
  Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия. Молящемуся прежде всего надо иметь твердую веру, и тогда он непременно получит то, что просит. Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святого Духа, оттуда прогоняются демоны и все вражеские силы отступают и обращаются в бегство. 
  Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною. Надлежит, чтобы мы проводили жизнь в молитве и ею непрестанно освобождали свой ум; все мы нуждаемся в ней не меньше, чем деревья в воде. Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый. Если ты лишишь себя молитвы, то сделаешь то же самое, как если бы извлек из воды рыбу, потому что как для рыбы жизнь вода, так для тебя — молитва. 
   Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Иные, воздерживаясь по заповеди поста от пищи, мало помалу достигли того, что гнушаются пищей, а это приносит им величайшее наказание. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 

 

"Иные воздерживаются от явного блуда, татьбы, любостяжания и подобных худых дел, и потому ставят себя в числе Святых; но им многого не достает, чтобы стать святыми на самом деле и поистине; потому что нередко в уме еще скрывается, живет и пресмыкается порок, и вовсе не удалялся от них. Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Некто из братьев, молясь вместе с другими братьями, пленен был Божественною силою и в восхищении видел горний град Иерусалим, светлые тамошние жилища, беспредельный и неизреченный свет, слышал голос, который говорил: "вот место упокоения праведных"! Потом надмившись и возымев высокое о себе мнение, впал в глубину греха, и в последствии стал добычею великих зол. Если же так было с ним; то возможно ли простому человеку сказать: "поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение, сохранил себя от упомянутых худых дел, то ничего уже не остается, чтобы и мне быть Святым?" Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, как сказано; но очищение ума - вот совершенство!
(Прп. Макарий Великий)"
 

 

"Знает Бога и знаем бывает от Бога тот человек, который старается быть всегда неотлучным от Бога; неотлучным же от Бога бывает человек добрый во всем и воздерживающийся от всякого чувственного удовольствия, не по недостатку средств к тому, а по своей воле и свободной воздержности.
Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно.
Не все желания свои исполняй.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. Он надеется воздержанием приобрести целомудрие, а посредством этого прийти в смирение, как говорят Отцы: «К смирению ведут телесные труды, совершаемые разумно».
  Итак, каждый желающий в сии дни очиститься от грехов, сделанных им в течение целого года, прежде всего должен удерживаться от множества яств, ибо безмерие пищи, как говорят отцы, рождает для человека всякое зло. Потом он должен также остерегаться, чтобы не нарушать поста без великой нужды, чтобы не искать вкусной пищи и чтобы не отягощать себя множеством пищи или пития. Ибо есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по-гречески лемаргия - гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называетсягастримаргия, т.е. чревобесие.
  Скажу вам и происхождение сих названий. Маргенин (margainein) - бесноваться, говорится еллинскими учёными о беснующемся, а маргос (margoV) называется беснующийся. Итак, когда у кого-нибудь бывает сей недуг, т.е. беснование о наполнении чрева, тогда это называется гастримаргия, от слов: margainein - беситься, и gasthr - чрево, т.е. беснование о чреве. Когда же беснование бывает только об услаждении гортани, то это называется лемаргия от слов: laimoV - гортань и margainein - беситься. 
  Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех. Как в законном браке и блудодеянии действие бывает одно и то же, но цель составляет различие дела: ибо один совокупляется для рождения детей, а другой для - удовлетворения своего сладострастия; то же можно найти и в отношении пищи: есть по потребности и есть для услаждения вкуса - дело одинаковое, а грех заключается в намерении.
  Есть по потребности значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день: и если видит, что это определённое им количество пищи отяготило его и нужно оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его. Или если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность, следует потом определенной мере и вкушает пищу не для услаждения вкуса, но желая поддержать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своём, как недостойного никакой пищи и утешения. Не должно также обращать внимания на то, что другие, по какой-либо случающейся потребности или нужде, бывают успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоение тела легко для души.
  Однажды, когда я был ещё в общежитии, пошёл я посетить одного из старцев, ибо там было много великих старцев и нашёл, что служащий ему брат вместе с ним вкушал пищу. Увидев это, я сказал ему наедине: "Разве ты не знаешь, брат, что сии старцы, которые, как ты видишь, вкушают пищу и делают себе по необходимости некоторое снисхождение, подобны людям, кои приобрели хранилище и, долго работая, клали заработанное в то хранилище, пока не наполнили оное. Когда же наполнили и запечатали его, то опять стали работать себе на расход и собрали ещё по тысяче золотых монет, чтобы иметь, откуда брать во время нужды, и сохранить то, что положено во хранилище.
  Так и сии старцы, долго работая, собрали себе сокровища в юности своей и, запечатав оные, выработали ещё немного, чтобы иметь это во время старости или немощи и брать из сего, а собранное прежде хранить сокровенным. А мы не приобрели ещё и самого хранилища. Из чего же станем мы тратить?" Потому мы и должны, как я сказал, принимая пищу по телесной потребности, осуждать самих себя и почитать себя недостойными всякого утешения и даже самой монашеской жизни, и не без воздержания принимать пищу: таким образом, она не послужит нам в осуждение. Сие сказали мы о воздержании чрева.
  Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.
  Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин. Но сперва изыдем в сретение Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми ветвями приимем Его, сидящего на жребяти ослем и входящего в святой град Иерусалим.
  Для чего Господь воссел на жребя? Он воссел на жребя для того, чтобы душу нашу, уподобившуюся, как говорит Пророк, скотам бессловесным и несмысленным, - яко Слово Божие, - обратить и покорить Своему Божеству. Что означает, что Его сретают с пальмовыми и масличными ветвями? Когда кто пойдёт на брань со врагом своим и возвратится победителем, то все подданные встречают его, как победителя, с пальмовыми ветвями: ибо пальмовые ветви суть символ победы. Также когда кто терпит обиды от другого и хочет обратиться к человеку, который может защитить его, то он приносит ему ветви масличные, взывая и умоляя о помиловании и подаянии помощи: ибо масличные ветви суть символ милости.
  Поэтому и мы встречаем Владыку нашего Христа с пальмовыми ветвями - как победителя, ибо Он победил нашего врага; а с ветвями масличными, прося от Него милости, умоляя, чтобы, как Он победил за нас, так и мы победили чрез Него; да явимся носящими знамения победы не только ради той победы, которую Он одержал за нас, но и ради той, которую мы одержали через Него, молитвами всех Святых. Ибо ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
(Авва Дорофей)"

