"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Добродетели

Премудрость (Мудрость)
 
  - радование Христа рассудительной жизнью (рассудительными действиями/поступками - как внешними/телесными, так и внутренними/духовными/душевными)...
 

 
 
 
  "40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
  52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
  (Лк. 2)"
  "1 Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
  2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
  3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
  4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
  (3 Ин.1)"
  "22 И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью.
  23 И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
  (2 Пар. 9)"
  "24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. 
  (Пс. 103)"
  "43 Кто мудр, тот... уразумеет милость Господа. 
  (Пс. 106)"
  "15 Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 
  (Прит. 13)"
  "1 Мудрая жена (личность человека - от авт.) устроит (жизнью по заповедям Божиим - от авт.) дом свой (спасёт/Спасёт своё естество - от авт.), а глупая разрушит его своими руками (погибнет/Погибнет - от авт.). 
 
 (Прит. 14)"
  "20 Вожделенное сокровище и тук (добродетели - от авт.) – в доме (в духе/душе/теле: в естестве - от авт.) мудрого (христианина - от авт.), ...
  21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
  22 Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
  (Прит. 21)"
  "12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
  13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
  (Екк. 2)"
  "24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному,
  26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному,
  (Мф. 7)"
  "14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
  15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
  16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
  (1 Петр. 1)"
  "11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
  12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
  (1 Петр.)"
  "24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ... 
  (1 Петр. 2)"



 
  "Высшая наука - быть мудрым, а высшая мудрость - быть добрым (т. к. мудрость - частный случай/проявление доброты - от авт.). (Свт. Тихон Задонский)"
  "Не тот мудр, кто всех судит, а тот, кто всех любит. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Для любящих Господа испытания становятся упражнениями, тренирующими душу в мудрости. Христианство – подлинная мудрость, которую христианин должен познать, и ни один человек, не став мудрым, не приблизился без мудрости к известной мере совершенства. (Свт. Нектарий Эгинский)"



 

  "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем. 
  Вопрос: «Как жить?» Ответ: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
  Вопрос: «Как жить?» Другой ответ: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
  Жить можно и в миру, только — не на юру, а жить тихо.
  Ты не тужи, что у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось; связала, и опять помчала. На вопрос: «Что это значит, батюшка?» — старец ответил: «А вот ехал богатый барин на тройке; у него и лошади были хорошие, и сбруя ременная. Ехал и бедняк. У того и лошадь была плохая, и вся сбруя — лыко да мочало. Оба попали в зажору. У обоих сбруя порвалась. Высвободившись кое-как из зажоры, бедняк связал свое лыко да мочало, и поехал себе вперед, а богатый остался на месте — ременные гужи надо было сшивать».
  Вопрос: «Что значит жить по сердцу?» Ответ: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других всё хорошее».
  «Смотри, Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона». Ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите.
(Из жития прп. Амвросия Оптинского)"

 

 

