"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Правословие


  - радование Христа рассудительным/добрым/полезным/правильным говорением...






 

  "30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. 
  (Пс. 36)"
  "10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
  11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
  (Пс. 39)"
  "24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, 
  (Пс. 70)"
  "13 Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. 
  46 буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;
  (Пс. 118)"
  "20 Отборное серебро – язык праведного, ...
  21 Уста праведного пасут многих, ...
  31 Уста праведника источают мудрость, ...
  32 Уста праведного знают благоприятное, ...
  (Прит. 10)"
  "23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! 
  26 Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
  (Прит. 15)"
  "23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
  24 Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
  (Прит. 16)"
  "15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные. 
  (Прит. 20)"
  "15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
  16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
  (Прит. 23)"
  "11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично.
  12 Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.
  (Прит. 25)"
  "9 Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. 
  (Прит. 27)"
  "8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
  9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
  (Прит. 31)"
  "11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 
  (Екк. 12)"
  "1 В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово от Господа:
  2 так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова.
  3 Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.
  (Иер. 26)"
  "1
 И было ко мне слово Господне:
  2 сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего (израильтяне как образ христиан - от авт.) и скажи им: если Я на какую-либо землю (образ души человека - от авт.) наведу меч (искушение как способ/средство в утверждении/определении человека к добру и злу, как реализация его свободы - от авт.), и народ той земли (образ церкви - от авт.) возьмёт из среды себя человека и поставит его у себя стражем (образ трезвения/бодрствования - от авт.);
  3 и он, увидев меч (образ зла вообще и страстей, в частности - от авт.), идущий на землю (душу - от авт.), затрубит в трубу (образ тревожности доброй/правильной/полезной - от авт.) и предостережёт народ (под стражем св. отцы понимали и внимательность, которую они иногда образно сравнивали с цепным псом, сидящим перед воротами/дверьми/чувствами дома/души человека и свирепо лающего/кидающегося на всех непрошеных гостей/разбойников/воров/страсти/порочные прилоги, в противность беспечности - от авт.);
  4 и если кто будет слушать голос трубы, но не остережёт себя, – то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове (т. е. он погибнет во зле своём - от авт.).
  5 Голос трубы он слышал, но не остерёг себя, кровь (принятое зло - от авт.) его на нём будет (т. к. он согласился с ним); а кто остерёгся (отсёк страсть - от авт.), тот спас жизнь свою.
  6 Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу (образ беспечности - от авт.), и народ (все совокупные силы/способности естества - от авт.) не был предостережён, – то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь (функциональность - от авт.), сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража (внимательности как основы трезвения - от авт.).
  7 И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня.
  8 Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрёшь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.
  9 Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.
  (Иез. 33)"
  "1 И было слово Господне к Ионе вторично:
  2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
  3 И встал Иона и пошёл в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
  4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!
  (Ион. 3)"
  "15 Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир ...
  (Нм. 1)"
  "4 И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф.
  5 Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.
  6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.
  7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.
  (Мал. 2)"
  "17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
  23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия,

  (Мф. 4)"
  "19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
  20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
  27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 
 
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 

 (Мф. 10)"
  "38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
  39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее ...
  (Мк. 1)"
  "18 И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
  19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
  20 И пошёл и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
  (Мк. 5)"
  "19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

  20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
  21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
  22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
  23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
  24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.
  25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании.
  (Иак. 1)"
  "19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
  20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.
  (Иак. 5)"
  "15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
  10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
  11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

  (1 Петр. 3:15; 4:10-11)"
  "1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
  2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
  3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
  4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
  5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
  16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
  17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
  18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
  19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
  20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
  21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
  22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
  23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
  24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
  25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
  26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.
  27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
  28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
  29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
  30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
  31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
  39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать (проповедывать слово Божие - от авт.) , но не запрещайте говорить и языками;
  40 только всё должно быть благопристойно и чинно.

  (1 Кор. 14)"
  "12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом,
  13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.
  14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
  15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
  16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
  17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
  (2 Кор. 2)"
  "25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. 
  29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 

  (Еф. 4)"
  "19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 
  (Еф. 5)"
  "14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
  15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
  18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
  19 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
  20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.