 

 

"В отношении языка, свободы в обращении и чревоугодия, как ты меня просил помолиться, так и сам старайся, по силе своей, воздерживаться, ибо их нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача, вспоминая, что много бо может молитва праведнаго поспешествуема. Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает трудом. Брат! Бог да подаст тебе силу, соединённую с рассуждением и страхом Божиим.
(Прп. Варсонофий Великий)"


 

 








 

  Добродетель поста (благого воздержания/говения) противостоит пороку невоздержности и является проявлением мученичества и неотделимых от него послушания, смирения и добролюбия... 
  Удовольствие само по себе – не есть зло… 
  Удовольствие – дар Божий… 
  Удовольствие естественное – это способность человека ощущать радость при употреблении им жизненно необходимых творений Божиих… 
  Удовольствие нижеестественное - суть способность человека ощущать радость от своего соединения со злом: например, при употреблении творений Божиих, не являющихся жизненно необходимыми, т. е. употребляемых ради самого удовольствия (по сластолюбию), либо же при соединении со страстями и грехами... 
  Творения Божии делятся на две категории: материальные и духовные… 
  Употребление материальной твари (соединение с нею) происходит посредством телесных чувств человека: зрения, осязания, вкуса, слуха, и обоняния… 
  Употребление твари духовной (например, помыслов) происходит посредством чувств душевных и духовных…
  Если творения Божии употребляются свободно, то человек соединяется с ними и через волю (вожделевательную способность души)…
  Если творения Божии употребляются осознанно, то человек соединяется с ними и через рассудок (разумную способность души)…
  К духовным творениям Божиим относятся: духовный мир (рай/небесные обители), ангелы, души и дух людей, душевные и духовные способности людей и ангелов и пр. нематериальные субстанции…
  Душевные способности (разумная, раздражительная, вожделевательная) людей проявляются через мысли, эмоции/чувства, желания, воображение и намерения (т. е. через помыслы)…
  Порочные помыслы – суть страсти…
  Порочные внешние действия (телесные поступки, соединённые со стужеванием/культивированием страстей) - суть собственно грехи...
  Воздержание (самоограничение) от употребления твари материальной и от грехов – пост внешний…
  Воздержание от страстей/стужевания – пост внутренний…
  Пост - следствие мученичества, его же и увеличивающее...
  Значимость рассудительного поста невозможно переоценить…  
  Пост – эффективнейшее средство против сластолюбия… 
  Только воздерживаясь от удовольствия можно разлюбить его… 
  Только разлюбив удовольствие, можно отвратить от него своё внимание (разъединиться с ним и его источником/носителем)… 
  Только отвратив внимание от удовольствия и предметов, приносящих его, можно обратить его ко Христу… 
  Только обратив внимание ко Христу, можно соединиться с Иисусом (спастись)… 
  Только соединившись с Иисусом, можно стать похожим на Него и полюбить Его… 
  Только полюбив Христа, можно обрести Царство Небесное – не только внутри себя, ещё во время этой земной, временной жизни, но и после исхода души из тела (Спастись)…
  В заключение добавим, что пост внутренний у очистившегося от главных пороков христианина, может быть без поста внешнего… 
  Истинный же православный внешний пост без поста внутреннего быть не может, т. к. увеличивает "постящегося" в гордости (См. вопрос № 60)…