  "Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души, чтобы, - приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, - жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком как глазом, быть нам в состоянии - не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись Божественного дара, соделаться достойными Господа. 
  Во-первых должно ему твердо уверовать в Господа, всецело посвятить себя словесам заповедей Его, во всем отречься от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым; всегда надлежит ему пребывать в молитве и не отчаиваться, ожидая непрестанно посещения и помощи от Господа и во всякое время имея сие целью ума своего. 
  Потом надобно ему всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха; например, принуждать себя быть смиренномудрым пред всеми людьми, почитать себя всех низшим и худшим, не ища ни от кого чести, или похвалы, или славы, как написано в Евангелии, но иметь всегда пред очами единого Господа и заповеди Его, желая угождать Ему единому. 
  Подобно сему пусть, хотя бы и не хотело сердце, принуждает себя к кротости, как говорит Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; а также, по мере сил, с принуждением пусть приучает себя быть милостивым, снисходительным, человеколюбивым, добрым, как говорит Господь: будьте добры и снисходительны, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть; и еще говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите; и еще: принуждайте себя; потому что нуждницы восхищают царствие небесное, и: подвизайтеся внити сквозе тесная врата. 
  Да имеет же человек всегда пред очами, как незабвенный образец во всегдашней памяти, Господне смирение и жизнь, и обращение с людьми. И, сколько есть сил, да принуждает себя постоянно пребывать в молитвах, во всякое время прося с верою, чтобы Господь пришел и вселился в нем, усовершил и укрепил его во всех заповедях Своих, и чтобы душа его соделалась обителью Иисуса Христа. 
  И таким образом, если что делает теперь с принуждением и против желания сердца, стараясь приобучать себя на всякий час к добру, всегда памятовать о Господе и ежечасно ожидать Его в великой благости и любви; то Господь, видя такое его произволение и доброе рачение, как он непрестанно принуждает себя к памятованию о Нем и ко всему доброму, к смиренномудрию, к кротости, к любви, как стесняет не хотящее сердце и, сколько есть сил, понуждает себя идти вперед, то, говорю, Господь сотворит с ним милость Свою, избавит его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Духом Святым. 
  И таким образом, без принуждения уже и без всякого труда всегда будет он в самой истине исполнять заповеди Господни, лучше же сказать, сам Господь совершит в нем заповеди Свои и плоды Духа, как скоро человек плодоприносит в чистоте. Но надобно, чтобы приступающий к Господу, даже против желаний сердца, сперва принуждал себя к добру, постоянно с несомненною верою ожидая милости Господней; принуждал себя быть милосердым, иметь сострадательное сердце, принуждал себя переносить пренебрежение, быть великодушным, когда уничижают, или бесчестят, не гневаться, по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии, принуждал себя к молитве, не имея еще молитвы духовной. 
  И тогда Бог, видя, что подвизается он столько и с усилием, даже против воли сердца, направляет себя к доброму, даст ему истинную Христову молитву, даст утробы щедрот, истинную доброту, одним словом, соблюдет ему плод духовный. А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя; то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и весельи, но нравами уподобляется он тому же, чему и прежде был подобен.   Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ея с трудом, и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения, и не искал сего усильно в молитвенном прошении.
  Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно также принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью; а таким же образом надобно принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. 
  Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному: всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от вас со всякою злобою, чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранять с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все сии начинания добродетели обратятся для него как бы в природу; потому что приходит к нему, наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов. 
  Тем, которые хотят повиноваться Божию слову, и производят добрый плод, сопутствуют следующие признаки: воздыхание, сетование, поникший взор; безмолвие, помавание главою, молитва, молчание, пребывание на одном месте, болезненный плач, болезнование сердца о благочестии, и дела: бдение, пост, воздержание, кротость, великодушие, непрерывная молитва, поучение в Божественных Писаниях, вера, смирение, братолюбие, покорность, труд, злострадание, любовь, благость, честность и всецелый свет, то есть Господь. 
  Кто намерен тесным путем войти в дом сильного, и расхитить сосуды его, тот должен не телесным довольствоваться здравием, но укрепляться благим Духом, имея в памяти сказавшего: плоть и кровь царствия Божия не наследят. Как же должно укрепляться Духом? Внимать должно Апостолу, который говорит, что премудрость Божия людьми вменяется в безумие. И Пророк говорит: видел я Сына человеческого, и вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих. 
  Посему, кто желает соделаться сыном Божиим, прежде всего должен подобно Господу смириться, терпеть, когда его считают безумным и бесчестным, не отвращать лица своего от заплеваний, не гоняться за славою, за красотою века сего и за чем-либо подобным, не иметь где главу приклонить, переносить поношение и уничижение, быть у всех в презрении и попрании, подвергаться нападениям явным и тайным и противоборствовать им умом. У кого в попечении, как можно совершеннее, преуспеть в христианской жизни, тем преимущественно надлежит со всею рачительностию позаботиться о смысле, рассудке и о владычественной силе души, чтобы, в точности произведя различение хорошего и худого, и от чистой природы отделив страсти привзошедшие вопреки природе, могли они жить непреткновенно, рассудком пользуясь, как оком, и в состоянии были не соглашаться на побуждения к пороку. 
  Ибо в душе есть желание отвсюду их собирало и удерживало от земных попечений и удовольствий. Посему, Господь, когда видит, что человек живет таким образом, ведет себя с такою строгостию и готов служить Ему со страхом и трепетом, тогда подает ему помощь благодати Своей. 
  Слыша слово о царствии и будучи доведены до слез, не станем останавливаться на сих слезах своих, и не почтем себя удовлетворенными ни слухом своим, как хорошо выслушавшие, ни очами своими, как хорошо увидевшие; потому что есть другие уши, и другие очи, и другие слезы, равно как и другое разумение, и другая душа, то есть, сей Божественный и небесный Дух, который слышит, и плачет, и молится, и познает, и в действительности творит волю Божию. 
  Ибо и Апостолам, обещая высочайший дар Духа, Господь сказал: иду. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему; и еще: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину. Он будет молиться, Он будет и плакать. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, говорит Божественный Апостол, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными; потому что самому только Духу явна Божия воля. Сказано: Божия никтоже весть, точию Дух Божий. 
  И в день Пятидесятницы, когда, по обетованию, снисшел Утешитель, и сила благого Духа вселилась в душах Апостолов, совершенно снято с них покрывало греха, страсти приведены в бездействие, открылись у них сердечные очи; и тогда уже, исполнившись премудрости и возведенные Духом в совершенство чрез сего же Духа, соделавшегося в душах их владычественным и царственным, научились исполнять волю Божию, и Им же были руководимы на всякую истину. Посему, когда и с нами бывает, что, слыша Божие слово, начинаем плакать, будем с несомненною верою умолять Христа, чтоб и к нам истинно надеющимся пришел Дух, слышащий и молящийся согласно с Его волею.
(Прп. Макарий Великий)"