  (Еф. 6)"
  "1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
  2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
  3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
  4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
  5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
  6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
  7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
  8 Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
  9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
  10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
  11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
  12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
  13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
  14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
  15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
  16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
  17 а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
  18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
  19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
  20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
  21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
  22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
  23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
  24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
  25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
  26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
  27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
  28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога,
  29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
  30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
  (Филип. 1)"
  "16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
  (Кол. 3)"
 "3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
  4 дабы я открыл её, как должно мне возвещать.
  "6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. 

  (Кол. 4)"
  "5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, ...
  (1 Фесс. 1)"
  "1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
  2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
  3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
  4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
  5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
  6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
  7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
  8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
  9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
  10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
  11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
  12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
  13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих.
  (1 Фесс. 2)"
  "11 Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. 
  14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

  (1 Фесс. 5)"
  "1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
  2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
  3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
  4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
  5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.
  (2 Тим. 4)"
  "15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя. 
  (Тит. 2)"
  "13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
  (Евр. 3)"
  "24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
  25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
  (Евр. 10)"
  "10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
  11 Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог?
  12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
  (Исх. 4)"










 "Как говорить с детьми о Боге: 5 ошибок родителей
  1. Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов. Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?».
  Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.
  Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.
  Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.
  Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.
  Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.
  И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.
  2. Возмущение неподобающей формой вопроса. Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.
Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержат.
  3. Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством. Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.
  Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору. Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?
  Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.
  4. Одноразовый ответ. Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»
  Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны. Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.
  5. Переоценка своих познаний. Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.
  Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).
  Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.
(Протоиер. Андрей Близнюк)"








"Бывает, что произносимые нами слова приносят жизнь человеку - его сердце вновь делается от них живым, ум озаряется, воля подвигается к добру, всё естество его делается новым, — это слова жизни. Дай Бог нам говорить их друг другу.
(Митр. Антоний Сурожский)"






"Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти.
(Прп. Антоний Оптинский)"






"У людей ничего нет честнее слова. Слово столь важно, что словом и благодарением мы Бога чтим (славим - от авт.). Употребляя же слова непотребные или бесчестные, мы тем самым лишь обличаем непотребство души своей.
(Прп. Антоний Великий)"






"Человеческое дело - говорить, обличать, увещевать; но Божие - в сердцах действовать: ибо проповедуемое слово Божие - как орудие, через которое Святой Дух в сердцах слушающих его действует. 
(Свт. Тихон Задонский)"






"Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив - грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать в спорах, беспорядки и войны.
(Свт. Нектарий Эгинский)"



Похожее изображение



"Доброе дело - проповедать пред всеми милость Божию и возвещать братиям своим великое Его благоутробие и неизреченную благодать, какую имеет Он к нам.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Ничего не благословляю говорить о других такого, что может о них распустить нехорошую молву; а назидательное, полезное – долг наш говорить.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"





"Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса (в значительной части бессознательно) является истинной и бессомненной проповедницей Православия.
(Свт. Иоанн Шанхайский (Максимович))"






  "Отец Гавриил сидел в Тбилиси, на проспекте Руставели держа в руке крест, а рядом с ним стояли иконы. Он смело и громко проповедовал во славу Иисуса Христа. Сотрудники милиции его много раз предупреждали, чтобы он не проповедовал так громко. Но когда эти увещевания не помогли, то милиция посадила его на мотоцикл и забрала в участок. Когда отец Гавриил ехал с милицией на мотоцикле, он поднял крест наверх и начал ещё громче проповедовать: любите Бога нашего Иисуса Христа, любите крест наш...
  Мчался мотоцикл и как флаг развевалась мантия отца Гавриила. Это было зрелище, на которое обратило внимание ещё большее количество людей. Взволнованный милиционер спросил: "Ну что ты делаешь?" На что отец Гавриил ответил: "Я-то ничего не делаю. Зато ваши сотрудники прославили меня на весь Тбилиси."
(Из жизни Прп. Гавриила (Ургебадзе)"






 
  ""Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие". В настоящее время подобное слово может показаться совершенно несовременным, отсталым от века, несогласным со взглядом большинства людей, потому что любимое выражение нынешних людей, оправдываемое делом, такое: ни в чём себе не отказывай, если можешь, живи в своё удовольствие - ведь жизнь коротка, спеши наслаждаться. Сегодня живы, а завтра умрём и - конец нам.
  Но проповедник слова истины (истинный христианин - от авт.) не должен потворствовать духу века - он должен говорить чистую истину Божию, идти против ложного направления духа времени, исправлять ложные мнения и направления (жизненные ценности/приоритеты - от авт.) людей.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"







"Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






  "У меня сейчас много людей знакомых очень богатых. Вот, один говорит, счастья нет. Начал отдавать — все срослось: друзей много появилось, жена любит, детей нарожал... Также «капусту рубит», но только отдает все. В Суздале храмы отремонтировал, землю выкупил для монастыря — вот, что христианство. С себя надо начинать: бросить бухать, колоться... Вот два парня под Киевом 9 лет сидели на героине, а потом уехали в лес, поставили две палатки — теперь вокруг них на 400 человек реабилитационный центр.
  Сами бывшие торчки - жизнь кладут для людей. Вот как можно жить. У меня в жизни всякое было. Завтра в Северодвинске будем на эту тему разговаривать. Если хотя бы один из тысячи услышит - и то хорошо! Затем и живу сейчас. Стал ездить с такими встречами довольно много. Зовут. Радостно, что зовут не с рок-н-роллом, а с такими беседами. Мне есть чем поделиться.
(Пётр Мамонов)"







  Один человек спросил у Сократа:
  — Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
  — Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три  сита.
  — Три сита?
  — Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
  — Нет, я просто слышал это.
  — Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
  — Нет, напротив.
  — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
  — Нет, в этом нет необходимости.
  — Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
  Итак, три сита — ПРАВДА, ДОБРОТА, ПОЛЬЗА ...


















  Правословие противостоит пороку празднословия (с его разновидностями злоречия/злословия, осуждения, сквернословия и пр.) и является проявлением открытости правильной и дерзновения...
  Самыми яркими проявлениями правословия являются проповедь слова Божия Самим Господом Иисусом Христом (Богом Слово) и Его апостолами (посланниками):

  "14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
  15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
  (Рим. 10)"
  "1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
  2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
  3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
  4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
  5 чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
  (1 Кор. 2)"


  О правословии (проявляющемся напр., в проповеди Слова Божия, обличении, пророчестве и пр.) весьма немного писали св. отцы, вполне обоснованно боясь соблазнить немощных людей к празднословию (к пороку) вместо добродетели...
  Правословие предполагает в говорящем наличие как любви, так и рассудительности, одновременно - что бывает весьма редко (как правило, лишь у достигших бесстрастия - у совершенных христиан)...
  Безрассудные/неискусные/неопытные христиане очень легко могут придти к иллюзии/мнению/прелести/заключению о том, что они способны нести свет истины/любви людям и жестоко при этом ошибаясь и погибая в гордости/прелести, поскольку невозможно нести кому бы-то ни было что-либо, не имея реально этого у себя (в себе)...

  "1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
  2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело.
  (Иак. 3)"


"Каждому из нас более должно заботиться (в первую очередь - от авт.) о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам по себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многими различными аргументами.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






  Ценность же истинного правословия состоит в том, что она развивает/усиливает в правильно говорящем свои замечательные причины - любовь (благость/милость) и рассудительность (не говоря уж о том, что способствует покаянию/оглашению/спасению/Спасению/воцерковлению/воЦерковлению ближних)...
  Святоотеческое предание свидетельствует о том, что даже и совершенные - великие св. отцы старались в подавляющем своём большинстве хранить молчание, боясь впасть в самомнение/гордость/тщеславие/прелесть и пр. - они предпочитали молчание правословию как наиболее безопасный путь своего спасения, открывая рот лишь в крайних случаях...

"Говорить о Боге – великое дело, но гораздо большее - очищать себя для Бога: потому что «в лукавую душу не войдёт премудрость».
(Свт. Григорий Богослов)"





"Если человек будет помнить изречение Писания: "От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишься", то решится лучше молчать.
(Прп. Пимен Великий)"





  Только малое число св. отцов имели особое дерзновение Божие к правословию, блистая проповедью слова Христова (за исключением апостольских времён проповеди Евангелия и более поздней миссионерской деятельности)...
  Хотя любой священник, а тем более церковный иерарх (да и мирянин по слову св. ап. Петра) обязан развивать дар правильного слова ради спасения своей паствы и ближнего, и для исповедания своей веры перед неверными, если те требуют отчёта в ней... 