  Возрастает человек в способности поститься через покаяние в невоздержности и сластолюбии, посильными рассудительными (уместными, умеренными и своевременными) упражнениями в воздержании и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей его в мученичестве...

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Слова о посте" свт. Иакова Низибийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Паламы с сайта Святоотеческое наследие, статьи Ольги Рожневой, протоиер. Андрея Ткачева, архим. Тихона (Шевкунова), протоиерея Валентина Асмуса, преп. Ефрема Сирина, протоиерея Александра Немчинова, архим. Никифора (Хори), Дмитрия Дементьева, диак. Павла Сержантова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир и Логослово...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/  
  http://www.pravmir.ru/kak-postyashhemusya-ne-vozgorditsya/

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.i_08_0006
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.v_01_2201
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.v_01_2202
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0107
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_44/topic_1466/
 
 https://www.youtube.com/watch?v=zgi6dji8DQE
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/69127.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68977.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68934.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68916.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/66197.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/57726.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/60179.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2166.htm
  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/396.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2219.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2133.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2181.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/1974.htm
  http://www.pravoslavie.ru/sm/34032.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/guest/4792.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/58467.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/55630.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/55630.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/1629.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/57724.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/64149.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/66177.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68837.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/68835.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/69188.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/69415.htm
 
 http://www.ierei.net/sermon_1_13/#show1_13
 
 http://azbyka.ru/dictionary/08/zagovenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/03/vozderjanie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/blagogovenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/video/category/5-cerkov-praktika-very/pravoslavnyj-post/
 
 http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/03/velikiy_post.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/04/govenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/17/suhoyadenie.shtml
  http://www.pravmir.ru/oshibki-postjashihsja/
  http://www.pravmir.ru/post-duxovnaya-askeza-bez-duxovnoj-distrofii/
 
 http://www.pravmir.ru/luchshe-nedopostitsya-chem-perepostitsya-video/
 
 http://www.pravmir.ru/chto-ya-delayu-kogda-poshhus/
  http://www.pravmir.ru/kuda-nam-eshhe-sebya-ogranichivat/
 
 http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-plan/
  http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-da-ne-budut-yabloki-plodom-razdora-1/
 
 http://www.pravmir.ru/post-na-begu-kak-byt/
  http://www.pravmir.ru/velikij-post-vash-vopros-svyashhenniku/
 
 http://www.pravmir.ru/velikij-post-vash-vopros-svyashhenniku/
 
 http://www.pravmir.ru/velikij-post-v-voprosax-i-otvetax/
 
 http://www.pravmir.ru/oshibki-postjashihsja/
  http://www.pravmir.ru/post-v-ritme-zhizni-sovremennogo-goroda/
 
 http://www.pravmir.ru/post-dieta/
  http://www.pravmir.ru/kpd-posta-ili-osobennosti-sovremennoj-gorodskoj-asketiki/
 
 http://www.pravmir.ru/velikij-post-v-voprosax-i-otvetax/
 
 http://www.pravmir.ru/episkop-kamenskij-mefodij-chto-delat-esli-privykaesh-k-postu/
  http://www.pravmir.ru/pochemu-vse-postyatsya/
  http://www.foma.ru/vyivod-statej-po-temam.html?theme=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82
  http://www.foma.ru/vremya-podojti-k-zerkalu.html
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_34/topic_2957/  
  http://www.agionoros.ru/docs/1124.html

 

 




 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1590

Поиск