 

  "Премудрый Соломон говорит: начало премудрости страх Господень. Итак, чтобы приобрести премудрость, которая необходима для исполнения заповедей Божиих, мы должны прежде приобрести страх Господень. Премудрый Соломон говорит также: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота. Человек, надмевающийся сердцем, для всех ненавистен, потому что делá его показывают надменность. От гордости он впадает во многие грехи.
  Все грехи ненавистны Богу, но всех ненавистнее — гордость сéрдца. Человек, который с гордым сердцем или сам просит у другого, или подает другому советы, подобен человеку, вливающему воду в просверленный сосуд, или подобен тому, который говорит с птицей, мимо пролетающей. Безопаснее жить с гидрою и драконом, нежели с человеком гордым. Дракон, если увидит нагого человека, опустивши голову, удаляется. Но гордый человек не чувствует никакого стыда по причине гордости сéрдца своего. Диавол за гордость сéрдца своего низвержен с неба.
  Дети мои возлюбленные, наставляйте друг друга и признавайтесь друг пред другом и пред Богом в грехах своих, чтобы Он простил вас в оных. С высоты неба Он благосклонно взирает на смиренных. Старайтесь приобрести истинную, небесную премудрость. Опасайтесь, чтобы не были отнесены к вам словá Писания: сердце безумнаго ошуюю его, но ищите мудрости, чтобы можно было сказать о каждом из вас: сердце мудраго одесную его и: рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Бог да будет со всеми вами. Аминь. 
  Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут различить добро от зла; и всего
злого и вредного для души они избегают, а о добром и полезном разумно радеют и делают то с великой благодарностью к Богу. Только они одни должны по правде называться умными людьми. 
  Возлюбленные мои, когда человек старается искоренить в себе зло, возлагает упование свое на Бога, удаляется всех грехов и слезами, сокрушением сéрдца, воздыханиями, постом, бдением, смирением, теплыми и частыми молитвами к Богу стремится к совершенству, то Бог по Своей благости помогает ему и очищает его от всех душевных страстей, как говорит Давид: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. 
  Будьте снисходительны к слабым и сострадательны к бедным; старайтесь достигнуть Божественной радости верою, надеждою, любовию, смирением, страхом Божиим, различением добра от зла, благочестием, миром, святыми размышлениями и любовию к братиям. Кто имеет сии добродетели, тот имеет брачную одежду и исполняет заповеди Духа.
  Непрестанно размышляй о смерти, никогда не говори о вещах мирских, никогда не исполняй собственных своих порочных желаний.
  Люби милосердие, облекись в веру; не попускай сердцу своему злоумышлять злое, но понуждай его воздавать добром за зло, взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах.
  Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло: и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни, поистине, должны именоваться умными людьми.
  Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому, и единственно тому, поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. Ибо как неуместно не благодарить врачей за оздоровление тела, и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, так неуместно и оставаться неблагодарными к Богу за то, что кажется нам нерадостным, — не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. В таком разумении и в такой вере в Бога — спасение и покой души.
  Если, почитая богатство и полное им наслаждение одною кратковременною призрачною суетою и ведая, что добродетельная и богоугодная жизнь лучше богатства, ты твердо будешь стоять в сем убеждении и содержать то в памяти; то не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого–либо, но за все будешь благодарить Бога, когда увидишь, что худшие тебя прославляются за краснословие или ученость и богатство. Ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины, суть самые злые страсти души.
  Не должно говорить, что невозможно человеку проводить добродетельною жизнь, но что это нелегко. И точно, не для всякого без различия удободостижимо это; но только те из людей приобщаются добродетельной жизни, которые благочестивы и имеют боголюбивый ум. 
  Поистине должно людям надлежащим образом устроить свою жизнь и нравы. Когда это будет исправлено, тогда удобно познается и Бог. От всего сердца и со всею верою чтущий Бога промыслительно получает от Него помощь к укрощению гнева и похоти. Похоть же и гнев суть причина всех зол.
  Нам должно показывать, что мы люди не тем, что так устроены телесно, но тем, что истинно умны в душе, — тем, что покорствуем закону благожития, т. е. добродетельной и богоугодной жизни. Истинно умная и боголюбивая душа знает все, чему как следует быть в жизни, и Бога любительно умилостивляет, и благодарит Его искренно, к Нему стремясь всем желанием и всею мыслью.