  "9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
  10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
  11 И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
  (Деян. 18)"

"Что такое талант, и как нам приумножить его? Думаю, что эта притча о всяком даре Божием. О том, что каждый, какую бы благость от Бога ни удостоился получить, должен приумножить её, обращая в благодеяние и пользу для многих, потому что никто не лишён части в Божией благости. Кто бережет только для себя какой бы то ни было дар Божий, а не оказывает благодеяний другим, тот осуждается как скрывшийталант. 
(Свт. Василий Великий)"





"Велика награда пекущимся о братьях и великое наказание не заботящимся о их спасении.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "И мне недолго быть с вами и вам — со мною (мною, 30-летним): жизнь скоротечна, а блаженная или мучительная вечность наша — несомненна. Поэтому, пока я с вами и вы — со мною, мне должно сказать вам всю волю Божию о вас, чтобы не быть мне на Страшном суде Бога моего в ответе за вас.
  Я не буду смотреть, приятно или нет вам слушать меня, а буду делать свое дело. Правда колет глаза, и истина иногда нужна для слушателей, но и лекарства часто бывают для больных остры и тяжелы. Нужно ли поэтому молчать, оставаться в бездействии и не лечить больного!?
  Но что же тогда звание мое, обязанность моя? Разве я презрен на церковной кафедре? Разве я не учитель веры? Разве я не пастырь вверенных мне овец? Разве я не совершитель тайн веры?
  Нет, «забвена буди десница моя, если она не будет начертывать на хартии слова истины, прилъпни язык мой гортани моему», если он не будет обращаться в устах моих для изглаголания правил веры и спасения!
  Да помрачится и заглохнет во мне и без того несветлый ум мой, который для того и дан мне, чтобы я знал и другим сообщал глаголы живота вечного. Да распадется сердце мое, охладевшее к делу Божию!
  Нет, пока я имею смысл и память, дотоле буду помнить, что «горе мне есть, аще не благовествую», что Пастыреначальник Небесный взыщет от руки моей крови погибших от моего нерадения и лености овец Своих.
  Проповедник пусть уподобляет себя полевому работнику, который и пашет не своим плугом, и сеет господское, вверенное ему семя, и которому редко, весьма редко суждено дожить до всходов и жатвы. Его дело — предварять утро, рачительно возделывая землю, сеять на ней чистое семя руками неленостными и омовенными в надежде чистого плода, когда Господь оросит ниву Свою дождём ранним и поздним.
  Я — труба славы Божией, и потому яко истая (ревностная, дерзновенная) труба всегда должен возвышать глас свой пред народом, в церкви и в домах. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)






  Бог дал способность говорить человеку не для того, чтобы он закопал свой талант, но, чтобы упражняясь в исполнении заповедей Христовых, смиряться и развивать дар слова - единственную/эксклюзивную возможность, полученную от Творца мира только человеком (венцом творения)... 
  Даже ангелы, не имея тела и поэтому не имея речевого аппарата, не обладают способностью к говорению (к речи) - они используют для общения лишь бессловесную силу ума (безмолвие)...
  К сожалению, из-за умножения беззакония (порочности) и безрассудства, в людях значительно оскудела любовь - поэтому их способность к правословию весьма мала...
  Приобретается правословие покаянием в празднословии, упражнением в молчании и усердной жизнью по всем заповедям Христовым, смиряющей человека и позволяющей ему благодатью Божией возрастать и в любви, и в рассудительности, и в дерзновении, и правильной открытости проявлением которой и является правословие...

  Возрастает человек в правословии покаянием в празднословии и жизнью по всем остальным заповедям Христовым, усиливающей его в славолюбии добром, в смирении и в рождающей их любви...


  Замечательным материалом на данную тему являются как соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, так, собственно и сама по себе вся его профессорская/лекторская/огласительная/проповедническая деятельность (яркий/великолепный пример истинного правословия)...
  Ссылка прилагается:  
  http://www.alexey-osipov.ru/



 

 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
Категория: Добродетели | Добавил: sglouk (18 Янв 17)
Просмотров: 782

Поиск