  Как кормчие и кучера, при сообразительности и старании, успевают быть исправными в своем деле, так и тем, кто ревнуют о правой добродетельной жизни, должно внимательно соображать и заботиться о том, как бы пожить достодолжно, и богоугодно: ибо хотящий сего и убедившийся в возможности для него достигнуть желаемого, верою достигает нетления (чистой жизни).
  Напоминай себе, что непрестанно должно являть себя умным, но являть доброю жизнью и самыми делами. Так и больные находят и признают врачей спасителями и благодетелями не по словам, а по делам.
  Чья душа действительно умна и добродетельна, это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений.
  Напоминай себе, что непрестанно должно являть себя умным, но являть доброю жизнью и самыми делами. Так и больные находят и признают врачей спасителями и благодетелями не по словам, а по делам.
  Чья душа действительно умна и добродетельна, это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений.
  Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кто приносят пользу, кто ведут к познанию воли Божией; ибо она есть путь, которым люди опять возвращаются к жизни и свету вечному.
  Тем, кто стараются жить добродетельно и боголюбиво, надобно отстать от самомнения и всякой пустой и ложной славы и стараться о добром исправлении жизни и сердца. Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу.
   Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным убеждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела. Добрый и боголюбивый человек, истинно познавший Бога, покоя себе не дает, делая все без исключения угодное Богу. Но такие мужи редко встречаются.
  Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека. Но как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, дождя и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига, рассуждения, времени, пождания, воздержания, терпения, пока явятся во всем блеске своем. Впрочем, если ради их покажешься ты иногда кому–либо мужем благоговейным, не верь себе, пока находишься в теле сем и ничего своего не считай вполне угодным Богу. Ибо знай, что неудобно (трудно) человеку до конца сохранить безгрешность.
   Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и все человеческое ненадежно.
  Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом. Никому не наговаривай на врага своего. Подвизайся в любви, в целомудрии, в терпении, в воздержании и подобном; ибо то и есть познание Бога, чтоб посредством смиренномудрия и подобных добродетелей последовать Богу. Но такие дела не всякому свойственны, и только душе умной.
  Священное Писание говорит: се, дах пред лицем твоим жизнь и смерть, благо и зло; то есть: Я предложил тебе два пути — путь добродетели и путь порока. Что путь порока ведет в глубину ада, о сем говорит то же Священное Писание.
   Итак, будем удаляться его и ходить по тому пути, по которому ходили святые, ибо блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Чтобы ходить по пути святых, дóлжно исполнять закон Господень, то есть: иметь чистоту тéла, чистоту зрения, чистоту осязания, чистоту слуха и наипаче — чистоту сéрдца. А для сего дóлжно воссылать к Богу молитву Псалмопевца:сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Аминь.
  Добрым и мудрым человеком нельзя сделаться вдруг, но это достигается внимательным рассуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и сильным желанием доброго дела. 
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "Рай и ад начинаются на земле.Суди себя сам, и Господь не осудит. Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи. Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи. И хлебом обожраться можно. 
  Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. На хлеб и воду еще никто не жаловался. Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.
  Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд. Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями. Смирение может весь мир покорить. 
  Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего. У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце. 
  Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно. Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному. Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы. 
  Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. 
  Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.
  Укоряют - не укоряй. Гонят - терпи. Хулят - хвали.
  Осуждай сам себя - так Бог не осудит.
  Покоряй волю свою воле Господней.
  Никогда не льсти.
  Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего - ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь. 
(Прп. Серафим Саровский)"

 


 
  "Когда видишь вещи, красивые на вид и ценимые на земле, помысли, что все они ничтожны, как сор какой, сравнительно с красотами и богатствами небесными, которые, несомненно, получишь ты по смерти, если презришь весь мир.
  Обращая взор свой на солнце, помысли, что душа твоя более, чем оно, светла и прекрасна, если состоит в благодати Творца своего; а если нет, то она мрачнее и мерзостнее самой преисподней тьмы.
  Взирая очами своими на небо, устреми очи души твоей в самое высшее, пренебесное небо и прилепись к нему помыслом своим, так как оно уготовано в вечное блаженное жилище тебе, если здесь, на земле, проживешь беспорочно и свято.
  Слыша трели птиц на древах в весеннее время и другие мелодичные пения, возвысь ум свой к сладчайшим песнопениям райским и помысли, как там непрестанно всюду раздается эхо от Аллилуия и других ангельских славословий, и моли Бога, да сподобит тебя вечно песнословить Его вместе с оными небесными духами.
  Когда почувствуешь, что увлекаешься чьею-либо красотою, приведи на мысль, что под сею привлекательностью кроется преисподний змий, готовый убить тебя или хоть поранить. Потом, обратясь к Богу, скажи: "Благословен Ты, Боже мой, обнаруживший предо мною скрытного врага моего и не давший меня в ловитву зубам его."
  Когда идёшь куда, при каждом шаге и ступании ноги твоей помышляй, что таким же образом продвигается вперед и твоё приближение ко гробу. Также, видя птиц, парящих в воздухе, или реки, быстро катящие воды свои, помышляй, что еще с большею скоростью жизнь твоя летит, спеша к концу своему.
  Когда подымутся бурные ветры и на небе, покрытом мрачными тучами, начнут раздаваться всепотрясающие громы и воссиять ослепительные сверкания молнии, тогда вспомни о Страшном Дне судном и, преклонив колена, поклонись Господу Богу твоему и помолись Ему, да даст Он тебе время и благодать добре приготовиться к непостыдному предстоянию тогда пред лицом Его страшного величия.
  Когда случатся тебе разные неприятности, не забывай и при них упражнять ум свой назидательными помышлениями о них и по поводу их, а главное, вот что делай: возносись к созерцанию всеправящей воли Божией и старайся восставить в себе убеждение, что это для блага твоего и твоего спасения всеблагая премудрость и праведная воля Божия благоволила положить, чтоб ты потерпел то, что терпишь в сие время, и в той мере, как терпишь. Посему в таких случаях, радуясь о любви, какую показывает тем тебе Бог, и о том, как Он дает тебе случай показать, как охотно и любовно покорствуешь ты воле Его во всем, что благоугодно Ему послать тебе, скажи от сердца: "Се исполняется на мне воля Божия, по коей от века по любви ко мне положил Он, чтобы я потерпел настоящую неприятность или скорбь, или потерю, или напраслину. Буди благословенно имя Благостнейшего Владыки моего".
  Когда придёт тебе на ум какой добрый помысёл, обратись к Богу и, осознав, что он Им послан, благодари Его.
  Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что под каждым словом сокровенно присущ Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст.
  Если в то время, как солнце царствует на небе, увидишь, что подходит тьма и помрачает свет его, как бывает при затмениях, воспечалься и помолись Богу, чтоб Он не попустил тебе впасть во тьму кромешную.
  Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если ты удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь Неба и внидешь в него в преславном торжестве.
  Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам.
  Иконы святых да представят уму твоему, сколько имеешь ты ходатаев к Богу, всегда о тебе молящихся, и сколько споборников тебе в непрестающей брани твоей, которые, сами мужественно боровшись всю жизнь с врагами и препобедив их, и тебе открыли и указали бранное поприще, которое бодренно прошедши с помощью их, будешь и ты вместе с ними украшен венцами победными в вечной славе небесной.
  Когда увидишь церковь, тогда между другими спасительными помышлениями припоминай и то, что душа твоя также есть храм Божий, как написано: вы есте церкви Бога Жива, и что потому ты должен блюсти ее чистою и непорочною.
  Всякий раз, как слышишь благовест, приводи на память архангельское приветствие: Богородице Дево, радуйся, и следующие восставляй в себе мысли и чувства: благодари Бога за ниспослание с неба на землю этой благой вести, ставшей началом устроения нашего спасения; войди в сорадование Приснодеве о том преестественном величии, до коего возвысилась Она глубочайшим Своим смирением; вместе с Нею, блаженнейшею Матерью, и Архангелом Гавриилом поклонись Божественному Плоду, Который тотчас же зачался тогда в Пресвятом чреве Ее. Ты хорошо сделаешь, если почаще будешь повторять Ее песнь в продолжение дня, сопровождая то изложенными пред сим чувствами; три же раза повторять, утром, вечером и в полдень, поставь себе за неотложный закон.
  И коротко скажу тебе: будь всегда бодрствен и внимателен в отношении к чувствам своим и никак не допускай, чтобы то, что ты восприимешь чрез них, возбуждало и питало страсти твои; напротив, так сим пользуйся, чтоб это ни на волос не уклоняло тебя от твоего решения всегда и во всем являть себя благоугодным Богу или стоящим в воле Его. А этому, кроме предложенного пред сим возведения мыслей от чувственного к духовному, наиболее может способствовать еще в первых главах высказанное правильце - ничем сразу не увлекаться и ни от чего сразу не отвращаться, но рассуждением твердым и строгим определять, как должно в данном случае отнестись к впечатлениям чувств, чтоб это было сообразно с волею Божией, известною нам из заповедей Его.
  Непрестанно ты должен, собрав весь свой ум в сердце, пребывать там с Господом, имея Его и как руководителя, и как помощника к препобеждению врагов и страстей, то простым противлением им внутренним, то делами добродетели, противоположными им. Сказанное же мною сказано для того, чтоб ты знал то и пользовался тем, когда нужно. 
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 

 
"Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей — вот наша доля. Нам предлежит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностию к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистию ко греху. Примирившимся свойственна святая любовь. Не столько мы ищем ее, сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее. Обличив в заблуждении того, кто был удовлетворен собою по своим самомнению и слепоте, призвав его к ревностному покаянию, Господь произнес следующее утешение и обетование: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"












 
 
 
  Рассудительность - совокупность ведения (знания абсолютных истин, относящихся к Божеству и подаваемых человеку только Богом по мере его смирения или по особому промыслу Божию) и благоразумия (знания истин относительных, относящихся к творению Божию)...
  Добродетель премудрости (жизни, соответствующей рассудительности) противостоит пороку безумия...
  Мудрость - качество христианина, являющееся одновременно и следствием, и причиной его усердной, тщательной жизни по всем заповедям Христовым (в первую очередь - со страхом Божиим):

  "7 Начало мудрости – страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;
  (Прит. 1)"
 
  Строго говоря, премудрость - это и есть собственно усердная жизнь человека по всем заповедям Христовым...
  Премудрость - суть обладание всеми добродетелями...
  Степень премудрости в человеке может быть разной и растет в нем с минимального значения до максимума, определенного Христом, по мере его воцерковления...
  Степень премудрости человека прямо пропорциональна качеству и интенсивности его жизни по заповедям Иисусовым...
  Чем качественнее и интенсивнее человек исполняет заповеди Христовы, тем выше и степень его премудрости...
  И наоборот - чем выше уровень премудрости у человека, тем качественнее и интенсивнее он исполняет заповеди Иисусовы...
  Отсюда следует, что степень премудрости в человеке напрямую связана с с его жизненным опытом (с количеством и качеством его жизненного багажа)...
  Таково одно из правил духовной жизни...
  Но бывают и исключения из правил, которые эти правила как раз и утверждают...
  Библия свидетельствует о царе/пророке Соломоне (сыне Давидовом), получившим премудрость от Бога еще смолоду (не имея необходимого для этого жизненного опыта) - по благодати...
  Как и следовало ожидать (ибо всё, получаемое "на халяву" не ценится и легко растранжиривается), Соломон в зрелом возрасте отвратился от премудрости и устремился жизнь безумную...
  Библия умалчивает о последних днях жизни царя Соломона...
  Но судя по тому, что на иконостасах многих православных храмов царь-пророк Соломон изображается как святой Божий, можно со всей категоричностью утверждать, что к концу своей (увы, нечестивой) жизни, он все-таки покаялся и опять обрел утраченную ранее премудрость... 
  Соломон и Иисус (сын Сирахов) в своих соответствующих книгах по праву определяют огромное значение премудрости:
 
  "12 Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; 
  13 она даже упреждает желающих познать ее. 
  14 С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих. 
  15 Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот, 
  16 ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. 
  17 Начало ее есть искреннейшее желание учения, 
  18 а забота об учении - любовь, любовь же - хранение законов ее, а наблюдение законов - залог бессмертия, 
  19 а бессмертие приближает к Богу; 
  20 поэтому желание премудрости возводит к царству. 
  (Прем. 6)"
  "7 Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. 
  8 Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею; 
  9 драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею. 
  10 Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. 
  11 А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее; 
  12 я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она - виновница их. 
  13 Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, 
  14 ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения. 
  15 Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. 
  16 Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. 
  17 Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, 
  18 начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, 
  19 круги годов и положение звезд, 
  20 природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. 
  21 Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. 
  22 Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, 
  23 благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. 
  24 Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. 
  25 Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. 
  26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. 
  27 Она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; 
  28 ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. 
  29 Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; 
  30 ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. 
  (Прем. 7)"
  "1 Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. 
  2 Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее. 
  3 Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее: 
  4 она таинница ума Божия и избирательница дел Его. 
  5 Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает? 
  6 Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? 
  7 Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. 
  8 Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. 
  9 Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. 
  10 Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; 
  11 окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. 
  12 Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. 
  13 Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. 
  14 Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; 
  15 убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. 
  16 Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость. 
  17 Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью - бессмертие, 
  18 и в дружестве с нею - благое наслаждение, и в трудах рук ее - богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею - разум, и в общении слов ее - добрая слава, - я ходил и искал, как бы мне взять ее себе. 
  19 Я был отрок даровитый и душу получил добрую; 
  20 притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. 
  21 Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, - и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, - я обратился к Господу и молился Ему, и говорил от всего сердца моего: 
  (Прем. 8)"
  "1 Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек. 
  2 Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? 
  3 Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует? 
  4 Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости - от века. 
  5 Источник премудрости - слово Бога Всевышнего, и шествие ее - вечные заповеди. 
  6 Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? 
  7 Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. 
  8 Он произвел ее и видел и измерил ее 
  9 и излил ее на все дела Свои 
  10 и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. 
  14 Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. 
  15 Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится. 
  16 Полнота премудрости - бояться Господа; она напояет их от плодов своих: 
  17 весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их - произведениями своими. 
  18 Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. 
  19 Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих ею. 
  20 Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие. 
  25 В сокровищницах премудрости - притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. 
  26 Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе, 
  27 ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость.
  21 Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому. 
  22 Кто размышляет в сердце своем о путях ее, тот получит разумение и в тайнах ее. 
  23 Выходи за нею, как ловчий, и строй засаду на путях ее. 
  1 Боящийся Господа будет поступать так, и твердый в законе овладеет ею. 
  3 напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его. 
  4 Он утвердится на ней и не поколеблется; прилепится к ней и не постыдится. 
  5 И она вознесет его над ближними его, и среди собрания откроет уста его. 
  6 Веселье и венец радости и вечное имя наследует он. 
  7 Не постигнут ее люди неразумные, и грешники не увидят ее. 
  8 Далека она от гордости, и люди лживые не подумают о ней. 

  1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. 
  2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя
  21 Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; 
  22 ибо воспоминание обо мне слаще меда и обладание мною приятнее медового сота. 
  23 Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. 
  24 Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. 
  13 Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. 
  3 Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его.
  (Сир. 1:1-10, 14-18; 21-27; 15:1-9; 24:1-2, 21-24; 25:13; 27:3)"
 
  Полное достижение премудрости человеком в этой земной его жизни невозможно из-за т. н. первородного греха (негативных последствий, поразивших всё человечество в результате падения в раю Адама и Евы)...
  Только Христос - Сама Абсолютная Премудрость явил её людям во время Своей земной жизни как эталон её, как пример для всех людей ("Един свят, Един Господь Иисус Христос - во славу Бога Отца. Аминь (Возглас на Литургии).")...
 
  Возрастает человек в премудрости покаянием в безумии и посильным упражнением в премудрости (жизнью по заповедям Христовым, развивающей  премудрость в человеке по определению), напр.:

  "20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
  (Прит. 19)"

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 39-е прп. Симеона Нового Богослова (см. билиотеку сайта), слово свщмч. Петра Дамаскина с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры, Православие.Ру, Логослово и Серафимов...

 

 


 

                                         
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Добродетели | Добавил: samcfv (21 Авг 12)
Просмотров: 1185

Поиск